Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Фаустовская средняя общеобразовательная школа»
| УТВЕРЖДЕНА приказом от __________ № _______ |
Рабочая программа
учебного предмета «Русское речевое общение»
(базовый уровень)
для 10 класса
Составитель:
Лачкова Л. Н., учитель русского языка и литературы
г. Воскресенск
2016 год
Рабочая программа учебного предмета «Русское речевое общение» составлена в соответствии с
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования / Министерство образования и науки РФ (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года)
- основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Фаустовской СОШ», на основе авторской программы Шаталовой В. М., Зубакиной О. Н.- М.: изд-во МГОУ, 2005г., без изменений.
На изучение курса «Русское речевое общение» в 10 классе отводится 34 ч. (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Русское речевое общение» в 10 классе обучающиеся должны знать/ владеть:
грамматической правильной, точной, логичной, выразительной, уместной и целесообразной речью;
правила языковой и стилистической нормы, человека, способного на этой основе оценить свою и чужую речь, исправить ошибки и недочеты;
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
осмысливать тему высказывания и строго соблюдать её границы;
подчинять своё высказывание основной мысли;
составлять план высказывания;
отбирать материал, касающийся темы высказывания;
излагать материал логически последовательно;
выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами;
совершенствовать своё высказывание;
собирать материал из различных источников и систематизировать его;
строить своё высказывание в определённой жанрово-композиционной форме;
соблюдать стилевое единство текста;
использовать эмоционально-экспрессивные и синонимические средства языка;
кратко записывать основное содержание текста;
строить устное публицистическое высказывание в композиционной форме, специфичной для устной речи;
свободно пользоваться теоретическим и практическим материалом по культуре речи, соблюдая правила русского красноречия, т.е. человека, умеющего анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию и тактику речевого поведения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях;
– обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;
– уточнения в словарях значений непонятных слов, норм написания и произношения;
– владения нормами произношения и правописания слов, интонационного и пунктуационного оформления предложений;
– овладения нормами русского речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, благодарность, поздравление); в ситуациях повседневного и учебного общения.
Содержание учебного курса «Русское речевое общение»
(34 часа)
Тема 1. Речевое общение и речевое воздействие - 2 ч.
Речь: понимание, восприятие, воспроизведение и порождение русской речи. Язык – важнейшее средство человеческого общения. Русский национальный язык. Русский язык как государственный язык Российской Федерации.
Тема 2. Язык и речь. Основные виды речевой деятельности. Речевое поведение, речевая этика, речевой этикет – 2 ч.
Речевой акт. Речевая роль.Основные формы речи. Сферы и среды речевого общения. Речевая ситуация (говорящий–слушающий; пишущий–читающий; предмет речи; условия речевого общения). Речевое поведение, речевая этика, речевой этикет.
Тема 3. Текст как результат речевой деятельности – 8 ч.
Текст – феномен речевого общения. Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связность, тема и др.).
Текст как смысловое и структурное единство.
Структурно-семантическая и коммуникативная организация текста. Функциональные стили и типы речи.
Отбор и организация языковых средств с учетом содержания, цели, адресата, формы речи, условий общения: речевые и языковые особенности текстов отдельных стилей (разговорного, официально-делового, научного, публицистического, художественного). Жанры текстов разных стилей.
Тема 4. Культура речевого общения – 6 ч.
Владение нормами литературного языка: орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими, правописной (орфографической и пунктуационной) и стилистическими. Владение коммуникативными качествами речи: умениями и навыками грамматически правильно, точно, логично, выразительно, уместно, целесообразно излагать свои мысли на русском языке во всех видах речевой деятельности.
Тема 5. Устный русский текст. Общая характеристика – 2 ч.
Звуковая организация текста. Интонация как средство передачи смысла и его эмоциональных характеристик.
Словесное и логическое ударение. Невербальные средства общения (жест, мимика). Обиходно-разговорный устный текст.
Тема 6. Письменный русский текст – 4 ч.
Официально-деловой, научный, публицистический, художественный текст как отражение национальной жизни и культуры в прошлом и настоящем, как средство сохранения непреходящих ценностей культуры в будущем. Жанры текстов.
Тема 7. Литература как вид словесного (речевого) искусства – 1 ч.
Художественный текст: поэтический, прозаический, драматический.
Тема 8. Монологические и диалогические формы речи и текста – 3 ч.
Беседа, спор (полемика), дискуссия, публичное выступление.
Тема 9. Вторичный текст. Учебно-интеллектуальные цели создания текстов: план, конспект, тезисы, реферат, аннотация, обзор – 4 ч.
Практических работ - 1
Тематическое планирование.
№ раздела | Наименование раздела | Количество часов | Номера уроков |
1 | Введение: учимся учиться | 1 | № 1 |
2 | Речевое общение и речевое воздействие. | 2 | № 2 - № 3 |
3 | Язык и речь | 4 | № 4 -№ 7 |
4 | Текст как результат речевой деятельности | 4 | № 8- № 11 |
5 | Культура речевого общения | 10 (8+2) | № 12- № 21 |
6 | Устный русский текст. Общая характеристика. | 2 | № 22 - № 23 |
7 | Письменный русский текст | 2 | № 24 - № 25 |
8 | Литература как вид словесного искусства. | 1 | № 26 |
9 | Монологические и диалогические формы речи. | 4 (3+1) | № 27 – №30 |
10 | Вторичный текст. Учебно-интеллектуальные цели создания текстов. | 4 | № 31 - № 34 |
Итого | | 34 | |
Календарно - тематический план
по русскому речевому общению (10 класс)
на 2016-2017 учебный год.
№ уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Введение: учимся учиться (1 ч.) |
-
| 1 | Вступительное занятие. Требования к составлению библиографической справки. Виды оформления рабочих записей. | 01.09.-07.09 | |
Речевое общение и речевое воздействие (2 ч.) |
-
| 1 | Речь: понимание, восприятие, порождение русской речи | 08.09.-14.09. | |
-
| 2 | Язык - важнейшее средство человеческого общения. Русский национальный язык. Русский язык как государственный язык РФ | 15.09.-21.09. | |
Язык и речь. Основные виды речевой деятельности (4ч.) |
-
| 1 | Основные виды речевой деятельности. | 22.09.-28.09. | |
-
| 2 | Речевое поведение. | 29.09.-05.10. | |
-
| 3 | Речевая этика. | 06.10.-18.10. | |
-
| 4 | Речевой этикет. | 19.10.-25.10. | |
Текст как результат речевой деятельности (4ч.) |
-
| 1 | Текст как результат речевой деятельности. Основные признаки текста. Текст как смысловое и структурное единство. | 26.10.-01.11. | |
-
| 2 | Функциональные стили и типы речи. | 02.11.-08.11. | |
-
| 3 | Анализ текстов научного и официально-делового стилей. | 09.11.-15.11. | |
-
| 4 | Речевые и языковые особенности текстов отдельных стилей. Анализ текстов. | 16.11.-28.11 | |
Культура речевого общения (10 ч.) |
-
| 1 | Нормы литературного языка. | 29.11.-05.12. | |
-
| 2 | Орфоэпические, лексические, словообразовательные нормы. | 06.12.-12.12 | |
-
| 3 | Морфологические, грамматические и синтаксические нормы. | 13.12.-19.12. | |
-
| 4 | Типовые речевые формы текстов | 20.12.-26.12. | |
-
| 5 | Функциональные стили и типы речи. Лексические, морфологические и синтаксические особенности, цели, речевые ситуации, жанры. | 27.12.-09.01. | |
-
| 6 | Функциональные стили и типы речи. Лексические, морфологические и синтаксические особенности, цели, речевые ситуации, жанры | 10.01.-16.01. | |
-
| 7 | Функциональные стили и типы речи. Лексические, морфологические и синтаксические особенности, цели, речевые ситуации, жанры | 17.01.-23.01. | |
-
| 8 | Анализ текста М. Ю. Лермонтова «Панорама Москвы». | 24.01.-30.01. | |
-
| 9 | Комплексный анализ текстов о Москве. | 31.01.-06.02. | |
-
| 10 | Обобщающее занятие по теме «Нормы речи». | 07.02.-13.02 | |
Устный русский текст. Общая характеристика (2 ч.) |
-
| 1 | Звуковая организация текста. Интонация как средство передачи смысла и его эмоциональных характеристик. | 14.02.-20.02. | |
-
| 2 | Словесное и логическое ударение. Невербальные средства общения. Обиходно-разговорный устный текст. | 27.02.-03.03 | |
Письменный русский текст (2 ч.) |
-
| 1 | Письменный русский текст как отражение национальной жизни и культуры в прошлом и настоящем, как средство сохранения непреходящих ценностей культуры в будущем. | 06.03.-10.03. | |
-
| 2 | Комплексный анализ публицистического текста | 13.03.-17.03. | |
Литература как вид словесного искусства (1 ч.) |
-
| 1 | Художественный текст: поэтический, прозаический, драматический. | 20.03.-24.03. | |
Монологические и диалогические формы речи и текста (4 ч.) |
-
| 1 | Беседа | 27.03.-31.03. | |
-
| 2 | Спор (полемика). Дискуссия. | 03.04.-07.04. | |
-
| 3 | Публичное выступление. | 10.04.-20.04. | |
-
| 4 | Практическая работа. Защита проектной работы «Лексические и изобразительно-выразительные средства языка», «типология текстов и функциональные стили речи». | 21.04.-27.04. | |
Вторичный текст. Учебно-интеллектуальные цели создания текстов (4 ч.) |
-
| 1 | План | 28.04.-04.05. | |
-
| 2 | Конспект. | 05.05.-11.05. | |
-
| 3 | Тезисы | 12.05.-18.05. | |
-
| 4 | Реферат. Аннотация. Подведение итогов года. | 19.05.-25.05. | |
| | уроков повторения | практических работ | развитие речи |
По программе | 34 | 1 | 1 | - |
Выполнено | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________ / ______________ /
«______» ______________2016г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол № 1 от «____августа 2016г.
Руководитель ШМО
_____________ /_______________./