ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Закона «Об образовании» (29.12.2012г.); примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения; рабочей программы Русский язык 5 – 9 классы Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. Москва «Просвещение», 2016г.
Количество часов по УП школы 140ч.
Количество часов по программе 140ч.
Количество часов в неделю 4ч.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:
общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественном словесном творчестве);
хранения и передачи информации;
связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.
Цели обучения русскому языку:
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи организации учебной деятельности:
- формирование научно-лингвистического мировоззрения учащихся, вооружение их основами знаний о родном языке (его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
- формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета
Программа составлена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса.
Материал расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению. Содержание работы по повторению спланировано конкретно в рабочей программе.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, орфографического, морфологического, синтаксического и пунктуационного разбора.
Важное направление в работе – формирование навыков грамотного письма. Закрепление орфографических и пунктуационных навыков обеспечивается при изучении всех разделов и тем русского языка.
Развитие речи учащихся способствует развитию логического мышления . Развитие речи предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности: говорения. аудирования (слушания), чтения и письма и осуществляется в трех направлениях.
Овладение нормами литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений. Предполагает устранение из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.
Обогащение словарного запаса и грамматического строя языка путем систематической словарной работы, синонимией словосочетаний и предложений.
Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 7 класса:
Входной контроль в начале учебного года, диктанты с грамматическим заданием, объяснительные, предупредительные, словарные диктанты; тесты, зачеты, взаимоконтроль, самоконтроль, комплексный анализ текста; сочинения разных жанров, изложения (выборочное, сжатое), итоговая контрольная работа.
Пути решения поставленных в программе задач:
Наиболее приемлемыми для учащихся данного класса являются следующие приемы и методы работы на уроке:
- информационная переработка устного и письменного текста:
- составление плана текста;
- пересказ текста по плану;
- пересказ текста с использованием цитат;
- продолжение текста
- составление учащимися авторских текстов различных жанров
- сочинения-рассуждения,
- изложения – миниатюры;
- сравнение текстов;
- коммуникативные и игровые ситуации.
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- различные виды диктантов;
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде).
При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:
- урок-коммуникация,
- урок- исследование,
- урок-практикум,
- урок развития речи и т.д.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
* Развивающего обучения;
обучение в сотрудничестве;
Исследовательская технология обучения;
Технология развития критического мышления;
Метод проектов;
Технология мастерских;
Технологии уровневой дифференциации;
Информационно-коммуникационные технологии;
Проблемного обучения;
Здоровьесберегающие технологии.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 7 классе – 4 часа в неделю (136 часов за год).
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию)
Распределение учебных часов по разделам программы
Содержание | Кол-во часов | |
Введение | 1 | |
Повторение изученного в 5—6 классах | 7 | |
Тексты и стили | 4 | |
Морфология и орфография. Культура речи |
Причастие | 32 | |
Деепричастие | 9 | |
Наречие | 26 | |
Категория состояния | 6 | |
Служебные части речи |
Предлог | 10 | |
Союз | 14 | |
Частица | 19 | |
Междометие | 2 | |
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах | 9 | |
ИТОГО: | 136 |
Содержание тем учебного курса
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
Повторение изученного в 5 – 6 классах (7ч)
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Словообразование и орфография. Морфология и орфография.
Развитие речи (далее Р.Р.)
Контрольная работа (далее К.Р.) Входной контрольный диктант №1.
Тексты и стили речи (4ч)
Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.
Р.Р. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.
Причастие (32ч)
Причастие как часть речи. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Уметь правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принeceны), правильно употреблять причастия с -суффиксом -СЯ, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
Р.Р. Выборочное изложение. Конструирование текста.
К.Р. Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием.
Деепричастие (9ч)
Деепричастие как часть речи Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
Уметь правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
Р.Р.Составление рассказа по картине.
К.Р. Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием
Наречие (26 ч)
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Уметь правильно ставить ударение в наречиях, использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
Р.Р. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план.
К.Р. Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием
Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.
Категория состояния (6ч)
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Р.Р. Сжатое изложение текста с описанием состояния природы
Р.Р. Творческое задание. Рассказ от имени героя.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1ч)
Предлог (10)
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Уметь правильно употреблять предлоги в и на, с и из, правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, пользоваться в речи предлогами-синонимами.
Р.Р. Текст. Стили речи. Впечатление от картины.
К.Р. Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием
Союз (14ч)
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
Уметь: пользоваться в речи союзами-синонимами.
Р.Р. Употребление союзов в художественной речи. Сочинение-рассуждение о книге
К.Р. Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием
Частица (19ч)
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Уметь выразительно читать предложения с модальными частицами.
Р.Р. Сочинение по картине. Сочинение-рассказ по данному сюжету.
К.Р. Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием
Междометие. Звукоподражательные слова (2 ч)
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Уметь выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (9ч)
Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.
К.Р. Итоговое тестирование.
Планируемые результаты обучения русскому языку
в 7 классе:
Предметные результаты обучения | Метапредметные результаты обучения | Личностные результаты обучения |
Тексты и стили |
Учащиеся должны знать: *языковые признаки текста *стилистические признаки текста *тип речи Учащиеся должны уметь: *определять, выделять композиционно-языковые признаки текста * определять текст по форме, виду речи, типу речи *строить диалог и оформлять реплики *строить текст публицистического стиля | Ученик должен уметь: *устанавливать рабочие отношения *эффективно сотрудничать *формировать операционный опыт *сотрудничать в совместном решении задач *проектировать траектории развития через включение в новые формы сотрудничества | *формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, исследовательской деятельности *формирование устойчивой мотивации к исследованию и конструированию текста |
Причастие. |
Знать: *правило написания окончаний причастий *условия обособления причастного оборота * признаки действительных и страдательных причастий *алгоритм написания суффиксов причастий *алгоритм написания гласных перед н и нн *морфологические признаки причастия *правило написания не с причастиями *условия написания е, ё в суффиксах причастий Уметь: отличать причастия от прилагательных и глаголов *применять правило написания окончаний причастий, суффиксов причастий, не с причастиями, гласных после шипящих, н и нн в причастиях *расставлять знаки при причастных оборотах *различать страдательные и действительные причастия | Уметь: *способствовать продуктивной кооперации *добывать недостающую информацию Ученик должен уметь: * объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, предложения, текста *представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме *определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности * объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования диалога * объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования и исследования текста публицистического стиля *применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Деепричастие | *формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, исследовательской деятельности *Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности по алгоритму выполнения задачи * формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию *формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности * формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности * формирование устойчивой мотивации к рефлексии, самоанализу результатов обучения *Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе решения общей задачи. *Формирование навыков к проблемно-поисковой деятельности |
Знать: *характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету). Уметь: * находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастий. Знать: * определение деепричастного оборота; что в предложении деепричастный оборот является одним членом предложения (обстоятельством); место деепричастного оборота по отношению к глаголу; условия выделения одиночных деепричастий и деепричастных оборотов на письме. Уметь: *находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся; заменять указанные глаголы и словосочетания с неопределенной формой глагола деепричастиями и деепричастными оборотами; распространять предложения за счет включения в них деепричастного оборота; правильно расставлять запятые при одиночном деепричастии и деепричастном обороте; составлять предложения по указанным схемам; правильно строить предложения с деепричастным оборотом. Знать: * условия раздельного написания не с деепричастиями, глаголами, причастиями, прилагательными, существительными. Уметь: * правильно писать не с деепричастиями; графически обозначать условия правильных написаний; правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи (глаголами, причастиями, прилагательными, существительными). | * проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества *формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операционный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач * объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастия. *объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения *владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка * объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования деепричастий | *Формирование навыков к самосовершенствованию *Формирование навыков самоанализа и самоконтроля *Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности по алгоритму выполнения задачи *формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, исследовательской деятельности * Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности * формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану. * формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. |
| Наречие | |
Знать: * значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении. Уметь: * находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий. Знать: * лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями; вопросы, на которые отвечают смысловые группы наречий. Уметь: * определять лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями; группировать наречия по их значению; определять вопросы, на которые они отвечают; определять синтаксическую роль наречий в предложении; употреблять наречия для связи предложений в тексте; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий. Знать: * степени сравнения наречий (сравнительную и превосходную), способы образования форм степеней сравнения наречий; различение наречий и прилагательных в форме сравнительной степени. Уметь: * образовывать разные формы степеней сравнения, находить наречия в форме сравнительной степени в тексте, различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени. Знать: * условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е; знать о разграничении наречий с не и кратких прилагательных с не. Уметь: * правильно писать не с наречиями на -о и -е; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку не- и частицу не с наречиями на -о и -е; разграничивать наречия с неи краткие прилагательные с не; определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи. Знать: *условия выбора букв е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий, отрицательных местоимений. Уметь: * правильно выбирать и писать буквы е и и в приставках не- и ни- в отрицательных наречиях, отрицательных местоимениях; графически обозначать условия выбора правильных написаний Знать: *условия выбора одной и двух букв н в наречиях на -о и -е. Уметь: * правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | Ученик должен уметь: *Представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме * Управлять поведением партнера * Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе редактирования текста * Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, написания текста * использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. * Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы, самодиагностики. * Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе самокоррекции. * Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме. * Определять цели, функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. * Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассником. | * формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану. *Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности по алгоритму выполнения задачи *Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей. *формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. * Формирование навыков индивидуальной и коллективной аналитической деятельности *формирование навыков самостоятельной и коллективной аналитической деятельности. * формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма *формирование устойчивого интереса к исследовательской деятельности *Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы. * Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи |
Категория состояния |
Знать: * значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния. Уметь: * находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте. | Ученик должен уметь: *Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами * Определять цели, функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. * Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи. *Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. | *Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности по алгоритму выполнения задачи *Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей. *формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. * Формирование навыков индивидуальной и коллективной аналитической деятельности |
| Служебные части речи | |
Знать: * определение союза как служебной части речи; синтаксическую роль союза: связь однородных членов и простых предложений в составе сложного. Уметь: * узнавать союзы, соединяющие однородные члены в простом предложении и простые предложения в составе сложного; определять смысловые отношения, выражаемые с помощью союзов, между простыми предложениями в составе сложного; уметь пользоваться в речи союзами-синонимами. Знать: * условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогом. Уметь: * различать на письме союзы также, тоже, чтобы, зато и омонимичные формы; правильно писать союзы с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний. Знать: * определение частицы как части речи. Уметь: *находить частицы, которые вносят дополнительные оттенки значения в предложение, и частицы, которые служат для образования наклонений глагола. Знать: * о делении частиц на разряды по значению (формообразующие и смысловые); знать перечень формообразующих частиц, о раздельном написании частицы бы со словами. Уметь: * определять роли частицы бы; различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы; находить слова с формообразующими частицами; употреблять формообразующие частицы в предложении. | Ученик должен уметь: * проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. * использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. *Определять цели, функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. * устанавливать рабочие отношения *эффективно сотрудничать *формировать операционный опыт *сотрудничать в совместном решении задач *проектировать траектории развития через включение в новые формы сотрудничества * Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи | * формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию *формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности * формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности * формирование устойчивой мотивации к рефлексии, самоанализу результатов обучения *Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе решения общей задачи. *формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, исследовательской деятельности *формирование устойчивой мотивации к исследованию и конструированию текста |
| Междометие | |
Знать: * определение междометия как особой части речи; назначение междометий в языке; отличие междометий от самостоятельных и служебных частей речи; производные и непроизводные междометия; употребление междометий в значении других частей речи. Уметь: * находить междометия в предложении; группировать предложения с междометиями по семантике междометий; разграничивать междометия и омонимичные самостоятельные части речи; интонационно выделять междометия. | Ученик должен уметь: *Управлять поведением партнера * Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования междометий * Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. *Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы * Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста презентации теоретического материала | *Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности по алгоритму выполнения задачи *формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, исследовательской деятельности * Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Речевая деятельность.
Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.
Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.
Говорение. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения.
Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.
Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.
Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные , цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов.
Лексикология и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться различными видами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры использования слов в переносном значении; проводить лексический разбор слова.
Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.
Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма.
Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР К РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ |
№ п/п | Разделы | Название ресурса | Электронный адрес | Краткое описание (чем полезен) |
1. | Русский язык как развивающееся явление. | Словарь неологизмов | http://www.cuznitsa.spb.ru | Данный проект является системой доступа к словарю неологизмов русского языка "Кузница". Неологизм - новообразованное (или нововведенное в язык) слово или выражение, отражающее появление в жизни людей новых понятий, явлений или усиливающее выразительность речи. Задача сайта - активизировать и взять под наблюдение развитие русского языка. |
2. | Повторение изученного в 5-6 классах. | Русские словари. Служба русского языка | http://www.slovari.ru/ | На сайте представлены интерактивные словари: Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, русский орфографический словарь, словарь синонимов и сходных по смыслу выражений, словарь иностранных слов, русский семантический словарь, словарь языка Пушкина и Достоевского и др. На сайте также работает форум, где можно получить ответы на вопросы по русскому языку. |
Тест на проверку словарных слов | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36b54fe5-888d-11db-b606-0800200c9a66/russ34_kl4_63.swf | Проверочная работа |
Cправочно-информационый портал “Грамота.ru” | http://www.gramota.ru | Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех. Официальные документы, мониторинг культуры речи, информация о существующих словарях и энциклопедиях русского языка, работы по русистике, учебники, календарь памятных дат, дискуссионный клуб по проблемам языка, занимательные конкурсы и т.д. Словари он-лайн. |
Мегаэнциклопедия «Кирилл и Мефодий» | http://www.megabook.ru | Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия содержит обширные сведения по всем областям науки, техники, литературе и искусству. |
| | Русская фонетика: Интернет-учебник по фонетике русского языка | http://fonetica.philol.msu.ru | |
3. | Морфология и орфография. Культура речи. | Основные правила грамматики русского языка | http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html | Помогает вспомнить основные правила грамматики. |
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) | http://yamal.org/ook/ | |
Культура письменной речи | http://www.gramma.ru/ | В разделе «А вы знаете...» содержатся интересные сведения по этимологии отдельных слов и выражений. Современные подростки в речи то и дело переходят на сленг, или жаргон, так почему бы не предложить им, к примеру, разобраться в происхождении популярного сленгового словца «лажа» или даже в этимологии слова «дурак» и родственных ему? Равнодушных в классе не будет! А когда таким хитрым приемом учитель целиком завладеет вниманием аудитории, можно переходить к более сложным вещам. |
| Причастие. | Причастие как часть речи. Виды причастий. Правописание суффиксов действительных причастий. Причастные обороты. Правописание н-нн В причастиях. Правописание гласных перед суффиксом в причастиях. Причастие. Интерактивный диктант Синтаксический разбор Предложения. Правописание НЕ с причастиями. | | http://learningapps.org/395877 http://learningapps.org/297665 http://learningapps.org/435486 http://learningapps.org/396738 http://learningapps.org/297694 http://learningapps.org/395893 http://learningapps.org/501701 http://learningapps.org/318885 http://learningapps.org/408564 http://learningapps.org/18287 http://fcior.edu.ru/card/28775/pravopisanie-ne-s-prichastiyami.html | Материал предназначен для изучения и закрепления признаков причастия, для закрепления видов причастия, для закрепления правописания страдательных причастий; подходит для проведения индивидуальной проверочной работы. Ресурс может использоваться для отработки изученного материала или проверочной работы, для закрепления синтаксического разбора предложений. По теме «правописание НЕ с причастиями представлены разноуровневые задания (для слабых учащихся, задания повышенной трудности). | |
4. | Деепричастие. | Таблица «Признаки деепричастия» | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/af1444e0-3dcc-46b6-aa44-e183c2e17a05/?interface=teacher&class=48&subject=8 | Позволяет самостоятельно ознакомиться с признаками деепричастия. |
Коллекция "Диктанты — русский язык" Российского общеобразовательного портала | http://language.edu.ru/ | Диктанты к различным разделам. |
5. | Наречие. | Определение наречий. | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/36b3c94c-888d-11db-b606-0800200c9a66/?interface=pupil&class=45&subject=8 | Практическое задание |
Тест "Понятие о наречии. Наречие - неизменяемая часть речи" | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b784f023-2cea-4490-8ee2-d102b015b00c/index_listing.html | Тест |
Электронное задание "Поставьте вопрос к выделенному наречию". | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cf5ee7-0a01-00ee-00bf-053f0bc5ee25/%5BRUS5_007%5D_%5BQS_235%5D.html | Интерактивное практическое задание |
6. | Категория состояния. | Слова категории состояния | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f934b005-06d0-4055-9ca0-24e06c7f7c52/view/ | Интерактивная таблица иллюстрирует признаки слов категории состояния и их отличия от наречий. |
7. | Служебные части речи. Предлог. | Интерактивная таблица «Части речи» | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79ce9ff0-0a01-00ee-0123-a389b845789f/%5BRUS5_002%5D_%5BIA_072%5D.swf | |
8. | Союз. | Правописание подчинительных союзов | http://fcior.edu.ru/card/23613/pravopisanie-sostavnyh-podchinitel | Электронный учебный модуль. Выполнение контрольного задания |
9. | Частица. | Интерактивная таблица «Разряды частиц» | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7623c46d-f303-4302-b13b-f5d9710e3fd2/%5BRUS7_152%5D_%5BIA_084%5D.swf | |
интерактивный текст с заданием «Найдите частицы» | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2f89ed4c-b9e7-40e3-8c37-07ce2d1d89df/%5BRUS7_151%5D_%5BIM_079%5D.swf | Интерактивное задание |
10. | Междометие. | Мультипликационный фильм «Ох и Ах» | http://mults.info/mults/?id=260 | Постановка проблемной ситуации. |
Разграничение междометий и звукоподражательных слов | http://gvozdikova.ucoz.ru/index/mezhdometija_i_zvukopodrazhatelnye_slova/0-279 | Практическое задание. |
11. | Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах. | Тест on-line | http://www.kokch.kts.ru/cdo/index.htm | На сайте представлены тесты к различным разделам |
Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык | http://vedi.aesc.msu.ru | |
Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку | http://repetitor.1c.ru/ | Тесты по пунктуации, орфографии и др. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Учебник.
Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский). – М.: Просвещение, 2017.
Учебно-методическая литература.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2016.
Образовательные электронные ресурсы:
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/
Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html
Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm
Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm
Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
Русское слово http://www.rusword.com.ua
Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm