СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 10 класс, 3 часа в неделю

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная  программа ориентирована для учебника авторов Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский  и соответствующих этим учебникам методических пособий. Содержит паспорт, поямнительную записку, содержание, тематическое и  календарно-тематическое планирование, итоговую контрольную работу.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 10 класс, 3 часа в неделю»
































ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (рабочая) ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ

10 КЛАСС – 3 часа в неделю, всего 105 часов.

Паспорт

рабочей программы


Тип программы программа среднего общего образования

Статус программы: рабочая программа предмета физики

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогических работников МКОУ «Залининская СОШ» программа определяет приоритеты в содержании общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

  • для администрации МКОУ «Залининская СОШ» программа является основанием для определения качества реализации общего среднего образования.

Категория обучающихся: 10 класс МКОУ « Залининская СОШ»

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 105 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 3 час в неделю


Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых школьниками.

В основу примерной образовательной программы положена Программа курса физики для общеобразовательных учреждений 10-11 классов автора Г.Я. Мякишева. Примерная образовательная программа ориентирована для учебника авторов Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский и соответствующих этим учебникам методических пособий:

  • А.П. Рымкевич. Сборник вопросов и задач по физике;

  • М.Е. Тульчинский. Сборник качественных задач по физике;

  • Л.И. Скрелин. Дидактический материал по физике 9 класс (1979);

  • Л.А. Кирик. Физика 10. Самостоятельные и контрольные работы;

  • Г.И. Рябоволов, Н.Р. Дадашева, П.И. Самойленко. Сборник дидактических заданий по физике;

  • Оценка качества подготовки выпускников средней школы по физике, ИД «Дрофа» 2009 г.

Рабочая программа по физике включает разделы: пояснительную записку; основное содержание, тематическое и поурочное планирование с примерным распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки.

Физика призвана раскрывать роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствовать формированию научного мировоззрения. Для решения этих задач, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных ин-формационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественно-научной информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Физика и методы научного познания.

Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика.

Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики. Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.

Молекулярная физика.

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.

Электродинамика.

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток.




Тематическое планирование


урока

Раздел

Тема урока


урока

Раздел

Тема урока

1

НМП

1 час

Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы.


51

Молекулярная физика. МКТ – 14 часов

Измерение скоростей молекул газа.

2

Механика. Кинематика – 15 часов

Основные понятия кинематики.


52

Уравнение состояния идеального газа.

3

Элементы векторной алгебры.


53

Газовые законы.

4

Способы описания движения.


54

Л/р №4 «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

5

Скорость равномерного прямолинейного движения.


55

Реальный газ. Пар.

6

Уравнение равномерного прямолинейного движения тела


56

Влажность воздуха.

7

Сложение скоростей.


57

Твердые тела – кристаллические и аморфные.

8

Мгновенная скорость. Ускорение.


58

Контрольная работа «МКТ. Газовые законы. Влажность воздуха»

9

Скорость при движении с постоянным ускорением.


59

Молекулярная физика. Термодинамика. – 8 часов

Внутренняя энергия.

10

Уравнения движения с постоянным ускорением.


60

Работа в термодинамике.

11

Движение по вертикали с постоянным ускорением свободного падения.


61

Теплопередача. Количество теплоты

12

Движение под углом к горизонту с постоянным ускорением свободного падения.


62

Решение задач «Уравнение теплового баланса»

13

Равномерное движение точек по окружности.


63

Первый закон термодинамики.

14

Кинематика твердого тела


64

Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики.

15

Обобщение по теме «Кинематика»


65

Тепловые двигатели и их роль в жизни человека. Охрана окружающей среды.

16

Контрольная работа «Кинематика»


66

Контрольная работа «Термодинамика»

17


Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона.


67


Введение в электродинамику. Электростатика.

18

Механика. Динамика – 15 часов

Сила. Масса. Принцип суперпозиции сил. Второй закон Ньютона.


68

Электродинамика. Электростатика – 15 часов.

Закон Кулона. Единица электрического заряда.

19

Третий закон Ньютона.


69

Решение задач «Закон Кулона»

20

ИСО и принцип относительности в механике.


70

Электрическое поле.

21

Самостоятельная работа « Законы Ньютона»

Силы в природе.


71

Напряженность электрического поля. Силовые линии электрического поля

22

Закон всемирного тяготения


72

Поле точечного заряда и заряженного шара. Принцип суперпозиции полей

23

Первая космическая скорость


73

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

24

Сила тяжести и вес. Невесомость.


74

Потенциальная энергия заряженного тела.

25

Силы упругости. Закон Гука.


75

Потенциал электростатического поля и разность потенциалов.

26

Л/р №1 «Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и силы упругости»


76

Энергетические характеристики электростатического поля.

27

Механические свойства твердых тел.


77

Расчет энергетических характеристик поля.

28

Л/р №2 « Измерение модуля упругости (модуля Юнга) резины»


78

Электроемкость. Единицы электроемкости.

Конденсаторы.

29

Силы трения


79

Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.

30

Движение под действием нескольких сил.


80

Решение задач «Конденсаторы»

31

Контрольная работа по теме «Применение законов динамики»


81

Контрольная работа «Электростатика»

32

Механика. Законы сохранения – 0 часов

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.


82

Электродинамика. ЗПТ – 9 часов

Электрический ток. Условия его существования.

33

Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства.


83

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

34

Работа силы. Мощность. Энергия.


84

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

35

Теорема о кинетической энергии.


85

Решение задач «Закон Ома. Последовательное и параллельное соединения проводников»

36

Механика. Законы сохранения – 10 часов

Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы


86


Л/р №5 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

37

Потенциальная энергия.


87

Работа и мощность постоянного тока

38

Закон сохранения энергии в механике


88

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

39

Л/р №3 «Изучение закона сохранения механической энергии»


89

Л/р №4 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

40

Динамика вращательного движения абсолютно твёрдого тела


90

Контрольная работа «Законы постоянного тока»

41

Контрольная работа «Законы сохранения в механике»


91

Электродинамика. Электрический ток в различных средах – 9 часов

Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов.

42

1 час

Равновесие абсолютно твердых тел.


92

Зависимость сопротивления про-водника от температуры. Сверхпроводимость.

43

2 час

Повторительно-обобщающий урок, тема «Механика»


93

Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках.

44

Итоговая контрольная работа «Механика».


94

Полупроводниковые приборы.

45

Молекулярная физика. МКТ.

Основы МКТ. Их опытное обоснование.


95

Электрический ток в вакууме. Диод. Электронно-лучевая трубка

46

Характеристики молекул и их систем.


96

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

47

Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ газа.


97

Закономерности протекания электрического тока в газах.

48

Решение задач «Основное уравнение МКТ газа»


98

Плазма

49

Температура и тепловое равновесие. Определение температуры.


99

Контрольная работа «Электрический ток в различных средах»

50

Температура – мера средней кинетической энергии.


Резерв – 6 ч

Итого:105 часов.


















Календарно-тематический план.

п/п

Наименование раздела

Тема урока

Количество часов

§ учебника

Тип урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Дата проведения

Планируем.

Фактически.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1


Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы.

1

Введение

ИНМ

Элементы истории физики. Физика – основа естествознания. Научный метод познания: наблюдения и опыты → научные факты → гипотеза → модель →физические величины и законы → эксперимент → теория. Физические законы и теории, грани-цы их применимости. Принцип соответствия. Классическая механика как физическая теория: основание, ядро, выводы (следствия, интерпретация. Модельные объекты механики: материальная точка и абсолютно твердое тело. Отличие классической механики от квантовой и релятивистской. Границы применимости механики Ньютона.

Знать: основную задачу механики, понятия: материальная точка, система отсчета, траектория, путь, перемещение, скорость, ускорение, характерные особенности равномерного, равноускоренного прямолинейного движения, баллистического движения, движения по окружности.

Уметь: рассчитывать скорость, ускорение и перемещение в задачах разного содержания, выполнять действия с векторами и их проекциями, пользоваться секундомером, читать и строить графики, изображать, складывать и вычитать вектора.

ИО




2

Механика.

Кинематика

Основные понятия кинематики.

1

1-2

КУ

Определение механического движения. Пространство и время наиболее общие понятия физики. Понятие о системе отсчета. Тело отсчета, система координат, поступательное движение, радиус – вектор. Траектория, путь, перемещение.

ФО

Демонстрации: относительность движения, система отсчета.



3

Элементы векторной алгебры.

1

2

ОУН

Скалярные и векторные величины. Элементы векторной алгебры: сложение, вычитание и умножение векторов, проекция вектора на ось, построение вектора и вычисление его модуля по проекциям.





4

Механика. Кинематика.

Способы описания движения.


3


Способы описания движения. Путь и перемещение. Графическое построение векторов перемещения по заданной траектории, вектора суммы или разности двух или нескольких векторов, определение составляющих векторов по вектору суммы или по вектору разности при заданных направлениях. Расчет модуля перемещения по заданным направлениям.

ИОФО

ГР

Относительность перемещения и траектории.



5

Скорость равномерного прямолинейного движения.

1

4

ОУН

Определение равномерного прямолинейного движения. Понятие о скорости равномерного прямолинейного движения.

ИОФО

ГР




6

Уравнение равномерного прямолинейного движения тела

1

4-5

КУ

Аналитическое описание равномерного и прямолинейного равномерного движения: уравнения для координаты, проекции перемещения, скорости.

ИО

ФО




7

Сложение скоростей.

1

6-7

КУ

Классический закон сложения скоростей для двух случаев: перемещения параллельны, перемещения перпендикулярны.

ПР

ИО




8

Мгновенная скорость. Ускорение.

1

8-9

ИНМ

Классификация движений по траектории. Относительность механического движения. Мгновенная скорость и ее направление. Ускорение точки. Единица ускорения. Движение с постоянным ускорением по прямой. Равноускоренное прямолинейное движение. Замедленное движение.

ИО

ФО

Эксперимент по определению средней скорости.



9

Скорость при движении с постоянным ускорением.

1

10

ОУН

Уравнение для скорости и ее проекции при переменном движении. Определение физических величин в указанные моменты времени.

ИО

ГР




10

Механика. Кинематика

Уравнения движения с постоянным ускорением.

1

11-12

ОУН

Уравнения движения (радиус-вектора, проекции перемещения, координат). Определение физических величин координаты, скорости и ускорения в указанные моменты времени.

ИО

ПР




11

Движение по вертикали с постоянным ускорением свободного падения.

1

13

КУ

Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам познавательной деятельности для выявления уровня усвоения школьниками материала по теме «Прямолинейное переменное движение».

Понятие о свободном падении. Г. Галилей – основоположник экспериментального метода в науке. Движение в вертикальном направлении

СР

ОИ

ФО

Демонстрации: падение тел в воздухе и вакууме.



12

Движение под углом к горизонту с постоянным ускорением свободного падения.

1

14

ОУН

Движение в вертикальном направлении, под углом к горизонту и с начальной горизонтальной скоростью. Аналитическое описание указанных случаев.

ИО

ПР

Демонстрации: траектория движения тела брошенного горизонтально



13

Равномерное движение точек по окружности.

1

15

КУ

Равномерное движение точки по окружности – частный случай движения с переменным ускорением. Центростремительное ускорение.

ИО




14

Кинематика твердого тела

1

16-17

ИНМ

Аналитическое описание движения точки по окружности: угловая и линейные скорости вращения точки по окружности, угловое ускорение. Связь между линейными и угловыми характеристиками. Понятие о поступательном и вращательном движении твердого тела.

ИО

ФО




15

Обобщение по теме «Кинематика»

1

1-17

ОЗЗ

Обобщение и систематизация учебного материала по кинематике. Построение обобщающей схемы, отражающей связь понятий в теме. Повторение основных видов движения и способов их аналитического и графического описания.

ФО




16


Контрольная работа «Кинематика»

1

1-17

КУЗ

Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам познавательной деятельности для выявления уровня усвоения школьниками материала по теме.

КР




17

Механика. Динамика.

Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона.

1

18, 20

ИНМ

Понятия «инерциальная система отсчета», «неинерциальная система отсчета». Взаимное влияние тел друг на друга (взаимодействие в физике и философии). Понятие о свободном теле. Первый закон Ньютона.

Знать: понятия: инерция, инертность, инерциальная и неинерциальная системы отсчета, сила, масса; природу сил, формулировки законов Ньютона.

Уметь: уметь решать задачи с использованием законов Ньютона, рассчитывать силы, способы измерения сил, записывать второй закон Ньютона в векторной и проекционной формах.


Требования к уровню подготовки учащихся по теме «Статика»:

Знать: понятия: момент силы, плечо силы, правило моментов, центр тяжести. Виды равновесия.

Уметь: находить центр тяжести плоской фигуры

ИО

Демонстрация: явление инерции



18

Сила. Масса. Принцип суперпозиции сил. Второй закон Ньютона.

1

19, 21, 22.

КУ

Сила. Ее характеристика. Связь между ускорением и силой. Принцип суперпозиции сил. Инертность и масса. Второй закон Ньютона.

ИО

ФО

Измерение сил.



19

Третий закон Ньютона.

1

24

КУ

Сила. Принцип суперпозиции сил.

Инертность и масса. Второй и третий законы Ньютона.

ФО

ПР

Сравнение масс взаимодействующих тел. II закон Ньютона.



20

ИСО и принцип относительности в механике.

1

25-26

КУ

ИСО и не ИСО. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы отсчета. Инвариантные и относительные величины. Принцип относительности в механике.

ИО

Зависимость траектории тела от выбора системы отсчета.



21

Самостоятельная работа « Законы Ньютона»

Силы в природе.

1

18-26, 27

КУ

Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам познавательной деятельности для выявления уровня усвоения школьниками материала по теме.

Типы сил существующих в природе: гравитационные, электромагнитные, ядерные, проявляющиеся при слабых взаимодействиях.

СР




22

Механика. Динамика.

Закон всемирного тяготения

1

28-30

КУ

Сила и закон всемирного тяготения. Экспериментальное определение гравитационной постоянной. Равенство инертной и гравитационной масс. Сила тяжести на других планетах.

ИО

ФО




23

Первая космическая скорость

1

31-32

ОУН

Расчет космических скоростей. Расчет радиусов орбит искусственных спутников Земли, периода их обращения, характеристик других планет Солнечной системы.

ФО

ПР




24

Сила тяжести и вес. Невесомость.

1

33

ИНМ

Сила тяжести как частный случай силы всемирного тяготения. Формула для расчета силы тяжести. Определение веса тела. Формула для расчета веса тела в трех случаях: тело не имеет вертикального ускорения; тело имеет ускорении, направленное противоположно ускорению свободного падения; тело имеет ускорение, сонаправленное с ускорением свободного падения. Невесомость. Различие между весом тела и силой тяжести.

ИО

ФО




25

Силы упругости. Закон Гука.

1

34-35

КУ

Понятие о деформации. Закон Гука. Характеристика силы упругости по обобщенному плану ответа. Графическая зависимость силы упругости от абсолютного удлинения при небольших деформациях. Сила реакции опоры, сила натяжения. Вес - разновидность силы упругости.

ИО

ФО

ГР




26

Л/р №1 «Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и силы упругости»

1

34-35

ОУН

Определение центростремительного ускорения шарика при его равномерном движении по окружности: использование законов кинематики и динамики.

ПР




27

Механика. Динамика.

Механические свойства твердых тел.

1

34-35

ИНМ

Механическое напряжение. Диаграмма растяжения и ее составляющие. Модуль Юнга. Закон Гука в иной формулировке.

ИО




28

Л/р №2 « Измерение модуля упругости (модуля Юнга) резины»

1

34-35

ОУН

Расчет Модуля Юнга для резины используя закон Гука во второй формулировке, через относительное удлинение и возникающую силу упругости в резине.

ПР




29

Силы трения

1

36-37

КУ

Главная особенность сил трения – их зависимость от относительной скорости тел. Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел: трение покоя, скольжения, качения. Силы сопротивления при движении твердых тел в жидкостях и газах.

ИО

ФО

Силы трения (трение покоя, скольжения, качения).



30

Движение под действием нескольких сил.

1

27-37

ОУН

Решение качественных, количественных, экспериментальных и графических задач по динамике с использованием кинематических уравнений движения тел.

ИО




31

Контрольная работа по теме «Применение законов динамики»

1

27-37

КУЗ

Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам познавательной деятельности для выявления уровня усвоения школьниками материала по теме.

КР




32


Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.

1

38-39

ИНМ

Значение законов сохранения в науке. Импульс материальной точки, его единица. Новая формулировка второго закона Ньютона. Равенство нулю импульса движущегося тела. Замкнутая система тел. Внутренние силы системы. Внешние силы по от-ношению к механической системе. Закон сохранения импульса. Этот же закон для абсолютно упругого и неупругого взаимодействий.

Знать: понятия: импульса тела, импульса силы, энергии, работы и мощности; формулировки законов сохранения импульса и энергии; об упругом и неупругом взаимодействии, о превращении энергии.

Уметь: рассчитывать работу различных сил, применять законы сохранения для решения задач.

ИО

ФО

Исследование упругого и неупругого столкновения тел.



33

Законы сохранения в механике.

Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства.

1

38-39

ОУН

Понятие о реактивном движении. Его связь с законом сохранения импульса. Реактивное движение в природе, технике, быту. Принцип действия ракетных и воздушно-реактивных (самолетных) двигателей. Вклад К.Э. Циолковского, С.П. Королева, Ю.А. Гагарина в развитие отечественной космонавтики. Первые шаги человека на Луне. Будущее космонавтики.

ФО

ПР

Ракета. Реактивное движение



34

Работа силы. Мощность. Энергия.

1

40-41

КУ

Определение механической работы. Анализ случаев, когда работа положительна, отрицательна или равна нулю. Механическая мощность, ее связь с работой. Энергия – универсальная физическая величина, количественная мера движения и взаимодействия. Изменение энергии при совершении работы.

ИО

ФО




35

Теорема о кинетической энергии.

1

42

ОУН

Понятие о кинетической энергии. Связь работы силы, приложенной к телу, и его кинетической энергии. Теорема о кинетической энергии.

ФО

ПР




36

Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы

1

43

КУ

Работа силы тяжести. Понятие о потенциальной энергии тела поднятого над землей и консервативных силах. Работа силы тяжести. Понятие о потенциальной энергии тела поднятого над землей и консервативных силах.

ИО

ФО

Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.



37

Потенциальная энергия.

1

44

КУ

Теорема о потенциальной энергии. Выбор нулевого уровня потенциальной энергии.

ИО

ФО




38

Закон сохранения энергии в механике

1

45-47

КУ

Закон сохранения энергии в механике. Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения.

ИО

ФО

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.



39

Законы сохранения в механике.

Л/р №3 «Изучение закона сохранения механической энергии»

1

45-47

ОУН

Измерение уменьшения потенциальной энергии механической системы (тело поднято над Землей) и увеличения потенциальной энергии упруго деформированной пружины. Экспериментальное доказательство справедливости закона сохранения полной механической энергии на основе сохранения двух полученных результатов.

ПР




40

Динамика вращательного движения абсолютно твёрдого тела

1

48-50

ИНМ

Основное уравнение динамики вращательного движения. Закон сохранения момента импульса. Кинетическая энергия абсолютно твёрдого тела, вращающегося относительно неподвижной оси. Примеры решения задач по теме «Динамика вращательного движения абсолютно твёрдого тела.

ИО




41

Контрольная работа «Законы сохранения в механике»

1

38-50

КУЗ

Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам познавательной деятельности для выявления уровня усвоения школьниками материала по теме.

КР




42

Статика

Равновесие абсолютно твердых тел.

1

51-52

ИНМ

Повторение основных особенностей (признаков) физической модели абсолютно твердого тела. Понятие о статике как части механики.. Плечо силы. Момент силы относительно оси для вращения тела. Положительные и отрицательные моменты сил. Два условия равновесия твердого тела.


ИО




43

Механика

Повторительно-обобщающий урок, тема «Механика»

1

1-52

ОЗЗ

Повторение основных понятий, законов, уравнений и в них входящих физических величин с помощью обобщающей схемы. Решение основных типов задач.






44

Итоговая контрольная работа «Механика».

1

1-52

КУЗ

Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам познавательной деятельности для выявления уровня усвоения школьниками материала по теме.


КР




45

Молекулярная физика. МКТ.

Основы МКТ. Их опытное обоснование.

1

53,

55,

56

КУ

Предмет изучения молекулярной физики – тепловая форма движения материи. Основоположник МКТ – М.В. Ломоносов. Основные положения МКТ. Практические меры, подтверждающие основные положения МКТ. Определение молекулы вещества. Сравнение двух физических явлений: диффузии и броуновского движения. Опыты Перрена. Зависимость межмолекулярных сил. От расстояний между молекулами. Строение газообразных, твердых и жидких тел.

Знать: понятия: тепловое движение частиц, массы и размеры молекул, идеальный газ, броуновское движение

Уметь: определять число молекул и количества вещества, вычислять массу молекулы.

ИО

ФО




46

Характеристики молекул и их систем.

1

54

ОУН

Установление межпредметных связей с химией и повторение таких понятий, как: относительная атомная масса, молекулярная масса вещества, масса молекулы или атома, количество вещества, число молекул, постоянная Авогадро, диаметр молекулы, скорость молекулы.

ИО

ПР




47

Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ газа.

1

57-58

КУ

Физическая модель разреженного газа – идеальный газ. Физический смысл понятия «давление газа» в МКТ. Флуктуация давления. Среднее значение квадрата скорости молекул газа. Статистическая закономерность, ее особенности и значение в науке. Вывод уравнения Клаузиуса – основного уравнения МКТ газа.

ИО




48

Решение задач «Основное уравнение МКТ газа»

1

53-58

ОУН

Анализ задач на применение различных форм основного уравнения МКТ идеального газа.

ИО

ФО




49

Температура и тепловое равновесие. Определение температуры.

1

59-60

КУ

Анализ задач на применение различных форм основного уравнения МКТ идеального газа.

Макро- и микроскопические параметры. Определение теплового равновесия. Измерение температуры. Термометры.

ИО

ПР




50


Температура – мера средней кинетической энергии.

1

60

ОУН

Температура как характеристика состояния теплового равновесия системы тел и как мера средней кинетической энергии молекул газа. Постоянная Больцмана, ее физический смысл. температурные шкалы. Шкала Кельвина. Абсолютный ноль температуры. Связь шкалы Кельвина и шкалы Цельсия. Еще одна формула основного уравнения МКТ идеального газа. Закон Авогадро.

ИО

ФО




51

Молекулярная физика. МКТ

Измерение скоростей молекул газа.

1

61-62

КУ

Распределение молекул по скоростям (распределение Максвелла). Опыты Штерна по определению скоростей молекул.

ИО

ПР




52

Уравнение состояния идеального газа.

1

63-64

КУ

Вывод основного уравнения Менделеева – Клапейрона и переход от него к уравнению Клапейрона. Универсальная газовая постоянная. Решение задач с применением данных формул.

Знать: понятия: температура, насыщенный пар, кипение, влажность; законы и принципы: основное уравнение МКТ, уравнение Менделеева – Клайперона, газовые законы.


Уметь: применять газовые законы для решения количественных и качественных задач; находить объяснения о строении вещества на основе МКТ; вычислять макро- и микропараметры идеального газа.

ИО

Подтверждение уравнения Клапейрона с помощью прибора для демонстрации газовых законов



53

Газовые законы.

1

65-67

ОУН

Понятие о газовых законах и термодинамическом (или изо-) процессе. Изотермический, изобарный и изохорный процессы. Количественные формы газовых законов. Графическое представление газовых законов: изобары, изотермы, изохоры в различных системах координат. Границы применимости законов идеального газа.

ИО

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.



54

Л/р №4 «Опытная проверка закона Гей-Люссака»


63-67

ОУН

Измерение объема и температуры газа (воздуха) в двух состояниях при постоянном давлении. Проверка справедливости отношений объемов и отношений температур. Оценка погрешностей измерений. Вывод об экспериментальном подтверждении закона в изобарном процессе.

ПР




55

Молекулярная физика. МКТ.

Реальный газ. Пар.

1

68-69

ИНМ

Главное отличие реального газа от идеального. Модель реального газа. Пар. Насыщенный и ненасыщенный пар. Свойства насыщенного пара и объяснение их с точки зрения МКТ. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Явления испарения, кипения и конденсации.

ИО

ФО

Кипение воды при понижении давления



56

Влажность воздуха.

1

70-71

КУ

Влажность воздуха: абсолютная и относительная. Формулы для ее расчета. Приборы для определения влажности воздуха. Психрометрическая таблица. Точка росы.

ИО ПР

Устройство психрометра и гигрометра. Измерение влажности воздуха.



57

Твердые тела – кристаллические и аморфные.

1

72

КУ

Свойства кристаллических и аморфных тел. Модели их строения. Повторение видов деформаций и их характеристик. Создание материалов с заранее заданными свойствами.

ИО

Кристаллические и аморфные тела. Объемные модели строения кристаллов.



58

Контрольная работа «МКТ. Газовые законы. Влажность воздуха»

1

53-72

КУЗ

Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам познавательной деятельности для выявления уровня усвоения школьниками материала по теме.

КР




59

Молекулярная физика. Термодинамика.

Внутренняя энергия.

1

73

ИНМ

Связь между термодинамикой и МКТ (статистической механикой). История развития термодинамики. Понятие внутренней энергии макроскопического тела. Внутренняя энергия идеального одноатомного газа. Внутренняя энергия реального газа. Границы применимости законов термодинамики.

Знать: основы термодинамики; понятие «теплообмен», физические условия на Земле, обеспечивающие существование жизни человека; экологические проблемы, связанные с работой тепловых двигателей, атомных реакторов и гидроэлектростанций

Уметь: приводить примеры практического использования физических знаний (законов термодинамики - изменения внутренней энергии путем совершения работы); использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки влияния на организм человека; применять 1 закон термодинамики к различным изопроцессам.

ИО




60

Работа в термодинамике.

1

74-75

КУ

Совершение работы как способ изменения внутренней энергии термодинамической системы. Расчет работы газа при изобарном расширении. Вывод формулы. Геометрическое истолкование работы

ИО

ФО




61

Теплопередача. Количество теплоты

1

76-77

КУ

Теплопередача как способ изменения внутренней энергии тела (без совершения работы над телом или без совершения работы самим телом). Понятие «количество теплоты». Расчет количества теплоты при нагревании, охлаждении, парообразовании (кипении), конденсации вещества, при плавлении и кристаллизации

ИО

ПР

Измерение удельной теплоты плавления.



62

Решение задач «Уравнение теплового баланса»

1

76-77

ОУН

Понятие «количество теплоты». Расчет количества теплоты при нагревании, охлаждении, парообразовании (кипении), конденсации вещества, при плавлении и кристаллизации

ИО

ПР




63

Первый закон термодинамики.

1

78-80

КУ

Повторение понятия «термодинамический процесс». Конкретные примеры термодинамических процессов: сжатие газа, виды теплопередачи, изопроцессы в газе, опыты с теплоприемником. Математическая и словесная формулировка первого начала термодинамики – закона сохранения энергии, распространенного на тепловые явления. Понятие «адиабатный процесс». Применение первого закона термодинамики к различным изопроцессам.

ИО

ФО




64

Молекулярная физика. Термодинамика.

Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики.

1

81

КУ

Процессы: равновесный (неравновесный), самопроизвольный (не самопроизвольный), обратимый и необратимый. Точная формулировка «необратимый процесс», примеры необратимых процессов. Второй закон термодинамики в формулировке Клаузиуса. Статистическое истолкование необратимости процессов в природе: микроскопическое и макроскопическое со-стояния термодинамической системы, вероятность макроскопического состояния, переход системы к наиболее вероятному состоянию в процессе эволюции. Расширение газа из четырех молекул, из огромного числа молекул. Границы применимости второго начала термодинамики.

ИО




65

Тепловые двигатели и их роль в жизни человека. Охрана окружающей среды.

1

82-83

КУ

Циклический термодинамический процесс (циклы Отто, Дизеля, Карно в идеальной машине). Устройство и принцип действия тепловых двигателей, их КПД. Виды, применение, характеристики двигателей внутреннего сгорания. Взаимосвязь развития физики и техники на примере тепловых двигателей. Роль и значение тепловых двигателей в современной цивилизации: производство электроэнергии, выполнение механической работы, тепловое и химическое загрязнение среды.

ИО

ФО


Модели тепловых двигателей.



66

Контрольная работа «Термодинамика»

1

73-83

КУЗ

Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам познавательной деятельности для выявления уровня усвоения школьниками материала по теме.

КР




67

Введение в электродинамику. Электростатика.

1

84

КУ

Определение электродинамики. Понятие «электрический заряд» - первичное, основное понятие электродинамики, рассматриваемое как свойство некоторых частиц, определяющее интенсивность электромагнитных взаимодействий. Два рода зарядов в природе. Электризация тел (контактная, через соприкосновение, через влияние). Объяснение электризации на основе знаний о строении атома и закона сохранения электрического заряда в замкнутой системе частиц (тел). Понятие об электростатике. Из истории развития электродинамики.

Знать: смысл физических величин: заряд, элементарный электрический заряд, границы применимости закона Кулон, понимать определение электрического поля.

Уметь: сравнивать напряженность в различных точках и показывать направление силовых линий, использовать принцип суперпозиции полей.

ИО

ФО

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Электрометр. Одновременная электризация нескольких тел.



68

Основы электродинамики. Электростатика

Закон Кулона. Единица электрического заряда.

1

85-86

КУ

Физическая модель – точечный электрический заряд, формулировка основного закона электростатики – закона Кулона. Суть опыта Кулона: устройство крутильных весов, методика проведения эксперимента. Свойство кулоновской силы - центральность, единица электрического заряда – кулон.

ИО




69

Решение задач «Закон Кулона»

1

85-86

ОУН

Физическая модель – точечный электрический заряд, формулировка основного закона электростатики – закона Кулона.

ИО





70

Электрическое поле.

1

87-88

КУ

Сущность теории дальнодействия и близкодействия. Идея Фарадея об электрическом поле. Максвелл – создатель теории электромагнитного поля. Скорость распространения электромагнитных взаимодействий. Радиоволны. Основные свойства электрического поля – состояния электромагнитного поля. Электростатическое поле – одна из разновидностей электрического поля.

ПР

ИО




71

Напряженность электрического поля. Силовые линии электрического поля

1

89

КУ

Силовая характеристика электрического поля – напряженность, единица напряженности. Расчет для точечного заряда. Принцип суперпозиции полей. Линии напряженности поля как средство его описания. Виды полей: однородное и неоднородное. Поле заряженного шара. Стоки и истоки линий электростатического поля.

ИО




72

Основы электродинамики. Электростатика.

Поле точечного заряда и заряженного шара. Принцип суперпозиции полей

1

90-91

ОУН

Силовая характеристика электрического поля – напряженность, единица напряженности. Расчет для точечного заряда. Принцип суперпозиции полей.

ИО

ПР




73

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

1

92

КУ

Факты взаимодействия поля и вещества. Свободные заряды проводников. Электростатическая индукция. Отсутствие электрического поля внутри проводника. Электростатическая защита. Факт сосредоточения статического заряда проводника на его поверхности. Связанные заряды диэлектрика. Электрический диполь. Полярные и неполярные диэлектрики. Поляризация диэлектриков и ослабление внешнего электрического поля. Диэлектрическая проницаемость вещества.

ИО

Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков.



74

Потенциальная энергия заряженного тела.

1

93

КУ

Электростатическая потенциальная энергия системы зарядов. Работа при перемещении заряда в однородном электростатическом поле. Независимость данной работы от формы траектории. Потенциальная энергия заряда в однородном электростатическом поле.

ИО




75

Потенциал электростатического поля и разность потенциалов.

1

94

КУ

Потенциальность электростатического поля. Потенциал поля. Разность потенциалов. Напряжение между двумя точками поля. Связь между напряжением и напряженностью. Эквивалентные поверхности.

ИО

ФО

Измерение разности потенциалов. Эквивалентные поверхности.



76


Энергетические характеристики электростатического поля.

1

95

ОУН

Расчет изменения кинетической и потенциальной энергий электрона и других заряженных частиц при движении их в электростатическом поле. Определение разности потенциалов. Расчет напряженности поля с использованием формулы связи между напряженностью и напряжением.

ИО




77

Основы электродинамики. Электростатика.

Расчет энергетических характеристик поля.

1

93-96

ОУН

Расчет изменения кинетической и потенциаль-ной энергий электрона и других заряженных частиц при движении их в электростатическом поле. Определение разности потенциалов. Рас-чет напряженности поля с использованием формулы связи между напряженностью и напряжением.

ИО

ПР




78

Электроемкость. Единицы электроемкости.

Конденсаторы.

1

97

КУ

Электроемкость системы двух проводников, ее единица – фарад. Конденсатор, заряд конденсатора. Зависимость электроемкости конденсатора от площади пластин, расстояния и наличия диэлектрика между ними. Формула емкости плоского конденсатора.

ИО

Электрофорная машина.



79

Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.

1

98

КУ

Сосредоточение энергии конденсатора в его электрическом поле. Способы расчета энергии конденсатора. Различные виды конденсаторов и их применение на практике.

ИО

ФО

Энергия заряженного конденсатора.



80

Решение задач «Конденсаторы»

1

99

ОУН

Зависимость электроемкости конденсатора от площади пластин, расстояния и наличия диэлектрика между ними. Формула емкости плоского конденсатора. Способы расчета энергии конденсатора.

ИО

ПР




81

Контрольная работа «Электростатика»

1

84-99

КУЗ

Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам познавательной деятельности для выявления уровня усвоения школьниками материала по теме.

КР




82

Электродинамика. Законы постоянного тока.

Электрический ток. Условия его существования.

1

100

КУ

Определение электрического тока. Действия тока: тепловое, химическое, магнитное, биологическое. Сила тока в электронной теории. Измерение силы тока амперметром. Скорость упорядоченного движения электронов в металле, сравнение его со скоростью распространения электрического поля. Условия, необходимые для существования электрического тока в веществе. Источники тока.

Знать: условия, необходимые для существования электрического тока, зависимость электрического тока от напряжения, законы последовательного и параллельного соединения проводников,

Уметь: измерять ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока, проверять справедливость законов последовательного и параллельного соединения проводников

ИО




83

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

1

101

КУ

Вольт-амперная характеристика проводника. Формулировка закона Ома для участка цепи. Электрическое напряжение и сопротивление. Удельное сопротивление. Экспериментальное определение удельного сопротивления.

ИО

ФО

Измерение электрического сопротивления с помощью ом-метра



84

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

1

102

ОУН

Схемы электрической цепи. Сборка простейших электрических цепей. Вычерчивание схем, также схем по рисункам электрических цепей. Электрические цепи различной сложности. Законы параллельного и последовательного соединения проводников в электрических цепях.

ИО




85

Решение задач «Закон Ома. Последовательное и параллельное соединения проводников»

1

103

ОУН

Схемы электрической цепи. Сборка простейших электрических цепей. Вычерчивание схем, также схем по рисункам электрических цепей. Электрические цепи различной сложности. Законы параллельного и последовательного соединения проводников в электрических цепях.

ИО

ПР




86


Л/р №5 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

1

102-103

ОУН

Изучение последовательного и параллельного соединения проводников. Экспериментальное доказательство справедливости законов соединения проводников.

ПР




87

Электродинамика. Законы постоянного тока.

Работа и мощность постоянного тока

1

104

КУ

Энергетические характеристики протекания тока по цепи: работа тока (электрического поля), мощность тока. Закон Джоуля – Ленца.

ИО

ФО




88

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

1

105-107

ИНМ

Действие сторонних сил в источнике тока. Характеристика источника тока – ЭДС (электродвижущая сила). Внутренний и внешний участки полной цепи, их сопротивления, полное со-противление цепи. Вывод закона Ома для полной цепи с опорой на закон сохранения энергии и закон Джоуля – Ленца. Понятие «падение напряжения на участке цепи». Явление короткого замыкания. Полная ЭДС цепи – это алгебраическая сумма ЭДС отдельных элементов.

ИО




89

Л/р №4 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

1

105-107

ОУН

Овладение экспериментальным методом определения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника по току короткого замыкания (графический метод).

ПР




90

Контрольная работа «Законы постоянного тока»

1

100-107

КУЗ

Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам познавательной деятельности для выявления уровня усвоения школьниками материала по теме.

КР




91


Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов.

1

108

КУ

Материальные среды, в которых возможно протекание тока: металлы, полупроводники, вакуум, растворы и расплавы электролитов, газы. Обобщенный план характеристики закономерностей протекания тока в среде. Проводимость среды - величина, обратная электрическому сопротивлению.

Ток в металлах, вольтамперная характеристика. Экспериментальное доказательство существования свободных электронов в металлах (опыты Мандельштама и Папалекси,…). Качественное объяснение закона Ома на основе электронной теории проводимости металлов. Возможность построения строгой теории движения электронов в металле лишь на основе законов квантовой механики.

Знать: понятия: термоэлектронная эмиссия, электролитическая диссоциация, полупроводник, элементы теории электропроводимости металлов, зависимость сопротивления металлического проводника от температуры, закон электролиза, виды самостоятельных зарядов в газах

Уметь: объяснять на основе электронной теории наличие сопротивления у проводников, объяснять явление электролитической диссоциации.

ИО




92

Электродинамика. Электрический ток в различных средах

Зависимость сопротивления про-водника от температуры. Сверхпроводимость.

1

109

КУ

Причина возникновения в металлическом проводнике сопротивления. Формулы зависимости сопротивления от температуры. Температурный коэффициент сопротивления. Опытное доказательство зависимости. Термометры сопротивления, их использование для измерения очень низких и очень высоких температур. Сверхпроводимость. Значение высокотемпературной сверхпроводимости для развития современной цивилизации.

ИО




93

Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках.

1

110

КУ

Полупроводниковые вещества, их положение в периодической системе химических элементов. Зависимость электрической проводимости полупроводников от температуры, освещенности, радиоактивного облучения, механических воздействий и другое. Сравнение проводимости полупроводников и металлов. Собственная проводимость полупроводников: акцепторные и донорные примеси. Полупроводники р- и n- типов.

ИО




94

Полупроводниковые приборы.

1

111

ОУН

Электрический ток через контакт полупроводников р- и n- типов. Полупроводниковый диод. Прямой и обратный переходы. Вольтамперная характеристика диода. Транзистор – это полупроводниковый прибор с двумя р- n-переходами. Коллектор, эмиттер, база. Принцип действия транзистора с общей базой в качестве усилителя. Фото- и терморезисторы, фотоэлементы (солнечные батареи). Интегральные микросхемы.

ИО




95

Электродинамика. Электрический ток в различных средах.

Электрический ток в вакууме. Диод. Электронно-лучевая трубка

1

112

КУ

Понятие вакуума. Несамостоятельная проводимость вакуума. Способы получения свободных носителей заряда в вакууме: термоэлектронная эмиссия, фотоэлектронная эмиссия. Вакуумный диод, его односторонняя проводимость. Применение вакуумного диода для выпрямления переменного тока. Электронно-лучевая трубка

ИО

ПР




96

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

1

113

КУ

Жидкости – проводники электрического тока. Растворы и расплавы электролитов (кислот, щелочей, солей). Электролитическая диссоциация. Ионная проводимость. Перенос вещества при прохождении тока в проводящей жидкости. Электролиз. Его применение на практике. Закон Фарадея для электролиза. Электрохимический эквивалент.

ИО

ПР




97

Закономерности протекания электрического тока в газах.

1

114

КУ

Газовый разряд. Ионизация газов. Рекомбинация. Несамостоятельный и самостоятельный разряды в газе. Вольт-амперная характеристика газового разряда. Ионизация электронным ударом. Типы самостоятельных разрядов: тлеющий, электрическая дуга, коронный, искровой.

ИО




98

Плазма

1

115-116

КУ

Плазма и ее свойства, плазма в космическом пространстве.

ИО




99

Контрольная работа «Электрический ток в различных средах»

1

108-116

КУЗ

Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различ-ным видам познавательной деятельности для выявления уровня усвоения школьниками материала по теме.

КР




100-105


Резерв – 6ч.










ИТОГО 105 часов











Требования к уровню подготовки

Знать / понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов: классической механики (всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса), сохранения электрического заряда, термодинамики;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснить известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Итоговая контрольная работа по механике.

Вариант 1.

  1. Автомобиль, движущийся со скоростью 10 м/с, при торможении остановился через 5 с. Какой путь он прошел при торможении, если двигался равноускоренно?

  2. Тело массой 5 кг тянут по гладкой горизонтальной поверхности с помощью пружины, которая при движении растянулась на 2 см. Коэффициент жесткости пружины 400 Н/м. Определите ускорение тела.

  3. Под действием какой силы выполняется работа 200 кДж на пути 0,8 км?

  4. Под действием какой силы пружина, имеющая коэффициент жесткости 100 кН/м, сжалась на 4 см?

  5. Каковы значения потенциальной энергии и кинетической энергии стрелы массой 50 г, выпущенной из лука со скоростью 30 м/с вертикально вверх, через 2 с после начала движения?

Вариант 2.

  1. Уклон длиной 100 м лыжник прошел за 20 с, двигаясь с ускорением 0,3 м/с². Какова скорость лыжника в начале и в конце уклона?

  2. Средняя плотность Венеры равна 5200 кг/м³, а радиус планеты 6100 км. Найдите ускорение свободного падения на поверхности Венеры.

  3. Самосвал при перевозке груза развивает мощность 30 кВт. Какая работа совершается им в течение 45 минут?

  4. Сколько весит люстра массой 49 кг? Сделайте пояснительный рисунок.

  5. Найти КПД наклонной плоскости длиной 1 м и высотой 0,6 м, если коэффициент трения при движении по ней тела равен 0,1.

Вариант 3.

  1. Поезд, двигаясь под уклон, прошел за 30 с путь 540 м и развил скорость 68,4 км/ч. С каким ускорением двигался поезд, и какой была скорость в начале уклона?

  2. Под действием горизонтальной силы, равной 12 Н, тело движется по закону х = хо + t². Найдите массу тела, если коэффициент трения равен 0,1.

  3. На какой высоте потенциальная энергия груза массой 2 т равна 10 кДж?

  4. Определите массу футбольного мяча, если после удара он приобрел ускорение 500 м/с², а сила удара была равна 420 Н.

  5. Граната, летевшая в горизонтальном направлении со скоростью 10 м/с, разорвалась на 2 части массами 1 и 1,5 кг. Скорость большего осколка осталась после взрыва горизонтальной и возросла до 25 м/с. Определите величину и направление скорости меньшего осколка.

Вариант 4.

  1. С какой скоростью двигался поезд до начала торможения, если при торможении он двигался с ускорением 0,5 м/с² и до остановки прошел 225 м?

  2. С помощью пружинного динамометра по горизонтальной поверхности стола тянут груз, масса которого 10 кг, с ускорением 5 м/с². Коэффициент трения между грузом и столом равен 0,1. Найдите удлинение пружины, если коэффициент жесткости 2000 Н/м.

  3. По горизонтальному столу катится шарик массой 400 г с постоянной скоростью 15 см/с. Чему равна его кинетическая энергия?

  4. Автомобиль движется по закруглению дороги радиусом 120 м со скоростью 43,2 км/ч. Чему равно центростремительное ускорение автомобиля?

  5. С какой скоростью двигался поезд массой 1500 т, если под действием тормозящей силы в 150 кН он прошел с момента начала торможения до остановки путь 500 м?

Вариант 5.

  1. Автобус, идущий со скоростью 54 км/ч, вынужден был остановиться за 3 с. Найти его ускорение и длину тормозного пути, считая ускорение постоянным.

  2. Используя формулу скорости υх = 5 + t², определите модуль силы, действующей на тело, если масса тела равна 6 кг.

  3. Длина недеформированной пружины 15 см. В результате деформации ее длина удвоилась. Какой запас энергии получила пружина, если ее жесткость 400 Н/м?

  4. Определите глубину ущелья, если камень, падая без начальной скорости, достиг его дна за 6 с.

  5. Ледокол массой 5000 т, идущий с выключенным двигателем со скоростью 10 м/с наталкивается на неподвижную льдину и движет ее впереди себя. Скорость ледокола уменьшилась при этом до 2 м/с. Определите массу льдины. Сопротивлением воды пренебречь.

Вариант 6.

  1. Чтобы оторваться от земли, самолет должен набрать скорость 180 км/ч. На каком расстоянии от места старта на взлетной дорожке самолет достигнет этого значения скорости, если его ускорение постоянно и равно 2,5 м/с² ?

  2. Тело соскальзывает без начальной скорости с наклонной плоскости. Угол наклона плоскости к горизонту 30°. Длинна наклонной плоскости 2 м. Коэффициент трения тела о плоскость 0,3. Каково ускорение тела?

  3. Какова масса тела, если его импульс равен 500 кг•м/с при скорости 72 км/ч?

  4. За какое время автомобиль, двигаясь с ускорением 0,2 м/с², увеличит свою скорость с 36 км/ч до 72 км/ч?

  5. Железнодорожный вагон массой 20 т надвигается на упор со скоростью 0,2 м/с. Обе буферные пружины вагона сжимаются, каждая на 4 см. Определить максимальное значение силы, действующей на каждую пружину.


Вариант 7.

  1. Автомобиль, остановившись перед светофором, набирает затем скорость 54 км/ч на пути 50 м. С каким ускорением он должен двигаться? Сколько времени будет длиться этот разбег?

  2. Самолет делает «мертвую петлю» радиусом 100 м и движется по ней со скоростью 280 км/ч. С какой силой летчик массой 80 кг будет давить на сиденье самолета в верхней точке петли?

  3. Как нужно приложить к телу три силы 4, 6 и 10 Н, чтобы тело было в равновесии? Означает ли равновесие непременно состояние покоя?

  4. Автомобиль проехал 40 км за 0,5 ч, а потом еще 260 км за 4,5 ч. Какова средняя скорость автомобиля на всем пути?

  5. С неподвижной лодки, масса которой вместе с человеком 255 кг, бросают на берег весло массой 5 кг с горизонтальной скоростью относительно Земли 10 м/с. Какую скорость приобретает лодка?

67