СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы по литературному чтению. (1 класс)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Стеченская средняя общеобразовательная школа

Погарского района Брянской области


УТВЕРЖДЕНО

Приказом № 53/9 от 31 августа 2017 г.

Директор__________ Р.Н. Ермощенко


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ___литературному чтению_____

(предмет)

___________1____________

(класс)

________базовый_________

(уровень)

Составитель:

Куттина Ольга Михайловна____ _______________

(Ф.И.О. полностью)

учитель начальных классов, 1кв/категория, высшее

(должность, кв/категория или разряд, образование)



РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол № 1 от 28.08.2017 г.


СОГЛАСОВАНО 30.08.2017 г.

зам. директора по УВР

_______ С.В. Зенченко

ПРИНЯТО

педагогическим Советом

№ 1 от 30.08.2017 г.






С. Стечна

2017 – 2018 учебный год

  1. Планируемые результаты освоения предмета, курса

Реализация рабочей программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты курса:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка способности тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными приёмами адаптации к образовательному учреждению, к его коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие способностей сотрудничать со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты курса:

Реализация рабочей программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих метапредметных результатов:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование способности планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование способности понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение смысловым чтением текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты курса:

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений; на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев); способностью написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, способностей создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Планируемые результаты по разделам

В результате изучения курса выпускник начальной школы:

Раздел «Круг детского чтения».

 осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам;

 получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями и воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства;

 полюбит чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширяет кругозор;

 приобретет первичные способности работать с учебной и научно-популярной литературой, будет находить и использовать информацию для практической работы;

 овладеет техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

 научится самостоятельно выбирать интересующую его литературу, пользоваться словарями и справочниками;

 осознает себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

 научится вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного (прослушанного) произведения.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Выпускник научится:

 осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;

 понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

 осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

 оформлять свою мысль в монологическое речевой высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

 вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного и прочитанного произведения;

 работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

 читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать смысл прочитанного);

 читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

 ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

 использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

 передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

 коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

 ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

 составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

 самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующим возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

 воспринимать художественную литературу как вид искусства;

 осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

 осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

 определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

 доказывать и подтверждать фактами из текста собственное суждение;

 на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героя);

 писать отзыв о прочитанной книге;

 работать с тематическим каталогом;

 работать с детской периодикой.

Раздел «Творческая деятельность»

Выпускник научится:

 читать по ролям литературное произведение;

 использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);

 создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Выпускник получит возможность научиться:

 творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

 создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

 работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

 способам написания изложения.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Выпускник научится:

 сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два - три существенных признака;

 отличать прозаический текст от поэтического;

 распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

 сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

 определять позиции героев и автора художественного текста;

 создавать прозаический или поэтический по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).


Планируемые результаты по курсу «Литературное чтение» в 1 классе

Личностные

  • иметь ценностные представления о своей семье и своей малой Родине;

  • использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношенияи своей Родины, ее писателей и поэтов, произведений о родной природе;

  • осознавать свою принадлежность к определенному народу;

  • проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям устного народного творчества своего народа;

  • выявлять схожесть нравственных идеалов в произведениях отечественных и зарубежных авторов, уважительно отзываться о произведениях искусства разных народов дальнего и ближнего зарубежья;

  • проявлять гибкость в суждениях в процессе диалогов и пополилогов со сверстниками и взрослыми по нравственно-этической проблематике читаемых произведений;

  • проявлять положительные отношения к учебному предмету, живой интерес к урокам чтения, желание читать на уроке, отвечать на вопросы учителя, принимать активное участие в беседах и дискуссиях, различных видов деятельности, в том числе творческой и проектной;

  • осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам литературного чтения, бережно относиться к учебнику и «Рабочей тетради», проявлять высокий уровень учебной мотивации;

  • пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке;

  • осознавать, что значит быть ответственным и нести ответственность за свои поступки;

  • проявлять в высказываниях готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям;

  • проявлять стремление понимать красоту поэтического слова (вдумчивое чтение) и употреблять в собственной речи простейшие образные слова и выражения, словесном рисовании картин природы из 3-5 предложений;

  • проявлять стремление читать стихотворения чувственно и выразительно;

  • проявлять эмоции в процессе чтения произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний;

  • называть простейшие морально-нравственные понятияи нормы поведения;

  • осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;

  • соблюдать правила работы в группе, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • позитивно реагировать на соблюдение санитарно-гигиенических норм при чтении, проявлять стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища.

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • осмыслять цели изученных тем, представленные на шмуцтитулах под руководством учителя, толковать их в соответствии с изученнм материалом урока; сохранять учебную задачу урока;

  • планировать свои действия на отдельных этапах урока; восстанавливать содержание произведений по серии сюжетных картин (картинному плану); контролировать выполненные задания с опорой на эталон или по алгоритму; оценивать результаты собственных учебных действий по алгоритму, заданному учителем или учебнику;

  • определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме; фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке, позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результатов;

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, формулировать их в устной форме по просьбе учителя; усваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня все получится» и др.

Познавательные УУД

  • понимать и толковать условные знаки и символы;

  • пользоваться приемами анализа и синтеза при чтении слов и предложений; сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них под руководством учителя; сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, пословицей; анализировать поведение литературного героя, его поступков по вопросам; строить рассуждения по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя;

  • осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тема.

  • Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения и инсценирования, при выполнении проектных заданий;

  • Понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого;

Коммуникативные УУД

  • Спонтанно включаться в диалог, проявлять инициативу и активность; формулировать вопросы к собеседнику, строить рассуждения из 3-4 предложений;

  • Строить связное высказывание из 3-4 предложений по теме; слушать партнера по общению, не перебивать, вникать в смысл сказанного, интегрироваться в группу сверстников и ладить с ними, вежливо общаться;

  • Аргументировать свою точку зрения,

  • Осмыслять общую цель деятельности, принимать ее, обсуждать коллективно пути достижения;

  • Сверять выполнение работы по алгоритму, оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ, выполнение проектов;

  • Признавать свои ошибки, употреблять вежливые слова в случае неправоты, находить примеры использования вежливых слов в тексте;

  • Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через книги, словари; готовить небольшую презентацию (3-4 слайда) с помощью взрослых, озвучивать.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающиеся научатся:

  • Воспринимать на слух различные виды текстов;

  • Осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула;

  • Читать по слогам и целыми словами;

  • Проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстраций на обложке и представленной тематической выставки;

  • Различать понятия добро и зло на основе прочитанного;

  • Принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям, отвечать на вопросы;

  • Уметь отвечать на вопросы: ;Почему автор дал своему произведению такое название?», «Чем тебе запомнился герой?»

  • Называть действующих лиц;

  • Различать научно-познавательный и художественный тексты, выявлять их особенности под руководством учителя;

  • Анализировать при помощи учителя загадки;

  • Читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать как народную мудрость, соотносить содержание произведения с ними.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению;

  • Читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения, при чтении отражать настроение автора читаемого текста;

  • Ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, ее элементах, опираться на них при выборе книги, находить сходные элементы в книге художественной;

  • Просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации по совету взрослых, фиксировать свои читательские успехи в «Рабочую тетрадь»;

  • Осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалями жизни;

  • Распределять загадки на тематические группы, составлять загадки на основе алгоритма учебника.

Творческая деятельность

Обучащиеся научатся:

  • Читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • Пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;

  • Восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;

  • Составлять высказывания на тему прочитанного или прослушанного;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Пересказывать текст на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;

  • Составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя, соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях;, употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;

  • Сочинять свои загадки а соответствии с представленными тематическими группами.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

  • Различать произведения по жанру: загадка, песенка, потешка, сказка;

  • Отличать прозаический текст от поэтического;

  • Отличать художественный текст от научно-популярного, находить между ними отличия;

  • Называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремеслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами;

  • Находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, ее культурой( исторические события, традиции, быт, праздники..);

  • Использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

II. Содержание учебного предмета, курса

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленно­му, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей раз­ных по виду и типу текстов, передача их с помощью интониро­вания. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чте­нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художествен­ном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе­ние целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на­званию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли про­изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­ными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник не­обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти­тульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятель­ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру­гой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: свое­образие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочи­танного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованием специфической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием худо­жественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражен­ные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, опре­деление главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы­ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (выбор слов, выраже­ний в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю­жета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным,учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотноше­ние с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знаком­ство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгорит­ма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогиче­ского общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно вы­слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме вы­сказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна­чение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание не­большого объёма с опорой на авторский текст, по предложен­ной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грам­матически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы­сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу­шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседнев­ной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва­ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произ­ведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголо­вку (отражение темы, места действия, характеров героев), ис­пользование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (пове­ствование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных наро­дов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонто­ва, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечествен­ной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многона­ционального характера России) и зарубежной литературы, до­ступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения млад­ших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, при­ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших мень­ших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.


Круг детского чтения

1 класс - 40 часов (из них 4 ч – резервные).

Вводный урок (1 ч)

Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Жили-были буквы (7 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Творческая работа: волшебные превращения.

Проектная деятельность «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина. Главная мысль. Характер героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста.

Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения.

Заучивание наизусть. Конкурс чтецов.

Сказки, загадки, небылицы (7 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака».

Сказки А. С. Пушкина. Сказки К. Ушинского и Л. Толстого. Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Инсценирование. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок.

Выразительные средства языка. Выразительное чтение диалогов из сказок.

Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок.

Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок. Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям.

Небылицы. Сочинение небылиц.

Оценка планируемых достижений.

Апрель, апрель. 3венит капель! (5 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение.

Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова. Е. Трутнева.

Проект «Составляем сборник загадок».

Чтение наизусть стихотворений. Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Запоминание загадок.

Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение.

И в шутку и всерьёз (6 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме.

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина. Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство выразительности. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголовка. Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Рассказывание.

Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия.

Оценка достижений.

Я и мои друзья (5 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. План рассказа.

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваро, Я. Акима, Ю. Энтина. Тема произведений. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

Проект «Наш класс — дружная семья». Создание летописи класса.

Оценка достижений.

О братьях наших меньших (5 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы обучающихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме.

Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Выразительное чтение стихотворения.

Рассказы В. Осеевой. Сказки - несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. Художественный и научно-популярный тексты.

Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации.

Оценка достижений.

Резерв – (4 ч)



















III. Тематическое планирование

литературное чтение – 1 класс (40 часов, из них 4 ч резервные)


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

П

Ф


Вводный урок

1



1

Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

1




Жили – были буквы

7



2

В. Данько «Загадочные буквы». И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».

1



3

С. Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».

1



4

Г. Сапкир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой».

1



5

И. Гамазкова «Кто как кричит?». И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука».

1



6

С. Маршак «Автобус №26». Из старинных книг. Разноцветные страницы.

1



7

Творческая работа: волшебные превращения.

1



8

Проекты «Создаем город букв», «Буквы – герои сказок».

1




Загадки. Сказки. Небылицы.

7



9

Русская народная сказка «Теремок».

1



10

Русская народная сказка «Рукавичка».

1



11

Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы. Сочинение загадок и небылиц.

1



12

Рифмы Матушки Гусыни. Король Пипин. Дом, который построил Джек.

1



13

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Русская народная сказка «Петух и собака».

1



14

К.Ушинский «Гусь и Журавль». Л.Толстой «Зайцы и лягушки».

1



15

Разноцветные страницы. Викторина по сказкам. Оценка планируемых достижений.

1




Апрель, апрель! Звенит капель…

5



16

А. Майков «Ласточка примчалась…». А. Плещеев «Травка зеленеет..».

1



17

А. Майков «Весна». Т. Белозёров «Подснежники».

1



18

С. Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей».

Л. Ульяницкая «Фонарик». Л. Яхнин «У дорожки».

1



19

Е. Трутнева, И. Токмакова «Когда это бывает?». В. Берестов «Воробушки».

1



20

Р. Сеф «Чудо». А. Майков «Христос Воскрес». Разноцветные страницы.

1



21

Проект «Составляем сборник загадок».

11




И в шутку и всерьёз

6



22

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк».

1



23

Г. Кружков «Ррры». Н.Артюхова «Саша-дразнилка».

1



24

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «Привет». О. Григорьев «Стук».

1



25

И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».

1



26

К.Чуковский «Телефон». М. Пляцковский «Помощник».

1



27

Из старинных книг. К. Ушинский «Что хорошо и что дурно?», «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому».

1




Я и мои друзья

5



28

Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок».

1



29

В. Орлов «Кто первый?». С. Михалков «Бараны». Р. Сеф «Совет».

1



30

И. Пивоварова «Вежливый ослик». В. Берестов «В магазине игрушек».

В. Орлов «Если дружбой…».

1



31

Я. Аким «Моя родня». А. Барто «Вот так защитник!».

1



32

С. Маршак «Хороший день». По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль».

Ю. Энтин «Про дружбу».

1



33

Д. Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка». Разноцветные страницы.

12



34

Проект «Наш класс - дружная семья».

13




О братьях наших меньших

5



35

С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак…». В. Осеева «Собака яростно лаяла».

1



36

И. Токмакова «Купите собаку». М. Пляцковский «Цап Царыпыч».

Г. Сапгир «Кошка». В. Берестов «Лягушата».

1



37

В. Лунин «Никого не обижай». С. Михалков «Важный совет». Д. Хармс «Храбрый ёж».

1



38

Комплексная контрольная работа.

14



39

Н. Сладков «Лисица и ёж». Из старинных книг. С. Аксаков «Гнездо».

1



40

Разноцветные страницы.

Проверка навыка чтения за 1 класс.

1




1 В разделе «Апрель, апрель! Звенит капель…» 1 ч — резервный (используется по усмотрению учителя).

2 , 3 В разделе «Я и мои друзья» 2 ч — резервные (используются по усмотрению учителя).

34 В разделе «О братьях наших меньших» 1 ч — резервный (используется по усмотрению учителя).


4

18