СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКиСЭ по модулю основы православной культуры

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  по предмету  «ОРКСэ»  по выбранному модулю  «Основы православной культуры» для начального общего образования. Цель «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКиСЭ по модулю основы православной культуры»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Савкинская средняя общеобразовательная школа имени Александра Лескова



ПРИНЯТО


на заседании педагогического

совета школы

Протокол № от .08.20г.


Утверждаю:

Директор школы: ____________

Приказ № от .08.20г.



Рабочая программа

по учебному курсу «Основы Религиозных Культур и Светской Этики»

по модулю «Основы православной культуры»

для начального ( основного) общего образования

4 класс




Составитель: учитель Ю.Н.Парфенова




2020г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «ОРКСэ» по выбранному модулю «Основы православной культуры» для начального общего образования разработана на основе нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.

  3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253, г. Москва.

4. А.В.Кураев Основы духовно- нравственной культуры народов России Основы религиозных культур и светской этики «Основы православной культуры» 4-5 классы Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации 2-е издание Москва «Просвещение» 2013.- 95с. ил. – ISBN 978-5-09-029880-3.

5.Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

6. Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ Савкинской СОШ имени Александра Лескова

7.ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);


8.Приказ МОиН РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральные государственные стандарты начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

9. Концепция и общеобразовательная программа «Основы религиозной культуры и светской этики» под рук. Данилюка А.Я. и авторской программы Кураева А.В. «Основы православной культуры» М., Просвещение, 2012 г. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».


Данная программа реализуется в 2020-2021 учебном году в соответствии с учебным планом МКОУ Савкинская СОШ имени Александра Лескова, в котором на изучение выбранного модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год соответственно.


Проблема воспитания толерантности и нравственной иденти­фикации подрастающего поколения сегодня волнует обществен­ность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне оче­видно, что воспитательную составляющую наряду с научными зна­ниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.



Вопросы, связанные с введением в школьную программу ин­формации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное зна­чение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозны­ми объединениями, признанием свободы вероисповедания и ми­ровоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание модуля ОПК в 4 классе в общеобразовательной школе приводит к необ­ходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.


Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

Основные задачи учебного предмета —осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:–усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия —священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);–привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);–ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории —Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);–привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;–ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);–ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры

России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице Сергиева Лавра);–усвоения основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;–усвоения основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это —социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;–формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;–воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;–формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.

Содержание учебного предмета.

Россия –наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь, Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
















«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

ДЛЯ 4-го КЛАССА (34 часа)




Раздел I. Введение в православную духовную традицию.


  1. Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

  2. Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

  1. Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

  2. Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

  3. Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

  4. Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

  5. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком.

  6. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

  7. Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

  8. Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

  9. Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

  10. Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы.

  11. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

  1. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое не осуждение.

15. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений.

16. Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

17. Икона. Зачем изображают невидимое.


Раздел II. Православие в России.

18. Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

19. Подвиг.

20. О человеческой жертвенности.

  1. Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

  2. Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

  3. Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

  4. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

25.Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

26.Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

27.Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы.

28.Христианская семья. Традиции христианской семьи.

29. Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

30. Христианин в труде.

31. Пасха. Как праздновать православную пасху

32.Любовь и уважение к Отечеству.

33. Подведение итогов по курсу.

34. Итоговая презентация творческих проектов обучающихся.


  1. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета.


Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4 класса:

–осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

–развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем —осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

–знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

–осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

–умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;–настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

–как результат преданности и уважения к традициям своего народа, уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися:

–развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

–любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

–умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

–умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:

–развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

–знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

–умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский —Ледовое побоище);–умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

–умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;

–приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

–усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

–приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро –зло, правда –ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

–формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



4 класс


Личностные

Б

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к оценке своей учебной деятельности;

• основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

• установка на здоровый образ жизни;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.


П

Выпускник получит возможность для формирования:


внутренней позиции обучающегося на уровне положи­тельного отношения к образовательному учреждению, по­нимания необходимости учения, выраженного в преоблада­нии учебно-познавательных мотивов и предпочтении соци­ального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к но­вым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности и не успешности учебной деятельности;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.





Требование к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнения на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение.



4 класс


Коммуникативные

Б

Уметь выражать свои мысли, договариваться, вести дискуссию. Уметь слушать и слышать партнера. Уважать в общение сотрудничества партнера и самого себя. Согласованно выполнять совместную деятельность. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.


• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


П

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • * понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. Сотрудничать в совместном решении проблемы. уметь вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Участвовать в диспутах и слушать собеседника.






4 класс


Регулятивные

Б

Работать по предложенному учителем плану. Понимать и проявлять свои чувства посредством слов. Понимать значение добра и зла. Принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Различать способ и результат действия. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,

П

Выпускник получит возможность для формирования:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

преобразовывать практическую задачу в познава­тельную;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуаль­ный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Получат возможность научится оценивать нравственные нормы на примерах из жизни.









4 класс


Познавательные

Б

Поиск и отбор необходимой информации по темам. Построение логической цепи рассуждений. Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект.





 


П

Выпускник получит возможность для формирования:

  • анализировать жизненные ситуации;

  • выбирать нравственные формы поведения;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;





Требования к предметным результатам:


  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно – культурной традиции многонационального народа России;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • формирование первоначального представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.



4 класс


Предметные

Б

Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир и т.д. Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые. Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие. Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему. Что такое «воплощение» («Боговоплощение»), Голгофа. Кто такой

Богочеловек. В чём состояла жертва Иисуса Христа. Что такое Пасха

(Воскресение). Как празднуют Пасху. Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост. Чем человек

отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души. христианина. Что христиане считают добром, злом,

грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние. Что такое «заповедь»,

«скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.

Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня». Для чего людям

нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм. Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир.

Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос. Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым. В чём, как и почему

христиане подражают Христу, чему радуются святые. В чём состоит

христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются. В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие. творению добра. Что такое Причастие, что такое церковное Таинство. Что происходит в храме во время Литургии. Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России. Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение

природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным.

заботится о нём. Почему заключение брака в церкви называется

«венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо. Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. Какие заповеди получили первые люди от

Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен

христианину. Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют.


П

  • развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры; 

  • знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

  • умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл; 

  • умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа; 

  • усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;

  • приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

  • формирование потребности в нравственном совершенствовании.
















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс


Раздел, тема

Основные виды деятельности


Раздел I. Введение в православную духовную традицию.




1

Россия – наша

Родина

Рассказ с элементами беседы. Чтение текста с остановками. Знакомятся с

Историей возникновения и распространения православной культуры.

2

Культура и религия



Беседа. Чтение текста с остановками. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

3

Человек и Бог в

православии

Беседа. Работа с текстом учебника. Чтение текста про себя. Изучают основы

духовной традиции православия.

4

Православная

молитва

Беседа. Составление словаря терминов и понятий. Дают определения

основных понятий православной культуры.

5

Библия и Евангелие

Беседа. Составление словаря терминов и понятий. Дают определения

основных понятий православной культуры.

6

Проповедь Христа

Беседа. Составление словаря терминов и понятий. Дают определения

основных понятий православной культуры.

7

Христос и Его крест. Как Бог стал человеком.


Рассказ с элементами беседы. Учатся устанавливать связь между религиозной

( православной)культурой и поведением людей

8

Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста

Рассказ с элементами беседы. Учатся устанавливать связь между религиозной

( православной)культурой и поведением людей. Какова символика православного креста.

9

Православное

учение о человеке

Рассказ с элементами беседы. Учатся устанавливать связь между религиозной ( православной) культурой и поведением людей

10

Совесть и раскаяние

Чтение текста с остановками. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных

сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

11

Заповеди

Чтение текста с остановками. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных

сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

12

Милосердие и

сострадание

Чтение текста с остановками. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных

сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

13

Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Чтение текста с остановками. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных

сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

14

Золотое правило

этики

Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные

явления православной духовной традиции и культуры

15

Золотое правило

этики

Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные

явления православной духовной традиции и культуры

16

Храм

Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры

17

Икона

Беседа. Участие в беседе. Ответы на вопросы. Учатся описывать различные

явления православной духовной традиции и культуры


Раздел II. Православие в России.



18

Как христианство

пришло на Русь

Рассказ с элементами беседы. Знакомятся с развитием православной

культуры в истории России.

19

Подвиг

Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с

нормами религиозной культуры.

20

Подвиг

Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с

нормами религиозной культуры.

21

Заповеди блаженств

Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

22

Зачем творить

добро?

Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

23

Чудо в жизни

христианина

Беседа. Чтение текста с остановками. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с

нормами религиозной культуры.

24

Православие о

Божием суде

Рассказ с элементами беседы. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

25

Таинство Причастия

Рассказ с элементами беседы. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций

26

Монастырь

Рассказ с элементами беседы. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций

27

Отношение

христианина к

природе

Чтение текста учебника с остановками. Учатся приводить примеры

явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их

28

Христианская семья

Беседа. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

29

Защита Отечества

Беседа. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

30

Христианин в труде

Беседа. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

31

Пасха. Как праздновать православную пасху


Рассказ с элементами беседы. Учатся устанавливать связь между религиозной( православной)культурой и поведением людей

32

Любовь и уважение

к Отечеству

Беседа. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

33

Подведение итогов

Урок презентация. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества

34

Презентация

творческих проектов

Смотр знаний. Урок презентация. Выступление со своим творческими проектами