СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса «Я - исследователь»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа учебного курса разработана на основе образовательной программы школы и стандартов второго поколения, направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.

Основные цели программы познакомить школьников с теорией и практикой организации проектно-исследовательской работы, способствовать формированию целостного представления об исследовательской деятельности, способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся через включения в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности в связи с учебным предметом.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «Я - исследователь»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»


Рассмотрено

Руководитель МО учителей

математики МКОУ

« Богучарская СОШ №1»


_____ /В.И. Бойко /

ФИО

__________

«____»_________2015 г.

Согласовано

Заместитель

директора по УВР МКОУ « «Богучарская СОШ №1»


_______ /И.А.Середина /

ФИО


«____»____________2015г.

Утверждаю

Директор

МКОУ «Богучарская СОШ №1»


___________/Е.П.Богданова /

ФИО

Приказ № _______


от «____»___________2015 г.




Рабочая программа учебного курса

«Я - исследователь»













6в класс

Фоменко Ольга Михайловна
















Оглавление.

1. Пояснительная записка стр.

2. Общая характеристика учебного курса стр.

3. Описание места учебного курса стр.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного курса стр.

5. Содержание учебного курса стр.

6. Тематическое планирование стр.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса стр.





































Пояснительная записка.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. И одной из таких форм является проектно-исследовательская деятельность.


Данная программа учебного курса разработана на основе образовательной программы школы и стандартов второго поколения, направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.

Основные цели программы познакомить школьников с теорией и практикой организации проектно-исследовательской работы, способствовать формированию целостного представления об исследовательской деятельности, способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся через включения в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности в связи с учебным предметом.


Общая характеристика учебного курса.

Современный этап развития системы образования в России, конкретизированный в Концепции модернизации российского образования характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальным изменением ориентиров, в том числе начальной стадии образования, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик школьников. Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

Овладение учащимися проектной деятельностью позволяет более успешно реализовать задачи развития школьников:

  • формирования приемов умственной деятельности, адекватной трудовой мотивации, гностических умений,

  • становления их субъектной позиции в учебной деятельности

  • обучение школьников решению творческих задач, которые будут включать ребенка в активную творческую деятельность, и способствовать развитию креативных способностей, так как проектная деятельность является творческой по своей сути.

Теорией и практикой обучения доказано, что учебное проектирование, связывает две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой — средством практического применения обучаемыми усвоенных знаний и умений.


Проектная деятельность несет в себе следующие функции:

1) преобразующая — развитие конструкторского образа и его использования для построения собственного объекта. Ученик в процессе разработки конкретного проекта переструктурирует и осознает в системе новых предметных смыслов полученные ранее знания, умения, навыки;

2) отражательная — использование имеющихся образов и формирование в процессе деятельности новых представляет функцию деятельности. Данная функция проявляется в отражении объективно существующих законов и закономерностей окружающего мира;

3) технологическая — владение приемами технологической деятельности, включающей элементы моделирования, конструирования. Знание основных технологических процессов, закономерностей;

4) программно-целевая — реализует стратегию проектной деятельности, включая целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию;

5) контрольно-регулятивная - реализует тактику проектной деятельности, включая акты принятия решений, контроля и коррекции;

6) исследовательская — специфика проектной деятельности требует от учащегося анализа существующих аналогов, обобщения существующей ситуации и выбора наилучшего варианта, тем самым ориентируя ученика на анализ процессуальной и динамической сторон окружающего мира;

7) креативная - генерирование новых идей на основе обобщенного анализа суммы полученных знаний — как в социальном контексте, так и в учебной деятельности. Креативность проектной деятельности определяет все стороны психического развития школьника, поднимая его на более высокий уровень осознания самого себя как субъекта деятельности.

Кроме того, работа над проектами позволяет:

  • обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,

  • научиться применять полученные знания,

  • организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.


Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы.


Творческий характер проектной деятельности школьников определяет гуманизацию учебного процесса: актуализацию в нем человеческого фактора через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции, что обуславливает развитие личности школьника.

Значимым является то, что проектная деятельность школьников рассматривается всеми исследователями в качестве учебной деятельности и служит
для развития разных сторон личности ребенка.

В процессе творческого проектирования дети приобретают умения:

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

  • искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;

  • осуществлять и аргументировать выбор; предусматривать последствия выбора;

  • действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым;

  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

  • объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования. Кроме того, реализуя проектирование от идеи до ее воплощения, школьники учатся самостоятельно принимать решения, определять свои пробелы в знаниях, находить пути исправления такого положения, брать на себя ответственность за их реализацию.




Программа учебного курса позволяет:

  • формировать ценность знания, ориентированного на идею педагогического сотрудничества;

  • формировать у детей учебную мотивацию;

  • диагностировать интеллектуальное развитие детей.


Место учебного курса в учебном плане.

В учебном плане 0,5 часа


Личностные, метапредметные, предметные результаты учебного курса.


Основные задачи проектной деятельности:

Формирование личностных УУД:

  • Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;

  • Воспитание целеустремлённости и настойчивости

Метапредметные

Формирование коммуникативных УУД:

  • Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,

  • Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

  • Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения

Формирование регулятивных УУД:

  • Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

  • Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени

Формирование познавательных УУД:

  • Сбор, систематизация, хранение, использование информации

В предметном направлении:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
    развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;

  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера. 











Содержание учебного курса


№ п.

Тема

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

Что такое проектно-исследовательская деятельность?

1

Знать виды различных исследовательских работ;

структуру проектно-исследовательской работы;

методы исследования;


2

Обсуждение и выбор тем исследования. Определение состава исследовательских групп

1

Уметь обосновывать актуальность выбранной темы;

составлять индивидуальный рабочий план; библиографический список, тезисы к работе и т.д.;


3

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Анализ прочитанной литературы.

1

Уметь работать с различными источниками информации; искать, отбирать, анализировать информацию


4

Поиск информации в сети Интернет

5

Уметь работать с различными источниками информации; искать, отбирать, анализировать информацию


5

Подготовка к представлению результатов

6

Уметь вести устный диалог на заданную тему; работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;


6

Защита проекта

2

Уметь выступать с докладом (презентацией)












Тематическое планирование


урока

Содержание материала

Кол-во часов

Дата


Корректировка

1

Что такое проектно-исследовательская деятельность?

1

07 .09


2

Обсуждение и выбор тем исследования. Определение состава исследовательских групп

1

14.09


3

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

1

21.09


4

Инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе. Знакомство с основными программами, необходимыми для проведения проектно-исследовательской деятельности.


1

28.09


5

Практикум по работе с программой Microsoft Word

1

5.10


6


Поиск информации в сети Интернет

1

12.10


7

Сбор информации по выбранной теме. Составление альбома иллюстраций.


1

19.10


8

Анализ собранной информации, отбор необходимой.

1

26.10


9

Выполнение презентации , доклада по выбранной теме

3

09.11

16.11

23.11


10

Подготовка к представлению результатов

3

30.11

07.12

14.12


11

Защита проекта

2

21.12

28.12




Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2011.

2.Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/collection/matematika/Образовательный математический сайт Exponenta.ru http://www. exponenta.ru 

Общероссийский математический портал Math-Net.Ruhttp://www.mathnet.ru

Портал Allmath.ru - вся математика в одном месте

3.классная доска с набором магнитов для крепления таблиц;

4.интерактивная доска;

5.персональный компьютер;

6.мультимедийный проектор;

7. Депман И. Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл

М:Просвещение 1989г