СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 7 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Алгебра 7» учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др. Под редакцией Г.В. Дорофеева. 2-е издание М.: Просвещение « Геометрия 7-9» для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев 10-е издание М.: Просвещение, 2008.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 7 класс»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике для 7 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Камень-на-Оби составлена на основе:

  1. Примерной программы по математике Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике 2004 года.

  2. Авторской программы Алгебра 7 класс Г. В. Дорофеева, С. Б. Суворовой, Е. А. Бунимович и др., Москва Просвещение 2010 г.

  3. Авторской программы Геометрия 7 класс Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, Ю. А. Глазкова, Москва Просвещение 2010 г.

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта образования основной ступени обучения общеобразовательной школы (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. № 1089), учебному плану МБОУ «СОШ №1», рассчитанному на шестидневную рабочую неделю и разработанному на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ 2004 года, базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Алтайского края, Устава образовательного учреждения с учетом требований установленных СанПиНами 2.4.2.2821-10.

Рабочая программа в целях и задачах изучения учебного предмета, структуре и содержанию полностью соответствует авторской программе. Отличительные особенности данной рабочей программы по сравнению с авторской программой. В связи с тем, что алгебра и геометрия преподаются одним предметом Математика. Программой предусмотрено блочное изучение этих предметов. Каждый блок закрывается контрольной работой по геометрии и зачетной работой по алгебре.

Место предмета в учебном плане

Всего на изучение математики в 7 классе отводится 204 часа: на изучение алгебры 4 часа в неделю, что составляет 136 часов в учебный год, из них 10 тематических зачетов и итоговый тест за курс 7 класса; на изучение геометрии по 2 урока в неделю, что составляет 68 часов в учебный год, из них контрольных работ 6 часов, включая итоговую контрольную работу за курс 7 класса. Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

Состав УМК по базовому курсу

Учебный комплект по алгебре включает в себя:

  1. «Алгебра 7» учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др. Под редакцией Г.В. Дорофеева. 2-е издание М.: Просвещение, 2007.

  2. Дидактические материалы для 7 класса общеобразовательных учреждений / Л.П.Евстафьева – М.: Просвещение, 2008.

  3. Тематические тесты / Л.В. Кузнецова.– М.: Просвещение, 2009.

Учебный комплект по геометрии включает в себя:

  1. Учебник « Геометрия 7-9» для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев 10-е издание М.: Просвещение, 2008.

  2. Дидактические материалы Геометрия 7 класс / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер– М.: Просвещение, 2010 г.

Данные учебные комплекты издательства «Просвещение» соответствуют требованиям федерального компонента Государственного образовательного стандарта, а также обязательному минимуму содержания образования и имеют грифы Министерства образования и науки Российской Федерации.

Общая характеристика учебного предмета

Цели изучения:

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

систематическое развитие понятия числа;

выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики;

Основной в работе применяю технологию уровневой дифференциации, которая открывает перед обучающимися возможности выбора уровня обучения, а вместе с ним и уровня практической и теоретической подготовки по математике. Реализуются деятельностный и компетентностный подходы. Использую ИКТ технологии, здоровьесберегающие технологии, деятельностный подход. При реализации рабочей программы применяется технология личностно-ориентированного обучения на уроках. Использование современных образовательных технологий, позволяет формировать математические компетентности учащихся.

При работе с обучающимися с задержкой психического развития учитываются индивидуальные психологические особенности учащихся: быстрая утомляемость, отсутствие внимания, слабая память, эмоционально-личностные характеристики. Рабочая программа предусматривает с данной категорией учащихся смену видов учебной деятельности учащихся при изучении и закреплении нового материала, а так же при оценивании проверочных и контрольных работ.


Виды контроля

Результаты полученных знаний оцениваются по пятибалльной шкале. Контроль знаний по алгебре осуществляется в виде краткосрочных тестов, проверочных работ и тематических зачётов, критерий оценивания согласно авторской программе определен в каждом зачете. Все зачётные работы состоят из двух частей (обязательной и дополнительной), что даёт возможность дифференцированно подойти к контролю знаний. Всего 10 тематических зачётов в 7 классе. В конце курса 7 класса пишется итоговая зачётная работа.

Помимо проверочных, тестовых и зачётных работ у каждого ученика есть возможность проверить свои знания по завершении каждой из глав курса в «Заданиях для самопроверки». Это тот минимальный уровень подготовки, достижение которого необходимо для дальнейшего продвижения по курсу. Эти задания являются для учащихся определённым ориентиром и способствуют самооценке.

Контроль знаний по геометрии осуществляется в виде тестов, математических диктантов, самостоятельных работ и тематических контрольных работ в конце логически законченных блоков учебного материала. Во всех контрольных работах выделен обязательный уровень, повышенный уровень и дополнительное творческое задание, что даёт возможность дифференцированно подойти к контролю знаний, а каждому ученику право выбора. В 7 классе 5 контрольных работ; в конце 7 класса пишется итоговая контрольная работа.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

  • изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

  • развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

  • получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Курс алгебры построен в соответствии с традиционными содержательно-методическими линиями: числовой, функциональной, алгоритмической, уравнений и неравенств, алгебраических преобразований. В курсе алгебры 7-го класса продолжается систематизация сведений о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным. Специальное внимание уделяется новым вопросам: употреблению знаков или , записи и чтению двойных неравенств, понятиям тождества, тождественного преобразования, линейного уравнения с одним неизвестным, равносильных уравнений. Формируется понятие функции, что является начальным этапом в обеспечении систематической функциональной подготовки учащихся. Продолжается изучение степени с натуральным показателем. Изучаются свойства функций и , и особенности расположения их графиков в координатной плоскости. Главное место занимают алгоритмы действий с многочленами – сложение, вычитание и умножение. Особое внимание уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Вырабатываются умения применять формулы сокращенного умножения как для преобразования произведения в многочлен, так и для разложения на множители. Даются первые знания по решению систем линейных уравнений с двумя переменными, что позволяет значительно расширить круг текстовых задач. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

В курсе геометрии 7-го класса расширяются сведения о геометрических фигурах. На начальном этапе основное внимание уделяется двум аспектам: понятию равенства геометрических фигур (отрезков и углов) и свойствами измерения отрезков и углов. Главное место занимают признаки равенства треугольников. Формируются умения выделять равенство трех соответствующих элементов данных треугольников и делать ссылки на изученные признаки. Особое внимание уделяется доказательству параллельности прямых с использованием соответствующих признаков. Теорема о сумме углов треугольника позволяет получить важные следствия, что существенно расширяет класс решаемых задач. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.






Тематический план рабочей программы учебного курса по математике


Тема

Кол-во часов

Из них

Зачёты

Контрольные работы

Самостоятельные и проверочные работы

1

Дроби и проценты

16

Зачёт №1 Дроби и проценты


Проверочная работа 1-12

2

Прямая и обратная пропорц-сти

11

Зачёт №2 Прямая и обратная пропорциональности


Проверочная работа 13-26

3

Введение в алгебру

12

Зачёт №3 Введение в алгебру


Проверочная работа 27-35

4

Уравнения

16

Зачёт №4 Уравнения


Проверочная работа 36-40

5

Координаты и графики

14

Зачёт №5 Координаты и графики


Проверочная работа 41-45

6

Свойства степени с натуральным показателем

12

Зачёт №6 Свойства степени с натуральным показателем


Проверочная работа 46-49

7

Многочлены

20

Зачёт №7 Многочлены

Зачёт №8

Решение уравнений


Проверочная работа 50-59

8

Разложение многочленов на множители

22

Зачёт №9

Разложение многочленов на множители


Проверочная работа 60-65

9

Частота и вероятность

7

Зачёт №10 Частота и вероятность


Проверочная работа 66-67

10

Итоговое повторение

6

Итоговый тест по алгебре за курс 7 класса



11

Начальные геометрические сведения

10

К. р.№1 Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы

Самостоятельная работа 1-5

12

Треугольники

17

К Р №2 Треугольники

Самостоятельная работа 6-9

13

Параллельные прямые

13

К Р №3 Параллельные прямые

Самостоятельная работа 11-16

14

Соотношения между сторонами и углами тр-ка

18

К Р №4 Сумма углов треугольника. К Р №5 Прямоугольный треугольник.

Самостоятельная работа 17-22

15

Итоговое повторение

10

Итоговая контрольная работа по геометрии



ИТОГО:

204



Содержание учебного курса стр. 136-139 Программы ОУ Алгебра 7-9 классы издательство Просвещение Москва 2010. и стр. 43-45 Программы ОУ Геометрия 7-9 классы издательство Просвещение Москва 2010 составитель Бурмистрова Т.А.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения курса алгебры 7-го класса учащиеся должны

Уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

  • решать линейные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений ;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • определять свойства функции по ее графику; описывать свойства изученных функций, строить их графики;

  • применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

  • выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами;

  • моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

В результате изучения курса геометрии 7-го класса учащиеся должны

Знать/понимать

каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

Уметь

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Владеть компетенциями:   познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:   Самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов, пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником для нахождения информации, самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ 1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере;

  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2. Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.







Общая классификация ошибок


При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

Грубыми считаются ошибки:

      • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

      • незнание наименований единиц измерения;

      • неумение выделить в ответе главное;

      • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

      • неумение делать выводы и обобщения;

      • неумение читать и строить графики;

      • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

      • потеря корня или сохранение постороннего корня;

      • отбрасывание без объяснений одного из них;

      • равнозначные им ошибки;

      • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

      • логические ошибки.

К негрубым ошибкам следует отнести:

      • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

      • неточность графика;

      • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

      • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

      • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

      • нерациональные приемы вычислений и преобразований;

      • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.







Лист изменений