СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 1-4 класс по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 1-4 класс по русскому языку. 541 час

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 1-4 класс по русскому языку»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА СТАРОБАИШЕВО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО начальных классов заместитель директора по УВР директор МБОУ СОШ с.Старобаишево

_______________________________ ____________________________ _________________________________

Ямалтдинова Н.Н. Нафикова Г. А. Фатыхова Э.Ф.

№ 1 от 21. 08 2015 г. от 21. 08. 2015 г. Приказ № 134 от 25. 08. 2015 г



Рабочая программа

на 2015-2019 учебный год

Предмет: Русский язык

Класс: 1 - 4

Общее количество часов: 541 ч. в том числе 1 кл.-99 ч., 2 кл.-102 ч., 3 кл.-170, 4 кл.- 170

Количество часов в неделю: 1 кл.-3 ч., 2 кл.-3 ч., 3 кл.-5ч., 4 кл.-5ч.

Программа: Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1 - Москва «Просвещение», 2011.

Учебники: Л.Ф. Климанова, В.Г.ГорецкийАзбука., - М.: Просвещение, 2012 г .:В.П. Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 1 класс М.: Просвещение, 2012 г. В.ПКанакина. В.Г. Горецкий. Русский язык. 2 класс.– М.: Просвещение, 2012 г., В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс.– М.: Просвещение, 2013 г., В.ПКанакина. В.Г. Горецкий. Русский язык. 4 класс.– М.: Просвещение, 2014 г.

Учитель: Янгирова Гульчачак Фидарисовна



Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, примерной программой по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1- Москва «Просвещение», 2011 и требованиями основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с.Старобаишево.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и рекомендаций:

  • Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (ред. от 22.09.11) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования».

  • ООП НОО МБОУ СОШ с.Старобаишево (№7 от 16.01.2012г.).

Ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник 1 класс. – М.: Просвещение, 2011.

2. Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2011.

3. Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2011.

4. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Пропись 1,2.3,4. – М.: Просвещение, 2011.


1. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс.– М.: Просвещение, 2012 г.

2. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2012г.

3. Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 2 класс. – М.: ВАКО, 2012г.


1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013 г.

2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 2.– М.: Просвещение, 2013 г.

3.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Рабочая тетрадь: 3 класс: В 2 ч.– М.: Просвещение, 2013 г.



1. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс.– М.: Просвещение, 2014 г.

2. Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2014г.

3. Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 4 класс. – М.: ВАКО, 2014г.





Общая характеристика предмета.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: станов­лении основ гражданской идентичности и мировоззрения; фор­мировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспи­тании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функ­циональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, вооб­ражения, интеллектуальных и творческих способностей, основ­ным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посред­ство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в Начальных классах — первона­чальный этап системы лингвистического образования и рече­вого развития, обеспечивающий готовность выпускников на­чальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диа­логической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предме­та «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и пись­менной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение ко­торых обеспечит достижение основных целей изучения пред­мета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных пред­ставлений о системе и структуре русского языка: лексике, фо­нетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфо­логии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлени­ях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отно­шения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного ин­тереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых уме­ний, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом прин­ципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного(подготовительного), букварного (основного) и послебукварного(заключительного).

Довукварныйпериод является введением в систему языко­вой) и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие инте­реса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом эта­пе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функ­ции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с раз­личения в слове его содержания (значения) и формы (фоне­тической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подгото­вительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уро­ках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласны­ми звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность дан­ного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпиче­ское (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и со­гласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный(заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществля­ется постепенный переход к чтению целыми словами, формиру­ется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразитель­ного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения привет­ствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики,лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность но подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в про­грамме следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация

• развитие речи.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

– формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

– развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

– развитие коммуникативных умений;

– развитие нравственных и эстетических чувств;

– развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Рабочая программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Содержание систематического курса русского языка представлено и программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лекси­ческой, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирова­ние и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся.

Рабочая программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лек­сических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обо­гащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирова­ния всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Рабочей программой предусмотрено целенаправленное формирование первич­ных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвисти­ческими словарями и справочниками. Школьники будут работать с ин­формацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также соз­давать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Содержание курса имеет концентрическое строение, преду­сматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности ма­териала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и струк­туре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русско­го литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школь­ников представлений о языке как явлении национальной куль­туры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Рос­сийской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит ос­новы для овладения устной и письменной формами языка, куль­турой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации.

Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуаль­ных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка пред­ставлено в программе как совокупность понятий, правил, све­дений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамма­тической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащие­ся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфоло­гической и синтаксической структуры языка, правил строе­ния слова и предложения, графической формы букв осущест­вляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется соб­ственная языковая способность ученика, осуществляется ста­новление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обе­спечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по об­разцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связ­ность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предло­жений, на развитие умений пользоваться предложениями в уст­ной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфо­графические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной при­роды языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексиче­ских средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимо­сти пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русско­го языка. Чёткое представление звуковой и графической фор­мы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грам­матических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников раз­виваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравне­ния, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логи­ческих и познавательных (символико-моделирующих) универ­сальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пун­ктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, вы­полнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного; безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения уча­щимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахожде­ния сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирова­ние первичных навыков работы с информацией. В ходе освое­ния русского языка формируются умения, связанные с инфор­мационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную ин­формацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятель­ности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и система­тизировать нужную информацию.

Место предмета в учебном плане

На изучение предмета «Русский язык» отводится в 1 классе 99 ч (3 ч в неделю, 33 учебных недели), во 2 классе 102 ч. ( 3 ч. в неделю, 34 учебных недели), в 3 классе 170 ч. ( 5ч. в неделю, 34 учебных недели), в 4 классе 170 ч. ( 5ч. в неделю, 34 учебных недели).





Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками началь­ной школы определенных личностных, метапредметных и пред­метных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, россий­ский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гу­манистических и демократических ценностных ориентации.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в различных социальных ситуациях, умения не созда­вать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе, на результат, бережному отношению к материальным и духов­ным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представ­ления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различ­ных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с за­дачами коммуникации и составлять тексты в устной и пись­менной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, призна­вать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументи­ровать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особен­ностях объектов, процессов и явлений действительности в со­ответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебны­ми моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межна­ционального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого эти­кета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и пись­менных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного проявлений собственного уровня культуры, применение орфографиче­ских правил и правил постановки знаков препинания при за­писи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения по­знавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о си­стеме и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях упо­требления в речи.

9. Формирование умений опознавать и анализировать основ­ные единицы языка, грамматические категории языка, употре­блять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.







Содержание курса

1 класс

.

Добукварный период. Обучение грамоте -11 часов.

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового со­става слова, и его значения. Установление числа и последова­тельности авуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых мо­делей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как: минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличи-тельная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков бук­вами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости со­гласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориента­ция на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствую­щей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с ин­тонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Букварный период. Обучение письму 69 -часов.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмок и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Послебукварный период -1 час.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чте­нию целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Развитие речи.Понимание прочитанного текста при са­мостоятельном чтении' вслух и при его прослушивании. Со­ставление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Русский язык -18 часов.Слово и предложение.

Восприятие слова как объекта изуче­ния, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предло­жении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения



2 класс

Наша речь - 4ч

Какая бывает речь.Диолог. Монолог.

Текст - 5ч

Признаки текста. Тема главная мысль текста. Построение текста.

Предложение – 9 ч

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении.

Слова, слова, слова - 18 ч

Слово и его лексическое значение.

Слово – общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы: наблюден ие в текстах, использование в речи. Словари русского языка и их использование.

Однокоренные (родственные) слова

Родственные слова. Выделение корня. Однокоренные слова.

Слог. Ударение

Слово. Слог. Деление слов на слоги. Словесное ударение.

Гласные ударные и безударные.

Перенос слов.

Правила переноса слов с одной строки на другую.

Звуки и буквы. – 21 ч

Звуки и буквы: гласные и согласные.

Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Гласные звуки и буквы для обозначения гласных звуков

Основные признаки гласных звуков. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове.

Обозначение буквами безударных гласных звуков в корне слова

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками – 16 ч

Согласные звуки и буквы для обозначения согласных звуков

Согласные звуки и буквы. Правописание удвоенных согласных. Согласные мягкие и твёрдые. Обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа конь, с двойными согласными. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу – щу, чк – чн.

Разделительный мягкий знак

Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительный мягкий знак.

Обозначение буквами парных по глухости – звонкости согласных звуков в корне слова и перед согласным

Глухие и звонкие согласные звуки. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове. Правописание парных согласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов.

Обобщение знаний об изученных правилах письма

Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.

Части речи – 24 ч.

Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

Имя существительное

Значение и употребление. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.

Изменение существительных по числам.

Глагол как часть речи

Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Особенности текста – повествования. Обучение составлению повествовательного текста.

Имя прилагательное как часть речи

Значение и употребление в речи. Согласование с именами существительными. Изменение прилагательных по числам. Особенности текста – описания. Обучение составлению описательного текста.

Местоимение как часть речи

Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Особенности текста – рассуждения. Обучение составлению текста- рассуждения.

Предлог

Значение предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Обобщение знаний о частях речи

Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Повторение - 5 ч.

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Звуко-буквенный анализ слов.

3 класс


Язык и речь- 2 часа.

Наша речь. Наш язык.

Текст. Предложение. Словосочетание - 14 часов.

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Формирование умения составлять схему предложения.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.



Слово в языке и речи - 19 часов.

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов.

Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.

Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.


Состав слова - 16 часов.

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Разбор слова по составу.


Части речи - 1 час.

Имя существительное - 31 час.

Понятие о частях речи.

Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.

Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний.

Морфологический разбор имени существительного.


Имя прилагательное - 18 часов.

Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).

Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.


Местоимение --5 часов.

Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.


Глагол - 21 час.

Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.

Синтаксическая функция глаголов в предложении.

Различение написания -ться и -тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.


Правописание частей слова - 29 часов.

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

  • разделительные ъ и ь;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

  • безударные падежные окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с именами существительными;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • раздельное написание частицы не с глаголами;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;



Повторение - 14 часов.

Части речи. Правописание окончании имен прилагательных. Правописание приставок и предлогов. Правописание безударных гласных. Правописание значимых частей слов.


4 класс

Повторение - 11ч

Язык и речь. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение - 9чПредложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Зна­ки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интона­ция перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без пере­числения), а, но. Интонация, знаки препинания при однород­ных членах с союзами и, а, но. Составление и запись пред­ложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное пред­ложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи - 19ч. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразео­логизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связ­ной речи.

Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числи­тельное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (об­щее представление), значение, вопросы. Правописание наи­более употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близ­ко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописа­нии приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного ана­лиза с привлечением слов более сложного слогозвуковогосоставатипа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Имя существительное - 41 ч

Склонение имен существительных (повторение). Разви­тие навыка в склонении имен существительных и в распо­знавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и уп­ражнение в распознавании имен существительных 2-го скло­нения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имен су­ществительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Озна­комление со способами проверки безударных падежных окон­чаний имен существительных (общее представление). Разви­тие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении па­дежных форм имен существительных с предлогом и без пред­лога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; рабо­тать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном чис­ле. Развитие навыка правописания окончаний имен существи­тельных во множественном числе. Формирование умений об­разовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; уро­жай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное - 32 ч

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прила­гательных с именем существительным. Упражнение в рас­познавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам.в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и сред­него рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных в женском роде в един­ственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единствен­ном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во мно­жественном числе.

Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилага­тельных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение - 9 ч

Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склоне­ние личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, ме­ня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном упот­реблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол - 31 ч

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании гла­голов по общему лексическому значению, в изменении гла­голов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представле­ние). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и чис­лам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мяг­кого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единствен­ного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаго­лы-исключения. Правописание безударных личных оконча­ний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознава­ние возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что де­лать? умываться). Правописание буквосочетаний -тсяв возвратных глаголах в 3-м лице и -тьсяв возвратных гла­голах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правопи­сание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Разви­тие умения правильно употреблять при глаголах имена су­ществительные в нужных падежах с предлогами и без пред­логов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любо­ваться закатом, смотреть на закат).Повторение - 18ч


Учебно-методическое обеспечение

1. Библиотечный фонд:

- учебники:

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий и др. Русский язык. Учебник 1 класс. - Москва «Просвещение»,2011г.

В.Г. Горецкий и др. Азбука. Учебник, 1 класс, в 2-х ч. - Москва «Просвещение», 2011г.

В.Г. Горецкий и др. Пропись 1-4 ч., 1 класс. - Москва «Просвещение», 2011г.

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий и др. Русский язык. Рабочая тетрадь, 1 класс. - Москва «Просвещение», 2011г.

- методические пособия:

Обучение грамоте

Горецкий В. Г. и др. Обучение грамоте.

Русский язык

1. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс. – М.: ВАКО, 2013.

2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Методическое пособие. 1 класс. – М.: Просвещение, 2012.

3. Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктан­тов и самостоятельных работ. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2012.

4. КанакинаВ. П. Работа с трудными словами. 1-4 классы.– М.: Просвещение, 2012.

- рекомендуемая литература по предмету:

1. Канакина В. П. Русский язык.Тестовые задания, 1 класс. .– М.: Просвещение, 2012.

2. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.

- учебники

1. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс.– М.: Просвещение, 2012 г.

2. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012 г.


- методические пособия

1.Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. – М.: ВАКО, 2012г.

-рекомендуемая литература по предмету

1.Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 2 класс. – М.: Астрель, 2005г.

2. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по русскому языку: 2 класс. – М.: Астрель, 2004г.

- учебники:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013 г.

2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 2.– М.: Просвещение, 2013 г.

3. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий и др. Русский язык. Рабочая тетрадь, 3 класс. В 2 ч. - Москва «Просвещение», 2011г.

- методические пособия:

1. Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктан­тов и самостоятельных работ. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2012.

2. КанакинаВ. П. Работа с трудными словами. 1-4 классы.– М.: Просвещение, 2012.

3. Сборник упражнений Т.В. Шклярова

- рекомендуемая литература по предмету:

1. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.

- учебники

1. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс.– М.: Просвещение, 2014 г.

2. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014 г.


- методические пособия

1.Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс. – М.: ВАКО, 2014г.

2. Максимук Н.Н., Яценко И.Ф. Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку. 2-4 классы. - М.: ВАКО, 2014г.

-рекомендуемая литература по предмету

1.Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 4 класс. – М.: Астрель, 2005г.

2. Технические средства обучения

1. Ноутбук

2. Принтер

4. Магнитная доска