СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Письмо и развитие речи" в 4 классе (коррекционная программа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «Письмо и развитие речи» для 4 класса СКОУ VIII вида составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой для 1-4  классов и учебником А.К. Аксёновой, Н.Г. Галунчиковой «Русский язык» для 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, «Просвещение», 2010 год.

По программе количество учебных часов уроков письма и развития речи составляет 5 часов в неделю, 170 часов в год. По базисному   учебному плану МБОУ Макаровская СОШ на 2015-2016 г – 60 ч, 1.75 в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Письмо и развитие речи" в 4 классе (коррекционная программа)»


Пояснительная записка

Рабочая программа «Письмо и развитие речи» для 4 класса СКОУ VIII вида составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой для 1-4 классов и учебником А.К. Аксёновой, Н.Г. Галунчиковой «Русский язык» для 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, «Просвещение», 2010 год.

По программе количество учебных часов уроков письма и развития речи составляет 5 часов в неделю, 170 часов в год. По базисному учебному плану МБОУ Макаровская СОШ на 2015-2016 г – 60 ч, 1.75 в неделю.


В начальном обучении предмет «Русский язык» (письмо и развитие речи) занимает ведущее место, так как направлен на формирование функцио­нальной грамотности и коммуникативной компетенции млад­ших школьников, при этом значение и функции предмета «Рус­ский язык» (письмо и развитие речи) носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом опреде­ляют успешность всего школьного обучения.

Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.

Задачи:

  • вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;

  • учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,

  • формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;

  • воспитывать интерес к родному языку.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,

  • развитие пространственной ориентации,

  • развитие основных мыслительных операций,

  • коррекция речи и мышления,

  • коррекция фонематического слуха,

  • коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,

  • обогащение словаря,

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.


Специфика программы

Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.

В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

Графические навыки у учащихся совершенствуются к 4-му классу. Трудности формирования графических навыков у учащихся с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.


Программа состоит из следующих разделов: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная письменная речь», «Письмо и чистописание», «Устная речь». Содержание разделов программы приводится в таблице:

№№

п/п

Раздел программы

Содержание

1.

Повторение

Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

2.

Звуки и буквы

Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ъ перед гласными е, ё, ю, я, и.

Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Правописание парных звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.

Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путём изменения формы слова (вода – воды) или подбора по образцу родственных слов (вода – водный).

3.

Слово

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.

Имена собственные. Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.

Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Разделительный ъ.

Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарём, данным в учебнике.

4.

Предложение

Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится.

Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами по вопросам.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

5.

Связная письменная речь

Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.

Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.

Изложение под руководством учителя небольшого текста (20-30 слов) по данным учителем вопросам.

Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.

Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.

Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

6.

Письмо и чистописание

Выработка правильного и аккуратного письма и списывание с дальнейшим ускорением темпа письма.

Чёткое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:

1-я группа – И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

2-я группа – О, С, З, Х, Ж, Е, Э, Я;

3-я группа – У, Н, К, Ю, Р, В;

4-я группа – Г, П, Т, Б, Ф, Д.

Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.

Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв и слов.

Выборочное списывание по указанию учителя.

Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.

7.

Устная речь

Правильное составление простых распространённых предложений и сложных посредством союзов и союзных слов и, а, но, потому что, чтобы (с помощью учителя).

Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.

Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему.

Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи. Выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

\

Базовый

Минимальный

Учащиеся должны уметь:

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

-анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки,

-устанавливать последовательность звуков в слове);

-списывать рукописный и печатный текст целыми и словосочетаниями;

-писать под диктовку предложения и тексы (30-35 слов)

Учащиеся должны знать:

-алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.


Учащиеся должны уметь:

-составлять нераспространенные предложения;

-устанавливать связи между словами по вопросам с помощью учителя;

-ставить знаки препинания в конце предложения после многократного

интонационного повторения, и используя карточку-подсказку;

-анализировать слова по звуковому составу (гласные, согласные, ударные,

безударные, количество букв);

-списывать рукописный и печатный текст целыми и словосочетаниями;

-писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов) после предварительной

словарной работы;

-ориентироваться в алфавите; находить

слова в алфавитном порядке в словаре








Тематическое планирование



Тема раздела

Коррекционные задачи

Обязательный минимум ЗУН

Повторение пройденного в начале года.

Предложение.


  • Коррекция мышления, речи на основе дидактических игр.

  • Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений.

  • Развитие словесной памяти, ориентации в языковом материале на основе игр.

  • Развитие фразовой речи.

  • Обучение способности устанавливать логические связи между предметами и явлениями.

  • Развитие мелкой моторики рук.

Учащиеся должны знать:

- понятие «предложение»

Учащиеся должны уметь:

-составлять предложения по вопросам, выделять предложения из речи и текста,

восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

-списывать текст целыми словами;

-анализировать слова по звуковому составу;

-различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и

безударные;

определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на

слоги, переносить части слова на письме;

Звуки и буквы.


Алфавит.

Мягкий знак на конце и в середине слова.

Разделительный мягкий знак.

Гласные после шипящих.

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.

Ударные и безударные гласные.

Правописание безударных гласных.

Непроверяемые безударные гласные.

  • Коррекция памяти, внимания и логического мышления, операций анализа и синтеза на основе дидактических игр.

  • Коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений.

  • Развитие мышления, внимания и фонематического слуха через умение применять правило при письме под диктовку предложений простых по структуре.

  • Обогащение словаря учащихся.

  • Коррекция

фонематического слуха

через выделение

определенного звука

в процессе упражнений.


Учащиеся должны знать:

- алфавит,

- расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове),

- употреблять ь на конце и в середине слова,

- употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,

- писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,

- писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,

- ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,

- писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

- знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре,

- уметь анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).


Слово.

Названия предметов, действий и признаков.

Имена собственные.

Предлоги.

Разделительный твёрдый знак.

Родственные слова.


  • Коррекция логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов на основе дидактических игр.

  • Коррекция памяти на основе запоминания правописания словарных слов.

  • Формировать фонематическую компетенцию: умения устанавливать соотношение между звуковым и знаковым составом слов в ходе письма под диктовку.

  • Коррекция логического мышления, внимания, речи на основе упражнений.

  • Обогащение активного и пассивного словаря учащихся.

Учащиеся должны знать:

- предлоги до, без, под, над, около, перед,

Учащиеся должны уметь:

- различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,

- правильно писать имена собственные,

- писать предлоги раздельно с другими словами,

- употреблять разделительный ъ,

- подбирать родственные слова, находить корень,

- писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.


Предложение.

Предложение.

Знаки препинания в конце предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.

  • Коррекция слухового восприятия, мышления, внимания на основе упражнений.

  • Коррекция мелкой моторики через упражнения.

  • Коррекция эмоциональной сферы через упражнения, игры.

  • Обогащение словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта через разнообразные нетрадиционные приемы и методы: речевые,

  • логоритмические и речедвигательные игры, упражнения на расширение лексикона и речевых навыков детей.


Учащиеся должны знать:

- члены предложения: подлежащее, сказуемое.

Учащиеся должны уметь:

- членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.

- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,

- ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),

- находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,

- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,

- ставить знаки препинания в конце предложения,

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,

- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

Связная речь.


  • Коррекция и развитие связной письменной речи, путём работы с деформированным предложением.

  • Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, через формирование навыков самоконтроля; коррекция и развитие тактильного восприятия, через упражнение в узнавании; развивать навыки грамотного, каллиграфического письма, зрительное восприятие, фонетический слух, познавательную активность учащихся.

Учащиеся должны знать:

- понятие «текст», «предложение».

Учащиеся должны уметь:

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.


Повторение пройденного в конце года.

  • Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.

  • Обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии синтаксических конструкций.


Учащиеся должны знать:

- понятия «звук», «буква», «слог», «ударение», «слово», «текст», «предложение».

-знать алфавит, правописание имен собственных.

Учащиеся должны уметь:

-анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки,

-устанавливать последовательность звуков в слове), ставить ударение, делить слова на слоги и для переноса, проверять правописание безударных гласных в корне слова.

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

- озаглавливать текст (с помощью учителя и самостоятельно), разбивать текст на смысловые фрагменты, работать с деформированным текстом.


ИТОГО






Тематическое планирование


№№

Наименование разделов и тем уроков

Всего часов

Контрольные работы

Практические работы по развитию письменной связной речи, занимающие основную часть урока

I

Повторение.

4 ч


Коллективное составление по вопросам письменного рассказа о летних каникулах.

II.

Звуки и буквы

25 ч



1.

Алфавит. Звуки и буквы.

2 ч



2.

Употребление ь на конце и в середине слова

3 ч


Восстановление текста по серии сюжетных картинок.

3.

Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, ю, и, я.

3 ч






Контрольный диктант «Предложение. Правописание слов с ь, обозначающим мягкость согласного, разделительным ь».







4.

Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

3 ч



5.

Правописание звонких и глухих согласных в конце и в середине слова.

4 ч






Контрольный диктант «Сочетания гласных с шипящими (жи, ши, ча, ща, чу, щу). Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова».


6.

Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путём изменения формы слова (вод – воды)

5 ч






Контрольный диктант «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова, проверяемых безударных гласных»


7.

Непроверяемые безударные гласные. Умение пользоваться словарём, данным в учебнике.

5 ч


Коллективное составление письма родным.

.




Контрольный диктант «Звуки и буквы. Правила правописания».


III.

Слово

18 ч




Слова, называющие предметы, действия и признаки. Их различение в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.

8 ч


Описание грача по картинке и данным вопросам.


Имена собственные. Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.

2 ч




Предлоги до, без, под, над, около, пере. Раздельное написание предлогов с другими словами.

2 ч


Изложение текста «Музыка» по данным вопросам.


Разделительный ъ.

2 ч






Контрольный диктант «Имена собственные. Предлоги. Слова с разделительным ъ».



Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень)

4 ч


Коллективное составление рассказа «Игровая площадка» по серии сюжетных картинок и опорным словосочетаниям.




Контрольный диктант «Родственные слова. Единообразное написание корней. Изученные правила правописания»


IV.

Предложение

9 ч




Простое предложение.

3 ч




Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

3 ч




Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды)

3 ч


Составление основной части рассказа «Мой щенок».

V.

Повторение

4 ч






Контрольный диктант за год.



Итого

60 ч

7 уроков




Поурочное планирование уроков письма и развития речи – 60 ч



/№

п/п

Дата

Тема урока

Развитие речи

Письмо и чистописание

Изучение словарных слов

Контрольные и диагностические материалы

I


Повторение – 4 ч

1.1.


Выражение в предложении законченной мысли. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Смысловая и интонационная законченность предложения. Роль слова в предложении.

Составление предложений по вопросам, по сюжетной картинке. Выделение предложений из текста. Уточнение временных представлений (лето, осень, их признаки)

Гласные буквы: прописные и строчные (письмо в соединении)

Комментированное письмо. Списывание с оформление предложений.


Диктант односложных и двусложных слов на тему: лето, осень.

1.2.


Связь слов в предложении. Использование вопроса при употреблении различных форм слова. Последовательность и связь слов в предложении.

Восстановление последовательности слов в предложениях, словоизменение. Дополнение предложений из сказки «Лиса и Журавль» по вопросам. Устный пересказ сказки. Составление предложений со словарными словами.

Непарные звонкие и глухие согласные: прописные и строчные буквы (письмо в соединении)

Списывание со вставкой слов. Выборочное списывание.

Считать

решать

Карточка «Изменяй слово по вопросам». «Расположи слова по порядку».

1.3.


Предложение как часть текста. Практические упражнения в составление простых распространённых предложений

Практическое использование синонимов и личных местоимений для связи предложений в тексте. Подбор предложений к картинкам. Озаглавливание текстов.

Письмо букв Лл, Мм и слов с ними: Митя, медвежонок, мишка, лес, лапы, Лена.

Списывание с заменой слов, вставкой слов.


Карточка «Исправь ошибки в предложении» (связь слов в предложении, изменение формы)

1.4.


Составление по вопросам письменного рассказа о летних каникулах. (с помощью учителя)

Объяснение значений слов. Практическое знакомство с многозначностью слов: язык, пример. Чтение диалога по ролям. Составление предложений с данными словами и материалу диалога. Определение границ предложений в тексте. Оценочные суждения.

Письмо букв Фф, Хх и слов с ними: футбол, Фрол, хорошо, Харитон.

Комментированное письмо. Списывание с выделением предложений в тексте.

пример

Письмо по памяти.

II.

Звуки и буквы - 25 ч

2.1.


Алфавит. Звуки и буквы. Гласные и согласные Ударные и безударные гласные.

Беседа о хлебных растениях. Дополнение словосочетаний по вопросам. Уточнение словаря по теме «Растения поля»

Письмо бук Пп, Гг и слов с ними: гречиха, пшеница, Галя, Поля.

Списывание со вставкой слов, букв.

Пшеница

Зрительно-предупредительный диктант предложения из 4 слов.

2.2.


Звонкие и глухие согласные. Мягкие и твёрдые согласные.

Работа с пословицами. Составление предложений со словами, отличающимися одной буквой. Составление рассказа «Хлеб» по серии сюжетных картинок и данному началу. Оценка поступка героя рассказа. Заголовок рассказа.

Письмо букв Сс, Хх и слов с ними: хлеб, снег.

Комментированное письмо.



Письменные ответы по сюжетным картинкам с использованием слов из справок. Взаимопроверка.

2.3.


Мягкий знак на конце и в середине слова. Определение количества звуков и букв в словах с ь, обозначающим мягкость согласных.

Составление предложений со словами, отличающимися одной буквой.

Письмо сочетаний ль, нь и слов с ними: мебель, конь, угольки, коньки.

Выборочное списывание. Комментированное письмо.


Словарный диктант (лова с ь на конце и в середине слова).

2.4.


Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине.

Дополнение предложений словами по смыслу. Слова, противоположные по значению. Сравнения одного предмета с другим.

Письмо слов: горка, горько, любить, любит.

Списывание со вставкой пропущенных букв.

Человек

Слуховой предупредительный диктант из 4 слов

2.5.


Восстановление текста по серии сюжетных картинок.

Восстановление последовательности предложений в тексте. Выбор заголовка: «Смешная история», «Глупый ёж», «Ёжик». Устные ответы на вопросы по сюжетной картинке «Что можно делать в лесу, а чего нельзя?»

Письмо букв Цц, Чч и слогов с ними.

Комментированное письмо.

Деревня

Письмо по памяти.

2.6.


Различение слов с ь, обозначающим мягкость согласных, и разделительным ь.

Ответы на вопросы по тексту «Этажи леса». Классификация слов по указанным признакам. Работа с загадками.

Письмо сочетаний: сь, сья – и слов с ними: колосья, просьба.

Комментированное письмо. Выборочное списывание.


Слуховой предупредительный диктантов из 5 слов.

2.7.


Деление слов с ь, обозначающим мягкий знак, и разделительный ь для переноса.

Дополнение предложений словами по смыслу. Беседа о здоровом образе жизни. Работа со сравнениями.

Письмо слогов: ве, вье – и слов: ветер, здоровье.

Списывание со вставкой букв и слов. Выборочное списывание с делением слов для переноса.

здоровье

Объяснительный диктант предложения из 5 слов.

2.8.


Контрольный диктант «Предложение. Правописание слов с ь, обозначающим мягкость согласного, разделительным ь.

2.9.


Работа над ошибками.Сочетания гласных с шипящими. Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Замена слов в предложениях на синонимы, данные в словах для справок. Составление предложений с данными словосочетаниями. Дополнение словосочетаний и предложений словами по смыслу.

Письмо букв Ж, Ш и слов с ними: Шишкин, Жильцов.

Выборочное списывание.

Письмо со вставкой слов.


Земляника

аптека

Выборочный диктант «Где жи, а где ши?».

2.10.


Правописание слов с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу.

Составление предложений с данными словами. Выбор заголовка к тексту. Изменение глаголов по образцу. Выразительное чтение стихотворения.

Письмо букв Ч, Щ и слов с ними: Частов, Щавелёв.

Списывание со вставкой букв.



Заполнение таблицы «Сочетания гласных с шипящими».

2.11.


Различение изученных орфограмм.


Дополнение текста о подготовке лесных жителей к зиме предложениями о зайце и волке; на тему «Приметы осени» по личным наблюдениям. Восстановление последовательности частей текста. Работа с пословицами.

Письмо букв Э, С и слов с ними: Эля, Слава (нижние соединения).

Списывание со вставкой слов. Списывание с восстановлением последовательности. Комментированное письмо

экскурсия

Зрительно-предупредительный диктант

2.12.


Правописание парных звонких глухих согласных на конце слова.

Работа с загадками. Устные ответы по тексту «Кто какие гнёзда вьёт7» Коллективное составление плана к тексту «Травы». Беседа о бережном отношении к растениям. Изменение формы числа существительных.

Письмо букв Г, К и слов с ними: Курск, Горки.

Списывание со вставкой букв.

берег

Слуховой предупредительный диктант предложения из 5 слов.

2.13.


Подбор к данным словам с сомнительными согласными проверочных слов по правилу.

Беседа о бережном отношении к хлебу. Дополнение предложений по смыслу.

Письмо букв Д, Т и слов с ними: Дон, Тула.

Списывание со вставкой букв и слов.

обед

Словарный диктант.

2.14.


Упражнения в проверке написания сомнительных согласных на конце и в середине слова.

Составление предложений с данными словами. Работа с загадками. Упражнения в словоизменении и словообразовании (уменьшительно-ласкательная форма слова)

Письмо букв Б, Д и слов с ними: Братск, Двина.

Списывание со вставкой пропущенных букв и слов.

автобус

билет

Выборочный диктант «Нужно ли проверять?»

2.15.


Практические упражнения в распознавании изученных орфограмм.

Составление предложений по сюжетной картинке и опорным словам «В школьной мастерской». Устное продолжение текста «Что нашёл Митя?» Составление рассказа «Гроза» по данному началу и заголовку.

Письмо букв З, Е и слов с ними: Енисей, Заозёрск.

Комментированное письмо.

вдруг

Работа с таблицей «Сомневаюсь, проверяю, пишу»

2.16.


Роль ударения в слове. Ударные гласные. Смыслоразличительная роль ударения.

Составление предложений с данными словами. Объяснение значений родственных слов. Дополнение словосочетаний по вопросам. Составление предложения в однородными членами по данной схеме. Восстановление последовательности частей текста «Зоомагазин».

Письмо букв Мм и слов с ними: Мурманск, маслёнок.

Списывание слов с постановкой ударения.

Списывание со вставкой слов, восстановление порядка частей текста.

магазин

Карточка «Поставь ударения в словах»

2.17.

.


Различение ударных и безударных гласных в произношении и написании. Выделение сомнительных гласных в слове.

Составление предложений с данными словами. Построение вывода о сомнительных гласных. Составление рассказа «Зимние забавы» по данным словам

Письмо букв З, В, Б и слов с ними: Зина, Воркута, Борисов.

Выборочное списывание.

Комментированное письмо.

фабрика

Объяснительный диктант предложения из 5 слов.

2.18


Правило проверки безударной гласной. Подбор проверочных слов для проверки правописания сомнительных гласных (один –много)

Рассуждение о проверке сомнительных гласных по данному образцу.

Письмо букв Ч, Ц и слов с ними: Челябинск, Царёв.

Письмо по образцу. Выборочное списывание.

Шофёр завтра иней

Письмо по памяти

2.19.


Объяснение правописания слов с безударной гласной, проверяемой ударением.

Составление словосочетаний. Составление рассказа «Кормушка» по сюжетным картинкам и данным вопросам. Выразительное чтение стихотворения.

Письмо букв Х, Ж и слов с ними: Химки, Жуковский.

Выборочное списывание. Комментированное письмо составленных по вопросам предложений.


Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу»

2.20.

Контрольный диктант «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова, проверяемых безударных гласных»


2.21.


Непроверяемые безударные гласные. Словарь в конце учебника.

Дополнение предложений словами по смыслу. Объяснение написания непроверяемых безударных гласных.

Письмо букв А, Л и слов с ними: Амур, Луга.

Списывание со вставкой букв.

Трактор метро трамвай автомобиль

Диктант словарных слов.

2.22.


Коллективное составление письма родным.

Составление предложений по вопросам учителя. Структура письма.

Письмо букв Дд, Бб и слов с ними: Добров, добро, Белкин, белка.

Комментированное письмо.


спасибо


2.23.


Правописание слов с изученными орфограммами.

Восстановление последовательности слов в предложениях текста. Озаглавливание текста. Ответы на вопросы о ёлке и сосне.



Карточка «На какое правило слово?» (классификация орфограмм)

2.24.


Закрепление способов проверки парных звонких и глухих согласных и проверяемых безударных гласных (изменение формы слова: один – много; «назови ласково).

Различение зачина и концовки сказки. Работа с загадками. Объяснение правописания гласных и согласных букв по образцу.

Письмо букв Кк, Нн и слов с ними: Кама, Носов.

Списывание со вставкой букв.


Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу».

2.25.

Контрольный диктант «Звуки и буквы. Правила правописания». Работа над ошибками диктанта


III.

Слово – 18 ч

3.1.


Названия предметов. Различение их по вопросам кто? что?

Уточнение словаря по темам: «Лесные птицы и звери», «Растения леса». Составление предложений по сюжетной картинке и данным вопросам. Согласование глаголов и существительных в числе.

Письмо слов: кто, что.

Выборочное списывание.

Комментированное письмо. Списывание с изменением формы слов.


Зрительно-предупредительный диктант предложения из 6 слов с однородными подлежащими, выраженными существительными.

3.2.


Изменение формы слов, называющих предметы, по вопросам.

Составление словосочетаний (управление). Синонимические замены для избежания повторов слов в тексте.

Письмо букв П, Т и слов с ними: Пушкин, Толстой.

Списывание со вставкой слов в нужной форме.

портрет

Слуховой предупредительный диктант с выделением слов, называющих предметы.

3.3.


Практические упражнения со словами, близкими и противоположными по значению, называющими предметы.

Работа с пословицами. Использование синонимических замен в тексте о труде. Беседа о значении труда в жизни человека.

Письмо букв Жж, Хх в соединении. Письмо слов: жалоба, холод.

Выборочное списывание. Списывание с заменой слов.

квартира

телефон

Словарный диктант.

3.4.


Слова, называющие действия. Связь слов, называющих предметы и действия предметов.

Дополнение предложений глаголами по данным вопросам. Различение законченного и совершающегося действия по вопросам. Составление устного высказывания «Уборка класса».

Письмо слогов по, вы и слов с ними: построил, выстроил.

Выборочное списывание. Списывание со вставкой слов.

телевизор

Слуховой предупредительный диктант предложения из 5 слов.

3.5.


Слова, называющие признаки предметов. Их значение в речи.

Сравнение двух описаний зверька (с прилагательными и без них). Отгадывание загадки. Дополнение словосочетаний признаками предметов по картинкам. Классификация слов, называющих признаки предмета.

Письмо слогов ка, ко и слов с ними: какой, коробка.

Выборочное списывание. Списывание с подчёркиванием слов, называющих признаки.

огромный

Диктант словосочетаний (прилагательное + существительное)

3.6.


Практическое употребление прилагательных в предложениях и текстах.

Упражнения в замене прилагательных на синонимы. Работа над практическим использованием синонимов для межфразовых связей.

Письмо букв Вв, Бб в соединении и слов: Владимир, высокий, Борисов, берёзовый.

Списывание со вставкой букв и слов.


Словарный диктант.

3.7.


Выделение из предложений слов, называющих признаки.

Работа с пословицами. Подбор синонимов. Описание «Погода сегодня»

Письмо букв Пп, Тт в соединении и слов: Палех, прекрасный, Тамбов, торопливый.

Выборочное списывание. Списывание со вставкой слов.


Объяснительный диктант предложения из 6 слов.

3.8.


Различение слов, называющих предметы, действия, признаки предметов.

Дополнение предложений словами из текста. Составление предложения с однородными членами. Составление слов

Письмо букв Бб, Дд в соединении и слов с ними: Быков, бойкий, Дубна, деревянный.

Комментированное письмо. Письмо со вставкой букв.


Выборочный диктант (слова, называющие предметы, действия, признаки).

3.9.


Названия и имена предметов. Правило написания имён собственных.

Беседа о А.С. Пушкине. Образование полных имён людей и отчеств. Различение слов, которые могут иметь название, среди других.

Письмо букв Аа, Лл в соединении и слов: Архангельск, активный, Ливны, ласковый.

Выборочное списывание. Списывание со вставкой слов.

Россия

Зрительно-предупредительный диктант предложения из 6 слов.

3.10.


Правописание имён собственных.

Ответы на вопросы. Дополнение предложений текста «Где я живу». Беседа о Волге. Изложение по вопросам текста о Волге.

Письмо букв Жж, Кк в соединении: Жигули, живой, Кама, короткий.

Комментированное письмо.

фамилия

Выборочный диктант (выписывание имён собственных).

3.11.


Предлог как отдельное слово. Роль предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Составление словосочетаний с предлогами. Составление предложения по схеме.

Письмо букв Зз, Вв в соединении и слов с ними: Залужье, задорный, Воронеж, волнистый.

Списывание со вставкой предлогов и изменением формы слова.

лестница

Зрительно-предупредительный диктант из 6 слов.

3.12.


Употребление предлогов в речи и их правописание.

Дополнение предложений по вопросам и прочитанному тексту «Заяц». Части текста. Дополнение предложений «Мои соседи».

Письмо букв Ээ, Ее в соединении и слов: Эльвира, энергичный, Егорьевск, еловый.

Списывание со вставкой букв. Комментированное письмо.


Выборочный диктант (выписать слова с предлогами).

3.13.


Слова с разделительным ъ. Различение раздельного и слитного произношения согласных и гласных. Употребление слов с разделительным ъ в предложениях

Узнавание слов по их толкованию. Дополнение предложений с опорой на картинки.

Письмо букв ч, ъ, ь и слов с ними: объезд, встреча, дальний.

Списывание со вставкой слов и букв.

минута

Карточка «Вставь, где нужно, ъ».

3.14.

Контрольный диктант «Имена собственные. Предлоги. Слова с разделительным ъ».

Работа над ошибками.

3.15.


Понятие о корне слова как общей части родственных слов. Упражнения в образовании слов с данным корнем

Объяснение значений родственных слов. Составление словосочетаний с родственными словами.

Письмо букв Гг, Кк в соединении и слов с ними: Круглов, круглый, Гусев, гусятница.


Карточка «Вставь пропущенные слова» (выбрать из ряда родственных слов).

3.16.


Подбор родственных слов для проверки безударных гласных.

Упражнения в словообразовании по данному образцу. Заголовок текста. Определение темы текста.

Письмо букв Зз, Ее в соединении и слов: зимний, зимовать, ель, еловый.

Списывание со вставкой букв.


Карточка «Подчеркни проверочное слово».

3.17.


Коллективное составление рассказа «Игровая площадка» по серии сюжетных картинок и опорным словосочетаниям.

Составление предложений по опорным словосочетаниям. Оценка поступков ребят.

Комментированное письмо.



3.18.

Контрольный диктант «Родственные слова»

Работа над ошибками.

IV.

Предложение – 9 ч

4.1.


Предложение как единица речи. Выделение предложений из текста. Большая буква в начале предложения и точка в конце.

Составление предложений из слов. Ответы на вопросы по сюжетной картинке.

Письмо букв Ии, Цц в соединении и слов: Ирина, иней, Цаплин, цепочка.

Списывание с восстановлением порядка слов. Комментированное письмо.

цыплёнок малина

ягода русский

Карточка «Расположи по порядку». Карточка «Сосчитай, сколько предложений».

4.2.


Смысловая законченность предложения. Расположение слов в предложении в определённом порядке. Дополнение предложений по вопросам и по смыслу.

Дополнение предложений словами. Беседа о признаках весны. Распространение предложений.

Письмо слов Нн, Кк в соединении.

Комментированное письмо.


Выборочный диктант «О чём говорится в предложении?».

4.3.


Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Интонационное оформление вопросительного и повествовательного предложения.

Упражнения в выразительном чтении. Запись ответов на вопросы-загадки. Дополнение вопросительных предложений словами по смыслу.

Письмо предложений из одного слова: Пришёл? Пришёл. Пришёл!

Списывание со вставкой слов. Комментированное письмо.


Графический диктант (схема предложения и знак препинания на конце).

4.4.


Выделение в тексте повествовательных и вопросительных предложений. Точка и вопросительный знак на конце предложений.

Членение текста на предложения. Составление вопросов. Беседа о бережном отношении к природе.

Письмо слов: облепиха, ягоды.

Списывание со вставкой букв и знаков препинания. Комментированное письмо.

лягушка

Зрительно-предупредительный диктант вопросительного предложения.

4.5.


Восклицательное предложение. Его интонационное оформление.

Выразительное чтение диалогов. Дополнение восклицательных предложений.

Письмо слов: здравствуй, до свидания.

Выборочное списывание. Списывание со вставкой слов.

полотенце

Зрительно-предупредительный диктант восклицательного предложения.

4.6.


Различение повествовательных, восклицательных и вопросительных предложений в тексте.

Изменение последовательности предложений в тексте. Работа с загадкой.

Письмо слов: сколько, почему, какой.

Списывание со вставкой букв, знаков препинания.

ящерица

Слуховой предупредительный диктант восклицательного предложения.

4.7.


Выделение в предложениях сказуемых. Различение сказуемого по вопросам. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Дополнение предложений сказуемыми по вопросам. Составление предложений из данных слов. Уточнение словаря по теме «Профессии». Составление предложений по сюжетным картинкам.

Письмо слов: девочка, бабочка.

Списывание с дополнением слов, оформлением предложений. Выборочное списывание.

театр

Словарный диктант.

4.8.


Понятие о второстепенных членах предложения.

Дополнение предложений второстепенными членами по вопросам.

Письмо слов: жёлтый, чёрный, шёлковый.

Выборочное списывание


Выборочный диктант (выписать главные члены предложения)

4.9.


Распространение предложений по вопросам. Значение второстепенных членов в предложении.

Распространение предложений по вопросам, с помощью данных слов. Составление текста «На границе» по вопросам.

Письмо слов: граница, пограничник, нарушитель, перешёл.

Списывание со вставкой слов. Комментированное письмо.

костюм

Графический диктант (схемы предложений).

V.

Повторение – 4 ч

5.1.


Звуки и буквы. Алфавит. Правила правописания: парные звонкие и глухие согласные, безударные гласные, мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, разделительный ь, гласные после шипящих. Словарные слова, слова с разделительным ъ. Проверяемые и непроверяемые написания слов.

Восстановление последовательности слов в предложении. Ответы на вопросы по тексту

Письмо гласных букв, прописных и строчных в соединении.

Списывание со вставкой букв. Комментированное письмо.


Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу правильно».

5.2.


Родственные слова, называющие предметы, действия, признаки. Единообразное написание корней родственных слов. Выделение и употребление предлогов в предложении. Раздельное написание предлогов со словами.

Дополнение предложений родственными словами, называющими предметы, действия, признаки..

Письмо букв, обозначающих сонорные звуки, в соединении.

Списывание со вставкой букв и слов. Выборочное списывание.


Выборочный диктант (слова, называющие предметы, действия, признаки).

5.3.


Главные и второстепенные члены предложения. Знаки препинания в конце предложений (восклицательный, вопросительный знаки, точка).

Составление предложений по сюжетным картинкам (продолжение рассказа о выходном дне). Распространение предложений второстепенными членами.

Комментированное письмо.


Выборочный диктант «Главные члены предложения».

5.4.

Контрольный диктант за год. Работа над ошибками.




28