СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа рассчитана на 170 часов и содержит три раздела.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 7 класс (УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов)»

Рабочая программа по русскому языку 7 класс составлена на основе

- Программы по русскому языку для 5-9 классов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, Москва, «Просвещение», 2009 г.

-Учебника «Русский язык. 7 класс» под ред. Баранова М.Т. и др.М.: Просвещение, 2014 г.

Программа рассчитана в соответствии с учебным планом на 170 часов (5 часов в неделю).


Раздел 1. Планируемые результаты освоения учащимися предмета «Русский язык» 7 класс


Учащиеся должны знать:

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

  • составлять предложения с причастным и деепричастным оборотами;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии:

По пунктуации:

По связной речи:

находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существит.), деепричастные обороты.

адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.








Раздел 2. Содержание учебного предмета

Наименование раздела

Основные изучаемые вопросы

1.

Введение.

Русский язык как развивающееся явление.

Группы славянских языков

2.

Повторение пройденного

в 5-6 классах

Разделы науки о языке. Синтаксис. Синтаксический разбор Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетические опознавательные признаки орфограммы-буквы. Фонетический разбор. Словообразование и орфография. Повторение орфограмм в морфемах. Морфемный и словообразовательный разбор. Текст. Средства связи предложений в тексте. Культура работы с текстом. Функциональные разновидности языка. Публицистический стиль и его жанры: статья, интервью, очерк. Морфология и орфография. Правописание «ь» после шипящих на конце различных частей речи. Правописание окончаний изменяемых частей речи. Морфологический разбор слова.

3.

Причастие

Повторение сведений о глаголе, полученных в 5-6 классах. Причастие как особая форма глагола. Грамматические признаки причастий. Публицистический стиль. Обучение сочинению публицистического стиля на морально-нравственную тему «Люби и охраняй природу» Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности. Действительные и страдательные причастия Полная и краткая форма страдательных причастий. Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Образование действительных причастий прошедшего времени. Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Образование страдательных причастий прошедшего времени. Гласные перед «н» и «нн» в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна и две буквы «н» в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Слитное и раздельное написание «не» с причастиями. Буквы «е» и «ё» после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Морфологический разбор причастия.

4.

Деепричастие

Деепричастие как особая форма глагола. Глагольные и наречные свойства деепричастий. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте Раздельное написание «не» с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида и их образование. Деепричастия совершенного вида и их образование. Обучение сочинению-рассуждению на основе предложенного текста ( в рамках подготовки к ГИА) .Морфологический разбор деепричастия. Повторение изученного в теме «Причастие».

5.

Наречие

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Смысловые Степени сравнения наречий и способы их образования группы наречий. Морфологический разбор наречия. Правописание «не» с наречиями на -о и -е. Правописание приставок «не» и «ни» в наречиях. Одна и две буквы «н» в наречиях на - о и - е. Буквы «о» и «е» после шипящих на конце наречий. Буквы «о» и «а» на конце наречий с приставками на из-, до-, с-. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква «ь» после шипящих на конце наречий.

6.

Категория состояния

Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния. Обучение сочинению на лингвистическую тему (в рамках подготовки к ГИА)

7.

Служебные части речи. Предлог

Самостоятельные и служебные части речи.

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

8.

Союз

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Знаки препинания перед союзами в простом и сложном предложении. Сочинительные союзы, их группы. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложении. Подчинительные союзы, их значения. Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами. Отличие союза также от наречия с частицей. Морфологический разбор союза. Повторение сведений о предлогах и союзах

9.

Частицы

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение на письме частиц не и приставки не. Обучение сочинению – рассказу по данному сюжету.

10.

Междометие. Звукоподражательные слова.

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.


Повторение и систематизация пройденного в 7 классе.

Русский язык и разделы науки о нем. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Орфография. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов и окончаний. Синтаксис. Простое предложение, осложненное причастным оборотом. Простое предложение, осложненное деепричастным оборотом. Пунктуация. Знаки конца предложения. Знаки выделения и обособления.



Содержание программы

Количество часов

Кол-во контрольных работ

1.

Вводный урок

1 час

-

2.

Повторение пройденного в 5-6 классах

12 + 2 Р/Р

диктант - 1

3.

Морфология и орфография. Культура речи. Причастие

31 ч. +9 ч. Р/Р

диктант - 2

4.

Деепричастие

10 ч. + 2 ч. Р/Р

диктант - 1

5.

Наречие

26 ч. + 5 ч. Р/Р

диктант – 1

изложение- 1

6.

Категория состояния

3 ч

-

7.

8

Служебные части речи

Предлог


10 + 2 Р/Р


диктант – 1

сочинение - 1

9.

Союз

12 ч. + 2 ч. Р/Р

диктант - 1

10.

Частица

18 ч. + 4 ч. Р/Р

диктант -1

изложение - 1

11.

Междометие

2 часа

-

12.

Повторение и систематизация изученного в 7 классе


17+2Р/Р.


диктант – 1

сочинение - 1



Итого 170 ч.,

из них уроков развития речи – 28 ч.

Итого: диктантов – 9,

изложений – 2

сочинений - 2











Раздел 3. Календарно-тематическое планирование уроков

урока, дата

Раздел, кол-во часов,

тема урока, цель

Кол-во

часов

Дата урока

Вид деятельности учащихся

Составляющие качества образования

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Ценностно-ориентацион-я

1.

Введение (1час)

Русский язык как развивающееся явление.

Цель: показать развитие и совершенствование РЯ как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа; пробудить интерес шк-ков к судьбам родного слова.

1


Групповая,

коллективная

Знать: некоторые особенности развития русского языка

Знать понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.

Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.

Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности

Повторение изученного в 5-6 классах ( 12 ч.+2 ч. Р/Р)

Цель повторения: систематизированное восстановление и закрепление знаний и навыков, полученных школьниками в 5-6 кл.

2.

1. Синтаксис. Синтаксический разбор.

Цель: повторить основные синтаксические понятия (сл/соч, предложение, виды предложений по цели высказывания).

1






Групповая

Индивидуальная

парная

Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.

Уметь ставить знаки препинания в ПП и СП; «видеть» сигналы пунктограмм и применять пунктуационные правила на письме.


3.

2. Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1


4.

3. Лексика и фразеология.

Цель: повторить основные разделы темы, закрепить навыки работы со словарем.

1



Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Уметь оперировать понятиями при лексическом анализе слова; различать многозначные слова и омонимы; работать со словарями.


5.

4. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

Цель: повторить трудные вопросы темы, порядок и особенности фонет. р-ра, орфограммы, связанные с правописанием гласных и согласных, с правописанием Ъ и Ь.

1


Индивидуальная, парная


Уметь работать с орфографическим и орфоэпическим словарями.


6-7.

5-6. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Цель:

вспомнить и закрепить навыки морфемного и словообразовательного разборов, повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.

2


групповая

Знать орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях

Уметь различать формы слова и однокоренные слова, составить слово по заданной схеме, дать характеристику слова, опираясь на схему; работать со словообразовательным словарем.


8-9

7-8. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Цель: повторение грамматических признаков частей речи (в т.ч. глагола), отработка навыка грамматического разбора.


2


групповая

Знать основные сведения по морфологии, правописание гласных в окончаниях слов разных частей речи.

Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам, различать одинаково звучащие морфемы, работать с орфографическим словарем.


10-11

9-10. Урок-практикум.

Подготовка к контр. диктанту. Тест

2






12-13







11.Входной контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного»


12. Анализ диктанта

2


Фрон­тальная

Знать основные сведения по морфологии, орфографии, синтаксису.

Уметь соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка, осуществлять письменный речевой самоконтроль,


14.

13. (Р/Р) Текст.

Цель: повторить сведения о тексте, видах связи в нем.

1


групповая

Знать основные признаки текста, типы речи.

Уметь анализировать текст, определяя его типовую принадлежность, создавать тексты различных типов речи, работая с художественной литературой, уметь находить тексты, относящиеся к разным типам речи.

Уметь создавать тексты различных типов речи

15.

14. (Р/Р) Стили литературного языка.

Цель: повторить известные уч-ся стили речи.

1


Коллективная, групповая

Знать изученные стили языка.

Уметь осуществлять комплексный анализ текста, работать со справочно-информационной литературой, определять стили предложенных текстов, выделять их особенности.

Уметь создавать тексты различной стилистической направленности.

Морфология и орфография. Культура речи. Причастие. (31 ч. +9 ч. Р/Р)

16-17

1-2. Причастие как часть речи.

Цель: ознакомление уч-ся с грамм. признаками причастия; формирование умения различать причастие и прил.

2



Индиви­дуальная, парная

Знать формальные признаки причастия, семантику, морфологические признаки глагола и прилагат., присущие причастиям; о стилистической роли причастий

Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастий, различать однокоренные прилагат. и причастия, составлять сл/соч и предложения с причастиями

Уметь составлять сл/соч и предложения с причастиями

18.

3. (Р/Р) Публицистический стиль.

Цель: дать представление о публицистическом стиле, его признаках, формирование умения определить текст публиц. стиля, его признаки.

1


Индиви­дуальная, парная

Знать особенности публицистического стиля, его жанры

Уметь осуществлять комплексный анализ текста

Уметь создавать тексты различной стилистической направленности

19-20.

4-5. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

Цель: ознакомление уч-ся со склонением прич.; формирование умения определять условия выбора гласных в окончаниях прич. и прил.

2


Индиви­дуальная, парная

Знать нормы согласования причастий с определяемыми словами

Уметь безошибочно определять окончания причастий с помощью вопроса

Уметь строить рассуждение в научном стиле на основе предлагаемого образца

21-22

6-7. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Цель: дать понятие о прич. обороте и его месте по отношению к определяемому слову, познакомить с графич. обозначением прич. оборота в предложении, формирование умения определять границы прич. оборота, выделять запятыми прич. оборот.

2


Парная

коллективная

Знать правила выделения причастного оборота, стоящего после определяемого слова

Уметь выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова

Уметь конструировать предложения с причастным оборотом

23-24

8-9 (Р/Р) Описание внешности человека.

Цель: подготовить уч-ся к самостоятельному сочинению-описанию внешности человека.

2


коллективная

Знать особенности текста описания внешности человека: структуру, языковые особенности

Уметь создавать собственный текст заданного типа

25.

10. Действительные и страдательные причастия.

Цель: знакомство с действ. и страдат. прич., отработка навыка смыслового различения действит. и страдат. прич.

1


Коллективная парная

Знать действительные и страдательные причастия.

Уметь различать действительные и страдательные причастия


26.

11. Краткие и полные причастия. Цель: дать понятие о кратких прич., их синтакс. роли в предложении; формирование умения различать полные и краткие прич.

1

Коллективная парная

Знать полные и краткие страдательные причастия.

Уметь различать полные и краткие формы страдательных причастий и их роль в предложении


27-28.

12-13.Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Цель: ознакомление уч-ся со способами образования действ. прич. наст.вр., правописанием гласных в суффиксах действ. прич. наст. вр., отработка умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее.

2

Групповая, индивидуальная, парная

Знать способы образования действительных причастий наст. вр.; условия выбора гласной в суффиксе этих причастий

Уметь опознавать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени







29-30.

14-15. Действительные причастия прошедшего времени.

Цель: познакомить уч-ся с образованием и написанием действ. прич. прош. вр., отработка навыка написания гласных перед суффиксами прич.

2

Групповая, индивидуальная, парная

Знать способы образования действительных причастий прош. вр.

Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени




31-32

16-17. (Р/Р) Сочинение на тему: «Люби и охраняй природу»

2

фронтальная

Знать памятку «Как писать сочинение»





Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени; правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени

Уметь создавать собственный текст заданного типа

33-34.

18-19. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий наст. вр.

Цель: ознакомление уч-ся с образованием и написанием страд. прич. наст. вр., формирование навыков написания суффиксов страд. прич. наст. вр.

2

Коллективная. индивидуальная

Знать способы образования страдательных причастий наст. вр.

Уметь выполнять роль консультанта уроке-практикуме по изученной теме

35.

20. Страдательные причастия прошедшего времени.

Цель: знакомство со способами образования страд. прич. прош.вр. и написанием их суффиксов; формирование навыка написания прич. прош. вр.

1

Коллективная индивидуальная

Знать способы образования страдательных причастий прош. вр.


36.

21. Гласная перед Н в полных и кратких страд. причастиях.

Цель: ознакомление уч-ся с условиями выбора гласной перед Н и НН в прич. и отглаг. прил.; формирование навыка написания гласной перед Н и НН в прич. и отглагольными прил.

1

Коллективная индивидуальная

Знать о правописании гласных в суффиксах страдательных прич.

Уметь выбрать необходимую орфограмму


37-38

22-23. Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных. Цель: формирование навыка написания Н, НН в суффиксах страд. прич. прош. вр. и отглаг. прил.

2

Коллективная индивидуальная







Знать о правописании Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и прилаг., образованных от глаголов; Н в кратких причастиях.








Уметь определять написание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий полных и кратких форм








Уметь объяснять партнеру характер допущенных ошибок, анализировать языковые единицы, явления

39-40.

24-25. Н и НН в суффиксах кратких страд. причастий и в кратких отглагольных прилаг.

Цель: показать различие в написании крат. страд. прич. и крат. прил.; формирование умения отличать крат. страд. прич. от крат. прил., навыка написания Н, НН в них.

2

Коллективная индивид.

41-42.

26-27 (Р/Р) Выборочное изложение (упр.130)

2

фронтальный


Уметь определять границы текста для выборочного пересказа, продумать его композицию, адекватно передать содержание

43






28. Морфологический разбор причастия.

Цель: познакомить уч-ся с порядком морфологического разбора прич.; отработать умение разбирать прич. морфологически

1

Коллективная индивидуальная

Знать порядок морфологического разбора причастия.

Уметь делать морфологический разбор причастий


44-45.

29-30. Контрольный диктант №2 по теме «Причастие»

Анализ, работа над ошибками.


2






46-48

31-33. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Цель: познакомить уч-ся с правилом написания НЕ с прич.; формирование навыка написания частицы и приставки НЕ в прич.

2

Коллективная индивидуальная

Знать условия слитного и раздельного употребления НЕ с причастиями

Уметь определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями


49-50

34-35. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страд. причастий прош. времени.

Цель: познакомить уч-ся с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страд. прич. прош. вр.; формирование навыка написания гласной после шипящих в суффиксах страд. прич. прош. вр.

2

Коллективная индивидуальная

Знать условия выбора букв после шипящих в суффиксах страд. прич. прош. вр.

Уметь применять орфограмму применительно к разным частям речи и разным морфемам


51-52.

36-37. (Р/Р)

Сочинение-описание внешности человека (упр.145-146)

2


Коллективная

Знать структуру сочинения-описания

Уметь выбирать языковые средства в зависимости от темы текста и основной мысли


53

38. Повторение изученного. Тест

Цель: систематизация знаний о причастии

1

Коллектив. индивидуальная

Знать теоретические сведения о причастии как части речи, орфографические и пунктуационные правила, изученные в данном разделе

Уметь правильно писать, произносить и употреблять в речи причастия



54-55.

39. Контрольный диктант №3 по теме «Причастие»

40. Анализ диктанта, работа над ошибками.

2



Коллективная

Деепричастие (10 ч. + 2 ч. Р/Р)

56.

1. Деепричастие как часть речи. Цель: ознакомление с лекс. и грамм. значением дееприч.; формирование навыка разграничения основного и добавочного действия.

1

Групповая, индивидуальная, парная коллективная

Знать глагольные и наречные признаки деепричастия, нормы употребления деепричастий в речи

Уметь находить деепричастия в тексте,

употреблять деепричастия в речи


57-58.

2-3. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Цель: дать понятие о дееприч. обороте, формирование навыка нахождения дееприч. оборота и выделение его запятыми.

2



Групповая, индивидуальная, парная

Знать, что такое деепричастный оборот и правила выделения его запятыми на письме.

Уметь находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных оборотах

Уметь использовать конструкции с деепричастными оборотам в речи.

59.

4. Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

Цель: ознакомление с правилом написания НЕ с дееприч.

1


Групповая, индивидуальная, парная

Знать правило написания НЕ с деепричастиями.

Уметь сопоставлять правописание НЕ с деепричастиями, причастиями и глаголами


60-61.

5-6. Деепричастия несовершенного вида.

Цель: ознакомление со способами образования дееприч. несов. вида.

2


Групповая, индивидуальная, парная коллективная




Знать способы образования деепричастий




Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид, применять орфограмму «Гласная перед суффиксом деепричастия»



62.

7. Деепричастия совершенного вида.

Цель: ознакомление со способами образования дееприч. сов. вида.

1


Групповая, индивидуальная, парная

63-64.

8-9. (Р/Р) Сочинение-рассказ по картине С.Григорьева «Вратарь».

2


Знать приемы систематизации материала

Уметь излагать мысли на заданную тему

65.


10. Морфологический разбор деепричастия. Повторение.

Цель: обобщение и систематизация сведений о дееприч. и дееприч. обороте; выработка практического умения находить дееприч. обороты и ставить знаки препинания при них.

1


Групповая, индивидуальная, парная коллективная

Групповая, индивидуальная, парная. коллективная

Знать порядок морфологического разбора деепричастия.

Уметь обобщать и систематизировать знания, выполнять морфологический разбор деепричастия

Уметь применять знания в речевой практике общения

Знать морфологические признаки, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи и применять знания


66-67.

11. Контрольный диктант №4

по теме «Деепричастие»

12. Анализ диктанта, работа над ошибками.


2



Знать морфологические признаки, орфографию деепр.

Уметь применять пунктуационные правила


Наречие ( 26 ч. + 5 ч. Р/Р)

68.

1. Наречие как часть речи.

Цель: показать общее значение, морфологич.. признаки и синтаксич. роль наречий; формирование умения находить наречия в тексте, определять их синтаксич. роль в предложении, в тексте для «живописания действий».

1

коллективная

Знать общее значение, морфологич. признаки и синтаксич. роль наречий.

Уметь опознавать наречия в сл/соч и предложении на основе учета их грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли в предложении


69-70.

2-3. Смысловые группы наречий.

Цель: показать значения, выражаемые наречиями; формирование умения находить в тексте наречия и определять их значения.

2


коллективная индивидуальная

Знать значения, выражаемые наречиями.

Уметь находить в тексте наречия и определять их значения.


71.

4. Степени сравнения наречий.

Цель: познакомить уч-ся со способами образования сравнит. и превосх. степени наречий, синтаксич. ролью наречий, формирование умения образовывать наречия сравнит. степени, определять их синтак-сич. роль, отличать сравнит. степень наречия от сравнит. степени прилаг.

1


коллективная индивидуальная, групповая

Знать способы образования сравнит. и превосх. степени наречий, синтаксич. роль наречий в предлож.

Уметь образовывать наречия сравнит. степени, определять их синтаксич. роль, отличать сравнит. степень наречия от сравнит. степени прилаг.


72.








5. Морфологический разбор наречия. Цель: познакомить уч-ся с планом и образцом морфологического разбора наречия как части речи; формирование умения определять граммат. признаки наречия в морфологическом разборе.

1


коллективная индивидуальная, групповая

Знать план и образец морфологического разбора наречия как части речи.

Уметь характеризовать наречие как неизменяемую часть речи, соотносимую с сущ., прилаг., числит., глаголами


73-74.

6-7. Тест.

Анализ, работа над ошибками.

2






75-76.


8-9. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о,е.

Цель: формирование навыка написания НЕ с наречиями.

2

коллективная

индивидуальная

Знать условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с наречиями

Уметь применять на практике изученное правило


77.

10. Урок-практикум. Употребление Не с разными частями речи. Тест.

1






78-79.

11-12. Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

Цель: показать условия выбора на письме буквы Е в приставке НЕ- и буквы И в приставке НИ-; формирование навыка написания НЕ и НИ в наречиях и других частях речи.

2

коллективная

индивидуальная

Знать условия выбора на письме буквы Е в приставке НЕ- и буквы И в приставке НИ-.

Уметь писать НЕ и НИ с разными частями речи


80-81.

13-14.Н и НН в наречиях на –о, -е.

Цель: формирование навыка написания Н и НН в наречиях на –о, -е.

2

коллективная

индивидуальная

Знать условия выбора написания Н и НН

Уметь писать слова с Н и НН


82-83.

15-16. (Р/Р) Описание действий. Сочинение о труде «Учимся работать» (упр.240)

2

коллективная

индивидуальная


Уметь писать сочинение-описание действий

84.

17. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

Цель: познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв О и Е после шипящих на конце наречий; формирование навыка написания О и Е после шипящих в разных частях слова.

1

коллективная

индивидуальная

Знать условия выбора и написания букв О и Е после шипящих на конце наречий.

Уметь писать О и Е после шипящих в разных частях слова и разных частях речи


85.

18. Буквы О и А на конце наречий.

Цель: формирование навыка написания букв А и О на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-.

1

коллективная

индивидуальная

Знать условия написания суффиксов наречий

Уметь писать наречия с суффиксами –О и -А


86-87-88.

19-20-21. (Р/Р)

Контрольное изложение №1

3



Уметь писать подробное изложение

89-90.

22-23. Дефис между частями слова в наречиях.

Цель: формирование навыка написания дефиса в наречиях.

2

коллективная

индивидуальная

Знать о постановке дефиса в наречиях и других частях речи

Уметь различать слитные, дефисные и раздельные написания наречий


91-92.

24-25. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от сущ. и колич. местоимений

Цель: формирование навыка слитного и раздельного написания приставок в наречиях.

2

коллективная

индивидуальная


Уметь грамотно писать наречия


93-94.

26-27. Ь после шипящих на конце наречий.

Цель: формирование навыка написания Ь после шипящих на конце наречий.

2


Знать условия выбора написания Ь в наречиях и других частях речи после шипящих

Уметь писать слова с основой на шипящий


95-96.

28-29. Повторение.

Цель: систематизация и обобщение знаний о наречии.

2


Групповая, индивидуальная, парная. коллективная

Знать изученный материал

Уметь применять знания на практике


97-98.

30-31. Контрольный диктант

5 по теме «Наречие»

Анализ, работа над ошибками.

2



индивидуал.




Категория состояния (3 ч.)

99-100.

1-2. Категория состояния как часть речи.

2


коллективная

индивидуальная

Знать о категории состояния как о самостоятельной части речи

Уметь отличать категорию состояния от прилагательных и наречий


101.

3. Морфологический разбор категории состояния.

1


коллективная

индивидуальная

Знать порядок морфологического разбора

Уметь разбирать категорию состояния как часть речи


Служебные части речи. Предлог (10+2 Р/Р ч.)

102.

1. Самостоятельные и служебные части речи . Предлог как часть речи.

Цель: показать предлог как служебную часть речи, отличие его от омонимичных приставок; роль предлога в сл/соч и в предложении; формирование умения различать предлоги и приставки, определять роль предлогов в сл/соч и в предложении.

1

коллективная

индивидуальная

Знать самостоятельные и служебные части речи

Уметь определять морфологическую природу слова



Знать предлог как служебную часть речи, отличие его от омонимичных приставок; роль предлога в сл/соч и в предложении.


Уметь различать предлоги и приставки, определять роль предлогов в сл/соч и в предложении.


103.

2. Употребление предлогов.

Цель: познакомить уч-ся с многозначностью предлога, способностью предлога в разных сл/соч выражать разные отношения, употреблением предлога с сущ., местоим., числ.; формирование умения правильно употреблять предлоги.

1


коллективная

индивидуальная

Знать о многозначности предлога, способности предлога в разных сл/соч выражать разные отношения, употреблении предлога с сущ., местоим., числ.

Уметь употреблять предлоги в сл/соч со связью предложного управления, пользоваться предлогами-синонимами и многозначными предлогами для выражения различных смысловых отношений


104.

3. Непроизводные и производные предлоги.

Цель: познакомить уч-ся с непроизводными и производными предлогами, с приемами отграничения их от омонимичных частей речи; формирование умений отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно употреблять производные предлоги в речи.

1

коллективная

индивидуальная

Знать производные и непроизводные предлоги, соотносимые с формами других частей речи.

Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно употреблять производные предлоги в речи.


105.

4. Простые и составные предлоги. Цель: знакомство с простыми и составными предлогами.

1



коллективная


Знать простые и составные предлоги.



106.

5. Морфологический разбор предлога.

Цель: знакомство с порядком и образцом морфологического разбора предлогов; отработка умения разбирать морфологически предлоги.

1


коллективная

индивидуальная

Знать порядок и образец морфологического разбора предлога.

Уметь разбирать морфологически предлоги.


107-108

6-7. (Р/Р) Контрольное сочинение№1 по картине (Упр. 307)

2






109-111

8-9-10. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Тест.

3

коллективная

индивидуальная

Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов.

Уметь верно писать производные предлоги


112.

11. Повторение по теме «Предлог». Тест.

Цель: познакомить уч-ся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; формировать умение правильно писать предлоги; систематизация знаний о предлоге.

1






113.

12. Контрольный диктант № 6 по теме «Предлог».

1


индивидуальная




Союз (12 ч. + 2 ч. Р/Р)

114.

1. Союз как часть речи. Простые и составные союзы.

Цель: показать союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте; формирование умения определять роль союзов, знаки препинания при них.

1




Коллективная Групповая,


Знать союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте.




Уметь различать союзы и предлоги


Знать простые и составные союзы.


115.

2. Союзы сочинительные и подчинительные.

Цель: познакомить уч-ся с делением союзов на сочинит. и подчинит. и их назначением.

1

Коллективная Групповая, индивидуальная

Знать о делении союзов на сочинит. и подчинит. и их назначении.



116-117.

3-4. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

Цель: формировать умение подстановки запятой в сложном предложении.

2


Коллективная Групповая, индивидуальная

Знать о постановке запятой в сложном предложении.

Уметь различать сложные предложения и предложения с однородными членами (особенно с союзом И) и правильно ставить знаки препинания между ними; различать виды связи (сочинительную и подчинительную), интонационно выделять различные синтаксические конструкции.



118-119.

5-6. Сочинительные союзы.

Цель: познакомить уч-ся с группами сочинит. союзов и их назначением; формирование навыка различения сочинит. союзов, употребленных для связи связного текста.

2

Коллективная Групповая, индивидуальная

Знать группы сочинит. союзов и их назначение.

120.


7. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза

Цель: познакомить с группами подчинит. союзов, показать их назначение; формирование навыка постановки запятой в сложном предложении, части которого соединены подчинит. союзами.

1


Коллективная Групповая, индивидуальная


Знать группы подчинит. союзов, их назначение.

Знать порядок морфологического разбора союза.

Уметь разбирать союз как часть речи


121-122.

8-9. (Р/Р) Сочинение- рассуждение

«Книга – наш друг и советчик» (упр.343)

2


Коллективная Групповая, индивидуальная

Знать структуру текста-рассуждения

Уметь писать сочинение-рассуждение на заданную тему

123-124.

10-11. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

Цель: показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий и местоим. с частицами то, же, бы; формирование навыка написания союзов также, тоже, чтобы, зато.

2


Коллективная Групповая, индивидуальная

Знать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий и местоим. с частицами то, же, бы.

Уметь писать союзы и омонимичные части речи


125.

12. Повторение. Тест.

Цель: повторить теоретические и практические сведения о союзе как части речи.

1


Коллективная Групповая, индивидуальная

Знать изученный материал



126-127.

13-14. Контрольный диктант №7 по теме «Союз»

Анализ диктанта, работа над ошибками.

2


Фронтальная




Частица (18 ч. + 4 ч. Р/Р)

128.

1. Частица как часть речи.

Цель: показать отличие частиц от знаменательных частей речи, сходство и отличие от служебных частей речи.

1


Коллективная Групповая,

Знать об отличии частиц от знаменательных частей речи, о сходстве и отличии от служебных частей речи.

Уметь отличать частицы от других частей речи


129.

2. Разряды частиц. Формообразующие частицы.

Цель: закрепить знания о частице; дать понятие о роли формообразующих частиц; отработка умения распознавать формообразующие частицы.

1

Коллективная

Групповая

Знать формообразующие частицы

Уметь распознавать формообразующие частицы.


130-131.

3-4. Смысловые частицы.

Цель: дать понятие о модальных частицах; показать богатство оттенков значений модальных частиц; формирование умения различать оттенки значения частниц.

2

Коллективная Групповая

Знать модальные частицы; богатство оттенков значений модальных частиц.

Уметь различать оттенки значения частниц.


132-133.

5-6. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы

Цель: знакомство уч-ся с дефисным частиц, -то, -ка; закрепление сведений о модальных частицах. Познакомить уч-ся с порядком разбора частиц; формирование умения определять грамм. признаки частниц.

2

Коллективная Групповая

Знать о раздельном и дефисном написании частиц

Знать порядок разбора частицы

Уметь писать частицы

Уметь определять грамм. признаки частиц.


134-135.

7-8. (Р/Р) Сочинение - устное выступление по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» (упр.381).

2

индивидуальная


Уметь написать сочинение и выступить с ним перед классом

136-137.

9-10. Отрицательные частицы НЕ и НИ. Цель: дать понятие о роли отрицательных частиц НЕ и НИ; формирование умения определять смысловые значения частиц НЕ и НИ.

2

Групповая, индивидуальная, парная

Знать отрицательные частицы, их роль и смысловые значения.

Уметь правильно писать слова с частицами НЕ и НИ


138-139.

11-12. Различение частицы и приставки НЕ-. Тест

Цель: закрепление правила написания НЕ с разными частями речи; формирование умения систематизировать и обобщать изученное ранее (слитно-раздельное написание НЕ, выделение значимых частей слова).

2

Коллективная индивидуальная

Знать правила написания НЕ с разными частями речи.

Уметь систематизировать и обобщать изученное ранее (слитно-раздельное написание НЕ, выделение значимых частей слова).


140-141.

13-14. Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ.

Цель: показать различие частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ- формирование умения различать и правильно писать НИ – частицу, союз, приставку.

2

Коллективная

индивидуальная

Знать правила написания НИ с разными частями речи.

Уметь различать и правильно писать НИ – частицу, союз, приставку.


142-145.

15-16-17-18. Повторение. Тест

Цель: обобщение и систематизация знаний о частицах; закрепление навыков написания частиц; отработка умения правильного написания частиц.

4

Коллективная

индивидуальная


Уметь правильно писать частицы.


146-147.

19-20. Контрольный диктант № 8 по теме «Частица».

Анализ диктанта, работа над ошибками.

2

фронтальная




148-149.

21-22 (Р/Р)

Контрольное изложение №2

2






Междометие (2 ч.)

150-151.

1-2. Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. Цель: знакомство с междометием как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи, формирование умения отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи, дефисного написания междометий и постановки знаков препинания в предложениях с междометиями.

2


Коллективная индивид.

Знать о междометии как части речи, назначении в языке, употреблении в роли других частей речи, о дефисном написании междометий и о постановке знаков препинания в предложениях с междометиями.

Уметь употреблять междометия в роли других частей речи Уметь отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи, писать междометия и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями.


Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (17+2Р/Р)

152-153.

1-2. Разделы науки о языке.

2






154-155.

3-4. (Р/Р) Контрольное сочинение №2

2






156-157.

5-6. Фонетика. Графика Тест.

2






158-159.

7-8. Лексика. Фразеология. Тест.

2






160-161.

9-10. Морфемика. Словообразование. Тест.

2






162-163.

11-12. Переводной контрольный диктант №9

Анализ диктанта, работа над ошибками.

2






164-166.

13-14-15. Морфология. Орфография. Тест.

3






167-168.

16-17. Синтаксис. Пунктуация.

2






169-170.

18-19. Итоговый тест за курс 7 кл.

2











20