I | | Повторение – 4 ч |
1.1. | | Выражение в предложении законченной мысли. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Смысловая и интонационная законченность предложения. Роль слова в предложении. | Составление предложений по вопросам, по сюжетной картинке. Выделение предложений из текста. Уточнение временных представлений (лето, осень, их признаки) | Гласные буквы: прописные и строчные (письмо в соединении) Комментированное письмо. Списывание с оформление предложений. | | Диктант односложных и двусложных слов на тему: лето, осень. |
1.2. | | Связь слов в предложении. Использование вопроса при употреблении различных форм слова. Последовательность и связь слов в предложении. | Восстановление последовательности слов в предложениях, словоизменение. Дополнение предложений из сказки «Лиса и Журавль» по вопросам. Устный пересказ сказки. Составление предложений со словарными словами. | Непарные звонкие и глухие согласные: прописные и строчные буквы (письмо в соединении) Списывание со вставкой слов. Выборочное списывание. | Считать решать | Карточка «Изменяй слово по вопросам». «Расположи слова по порядку». |
1.3. | | Предложение как часть текста. Практические упражнения в составление простых распространённых предложений | Практическое использование синонимов и личных местоимений для связи предложений в тексте. Подбор предложений к картинкам. Озаглавливание текстов. | Письмо букв Лл, Мм и слов с ними: Митя, медвежонок, мишка, лес, лапы, Лена. Списывание с заменой слов, вставкой слов. | | Карточка «Исправь ошибки в предложении» (связь слов в предложении, изменение формы) |
1.4. | | Составление по вопросам письменного рассказа о летних каникулах. (с помощью учителя) | Объяснение значений слов. Практическое знакомство с многозначностью слов: язык, пример. Чтение диалога по ролям. Составление предложений с данными словами и материалу диалога. Определение границ предложений в тексте. Оценочные суждения. | Письмо букв Фф, Хх и слов с ними: футбол, Фрол, хорошо, Харитон. Комментированное письмо. Списывание с выделением предложений в тексте. | пример | Письмо по памяти. |
II. | Звуки и буквы - 25 ч |
2.1. | | Алфавит. Звуки и буквы. Гласные и согласные Ударные и безударные гласные. | Беседа о хлебных растениях. Дополнение словосочетаний по вопросам. Уточнение словаря по теме «Растения поля» | Письмо бук Пп, Гг и слов с ними: гречиха, пшеница, Галя, Поля. Списывание со вставкой слов, букв. | Пшеница | Зрительно-предупредительный диктант предложения из 4 слов. |
2.2. | | Звонкие и глухие согласные. Мягкие и твёрдые согласные. | Работа с пословицами. Составление предложений со словами, отличающимися одной буквой. Составление рассказа «Хлеб» по серии сюжетных картинок и данному началу. Оценка поступка героя рассказа. Заголовок рассказа. | Письмо букв Сс, Хх и слов с ними: хлеб, снег. Комментированное письмо. | | Письменные ответы по сюжетным картинкам с использованием слов из справок. Взаимопроверка. |
2.3. | | Мягкий знак на конце и в середине слова. Определение количества звуков и букв в словах с ь, обозначающим мягкость согласных. | Составление предложений со словами, отличающимися одной буквой. | Письмо сочетаний ль, нь и слов с ними: мебель, конь, угольки, коньки. Выборочное списывание. Комментированное письмо. | | Словарный диктант (лова с ь на конце и в середине слова). |
2.4. | | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине. | Дополнение предложений словами по смыслу. Слова, противоположные по значению. Сравнения одного предмета с другим. | Письмо слов: горка, горько, любить, любит. Списывание со вставкой пропущенных букв. | Человек | Слуховой предупредительный диктант из 4 слов |
2.5. | | Восстановление текста по серии сюжетных картинок. | Восстановление последовательности предложений в тексте. Выбор заголовка: «Смешная история», «Глупый ёж», «Ёжик». Устные ответы на вопросы по сюжетной картинке «Что можно делать в лесу, а чего нельзя?» | Письмо букв Цц, Чч и слогов с ними. Комментированное письмо. | Деревня | Письмо по памяти. |
2.6. | | Различение слов с ь, обозначающим мягкость согласных, и разделительным ь. | Ответы на вопросы по тексту «Этажи леса». Классификация слов по указанным признакам. Работа с загадками. | Письмо сочетаний: сь, сья – и слов с ними: колосья, просьба. Комментированное письмо. Выборочное списывание. | | Слуховой предупредительный диктантов из 5 слов. |
2.7. | | Деление слов с ь, обозначающим мягкий знак, и разделительный ь для переноса. | Дополнение предложений словами по смыслу. Беседа о здоровом образе жизни. Работа со сравнениями. | Письмо слогов: ве, вье – и слов: ветер, здоровье. Списывание со вставкой букв и слов. Выборочное списывание с делением слов для переноса. | здоровье | Объяснительный диктант предложения из 5 слов. |
2.8. | | Контрольный диктант «Предложение. Правописание слов с ь, обозначающим мягкость согласного, разделительным ь. |
2.9. | | Работа над ошибками.Сочетания гласных с шипящими. Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. | Замена слов в предложениях на синонимы, данные в словах для справок. Составление предложений с данными словосочетаниями. Дополнение словосочетаний и предложений словами по смыслу. | Письмо букв Ж, Ш и слов с ними: Шишкин, Жильцов. Выборочное списывание. Письмо со вставкой слов. | Земляника аптека | Выборочный диктант «Где жи, а где ши?». |
2.10. | | Правописание слов с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу. | Составление предложений с данными словами. Выбор заголовка к тексту. Изменение глаголов по образцу. Выразительное чтение стихотворения. | Письмо букв Ч, Щ и слов с ними: Частов, Щавелёв. Списывание со вставкой букв. | | Заполнение таблицы «Сочетания гласных с шипящими». |
2.11. | | Различение изученных орфограмм. | Дополнение текста о подготовке лесных жителей к зиме предложениями о зайце и волке; на тему «Приметы осени» по личным наблюдениям. Восстановление последовательности частей текста. Работа с пословицами. | Письмо букв Э, С и слов с ними: Эля, Слава (нижние соединения). Списывание со вставкой слов. Списывание с восстановлением последовательности. Комментированное письмо | экскурсия | Зрительно-предупредительный диктант |
2.12. | | Правописание парных звонких глухих согласных на конце слова. | Работа с загадками. Устные ответы по тексту «Кто какие гнёзда вьёт7» Коллективное составление плана к тексту «Травы». Беседа о бережном отношении к растениям. Изменение формы числа существительных. | Письмо букв Г, К и слов с ними: Курск, Горки. Списывание со вставкой букв. | берег | Слуховой предупредительный диктант предложения из 5 слов. |
2.13. | | Подбор к данным словам с сомнительными согласными проверочных слов по правилу. | Беседа о бережном отношении к хлебу. Дополнение предложений по смыслу. | Письмо букв Д, Т и слов с ними: Дон, Тула. Списывание со вставкой букв и слов. | обед | Словарный диктант. |
2.14. | | Упражнения в проверке написания сомнительных согласных на конце и в середине слова. | Составление предложений с данными словами. Работа с загадками. Упражнения в словоизменении и словообразовании (уменьшительно-ласкательная форма слова) | Письмо букв Б, Д и слов с ними: Братск, Двина. Списывание со вставкой пропущенных букв и слов. | автобус билет | Выборочный диктант «Нужно ли проверять?» |
2.15. | | Практические упражнения в распознавании изученных орфограмм. | Составление предложений по сюжетной картинке и опорным словам «В школьной мастерской». Устное продолжение текста «Что нашёл Митя?» Составление рассказа «Гроза» по данному началу и заголовку. | Письмо букв З, Е и слов с ними: Енисей, Заозёрск. Комментированное письмо. | вдруг | Работа с таблицей «Сомневаюсь, проверяю, пишу» |
2.16. | | Роль ударения в слове. Ударные гласные. Смыслоразличительная роль ударения. | Составление предложений с данными словами. Объяснение значений родственных слов. Дополнение словосочетаний по вопросам. Составление предложения в однородными членами по данной схеме. Восстановление последовательности частей текста «Зоомагазин». | Письмо букв Мм и слов с ними: Мурманск, маслёнок. Списывание слов с постановкой ударения. Списывание со вставкой слов, восстановление порядка частей текста. | магазин | Карточка «Поставь ударения в словах» |
2.17. . | | Различение ударных и безударных гласных в произношении и написании. Выделение сомнительных гласных в слове. | Составление предложений с данными словами. Построение вывода о сомнительных гласных. Составление рассказа «Зимние забавы» по данным словам | Письмо букв З, В, Б и слов с ними: Зина, Воркута, Борисов. Выборочное списывание. Комментированное письмо. | фабрика | Объяснительный диктант предложения из 5 слов. |
2.18 | | Правило проверки безударной гласной. Подбор проверочных слов для проверки правописания сомнительных гласных (один –много) | Рассуждение о проверке сомнительных гласных по данному образцу. | Письмо букв Ч, Ц и слов с ними: Челябинск, Царёв. Письмо по образцу. Выборочное списывание. | Шофёр завтра иней | Письмо по памяти |
2.19. | | Объяснение правописания слов с безударной гласной, проверяемой ударением. | Составление словосочетаний. Составление рассказа «Кормушка» по сюжетным картинкам и данным вопросам. Выразительное чтение стихотворения. | Письмо букв Х, Ж и слов с ними: Химки, Жуковский. Выборочное списывание. Комментированное письмо составленных по вопросам предложений. | | Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу» |
2.20. | Контрольный диктант «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова, проверяемых безударных гласных» |
2.21. | | Непроверяемые безударные гласные. Словарь в конце учебника. | Дополнение предложений словами по смыслу. Объяснение написания непроверяемых безударных гласных. | Письмо букв А, Л и слов с ними: Амур, Луга. Списывание со вставкой букв. | Трактор метро трамвай автомобиль | Диктант словарных слов. |
2.22. | | Коллективное составление письма родным. | Составление предложений по вопросам учителя. Структура письма. | Письмо букв Дд, Бб и слов с ними: Добров, добро, Белкин, белка. Комментированное письмо. | спасибо | |
2.23. | | Правописание слов с изученными орфограммами. | Восстановление последовательности слов в предложениях текста. Озаглавливание текста. Ответы на вопросы о ёлке и сосне. | | | Карточка «На какое правило слово?» (классификация орфограмм) |
2.24. | | Закрепление способов проверки парных звонких и глухих согласных и проверяемых безударных гласных (изменение формы слова: один – много; «назови ласково). | Различение зачина и концовки сказки. Работа с загадками. Объяснение правописания гласных и согласных букв по образцу. | Письмо букв Кк, Нн и слов с ними: Кама, Носов. Списывание со вставкой букв. | | Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу». |
2.25. | Контрольный диктант «Звуки и буквы. Правила правописания». Работа над ошибками диктанта |
III. | Слово – 18 ч |
3.1. | | Названия предметов. Различение их по вопросам кто? что? | Уточнение словаря по темам: «Лесные птицы и звери», «Растения леса». Составление предложений по сюжетной картинке и данным вопросам. Согласование глаголов и существительных в числе. | Письмо слов: кто, что. Выборочное списывание. Комментированное письмо. Списывание с изменением формы слов. | | Зрительно-предупредительный диктант предложения из 6 слов с однородными подлежащими, выраженными существительными. |
3.2. | | Изменение формы слов, называющих предметы, по вопросам. | Составление словосочетаний (управление). Синонимические замены для избежания повторов слов в тексте. | Письмо букв П, Т и слов с ними: Пушкин, Толстой. Списывание со вставкой слов в нужной форме. | портрет | Слуховой предупредительный диктант с выделением слов, называющих предметы. |
3.3. | | Практические упражнения со словами, близкими и противоположными по значению, называющими предметы. | Работа с пословицами. Использование синонимических замен в тексте о труде. Беседа о значении труда в жизни человека. | Письмо букв Жж, Хх в соединении. Письмо слов: жалоба, холод. Выборочное списывание. Списывание с заменой слов. | квартира телефон | Словарный диктант. |
3.4. | | Слова, называющие действия. Связь слов, называющих предметы и действия предметов. | Дополнение предложений глаголами по данным вопросам. Различение законченного и совершающегося действия по вопросам. Составление устного высказывания «Уборка класса». | Письмо слогов по, вы и слов с ними: построил, выстроил. Выборочное списывание. Списывание со вставкой слов. | телевизор | Слуховой предупредительный диктант предложения из 5 слов. |
3.5. | | Слова, называющие признаки предметов. Их значение в речи. | Сравнение двух описаний зверька (с прилагательными и без них). Отгадывание загадки. Дополнение словосочетаний признаками предметов по картинкам. Классификация слов, называющих признаки предмета. | Письмо слогов ка, ко и слов с ними: какой, коробка. Выборочное списывание. Списывание с подчёркиванием слов, называющих признаки. | огромный | Диктант словосочетаний (прилагательное + существительное) |
3.6. | | Практическое употребление прилагательных в предложениях и текстах. | Упражнения в замене прилагательных на синонимы. Работа над практическим использованием синонимов для межфразовых связей. | Письмо букв Вв, Бб в соединении и слов: Владимир, высокий, Борисов, берёзовый. Списывание со вставкой букв и слов. | | Словарный диктант. |
3.7. | | Выделение из предложений слов, называющих признаки. | Работа с пословицами. Подбор синонимов. Описание «Погода сегодня» | Письмо букв Пп, Тт в соединении и слов: Палех, прекрасный, Тамбов, торопливый. Выборочное списывание. Списывание со вставкой слов. | | Объяснительный диктант предложения из 6 слов. |
3.8. | | Различение слов, называющих предметы, действия, признаки предметов. | Дополнение предложений словами из текста. Составление предложения с однородными членами. Составление слов | Письмо букв Бб, Дд в соединении и слов с ними: Быков, бойкий, Дубна, деревянный. Комментированное письмо. Письмо со вставкой букв. | | Выборочный диктант (слова, называющие предметы, действия, признаки). |
3.9. | | Названия и имена предметов. Правило написания имён собственных. | Беседа о А.С. Пушкине. Образование полных имён людей и отчеств. Различение слов, которые могут иметь название, среди других. | Письмо букв Аа, Лл в соединении и слов: Архангельск, активный, Ливны, ласковый. Выборочное списывание. Списывание со вставкой слов. | Россия | Зрительно-предупредительный диктант предложения из 6 слов. |
3.10. | | Правописание имён собственных. | Ответы на вопросы. Дополнение предложений текста «Где я живу». Беседа о Волге. Изложение по вопросам текста о Волге. | Письмо букв Жж, Кк в соединении: Жигули, живой, Кама, короткий. Комментированное письмо. | фамилия | Выборочный диктант (выписывание имён собственных). |
3.11. | | Предлог как отдельное слово. Роль предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами. | Составление словосочетаний с предлогами. Составление предложения по схеме. | Письмо букв Зз, Вв в соединении и слов с ними: Залужье, задорный, Воронеж, волнистый. Списывание со вставкой предлогов и изменением формы слова. | лестница | Зрительно-предупредительный диктант из 6 слов. |
3.12. | | Употребление предлогов в речи и их правописание. | Дополнение предложений по вопросам и прочитанному тексту «Заяц». Части текста. Дополнение предложений «Мои соседи». | Письмо букв Ээ, Ее в соединении и слов: Эльвира, энергичный, Егорьевск, еловый. Списывание со вставкой букв. Комментированное письмо. | | Выборочный диктант (выписать слова с предлогами). |
3.13. | | Слова с разделительным ъ. Различение раздельного и слитного произношения согласных и гласных. Употребление слов с разделительным ъ в предложениях | Узнавание слов по их толкованию. Дополнение предложений с опорой на картинки. | Письмо букв ч, ъ, ь и слов с ними: объезд, встреча, дальний. Списывание со вставкой слов и букв. | минута | Карточка «Вставь, где нужно, ъ». |
3.14. | Контрольный диктант «Имена собственные. Предлоги. Слова с разделительным ъ». Работа над ошибками. |
3.15. | | Понятие о корне слова как общей части родственных слов. Упражнения в образовании слов с данным корнем | Объяснение значений родственных слов. Составление словосочетаний с родственными словами. | Письмо букв Гг, Кк в соединении и слов с ними: Круглов, круглый, Гусев, гусятница. | | Карточка «Вставь пропущенные слова» (выбрать из ряда родственных слов). |
3.16. | | Подбор родственных слов для проверки безударных гласных. | Упражнения в словообразовании по данному образцу. Заголовок текста. Определение темы текста. | Письмо букв Зз, Ее в соединении и слов: зимний, зимовать, ель, еловый. Списывание со вставкой букв. | | Карточка «Подчеркни проверочное слово». |
3.17. | | Коллективное составление рассказа «Игровая площадка» по серии сюжетных картинок и опорным словосочетаниям. | Составление предложений по опорным словосочетаниям. Оценка поступков ребят. | Комментированное письмо. | | |
3.18. | Контрольный диктант «Родственные слова» Работа над ошибками. |
IV. | Предложение – 9 ч |
4.1. | | Предложение как единица речи. Выделение предложений из текста. Большая буква в начале предложения и точка в конце. | Составление предложений из слов. Ответы на вопросы по сюжетной картинке. | Письмо букв Ии, Цц в соединении и слов: Ирина, иней, Цаплин, цепочка. Списывание с восстановлением порядка слов. Комментированное письмо. | цыплёнок малина ягода русский | Карточка «Расположи по порядку». Карточка «Сосчитай, сколько предложений». |
4.2. | | Смысловая законченность предложения. Расположение слов в предложении в определённом порядке. Дополнение предложений по вопросам и по смыслу. | Дополнение предложений словами. Беседа о признаках весны. Распространение предложений. | Письмо слов Нн, Кк в соединении. Комментированное письмо. | | Выборочный диктант «О чём говорится в предложении?». |
4.3. | | Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Интонационное оформление вопросительного и повествовательного предложения. | Упражнения в выразительном чтении. Запись ответов на вопросы-загадки. Дополнение вопросительных предложений словами по смыслу. | Письмо предложений из одного слова: Пришёл? Пришёл. Пришёл! Списывание со вставкой слов. Комментированное письмо. | | Графический диктант (схема предложения и знак препинания на конце). |
4.4. | | Выделение в тексте повествовательных и вопросительных предложений. Точка и вопросительный знак на конце предложений. | Членение текста на предложения. Составление вопросов. Беседа о бережном отношении к природе. | Письмо слов: облепиха, ягоды. Списывание со вставкой букв и знаков препинания. Комментированное письмо. | лягушка | Зрительно-предупредительный диктант вопросительного предложения. |
4.5. | | Восклицательное предложение. Его интонационное оформление. | Выразительное чтение диалогов. Дополнение восклицательных предложений. | Письмо слов: здравствуй, до свидания. Выборочное списывание. Списывание со вставкой слов. | полотенце | Зрительно-предупредительный диктант восклицательного предложения. |
4.6. | | Различение повествовательных, восклицательных и вопросительных предложений в тексте. | Изменение последовательности предложений в тексте. Работа с загадкой. | Письмо слов: сколько, почему, какой. Списывание со вставкой букв, знаков препинания. | ящерица | Слуховой предупредительный диктант восклицательного предложения. |
4.7. | | Выделение в предложениях сказуемых. Различение сказуемого по вопросам. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | Дополнение предложений сказуемыми по вопросам. Составление предложений из данных слов. Уточнение словаря по теме «Профессии». Составление предложений по сюжетным картинкам. | Письмо слов: девочка, бабочка. Списывание с дополнением слов, оформлением предложений. Выборочное списывание. | театр | Словарный диктант. |
4.8. | | Понятие о второстепенных членах предложения. | Дополнение предложений второстепенными членами по вопросам. | Письмо слов: жёлтый, чёрный, шёлковый. Выборочное списывание | | Выборочный диктант (выписать главные члены предложения) |
4.9. | | Распространение предложений по вопросам. Значение второстепенных членов в предложении. | Распространение предложений по вопросам, с помощью данных слов. Составление текста «На границе» по вопросам. | Письмо слов: граница, пограничник, нарушитель, перешёл. Списывание со вставкой слов. Комментированное письмо. | костюм | Графический диктант (схемы предложений). |
V. | Повторение – 4 ч |
5.1. | | Звуки и буквы. Алфавит. Правила правописания: парные звонкие и глухие согласные, безударные гласные, мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, разделительный ь, гласные после шипящих. Словарные слова, слова с разделительным ъ. Проверяемые и непроверяемые написания слов. | Восстановление последовательности слов в предложении. Ответы на вопросы по тексту | Письмо гласных букв, прописных и строчных в соединении. Списывание со вставкой букв. Комментированное письмо. | | Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу правильно». |
5.2. | | Родственные слова, называющие предметы, действия, признаки. Единообразное написание корней родственных слов. Выделение и употребление предлогов в предложении. Раздельное написание предлогов со словами. | Дополнение предложений родственными словами, называющими предметы, действия, признаки.. | Письмо букв, обозначающих сонорные звуки, в соединении. Списывание со вставкой букв и слов. Выборочное списывание. | | Выборочный диктант (слова, называющие предметы, действия, признаки). |
5.3. | | Главные и второстепенные члены предложения. Знаки препинания в конце предложений (восклицательный, вопросительный знаки, точка). | Составление предложений по сюжетным картинкам (продолжение рассказа о выходном дне). Распространение предложений второстепенными членами. | Комментированное письмо. | | Выборочный диктант «Главные члены предложения». |
5.4. | Контрольный диктант за год. Работа над ошибками. |