СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому речевому общению

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому речевому общению

Просмотр содержимого документа
«s638126_0»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Фаустовская средняя общеобразовательная школа»




УТВЕРЖДЕНА

приказом от __________ № _______










Рабочая программа

учебного предмета «Русское речевое общение»

(базовый уровень)

для 10 класса















Составитель:

Лачкова Л. Н., учитель русского языка и литературы








г. Воскресенск

2016 год


Рабочая программа учебного предмета «Русское речевое общение» составлена в соответствии с

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования / Министерство образования и науки РФ (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года)

- основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Фаустовской СОШ», на основе авторской  программы Шаталовой В. М., Зубакиной О. Н.- М.: изд-во МГОУ, 2005г., без изменений.

На изучение курса «Русское речевое общение» в 10 классе отводится 34 ч. (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения курса «Русское речевое общение» в 10 классе обучающиеся должны знать/ владеть:

  • грамматической правильной, точной, логичной, выразительной, уместной и целесообразной речью;

  • правила языковой и стилистической нормы, человека, способного на этой основе оценить свою и чужую речь, исправить ошибки и недочеты;


В результате изучения курса учащиеся должны уметь:


  • осмысливать тему высказывания и строго соблюдать её границы;

  • подчинять своё высказывание основной мысли;

  • составлять план высказывания;

  • отбирать материал, касающийся темы высказывания;

  • излагать материал логически последовательно;

  • выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами;

  • совершенствовать своё высказывание;

  • собирать материал из различных источников и систематизировать его;

  • строить своё высказывание в определённой жанрово-композиционной форме;

  • соблюдать стилевое единство текста;

  • использовать эмоционально-экспрессивные и синонимические средства языка;

  • кратко записывать основное содержание текста;

  • строить устное публицистическое высказывание в композиционной форме, специфичной для устной речи;

  • свободно пользоваться теоретическим и практическим материалом по культуре речи, соблюдая правила русского красноречия, т.е. человека, умеющего анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию и тактику речевого поведения.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях;

– обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;

– уточнения в словарях значений непонятных слов, норм написания и произношения;

– владения нормами произношения и правописания слов, интонационного и пунктуационного оформления предложений;

– овладения нормами русского речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, благодарность, поздравление); в ситуациях повседневного и учебного общения.




Содержание учебного курса «Русское речевое общение»

(34 часа)

Тема 1. Речевое общение и речевое воздействие - 2 ч.

Речь: понимание, восприятие, воспроизведение и порождение русской речи. Язык – важнейшее средство человеческого общения. Русский национальный язык. Русский язык как государственный язык Российской Федерации.

Тема 2. Язык и речь. Основные виды речевой деятельности. Речевое поведение, речевая этика, речевой этикет – 2 ч.

Речевой акт. Речевая роль.Основные формы речи. Сферы и среды речевого общения. Речевая ситуация (говорящий–слушающий; пишущий–читающий; предмет речи; условия речевого общения). Речевое поведение, речевая этика, речевой этикет.

Тема 3. Текст как результат речевой деятельности – 8 ч.

Текст – феномен речевого общения. Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связность, тема и др.).

Текст как смысловое и структурное единство.

Структурно-семантическая и коммуникативная организация текста. Функциональные стили и типы речи.

Отбор и организация языковых средств с учетом содержания, цели, адресата, формы речи, условий общения: речевые и языковые особенности текстов отдельных стилей (разговорного, официально-делового, научного, публицистического, художественного). Жанры текстов разных стилей.

Тема 4. Культура речевого общения – 6 ч.

Владение нормами литературного языка: орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими, правописной (орфографической и пунктуационной) и стилистическими. Владение коммуникативными качествами речи: умениями и навыками грамматически правильно, точно, логично, выразительно, уместно, целесообразно излагать свои мысли на русском языке во всех видах речевой деятельности.

Тема 5. Устный русский текст. Общая характеристика – 2 ч.

Звуковая организация текста. Интонация как средство передачи смысла и его эмоциональных характеристик.

Словесное и логическое ударение. Невербальные средства общения (жест, мимика). Обиходно-разговорный устный текст.

Тема 6. Письменный русский текст – 4 ч.

Официально-деловой, научный, публицистический, художественный текст как отражение национальной жизни и культуры в прошлом и настоящем, как средство сохранения непреходящих ценностей культуры в будущем. Жанры текстов.

Тема 7. Литература как вид словесного (речевого) искусства – 1 ч.

Художественный текст: поэтический, прозаический, драматический.

Тема 8. Монологические и диалогические формы речи и текста – 3 ч.

Беседа, спор (полемика), дискуссия, публичное выступление.

Тема 9. Вторичный текст. Учебно-интеллектуальные цели создания текстов: план, конспект, тезисы, реферат, аннотация, обзор – 4 ч.








Практических работ - 1

Тематическое планирование.


раздела

Наименование раздела

Количество часов

Номера уроков

1

Введение: учимся учиться

1

№ 1

2

Речевое общение и речевое воздействие.

2

№ 2 - № 3

3

Язык и речь

4

№ 4 -№ 7

4

Текст как результат речевой деятельности

4

№ 8- № 11

5

Культура речевого общения

10 (8+2)

№ 12- № 21

6

Устный русский текст. Общая характеристика.

2

№ 22 - № 23

7

Письменный русский текст

2

№ 24 - № 25

8

Литература как вид словесного искусства.

1

№ 26

9

Монологические и диалогические формы речи.

4 (3+1)

№ 27 – №30

10

Вторичный текст. Учебно-интеллектуальные цели создания текстов.

4

№ 31 - № 34

Итого


34




Календарно - тематический план

по русскому речевому общению (10 класс)

на 2016-2017 учебный год.

уроков по порядку

урока в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Введение: учимся учиться (1 ч.)

1

Вступительное занятие. Требования к составлению библиографической справки. Виды оформления рабочих записей.

01.09.-07.09


Речевое общение и речевое воздействие (2 ч.)

1

Речь: понимание, восприятие, порождение русской речи

08.09.-14.09.


2

Язык - важнейшее средство человеческого общения. Русский национальный язык. Русский язык как государственный язык РФ

15.09.-21.09.


Язык и речь. Основные виды речевой деятельности (4ч.)

1

Основные виды речевой деятельности.

22.09.-28.09.


2

Речевое поведение.

29.09.-05.10.


3

Речевая этика.

06.10.-18.10.


4

Речевой этикет.

19.10.-25.10.


Текст как результат речевой деятельности (4ч.)

1

Текст как результат речевой деятельности. Основные признаки текста. Текст как смысловое и структурное единство.                                                               

26.10.-01.11.


2

Функциональные стили и типы речи.

02.11.-08.11.


3

Анализ текстов научного и официально-делового стилей.

09.11.-15.11.


4

Речевые и языковые особенности текстов отдельных стилей. Анализ текстов.

16.11.-28.11


Культура речевого общения (10 ч.)

1

Нормы литературного языка. 

29.11.-05.12.


2

Орфоэпические, лексические, словообразовательные нормы.                                    

06.12.-12.12


3

Морфологические, грамматические и синтаксические нормы.

13.12.-19.12.


4

Типовые речевые формы текстов

 20.12.-26.12.


5

Функциональные стили и типы речи. Лексические, морфологические и синтаксические особенности, цели, речевые ситуации, жанры.

 27.12.-09.01.


6

Функциональные стили и типы речи. Лексические, морфологические и синтаксические особенности, цели, речевые ситуации, жанры

10.01.-16.01.


7

Функциональные стили и типы речи. Лексические, морфологические и синтаксические особенности, цели, речевые ситуации, жанры

 17.01.-23.01.


8

Анализ текста М. Ю. Лермонтова «Панорама Москвы».

24.01.-30.01.


9

Комплексный анализ текстов о Москве.

31.01.-06.02.


10

Обобщающее занятие по теме «Нормы речи».

07.02.-13.02


Устный русский текст. Общая характеристика (2 ч.)

1

Звуковая организация текста. Интонация как средство передачи смысла и его эмоциональных характеристик.

14.02.-20.02.


2

Словесное и логическое ударение. Невербальные средства общения. Обиходно-разговорный устный текст.

27.02.-03.03


Письменный русский текст (2 ч.)

1

Письменный русский текст как отражение национальной жизни и культуры в прошлом и настоящем, как средство сохранения непреходящих ценностей культуры в будущем.

06.03.-10.03.


2

Комплексный анализ публицистического текста

13.03.-17.03.


Литература как вид словесного искусства (1 ч.)

1

Художественный текст: поэтический, прозаический, драматический.

20.03.-24.03.


Монологические и диалогические формы речи и текста (4 ч.)

1

Беседа

27.03.-31.03.


2

Спор (полемика). Дискуссия.

03.04.-07.04.


3

Публичное выступление.                   

10.04.-20.04.


4

Практическая работа. Защита проектной работы «Лексические и изобразительно-выразительные средства языка», «типология текстов и функциональные стили речи».

21.04.-27.04.


Вторичный текст. Учебно-интеллектуальные цели создания текстов (4 ч.)

1

План

28.04.-04.05.


2

Конспект.

05.05.-11.05.


3

Тезисы

12.05.-18.05.


4

Реферат. Аннотация.   Подведение итогов года.                 

19.05.-25.05.




уроков повторения

практических работ

развитие речи

По программе

34

1

1

-

Выполнено







СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________ / ______________ /


«______» ______________2016г.




СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

протокол № 1 от «____августа 2016г.

Руководитель ШМО

_____________ /_______________./









Просмотр содержимого документа
«раб. пр. по реч.общ. для 10»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Фаустовская средняя общеобразовательная школа»




УТВЕРЖДЕНА

приказом от __________ № _______










Рабочая программа

учебного предмета «Русское речевое общение»

(базовый уровень)

для 10 класса















Составитель:

Лачкова Л. Н., учитель русского языка и литературы








г. Воскресенск

2016 год


Рабочая программа учебного предмета «Русское речевое общение» составлена в соответствии с

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования / Министерство образования и науки РФ (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года)

- основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Фаустовской СОШ», на основе авторской  программы Шаталовой В. М., Зубакиной О. Н.- М.: изд-во МГОУ, 2005г., без изменений.

На изучение курса «Русское речевое общение» в 10 классе отводится 34 ч. (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения курса «Русское речевое общение» в 10 классе обучающиеся должны знать/ владеть:

  • грамматической правильной, точной, логичной, выразительной, уместной и целесообразной речью;

  • правила языковой и стилистической нормы, человека, способного на этой основе оценить свою и чужую речь, исправить ошибки и недочеты;


В результате изучения курса учащиеся должны уметь:


  • осмысливать тему высказывания и строго соблюдать её границы;

  • подчинять своё высказывание основной мысли;

  • составлять план высказывания;

  • отбирать материал, касающийся темы высказывания;

  • излагать материал логически последовательно;

  • выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами;

  • совершенствовать своё высказывание;

  • собирать материал из различных источников и систематизировать его;

  • строить своё высказывание в определённой жанрово-композиционной форме;

  • соблюдать стилевое единство текста;

  • использовать эмоционально-экспрессивные и синонимические средства языка;

  • кратко записывать основное содержание текста;

  • строить устное публицистическое высказывание в композиционной форме, специфичной для устной речи;

  • свободно пользоваться теоретическим и практическим материалом по культуре речи, соблюдая правила русского красноречия, т.е. человека, умеющего анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию и тактику речевого поведения.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях;

– обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;

– уточнения в словарях значений непонятных слов, норм написания и произношения;

– владения нормами произношения и правописания слов, интонационного и пунктуационного оформления предложений;

– овладения нормами русского речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, благодарность, поздравление); в ситуациях повседневного и учебного общения.




Содержание учебного курса «Русское речевое общение»

(34 часа)

Тема 1. Речевое общение и речевое воздействие - 2 ч.

Речь: понимание, восприятие, воспроизведение и порождение русской речи. Язык – важнейшее средство человеческого общения. Русский национальный язык. Русский язык как государственный язык Российской Федерации.

Тема 2. Язык и речь. Основные виды речевой деятельности. Речевое поведение, речевая этика, речевой этикет – 2 ч.

Речевой акт. Речевая роль.Основные формы речи. Сферы и среды речевого общения. Речевая ситуация (говорящий–слушающий; пишущий–читающий; предмет речи; условия речевого общения). Речевое поведение, речевая этика, речевой этикет.

Тема 3. Текст как результат речевой деятельности – 8 ч.

Текст – феномен речевого общения. Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связность, тема и др.).

Текст как смысловое и структурное единство.

Структурно-семантическая и коммуникативная организация текста. Функциональные стили и типы речи.

Отбор и организация языковых средств с учетом содержания, цели, адресата, формы речи, условий общения: речевые и языковые особенности текстов отдельных стилей (разговорного, официально-делового, научного, публицистического, художественного). Жанры текстов разных стилей.

Тема 4. Культура речевого общения – 6 ч.

Владение нормами литературного языка: орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими, правописной (орфографической и пунктуационной) и стилистическими. Владение коммуникативными качествами речи: умениями и навыками грамматически правильно, точно, логично, выразительно, уместно, целесообразно излагать свои мысли на русском языке во всех видах речевой деятельности.

Тема 5. Устный русский текст. Общая характеристика – 2 ч.

Звуковая организация текста. Интонация как средство передачи смысла и его эмоциональных характеристик.

Словесное и логическое ударение. Невербальные средства общения (жест, мимика). Обиходно-разговорный устный текст.

Тема 6. Письменный русский текст – 4 ч.

Официально-деловой, научный, публицистический, художественный текст как отражение национальной жизни и культуры в прошлом и настоящем, как средство сохранения непреходящих ценностей культуры в будущем. Жанры текстов.

Тема 7. Литература как вид словесного (речевого) искусства – 1 ч.

Художественный текст: поэтический, прозаический, драматический.

Тема 8. Монологические и диалогические формы речи и текста – 3 ч.

Беседа, спор (полемика), дискуссия, публичное выступление.

Тема 9. Вторичный текст. Учебно-интеллектуальные цели создания текстов: план, конспект, тезисы, реферат, аннотация, обзор – 4 ч.








Практических работ - 1

Тематическое планирование.


раздела

Наименование раздела

Количество часов

Номера уроков

1

Введение: учимся учиться

1

№ 1

2

Речевое общение и речевое воздействие.

2

№ 2 - № 3

3

Язык и речь

4

№ 4 -№ 7

4

Текст как результат речевой деятельности

4

№ 8- № 11

5

Культура речевого общения

10 (8+2)

№ 12- № 21

6

Устный русский текст. Общая характеристика.

2

№ 22 - № 23

7

Письменный русский текст

2

№ 24 - № 25

8

Литература как вид словесного искусства.

1

№ 26

9

Монологические и диалогические формы речи.

4 (3+1)

№ 27 – №30

10

Вторичный текст. Учебно-интеллектуальные цели создания текстов.

4

№ 31 - № 34

Итого


34




Календарно - тематический план

по русскому речевому общению (10 класс)

на 2016-2017 учебный год.

уроков по порядку

урока в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Введение: учимся учиться (1 ч.)

1

Вступительное занятие. Требования к составлению библиографической справки. Виды оформления рабочих записей.

01.09.-07.09


Речевое общение и речевое воздействие (2 ч.)

1

Речь: понимание, восприятие, порождение русской речи

08.09.-14.09.


2

Язык - важнейшее средство человеческого общения. Русский национальный язык. Русский язык как государственный язык РФ

15.09.-21.09.


Язык и речь. Основные виды речевой деятельности (4ч.)

1

Основные виды речевой деятельности.

22.09.-28.09.


2

Речевое поведение.

29.09.-05.10.


3

Речевая этика.

06.10.-18.10.


4

Речевой этикет.

19.10.-25.10.


Текст как результат речевой деятельности (4ч.)

1

Текст как результат речевой деятельности. Основные признаки текста. Текст как смысловое и структурное единство.                                                               

26.10.-01.11.


2

Функциональные стили и типы речи.

02.11.-08.11.


3

Анализ текстов научного и официально-делового стилей.

09.11.-15.11.


4

Речевые и языковые особенности текстов отдельных стилей. Анализ текстов.

16.11.-28.11


Культура речевого общения (10 ч.)

1

Нормы литературного языка. 

29.11.-05.12.


2

Орфоэпические, лексические, словообразовательные нормы.                                    

06.12.-12.12


3

Морфологические, грамматические и синтаксические нормы.

13.12.-19.12.


4

Типовые речевые формы текстов

 20.12.-26.12.


5

Функциональные стили и типы речи. Лексические, морфологические и синтаксические особенности, цели, речевые ситуации, жанры.

 27.12.-09.01.


6

Функциональные стили и типы речи. Лексические, морфологические и синтаксические особенности, цели, речевые ситуации, жанры

10.01.-16.01.


7

Функциональные стили и типы речи. Лексические, морфологические и синтаксические особенности, цели, речевые ситуации, жанры

 17.01.-23.01.


8

Анализ текста М. Ю. Лермонтова «Панорама Москвы».

24.01.-30.01.


9

Комплексный анализ текстов о Москве.

31.01.-06.02.


10

Обобщающее занятие по теме «Нормы речи».

07.02.-13.02


Устный русский текст. Общая характеристика (2 ч.)

1

Звуковая организация текста. Интонация как средство передачи смысла и его эмоциональных характеристик.

14.02.-20.02.


2

Словесное и логическое ударение. Невербальные средства общения. Обиходно-разговорный устный текст.

27.02.-03.03


Письменный русский текст (2 ч.)

1

Письменный русский текст как отражение национальной жизни и культуры в прошлом и настоящем, как средство сохранения непреходящих ценностей культуры в будущем.

06.03.-10.03.


2

Комплексный анализ публицистического текста

13.03.-17.03.


Литература как вид словесного искусства (1 ч.)

1

Художественный текст: поэтический, прозаический, драматический.

20.03.-24.03.


Монологические и диалогические формы речи и текста (4 ч.)

1

Беседа

27.03.-31.03.


2

Спор (полемика). Дискуссия.

03.04.-07.04.


3

Публичное выступление.                   

10.04.-20.04.


4

Практическая работа. Защита проектной работы «Лексические и изобразительно-выразительные средства языка», «типология текстов и функциональные стили речи».

21.04.-27.04.


Вторичный текст. Учебно-интеллектуальные цели создания текстов (4 ч.)

1

План

28.04.-04.05.


2

Конспект.

05.05.-11.05.


3

Тезисы

12.05.-18.05.


4

Реферат. Аннотация.   Подведение итогов года.                 

19.05.-25.05.




уроков повторения

практических работ

развитие речи

По программе

34

1

1

-

Выполнено







СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________ / ______________ /


«______» ______________2016г.




СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

протокол № 1 от «____августа 2016г.

Руководитель ШМО

_____________ /_______________./