Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Мир геометрии» для учащихся 4 а класса разработана на основе авторской программы О.Б. Шамсудиновой «Мир геометрии» из сборника: Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова /Сост. Е.Н.Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. – 174 с.
Программа “Мир геометрии»” – общеинтеллектуальной направленности, разработана на основе УМК по математике системы развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения начального общего образования.
Работа по программе «Мир геометрии» в 2015-2015 учебном году в 4 а классе будет осуществляться из расчета 1 час в неделю (34 часа в год).
Цель рабочей программы:
- расширение и углубление геометрических представлений младших школьников.
Задачи рабочей программы:
- формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни;
- развивать пространственное воображение при совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии;
- учить изображать простые геометрические формы;
- развивать навыки учебной деятельности, выявлять и развивать математические способности детей;
- воспитывать критическое мышление, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
- развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей, критическое отношение к своим и чужим суждениям.
Опыт работы с геометрическими объектами способствует развитию и обогащению пространственного воображения.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – системно-деятельностный подход в начальном обучении, предполагающий активизацию познавательной, творческой деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.
Геометрические понятия у детей вырабатываются и формируются с опорой на их практический опыт, который как один из источников знаний должен быть многократным и многообразным. Опыт приобретается в процессе работы с разными материалами и инструментами: лепка из пластилина, вырезание и склеивание разверток, моделирование новых фигур из частей данной, черчение, измерение, образование фигур на подвижных моделях и т.д.
Исходя из вышесказанного, предлагаемый курс выстроен концентрически. Каждый год учащиеся возвращаются к уже изученному, рассматривая знакомые понятия на качественно новом уровне. Знания постепенно расширяются, углубляются, систематизируются, приобретают обобщенный характер.
Большое значение в развитии геометрических знаний принадлежит логическому мышлению. Выполняя задания, учащиеся учатся анализировать результаты наблюдений, устанавливать аналогии (на основании сходных черт объектов делать заключение о сходстве других характеристик этих объектов), делать обобщения (переходить от частных суждений к общим) и выводы, обосновывать их. На развитие логического мышления, а также пространственного воображения направлены задания, имеющие несколько вариантов решения, задания на конструирование, задания поискового характера.
Приведем основные принципы структурирования материала:
1. Как правило, проводится одновременное изучение плоских и пространственных фигур с целью установления аналогий и различий между ними - квадрат и куб, прямоугольник и прямоугольный параллелепипед, круг и шар и т.д. Такой подход позволяет синтезировать материал, совместно изучать понятия, группирующиеся вокруг той или иной темы.
2. Проводится совместное изучение геометрических форм и метрической геометрии, что дает возможность осуществлять непрерывное наблюдение связей и отношений между геометрическими формами и мерой.
3. Концентричность строения курса, т.е. постоянный возврат к изученному геометрическому материалу на новом уровне, дает возможность постепенно переходить от образного представления к отвлеченным понятиям.
Основная форма выполнения заданий – самостоятельная работа обучающихся. Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы и т.д.
В третьем классе продолжается совместное изучение плоских и пространственных фигур. Учащиеся возвращаются к рассмотрению изученных фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник) как элементов геометрических тел. Рассматриваются треугольник и пирамида, прямоугольный параллелепипед и прямоугольник, куб и квадрат. Знания о свойствах этих фигур закрепляются при построении и изготовлении разверток геометрических тел. Углубляется понимание отношений «общее - частное», связи между видами фигур (квадратом, прямоугольником, ромбом), объединенных в общее родовое понятие «четырехугольник». Продолжение работы с таблицами: упорядочивают данные с помощью таблицы, учатся читать таблицы. Математический язык расширяется путем введения новых определений, составления геометрических рассказов.
Тематическое планирование. (34 час)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Что ты знаешь о фигурах? | 2 |
2 | Укладка «паркета»: подготовка к введению меры площади | 4 |
3 | Объем и площадь: понятия, система мер | 5 |
4 | Площадь прямоугольника | 5 |
5 | Палетка | 2 |
6 | Площадь прямоугольного треугольника | 4 |
7 | Объём прямоугольного параллелепипеда | 5 |
8 | Единицы метрической системы мер | 6 |
9 | Контроль знаний | 1 |
Календарно-тематическое планирование |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | дата | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | Примечание |
План | Факт |
Многогранники и многоугольники | | |
1-2 | Что ты знаешь о фигурах? | 2 | | | Школьники научатся: - описывать геометрические фигуры; - сопоставлять пространственные фигуры, находить сходство и различие; - выделять фигуры, имеющие грани. | Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; - умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; - понимание причин успеха в учебной деятельности; - умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя; - представление об основных моральных нормах. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; - анализировать ошибки и определять пути их преодоления; - различать способы и результат действия; - адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам; - находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов; - классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп; - устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию; - формулировать проблему; - строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах; - устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать участие в совместной работе коллектива; - вести диалог, работая в парах, группах; - допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение; - координировать свои действия с действиями партнеров; - корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию; - задавать вопросы для организации собственной и сов_ местной деятельности; - совершенствовать математическую речь; _ высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания. | |
| |
3-6 | Укладка «паркета»: подготовка к введению меры площади | 4 | | | Школьники научатся: - определять площадь геометрической фигуры (простой и сложной формы); - находить площадь сложной фигуры разными способами. | |
| |
| |
| |
| |
7-11 | Объем и площадь: понятия, система мер | 5 | | | Школьники научатся: - измерять площадь и объём геометрических фигур; - знать систему мер и перевод одной меры в другую. | |
| |
| |
| |
| |
| |
12-16 | Площадь прямоугольника | 5 | | | Школьники научатся: - анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи; - измерять площадь прямоугольника. | |
| |
| |
| |
| |
17-18 | Палетка | 2 | | | Школьники научатся: - определять площадь фигуры с помощью различных мерок; - измерять площадь с помощью палетки. | |
| |
19-22 | Площадь прямоугольного треугольника | 4 | | | Школьники научатся: - выделять треугольники, образованные диагоналями прямоугольника, определять их вид; - решать задачи на построение треугольников; - определять площадь прямоугольного треугольника. | |
| |
| |
| |
23-27 | Объём прямоугольного параллелепипеда | 5 | | | Школьники научатся: - выделять прямоугольный параллелепипед (куб) в окружающих предметах; - выполнять построение прямоугольного параллелепипеда (куба) по его развертке; - находить объём. | |
| |
| |
| |
| |
28-33 | Единицы метрической системы мер | 6 | | | Школьники научатся: - находить и преобразовывать меры длины, меры площади, меры объема. | |
| |
| |
| |
| |
| |
34 | Контроль знаний | 1 | | | Школьники научатся: - контроль знаний учащихся; - осуществлять взаимный контроль совместных действий при групповой работе. | |
Планируемые результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия |
У обучающихся будут сформированы: | Обучающиеся получат возможность для формирования: |
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; - умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; - понимание причин успеха в учебной деятельности; - умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя; - представление об основных моральных нормах. | - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; - осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им. |
Регулятивные универсальные учебные действия |
Обучающиеся научатся: | Обучающиеся получат возможность научиться: |
- принимать и сохранять учебную задачу; - планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; - анализировать ошибки и определять пути их преодоления; - различать способы и результат действия; - адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя. | - прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации; - проявлять познавательную инициативу и самостоятельность; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи. |
Познавательные универсальные учебные действия |
Обучающиеся научатся: | Обучающиеся получат возможность научиться: |
- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам; - анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи; - находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов; - классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп; - устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию; - формулировать проблему; - строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах; - устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями. | - строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии; - выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - различать обоснованные и необоснованные суждения; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера. |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
Обучающиеся научатся: | Обучающиеся получат возможность научиться: |
- принимать участие в совместной работе коллектива; - вести диалог, работая в парах, группах; - допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение; - координировать свои действия с действиями партнеров; - корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию; - задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности; - осуществлять взаимный контроль совместных действий; - совершенствовать математическую речь; - высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания. | - критически относиться к своему и чужому мнению; - уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; - принимать самостоятельно решения; - содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников. |
Список литературы
Аргинская И. И., Ивановская Е.И., Кормишина С. Н Математика: Учебник для 4 класса в 2 ч. – 2-е изд., испр.. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Бененсон Е.П., Итина Л.С. Рабочие тетради по математике для 4 класса: в 2-х ч. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова /Сост. Е.Н.Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. –174 с.