СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по чтению 5 класс VIII вида

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена рабочая программа по чтению в 5 классе VIII  вида. (34 часа)..............................................................................................................................

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению 5 класс VIII вида»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе в 5 классе VIII вида



Пояснительная записка.

      Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.

ЦЕЛЬ: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

ЗАДАЧИ:

  • формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

  • развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;

  • развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения

  • нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.

Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.

      С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

      В 5  классе ведётся работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.

      Начиная потом уже с 7 класса, учащиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 5 класса.

Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). В 5 классе - 34 часа в год, 1 час в неделю.



5 класс

Четверть

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

I

9

II

8

III

9

IV

8

Год

34












ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.

В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

Половина детей, обучающихся на 2-й ступени , как правило, плохо читают, а около 25% учащихся читают с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- устные сочинения-характеристики героев;

- развитие художественной фантазии у детей;

- придумывание финала, опираясь на развитие событий.

Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.

Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.



Типы урока:


  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.

  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

  • Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками

  • Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи


Методы и приёмы обучения:


Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический, методы контроля.


Формы работы:


Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении..

Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста по предполагаемым вопросам;

продолжение текста;

выразительное чтение;

чтение наизусть;

чтение по ролям;


Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями ученика 5 класса.

Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут.


Занятия проводятся в классно-урочной форме.

















Тема

Тема урока.

Содержание деятельности

Количество часов.

Дата.

Цель.

Обязательный минимум ЗУН

Тип урока.


Методы урока

Примечание

1

Вводный урок. Знакомство с учебником

Чтение вводной статьи. Изучение «строения» учебника

1


01.09


Учить выразительному чтению стихотворения: темп интонация, паузы.

1.Умение читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами.

2.Умение отвечать на вопросы учителя.



Вводный.

Словесный


2.

Устное народное творчество

1.Выразительное чтение пословиц и потешек.

2.Чтение и обсуждение пословиц и загадок о лете.

1

08.09

Учить читать вслух, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения.

1. Умение читать с выражением.

2. Умение высказать и аргументировать свою точку зрения.

Комбинированный.

Словесно-образный


3.

Потешки. Пословицы и поговорки

1. Чтение и «проигрывание»

2. Работа в тетради

1

15.09

1. Учить выделять главную мысль произведения.

2.Развитие связной речи учащихся.

Умение различать эти два жанра.

Комбинированный.

Словесно-образный


4.

Устное народное творчество. Загадки.

1.Чтение по ролям.

2. Работа по вопросам.

1


Учить понимать смысл загадок

Умение соблюдать темп и интонацию (паузы, логическое ударение, тон голоса).

Комбинированный.

Словесно-образный


5

Сказки. «Русская сказка «Никита Кожемяка»

1. Чтение по ролям.

2. Деление текста на части с помощью учителя.

3.Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

1


Учить читать осознанно, четко проговаривая все слова, делать паузы между предложениями.

Умение пересказывать текст, соблюдая событийный ряд.

Комбинированный.

Словесно-образный


6

Тофаларская сказка «Как наказали медведя»

1. Пересказ сказки по картинке с использованием слов и оборотов речи из текста


1


Учить составлять рассказ по данному отрывку.

Умение анализировать прочитанное и делать вывод.

Комбинированный.


Словесный, наглядный


7

Башкирская сказка «Золотые руки»

Работа в читательских дневниках.

Запись понятия «Эпитет»

1


Учить заполнять читательский дневник

1.Знать название прочитанного произведения, автора, главных героев.

2. Уметь описывать внешность главных героев

Комбинированный.

Образный


8

Русская сказка «Морозко»

1.Беседа о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков. 2.Составление отзыва о сказке в тетради.

1


Формирование читательской самостоятельности школьников.


Умение рассказать о прочитанной сказке.

Комбинированный.

Словесный


9

Русская сказка «Два Мороза»

Выразительное чтение по ролям

1


Учить выразительному чтению стихотворения.

Умение читать выразительно, соблюдая интонацию, паузы, ритм.

Повторение

Словесный


10

Р/р. Беседа «Моя любимая сказка»

1. Проверка техники чтения.

2. Работа в тетради

1


Развивать память при помощи повторения пословиц, скороговорок, высказываний на тему «Снова в школу».

Уметь анализировать изученное.

Обобщающий.



11

Авторская сказка «Сказка о мертвой царевне»

1.Выразительное чтение текста.

2. Выборочный пересказ.

3. Работа с текстом по вопросам.


1


Учить передавать содержание иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Умение отвечать полным ответом.



Вводный.

Словесный


12

Урок аналитического чтения сказки «Сказка о мертвой царевне»

1. Чтение текста.

2. Беседа по вопросам.

3. Работа в тетради со словарными словами.

1


Познакомить учащихся с произведениями о нашей Родине.

Умение отличать художественный текст от сказки.

Комбинированный.


Словесный


13

Р.р Провера техники чтения.

Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

1. Чтение и анализ стихотворения.

2. Работа с пословицами о Родине и чужбине.

3. Словарная работа в тетради

1


1.Отработать навык в выразительном чтении.

2.Выучить стихотворение наизусть.

Знать значение слова «чужбина»


Комбинированный.

Словесный


14

Картины родной природы. Лето.

Июнь и июль в изображении поэтов

1.Выразительное чтение .

2. Работа по вопросам.

3. Составление связного рассказа.

Стр.19.

1


Учить составлять текст по опорным словам.

Умение передать основной смысл стихотворения.

Комбинированный.

Словесный


15

Картины родной природы. Осень в изображении Г. Скребицкого, А.Прокофьева, И.Бунина, В.Астафьева

1. Деление текста на части с помощью учителя. 2.Озаглавливание частей текста и составление плана.

3. Пересказ по плану.


1


Выучить стихотворение наизусть.

Уметь сравнивать 2 стихотворения.

Комбинированный.

Словесный


16

Р.Р. «Чтение наизусть понравившегося стихотворения»

1. Выразительное чтение стихотворений.

2. Пословицы о временах года.

1


Учить выделять основную мысль художественного произведения.

Умение четко и последовательно пересказывать по плану

Комбинированный.

Словесный


17

О друзья-товарищах. Герои проиведений Ю.Яковлева, Н.Носова , В.Медведева.

1. Словарная работа в тетради.



1


Учить выбирать из текста слова и выражения, характеризую-щих героев и их друзей

Умение дать характеристику героя

Комбинированный.

Словесный.


18

Я. Аким. «Твой друг»

Чтение и анализ стихотворения.

1


Развитие устной речи учащихся.

Умение отвечать на поставленный вопрос и приводить примеры из стихотворения.

Комбинированный.

Словесный.


19

Басни И.Крылова. Выразительное чтение и обсуждение басен.

Оформление «слайдов»

1


Развитие устной речи

Обобщающий.

Практический


20

Спешите делать добро.

Рассказ А.Платова «Сухой хлеб», «Бабка» В.Осеева

1.Деление текста на части и пересказ.

2. Работа с иллюстрациями

3. Словарная работа в тетради.

1


Учить делить текст на части и пересказывать с помощью учителя.

Умение отвечать на поставленный вопрос, подкрепляя ответ словами из текста.

Вводный.

Словесный


21

Вн.чтение. Чтение рассказов Н.Хмелика, Р.Рождественского

1.Чтение по ролям.

2.Работа по вопросам

1


1. Учить выражать своё отношение к поступкам действующих лиц. Учить делать вывод

2. Развитие беглого и выразительного чтения.

Умение выбирать слова и выражения, характеризующие главных героев (умение работать с текстом)

Комбинированный.

Комбинированный.


Словесный


22

Р.Р. Написание отзыва о понравившемся лирическом герое

1Чтение «про себя».

2.Работа по тексту.

3.Иллюстрирование сказки.

1


Учить составлять характеристику главного героя по поступкам.

Умение использовать при пересказе слов и оборотов речи из текста.

Комбинированный.

Комбинированный.

Словесный

практический


23

Библиотечный урок. Встреча со школьной блиотекой

Заполнение читательского формуляра.

«Лечение» книжек.

1


Формирование читательской самостоятельности.

Обобщающий.

Словесный

практический


24

Картины родной природы. Зима.

Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою…»

1.Выразительное чтение стихотворений.

2.Составление «словесного портрета зимы»

1


Учить описывать картины зимы словами из стихотворений.


Умение описывать составленный пейзаж.



Вводный.

Словесный, практический


25

Стихи С.Есенина о русской природе.

1. Чтение «про себя»

2. Заполнение читательского дневника.

1


Учить работе с текстом.

Умение пересказывать несложные по содержанию тексты- самостоятельно.

Комбинированный.


Словесный


26

Весна в произведениях литературы. «Март» и др. произведения о весне

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Словарная работа.

1


Учить аналитическому чтению.

Уметь рассказывать о собственных впечатлениях и сравнивать их с другими.

Комбинированный.


Словесный


27

Р.Р. Чтение наизусть стихотворений о весне.

1.Заполенение читательских дневников.

2. Работа по содержанию текста.

1


Учить выразительному чтению.

Умение отвечать на поставленный вопрос.

Комбинированный.


Словесный


28

Рассказы о животных.

«Тема и Жучка», «Кот Ворюга», «Про обезьянку»

Чтение по ролям.

2


Учить работе с текстом: нахождение в тексте описания животных, их взаимоотношения и повадки.

Умение использовать при пересказе слов и оборотов речи из текста.

Комбинированный.

Комбинированный.


Словесно-образный.


29

Э.Асадов «Дачники», С.Михалков «Будь человеком»

1.Выразительное чтение.

2. Словарная работа.



1


Учить читать выразительно, соблюдая темп, интонацию, паузы.

Умение описывать характерные черты животных в их поведении (из текста)


Комбинированный.

Словесный


30

Из прошлого нашей Родины.

«На поле Куликовом….»

1.Размышление о прочитанных произведениях о Родине

1


Развитие умения передавать главную мысль произведения.

1. Знать произведения о Родине, уметь отвечать на вопросы учителя по тексту.

Комбинированный.


Словесный


31

«Рассказы о войне 1812 года» и «У Могилы Неизвестного Солдата»

1.Размышление о прочитанных произведениях о Родине





Комбинированный



32

Произведения зарубежных авторов.

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

Словарная работа. Обсуждение «Особенности дружбы Тома и Гекльберри»



Развитие умения передавать главную мысль произведения.





33

Сказки. С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Г.Х.Андерсен

«Русалочка»

1. Пересказ любимой сказки.

2. Работа с картинками



Учить аналитическому чтению.

Словесное иллюстрирование




34

Итоговый урок – обсуждение прочитанного за год. Задание на лето.

Отзыв на понравившееся литературное произведение



Получение задания на лето