СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП по географии для 6 класса по учебнику Е.М. Домогацких

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа и КТП по географии для 6 класса по учебнику Е.М. Домогацких. структура: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематический план, перечень обязательных практических работ, географическая номенклатура, критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся, список литературы 

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа и КТП по географии для 6 класса по учебнику Е.М. Домогацких»

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 75/62» г. Пензы»



Одобрено

на заседании педагогического совета

МБОУ СОШ № 75/62 г. Пензы

протокол № от . 2015 г.

Рассмотрено

на заседании МО учителей

естественно-научного цикла

протокол № 1 от 29.08.2015 г.

Председатель МО __________О.В. Ашанина

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ № 75/62 г. Пензы

В.В. Россеев ________________________










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по географии

учителя высшей квалификационной категории

Ашаниной Ольги Валерьевны


6 класс












2015-2016 уч. год



Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по предмету «География» для 6 класса составлена на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 75/62 г. Пензы. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.


Структура документа:

Рабочая программа включает два раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в учебном плане школы, целей его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам и последовательностью изучения тематических блоков в течение года изучения.


Общая характеристика учебного предмета:

Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели изучения предмета:

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Цель курса:

 заложить основы географического образования учащихся.

Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

В рабочей учебной программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические работы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Технологии: развивающего типа (проблемное обучение, деятельностный подход), личностно ориентированные (проектно – исследовательское обучение, индивидуализации и дифференциации).

Методы: картографический, репродуктивный, частично-поисковый, исследование, практический.

Средства обучения: УМК, Методическое оснащение, учебно-наглядный комплекс.


Место предмета в учебном плане

В учебном плане МБОУ СОШ № 75/62 г.Пензы на изучение учебного предмета «география» в 6 классе отводится 34 часа (1 час в неделю)



Учебно-тематический план


Наименование

разделов и тем

Количество часов

в т.ч. практических работ

(обязательных/тренировочных)

Введение

2

1

1. Земля как планета

5

0/3

2. Географическая карта

4

4/4

3. Литосфера

6

1/2

4. Атмосфера

7

0/5

5. Гидросфера

4

1/3

6. Биосфера

3

0

7. Почва и геосфера

3

0/3

Всего

34

7/17

Итого

34 часа


Содержание программы:

НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ГЕОГРАФИИ 34 часа

Введение (2 часа)

География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдаю­щиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.


Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.

Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гамма, Ф. Магеллан, Эль Кано, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.


Тема 1. Земля как планета (5 часов)

Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.


Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Персоналии: Клайд Томбо.


Тема 2. Географическая карта (4 часа)

Планируемые результаты подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Учащиеся должны уметь:
Называть и (или) показывать элементы градусной сети, географические полюса, окружность и радиус Земли.
Объяснять понятия: план местности, масштаб, азимут, географическая карта, абсолютная и относительная высота, географические координаты, параллели, меридианы, географические полюса, глобус.
Определять (измерять): стороны горизонта по компасу, солнцу, местным признакам, направления, расстояния, абсолютные и относительные высоты, географические координаты, местоположение географических объектов. Уметь читать план, карту и производить простейшую съемку местности.


Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.


Тема 3. Литосфера (6 часов)


Планируемые результаты подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.


Учащиеся должны уметь:

Называть и (или) показывать основные формы рельефа, крупнейшие равнины и горные системы земного шара.

Объяснять понятия: литосфера, рельеф, горы, равнины, горные породы, полезные ископаемые. Объяснять образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека. Описывать горы, равнины земного шара по плану. Уметь работать с контурной картой.


Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.


Тема 4. Атмосфера (7 часов)


Планируемые результаты подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.

Учащиеся должны уметь:
Называть и (или) показывать пояса освещенности, тепловые пояса Земли,
основные причины, влияющие на климат.
Объяснять понятия: атмосфера, атмосферное давление, ветер, погода,
климат.
Объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности,
смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра.
Определять (измерять) температуру воздуха, атмосферное давление,
направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние  температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур.
Описывать погоду и климат своей местности.


Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Тема 5. Гидросфера (4 часа)

Планируемые результаты подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимо­действие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Учащиеся должны уметь:
Называть и правильно показывать океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера, области оледенения, основные части реки, бассейн, водораздел.
Объяснять понятия: гидросфера, Мировой океан, океан, море, река, озеро, бассейн, водораздел, речная система, подземные воды.
Описывать океан, море, реку, озеро по плану.
Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа.


Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.


Тема 6. Биосфера (3 часа)


Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. При­способление живых организмов к среде обитания в разных природ­ных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.


Основные понятия: биосфера, Красная книга.

Персоналии: В.П.Вернадский

Тема 7. Почва и геосфера (3 часа)


Учащиеся должны знать:

Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образова­ния почв разных типов. Понятие о географической оболочке.

Территори­альные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Геогра­фическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.


Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.


Географическая номенклатура Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида. Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия. Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска. Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский. Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский. Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины. Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское. Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи. Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи. Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское. Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгельское, Западных Ветров. Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера.








Перечень обязательных практических работ


Раздел, тема

Практическая работа, форма ее выполнения

Введе-

ние

Практическая работа №1 Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение за погодой, фенологическими явлениями

Географи-

ческая

карта

Практическая работа №2. Топографический диктант


Практическая работа №3 Ориентирование на местности


Практическая работа №4 Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.


Практическая работа №5 Обучение определению направлений по карте, определению географических координат по глобусу и карте

Лито-

сфера

Практическая работа №6 Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа

Гидро-

сфера

Практическая работа №7. Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озёра, водохранилища (по выбору)


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.


  1. письменные

      • тесты

      • ответы на вопросы


    правильный ответ – 1 балл

    0-49% - «2»

    50-69% - «3»

    70-89% - «4»

    90-100% - «5»

  2. Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.

Требования к устным ответам учащихся:

«3» - воспроизведение и запоминание материла различной степени сложности, ответы по вопросам к изученному без воспроизведения текста.

«4»- применение знаний в знакомой ситуации по образцу, связанной выполнением действий с чётко обозначенными правилами;

- измерять, объяснять. Составлять что-либо по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать.

«5» - применение знаний в незнакомой ситуации, творческое применение в качестве какой-либо обобщённой идеи;

- устно или письменно дать ответ на проблемный вопрос или выявить существенные признаки;

- высказывать суждения по проблемному вопросу, анализировать получаемую информацию, давать отзыв или рецензию, обосновывая, приводить свои примеры;

- искать необходимую информацию и проводить исследовательскую работу.


3. Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.


Отметка "5" Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4" Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. опускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3" Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче ского материала, но испытывали затруднения при самостоя тельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка "2" Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


4. Оценка умений работать с картой и другими

источниками географических знаний.


Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.


Список литературы



УМК ученикаЕ.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский, «География. Физическая география» 6 класс, Москва, Русское слово, 2008

  1. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии 6 класс, М. Дрофа, 2008

  2. Географический атлас 6 класс, М. Дрофа, 2008

  3. Комплект контурных карт.


УМК учителя

  1. Домогацких Е.М., Программы по географии 6-11 класс, - М.: Русское слово, 2008 год.

  2. Образовательный стандарт основного общего образования по географии.

  3. Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский, «География. Физическая география» 6 класс, Москва, Русское слово, 2008

  4. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии 6 класс, М. Дрофа, 2008

  5. Географический атлас 6 класс, М. Дрофа, 2008

  6. Комплект контурных карт.



Дополнительная литература

  1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., География. Начальный курс, 6 кл., м. , «Дрофа», 2008 год.

  2. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География, 6 кл., «Дрофа», 2008 год.

  3. Лазаревич К. С. Я иду на урок географии. История географических открытий. Книга для учителя,- М первое сентября 2000.

  4. Петрова Л Е Дидактические карточки задания по географии 6 класс М Экзамен 2005

  5. Пятунин В. Б. География 6 -10 кл. Контрольные и проверочные работы.-М.: Дрофа 2001.

  6. Романова А. Ф., Нестандартные уроки в школе. География, 6 класс, Волгоград, Учитель, 2003.

  7. Шатных А. В. Современный урок географии. Часть1. Методические разработки уроков географии 6 класс. М.: Школьная пресса, 2002.


Календарно-тематический план












Тема урока






Тип урока





Элементы обязательного минимума образования


составляющие качества образования

Мультимедий-ное сопровожде-ние

(комплект в папке)

Д-демонстр.

П-практич.

К-контрольн.


Формы работы


Практические работы

домашнее задание

Сроки проведения


предметно-информационая (просвещенность)

деятельностно- коммуникативная (обученность)

ценностно - ориентационная (использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни)

план

факт


ВВЕДЕНИЕ ( 2 часа)






1

Что такое география?

Урок изучения нового материала

Развитие географических знаний о Земле. Представления о мире в древности. Эпоха великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства

Знать: основные географические понятия и термины



Что такое география

Д, П


Вводная беседа

1

Организация и обучение приёмам учебной работы: наблюдения за погодой, фенологическими явлениями;

§1, тема 1 в тетради




2

Из истории географических открытий

Урок актуализации знаний и умений

Из истории географических открытий

Д, П


Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

§2, тема 2 в тетради




ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА ( 5 ЧАСОВ)






3

Планеты Солнечной системы

Урок актуализации знаний и умений








Солнце – источник жизни на земле. Земля как одна из планет Солнечной системы; её ближайшие соседи. Луна- спутник Земли, их взаимодействие.

Влияние Космоса на Землю и жизнь людей








Знать: основные географические понятия и термины








Уметь: сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах;









Выявлять взаимосвязи между географическими явлениями, их изменение в результате деятельности человека


Вводная беседа


§3, тема 3 в тетради




4

Форма. размеры и движение Земли

Урок актуализации знаний и умений


индивидуальный, фронтальный опрос

§4, тема 4 в тетради




5

Система географических координат

Практикум

Географические координаты

Д, П


Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

§5, тема 5 в тетради




6

Времена года

Урок актуализации знаний и умений

Времена года

Д


индивидуальный, фронтальный опрос

§6, тема 6 в тетради




7

Пояса освещённости

Практикум

интерактивная карта

П


индивидуальный, фронтальный опрос

§7, тема 7 в тетради




ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА ( 4 ЧАСА)






8


Масштаб карты


Практикум















Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб, градусная сеть на глобусе, карте, плане. способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности
















Знать: основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и карт по масштабу, способам картографического изображения















Уметь : определять по плану объекты местности, стороны горизонта по плану, компасу, Солнцу.; направления, расстояния, определять особенности рельефа по карте и плану
















читать план местности, использовать план для ориентирования на местности

Как Незнайка рисовал план местности

Д, П


Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Определение сторон горизонта с помощью компаса.


2 Топографический диктант


3

Ориентирование на местности


4

Определение объектов местности по плану, направлений и расстояний

5

Определение направлений и расстояний по карте. Определение географических координат по глобусу и карте

§8, тема 8 в тетради







9


Виды условных знаков



Практикум

Условные знаки плана

П, К


Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

§9, тема 9 в тетради






10



Стороны горизонта



Практикум

Ориентирование

Д, П, К


Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

§10, тема 10 в тетради










11






Изображение рельефа на карте





Практикум

Изображение неровностей на плане

Д, П, К


Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

§11, тема 11 в тетради




ЛИТОСФЕРА ( 6 ЧАСОВ)













12




Строение земного шара


Урок актуализации знаний и умений









Литосфера: строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли.

Разнообразие форм рельефа.

Движения земной коры.

Главные формы рельефа.

Рельеф дна океанов.

Человек и земная кора











Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, изменения в результате деятельности человека









Уметь: называть и показывать основные формы рельефа, горные системы и равнины мира, правильно подписывать их на контурной карте.

Уметь объяснять, образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.

Уметь описывать горы по типовому плану














Использование минералов и горных пород в хозяйственной и повседневной жизни человека

Внутреннее строение Земли

Внутреннее строение Земли (самостоятельная работа)

Д, П



индивидуальный, фронтальный опрос


Определение свойств горных пород.





6

обозначение на контурной карте названных объектов рельефа

§12, тема 12 в тетради





13


Виды горных пород


Практикум

Горные породы и минералы

Д


индивидуальный, фронтальный опрос

§13, тема 13 в тетради





14

Полезные ископаемые

Урок актуализации знаний и умений


индивидуальный, фронтальный опрос

§14, тема 14 в тетради





15

Движения земной коры

Урок актуализации знаний и умений

Движения земной коры


Д, П


индивидуальный, фронтальный опрос

§15, тема 15 в тетради





16

Выветривание горных пород

Урок изучения нового материала


индивидуальный, фронтальный опрос

§16, тема 16 в тетради





17

Рельеф суши и дна океана

Практикум

Рельеф суши и дна океана

Д, П


индивидуальный, фронтальный опрос

§17, тема 17 в тетради




АТМОСФЕРА ( 7 ЧАСОВ)








18

Строение атмосферы

Урок актуализации знаний и умений















Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат.




Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, изменения в результате деятельности человека




Уметь объяснять причину смену дня и ночи, времён года, причины образования ветра, атмосферных осадков

Уметь определять среднегодовые и среднесуточные температуры, годовые и суточные амплитуды температур,

Уметь строить графики хода температур, осадков, ветра






Определение и описание погоды своей местности, признаки плохой и хорошей погоды, зависимость человека от погоды

Атмосфера

Д, П


индивидуальный, фронтальный опрос

Построение графика месячного хода t0 воздуха и розы ветров.




§18, тема 18 в тетради




19

Температура воздуха

Практикум

Атмосфера

Д, П


индивидуальный, фронтальный опрос

§19, тема 19 в тетради




20

Атмосферное давление

Урок актуализации знаний и умений

Атмосфера

Д, П


индивидуальный, фронтальный опрос

§20, тема 20 в тетради




21

Движение воздуха

Практикум

Атмосфера

Д, П


индивидуальный, фронтальный опрос

§21, тема 21 в тетради




22

Вода в атмосфере

Урок актуализации знаний и умений

Атмосфера

Д


индивидуальный, фронтальный опрос

§22, тема 22 в тетради




23

Погода

Практикум

Погода и климат

Д, П


индивидуальный, фронтальный опрос

§23, тема 23 в тетради




24

Климат

Практикум

Погода и климат

П, К


индивидуальный, фронтальный опрос


§24, тема 24 в тетради




ГИДРОСФЕРА (4 ЧАСА)







Погода и климат

25

Единство гидросферы

Урок актуализации знаний и умений

Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океане,

Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли


Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в гидросфере, взаимосвязи между ними, изменения в результате деятельности человека

Состав гидросферы, составные части океана, состав вод суши, особенности рек, озёр, подземных вод,

Уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины морей и океанов, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа,

Уметь называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озёра

Определение характеристик чистой питьевой воды, меры по экономии чистой воды, меры по сохранению водоёмов


Вводная беседа

7

Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озёра, водохранилища.


§25, тема 25в тетради




26

Мировой океан

Урок актуализации знаний и умений

Мировой океан

Д


индивидуальный, фронтальный опрос

§26, тема 26 в тетради




27

Воды суши: реки и озёра


Практикум

Воды суши: реки и озёра

Д, П


индивидуальный, фронтальный опрос

§27, тема 27 в тетради




28

Воды суши: подземные воды и природные льды


Урок актуализации знаний и умений

Подземные воды и природные льды

Д


индивидуальный, фронтальный опрос

§28, тема 28 в тетради




БИОСФЕРА (3 ЧАСА)






Воды суши: подземные воды и природные льды

29

Царства живой природы


Урок актуализации знаний и умений









Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь с другими сферами географической оболочки. способы адаптации растений и животных к среде обитания

Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в биросфере, взаимосвязи между ними, изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность


Уметь объяснять неравномерность распределения организмов по Земле,

Объяснять воздействие организмов на живые оболочки

Значение растений и животных в хозяйственной и повседневной жизни человека


индивидуальный, фронтальный опрос

Экскурсия.
Ознакомление с наиболее распространёнными растениями и животными своей местности.

§29, тема 29 в тетради




30

Биосфера и охрана природы


Урок актуализации знаний и умений

Охрана природы

Д, П


индивидуальный, фронтальный опрос

§30, тема 30 в тетради




31

Взаимодействие человека и природы. Стихийные бедствия. Виды хозяйственной деятельности и степень их воздействия на природу.



Урок актуализации знаний и умений

Взаимодействие человека и природы

Д, П, К


индивидуальный, фронтальный опрос

§31, тема 31 в тетради




ПОЧВА И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ( 3 ЧАСА)






32

Почва


Урок актуализации знаний и умений


Почва как особое природное образование и условия формирования почв различного типа.

Природный комплекс (ландшафт), природная зона, широтная и высотная зональность, роль климата и рельефа в формировании природных комплексов, изменение природных комплексов под влиянием хозяйственной деятельности человека.



Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, изменения в результате деятельности человека;




Уметь объяснять различия в особенностях почв разных природных комплексов





Значение почвы для хозяйственной и повседневной жизни человека

Почва

Д, П


индивидуальный, фронтальный опрос

Экскурсия.
Изучение строения почвы на местности.

§32, тема 32 в тетради




33

Природный комплекс


Урок актуализации знаний и умений

Природный комплекс

Д, П


индивидуальный, фронтальный опрос

§33, тема 33 в тетради




34

Природные зоны


Практикум

Природные зоны

Природные зоны (интерактивная карта)

Д, П

индивидуальный, фронтальный опрос

§34, тема 34 в тетради





16