- Программы по русскому языку для 5-9 классов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, Москва, «Просвещение», 2009 г.
-Учебника «Русский язык. 7 класс» под ред. Баранова М.Т. и др.М.: Просвещение, 2014 г.
№ урока, дата | Раздел, кол-во часов, тема урока, цель | Кол-во часов | Дата урока | Вид деятельности учащихся | Составляющие качества образования |
Предметно-информационная | Деятельностно-коммуникативная | Ценностно-ориентацион-я |
1. | Введение (1час) Русский язык как развивающееся явление. Цель: показать развитие и совершенствование РЯ как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа; пробудить интерес шк-ков к судьбам родного слова. | 1 | | Групповая, коллективная | Знать: некоторые особенности развития русского языка Знать понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка. | Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой. | Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности |
Повторение изученного в 5-6 классах ( 12 ч.+2 ч. Р/Р) Цель повторения: систематизированное восстановление и закрепление знаний и навыков, полученных школьниками в 5-6 кл. |
2. | 1. Синтаксис. Синтаксический разбор. Цель: повторить основные синтаксические понятия (сл/соч, предложение, виды предложений по цели высказывания). | 1 | | Групповая Индивидуальная парная | Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП. | Уметь ставить знаки препинания в ПП и СП; «видеть» сигналы пунктограмм и применять пунктуационные правила на письме. | |
3. | 2. Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | |
4. | 3. Лексика и фразеология. Цель: повторить основные разделы темы, закрепить навыки работы со словарем. | 1 | | | Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы. | Уметь оперировать понятиями при лексическом анализе слова; различать многозначные слова и омонимы; работать со словарями. | |
5. | 4. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Цель: повторить трудные вопросы темы, порядок и особенности фонет. р-ра, орфограммы, связанные с правописанием гласных и согласных, с правописанием Ъ и Ь. | 1 | | Индивидуальная, парная | | Уметь работать с орфографическим и орфоэпическим словарями. | |
6-7. | 5-6. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Цель: вспомнить и закрепить навыки морфемного и словообразовательного разборов, повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях. | 2 | | групповая | Знать орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях | Уметь различать формы слова и однокоренные слова, составить слово по заданной схеме, дать характеристику слова, опираясь на схему; работать со словообразовательным словарем. | |
8-9 | 7-8. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Цель: повторение грамматических признаков частей речи (в т.ч. глагола), отработка навыка грамматического разбора. | 2 | | групповая | Знать основные сведения по морфологии, правописание гласных в окончаниях слов разных частей речи. | Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам, различать одинаково звучащие морфемы, работать с орфографическим словарем. | |
10-11 | 9-10. Урок-практикум. Подготовка к контр. диктанту. Тест | 2 | | | | | |
12-13 | 11.Входной контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного» 12. Анализ диктанта | 2 | | Фронтальная | Знать основные сведения по морфологии, орфографии, синтаксису. | Уметь соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка, осуществлять письменный речевой самоконтроль, | |
14. | 13. (Р/Р) Текст. Цель: повторить сведения о тексте, видах связи в нем. | 1 | | групповая | Знать основные признаки текста, типы речи. | Уметь анализировать текст, определяя его типовую принадлежность, создавать тексты различных типов речи, работая с художественной литературой, уметь находить тексты, относящиеся к разным типам речи. | Уметь создавать тексты различных типов речи |
15. | 14. (Р/Р) Стили литературного языка. Цель: повторить известные уч-ся стили речи. | 1 | | Коллективная, групповая | Знать изученные стили языка. | Уметь осуществлять комплексный анализ текста, работать со справочно-информационной литературой, определять стили предложенных текстов, выделять их особенности. | Уметь создавать тексты различной стилистической направленности. |
Морфология и орфография. Культура речи. Причастие. (31 ч. +9 ч. Р/Р) |
16-17 | 1-2. Причастие как часть речи. Цель: ознакомление уч-ся с грамм. признаками причастия; формирование умения различать причастие и прил. | 2 | | Индивидуальная, парная | Знать формальные признаки причастия, семантику, морфологические признаки глагола и прилагат., присущие причастиям; о стилистической роли причастий | Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастий, различать однокоренные прилагат. и причастия, составлять сл/соч и предложения с причастиями | Уметь составлять сл/соч и предложения с причастиями |
18. | 3. (Р/Р) Публицистический стиль. Цель: дать представление о публицистическом стиле, его признаках, формирование умения определить текст публиц. стиля, его признаки. | 1 | | Индивидуальная, парная | Знать особенности публицистического стиля, его жанры | Уметь осуществлять комплексный анализ текста | Уметь создавать тексты различной стилистической направленности |
19-20. | 4-5. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Цель: ознакомление уч-ся со склонением прич.; формирование умения определять условия выбора гласных в окончаниях прич. и прил. | 2 | | Индивидуальная, парная | Знать нормы согласования причастий с определяемыми словами | Уметь безошибочно определять окончания причастий с помощью вопроса | Уметь строить рассуждение в научном стиле на основе предлагаемого образца |
21-22 | 6-7. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Цель: дать понятие о прич. обороте и его месте по отношению к определяемому слову, познакомить с графич. обозначением прич. оборота в предложении, формирование умения определять границы прич. оборота, выделять запятыми прич. оборот. | 2 | | Парная коллективная | Знать правила выделения причастного оборота, стоящего после определяемого слова | Уметь выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого слова | Уметь конструировать предложения с причастным оборотом |
23-24 | 8-9 (Р/Р) Описание внешности человека. Цель: подготовить уч-ся к самостоятельному сочинению-описанию внешности человека. | 2 | | коллективная | Знать особенности текста описания внешности человека: структуру, языковые особенности | Уметь создавать собственный текст заданного типа |
25. | 10. Действительные и страдательные причастия. Цель: знакомство с действ. и страдат. прич., отработка навыка смыслового различения действит. и страдат. прич. | 1 | | Коллективная парная | Знать действительные и страдательные причастия. | Уметь различать действительные и страдательные причастия | |
26. | 11. Краткие и полные причастия. Цель: дать понятие о кратких прич., их синтакс. роли в предложении; формирование умения различать полные и краткие прич. | 1 | | Коллективная парная | Знать полные и краткие страдательные причастия. | Уметь различать полные и краткие формы страдательных причастий и их роль в предложении | |
27-28. | 12-13.Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Цель: ознакомление уч-ся со способами образования действ. прич. наст.вр., правописанием гласных в суффиксах действ. прич. наст. вр., отработка умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее. | 2 | | Групповая, индивидуальная, парная | Знать способы образования действительных причастий наст. вр.; условия выбора гласной в суффиксе этих причастий | Уметь опознавать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени | |
29-30. | 14-15. Действительные причастия прошедшего времени. Цель: познакомить уч-ся с образованием и написанием действ. прич. прош. вр., отработка навыка написания гласных перед суффиксами прич. | 2 | | Групповая, индивидуальная, парная | Знать способы образования действительных причастий прош. вр. | Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени | |
31-32 | 16-17. (Р/Р) Сочинение на тему: «Люби и охраняй природу» | 2 | | фронтальная | Знать памятку «Как писать сочинение» | Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени; правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени | Уметь создавать собственный текст заданного типа |
33-34. | 18-19. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий наст. вр. Цель: ознакомление уч-ся с образованием и написанием страд. прич. наст. вр., формирование навыков написания суффиксов страд. прич. наст. вр. | 2 | | Коллективная. индивидуальная | Знать способы образования страдательных причастий наст. вр. | Уметь выполнять роль консультанта уроке-практикуме по изученной теме |
35. | 20. Страдательные причастия прошедшего времени. Цель: знакомство со способами образования страд. прич. прош.вр. и написанием их суффиксов; формирование навыка написания прич. прош. вр. | 1 | | Коллективная индивидуальная | Знать способы образования страдательных причастий прош. вр. | |
36. | 21. Гласная перед Н в полных и кратких страд. причастиях. Цель: ознакомление уч-ся с условиями выбора гласной перед Н и НН в прич. и отглаг. прил.; формирование навыка написания гласной перед Н и НН в прич. и отглагольными прил. | 1 | | Коллективная индивидуальная | Знать о правописании гласных в суффиксах страдательных прич. | Уметь выбрать необходимую орфограмму | |
37-38 | 22-23. Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных. Цель: формирование навыка написания Н, НН в суффиксах страд. прич. прош. вр. и отглаг. прил. | 2 | | Коллективная индивидуальная | Знать о правописании Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и прилаг., образованных от глаголов; Н в кратких причастиях. | Уметь определять написание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий полных и кратких форм | Уметь объяснять партнеру характер допущенных ошибок, анализировать языковые единицы, явления |
39-40. | 24-25. Н и НН в суффиксах кратких страд. причастий и в кратких отглагольных прилаг. Цель: показать различие в написании крат. страд. прич. и крат. прил.; формирование умения отличать крат. страд. прич. от крат. прил., навыка написания Н, НН в них. | 2 | | Коллективная индивид. |
41-42. | 26-27 (Р/Р) Выборочное изложение (упр.130) | 2 | | фронтальный | | Уметь определять границы текста для выборочного пересказа, продумать его композицию, адекватно передать содержание |
43 | 28. Морфологический разбор причастия. Цель: познакомить уч-ся с порядком морфологического разбора прич.; отработать умение разбирать прич. морфологически | 1 | | Коллективная индивидуальная | Знать порядок морфологического разбора причастия. | Уметь делать морфологический разбор причастий | |
44-45. | 29-30. Контрольный диктант №2 по теме «Причастие» Анализ, работа над ошибками. | 2 | | | | | |
46-48 | 31-33. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Цель: познакомить уч-ся с правилом написания НЕ с прич.; формирование навыка написания частицы и приставки НЕ в прич. | 2 | | Коллективная индивидуальная | Знать условия слитного и раздельного употребления НЕ с причастиями | Уметь определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | |
49-50 | 34-35. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страд. причастий прош. времени. Цель: познакомить уч-ся с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страд. прич. прош. вр.; формирование навыка написания гласной после шипящих в суффиксах страд. прич. прош. вр. | 2 | | Коллективная индивидуальная | Знать условия выбора букв после шипящих в суффиксах страд. прич. прош. вр. | Уметь применять орфограмму применительно к разным частям речи и разным морфемам | |
51-52. | 36-37. (Р/Р) Сочинение-описание внешности человека (упр.145-146) | 2 | | Коллективная | Знать структуру сочинения-описания | Уметь выбирать языковые средства в зависимости от темы текста и основной мысли | |
53 | 38. Повторение изученного. Тест Цель: систематизация знаний о причастии | 1 | | Коллектив. индивидуальная | Знать теоретические сведения о причастии как части речи, орфографические и пунктуационные правила, изученные в данном разделе | Уметь правильно писать, произносить и употреблять в речи причастия | |
54-55. | 39. Контрольный диктант №3 по теме «Причастие» 40. Анализ диктанта, работа над ошибками. | 2 | | Коллективная |
Деепричастие (10 ч. + 2 ч. Р/Р) |
56. | 1. Деепричастие как часть речи. Цель: ознакомление с лекс. и грамм. значением дееприч.; формирование навыка разграничения основного и добавочного действия. | 1 | | Групповая, индивидуальная, парная коллективная | Знать глагольные и наречные признаки деепричастия, нормы употребления деепричастий в речи | Уметь находить деепричастия в тексте, употреблять деепричастия в речи | |
57-58. | 2-3. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Цель: дать понятие о дееприч. обороте, формирование навыка нахождения дееприч. оборота и выделение его запятыми. | 2 | | Групповая, индивидуальная, парная | Знать, что такое деепричастный оборот и правила выделения его запятыми на письме. | Уметь находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных оборотах | Уметь использовать конструкции с деепричастными оборотам в речи. |
59. | 4. Раздельное написание НЕ с деепричастиями. Цель: ознакомление с правилом написания НЕ с дееприч. | 1 | | Групповая, индивидуальная, парная | Знать правило написания НЕ с деепричастиями. | Уметь сопоставлять правописание НЕ с деепричастиями, причастиями и глаголами | |
60-61. | 5-6. Деепричастия несовершенного вида. Цель: ознакомление со способами образования дееприч. несов. вида. | 2 | | Групповая, индивидуальная, парная коллективная | Знать способы образования деепричастий | Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид, применять орфограмму «Гласная перед суффиксом деепричастия» | |
62. | 7. Деепричастия совершенного вида. Цель: ознакомление со способами образования дееприч. сов. вида. | 1 | | Групповая, индивидуальная, парная |
63-64. | 8-9. (Р/Р) Сочинение-рассказ по картине С.Григорьева «Вратарь». | 2 | | | Знать приемы систематизации материала | Уметь излагать мысли на заданную тему |
65. | 10. Морфологический разбор деепричастия. Повторение. Цель: обобщение и систематизация сведений о дееприч. и дееприч. обороте; выработка практического умения находить дееприч. обороты и ставить знаки препинания при них. | 1 | | Групповая, индивидуальная, парная коллективная Групповая, индивидуальная, парная. коллективная | Знать порядок морфологического разбора деепричастия. | Уметь обобщать и систематизировать знания, выполнять морфологический разбор деепричастия | Уметь применять знания в речевой практике общения |
Знать морфологические признаки, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи и применять знания |
66-67. | 11. Контрольный диктант №4 по теме «Деепричастие» 12. Анализ диктанта, работа над ошибками. | 2 | | | Знать морфологические признаки, орфографию деепр. | Уметь применять пунктуационные правила | |
Наречие ( 26 ч. + 5 ч. Р/Р) |
68. | 1. Наречие как часть речи. Цель: показать общее значение, морфологич.. признаки и синтаксич. роль наречий; формирование умения находить наречия в тексте, определять их синтаксич. роль в предложении, в тексте для «живописания действий». | 1 | | коллективная | Знать общее значение, морфологич. признаки и синтаксич. роль наречий. | Уметь опознавать наречия в сл/соч и предложении на основе учета их грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли в предложении | |
69-70. | 2-3. Смысловые группы наречий. Цель: показать значения, выражаемые наречиями; формирование умения находить в тексте наречия и определять их значения. | 2 | | коллективная индивидуальная | Знать значения, выражаемые наречиями. | Уметь находить в тексте наречия и определять их значения. | |
71. | 4. Степени сравнения наречий. Цель: познакомить уч-ся со способами образования сравнит. и превосх. степени наречий, синтаксич. ролью наречий, формирование умения образовывать наречия сравнит. степени, определять их синтак-сич. роль, отличать сравнит. степень наречия от сравнит. степени прилаг. | 1 | | коллективная индивидуальная, групповая | Знать способы образования сравнит. и превосх. степени наречий, синтаксич. роль наречий в предлож. | Уметь образовывать наречия сравнит. степени, определять их синтаксич. роль, отличать сравнит. степень наречия от сравнит. степени прилаг. | |
72. | 5. Морфологический разбор наречия. Цель: познакомить уч-ся с планом и образцом морфологического разбора наречия как части речи; формирование умения определять граммат. признаки наречия в морфологическом разборе. | 1 | | коллективная индивидуальная, групповая | Знать план и образец морфологического разбора наречия как части речи. | Уметь характеризовать наречие как неизменяемую часть речи, соотносимую с сущ., прилаг., числит., глаголами | |
73-74. | 6-7. Тест. Анализ, работа над ошибками. | 2 | | | | | |
75-76. | 8-9. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о,е. Цель: формирование навыка написания НЕ с наречиями. | 2 | | коллективная индивидуальная | Знать условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с наречиями | Уметь применять на практике изученное правило | |
77. | 10. Урок-практикум. Употребление Не с разными частями речи. Тест. | 1 | | | | | |
78-79. | 11-12. Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Цель: показать условия выбора на письме буквы Е в приставке НЕ- и буквы И в приставке НИ-; формирование навыка написания НЕ и НИ в наречиях и других частях речи. | 2 | | коллективная индивидуальная | Знать условия выбора на письме буквы Е в приставке НЕ- и буквы И в приставке НИ-. | Уметь писать НЕ и НИ с разными частями речи | |
80-81. | 13-14.Н и НН в наречиях на –о, -е. Цель: формирование навыка написания Н и НН в наречиях на –о, -е. | 2 | | коллективная индивидуальная | Знать условия выбора написания Н и НН | Уметь писать слова с Н и НН | |
82-83. | 15-16. (Р/Р) Описание действий. Сочинение о труде «Учимся работать» (упр.240) | 2 | | коллективная индивидуальная | | Уметь писать сочинение-описание действий |
84. | 17. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Цель: познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв О и Е после шипящих на конце наречий; формирование навыка написания О и Е после шипящих в разных частях слова. | 1 | | коллективная индивидуальная | Знать условия выбора и написания букв О и Е после шипящих на конце наречий. | Уметь писать О и Е после шипящих в разных частях слова и разных частях речи | |
85. | 18. Буквы О и А на конце наречий. Цель: формирование навыка написания букв А и О на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-. | 1 | | коллективная индивидуальная | Знать условия написания суффиксов наречий | Уметь писать наречия с суффиксами –О и -А | |
86-87-88. | 19-20-21. (Р/Р) Контрольное изложение №1 | 3 | | | | Уметь писать подробное изложение |
89-90. | 22-23. Дефис между частями слова в наречиях. Цель: формирование навыка написания дефиса в наречиях. | 2 | | коллективная индивидуальная | Знать о постановке дефиса в наречиях и других частях речи | Уметь различать слитные, дефисные и раздельные написания наречий | |
91-92. | 24-25. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от сущ. и колич. местоимений Цель: формирование навыка слитного и раздельного написания приставок в наречиях. | 2 | | коллективная индивидуальная | | Уметь грамотно писать наречия | |
93-94. | 26-27. Ь после шипящих на конце наречий. Цель: формирование навыка написания Ь после шипящих на конце наречий. | 2 | | | Знать условия выбора написания Ь в наречиях и других частях речи после шипящих | Уметь писать слова с основой на шипящий | |
95-96. | 28-29. Повторение. Цель: систематизация и обобщение знаний о наречии. | 2 | | Групповая, индивидуальная, парная. коллективная | Знать изученный материал | Уметь применять знания на практике | |
97-98. | 30-31. Контрольный диктант № 5 по теме «Наречие» Анализ, работа над ошибками. | 2 | | индивидуал. | | | |
Категория состояния (3 ч.) |
99-100. | 1-2. Категория состояния как часть речи. | 2 | | коллективная индивидуальная | Знать о категории состояния как о самостоятельной части речи | Уметь отличать категорию состояния от прилагательных и наречий | |
101. | 3. Морфологический разбор категории состояния. | 1 | | коллективная индивидуальная | Знать порядок морфологического разбора | Уметь разбирать категорию состояния как часть речи | |
Служебные части речи. Предлог (10+2 Р/Р ч.) |
102. | 1. Самостоятельные и служебные части речи . Предлог как часть речи. Цель: показать предлог как служебную часть речи, отличие его от омонимичных приставок; роль предлога в сл/соч и в предложении; формирование умения различать предлоги и приставки, определять роль предлогов в сл/соч и в предложении. | 1 | | коллективная индивидуальная | Знать самостоятельные и служебные части речи | Уметь определять морфологическую природу слова | |
Знать предлог как служебную часть речи, отличие его от омонимичных приставок; роль предлога в сл/соч и в предложении. | Уметь различать предлоги и приставки, определять роль предлогов в сл/соч и в предложении. | |
103. | 2. Употребление предлогов. Цель: познакомить уч-ся с многозначностью предлога, способностью предлога в разных сл/соч выражать разные отношения, употреблением предлога с сущ., местоим., числ.; формирование умения правильно употреблять предлоги. | 1 | | коллективная индивидуальная | Знать о многозначности предлога, способности предлога в разных сл/соч выражать разные отношения, употреблении предлога с сущ., местоим., числ. | Уметь употреблять предлоги в сл/соч со связью предложного управления, пользоваться предлогами-синонимами и многозначными предлогами для выражения различных смысловых отношений | |
104. | 3. Непроизводные и производные предлоги. Цель: познакомить уч-ся с непроизводными и производными предлогами, с приемами отграничения их от омонимичных частей речи; формирование умений отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно употреблять производные предлоги в речи. | 1 | | коллективная индивидуальная | Знать производные и непроизводные предлоги, соотносимые с формами других частей речи. | Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно употреблять производные предлоги в речи. | |
105. | 4. Простые и составные предлоги. Цель: знакомство с простыми и составными предлогами. | 1 | | коллективная | Знать простые и составные предлоги. | | |
106. | 5. Морфологический разбор предлога. Цель: знакомство с порядком и образцом морфологического разбора предлогов; отработка умения разбирать морфологически предлоги. | 1 | | коллективная индивидуальная | Знать порядок и образец морфологического разбора предлога. | Уметь разбирать морфологически предлоги. | |
107-108 | 6-7. (Р/Р) Контрольное сочинение№1 по картине (Упр. 307) | 2 | | | | | |
109-111 | 8-9-10. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Тест. | 3 | | коллективная индивидуальная | Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов. | Уметь верно писать производные предлоги | |
112. | 11. Повторение по теме «Предлог». Тест. Цель: познакомить уч-ся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; формировать умение правильно писать предлоги; систематизация знаний о предлоге. | 1 | | | | | |
113. | 12. Контрольный диктант № 6 по теме «Предлог». | 1 | | индивидуальная | | | |
Союз (12 ч. + 2 ч. Р/Р) |
114. | 1. Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Цель: показать союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте; формирование умения определять роль союзов, знаки препинания при них. | 1 | | Коллективная Групповая, | Знать союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте. | Уметь различать союзы и предлоги | |
Знать простые и составные союзы. | |
115. | 2. Союзы сочинительные и подчинительные. Цель: познакомить уч-ся с делением союзов на сочинит. и подчинит. и их назначением. | 1 | | Коллективная Групповая, индивидуальная | Знать о делении союзов на сочинит. и подчинит. и их назначении. | | |
116-117. | 3-4. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Цель: формировать умение подстановки запятой в сложном предложении. | 2 | | Коллективная Групповая, индивидуальная | Знать о постановке запятой в сложном предложении. | Уметь различать сложные предложения и предложения с однородными членами (особенно с союзом И) и правильно ставить знаки препинания между ними; различать виды связи (сочинительную и подчинительную), интонационно выделять различные синтаксические конструкции. | |
118-119. | 5-6. Сочинительные союзы. Цель: познакомить уч-ся с группами сочинит. союзов и их назначением; формирование навыка различения сочинит. союзов, употребленных для связи связного текста. | 2 | | Коллективная Групповая, индивидуальная | Знать группы сочинит. союзов и их назначение. |
120. | 7. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза Цель: познакомить с группами подчинит. союзов, показать их назначение; формирование навыка постановки запятой в сложном предложении, части которого соединены подчинит. союзами. | 1 | | Коллективная Групповая, индивидуальная | Знать группы подчинит. союзов, их назначение. |
Знать порядок морфологического разбора союза. | Уметь разбирать союз как часть речи | |
121-122. | 8-9. (Р/Р) Сочинение- рассуждение «Книга – наш друг и советчик» (упр.343) | 2 | | Коллективная Групповая, индивидуальная | Знать структуру текста-рассуждения | Уметь писать сочинение-рассуждение на заданную тему |
123-124. | 10-11. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Цель: показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий и местоим. с частицами то, же, бы; формирование навыка написания союзов также, тоже, чтобы, зато. | 2 | | Коллективная Групповая, индивидуальная | Знать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий и местоим. с частицами то, же, бы. | Уметь писать союзы и омонимичные части речи | |
125. | 12. Повторение. Тест. Цель: повторить теоретические и практические сведения о союзе как части речи. | 1 | | Коллективная Групповая, индивидуальная | Знать изученный материал | | |
126-127. | 13-14. Контрольный диктант №7 по теме «Союз» Анализ диктанта, работа над ошибками. | 2 | | Фронтальная | | | |
Частица (18 ч. + 4 ч. Р/Р) |
128. | 1. Частица как часть речи. Цель: показать отличие частиц от знаменательных частей речи, сходство и отличие от служебных частей речи. | 1 | | Коллективная Групповая, | Знать об отличии частиц от знаменательных частей речи, о сходстве и отличии от служебных частей речи. | Уметь отличать частицы от других частей речи | |
129. | 2. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Цель: закрепить знания о частице; дать понятие о роли формообразующих частиц; отработка умения распознавать формообразующие частицы. | 1 | | Коллективная Групповая | Знать формообразующие частицы | Уметь распознавать формообразующие частицы. | |
130-131. | 3-4. Смысловые частицы. Цель: дать понятие о модальных частицах; показать богатство оттенков значений модальных частиц; формирование умения различать оттенки значения частниц. | 2 | | Коллективная Групповая | Знать модальные частицы; богатство оттенков значений модальных частиц. | Уметь различать оттенки значения частниц. | |
132-133. | 5-6. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы Цель: знакомство уч-ся с дефисным частиц, -то, -ка; закрепление сведений о модальных частицах. Познакомить уч-ся с порядком разбора частиц; формирование умения определять грамм. признаки частниц. | 2 | | Коллективная Групповая | Знать о раздельном и дефисном написании частиц Знать порядок разбора частицы | Уметь писать частицы Уметь определять грамм. признаки частиц. | |
134-135. | 7-8. (Р/Р) Сочинение - устное выступление по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» (упр.381). | 2 | | индивидуальная | | Уметь написать сочинение и выступить с ним перед классом |
136-137. | 9-10. Отрицательные частицы НЕ и НИ. Цель: дать понятие о роли отрицательных частиц НЕ и НИ; формирование умения определять смысловые значения частиц НЕ и НИ. | 2 | | Групповая, индивидуальная, парная | Знать отрицательные частицы, их роль и смысловые значения. | Уметь правильно писать слова с частицами НЕ и НИ | |
138-139. | 11-12. Различение частицы и приставки НЕ-. Тест Цель: закрепление правила написания НЕ с разными частями речи; формирование умения систематизировать и обобщать изученное ранее (слитно-раздельное написание НЕ, выделение значимых частей слова). | 2 | | Коллективная индивидуальная | Знать правила написания НЕ с разными частями речи. | Уметь систематизировать и обобщать изученное ранее (слитно-раздельное написание НЕ, выделение значимых частей слова). | |
140-141. | 13-14. Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ. Цель: показать различие частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ- формирование умения различать и правильно писать НИ – частицу, союз, приставку. | 2 | | Коллективная индивидуальная | Знать правила написания НИ с разными частями речи. | Уметь различать и правильно писать НИ – частицу, союз, приставку. | |
142-145. | 15-16-17-18. Повторение. Тест Цель: обобщение и систематизация знаний о частицах; закрепление навыков написания частиц; отработка умения правильного написания частиц. | 4 | | Коллективная индивидуальная | | Уметь правильно писать частицы. | |
146-147. | 19-20. Контрольный диктант № 8 по теме «Частица». Анализ диктанта, работа над ошибками. | 2 | | фронтальная | | | |
148-149. | 21-22 (Р/Р) Контрольное изложение №2 | 2 | | | | | |
Междометие (2 ч.) |
150-151. | 1-2. Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. Цель: знакомство с междометием как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи, формирование умения отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи, дефисного написания междометий и постановки знаков препинания в предложениях с междометиями. | 2 | | Коллективная индивид. | Знать о междометии как части речи, назначении в языке, употреблении в роли других частей речи, о дефисном написании междометий и о постановке знаков препинания в предложениях с междометиями. | Уметь употреблять междометия в роли других частей речи Уметь отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи, писать междометия и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями. | |
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (17+2Р/Р) |
152-153. | 1-2. Разделы науки о языке. | 2 | | | | | |
154-155. | 3-4. (Р/Р) Контрольное сочинение №2 | 2 | | | | | |
156-157. | 5-6. Фонетика. Графика Тест. | 2 | | | | | |
158-159. | 7-8. Лексика. Фразеология. Тест. | 2 | | | | | |
160-161. | 9-10. Морфемика. Словообразование. Тест. | 2 | | | | | |
162-163. | 11-12. Переводной контрольный диктант №9 Анализ диктанта, работа над ошибками. | 2 | | | | | |
164-166. | 13-14-15. Морфология. Орфография. Тест. | 3 | | | | | |
167-168. | 16-17. Синтаксис. Пунктуация. | 2 | | | | | |
169-170. | 18-19. Итоговый тест за курс 7 кл. | 2 | | | | | |