Рабочая программа составлено на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с. под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,2001 и ориентирована на учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2006.
Программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю, в том числе количество часов для проведения самостоятельных и контрольных работ.
В данной программе представлено содержание изучаемого математического материала в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение вопросов, изученных ранее, определяется в объеме, который зависит от состояния знаний и умений учащихся, их готовности к знакомству с новыми темами.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.
В 5 классах школьники знакомятся с нумерацией в пределах 1000. Выполняют операции сложения и вычитания чисел в пределах 1000, а так же умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.
Устное решение примеров и простых задач с целыми числами в 5 классе дополняется введением примеров и задач с обыкновенными дробями. А так же решение простых арифметических задач на нахождение части числа, на разностное и кратное сравнение.
Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию и интересными по изложению. Учитель постоянно учитывает, что учащиеся с трудом понимают и запоминают задания на слух. В связи с этим на занятиях устным счетом учитель ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует наглядные пособия, дидактический материал.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Обязательной должна стать на уроке работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений.
Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся.
Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках математики.
При изучении дробей необходимо организовать с учащимися большое число практических работ, результатом которых является получение дробей.
На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход. Наряду с решением готовых текстовых задач учитель учит преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. Из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера.
Происходит тесная связь уроков математики с трудовым обучением, с уроками СБО и жизнью, с другими учебными предметами.
-самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге.
Исходя из уровня подготовленности учеников по предмету, происходит дифференциация. Слабоуспевающие ученики решают легкие примеры, повторяют вопросы, действия, объяснения за учителем или хорошо успевающим учеником, списывают с доски, работают у доски с помощью учителя. При написании самостоятельных, контрольных работ выполняют облегченные задания.
По индивидуальному образовательному маршруту в данном классе занимается Ларина Ксения. С учетом индивидуальных особенностей составлено индивидуальное планирование.
Выбор последовательности и содержания изложения планирования определяется в соответствии с изложением материала в учебнике «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Г.М.Капустиной, М.Н.Перовой, Москва «Просвещение», 2006. Последовательность и содержание изложения планирования представляют определенную систему, где каждая тема служит продолжением изучения предыдущей и служит основанием для построения последующей
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой);
- выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1000;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;
- различать радиус и диаметр.
№ урока | Тема урока | Дата | Основные понятия | Тип урока | Примечание |
Повторение. Цель: выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи), находить неизвестные компоненты сложения и вычитания, овладеть табличным делением и умножением. |
1 | Числа 1-100 | 02.09. | | Уроки закрепления и усовершенст вования знаний и умений | |
2 | Меры стоимости, их соотношение. | 03.09. | | |
3 | Единицы измерения длины (мм, см, дм, м). Их соотношения. | 04.09. | | |
4 | Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. Название компонентов и результатов действий. | 05.09. | Компоненты сложения и вычитания | |
5 | Переместительное свойство сложения | 06.09. | | |
6 | Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. | 09.09. | | |
7 | Нахождение неизвестного слагаемого. Проверка сложения вычитанием. | 10.09. | Числа при сложении | |
8 | Нахождение неизвестного уменьшаемого. Проверка вычитания сложением. | 11.09. | | |
9 | Нахождение неизвестного вычитаемого. Проверка вычитания вычитанием. | 12.09. | Числа при вычитании | |
10 | Понятие об умножении. Название компонентов результата умножения. | 13.09. | | Обобщение и систематизация знаний | |
11 | Свойства умножения. | 16.09 | | |
12 | Соотношение: стоимость-цена-количество. | 17.09. | | |
13 | Увеличение в несколько раз. | 18.09. | | |
14 | Увеличение на несколько единиц и в несколько раз. | 19.09. | | |
15 | Деление на равные части. Название компонентов и результата деления. | 20.09. | Числа при делении | |
16 | Уменьшение в несколько раз. | 23.09. | | |
17 | Уменьшение в несколько раз и на несколько единиц. | 24.09. | | |
18 | Деление по содержанию. | 25.09. | | Повторительно-обобщ. | |
19 | Соотношение: цена-стоимость-количество. | 26.09. | | |
20 | Нахождение части числа. | 27.09. | | |
21 | Порядок выполнения действий. | 30.09. | | |
22 | Контрольная работа по теме «Арифметические действия в пределах 100» | 01.10. | | Пров., оценка и коррекц. знаний | |
23 | Работа над ошибками. Метрическая система мер. | | | |
Нумерация чисел в пределах 1000. Цель: научить читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000, выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел с последующей проверкой. |
24 | Круглые сотни. Сложение и вычитание круглых сотен. | 02.10. | тысяча | Изучение и первичное закрепление новых знаний | |
25 | Нумерация в пределах 1000. Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц. | 03.10. | | |
26 | Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе. | 04.10. | | |
27 | Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы. | 07.10 | | |
28 | Счет до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250. | 08.10. | | |
29 | Округление чисел до десятков и сотен. Знак округления ≈. | 09.10. | Знак округления ≈ | |
30 | Меры массы: тонна. Соотношение: 1т=1000 кг, 1000 кг=1т, 1т=10ц. | 10.10. | Тонна, центнер | |
31 | Меры длины: километр. | 11.10. | километр | Урок-экскурсия | |
32 | Система мер длины. Соотношения мер длины 1м=100см,1км=1000м. | 14.10. | | Закрепление материала | |
33 | Сложение и вычитание полных и неполных трехзначных чисел без перехода через разряд. | 15.10. | | Изучение и первичное закрепление | |
34 | Нахождение неизвестного уменьшаемого. | 16.10. | | Комплексное применение знаний | |
35 | Сложение и вычитание трехзначных чисел с двузначными и однозначными без перехода через разряд. | 17.10. | | |
36 | Нахождение неизвестного вычитаемого. | 18.10. | | Обобщ. и систематизация | |
37 | Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд. Проверка. | 21.10. | | |
38 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд». | 22.10. | | Проверка, оценка, и коррекция знаний | |
39 | Работа над ошибками. Нахождение доли предмета, части числа. | 23.10. | | |
Обыкновенные дроби Цель: научить получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби |
40 | Обыкновенные дроби. Числитель и знаменатель дроби. | 24.10. | дробь | Изучение и первичное закрепление | |
41 | Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями. | 25.10. | Числитель и знаменатель | |
42 | Сравнение дробей с одинаковыми числителями. | 28.10. | Правило сравнения | |
43 | Дроби правильные и неправильные. | 29.10. | Прав. и непр. | |
44 | Сравнение дробей. | 30.10. | | Закрепление материала | |
45 | Нахождение доли предмета, части числа. Нахождение ½, 1/3, 1/4. | 31.10. | | |
Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд. Цель: учить складывать и вычитать числа в пределах 1000 с переходом через разряд. |
46 | Нумерация в пределах 1000. | 01.11. | Десятичный состав числа | Обобщение и систематизация | |
47 | Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд. | 11.11. | | комбинированный | |
48 | Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с одним переходом через разряд. | 12.11. | | Изучение нового материала | |
49 | Разностное сравнение чисел. | 13.11. | | |
50 | Сложение и вычитание полных трехзначных чисел с двумя переходами через разряд. | 14.11. | | |
51 | Сложение и вычитание неполных трехзначных чисел с переходом через разряд. | 15.11. | | |
52 | Сложение полных трехзначных чисел, когда в сумме круглые сотни и вычитание из круглых сотен. | 18.11. | | |
53 | Сложение неполных трехзначных чисел, когда в сумме круглые сотни и вычитание из круглых сотен. | 19.11. | | Комплексное применение знаний | |
54 | Сложение трехзначных чисел с двузначным и однозначным, когда сумма круглые сотни, и вычитание из круглых сотен двузначных и однозначных чисел. | 20.11. | | |
55 | Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд (все случаи). | 21.11. | | |
56 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд». | 22.11. | | Проверка, оценка, и коррекция знаний | |
57 | Работа над ошибками. Сложение и вычитание в пределах 1000. | 25.11. | | |
Умножение чисел 10, 100. Умножение и деление на 10 и 100 Цель: научить выполнять умножение числа 100, деление на 10,100 без остатка и с остатком. |
58 | Числа 1 и 0 как сомножители. | 26.11. | правила | Изучен. нового | |
59 | Кратное сравнение чисел. | 27.11. | | |
60 | Увеличение и уменьшение в несколько раз. | 28.11. | | Комплексное применение знаний | |
61 | Сопоставление кратного сравнения чисел и уменьшения в несколько раз. | 29.11. | | |
62 | Кратное и разностное сравнение чисел. | 02.12. | | |
63 | Табличное деление с остатком. | 03.12. | | Комбинирован ный | |
64 | Число 1 как делитель. | 04.12. | | |
65 | Свойства числа 0 при делении | 05.12. | На 0 делить нельзя | |
66 | Умножение чисел 10 и 100 и умножение на 10 и 100. | 06.12. | Правила умножения | Комбинирован ный | |
67 | Деление чисел на 10, 100 без остатка. | 09.12. | | |
68 | Деление чисел на 10, 100 с остатком. | 10.12. | | |
69 | Сложение и вычитание в пределах 1000 (все случаи). | 11.12. | | | |
70 | Контрольная работа по теме «Арифметические действия в пределах 1000». | 12.12. | | Проверка, оценка, и коррекция знаний | |
71 | Работа над ошибками. Римские цифры. Обозначение от I до XII. | 13.12. | Римские цифры | | |
Единицы измерения времени, стоимости, массы, длины. Цель: выполнять преобразование чисел, полученных при измерении в пределах 1000. |
72 | Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины. | 16.12. | Соотнош. мер | Комплексное применение знаний | |
73-74 | Преобразования чисел, полученных от измерения мерами стоимости, длины, массы. | 17.12. 18.12. | Соотнош. мер | |
75 | Денежные купюры. Размен, замена нескольких купюр одной. | 19.12. | Монеты, купюры | |
76 | Единицы измерения времени: год (1 год). Количество дней в году. Високосный год. | 20.12. | Високосный год | |
77 | Обыкновенные дроби. Числитель и знаменатель дроби. | 23.12. | | Обобщение и систематизация | |
78 | Сравнение дробей. | 24.12. | | |
79 | Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей. | 25.12. | | |
80-81 | Сложение и вычитание целых чисел в пределах 1000. | 26.12. 27.12. | | | |
82 | Умножение. Свойства 1 и 0 при умножении и делении. | 15.01. | | |
83 | Умножение 10 и 100 и на 10 и 100. Деление на 10 и 100. | 16.01. | Правила умн. и дел. | |
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд Цель: научить выполнять умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. |
84 | Умножение и деление круглых сотен и десятков на однозначное число. | 17.01. | | Изучение и первичное закрепление | |
85 | Деление на равные части и по содержанию. | 20.01. | | | |
86 | Умножение двузначного числа на однозначное без перехода через разряд. | 21.01. | | Закрепление и усовершенств. | |
87 | Умножение двузначного числа на однозначное. | 22.01. | | Комплексное применение знаний | |
88 | Увеличение в несколько раз и нахождение суммы. | 23.01. | | |
89 | Умножение трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд. | 24.01. | Алгоритм | Изучение и первичное закрепление | |
90 | Умножение трёхзначного числа на однозначное. | 27.01. | | Закрепление и усовершенствование | |
91 | Увеличение в несколько раз и нахождение остатка. | 28.01. | | |
92 | Умножение двузначного и трёхзначного числа на однозначное. | 29.01. | Алгоритм | |
93 | Увеличение на несколько единиц, в несколько раз и нахождение суммы. | 30.01. | | Комплексное применение знаний | |
94 | Увеличение в несколько раз, уменьшение на несколько единиц и нахождение суммы. | 31.01. | | |
95 | Все действия с целыми числами. | 03.02. | | Обобщение и систематизация | |
96 | Контрольная работа по теме «Умножение двузначного и трёхзначного числа на однозначное число». | 04.02. | | Проверка, оценка, и коррекция знаний | |
97 | Работа над ошибками. Меры стоимости. | 05.02. | | |
98 | Деление двузначного числа на однозначное без перехода через разряд. Количество знаков в частном. | 06.02. | Алгоритм | Изучение и первичное закрепление | |
99 | Деление двузначного числа на однозначное. | 07.02. | | Закрепление и усовершенствование | |
100 | Уменьшение в несколько раз и нахождение суммы. | 10.02. | | |
101 | Деление трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд. | 11.02. | Алгоритм | |
102 | Деление трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд. Количество знаков в частном. | 12.02. | | |
103 | Деление трёхзначного числа на однозначное. | 13.02. | Алгоритм | |
104 | Уменьшение в несколько раз и нахождение остатка | 14.02. | | Комплексное применение знаний | |
105 | Кратное сравнение. | 17.02. | | |
106 | Уменьшение в несколько раз и на несколько единиц, нахождение суммы. | 18.02. | | |
107 | Нахождение части числа и остатка. | 19.02. | | |
108 | Увеличение и уменьшение в несколько раз. | 20.02. | | Обобщение и систематизация знаний | |
109-110 | Деление двузначного и трёхзначного числа на однозначное. | 21.02. 24.02. | | |
111 | Контрольная работа по теме «Деление двузначного и трёхзначного числа на однозначное число». | 25.02. | | Проверка, оценка, и коррекция знаний | |
112 | Работа над ошибками. Умножение и деление без перехода через разряд. | 26.02. | | |
Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд Цель: учить выполнять письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число. |
113 | Умножение двузначных чисел на однозначное с переходом через разряд. | 27.02. | | Изучение и первичное закрепление | |
114 | Умножение трёхзначных чисел на однозначное с одним переходом через разряд. | 28.02. | Алгоритм умножения | Закрепление и усовершенствование | |
115 | Умножение трехзначных чисел на однозначное с двумя переходами через разряд. | 03.03. | | |
116 | Умножение двузначных и трехзначных чисел с переходом через разряд (все случаи). | 04.03. | | Комплексное применение знаний | |
117 | Увеличение числа в несколько раз и нахождение суммы. | 05.03. | | |
118 | Решение примеров в 2-3 действия. | 06.03. | | Обобщение и систематизация | |
119 | Деление двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. | 07.03. | | Изучение и первичное закрепление | |
120-121 | Деление трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд. | 10.03. 11.03. | Алгоритм деления | Закрепление и усовершенствование | |
122 | Деление трехзначного числа на однозначное (в частном двузначное число). | 12.03. | | Комплексное применение знаний | |
123 | Деление трехзначных чисел на однозначное (в частном 0 десятков) | 13.03. | | |
124 | Деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное (все случаи). | 14.03. | | |
125 | Уменьшение в несколько раз и нахождение суммы. | 17.03. | | Обобщение и систематизация знаний | |
126 | Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное с переходом через разряд. | 18.03. | | |
127 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд». | 19.03. | | Проверка, оценка, и коррекция знаний | |
128 | Работа над ошибками. Умножение и деление с переходом через разряд. | 20.03. | | |
Повторение Цель: формирование знаний учащихся по изученным темам |
129 | Сложение чисел, полученных от измерения одной единицей стоимости и длины, когда в сумме более крупная единица, и вычитание из крупной единицы чисел полученных от измерения более мелкой единицей (1м-15см). | 21.03. | Единиц измерения | Обобщение и систематизация знаний | |
130 | Сложение и вычитание чисел, полученных от измерения стоимости, длины и массы. | 31.03. | | |
131 | Нумерация в пределах 1000. | 01.04. | | Обобщение и систематизация знаний | |
132 | Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд. | 02.04. | | |
133 | Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд. | 03.04. | | |
134 | Сложение и вычитание в пределах 1000. Проверка. | 04.04. | | |
135 | Нахождение неизвестного слагаемого. | 07.04. | | |
136 | Нахождение неизвестного вычитаемого. | 08.04. | | |
137 | Сложение и вычитание в пределах 1000. Проверка. | 09.04. | | |
138 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд». | 10.04. | | Проверка, оценка, и коррекция знаний | |
139 | Работа над ошибками. Сложение и вычитание в пределах 1000. | 11.04. | | |
140 | Умножение и деление в пределах 1000 без перехода через разряд. | 14.04. | | Комплексное применение знаний | |
141 | Умножение и деление в пределах 1000 с переходом через разряд. | 15.04. | Алгоритмы умн. и дел. | Повторительно-обобщающий | |
142 | Нахождение части числа. | 16.04. | | |
143 | Проверка умножения делением. | 17.04. | | |
144 | Проверка деления умножением. | 18.04. | | |
145 | Проверка умножения и деления. | 21.04. | | |
146 | Определение стоимости по цене и количеству. | 22.04. | | Обобщение и систематизация знаний | |
147 | Определение цены по стоимости и количеству. | 23.04. | | |
148 | Определение количества по цене и стоимости. | 24.04. | | |
149 | Кратное сравнение чисел. | 25.04. | | |
150-151 | Порядок действий в примерах без скобок. | 28.04. 29.04. | | |
152-153 | Порядок действий в выражениях со скобками. | 30.04. 05.05. | | |
154-155 | Все действия в пределах 1000. | 06.05. 07.05. | | |
156 | Контрольная работа по теме «Все действия в пределах 1000». | 08.05. | | Проверка, оценка, и коррекция знаний | |
157 | Работа над ошибками. Все действия в пределах 1000 с целыми числами. | 12.05. | | |
158 | Сложение и вычитание чисел, полученных от измерения 1-2 единицами мер длины. | 13.05. | Единицы измерения | Комплексное применение знаний | |
159 | Сложение и вычитание чисел, полученных от измерения 1-2 единицами стоимости и массы. | 14.05. | Единицы измерения | |
160 | Образование, запись, чтение обыкновенных дробей. | 15.05. | Дробь | Обобщение и систематизация знаний | |
161 | Дроби правильные и неправильные. | 16.05. | правил. и неправ. дроби | |
162 | Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями. | 19.05. | Правило сравнения | |
163 | Сравнение дробей с одинаковыми числителями. | 20.05. | | |
164 | Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей. | 21.05. | | |
165-167 | Все действия с целыми числами. | 22.05. 23.05. 26.05. | | |
168 | Итоговая контрольная работа по теме: «Все действия с целыми числами». | 27.05. | | Проверка, оценка и коррекция знаний | |
169 | Работа над ошибками. Все действия с целыми числами. | 28.05. | | |
170 | Решение составных арифметических задач, требующих 2-3 действия. | 29.05. | | Комплексное применение знаний | |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Томторская средняя общеобразовательная школа им. Н.М. Заболоцкого»
«___»___________ 2012г ____________ А.П. Егорова МБОУ «Томторская СОШ»
Руководитель МО _____________А.В. Егорова
__________Л.А. Скрыбыкина «_____» ___________ 2012г «______»___________2012г
Учитель математики: Винокурова В.А.
2012 г.