Рассмотрено Руководитель МО __________/И.И. Нурмихаметова/ Протокол № 1 «29» августа 2016 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «АСОШ №2» ________ /Д.Я. Гараева/ «29» августа 2016г. | Утверждено Директор МБОУ «АСОШ №2» ________ /Гиниатуллина Г.Г. / Приказ № 254/в от «29» августа 2016 г. |
Рабочая программа по истории для 11 класса
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Арская средняя общеобразовательная школа №2»
Арского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на
заседании педагогического совета,
протокол №1 от
29 августа 2016 год
2016-2017 учебный год
Учебно-тематическое планирование
по истории 11 класс
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 2 часа
Плановых контрольных уроков 2 , тестов 4
Промежуточная аттестация – 1 час
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «история» для 11 класса составлена на основе:
– приказа МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями на основе приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609);
– примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень)
-Учебного плана МБОУ «Арская СОШ № 2» Арского муниципального района РТ на 2016 – 2017 учебный год (Приказ № 254/в от 29 августа 2016 года)
Изучение (предмет) «История» в 11 классе направлено на достижение следующих цели и задач.
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
По учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - Арская средняя общеобразовательная школа № 2» Арского муниципального района Республики Татарстан на 2016 – 2017 учебный год на изучение предмета «история » в 11 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю).
- курс История России – 38 часов;
- курс История Татарстана 8 часов.
- курс Всеобщая история – 24 часа;
Количество часов в 1 четверти - _16_ часов;
Количество часов во 2 четверти - _14_часов;
Количество часов в 3 четверти - _20_часов;
Количество часов в 4 четверти - _14_ часов;
Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
На изучение национально-регионального компонента в рабочей программе выделяется 8 часов учебного времени, в содержании которого предусматривается изучение Истории Татарстана.
В конце учебного года проводится промежуточная аттестация (тест) в форме тестирования, для подведения итогов года, выявления качества и уровня знаний учащихся, анализа работы за год и исправления недочетов. Форма работы – тест выбрана потому, что в таких заданиях можно использовать весь материал, пройденный за год, включить различные виды КИМов в связи с подготовкой к дальнейшей аттестации - ЕГЭ.
Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Содержание программы
Россия и Казанская губерния в начале XX вв. (9 часов)
Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А.Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма.
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале XX в. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война.
Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.
Казанская губерния в начале XX в.
Революция и Гражданская война в России
Казанский край в годы революций и Гражданской войны (6 часов)
Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Провозглашение и утверждение советской власти. Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы.
Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Российская эмиграция.
Переход к новой экономической политике. Республика в годы нэпа.
Казанский край в годы революций и Гражданской войны
СССР и ТАССР в 1922-1991 гг. ( 22 часа)
Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.
Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.
Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация. «Культурная революция». Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества.
Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами.
Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне.
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Складывание мировой социалистической системы. «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием.
Попытки преодоления культа личности. ХХ съезд КПСС. Экономические реформы 1950-х – 1960-х гг., причины их неудач. Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движение.
Особенности развития советской культуры в 1950-1980 гг. Наука и образование в СССР.
«Застой». Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Политика перестройки и гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты. ТАССР в середине 1940-1960-гг.
СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины ХХ в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки. Афганская война.
Причины распада СССР.
Российская Федерация и Татарстан (1991-2003 гг.) (7 часов)
Становление новой российской государственности. Августовские события 1991г. Политический кризис сентября-октября 1993г. Конституция Российской Федерации 1993 г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.
Российская культура в условиях радикального преобразования общества.
Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации.
Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.
Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны.
Татарстан с сер. 1960 и на рубеже XX – XXI вв.
От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества (16 часов)
Научно-технический прогресс в конце XIX – последней трети XX вв. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX – середине XX вв. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества.
Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. Проблема политического терроризма.
Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.
Модели ускоренной модернизации в ХХ в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.
«Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине ХХ вв. Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия.
Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании ХХ в.
Человечество на этапе перехода к информационному обществу (8 часов)
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.
Кризис политической идеологии на рубеже XX-XXI вв. «Неоконсервативная революция». Современная идеология «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
Резерв времени (2 часа)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ИСТОРИЯ» 11 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (68 ЧАСОВ)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Россия и Казанская губерния в начале XX в. (9 часов) |
1 | Россия в начале XX в. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы | 1 | | |
2 | Российский монополистический капитализм и его особенности | 1 | | |
3 | Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю.Витте | 1 | | |
4 | Аграрная реформа П.А.Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации | 1 | | |
5 | Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма | 1 | | |
6 | «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX – XX вв. Русско-японская война | 1 | | |
7 | Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество | 1 | | |
8 | Казанская губерния в начале XX в. | 1 | | |
9 | Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале XX в. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых. | 1 | | |
II. Революция и Гражданская война в России. Казанский край в годы революций и Гражданской войны (6 часов) |
10 | Революция 1917 г. Временное правительство и Советы | 1 | | |
11 | Тактика политических партий. Провозглашение и утверждение советской власти | 1 | | |
12 | Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы. | 1 | | |
13 | Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. | 1 | | |
14 | Казанский край в годы революций и Гражданской войны | 1 | | |
15 | Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Российская эмиграция. | 1 | | |
III. СССР и ТАССР в 1922-1991 гг. ( 22 часа) |
16 | Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство | 1 | | |
17 | Переход к новой экономической политике | 1 | | |
18 | Республика в годы нэпа | 1 | | |
19 | Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране | 1 | | |
20 | Причины свертывания нэпа. Индустриализация. | 1 | | |
21 | Коллективизация. «Культурная революция» Создание советской системы образования. Идеологические основы советского общества. | 1 | | |
22 | Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г. | 1 | | |
23 | Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами | 1 | | |
24 | Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий | 1 | | |
25 | Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны | 1 | | |
26 | Партизанское движение. Тыл в годы войны | 1 | | |
27 | Идеология и культура в годы войны | 1 | | |
28 | СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй мировой войне. | 1 | | |
29 | Восстановление хозяйства . Идеологические кампании конца 1940-гг | 1 | | |
30 | Складывание мировой социалистической системы «Холодная война» и ее влияние на экономику внешнюю политику страны. Создание в СССР ракетно-ядерного оружия | 1 | | |
31 | Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Экономические реформы1950-1960-х, причины их неудач | 1 | | |
32 | ТАССР в условиях социалистической модернизации. В суровую годину. | 1 | | |
33 | Концепция построения коммунизма. Теория развитого социализма. Особенности развития советской культуры 1950-1980-х гг. Наука и образование в СССР. | 1 | | |
34 | «Застой». Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движение | 1 | | |
35 | Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Политика перестройки и гласности | 1 | | |
36 | Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты. ТАССР в середине 1940-1980-гг. | 1 | | |
37 | СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Политика разрядки . Афганская война | 1 | | |
IV. Российская Федерация и Татарстан (с 1991 г) (7 часов) |
38 | Причины распада СССР. Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. | 1 | | |
39 | Политический кризис сентября- октября 1993 г. Конституция РФ 1993 г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт | 1 | | |
40 | Политические партии и движения РФ. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия | 1 | | |
41 | Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации | 1 | | |
42 | Российская культура в условиях радикального преобразования общества. Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность , укрепление национальной безопасности, достойное место для России в мировом сообществе | 1 | | |
43 | Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Республика Крым и город Севастополь – новые субъекты Российской Федерации. Татарстан с сер. 1980 и на рубеже XX – XXI вв. Новое в культурном и историческом развитии системы отношений Республики Татарстан и Республики Крым | 1 | | |
44 | Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России – угроза национальной безопасности страны. | 1 | | |
V. От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества (16 часов) |
45 | Научно- технический прогресс в конце XIX – последней трети XX в. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX – середине XX в. | 1 | | |
46 | Модели ускоренной модернизации в XX в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. | 1 | | |
47 | «Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы | 1 | | |
48 | Первая мировая война в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия | 1 | | |
49 | Кризис классических идеологий на рубеже XIX – XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. | 1 | | |
50 | Государственно - правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур | 1 | | |
51 | Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX – середине XX в. | 1 | | |
52 | Вторая мировая война в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия | 1 | | |
53 | Общественное сознание в период Новейшей истории. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в. | 1 | | |
54 | Духовная культура в период Новейшей истории. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. | 1 | | |
55 | Информационная революция и становление информационного общества | 1 | | |
56 | Глобализация общественного развития на рубеже XX - XXI вв | 1 | | |
57 | Изменение социальной структуры индустриального общества | 1 | | |
58 | Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. | 1 | | |
59 | Системный кризис индустриального общества на рубеже1960- 1970-х гг. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире | 1 | | |
60 | Промежуточная аттестация (тест) | 1 | | |
VI . Человечество на этапе перехода к информационному обществу (8 часов) |
61 | Кризис политической идеологии на рубеже XX - XXI вв. Молодежное, антивоенное, экологическое, феминистское движения. Проблема политического терроризма. | 1 | | |
62 | «Неоконсервативная революция». | 1 | | |
63 | Современная идеология «третьего пути». Антиглобализм. | 1 | | |
64 | Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства | 1 | | |
65 | Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки. | 1 | | |
66 | От монополистического капитализма к смешанной экономике | 1 | | |
67 | Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XX I в. Экуменизм . Религия и церковь в современной общественной жизни. Особенности духовной жизни современного общества. | 1 | | |
68 | Формирование неклассической научной картины мира. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе | 1 | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX - начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
Киселев А.Ф., Попов В.П. История России. XX - начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень: - М.: Дрофа, 2008.*
Галлямова А.Г., Иванов А.А., Пискарев В.И., Султанбеков Б.Ф. История Татарстана и татарского народа. XX - начало XXI в.: Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений. – Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭТЕР» (ТаРИХ), 2009.
Дополнительная литература:
Баранов П.А. Тесты по истории России XX - начала XXI века. 11 кл. – М.: Экзамен , 2006.
ЕГЭ – 2015: История: самое полное издание типовых вариантов заданий. ФИПИ. – М.: Астрель,2014.
История России, 1945-2008 гг.: кн. для учителя/ А.В.Филиппов, А.И.Уткин, С.В.Алексеев и др./ - М.: Просвещение, 2008.
Контрольно-измерительные материалы. История России: 11 класс. – М., ВАКО, 2012.
Кирилов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2013
Пазин Р.В. История России. 10-11 классы. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания высокого уровня сложности (С4-С7): учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2010.
Оборудование: Ноутбук, проектор, экран; раздаточный материал, наглядные пособия.
Интернет-ресурсы:
http://www.history.ru/histr.htm
http://www.history.ru/histr20.htm
http://kleio.dcn-asu.ru/
http://militera.lib.ru/db/nikolay-2/index.html
http://rjw.narod.ru/
http://his.1september.ru/2003/16/1.htm
http://www.stolypin.ru/
http://stalinism.ru/
http://www.warheroes.ru/
http://www.tellur.ru/~historia/ Добро пожаловать в !
http://www.history.machaon.ru/ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
http://kleio.dcn-asu.ru/internet/demog/ Ресурсы Интернет по исторической демографии
http://www.cd.museum.ru/ СД Диски, CD Disks
http://auditorium.ru/library/hyper/hist.html Ссылки на интернет-ресурсы по истории
http://hronos.km.ru/ ХРОНОС - всемирная история в интернете
http://www.hist.msu.ru/ER/ Электронные ресурсы по истории