
Рабочая программа по марийскому (государственному) языку
для 4 класса
МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»
на 2015-2016 учебный год
Разработала Воронцова Г.П.
учитель начальных классов
I квалификационная категория
Мари-Турек
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Марийский (государственный) язык» составлена и разработана с учетом требований ФГОС НОО на основе базисного учебного плана и примерных программ по марийскому языку и литературному чтению под редакцией С.Д.Дмитриева; «Марий йылме 1-4 кл.», под редакцией С.Д.Дмитриева; «Марий йылме, «Марий кугыжаныш йылме программе 1-11 кл.», под редакцией В.В.Константиновой.
Создание условий для сохранения единства образовательного пространства и повышения культуры межнационального общения является одной из важнейших стратегических задач образовательной политики Российской Федерации, реализуемых в общеобразовательных учреждениях с обучением на двуязычной основе. Регионы современной России крайне неоднородны по языковой ситуации и коммуникативным функциям русского и родных языков. В некоторых регионах утрачивается коммуникативная функция родных языков и остро стоит вопрос о формировании мотивации к их изучению.
В связи с новой языковой ситуацией необходима разработка современных, адекватных социальным запросам научно обоснованных форм и методов преподавания русского и родных языков в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы на родном и русском языках. Учет культурно- исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшие условия конструирования новых учебных планов и программ.
Безусловно, все вышеперечисленные проблемы затрагивают и систему образования Республики Марий Эл, становятся очевидным пути их решения. Обеспечение языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся в рамках образовательной политики Республики Марий Эл осуществляется на принципах, сформулированных в Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации в сопряжении с региональными особенностями Марий Эл.
Основные направления работы по сохранению и развитию родных языков и культур народов, проживающих в республике определены Конституцией Российской Федерации; Конституцией Республики Марий Эл; Законом Российской Федерации «Об образовании»; Законом Республики Марий Эл «О регулировании отношений в сфере образования на территории Республики Марий Эл; Законом Республики Марий Эл «О языках в Республики Марий Эл».
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (Постановление государственного санитарного врача от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10»Санитарно- эпидемиологических требований к условиям организации обучающихся в общеобразовательных учреждениях») на 1 час увеличивается допустимая учебная нагрузка. Для организации преподавания учебного предмета «История и культура народов Республики Марий Эл» и предмета «Марийский (государственный) язык» по решению образовательного учреждения можно выделить необходимые часы в части, формируемой участниками образовательного процесса.
Рабочие программы по предметам этнокультурной составляющей учебного плана способствуют:
1) формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Республики Марий Эл, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения языка как государственного языка Республики Марий Эл;
3) сформированности позитивного отношения к правильной устной и письменной речи;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах марийского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Рабочие программы по предметам этнокультурной составляющей учебного плана составляются на основе: – требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметам этнокультурной составляющей учебного плана конкретного образовательного учреждения; – программы формирования универсальных учебных действий конкретного образовательного учреждения. Корректировка программы может затрагивать темп и последовательность изучения учебного содержания. При этом к содержанию примерной программы могут быть добавлены модули (блоки), формируемые в зависимости от особенностей района, состава класса, а также выбранной линии учебников. Распределение резервного времени производится учителем самостоятельно.
II. Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения марийскому языку в начальной школе дает ответ на вопрос «чему учить обучающихся младшего школьного возраста» и включает все то, что вовлекается в деятельность учителя, учебную деятельность обучающегося, а также учебный материал и процесс его усвоения. В содержание обучения входят как предметные и процессуальные аспекты, так и имеющийся, а также приобретаемый эмоционально- оценочный опыт участников образовательного процесса: сферы коммуникативной деятельности (или сферы общения), темы и ситуации, коммуникативные и социальные роли, речевые действия и речевой материал (тексты и образцы общения); языковой материал (фонетический, лексический, грамматический), правила его оформления и навыки оперирования им; комплекс речевых умений, характеризующих уровень практического овладения языком как средством общения, в том числе и в интеркультурных ситуациях; комплекс знаний национально-культурных особенностей и реалий этноса марийского языка, минимума этикетных форм речии умения пользоваться ими в различных сферах речевого общения (социокультурный компонент содержания); общие учебные ожидаемые и компенсирующие результаты, рациональные приемы умственного труда. В системе предметов общеобразовательной школы курс марийского языка реализует познавательную и социокультурную цели: познавательная цель предполагает формирование у обучающихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников; - социокультурная цель изучения марийского языка включает формирование коммуникативной компетенции обучающихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; создание условий для освоения обучающимися традиций и обычаев культуры марийского этноса в диалоге с русской, с культурами других народов Российской Федерации; развитие на базе общероссийской идентичности обучающихся этнического самосознания. Для достижения поставленных целей изучения марийского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач: развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике марийского языка или государственного языка субъекта Российской Федерации; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса, стремления совершенствовать свою речь; повышение уровня мотивации владения марийским языком; формирование психологической готовности к общению на марийском языке; формирование этнокультуроведческой компетенции в рамках диалога культур. В начальном обучении предмет марийский язык рекомендуем изучать на основе сбалансированного, функционального (или даже симметричного) двуязычия, с опорой на знания, полученные при изучении русского языка. Преимущества предлагаемого научно-методического подхода обучения состоят в следующем: - методика взаимосвязанного изучения марийского и русского языков позволяет не только развивать марийский язык, но и сохранять качество обучения русскому языку; - реализация взаимосвязанного обучения марийскому и русскому языкам позволяет скоординировать содержание программ и учебников по марийскому и русскому языкам; - опора на знания, полученные при изучении русского языка, помогает реализовать принцип коммуникативной направленности обучения марийскому языку с возможной полнотой; - использование запаса знаний, полученных в опережающем режиме при изучении русского языка, способствует решению актуальных воспитательных задач, а именно: задачи формирования общероссийской идентичности в корреляции с этнической самоидентификацией. Систематический курс (1-4 классы) марийского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Важными в начальном курсе «Марийского языка» является разделы «Звуки и буквы» «Слово. Предложение. Текст». Основные универсальные учебные действия по этому разделу обучающиеся приобретают в период обучения грамоте по русскому языку. Они получают сведения о гласных и согласных звуках и буквах, слоге, ударении, ударных и безударных гласных, глухих, звонких, мягких и твердых согласных, учатся выполнять простейший фонетический анализ слов. На уроках марийского языка при работе над темой «Звуки и буквы» необходимо направить на правильное произношение марийских звуков, а также и на совершенствование культуры речи, верное произношение слов, развитие дикции. Особое место отводится в программе работе над словом. Слово рассматривается в лексическом и грамматическом плане. Дети учатся различать слова-предметы, признаки, действия по вопросам. Вводится понятие о видах предложений (повествовательных, вопросительных, побудительных, о членах предложения, о связи слов в предложении). В 1 классе обучающиеся знакомятся со знаками препинания в конце предложений, кроме точки, вопросительного и восклицательного знаков, учатся выделять голосом нужные по смыслу слова, соблюдать правильные интонации в соответствии со знаками препинания, формируется первоначальное понятие о главных членах предложения (подлежащее, сказуемое), начинается работа по установлению связи слов в предложении. Следовательно, на уроках марийского языка при ознакомлении обучающихся с данными понятиями необходимо обратить внимание на особенности синтаксической системы марийского языка. Содержание учебного материала располагается таким образом, что оно представляет собой систему понятий и правил, органически связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем, знания по данной теме входят в фундамент, на котором основывается изучение последующих тем. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности, как на уроках русского, так и на уроках родного языка. Поэтому универсальные учебные действия, указанные в программе каждого раздела развиваются и формируются последовательно в ходе изучения всего курса.
Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимании к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении марийскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных учебных действий в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.).
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Марийский (государственный) язык изучается со2-4 класс. Общий объем учебного времени составляет 204 часа (2 часа в неделю, 68 часов в год)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов изучения марийского (государственного) языка является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей: Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни. Ценность общения – понимание важности общения на государственном языке республики . Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности марийского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
3–4-й классы
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения и качества: – эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)свои эмоции; – эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; – чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; – интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; – интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; – интерес к изучению языка; – осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД: – вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
Умение слушать:
- понять текст продолжительностью в 1-2 минуты, ответить на вопросы по содержанию текста, передать его содержание, основную мысль;
В разговорной речи:
-знать 400-500 слов и словосочетании и уметь использовать их в разговорной речи;
- составлять 5-6 диалогов, монолог из 6-10 предложении;
Учащиеся должны знать, как начать, продолжить и закончить разговор на определенную тему. Уметь поддерживать разговор, задавать вопросы, отвечать на вопросы.
VI. Содержание учебного предмета «Марийский (государственный) язык»
Предлагаемые темы:
1. Наша школа
2. Осеннее время
3. Мы дружно живём в семье
4. Зимний лес
5. Школьная работа
6. Родина
7. Здравствуй. Зима
8. День защитников
9. Йошкар-Ола- столица
10. Чувствуем приближение весны
11. День Победы
12. Летом в деревне
Произведения для чтения наизусть:
1. И. Осмин «Родина»
2. С.Николаев «Маме»
3. Б.Данилов « Весна - красна»
4. Ю. Чавайн «Родина»
5. В. Упымарий «Родной язык»
6. Л. Дербенев «Песня о Йошкар-Оле»
7. И.Емельянов «Какое время?»
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
| Наша школа | 1 |
1 | Первое сентября | 1 |
2 | Наша школа | 1 |
3 | Входная контрольная работа №1 | 1 |
4 | Работа над ошибками.Наш класс | 1 |
5 | Мой друг | 1 |
6 | Падежи существительных | 1 |
| Осеннее время | 1 |
7 | Осень | 1 |
8 | Осенние краски | 1 |
9 | Осенью в огороде | 1 |
10 | Готовимся к зиме | 1 |
11 | Прошедшее время глаголов | 1 |
12 | Заочная экскурсия в осенний лес | 1 |
| Мы дружно живём в семье | |
13 | Наша семья | 1 |
14 | Вечером | 1 |
15 | Мое любимое блюдо | 1 |
16 | В выходной день | 1 |
17 | М.Майн" Кто подмел двор?" | 1 |
| Школьная работа | |
18 | Учеба-главная задача | 1 |
19 | Расписание | 1 |
20 | Любимый урок | 1 |
21 | Кем я хочу стать? | 1 |
22 | Суффиксы имен существительных | 1 |
| Родина | |
23 | Марий Эл- моя родина | 1 |
24 | Мой поселок | 1 |
25 | Где я живу? | 1 |
26 | Стихи о Марий Эл | 1 |
27 | Степени сравнения прилагательных | 1 |
28 | Контрольная работ №2 «Имена существительные» | 1 |
| Здравствуй,зима | |
29 | Работа над ошибками.Заочная экскурсия по Марий Эл | 1 |
30 | Здравствуй,зима | 1 |
31 | Новый год | 1 |
32 | Погода зимой | 1 |
33 | Мастер-класс"Снежинка" | 1 |
34 | На горке | 1 |
35 | Зимой в лесу | 1 |
36 | Кормим птиц | 1 |
37 | Заповедник"Марий чодра" | 1 |
38 | Отрицательная форма глагола | 1 |
39 | Работа по картине"3има" | 1 |
| День защитников | |
40 | День защитника Отечества | 1 |
41 | Папа, (брат)-солдат | 1 |
42 | Герои Республики Марий Эл | 1 |
43 | Мастер-класс Поздравляю" | 1 |
44 | Изменение существительных по лицам | 1 |
| Йошкар-Ола-столица | |
45 | Йошкар-Ола-столица | 1 |
46 | Старинный город | 1 |
47 | Йошкар-Ола сегодня | 1 |
48 | Стихи о Йошкар-Ола | 1 |
49 | Суффиксы имен прилагательных | 1 |
50 | Заочная экскурсия по городу Й-Ола | 1 |
| Чувствуем приближение весны | |
51 | Здравствуй,весна | 1 |
52 | Весенние месяцы | 1 |
53 | Женский день | 1 |
54 | Готовим подарки | 1 |
55 | Весенняя погода | 1 |
56 | Контрольная работа №3 «Имена прилагательные» | 1 |
| День Победы | |
57 | Работа над ошибками.День победы | 1 |
58 | прадедушка -фронтовик | 1 |
59 | Марийские национальные герои | 1 |
60 | Стихи о Победе | 1 |
61 | Местоимения | 1 |
| Летом в деревне | |
62 | Лето | 1 |
63 | Летом в деревне | 1 |
64 | У речки | 1 |
65 | Стихи о лете | 1 |
66 | Повторение пройденного материала за год | 1 |
67 | Итоговая контрольная работа №4 | 1 |
68 | Работа над ошибками.Урок- викторина | 1 |
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Марийский (государственный) язык»
Курс «марийский (государственный) язык обеспечен учебником : Крылова Г.С., Якимова Э.С. марийский язык: учебник для 2,3,4 класса .- Й- Ола: Марийское книжное издательство, 2010