СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа к учебнику Баринова И.И. География России.Природа. 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 8 класс»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (8 класс)

(70 ч, 2 ч в неделю)


урока

Тема урока Д/з


Виды и формы учебной деятельности

Дата

Вид контроля

корректирока

количство часов

По плану

фактически

ВВЕДЕНИЕ (6 ч)

1.

1. Что изучает физическая география России? Источники географической информации.

с.

3-6







2.

2. Географическое положение России.

Практическая работа № 1 «Определение географических координат крайних точек, границ России, нанесение их на контурную карту».

§ 1


Практическая работа на контурной карте





3.

3. Моря, омывающие берега России.

§ 2



Работа с картой







4.

4. Россия на карте часовых поясов. Время.

§ 3


Отработка навыка определения разницы времени в пределах ч.п.





5.

5. Практическая работа № 2 «Решение задач на определение поясного времени».

§ 3







6.

6. Как осваивали и изучали территорию России.

§ 4 § 5


Отработка умений самостоятельной работы с текстом





Раздел 1. Особенности природы природные ресурсы России. (28 часов) Тема 1: РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (7 ч)

7.

1. Особенности рельефа России.

§ 6


Отработка навыков работы и анализа карты





8.

2. Геологическое летоисчисление. Геологическое строение территории России.

§ 7







9.

3. Минеральные ресурсы России.

§ 8


Отработка навыков добывания информации по картам отласа





10.

4. Практическая работа № 3 «Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий»







11.

5. Развитие форм рельефа. Внутренние процессы и связанные с ними стихийные явления.

§ 9







12.

7. Итоговый урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископамые». Контрольная работа






Контрольная работа


Тема 2. КЛИМАТ Т КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (8 часов)

13.

1. Факторы, влияющие на климат России.

§ 10









14.

3. Закономерности распространения тепла и влаги на территории России

§ 11


Отработка навыка сопоставления и анализа информации





15.

4. Практическая работа № 4 «Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов России».



Практическая работа





16.

5. Типы климатов России

§ 12


Отработка навыка самостоятельной работы с текстами учебника и картами





17.

6. Урок-практикум. Анализ климатических диаграмм.



Практическая работа







18.

7. Климат и человек. Агроклиматические ресурсы.

§ 13









19.

8. Обобщение темы «Климат России». Контрольная работа.







Контрольная работа





Тема 3. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (6 ч)

20.

1. Разнообразие внутренних вод России. Реки.

§ 14






21.

2. Практическая работа № 5 «Определение по тематическим картам режима питания, падения реки, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования»

§ 14

Практическая работа работа с картами





22.

3. Озера России.


§ 15








23.

4. Болота, подземные воды, ледники, вечная мерзлота.


§ 15






24.

5. Водные ресурсы. Охрана вод.



§ 16






25.

6. Итоговый урок по теме «Внутренние воды России». Контрольная работа




Контрольная работа


Тема 4 . ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч)



26.

1. Образование почв и их разнообразие.


§ 17






27.

2. Главные типы почв России и закономерности их распространения.


§ 18






28.

3. Почвенные ресурсы России.


§ 19






29.

4. Обобщающее повторение по теме «Почвы».






Тема 5. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР (3 ч)



30.

1. Растительный и животный мир России.

§ 20






31.

2. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира

§21






32.

3. Природно-ресурсный потенциал России

§ 22






Раздел 2. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ (28 ч)

Тема 1. ПРИРОДНО – ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЫ КОМПЛЕКСЫ (7 часов)



33.

1. Разнообразие природных комплексов России

§ 23






34.

2. Моря, как крупные природные комплексы.

§ 24






35.

3. Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра.

§ 25






36.

4. Лесные зоны России.


§ 26






37.

5. Безлесные зоны на юге России.


§ 27






38.

6. Высотная поясность.

Практическая работа № 6 «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон».

§ 28

Практическая работа, анализ карт





39.

7. Итоговое обобщение по теме «Природные комплексы России».







Тема 2. КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ (21 ч)



40.

1. Русская (Восточно-Европейская) равнина

§ 29






41.

2. Природные комплексы Русской равнины

§ 30 § 31






42.

3. Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их рационального использования.

§ 32






43.

4. Кавказ.


§ 33






44

5. Особенности природы высокогорий

§ 34






45.

6. Природные комплексы Северного Кавказа.

§ 35






46.

7. Урал – «каменный пояс земли Русской»

§ 36






47

8. Природные ресурсы Урала


§ 37






48.

9. Своеобразие природы Урала.


§ 38






49.

10. Природные уникумы Урала. Экологические проблемы

§ 39






50.

11. Западно- Сибирская равнина: особенности природы


§ 40






51

12. Природные зоны Западно – Сибирской равнины

§ 41






52.

13. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения.

§ 42











53.

14. Практическая работа № 7 «Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов»







54

15. Восточная Сибирь. великолепие и суровость природы. Климат Восточной Сибири

§ 43 § 44






55.

16. Природные районы Восточной Сибири.

§ 45






56.

17. Озеро Байкал – жемчужина Сибири.

§ 46






57.

18. Природные ресурсы Вост. Сибири и проблемы их освоения

§ 47






58.

19. Дальний Восток: край контрастов.


§ 48

59.

20. Природные комплексы Дальнего Востока.

§ 49

60.

21. Природные ресурсы Дальнего Востока

§ 50 § 51


61.

Итоговый урок по тем «Крупные природные комплексы». Контрольная работа.



Контрольная работа

Раздел 3. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (7 ч)



62.

1. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

§ 52






63.

2. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов.

§ 53






64.

3. Рациональное природопользование

§ 54






65.

4.Россия на экологической карте мира.

§ 55






66.

5. Экология и здоровье человека

§ 56







67.

6. География для природы и общества

§ 57






68.

7. Обобщающее повторение по теме «Человек и природа».


69-70.

резерв. ПОВТОРЕНИЕ















8 класс ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основная цель курса VIIІ класса — создать у школьников целостное пред­ставление о своей Родине, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.


Задачи курса:


  • продолжить формирование научных понятий, знаний о процессах, связях и закономерностях, характерных для геосфер Земли и всей географической оболочки;


  • создать образ России во всем ее многообразии и целостности, образные представления о крупных регионах страны с выделением особенностей природы, при­родных богатств;


  • продолжить развитие картографиче­ской грамотности учащихся посредством работы с картами разнообразного содер­жания и масштаба;


  • развивать практические географиче­ские умения извлекать информацию из различных источников знаний, состав­лять по ним комплексные страноведчес­кие описания и характеристики территории.


  • способствовать формированию духовности, воспитанию патри­отизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре, истории своей Родины.


Количество часов

всего 70 ч, в неделю 2 ч, резерв – 3 часа


Количество практических работ – 7.


Количество контрольных работ – 4


Учебник – Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл. – М.: Дрофа, 2010


Планируемые результаты обучения


В ходе изучения курса учащиеся должны научиться

Оценивать особенности географического положения объектов, природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей.

Объяснять климатические различия между различными частями территории страны, особенности рельефа страны и его зависимость от тектонического строения, особенности взаимодействия и влияния компонентов природы, различия компонентов природы отдельных природных комплексов, влияние климата на формирование природы различных ПТК, роль морей и морских течений на климат территории, роль человека на формирование изменений ПТК.

Применять в процессе учебного познания понятия: платформа, рельеф, воздушная масса, водная масса, природная зона, климатообразующие факторы, природно-территориальный комплекс, режим реки, природные ресурсы.

Определять (измерять) географическую информацию по картам разного содержания, вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации, особенности географического положения объектов, крайние точки и их координаты, время часовых поясов, расстояния и направления между географическими объектами.

Называть и показывать важнейшие природные объекты страны, месторождения полезных ископаемых, сейсмически опасные зоны, основные крупные реки и озера, формы рельефа, моря , омывающие берега страны.

Тематический план.

Название темы

Количество часов

Введение.

Раздел 1. Особенности природы природные ресурсы России.

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и ПИ России.

Тема 2. Климат и климатические ресурсы России.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы России

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы России

Тема 5. Растительный, животный мир и биологические ресурсы России

Раздел II. Природные комплексы России

Тема 1. Природно-территориальный комплекс.

Тема 2. Природа регионов России

Раздел III. Человек и природа.

6

28

7

8

6

4

3


28

7

21

7

Общее количество часов

Резерв

70

3

Практических работ

Контрольных работ

7

4


Содержание обучения

Введение.(6часов)      

Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. Методы географических исследований.

Географическое положение России  

Физико-географическое положение России. Россия на карте мира, её размеры, крайние точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие её территорию.

Время на территории России. Местноепоясное и декретное время и их определение.

Практические работы:

  1. Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

  2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

Раздел 1. Особенности природы природные ресурсы России. (28 часов)

Рельеф, геологическое строение и ПИ России. (7 часов)

Тектоническое и геологическое строение России. Главные особенности строения земной коры России. Основные тектонические структуры на территории России и их отражение в рельефе. Платформы, их виды (древние и молодые) и строение. Щиты. Складчатые области    (геосинклинали). Геологическое летоисчисление.Геологическое время. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Геохронологическая таблица. Особенности развития жизни и формирования рельефа России в различные геологические эры (архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую). Основные этапы формирования земной коры: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская и кайнозойская (альпийская или тихоокеанская). Геологическая и тектоническая карта России.

Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Горы и равнины на территории нашей страны, их виды и размещение. Связь рельефа со строением земной коры. Развитие форм рельефа. Внутренние (движение земной коры, вулканизм и землетрясения) и внешние (ветер, температура, растения, текучие воды, ледник) процессы, формирующие рельеф.

Минеральные ресурсы России. Карта минеральных ресурсов России. Виды минеральных ресурсов. Основные закономерности размещения полезных ископаемых по территории России. Геотермальные ресурсы России. Открытия В.А. Обручева, А.Е. Ферсмана и И.М. Губкина.

Влияние строения земной коры и рельефа на условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Практическая работа:

  1. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и  месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Климат и климатические ресурсы России. (8 часов)

Факторы, определяющие особенности климата России  (географическая широта, близость морей и океанов, морские течения, воздушные массы, господствующие ветры, рельеф).

Солнечная радиация  и её виды: прямая, рассеянная, отражённая, поглощённая, суммарная.

Воздушные массы на территории России, их виды (арктическая, умеренная морская, умеренная континентальная и тропическая) и характеристика и распространение.

Циркуляция атмосферы на территории России. Атмосферные фронты, их виды (тёплый и холодный ) и их влияние на изменение погоды. Циклоны и антициклоны и связанная с ними погода.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Факторы, влияющие на распределение тепла и влаги летом и зимой. Годовое количество осадков, испарениеиспаряемостькоэффициент увлажнения и их определение. Климатическая карта России. Оймякон - полюс холода северного полушария.

Климатические пояса и основные типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно-континентальный, умеренный континентальный, умеренный резко континентальный, умеренный морской, умеренный муссонный и субтропический. Карта климатических поясов России.

А.И. Воейков - основоположник климатологии.

Прогноз погоды и его значение. Синоптическая карта.

Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Изменение климата. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России.

Сумма активных температур.

Практические работы:

  1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории стран.

  2. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

  3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Внутренние воды и водные ресурсы России (6 часов)

Реки России. Главные речные системы, бассейны и водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов и внутреннего стока. Особенности питания, режима, расхода воды, годового стока и ледового режима рек различных регионов России.

Озёра России. Крупнейшие озёра России, их виды и размещение.

Болота, их виды и размещение по территории России.

Подземные воды, их виды и распространение. Минеральные и термальные источники  территории России.

Ледники, их виды и расположение на территории нашей страны.

Вечная (многолетняя) мерзлота на территории России.

Водные и гидроэнергетические ресурсы России и их охрана. Судоходные каналы России. Карта водных ресурсов России. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели и лавины.

Практические работы:

  1. Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм и определение возможностей её хозяйственного использования.

  2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны и своего округа, их зависимости от рельефа и климата.

  3. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Почва и почвенные ресурсы России( 4 часа)

Почва - особый компонент природы, её состав, строение и структура. Факторы почвообразования. Основные типы почв России, закономерности их размещения и свойства. Почвенная карта России. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почвенные и земельные ресурсы России. Структура земельного фонда России. Проблемы рационального использования земельных и почвенных ресурсов и их охрана.

Практическая работа:

  1. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количества тепла и влаги, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Растительный, животный мир и биологические ресурсы России( 3 часа)

Растительный мир России. Закономерности распределения растительного покрова России. Карта растительности России. Лесные ресурсы России.

Животный мир России. Закономерности распределения животного мира России. Пушные и рыбные ресурсы России.

Красная книга России. Охрана растительного и животного мира России.


Раздел II. Природные комплексы России (28 час)

Природно-территориальный комплекс.(7 часов)

 Природная зона как зональный природный комплекс. Природные зоны России (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и субтропики), их размещение и характерные черты. Области высотной поясности на территории России. Труды Л.С. Берга.  Карта  природных  зон  России.

Изменение природных комплексов человеком. Антропогенный ландшафт. Особо охраняемые территории: национальные парки, заповедники и заказники. Крупнейшие национальные парки и заповедники России.

Природа регионов России .(21 часов)

Природное районирование России. Физико-географические районы России и принципы их выделения. Комплексная физико-географическая характеристика крупных природных районов России: Русской (Восточно-Европейской) равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней и Северо-Восточной Сибири, Гор Южной Сибири и Дальнего Востока.

Практические работы:

  1. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны  (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.  Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.

  2. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории страны. Выделение среди них более мелких составных частей на основе ярких, специфических черт их ГП, природы, природных условий и ресурсов, их освоения, экологических проблем. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

Раздел III.   Человек и природа. ( 7 часа)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Геоэкологический потенциал России.