Багаевский район, хутор Елкин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Елкинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Елкинской СОШ
Приказ от 01.09. 2017 г. № 07
______________ Крамаренко Е.Г.
(подпись)
М П
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
« Жизнь на планете Земля».
Уровень общего образования (класс): основное общее образование
Количество часов (план): 33
Учитель: Ступникова В.В.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по ВР
методического объединения
учителей естественного цикла ______________(подпись)
МБОУ Елкинской СОШ Арустамян М.И.
от 30 августа 2017 года № 1 « 31 » августа 2017 года
_________________________
(подпись рук. МО)
Ступникова В.В. (ФИО)
РАЗДЕЛ 1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ценностные ориентиры учебного курса:
Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности. Обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России.
Изучение экологии школьниками придаст новый импульс в выдвижении новых ценностей для них: отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему живому. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом мире, ребята учатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества. Ценность подобного опыта для ребёнка непреходяща. Научить его сохранять и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Трогательные отношения с окружающим нас миром распространяются на чувственную сферу молодого человека. И из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь.
В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Сущность экологического образования в том, что оно представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и социально- педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.
Суть программы состоит в том, что в процессе занятий создаются условия для выработки у учащихся активной жизненной позиции. Программа создаёт условия для развития творческих способностей. Всё вышесказанное обязательно учитывает желания, интересы, ценностные установки воспитанников
Личностные результаты: использовать знания о географических, экологических явлениях в повседневной жизни, соблюдение норм экологического поведения в быту и окружающей среде.
Метапредметные результаты: формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты: формирование знаний о влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, путях ее сохранения и рационального использования; изучение приемов работы с картой, статистическим материалом, приборами, инструментами, геоинформационными системами для сбора информации, ее обработки и систематизации; воспитание экологической культуры.
.
РАЗДЕЛ 2.
Содержание учебного предмета
Содержание обучения:
1. Раздел «Общая экология». Познаю родной край. Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения. Приспособительные формы организмов. Популяции. Динамика численности популяций. Биоценоз и его устойчивость. Глобальные экологические проблемы. Видовой состав биоценозов. Изучение природы родного края. Изучение животного и растительного мира Ростовской области. Редкие и охраняемые животные и растения Ростовской области. Ядовитые и съедобные грибы родного края. Первая помощь при отравлении грибов. Лекарственные и ядовитые растения родного края. Экосистемы. Законы организации экосистем. Цепи питания. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию.
Составление рефератов, выполнение исследовательских работ.
2. Раздел «Социальная экология». Человек – биосоциальный вид. Современные отношения человечества и природы. Социально-экологические взаимосвязи. Система «природа — человек». Изучение промышленности Ростовской области. Изучение комнатных растений. Экологическая демография. История хутора Ёлкина: экологическое состояние, демографическая обстановка. Генеалогические связи. Изучение родословной.
Антропогенные процессы в биосфере. Влияние антропогенных воздействий на природу родного края. Экология человека. Здоровье человека. Строение человека. Факторы здоровья. Физкультура, спорт, физиологические основы закаливания, правила закаливания. Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на человека. Влияние шума на организм человека. Школа безопасности жизни. Что мы едим. Правильное питание.
Написание рефератов, создание презентаций, выполнение исследовательских работ, проведение конференций
3. Раздел «Природа и общество.» Памятники природы Ростовской области. Вода, свойства, значение, охрана. Река нашей местности. Воздух, свойство, значение, охрана. Почва, её состав и значение. Сохранение и увеличение плодородия. Установление загрязнения среды в полевых условиях. Основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды. Экологические проблемы современности. Глобальные экологические проблемы. Экологический кризис, пути выхода из него. Законы взаимоотношений общества и природы. Изучение запылённости окружающей среды. Составление мониторинга состояния окружающей среды. Выполнение творческих проектов и исследовательских работ.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | экскурсии | Практические работы |
1 | Общая экология | 7 | | Пр.раб.№1 Видовой состав биоценозов. |
2 | Социальная экология | 11 | | Пр.раб.№2 Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места, классной комнаты |
3 | Природа и общество | 15 | Экскурсия. Составление экологической тропы, плана-карты родного села. | Пр.раб.№3 Операция «Чистое село» |
Место предмета в учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану на программу отводится 34 часа из расчета 1 ч в неделю. Но в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2017-2018 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2016-2017 учебном году( 23.02.2018, 08.03.2018г., 01.05. 2018 г.,09.05.2017 г.) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях шестидневной рабочей недели для учащихся, данная программа в 2017-2018 уч.году будет реализована в объёме 33 часа
РАЗДЕЛ 3.
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
(1 час в неделю, всего 33 часа)
№ п/п | дата | Тема урока | Кол-во часов |
план | факт |
| | | 1. Раздел «Общая экология». | 7 |
1 | 01.09 | | Организм и среда. | |
2 | 08.09 | | Глобальные экологические проблемы. | |
3 | 15.09 | | Пр.раб.№1 Видовой состав биоценозов. | |
4 | 22.09 | | Изучение животного и растительного мира Ростовской области. | |
5 | 29.09 | | Редкие и охраняемые животные и растения Ростовской области. | |
6 | 06.10 | | Ядовитые и съедобные грибы родного края. | |
7 | 13.10 | | Ростовский заповедник | |
| | | 2. Раздел «Социальная экология». | 11 |
1 | 20.10 | | Человек – биосоциальный вид. | 1 |
2 | 27.10 | | Изучение промышленности Ростовской области | 1 |
3 | 17.11 | | Экологическая демография. | 1 |
4 | 24.11 | | История хутора Ёлкин: экологическое состояние, демографическая обстановка. | 1 |
5 | 01.12 | | История хутора Ёлкин: генеалогические связи, изучение родословной. | |
6 | 08.12 | | Влияние антропогенных воздействий на природу родного края | 1 |
7 | 15.12 | | Экология человека. | 1 |
8 | 22.12 | | Влияние шума на организм человека. | 1 |
9 | 29.12 | | Пр.раб.№2 Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места, классной комнаты | 1 |
10 | 12.01 | | Правильное питание. | 1 |
11 | 19.01 | | Защита проектов на экологическую тему | 1 |
| | | 3 Раздел Природа и общество. | 15 |
1 | 26.01 | | Памятники природы Ростовской области. | 1 |
2 | 02.02 | | Вода, свойства, значение, охрана. | 1 |
3 | 09.02 | | Река нашей местности. | 1 |
4 | 16.02 | | Отбор и анализ водных проб | 1 |
5 | 02.03 | | Воздух, свойство, значение, охрана. | 1 |
6 | 09.03 | | Кислотные дожди. Парниковый эффект. Озоновые дыры. | 1 |
7 | 16.03 | | Почва, её состав и значение. Сохранение и увеличение плодородия. | 1 |
8 | 23.03 | | Пестициды в почве. | 1 |
9 | 13.04 | | Капельное орошение | 1 |
10 | 20.04 | | Основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды. | 1 |
11 | 27.04 | | Экологические проблемы современности | 1 |
12 | 04.05 | | Составление мониторинга состояния окружающей среды | 1 |
13 | 11.05 | | Экскурсия. Изучаем влияние человека на природу родного края. | 1 |
14 | 18.05 | | Пр.раб.№3 Операция «Чистое село» | 1 |
15 | 25.05 | | Экскурсия. Составление экологической тропы, плана-карты родного села. | 1 |
Багаевский район, хутор Елкин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Елкинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Елкинской СОШ
Приказ от 01.09. 2017 г. № 07
______________ Крамаренко Е.Г.
(подпись)
М П
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
« Жизнь на планете Земля».
Уровень общего образования (класс): основное общее образование
Количество часов (план): 34
Учитель: Ступникова В.В.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения
учителей естественного цикла ______________(подпись)
МБОУ Елкинской СОШ Арустамян М.И.
от 30 августа 2017 года № 1 « 31 » августа 2017 года
_________________________
(подпись рук. МО)
Ступникова В.В. (ФИО)
РАЗДЕЛ 1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ценностные ориентиры учебного курса:
Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности. Обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России.
Изучение экологии школьниками придаст новый импульс в выдвижении новых ценностей для них: отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему живому. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом мире, ребята учатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества. Ценность подобного опыта для ребёнка непреходяща. Научить его сохранять и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Трогательные отношения с окружающим нас миром распространяются на чувственную сферу молодого человека. И из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь.
В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Сущность экологического образования в том, что оно представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и социально- педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.
Суть программы состоит в том, что в процессе занятий создаются условия для выработки у учащихся активной жизненной позиции. Программа создаёт условия для развития творческих способностей. Всё вышесказанное обязательно учитывает желания, интересы, ценностные установки воспитанников
Личностные результаты: использовать знания о географических, экологических явлениях в повседневной жизни, соблюдение норм экологического поведения в быту и окружающей среде.
Метапредметные результаты: формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты: формирование знаний о влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, путях ее сохранения и рационального использования; изучение приемов работы с картой, статистическим материалом, приборами, инструментами, геоинформационными системами для сбора информации, ее обработки и систематизации; воспитание экологической культуры.
.
РАЗДЕЛ 2.
Содержание учебного предмета
Содержание обучения:
1. Раздел «Общая экология». Познаю родной край. Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения. Приспособительные формы организмов. Популяции. Динамика численности популяций. Биоценоз и его устойчивость. Глобальные экологические проблемы. Видовой состав биоценозов. Изучение природы родного края. Изучение животного и растительного мира Ростовской области. Редкие и охраняемые животные и растения Ростовской области. Ядовитые и съедобные грибы родного края. Первая помощь при отравлении грибов. Лекарственные и ядовитые растения родного края. Экосистемы. Законы организации экосистем. Цепи питания. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию.
Составление рефератов, выполнение исследовательских работ.
2. Раздел «Социальная экология». Человек – биосоциальный вид. Современные отношения человечества и природы. Социально-экологические взаимосвязи. Система «природа — человек». Изучение промышленности Ростовской области. Изучение комнатных растений. Экологическая демография. История хутора Ёлкина: экологическое состояние, демографическая обстановка. Генеалогические связи. Изучение родословной.
Антропогенные процессы в биосфере. Влияние антропогенных воздействий на природу родного края. Экология человека. Здоровье человека. Строение человека. Факторы здоровья. Физкультура, спорт, физиологические основы закаливания, правила закаливания. Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на человека. Влияние шума на организм человека. Школа безопасности жизни. Что мы едим. Правильное питание.
Написание рефератов, создание презентаций, выполнение исследовательских работ, проведение конференций
3. Раздел «Природа и общество.» Памятники природы Ростовской области. Вода, свойства, значение, охрана. Река нашей местности. Воздух, свойство, значение, охрана. Почва, её состав и значение. Сохранение и увеличение плодородия. Установление загрязнения среды в полевых условиях. Основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды. Экологические проблемы современности. Глобальные экологические проблемы. Экологический кризис, пути выхода из него. Законы взаимоотношений общества и природы. Изучение запылённости окружающей среды. Составление мониторинга состояния окружающей среды. Выполнение творческих проектов и исследовательских работ.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | экскурсии | Практические работы |
1 | Общая экология | 7 | | Пр.раб.№1 Видовой состав биоценозов. |
2 | Социальная экология | 11 | | Пр.раб.№2 Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места, классной комнаты |
3 | Природа и общество | 16 | Экскурсия. Составление экологической тропы, плана-карты родного села. | Пр.раб.№3 Операция «Чистое село» |
Место предмета в учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану на программу в отводится 35 часа из расчета 1 ч в неделю. Но в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2017-2018 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2016-2017 учебном году( 23.02.2018, 08.03.2018г., 01.05. 2018 г.,09.05.2017 г.) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях шестидневной рабочей недели для учащихся, данная программа в 2017-2018 уч.году будет реализована в объёме 34 часа
РАЗДЕЛ 3.
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№ п/п | дата | Тема урока | Кол-во часов |
план | факт |
| | | 1. Раздел «Общая экология». | 7 |
1 | 07.09 | | Организм и среда. | |
2 | 14.09 | | Глобальные экологические проблемы. | |
3 | 21.09 | | Пр.раб.№1 Видовой состав биоценозов. | |
4 | 28.09 | | Изучение животного и растительного мира Ростовской области. | |
5 | 05.10 | | Редкие и охраняемые животные и растения Ростовской области. | |
6 | 12.10 | | Ядовитые и съедобные грибы родного края. | |
7 | 19.10 | | Ростовский заповедник | |
| | | 2. Раздел «Социальная экология». | 11 |
1 | 26.10 | | Человек – биосоциальный вид. | 1 |
2 | 02.10 | | Изучение промышленности Ростовской области | 1 |
3 | 16.11 | | Экологическая демография. | 1 |
4 | 23.11 | | История хутора Ёлкин: экологическое состояние, демографическая обстановка. | 1 |
5 | 30.11 | | История хутора Ёлкин: генеалогические связи, изучение родословной. | |
6 | 07.12 | | Влияние антропогенных воздействий на природу родного края | 1 |
7 | 14.12 | | Экология человека. | 1 |
8 | 21.12 | | Влияние шума на организм человека. | 1 |
9 | 28.12 | | Пр.раб.№2 Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места, классной комнаты | 1 |
10 | 11.01 | | Правильное питание. | 1 |
11 | 18.01 | | Защита проектов на экологическую тему | 1 |
| | | 3 Раздел Природа и общество. | 16 |
1 | 25.01 | | Памятники природы Ростовской области. | 1 |
2 | 01.02 | | Вода, свойства, значение, охрана. | 1 |
3 | 08.02 | | Река нашей местности. | 1 |
4 | 15.02 | | Отбор и анализ водных проб | 1 |
5 | 22.02 | | Воздух, свойство, значение, охрана. | 1 |
6 | 01.03 | | Кислотные дожди. Парниковый эффект. Озоновые дыры. | 1 |
7 | 15.03 | | Почва, её состав и значение. Сохранение и увеличение плодородия. | 1 |
8 | 22.03 | | Пестициды в почве. | 1 |
9 | 12.04 | | Капельное орошение | 1 |
10 | 19.04 | | Основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды. | 1 |
11 | 26.04 | | Экологические проблемы современности | 1 |
12 | 03.05 | | Составление мониторинга состояния окружающей среды | 1 |
13 | 10.05 | | Экскурсия. Изучаем влияние человека на природу родного края. | 1 |
14 | 17.05 | | Пр.раб.№3 Операция «Чистое село» | 1 |
15 | 24.05 | | Экскурсия. Составление экологической тропы, плана-карты родного села. | 1 |
16 | 31.05 | | Защита проектов | 1 |