ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультатива разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности по русскому языку« Путь к грамотности», авторы Олейник О.В., Кабанюк Л.П.
Данная программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся начальной школы. Курс «Пишем грамотно» позволит учащимся 4-го класса освоить формы и методы проектной деятельности, исследуя понятия и явления русского языка. Данный курс позволяет закрепить и дополнить знания по следующим разделам:
синтаксис и пунктуация
морфология
орфография
Целями изучения курса являются:
формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;
обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;
развивать у учащихся творческие способности, пробуждать интерес к исследовательской деятельности
Основные задачи:
развитие логического мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: разных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковых культур и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предполагаемого курса является не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, а развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Место факультатива в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю из расчета 34 рабочих недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ) ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ В 4 КЛАССЕ
Личностные и метапредметные результаты
Результаты | Формируемые умения | Средства формирования |
личностные | развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
| организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты |
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные | умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;выделять существенную информацию из текстов разных видов; | |
коммуникативные | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
Содержание учебного предмета.
Наименование раздела | Количество часов | Из них |
проектов |
Синтаксис | 10 | 1 |
Пунктуация | 6 | 1 |
Морфология | 18 | 1 |
Итого | 34 | 3 |
Тематическое планирование.
№ п/п | № урока темы | Наименование разделов/темы уроков | Количество часов |
Синтаксис | 10 |
1 | 1 | Как прекрасен наш язык! | 1 |
2 | 2 | Королевство предложений. | 1 |
3 | 3 | Виды предложений. | 1 |
4 | 4 | Кто здесь главный? | 1 |
5 | 5 | Дружба слов. | 1 |
6 | 6 | Дополнение. | 1 |
7 | 7 | Определение. | 1 |
8 | 8 | Обстоятельство. | 1 |
9 | 9 | Родня в предложении. | 1 |
10 | 10 | Защита проектов по синтаксису. | 1 |
Пунктуация | 6 |
11 | 1 | Знаки препинания. | 1 |
12 | 2 | Обращение. | 1 |
13 | 3 | Как пишут письма? | 1 |
14 | 4 | Эксперты предложений. | 1 |
15 | 5 | Грамматическое исследование. | 1 |
16 | 6 | Защита проектов по пунктуации. | 1 |
Морфология | 18 |
17 | 1 | Неутомимые глаголы. | 1 |
18 | 2 | Спряжение глаголов. | 1 |
19 | 3 | Алгоритм правописания. | 1 |
20 | 4 | Всезнающие существительные. | 1 |
21 | 5 | Склонение существительных. | 1 |
22 | 6 | Слово о падежах. | 1 |
23 | 7 | Великолепная шестёрка падежей. | 1 |
24 | 8 | Слова-помощники. | 1 |
25 | 9 | Морфологический разбор существительного. | 1 |
26 | 10 | Чувствительные прилагательные. | 1 |
27 | 11 | Полезная краткость. | 1 |
28 | 12 | Доброта мягкого знака. | 1 |
29 | 13 | Суровость твёрдого знака. | 1 |
30 | 14 | Конкурс «Грамотеи». | 1 |
31 | 15 | Путь к грамотности. | 1 |
32 | 16 | Подготовка к защите проекта. | 1 |
33 | 17 | Защита проекта. | 1 |
34 | 18 | Лингвистические посиделки. | 1 |
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Формы организации образовательного процесса:
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
Интерактивные
Игровые
Информационные
Используемый учебно-методический комплекс.
Рабочая программа «Путь к грамотности» (2-4 кл)(Сост. О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк). «ВАКО» 2014г
Рабочая тетрадь «Проектная деятельность по русскому языку. 4 класс»(Сост. О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк).«ВАКО» 2014г
Справочная литература
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. «ВЕСЬ» 2004 г.
Орфографический словарь русского языка «Русский язык» 1974 г.
Словарь синонимов русского языка «Апрель-АСТ» 2002 г
Сборник проектных задач. В 2 выпусках. Под редакцией А.Б. Воронцовой «Просвещение»2012г
Проектные задачи в начальной школе» Под редакцией А.Б. Воронцовой «Просвещение» 2011г
Организация проектной деятельности младших школьников. М.В. Дубова «Баласс»
Вносимые изменения, корректировка УТП
№ | Вносимые изменения, корректировка УТП | Реквизиты приказа ОУ |
| | |