Муниципальное общеобразовательное учреждение
Староустинская основная школа
Принято: на заседании Педагогического совета Протокол №1 от 29.08.2017 г. | Утверждено: Приказ №65 от 01.09.2017 г. |
Рабочая программа
по окружающему миру
для 2 класса
УМК «Школа России»
Учитель: Куликова Н.В.
2017 г.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир » для 2 класса разработана на основе:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012. №273 – ФЗ»
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373;
3. Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России», 2015).
Изучение учебного предмета «Окружающий мир» во 2 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Обучающийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водоёмы, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
Описание места учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
На изучение учебного курса отводится 2 часа в неделю, в год – 68 часов.
Содержание учебного предмета
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края. Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру 2 класс
№ урока | Раздел программы (общее количество часов) Тема урока | Дата по плану | Дата фактич. |
Где мы живем (4 ч) |
1 | Родная страна | | 06.09 | |
2 | Город и село. Проект «Родной город» Экскурсия №1. знакомство с достопримечательностями села | | 07.09 | |
3 | Природа и рукотворный мир | | 13.09 | |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем» | | 14.09 | |
Природа (20 ч) |
5 | Неживая и живая природа | | 20.09 | |
6 | Явления природы Практическая работа №1 «Измерение температуры» | | 21.09 | |
7 | Что такое погода | | 27.09 | |
8 | Экскурсия №2. В гости к осени | | 28.09 | |
9 | В гости к осени. Неживая и живая природа осенью | | 04.10 | |
10 | Звездное небо | | 05.10 | |
11 | Заглянем в кладовые Земли Практическая работа №2 «Знакомство с горными породами и минералами» | | 11.10 | |
12 | Про воздух... | | 12.10 | |
13 | И про воду | | 18.10 | |
14 | Какие бывают растения Практическая работа№3 «Сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав» | | 19.10 | |
15 | Какие бывают животные | | 25.10 | |
16 | Невидимые нити | | 26.10 | |
17 | Дикорастущие и культурные растения Практическая работа №4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений» | | 08.11 | |
18 | Дикие и домашние животные. Контрольная работа | | 09.11 | |
19 | Комнатные растения Практическая работа №5 «Осваивание приемов ухода за комнатными растениями» | | 15.11 | |
20 | Животные живого уголка | | 16.11 | |
21 | Про кошек и собак | | 22.11 | |
22 | Красная книга | | 23.11 | |
23 | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» | | 29.11 | |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | | 30.11 | |
Жизнь города и села (10 ч) |
25 | Что такое экономика | | 06.12 | |
26 | Из чего что сделано | | 07.12 | |
27 | Как построить дом | | 13.12 | |
28 | Какой бывает транспорт | | 14.12 | |
29 | Культура и образование | | 20.12 | |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | | 21.12 | |
31 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» Контрольная работа | | 27.12 | |
32 | Экскурсия №3. В гости к зиме | | 28.12 | |
33 | В гости к зиме | | 11.01 | |
34 | Презентация проектов «Родной город», «Красная книга», или «Возьмем под защиту», «Профессии» | | 17.01 | |
Здоровье и безопасность (9ч) |
35 | Строение тела человека | | 18.01 | |
36 | Если хочешь быть здоров | | 24.01 | |
37 | Берегись автомобиля! Практическая работа №6 «Отработка правил перехода улицы» | | 25.01 | |
38 | Школа пешехода Практическая работа №7 «Упражнение в соблюдении изученных правил безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС» | | 31.01 | |
39 | Домашние опасности | | 01.02 | |
40 | Пожар! | | 07.02 | |
41 | На воде и в лесу | | 08.02 | |
42 | Опасные незнакомцы. Практическая работа №8 «Освоение правил безопасности при встрече с незнакомыми людьми» | | 14.02 | |
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | | 15.02 | |
Общение (7 ч) |
44 | Наша дружная семья | | 21.02 | |
45 | Проект «Родословная» | | 22.02 | |
46 | В школе | | 28.02 | |
47 | Правила вежливости Практическая работа №9 «Отработка основных правил этикета» | | 01.03 | |
48 | Ты и твои друзья | | 07.03 | |
49 | Мы — зрители и пассажиры | | 14.03 | |
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | | 15.03 | |
Путешествия (18 ч) |
51 | Посмотри вокруг. Контрольная работа | | 21.03 | |
52 | Ориентирование на местности | | 22.03 | |
53 | Ориентирование на местности Практическая работа №10 «Освоение приёмов ориентирования по компасу» | | 04.04 | |
54 | Формы земной поверхности | | 05.04 | |
55 | Водные богатства | | 11.04 | |
56 | Экскурсия №4. В гости к весне | | 12.04 | |
57 | В гости к | | 18.04 | |
58 | Россия на карте Практическая работа №11«Освоение основных приемов чтения карты» | | 19.04 | |
59 | Проект «Города России» | | 25.04 | |
60 | Путешествие по Москве. Московский Кремль | | 26.04 | |
61 | Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование. | | 02.05 | |
62 | Город на Неве | | 03.05 | |
63 | Путешествие по планете | | 10.05 | |
64 | Путешествие по материкам | | 16.05 | |
65 | Страны мира. Проект «Страны мира» | | 17.05 | |
66 | Впереди лето | | 23.05 | |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | | 24.05 | |
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | | 30.05 | |