СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по модулю Основы православной культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по модулю Основы православной культуры, 4 класс,  содержит тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по модулю Основы православной культуры»















Рабочая программа по модулю Основы православной культуры

для 4 класса

МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»

на 2015-2016 учебный год







Разработала Воронцова Г.П.

учитель начальных классов

I квалификационная категория





Мари-Турек

2015 г.







Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по модулю «Основы православной культуры» составлена на основе концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников (авторы Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.), авторской программы Кураева «Основы православной культуры» и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) 2008 года.

Курс рассчитан на 34 часа, что составляет 1 час в неделю. В программу не внесено изменений.

Данный курс предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощь семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.

Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений. В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный

Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.

Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:

– усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);

– привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);

– ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории;

– привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;

– ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);

– ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице-Сергиева Лавра);

– усвоения основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;

– усвоения основных духовно_нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;

– формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;

– воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;

– формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.

Основные содержательные линии учебного предмета «Основы православной культуры»

Изучение основ православной культуры учащимися 4 классов реализуется последующим взаимосвязанным содержательным линиям:

1. Понятие «священный» в отношении к родной истории и культуре. Священное значение Государственных символов России (Государственных Гимна, Герба, Флага). Любовь к Родине. Особая роль православия в истории и становлении духовности и культуры России.

2. Священные страницы истории Отечества. Дни Победы в Российском историческом календаре. Память о народном и воинском подвиге в отечественной истории и культуре.

3. Всемирно известные памятники православной культуры России — храмы, иконы, книги, монастыри.

4. Нравственные идеалы в отечественной истории, литературе и культуре. Выдающиеся герои, святые люди России и подвижники веры и благочестия.

5. Православные традиции патриотического и социального служения в современной России.

6. Семейные ценности в российской истории, отечественной культуре и современной жизни.

7. Возрождение православной культуры России в конце XX – начале XXI века.

8. Нравственные основы православной культуры России: доброведение и доброделание.

9. Азбука духовно-нравственной жизни: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие.

Планируемые результаты освоения учащимися

программы по основам православной культуры.

Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4 классов:

– осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные результаты изучения основ

православной культуры учащимися 4 классов:

– развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:

– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

– умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);

– умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

– умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;

– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

– формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Организация учебно-воспитательного процесса

Основной формой организации учебного процесса в 4 классе (при изучении исторических основ православной культуры) является традиционный школьный урок. Для закрепления изучаемого материала проводится беседа (собеседование).

Занятия по православной культуре рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений памятников православной культуры, совместным чтением фрагментов из летописей и других исторических источников, прослушиванием лучших произведений русской духовной хоровой музыки. Рекомендуется также проведение уроков экскурсий.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов за  год: 34 недели,  в неделю 1 час всего 34 часа.

урока

Содержание

Кол-во часов по теме

1-я четверть



1.

Россия – наша Родина.

1

2.

Культура и религия.

1

3.

Человек и Бог в православии.

1

4.

Православная молитва.

1

5.

Библия и Евангелия.

1

6.

Проповедь Христа.

1

7.

Христос и Его Крест.

1

2-я четверть



8.

Пасха.

1

9.

Православное учение о человеке.

1

10.

Совесть и раскаяние.

1

11.

Заповеди.

1

12.

Милосердие и сострадание.

1

13.

Золотое правило этики.

1

14.

Храм.

1

15.

Икона.

1

16.

Творческие работы учащихся. Подведение итогов.

1

3-я четверть



17

Как христианство на Русь пришло

1

18

Подвиг

1

19

Заповеди блаженств

1

20

Зачем творить добро?

1

21

Чудо в жизни христианина.

1

22

Христианские представления о Божием суде

1

23

Таинство Причастия

1

24

Монастырь.

1

25

Отношение христианина к природе

1

4-я четверть



26

Христианская семья

1

27

Защита Отечества

1

28

Христианин в труде

1

29

Любовь и уважение к Отечеству

1

30-32

Подготовка творческих проектов

«Храм на моей улице», «Что для меня Россия»

3

33-34

Презентация творческих проектов

2



Учебно-методическое обеспечение

Для учителя

  1. Кураев А.В. Основы православной культуры. Учебник для 4-5 классов. М.: Просвещение, 2012

  2. Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры. М.: Издательский дом «Покров», 2004.

  3. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. М.: Просвещение. 2012.

  4. Сайты: http://www.openclass.ru/node/143275

  5. http://galina27.ucoz.ru/load/10





для учащихся

  1. Кураев А.В. Основы православной культуры. Учебник для 4-5 классов. М.: Просвещение, 2012