х. Николовка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Николо - Березовская средняя общеобразовательная школа
| Утверждено: Директор МБОУ Николо- Березовской СОШ: _________ Приказ от 31.08.2016 года № 130 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УРОВЕНЬОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5 КЛАСС
«Мы создаем проект»
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 34
Направление: общеинтеллектуальное.
Вид деятельности: познавательная.
Возраст школьников: 10-12 лет.
Учитель: Колбасин Виктор Павлович
2016 год
Пояснительная записка
Образовательная программа внеурочной деятельности «Мы создаем проект» составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./, программы А.И.Савенкова «Я исследователь».
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Работа над проектами - это способ формирования общих УУД:
-организационных (регулятивных),
- интеллектуальных (познавательных),
-оценочных (личностных),
- коммуникативных.
Кроме того, работа над проектами позволяет: -обрести ученикам ощущение успешности, независящее от успеваемости,- научиться применять полученные знания, - организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Направление программы: общеинтеллектуальное.
Тип программы: программа внеурочной деятельности.
Возраст детей участвующих в реализации программы: 10-12 лет.
Цель программы: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
Формирование умения решать творческие задачи.
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Виды внеурочной деятельности – познавательная.
Формы внеурочной деятельности-
Игры, опыты;
Работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
Интеллектуальные головоломки;
Практические занятия;
Работа в компьютерном классе;
Дискуссии, беседы.
Участие в конкурсе исследовательских работ и творческих проектов.
Психолого-педагогические принципы реализации программы
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Сроки реализации программы – 1 год.
Режим занятий- 1 раз в неделю
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Ученик получит возможность научиться:
- видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
-Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
-Целеполагать (ставить и удерживать цели);
-Планировать (составлять план своей деятельности);
-Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
-Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
-Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
-способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
-основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Способы оценки достижения планируемых результатов внеурочной деятельности
Результативность и целесообразность выявляется с помощью комплекса диагностических методик. В начале года проводится беседа-опрос учащихся по усвоению и пониманию ранее полученных знаний. В течение года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. А в конце каждого года обучения проводится тестирование и анкетирование учащихся и родителей на осознание важности и ценности исследовательской деятельности для учащихся.
Критерии и нормы их оценки:
Критерии:
1. Способность оперировать понятиями: тема, проблема, цель, задачи, гипотеза, наблюдение, опыт, вывод, способ, метод
2. Способность понимания причинно-следственных связей в природе: явление, событие, сходство и различие, общность, совместимость и несовместимость
3. Сформированность исследовательских умений, проявленных в ходе учебной деятельности: видеть проблемы разных социально-педагогических ситуаций, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, осуществлять наблюдения, опыты, сбор информации, высказывать суждения, делать выводы
4. Способность создавать проект на интересующую тему с помощью исследований и аргументации (защиты) своих идей
Оценка сформированности компетенций определяется по 3-х бальной системе:
3- умение полностью сформировано (высокий уровень)
2- умение сформировано частично (средний уровень)
1- умение сформировано частично (ниже среднего уровня)
0- умение не сформировано
Требования к оценке видов деятельностей (компетенций)
3 – ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему и формулирует её, ставит цель и планирует свою деятельность по её решению, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, аргументируя причинно-следственными связями, создаёт и защищает проект.
2- ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему, но затрудняется в её формулировке, ставит цель, но в планировании задач ограничивается минимумом, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, но не может самостоятельно создавать проект и защищать с помощью аргументов.
1- ученик знает понятия по структуре проекта, но затрудняется в выборе темы, формулировке проблемы, цели, планировании задач, выдвижению гипотез, но проявляет интерес к исследованию, проведению опытов, делает соответствующие выводы, но без помощи проект не составит и не защитит.
0- ученик не понимает смысла в исследовании и не интересуется данным видом деятельности.
Формами подведения итогов реализации программы являются ежегодные конкурсы исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь» проходящие в школе, в городе, в области (заочные).
3. Учебно–тематический план:
5 класс
№ занятия | Тема | Всего часов | Аудиторных | Практика |
1, 2 | Наблюдение и экспериментирование | 2 | 2 | |
3, 4 | Методы исследования | 2 | 2 | |
5, 6 | Наблюдение и наблюдательность | 2 | 1 | 1 |
7 | Совершенствование техники экспериментирования | 1 | 1 | |
8 | Интуиция и создание гипотез | 1 | 1 | |
9, 10 | Правильное мышление и логика | 2 | 2 | |
11, 12 | Искусство делать сообщения | 2 | 2 | |
13 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | 1 | 1 | |
14 | Семинар «Как готовиться к защите» | 1 | 1 | |
15 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | 1 | 1 | |
16, 17, 18 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | 3 | 2 | 1 |
19, 20 | Коллективная игра-расследование | 2 | 2 | |
21 -27 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | 7 | 7 | |
28 | Семинар | 1 | 1 | |
29, 30 | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | 2 | 1 | 1 |
31, 32 | Подготовка собственных работ к защите | 2 | 2 | |
33, 34 | Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов | 2 | 2 | |
35 | Обобщающее занятие | 1 | 1 | |
Календарно – тематическое планирование 5 класс:
№ занятия | Тема | Дата проведения |
1. 2. | Наблюдение и эксперимент (теория) Наблюдение и эксперимент (опыты) | |
3. 4. | Методы исследования Методы исследования | |
5. 6. | Наблюдение и наблюдательность Наблюдение и наблюдательность | |
7. | Интуиция и создание гипотез | |
8. | Интуиция и создание гипотез | |
9. 10. | Правильное мышление и логика Логические рассуждения | |
11. 12 | Искусство делать сообщения План доклада, реферата. | |
13 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них | |
14 | Семинар «Как готовиться к защите» | |
15 | Определение проблемы и выбор темы собственного исследования | |
16. 17. 18 | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | |
19. 20. | Коллективная игра-расследование | |
21 22 23 24 25 26 27 | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | |
28 | Семинар | |
29. 30. | Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся | |
31. 32 | Подготовка собственных работ к защите | |
33. 34 | Собственная защита исследовательских работ. Защита творческих проектов | |
35 | Обобщающее занятие | |
4. Содержание учебного материала
5 класс (35 часов)
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями. Выбор помощников в работе над проектом. Этапы работы над проектом. Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». Проблема. Решение проблемы . Выработка гипотезы-предположения. Цель проекта. Задачи проекта. Сбор информации для проекта. Знакомство с интересными людьми. Интервью. Обработка информации. Отбор значимой информации. Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка». Играем в ученых. Это интересно. Тест «Чему ты научился?» Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение). Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация». Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. Знаком ли ты с компьютером? Совмещение текста выступления с показом презентации. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. Тест «Советы проектанту». Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ». Играем в ученых. Это интересно. Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности. Памятка жюри конкурсов. Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. Играем в ученых. Это интересно. Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
5. Учебно-методический комплекс программы
Для учителя: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методические пособия для 1-4 классов. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём
6. Список литературы
1. Белова,Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей.-3-е изд./
2. Белых,С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [текст]/С.Л.Белых//Исследовательская работа школьников.-2006.-№18.-с.68-74
3.Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
4.Савенков, А.И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст]/ А.И.Савенков//Одаренный ребёнок.-2005.-№1.-с.30-33.
5.Савенков, А.И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование [Текст] /А.И.Савенков// Школьные технлогии.-1998.-№4.-с.144-148.