Общие цели и задачи общего образования с учетом специфики учебного предмета. Цель индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий - развитие сенсорно-перцептивных, познавательных процессов и произвольной сферы у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сопутствующими ему: интеллектуальной недостаточностью, нарушением письма, речи, зрения, внимания. Основные задачи индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий: - развитие и повышение познавательной и творческо-поисковой деятельности детей, развитие навыков общения детей с нарушениями интеллекта и опорно-двигательного аппарата; - развитие сенсорно-перцептивных, познавательных процессов и произвольной сферы у школьников со сложной структурой дефекта; - создание условий для развития сохранных функций; - формирование положительной мотивации к обучению; - развитие пространственных представлений; - развитие сенсорных процессов; - развитие мышления, памяти, внимания; - развитие произвольной регуляции собственной деятельности; - воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков. Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения Коррекционные занятия с учащимися проводятся по результатам выявления у них педагогом индивидуальных пробелов в развитии и обучении. Режим и структура занятий: -вводная часть (приветствие, упражнения на «разогрев» группы); -основная часть (упражнения и игры по теме занятия); -заключительная часть. Методы коррекционной работы: - создание атмосферы доброжелательности; - постепенное усложнение материала; - постепенное наращивание темпа урока; - дозировка материала; - поэтапные действия; - четкие инструкции; - алгоритм действия; - постановка наводящих вопросов; - предупреждение ошибок; - исключение из учебников сложных заданий; - чередование труда и отдыха - объяснительно – иллюстративный - логические задачи Процесс обучения осуществляется с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей учащегося, что позволит обеспечить реализацию принципа индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Реализация программных задач требует оснащения каждого урока необходимым наглядным материалом. Основная форма обучения - предметно-практические групповые занятия. Групповую работу, без сомнения, можно отнести к коллективному виду деятельности учащихся; ее успех во многом будет зависеть от четкого распределения обязанностей внутри данного звена, а также от оперативной помощи и поддержки учителя. Формы коррекционной работы учителя: - наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности; - поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями; - составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ (по запросу родителей или законных представителей); - составление индивидуальных карт развития учащегося (вместе с педагогом-психологом, учителем-логопедом и учителями-предметниками); - контроль успеваемости и поведения учащихся в классе; - создание комфортного микроклимата в классе для каждого учащегося с ОВЗ; - организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие. Система оценки знаний Проверка уровня усвоения знаний, умений и навыков учащимися проводится по безотметочной системе в форме целенаправленного наблюдения, доступных тестовых заданий, в ходе практической деятельности и дидактических игр. Дети с различными нарушениями в развитии должны выполнять доступные им по возможностям задания, удерживаться в рамках структуры занятия, выполнять основные требования, рекомендации в ходе различных моментов занятия. Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ученика. Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала в целом, его отношение к занятиям, интерес к предъявленному материалу, степень самостоятельности в выполнении заданий. Описание места учебного предмета в учебном плане. В соответствии с Учебным планом ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата коррекционные занятия рассчитаны на 34 учебных недели 2019-2020 учебного года в соответствии с расписанием – 1 час в неделю, всего 35 часов в год. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Как показывают результаты опроса учащихся коррекционных школ, предпочтительное место дети отводят ценностям социального взаимодействия и социальной успешности. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах («академический» и формирование жизненной компетенции) задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ограниченными возможностями, учитывая его настоящие и будущие потребности. Ребенок с ограниченными возможностями овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества. Предполагаемые результаты Успех коррекционной работы во многом зависит от тщательного изучения индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Задания, предлагаемые на занятиях коррекцией, должны быть доступными, так как необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем сложность заданий надо постепенно увеличивать по мере возрастания возможностей ребенка. Учащиеся должны знать/уметь: - определять форму, объём предметов; - выполнять классификацию предметов по разным признакам; - обобщать предметы по определённым признакам; - ориентироваться в пространстве и во времени; - находить сходство и различие предметов, по-разному расположенных в пространстве; - строить простейшие обобщения; - устанавливать закономерности с опорой на зрительный материал; - находить закономерность в ряду чисел, фигур и выражать её в речи; - запоминать, хранить и воспроизводить учебный материал; - решать нетрадиционные задачи с помощью чертежей и рисунков. Содержание тем индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий в 9В классе. Раздел учебного курса | Кол. час. | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Нумерация. | 2 | Чтение, запись целых и дробных чисел. Чтение, запись чисел в пределах 1 000 000. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. Умножение и деление на однозначное число. Умножение и деление на круглые десятки, сотни, тысячи, на двузначное число. | Уметь складывать, читать и записывать целые и дробные числа. Уметь читать, записывать числа в пределах 1 000 000. Уметь складывать и вычитать целые числа и десятичные дроби. Уметь умножать и делить на однозначное число, на 10, 100 и 1 000, на круглые десятки, сотни, тысячи, на двузначное число | Геометрические фигуры и тела. | 14 | Геометрия в нашей жизни. Отрезок. Луч. Прямая. Геометрические фигуры из отрезков и лучей. Тела, составленные из отрезков и многоугольников. Круглые фигуры и тела. Симметричные фигуры. Объем тела. | Знать и различать геометрические фигуры и тела, свойства многоугольников (треугольника, прямоугольника, параллелограмма, правильного шестиугольника), прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, цилиндра, конуса, шара. Уметь строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии; развертки куба, прямоугольного параллелепипеда. Вычислить объем прямоугольного параллелепипеда. | Числа целые и дробные. | 12 | Целые числа. Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Сложение и вычитание целых и десятичных дробей. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. Умножение и деление на трехзначное число. Вычисления на калькуляторе. | Уметь читать и записывать многозначные числа, сравнивать и округлить многозначные числа. Знать образование и виды дробей. Уметь преобразовать дроби. Уметь выполнять все действия с дробями. Уметь производить совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. Уметь использовать калькулятор для выполнения арифметических действий. | Проценты и дроби. | 6 | Понятия о проценте, нахождение одного процента, нахождение нескольких процентов. Задачи на проценты. Замена процентов десятичной и обыкновенной дробью. Нахождение числа по 1%. Замена нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби числа. Запись обыкновенной дроби в виде десятичной. Вычисления на калькуляторе. | Знать понятие процент. Уметь заменять проценты десятичной и обыкновенной дробью. Уметь находить 1% числа. Уметь находить несколько процентов числа. Уметь заменять нескольких процентов числа нахождением дроби. Уметь записывать десятичную дробь в виде обыкновенной дроби. Уметь решать задачи на нахождение нескольких процентов от числа | Повторение. | 1 | Целые числа. Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Проценты. Все действия с целыми и дробными числами. Геометрические фигуры. Геометрические тела. | Знать таблицы сложения и умножения; названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема. Уметь выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, решать простые и составные задачи. Знать геометрические фигуры и тела; единицы измерения площади и объема. Уметь строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля окружности, круги, треугольник, четырехугольники разных видов, развертки куба, прямоугольного параллелепипеда; вычислять объем тела. | |