СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Мир геометрии" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир геометрии" для 3 класса по программе Занкова. Программа включает пояснительную записку, планирование с указанием универсальных учебных действий, формируемых на занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Мир геометрии" 3 класс»

Пояснительная записка


Данная рабочая программа «Мир геометрии» для учащихся 3а класса разработана на основе авторской программы О.Б. Шамсудиновой «Мир геометрии» из сборника: Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова /Сост. Е.Н.Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. – 144 с.

Программа “Мир геометрии»” – обще-интеллектуальной направленности, разработана на основе УМК по математике системы развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения начального общего образования.

Работа по программе «Мир геометрии» в 2014-2015 учебном году в 3а классе будет осуществляться из расчета 1 час в неделю (34 часа в год).

Цель рабочей программы:

- расширение и углубление геометрических представлений младших школьников.

Задачи рабочей программы:

- формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни;

- развивать пространственное воображение при совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии;

- учить изображать простые геометрические формы;

- развивать навыки учебной деятельности, выявлять и развивать математические способности детей;

- воспитывать критическое мышление, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;

- развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей, критическое отношение к своим и чужим суждениям.

Опыт работы с геометрическими объектами способствует развитию и обогащению пространственного воображения.

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – системно-деятельностный подход в начальном обучении, предполагающий активизацию познавательной, творческой деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.

Геометрические понятия у детей вырабатываются и формируются с опорой на их практический опыт, который как один из источников знаний должен быть многократным и многообразным. Опыт приобретается в процессе работы с разными материалами и инструментами: лепка из пластилина, вырезание и склеивание разверток, моделирование новых фигур из частей данной, черчение, измерение, образование фигур на подвижных моделях и т.д.

Исходя из вышесказанного, предлагаемый курс выстроен концентрически. Каждый год учащиеся возвращаются к уже изученному, рассматривая знакомые понятия на качественно новом уровне. Знания постепенно расширяются, углубляются, систематизируются, приобретают обобщенный характер.

Большое значение в развитии геометрических знаний принадлежит логическому мышлению. Выполняя задания, учащиеся учатся анализировать результаты наблюдений, устанавливать аналогии (на основании сходных черт объектов делать заключение о сходстве других характеристик этих объектов), делать обобщения (переходить от частных суждений к общим) и выводы, обосновывать их. На развитие логического мышления, а также пространственного воображения направлены задания, имеющие несколько вариантов решения, задания на конструирование, задания поискового характера.

Приведем основные принципы структурирования материала:

1. Как правило, проводится одновременное изучение плоских и пространственных фигур с целью установления аналогий и различий между ними - квадрат и куб, прямоугольник и прямоугольный параллелепипед, круг и шар и т.д. Такой подход позволяет синтезировать материал, совместно изучать понятия, группирующиеся вокруг той или иной темы.

2. Проводится совместное изучение геометрических форм и метрической геометрии, что дает возможность осуществлять непрерывное наблюдение связей и отношений между геометрическими формами и мерой.

3. Концентричность строения курса, т.е. постоянный возврат к изученному геометрическому материалу на новом уровне, дает возможность постепенно переходить от образного представления к отвлеченным понятиям.

Основная форма выполнения заданий – самостоятельная работа обучающихся. Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы и т.д.

В третьем классе продолжается совместное изучение плоских и пространственных фигур. Учащиеся возвращаются к рассмотрению изученных фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник) как элементов геометрических тел. Рассматриваются треугольник и пирамида, прямоугольный параллелепипед и прямоугольник, куб и квадрат. Знания о свойствах этих фигур закрепляются при построении и изготовлении разверток геометрических тел. Углубляется понимание отношений «общее - частное», связи между видами фигур (квадратом, прямоугольником, ромбом), объединенных в общее родовое понятие «четырехугольник». Продолжение работы с таблицами: упорядочивают данные с помощью таблицы, учатся читать таблицы. Математический язык расширяется путем введения новых определений, составления геометрических рассказов.


Содержание программы


Многогранники и многоугольники

Описание данных геометрических фигур, выделение сходств и различий. Формирование на их примерах понимания отношений «общее _ частное». Анализ утверждений о свойствах фигур, выбор правильных, обоснование выбора. Сопоставление линий с их названиями. Достраивание незавершенных рисунков. Сопоставление пространственных фигур, выделение сходств и различий. Выделение среди них фигур, имеющих грани. Описание многогранников, многоугольников на примере этих фигур. Выделение многогранников, многоугольников на рисунках, среди окружающих предметов. Элементы многогранника, многоугольника. Сопоставление понятий: многоугольник - грань многогранника, сторона многоугольника - ребро многогранника, вершина многоугольника - вершина многогранника. Взаимное расположение многоугольников, отношение сторон. Конструирование многоугольников из деталей игры «Тетрамино». Определение многогранника. Построение моделей многогранников из пластилина, счетных палочек. Изображение многогранников на плоскости. Различные виды многогранников (выпуклые, невыпуклые - без использования этих терминов). Количество вершин (граней) многоугольника (многогранника), определяющее их название. Понятие диагонали многоугольника. Оценка верности логических рассуждений о свойствах многоугольника (многогранника).


Периметр многоугольника

Понятие периметра многоугольника как длины замкнутой ломаной. Нахождение периметра по чертежам многоугольников. Конструирование моделей многоугольников из деталей игры «Пентамино». Метр как основа метрической системы мер, приведение в систему знаний о единицах длины метрической системы мер - миллиметре, сантиметре, дециметре, метре, километре.


Прямоугольник и ромб

Упорядочение понятий от общих к частным: прямоугольник, ромб как частные случаи четырехугольника, квадрат как частный случай четырехугольника, прямоугольника, ромба. Выделение прямоугольников, ромбов среди многоугольников, квадратов среди прямоугольников, ромбов. Нахождение периметра ромба, стороны ромба по его периметру. Конструирование моделей многоугольников из деталей игры «Пентамино». Моделирование четырехугольников из счетных палочек. Решение задач на построение.


Призма

Описание призмы. Определение призмы, ее элементов. Виды призм. Высота прямой призмы. Выделение призмы среди прочих фигур. Вид данного многогранника с разных сторон. Призма в различных проекциях. Изготовление модели призмы из пластилина по чертежу. Вычисление высоты призмы по данным периметрам основания и боковой грани. Развертки многогранников, определение среди них разверток призмы. Выделение на развертках элементов призмы (боковых граней, ребер, оснований).


Прямоугольный параллелепипед

Понятие прямоугольного параллелепипеда как частного случая шестигранника и прямой призмы. Понятие куба как частного вида прямоугольного параллелепипеда. Выделение прямоугольных параллелепипедов (кубов) в окружающих предметах. Упорядочение данных понятий от общих к частным. Работа с развертками прямоугольных параллелепипедов (кубов), выделение на них элементов фигуры (противоположных граней, соседних граней). Построение прямоугольного параллелепипеда (куба) по его развертке. Конструирование моделей многоугольников из деталей игры «Пентамино». Логические высказывания о свойствах квадрата, ромба и куба. Построение многогранников из кубиков.


Виды треугольников

Углы, виды углов. Треугольники, классификация треугольников по углам, соотношению сторон. Сопоставление треугольников с соответствующими описаниями. Выделение треугольников, образованных диагоналями прямоугольника, определение их вида. Логические высказывания об углах в треугольнике. Прямоугольный треугольник, элементы треугольника. Решение задач на построение треугольников. Подведение под понятие о сумме двух сторон треугольника и третьей его стороне. Построение треугольной призмы по данным проекциям. Конструирование треугольников из счетных палочек. Периметр треугольника.


Пирамида

Понятие пирамиды. Названия пирамид (по многоугольнику, лежащему в основании). Выделение пирамид среди других фигур. Изображение ее на плоскости. Изготовление модели пирамиды из пластилина, палочек одинаковой длины, по чертежу. Сравнение и анализ свойств пирамиды и конуса. Развертка пирамиды. Связь количества граней, ребер пирамиды с количеством сторон многоугольника в основании. Понятие тетраэдра, октаэдра. Построение развертки тетраэдра (октаэдра).

Тематическое планирование. (34 час)


п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Многогранники и многоугольники

9

2

Периметр многоугольника

4

3

Окружность и круг. Сфера и шар.

2

4

Прямоугольник и ромб

2

5

Призма

4

6

Прямоугольный параллелепипед

2

7

Виды треугольников

5

8

Пирамида

2

9

Координатный луч

2

10

Масштаб

2














































Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

дата

Планируемые предметные результаты

Универсальные учебные действия

Примечание

План

Факт

Многогранники и многоугольники



1

Многоугольники

1



Третьеклассники научатся:

- описывать геометрические фигуры;

- сопоставлять пространственные фигуры, находить сходство и различие;

- выделять фигуры, имеющие грани.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

- понимание причин успеха в учебной деятельности;

- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

- представление об основных моральных нормах.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной

задачей;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

- различать способы и результат действия;

- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;

- находить сходства, различия, закономерности, основания

для упорядочения объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям

и формулировать названия полученных групп;

- устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

- формулировать проблему;

- строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

- устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать участие в совместной работе коллектива;

- вести диалог, работая в парах, группах;

- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

- координировать свои действия с действиями партнеров;

- корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою

позицию;

- задавать вопросы для организации собственной и сов_

местной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль совместных действий;

- совершенствовать математическую речь;

_ высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.


2-3

Многогранники. Кристаллы

2



Третьеклассники научатся:

- описывать многогранники, многоугольники на основе на примере фигур;

- выделять многогранники на рисунках,

- сопоставлять понятия: многоугольник - грань многогранника, сторона многоугольника - ребро многогранника, вершина многоугольника -

вершина многогранника. взаимное расположение многоугольников, отношение сторон.


4-5

Площадь фигуры

2



Третьеклассники научатся:

- измерять площадь геометрических фигур.


6-9

Площадь прямоугольника

4



Третьеклассники научатся:

- определять площадь фигуры с помощью различных мерок;

- измерять площадь с помощью палетки.


10-13

Периметр многоугольника

4



Третьеклассники научатся:

- находить периметр многоугольников по чертежам;

- конструировать модели многоугольников из деталей

игры «Пентамино».


14

Окружность и круг

1



Третьеклассники научатся:

- строить окружности.

- конструировать из деталей игры «Волшебный круг», различные варианты построения заданных фигур;

- измерять радиус данных окружностей.;

- узнают понятия «хорда», «диаметр».;

- строить хорду, диаметр окружности.


15

Шар и сфера

1



Третьеклассники научатся:

- сопоставлять окружность, круг,

сферу, шар, выявлять их сходства и различия;

- находить модели сферы, шара;

- определять «радиус сферы (шара)»,

«диаметр сферы (шара)».


16-17

Прямоугольник и ромб

2


26.12

Третьеклассники научатся:

- выделять прямоугольники, ромбы среди многоугольников, квадратов среди прямоугольников, ромбов;

- находить периметр ромба, стороны ромба по его периметру;

- конструировать модели многоугольников из деталей игры «Пентамино»;

- моделировать четырехугольники из счетных палочек.

- решать задачи на построение.


18

Виды треугольников

1


16.01

Третьеклассники научатся:

- классифицировать треугольники,

по углам, соотношению сторон;

- сопоставлять треугольников с соответствующими описаниями;

- выделять треугольники, образованные диагоналями прямоугольника, определять их вид;

- решать задачи на построение треугольников;

- конструировать треугольники из счетных палочек;

- находить периметр треугольника.


19-21

Величина углов

3


    1. 30.01

06.02

Третьеклассники научатся:

- определять виды углов.

- строить логические высказывания об углах в треугольнике;

- различать прямоугольный треугольник, элементы треугольника.


22

Площадь прямоугольного треугольника

1



Третьеклассники научатся:

- находить площадь прямоугольного треугольника.


Объемные тела



23-24

Пирамида

2



Третьеклассники научатся:

- выделять пирамиды среди других

фигур;

- называть пирамиды по многоугольнику, лежащему в основании;

- изображать пирамиду на плоскости;

- изготавливать модель

пирамиды из пластилина, палочек одинаковой длины, по чертежу;

- сравнивать свойства пирамиды и конуса (связь количества граней, ребер пирамиды с количеством сторон многоугольника в основании)

ичностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

- понимание причин успеха в учебной деятельности;

- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

- представление об основных моральных нормах.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной

задачей;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

- различать способы и результат действия;

- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;

- находить сходства, различия, закономерности, основания

для упорядочения объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям

и формулировать названия полученных групп;

- устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

- формулировать проблему;

- строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

- устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать участие в совместной работе коллектива;

- вести диалог, работая в парах, группах;

- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

- координировать свои действия с действиями партнеров;

- корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою

позицию;

- задавать вопросы для организации собственной и сов_

местной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль совместных действий;

- совершенствовать математическую речь;

_ высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.


25-26

Призма

2


06

13

Третьеклассники научатся:

- выделять призмы среди прочих фигур.

- описывать призмы, определять ее элементы;

- изготавливать модель призмы из пластилина по чертежу;

- делать развертки многогранников, определять среди них развертки призмы.



27-28

Прямоугольный параллелепипед

2


20

Третьеклассники научатся:

- выделять прямоугольный параллелепипед (куб) в окружающих

предметах;

- выполнять построение прямоугольного параллелепипеда (куба) по его развертке;

- строить логические высказывания о свойствах квадрата, ромба и куба.


29-30

Развертка призмы

2



Третьеклассники научатся:

- вычислять высоту призмы по

данным периметрам основания и боковой грани;

- делать развертки многогранников, определять среди них развертки призмы;

- выделять на развертках элементы призмы (боковые грани, ребра, основание).


Линии и фигуры


31-32

Координатный луч

2



Третьеклассники научатся:

- находить точки на координатном луче;

- определять единичный отрезок по данной точке;

- определять координаты точек.


33-34

Масштаб

2



Третьеклассники научатся:

- применять масштаб при построении чертежей для окружающих предметов.




Планируемые результаты освоения курса


Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

- понимание причин успеха в учебной деятельности;

- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

- представление об основных моральных нормах.

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:


Обучающиеся получат возможность научиться:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

- различать способы и результат действия;

- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.

- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:


Обучающиеся получат возможность научиться:

- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;

- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;

- устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

- формулировать проблему;

- строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

- устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

- строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;

- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- различать обоснованные и необоснованные суждения;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:


Обучающиеся получат возможность научиться:

- принимать участие в совместной работе коллектива;

- вести диалог, работая в парах, группах;

- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

- координировать свои действия с действиями партнеров;

- корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль совместных действий;

- совершенствовать математическую речь;

- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

- критически относиться к своему и чужому мнению;

- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- принимать самостоятельно решения;

- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.






Список литературы


Кормишина С.Н. Геометрия вокруг нас: тетрадь для практических работ. 3 кл., /Под ред. И.И. Аргинской. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2014. - 80с.


· Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова /Сост. Е.Н.Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. –144 с.