РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе в 5 классе VIII вида
Пояснительная записка.
Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.
ЦЕЛЬ: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
ЗАДАЧИ:
формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;
развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения
нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
В 5 классе ведётся работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.
Начиная потом уже с 7 класса, учащиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 5 класса.
Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). В 5 классе - 34 часа в год, 1 час в неделю.
5 класс
Четверть | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
I | 9 |
II | 8 |
III | 9 |
IV | 8 |
Год | 34 |
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Половина детей, обучающихся на 2-й ступени , как правило, плохо читают, а около 25% учащихся читают с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные сочинения-характеристики героев;
- развитие художественной фантазии у детей;
- придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.
Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Типы урока:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи
Методы и приёмы обучения:
Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический, методы контроля.
Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении..
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста по предполагаемым вопросам;
продолжение текста;
выразительное чтение;
чтение наизусть;
чтение по ролям;
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями ученика 5 класса.
Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут.
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Тема | Тема урока. | Содержание деятельности | Количество часов. | Дата. | Цель. | Обязательный минимум ЗУН | Тип урока. | Методы урока | Примечание |
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником | Чтение вводной статьи. Изучение «строения» учебника | 1 | 01.09 | Учить выразительному чтению стихотворения: темп интонация, паузы. | 1.Умение читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами. 2.Умение отвечать на вопросы учителя. | Вводный. | Словесный | |
2. | Устное народное творчество | 1.Выразительное чтение пословиц и потешек. 2.Чтение и обсуждение пословиц и загадок о лете. | 1 | 08.09 | Учить читать вслух, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения. | 1. Умение читать с выражением. 2. Умение высказать и аргументировать свою точку зрения. | Комбинированный. | Словесно-образный | |
3. | Потешки. Пословицы и поговорки | 1. Чтение и «проигрывание» 2. Работа в тетради | 1 | 15.09 | 1. Учить выделять главную мысль произведения. 2.Развитие связной речи учащихся. | Умение различать эти два жанра. | Комбинированный. | Словесно-образный | |
4. | Устное народное творчество. Загадки. | 1.Чтение по ролям. 2. Работа по вопросам. | 1 | | Учить понимать смысл загадок | Умение соблюдать темп и интонацию (паузы, логическое ударение, тон голоса). | Комбинированный. | Словесно-образный | |
5 | Сказки. «Русская сказка «Никита Кожемяка» | 1. Чтение по ролям. 2. Деление текста на части с помощью учителя. 3.Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя. | 1 | | Учить читать осознанно, четко проговаривая все слова, делать паузы между предложениями. | Умение пересказывать текст, соблюдая событийный ряд. | Комбинированный. | Словесно-образный | |
6 | Тофаларская сказка «Как наказали медведя» | 1. Пересказ сказки по картинке с использованием слов и оборотов речи из текста | 1 | | Учить составлять рассказ по данному отрывку. | Умение анализировать прочитанное и делать вывод. | Комбинированный. | Словесный, наглядный | |
7 | Башкирская сказка «Золотые руки» | Работа в читательских дневниках. Запись понятия «Эпитет» | 1 | | Учить заполнять читательский дневник | 1.Знать название прочитанного произведения, автора, главных героев. 2. Уметь описывать внешность главных героев | Комбинированный. | Образный | |
8 | Русская сказка «Морозко» | 1.Беседа о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков. 2.Составление отзыва о сказке в тетради. | 1 | | Формирование читательской самостоятельности школьников. | Умение рассказать о прочитанной сказке. | Комбинированный. | Словесный | |
9 | Русская сказка «Два Мороза» | Выразительное чтение по ролям | 1 | | Учить выразительному чтению стихотворения. | Умение читать выразительно, соблюдая интонацию, паузы, ритм. | Повторение | Словесный | |
10 | Р/р. Беседа «Моя любимая сказка» | 1. Проверка техники чтения. 2. Работа в тетради | 1 | | Развивать память при помощи повторения пословиц, скороговорок, высказываний на тему «Снова в школу». | Уметь анализировать изученное. | Обобщающий. | | |
11 | Авторская сказка «Сказка о мертвой царевне» | 1.Выразительное чтение текста. 2. Выборочный пересказ. 3. Работа с текстом по вопросам. | 1 | | Учить передавать содержание иллюстраций к произведению по вопросам учителя. | Умение отвечать полным ответом. | Вводный. | Словесный | |
12 | Урок аналитического чтения сказки «Сказка о мертвой царевне» | 1. Чтение текста. 2. Беседа по вопросам. 3. Работа в тетради со словарными словами. | 1 | | Познакомить учащихся с произведениями о нашей Родине. | Умение отличать художественный текст от сказки. | Комбинированный. | Словесный | |
13 | Р.р Провера техники чтения. Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» | 1. Чтение и анализ стихотворения. 2. Работа с пословицами о Родине и чужбине. 3. Словарная работа в тетради | 1 | | 1.Отработать навык в выразительном чтении. 2.Выучить стихотворение наизусть. | Знать значение слова «чужбина» | Комбинированный. | Словесный | |
14 | Картины родной природы. Лето. Июнь и июль в изображении поэтов | 1.Выразительное чтение . 2. Работа по вопросам. 3. Составление связного рассказа. Стр.19. | 1 | | Учить составлять текст по опорным словам. | Умение передать основной смысл стихотворения. | Комбинированный. | Словесный | |
15 | Картины родной природы. Осень в изображении Г. Скребицкого, А.Прокофьева, И.Бунина, В.Астафьева | 1. Деление текста на части с помощью учителя. 2.Озаглавливание частей текста и составление плана. 3. Пересказ по плану. | 1 | | Выучить стихотворение наизусть. | Уметь сравнивать 2 стихотворения. | Комбинированный. | Словесный | |
16 | Р.Р. «Чтение наизусть понравившегося стихотворения» | 1. Выразительное чтение стихотворений. 2. Пословицы о временах года. | 1 | | Учить выделять основную мысль художественного произведения. | Умение четко и последовательно пересказывать по плану | Комбинированный. | Словесный | |
17 | О друзья-товарищах. Герои проиведений Ю.Яковлева, Н.Носова , В.Медведева. | 1. Словарная работа в тетради. | 1 | | Учить выбирать из текста слова и выражения, характеризую-щих героев и их друзей | Умение дать характеристику героя | Комбинированный. | Словесный. | |
18 | Я. Аким. «Твой друг» | Чтение и анализ стихотворения. | 1 | | Развитие устной речи учащихся. | Умение отвечать на поставленный вопрос и приводить примеры из стихотворения. | Комбинированный. | Словесный. | |
19 | Басни И.Крылова. Выразительное чтение и обсуждение басен. | Оформление «слайдов» | 1 | | Развитие устной речи | | Обобщающий. | Практический | |
20 | Спешите делать добро. Рассказ А.Платова «Сухой хлеб», «Бабка» В.Осеева | 1.Деление текста на части и пересказ. 2. Работа с иллюстрациями 3. Словарная работа в тетради. | 1 | | Учить делить текст на части и пересказывать с помощью учителя. | Умение отвечать на поставленный вопрос, подкрепляя ответ словами из текста. | Вводный. | Словесный | |
21 | Вн.чтение. Чтение рассказов Н.Хмелика, Р.Рождественского | 1.Чтение по ролям. 2.Работа по вопросам | 1 | | 1. Учить выражать своё отношение к поступкам действующих лиц. Учить делать вывод 2. Развитие беглого и выразительного чтения. | Умение выбирать слова и выражения, характеризующие главных героев (умение работать с текстом) | Комбинированный. Комбинированный. | Словесный | |
22 | Р.Р. Написание отзыва о понравившемся лирическом герое | 1Чтение «про себя». 2.Работа по тексту. 3.Иллюстрирование сказки. | 1 | | Учить составлять характеристику главного героя по поступкам. | Умение использовать при пересказе слов и оборотов речи из текста. | Комбинированный. Комбинированный. | Словесный практический | |
23 | Библиотечный урок. Встреча со школьной блиотекой | Заполнение читательского формуляра. «Лечение» книжек. | 1 | | Формирование читательской самостоятельности. | | Обобщающий. | Словесный практический | |
24 | Картины родной природы. Зима. Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою…» | 1.Выразительное чтение стихотворений. 2.Составление «словесного портрета зимы» | 1 | | Учить описывать картины зимы словами из стихотворений. | Умение описывать составленный пейзаж. | Вводный. | Словесный, практический | |
25 | Стихи С.Есенина о русской природе. | 1. Чтение «про себя» 2. Заполнение читательского дневника. | 1 | | Учить работе с текстом. | Умение пересказывать несложные по содержанию тексты- самостоятельно. | Комбинированный. | Словесный | |
26 | Весна в произведениях литературы. «Март» и др. произведения о весне | 1. Выразительное чтение стихотворения. 2. Словарная работа. | 1 | | Учить аналитическому чтению. | Уметь рассказывать о собственных впечатлениях и сравнивать их с другими. | Комбинированный. | Словесный | |
27 | Р.Р. Чтение наизусть стихотворений о весне. | 1.Заполенение читательских дневников. 2. Работа по содержанию текста. | 1 | | Учить выразительному чтению. | Умение отвечать на поставленный вопрос. | Комбинированный. | Словесный | |
28 | Рассказы о животных. «Тема и Жучка», «Кот Ворюга», «Про обезьянку» | Чтение по ролям. | 2 | | Учить работе с текстом: нахождение в тексте описания животных, их взаимоотношения и повадки. | Умение использовать при пересказе слов и оборотов речи из текста. | Комбинированный. Комбинированный. | Словесно-образный. | |
29 | Э.Асадов «Дачники», С.Михалков «Будь человеком» | 1.Выразительное чтение. 2. Словарная работа. | 1 | | Учить читать выразительно, соблюдая темп, интонацию, паузы. | Умение описывать характерные черты животных в их поведении (из текста) | Комбинированный. | Словесный | |
30 | Из прошлого нашей Родины. «На поле Куликовом….» | 1.Размышление о прочитанных произведениях о Родине | 1 | | Развитие умения передавать главную мысль произведения. | 1. Знать произведения о Родине, уметь отвечать на вопросы учителя по тексту. | Комбинированный. | Словесный | |
31 | «Рассказы о войне 1812 года» и «У Могилы Неизвестного Солдата» | 1.Размышление о прочитанных произведениях о Родине | | | | | Комбинированный | | |
32 | Произведения зарубежных авторов. М.Твен «Приключения Тома Сойера» | Словарная работа. Обсуждение «Особенности дружбы Тома и Гекльберри» | | | Развитие умения передавать главную мысль произведения. | | | | |
33 | Сказки. С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Г.Х.Андерсен «Русалочка» | 1. Пересказ любимой сказки. 2. Работа с картинками | | | Учить аналитическому чтению. | Словесное иллюстрирование | | | |
34 | Итоговый урок – обсуждение прочитанного за год. Задание на лето. | Отзыв на понравившееся литературное произведение | | | Получение задания на лето | | | | |