СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Мир геометрии" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир геометрии " по программе Занкова  для 4 класса. Программа включает пояснительную записку, планирование с указанием универсальных учебных действий, формируемых на занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Мир геометрии" 4 класс»

Пояснительная записка


Данная рабочая программа «Мир геометрии» для учащихся 4 а класса разработана на основе авторской программы О.Б. Шамсудиновой «Мир геометрии» из сборника: Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова /Сост. Е.Н.Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. – 174 с.

Программа “Мир геометрии»” – общеинтеллектуальной направленности, разработана на основе УМК по математике системы развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения начального общего образования.

Работа по программе «Мир геометрии» в 2015-2015 учебном году в 4 а классе будет осуществляться из расчета 1 час в неделю (34 часа в год).

Цель рабочей программы:

- расширение и углубление геометрических представлений младших школьников.

Задачи рабочей программы:

- формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни;

- развивать пространственное воображение при совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии;

- учить изображать простые геометрические формы;

- развивать навыки учебной деятельности, выявлять и развивать математические способности детей;

- воспитывать критическое мышление, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;

- развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей, критическое отношение к своим и чужим суждениям.

Опыт работы с геометрическими объектами способствует развитию и обогащению пространственного воображения.

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – системно-деятельностный подход в начальном обучении, предполагающий активизацию познавательной, творческой деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.

Геометрические понятия у детей вырабатываются и формируются с опорой на их практический опыт, который как один из источников знаний должен быть многократным и многообразным. Опыт приобретается в процессе работы с разными материалами и инструментами: лепка из пластилина, вырезание и склеивание разверток, моделирование новых фигур из частей данной, черчение, измерение, образование фигур на подвижных моделях и т.д.

Исходя из вышесказанного, предлагаемый курс выстроен концентрически. Каждый год учащиеся возвращаются к уже изученному, рассматривая знакомые понятия на качественно новом уровне. Знания постепенно расширяются, углубляются, систематизируются, приобретают обобщенный характер.

Большое значение в развитии геометрических знаний принадлежит логическому мышлению. Выполняя задания, учащиеся учатся анализировать результаты наблюдений, устанавливать аналогии (на основании сходных черт объектов делать заключение о сходстве других характеристик этих объектов), делать обобщения (переходить от частных суждений к общим) и выводы, обосновывать их. На развитие логического мышления, а также пространственного воображения направлены задания, имеющие несколько вариантов решения, задания на конструирование, задания поискового характера.

Приведем основные принципы структурирования материала:

1. Как правило, проводится одновременное изучение плоских и пространственных фигур с целью установления аналогий и различий между ними - квадрат и куб, прямоугольник и прямоугольный параллелепипед, круг и шар и т.д. Такой подход позволяет синтезировать материал, совместно изучать понятия, группирующиеся вокруг той или иной темы.

2. Проводится совместное изучение геометрических форм и метрической геометрии, что дает возможность осуществлять непрерывное наблюдение связей и отношений между геометрическими формами и мерой.

3. Концентричность строения курса, т.е. постоянный возврат к изученному геометрическому материалу на новом уровне, дает возможность постепенно переходить от образного представления к отвлеченным понятиям.

Основная форма выполнения заданий – самостоятельная работа обучающихся. Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы и т.д.

В третьем классе продолжается совместное изучение плоских и пространственных фигур. Учащиеся возвращаются к рассмотрению изученных фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник) как элементов геометрических тел. Рассматриваются треугольник и пирамида, прямоугольный параллелепипед и прямоугольник, куб и квадрат. Знания о свойствах этих фигур закрепляются при построении и изготовлении разверток геометрических тел. Углубляется понимание отношений «общее - частное», связи между видами фигур (квадратом, прямоугольником, ромбом), объединенных в общее родовое понятие «четырехугольник». Продолжение работы с таблицами: упорядочивают данные с помощью таблицы, учатся читать таблицы. Математический язык расширяется путем введения новых определений, составления геометрических рассказов.






Тематическое планирование. (34 час)


п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Что ты знаешь о фигурах?

2

2

Укладка «паркета»: подготовка к введению меры площади

4

3

Объем и площадь: понятия, система мер

5

4

Площадь прямоугольника

5

5

Палетка

2

6

Площадь прямоугольного треугольника

4

7

Объём прямоугольного параллелепипеда

5

8

Единицы метрической системы мер

6

9

Контроль знаний

1













Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

дата

Планируемые предметные результаты

Универсальные учебные действия

Примечание

План

Факт

Многогранники и многоугольники



1-2

Что ты знаешь о фигурах?

2





Школьники научатся:

- описывать геометрические фигуры;

- сопоставлять пространственные фигуры, находить сходство и различие;

- выделять фигуры, имеющие грани.


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

- понимание причин успеха в учебной деятельности;

- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

- представление об основных моральных нормах.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной

задачей;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

- различать способы и результат действия;

- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

- находить сходства, различия, закономерности, основания

для упорядочения объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям

и формулировать названия полученных групп;

- устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

- формулировать проблему;

- строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

- устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать участие в совместной работе коллектива;

- вести диалог, работая в парах, группах;

- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

- координировать свои действия с действиями партнеров;

- корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою

позицию;

- задавать вопросы для организации собственной и сов_

местной деятельности;

- совершенствовать математическую речь;

_ высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.







3-6

Укладка «паркета»: подготовка к введению меры площади

4




Школьники научатся:

- определять площадь геометрической фигуры (простой и сложной формы);

- находить площадь сложной фигуры разными способами.

















7-11

Объем и площадь: понятия, система мер


5




Школьники научатся:

- измерять площадь и объём геометрических фигур;


- знать систему мер и перевод одной меры в другую.



















12-16

Площадь прямоугольника

5



Школьники научатся:

- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;


- измерять площадь прямоугольника.










17-18

Палетка

2



Школьники научатся:

- определять площадь фигуры с помощью различных мерок;

- измерять площадь с помощью палетки.




19-22

Площадь прямоугольного треугольника

4



Школьники научатся:

- выделять треугольники, образованные диагоналями прямоугольника, определять их вид;

- решать задачи на построение треугольников;

- определять площадь прямоугольного треугольника.








23-27



Объём прямоугольного параллелепипеда

5



Школьники научатся:

- выделять прямоугольный параллелепипед (куб) в окружающих

предметах;

- выполнять построение прямоугольного параллелепипеда (куба) по его развертке;

- находить объём.










28-33





Единицы метрической системы мер

6



Школьники научатся:

- находить и преобразовывать меры длины, меры площади, меры объема.













34

Контроль знаний

1



Школьники научатся:

- контроль знаний учащихся;

- осуществлять взаимный контроль совместных действий при групповой работе.





Планируемые результаты освоения курса


Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

- понимание причин успеха в учебной деятельности;

- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

- представление об основных моральных нормах.

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:


Обучающиеся получат возможность научиться:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

- различать способы и результат действия;

- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.

- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:


Обучающиеся получат возможность научиться:

- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;

- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;

- устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

- формулировать проблему;

- строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

- устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

- строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;

- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- различать обоснованные и необоснованные суждения;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:


Обучающиеся получат возможность научиться:

- принимать участие в совместной работе коллектива;

- вести диалог, работая в парах, группах;

- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

- координировать свои действия с действиями партнеров;

- корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль совместных действий;

- совершенствовать математическую речь;

- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

- критически относиться к своему и чужому мнению;

- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- принимать самостоятельно решения;

- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.






Список литературы


  1. Аргинская И. И., Ивановская Е.И., Кормишина С. Н Математика: Учебник для 4 класса в 2 ч. – 2-е изд., испр.. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

  2. Бененсон Е.П., Итина Л.С. Рабочие тетради по математике для 4 класса: в 2-х ч. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.

  3. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова /Сост. Е.Н.Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. –174 с.