СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, ОС "Школа  2100", содержит  тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению»















Рабочая программа по литературному чтению

для 4 класса

МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»

на 2015-2016 учебный год





Разработала Воронцова Г.П.

учитель начальных классов

I квалификационная категория





Мари-Турек

2015 г.









Пояснительная записка.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Общая характеристика учебного предмета.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета

(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (1-й класс – «Капельки солнца»; 2-й класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательскойдеятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре класса в неделю (136 ч. в год) или по три часа в неделю (105 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (обучение в школе с русским (родным) языком обучения) или 306 часов (обучение в школе с нерусским (родным) языком обучения со второго класса).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к при- роде – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

3–4-й классы

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков

своих и окружающих людей;

– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

– формулировать основную мысль текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

– видеть языковые средства, использованные автором.

Содержание учебного предмета.

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Круг детского чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

1. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

Произведения современной детской литературы разных жанров (7ч). Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской детской литературы (17 ч). Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в. (30 ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жите- ли» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образ- ность произведений для детей, постепенно приходящая на смену пря- мой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвящённые русским детям.

Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская литература XX в. (51 ч). Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литера- тура 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Бар- то. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчествомдетских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

2. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.

4-й класс

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.

3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ, ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).

Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

Развитие умений:

– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);

– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);

– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

– самостоятельно составлять план рассказа о герое;

– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учи- теля по содержанию прочитанного или прослушанного текста;

– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;

– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

Развитие умений:

– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);

– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;

– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;

– находить в тексте материал для составления рассказа на определённую тему.

Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладеваютправильным типом читательской деятельности, а именно могут:

– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;

– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;

– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;

– формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– пересказывать текст по плану.

4. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО. ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА.

Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.

Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).

Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы. Наблюдение над языком художественных произведений. Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.

5. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы.

Пролог и эпилог в художественном произведении. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).

6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

1.

Введение в курс литературного чтения.

Понятие о прологе. Пролог.Знакомство с учебником.

2.

Кто же будет сопровождать нас в путешествиях?

(Г. Сапгир«Сегодня, завтра и вчера»).

3.

Начало удивительных событий. (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 1 и 2).

4.

Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3).

5.

Наука как искусство (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести.

6.

Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»).

7 .

Обобщение по разделу.

Проверочная работа № 1.

8.

Внеклассное чтение

Книги о ребятах-сверстниках (урок по итогам самостоятельного домашнего чтения)

9.

Введение в раздел 2. Летопись и летописцы. (А. Пушкин

«Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская

«В монастырской келье узкой...»)

10

«Повесть временных лет». «Расселение славян».

11

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки.

12

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого.

13

Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям).

14

Путешествие 1.

XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт

15

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.

16

Обобщение по разделу. Древнерусская литература XI–XVII вв.)

Проверочная работа № 2.

17

Внеклассное чтение.Книги о книгах

18

Путешествие 2.Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых.

(«Детские годы Багрова-внука», гл. 1)

19

Традиция семейного чтения. (С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», гл. 2–3

20

«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары.

21

«Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И. Новикова).

22

Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова,

в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь»



23

Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII веках. Проверочная работа № 3

24

Внеклассное чтение.

Писатели о себе (автобиографические книги)

25

Путешествие 3.

Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов

«Слон и Моська»).

26

Характерные особенности жанра басни ( Басни И.А. Крылова «Квартет», «Свинья под Дубом»).

27

Путешествие 4.

1828 год. Первая русская литературная сказка

28

А. Погорельский «Чёрная курица...»Нелёгкий путь в подземное царство (ч. 2, 3). Встреча с подземными жителями (ч. 4, 5)

29

А. Погорельский «Чёрная курица...»

Главный герой сказки (ч. 6).

30

Путешествие 5.Лето 1831 года. Как писать для детей?

31

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Знакомство с героями сказки (ч. 1–3)

32

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Сказочное и реальное в тексте сказки. Мир Салтана и мир Гвидона

33

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Царь Салтан и царь Гвидон (ч.10-15)В чем главный смысл сказки? (Финал)

34

Внеклассное чтение.

А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

35

Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна».

Литературные сказки.

36

Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля), «Кузовок» (игра).

37

Как надо писать для детей? (А. Ишимова «Славяне»)

38

Обобщение. Проверочная работа № 4.

39

Внеклассное чтение.

«Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и

настоящем или «Литературные сказки писателей XIX века»

40

Путешествие 6.

Мир природы приходит на страницы книг

41

Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»

42

Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А.Плещеева.

43

Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе.


44

А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Картины русской природы в стихотворении.

45

Путешествие 7.

Школа в Ясной Поляне

46

Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два брата»)

47

Непростые простые тексты (Л.Н. Толстой

«Какая бывает роса на траве», «Как ходят

деревья»).

48

Практикум «Учусь читать художественную прозу».

49

Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город». «Деревня и уездный город»,)

50

Как помочь детям полюбить свою родную землю?

«Просёлочная дорога». «Наше Отечество»).

51

И. Куприн «Слон».

1. Непонятная болезнь

52

Можно ли выполнить желание Нади? (ч. 4–5)

«Я уже совсем здорова!»

53

Обобщение. Проверочная работа № 5

54

Внеклассное чтение.

Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики»

55

Путешествие 8(в... библиотеку). Загадка Лидии Чарской

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»

Первый день Лены в гимназии (гл. 8).

56

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»

Друзья и враги Лены Икониной (гл. 10–11).

57

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»

Образ Лены Икониной. Обобщение

58

Внеклассное чтение.

Мир детства

59

Путешествие 9.

Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак

60

Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»). Т

61

Гимназисты Корнея Чуковского (К.И. Чуковский «Телефон»)

62

Обэриуты. Стихи Д. Хармса. Т

Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского

63

Внеклассное чтение.Современные чудаки

64

Путешествие 10.Вокруг Маршака

65

Внеклассное чтение.

Современные детские журналы

66

Е. Шварц «Два брата».

Живой мир и мир вечного покоя (гл. 1–4)

67

Е. Шварц «Два брата». Спасение Младшего – победа живого мира (гл. 5–8) Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение)

68

Превращение Пиноккио в Буратино (Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему»)

69

Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»).

70

Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»).

71

Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»)

72

Обобщение. Проверочная работа № 6

73

Внеклассное чтение.

«Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах)

74

Путешествие 11.

1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский

и А. Барто.

75

Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом».

Живая кукла наследника Тутти (ч. 2)

76


Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом».

77

Ю. Олеша «Три Толстяка», глава Три Толстяка и другие герои сказки (ч. 3, 4)

«Простые высокие истины» (обобщение)

78

Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом»

(Б. Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?»).

79

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки»

(Р. Фраерман «Гайдар и дети»)

80

А. Гайдар «Тимур и его команда»

«Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2)

81

Игра или серьёзное дело? (ч. 3, 4)

Тимур и тимуровцы (ч. 5, обобщение)

82

Путешествие 13

Смешные книжки. Проверка развития читательских умений

(Н. Носов «Федина задача»)

83

Юмористический рассказ на серьёзную тему

(В. Драгунский «Что любит Мишка»)

84

Внеклассное чтение.

Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и

Н. Носова

85

Стихи А. Барто Сатира или юмор?

86

Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?»

87

Путешествие 14.

«Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой,

Б. Заходера, Ю. Коринца и др

88

Стихи

И. Токмаковой и Г. Сапгира. Т

Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского

89

Стихи Саши Чёрного и В. Долиной

90

Миниатюры Г. Цыферова.

Р/р Создание собственных миниатюр.Т


91

Стихи Н. Матвеевой


92

Внеклассное чтение.

Любимые стихи

93

Практикум «Учусь читать лирический текст».

94

Обобщение. Проверочная работа № 7.

95

Пьеса-сказка С. Козлова

«Снежный цветок».

Знакомство с героями (картины 1, 2


96

Пьеса-сказка С. Козлова«Снежный цветок». Мудрая сказка для малышей

97

Путешествие 15.

Современные детские писатели. (К. Драгунская «Крайний случай»)


98

Творческая манера Ксении Драгунской

(К. Драгунская

«Ерунда на постном масле!»).

99

Интервью с Тимом Собакиным.

(Стихи и проза Тима Собакина)

100

Обобщение. Берём интервью у детских писателей

101

Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям.

102

Внеклассное чтение.

«О чём можно, о чём хочется читать»