СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Речевое общение. 11 класс

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Шаталовой В.М., Зубакиной О.Н.  Русское речевое общение. Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений Московской области. – М.: Изд-во МГОУ, 2015 г.

 Учебный план МБОУ «Нахабинская гимназия №4» выделяет на изучение речевого общения в 11 классе 34 часа из расчёта 1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Речевое общение. 11 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нахабинская гимназия № 4»

городского округа Красногорск Московской области









СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР Директор МБОУ

___________/Чернова Д.Э./ «Нахабинская гимназия №4»

30.08.2018 г. ________ / Садовская Т.В./

Приказ №____от 30.08.18 г.







Рабочая программа

по речевому общению

для 11В класса

на 2018-2019 учебный год







СОГЛАСОВАНО Составитель:

на заседании ШМО Аксёнова Елена Юрьевна,

учителей русского языка и литературы учитель русского языка и литературы

Руководитель ШМО _________/Копотилова А.В./

Протокол №1 от 27.08.2018 г.









Нахабино

2018



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ


Рабочая программа по предмету Речевое общение для 11 класса разработана на основе:

- требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта,

- учебного плана МБОУ «Нахабинская гимназия №4» на 2018-2019 учебный год,

- примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Нахабинская гимназия №4»,

- авторской  программы Шаталовой В. М., Зубакиной О. Н. - М.: изд-во МГОУ, 2012 г. 


Рабочая программа ориентирована на использование учебника Шаталова В.М., Зубакина О.Н. Русское речевое общение. Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений Московской области. – М.: Изд-во МГОУ, 2015 г.


Учебный план МБОУ «Нахабинская гимназия №4» выделяет на изучение речевого общения в 11 классе 34 часа из расчёта 1 час в неделю.

 

Главные цели преподавания речевого общения:

- развитие культуры русского речевого общения как доминирующего признака общей культуры выпускника;

- возрождение национального самосознания средствами языка.

Задачи:

- дать знание о языке как средстве общения и взаимодействия друг с другом, средстве познания деятельности, хранения и усвоения знаний о национальной культуре русского народа и культуре мирового сообщества.

- обогащать учеников сведениями о культуре русского речевого поведения, речевой этики, речевого этикета.

- познакомить с речевыми идеалами русской нации.

- способствовать коммуникативной компетентности школьников и возрождению национального самосознания средствами языка.

- осуществлять дополнительную подготовку учащихся к экзаменам по русскому языку в 10 классе.


  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ 10-11 КЛАСС


Введение: учимся учиться

Тема I Речевое общение и речевое воздействие

Тема II Язык и речь. Основные виды речевой деятельности.

Речевое поведение, речевая этика, речевой этикет

Тема III Текст как результат речевой деятельности

Тема IV. Культура речевого общения. Нормы русского литературного языка

Тема V. Устный русский текст. Общая характеристика

Тема VI. Письменный русский текст как отражение национальной жизни и культуры в прошлом и настоящем, как средство сохранения непреходящих ценностей человечества. Жанры текстов

ТемаVII. Литература как вид искусства. Художественный текст: поэтический, прозаический, драматический

Тема VIII. Монологические и диалогические формы речи: беседа, спор (полемика), дискуссия, публичное выступление

Тема IX Вторичный текст

Тема X Речевое воздействие в общении

Тема XI Обучение красноречию. Ораторская речь Роды и виды ораторской речи.

Тема XII Правила русского красноречия. Композиция публичного выступления

Тема XIII Лингвистическая любознательность, любовь к отечественному языку как составляющие культуру речевого общения

Тема XIV Практикум: Анализ образцов русских текстов разных стилей и жанров.

Тема XV Практика создания собственного текста, соответствующего условиям речевого общения.


2.1. Основные виды контроля:

1.Стартовый (входящий) контроль – 1 (2 или 3 неделя)

2. Итоговый контроль – 1 контрольное сочинение (32-33 недели)



3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ ПО РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ:


В результате изучения речевого общения ученик должен знать/ понимать

- адекватно понимать информацию устного и письмен­ного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

- владеть разными видами чтения (поисковым, просмотро­вым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- адекватное воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров;

- извлекать информацию из различных источников, сво­бодно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

- овладеть приемами отбора и систематизации матери­ала на определенную тему; уметь вести самостоятельный поиск информации; преобразовывать, сохранять и пере­давать информацию, полученную в результате чтения или аудирования;

уметь

- сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

- воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, кон­спект, аннотация);

- создавать устные и письменные тексты разных ти­пов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситу­ации общения;

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (ло­гичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явле­ниям окружающей действительности, к прочитанному, услы­шанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные ор­фоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка;

- участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речево­го этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языково­го оформления; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- уметь выступать перед аудиторией сверстников с не­большими сообщениями, докладом, рефератом; участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием раз­личных средств аргументации;

- правильно выражать свои мысли в соответствии с лите­ратурными нормами (лексическими, грамматическими, ор­фографическими, пунктуационными);

- совершенствовать свое высказывание.


  1. УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы.– М.: Изд-во МГОУ, 2005 г.

Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений Московской области. – М.: Изд-во МГОУ, 2004 г.

В.М. Шаталова, О.Н. Зубакина. «Русское речевое общение. Методическое пособие для учителя». – М., 2012

Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М., 1990.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. – М., 1989.

Кондрашов Н.А. Основные вопросы русского языка. – М., 1985.

Костомаров В.Г. Жизнь языка. – М., 1984.

Ладыженская Т.А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения. – М., 1986.

Ларин Б.А. Эстетика слова и языка писателя. – Л., 1974.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски. – М., 1980.

Солганик Г.А. От текста к тексту. – М., 1993.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.

Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. – М., 1977.

Щепкин К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка. – М., 1980.

Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974.

Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ В 11В (34 ч.)


п/п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки

прохождения

Скорректированные

сроки прохождения

11 класс


Раздел 1. Речевое воздействие в общении - 4 часа



1

Русское речевое общение и речевое воздействие

5.09


2

Логическое и эмоциональное воздействие.

13.09


3

Логическое и эмоциональное воздействие (убеждение, внушение).

20.09


4

Логическое и эмоциональное воздействие (побуждение, заряжание).

27.09



Раздел 2. Обучение красноречию. Ораторская речь Роды и виды ораторской речи - 4 часа



5

Ораторская речь.

4.10


6

Роды и виды ораторской речи.

18.10


7

Роды и виды ораторской речи.

25.10


8

Тестирование.

1.11



Раздел 3. Правила русского красноречия. Композиция публичного выступления –12 часов



9

Композиция публичного выступления.

8.11


10

Композиция публичного выступления.

15.11


11

Логические элементы публичного выступления

29.11


12

Логические элементы публичного выступления

29.11


13

Эмоциональные элементы публичного выступления.

6.12


14

Сочинение формата ЕГЭ.

13.12


15

Сочинение формата ЕГЭ.



16

Эмоциональные элементы публичного выступления.



17

Коммуникативно-контактные элементы публичного выступления.

20.12


18

Коммуникативно-контактные элементы публичного выступления.

27.12


19

Коммуникативно-контактные элементы публичного выступления.

10.01.


20

Публичное выступление. Конференция.

17.01



Раздел 4. Лингвистическая любознательность, любовь к отечественному языку как составляющие культуру речевого общения – 1 час



21

Лингвистическая любознательность, любовь к отечественному языку как составляющие культуры речевого общения

24.01



Раздел 5. Практикум: Анализ образцов русских текстов разных стилей и жанров – 4 часа



22

Анализ текста публицистического стиля

31.01


23

Анализ текста художественного стиля

7.02


24

Анализ текста художественного стиля

14.02


25

Анализ текста научного стиля

28.02



Раздел 6. Практика создания собственного текста, соответствующего условиям речевого общения – 6 часов



26

Создание публицистического текста рассуждения на тему о вандализме.

7.03


27

Создание публицистического текста рассуждения на тему о чтении книг.

14.03


28

Создание публицистического текста рассуждения на тему о памяти.

21.03


29

Создание публицистического текста рассуждения на тему о любви и дружбе.

28.03


30

Создание публицистического текста рассуждения на тему о подвиге.

4.04


31

Создание публицистического текста рассуждения на тему об экологии и защите природы.

18.04


32

Создание публицистического текста рассуждения на тему о дефиците культуры.

25.04


33

Создание художественного текста описания.

16.05


34

Подведение итогов

23.05