Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»
Рассмотрено Руководитель МО учителей математики МКОУ « Богучарская СОШ №1» _____ /В.И. Бойко / ФИО __________ «____»_________2015 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МКОУ « «Богучарская СОШ №1» _______ /И.А.Середина / ФИО «____»____________2015г. | Утверждаю Директор МКОУ «Богучарская СОШ №1» ___________/Е.П.Богданова / ФИО Приказ № _______ от «____»___________2015 г. |
Рабочая программа учебного курса
«Я - исследователь»
| 6в класс Фоменко Ольга Михайловна |
Оглавление.
1. Пояснительная записка стр.
2. Общая характеристика учебного курса стр.
3. Описание места учебного курса стр.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса стр.
5. Содержание учебного курса стр.
6. Тематическое планирование стр.
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса стр.
Пояснительная записка.
Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. И одной из таких форм является проектно-исследовательская деятельность.
Данная программа учебного курса разработана на основе образовательной программы школы и стандартов второго поколения, направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.
Основные цели программы – познакомить школьников с теорией и практикой организации проектно-исследовательской работы, способствовать формированию целостного представления об исследовательской деятельности, способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся через включения в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности в связи с учебным предметом.
Общая характеристика учебного курса.
Современный этап развития системы образования в России, конкретизированный в Концепции модернизации российского образования характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальным изменением ориентиров, в том числе начальной стадии образования, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик школьников. Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
Овладение учащимися проектной деятельностью позволяет более успешно реализовать задачи развития школьников:
формирования приемов умственной деятельности, адекватной трудовой мотивации, гностических умений,
становления их субъектной позиции в учебной деятельности
обучение школьников решению творческих задач, которые будут включать ребенка в активную творческую деятельность, и способствовать развитию креативных способностей, так как проектная деятельность является творческой по своей сути.
Теорией и практикой обучения доказано, что учебное проектирование, связывает две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой — средством практического применения обучаемыми усвоенных знаний и умений.
Проектная деятельность несет в себе следующие функции:
1) преобразующая — развитие конструкторского образа и его использования для построения собственного объекта. Ученик в процессе разработки конкретного проекта переструктурирует и осознает в системе новых предметных смыслов полученные ранее знания, умения, навыки;
2) отражательная — использование имеющихся образов и формирование в процессе деятельности новых представляет функцию деятельности. Данная функция проявляется в отражении объективно существующих законов и закономерностей окружающего мира;
3) технологическая — владение приемами технологической деятельности, включающей элементы моделирования, конструирования. Знание основных технологических процессов, закономерностей;
4) программно-целевая — реализует стратегию проектной деятельности, включая целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию;
5) контрольно-регулятивная - реализует тактику проектной деятельности, включая акты принятия решений, контроля и коррекции;
6) исследовательская — специфика проектной деятельности требует от учащегося анализа существующих аналогов, обобщения существующей ситуации и выбора наилучшего варианта, тем самым ориентируя ученика на анализ процессуальной и динамической сторон окружающего мира;
7) креативная - генерирование новых идей на основе обобщенного анализа суммы полученных знаний — как в социальном контексте, так и в учебной деятельности. Креативность проектной деятельности определяет все стороны психического развития школьника, поднимая его на более высокий уровень осознания самого себя как субъекта деятельности.
Кроме того, работа над проектами позволяет:
обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
научиться применять полученные знания,
организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы.
Творческий характер проектной деятельности школьников определяет гуманизацию учебного процесса: актуализацию в нем человеческого фактора через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции, что обуславливает развитие личности школьника.
Значимым является то, что проектная деятельность школьников рассматривается всеми исследователями в качестве учебной деятельности и служит
для развития разных сторон личности ребенка.
В процессе творческого проектирования дети приобретают умения:
намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
осуществлять и аргументировать выбор; предусматривать последствия выбора;
действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым;
корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования. Кроме того, реализуя проектирование от идеи до ее воплощения, школьники учатся самостоятельно принимать решения, определять свои пробелы в знаниях, находить пути исправления такого положения, брать на себя ответственность за их реализацию.
Программа учебного курса позволяет:
формировать ценность знания, ориентированного на идею педагогического сотрудничества;
формировать у детей учебную мотивацию;
диагностировать интеллектуальное развитие детей.
Место учебного курса в учебном плане.
В учебном плане 0,5 часа
Личностные, метапредметные, предметные результаты учебного курса.
Основные задачи проектной деятельности:
Формирование личностных УУД:
Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
Воспитание целеустремлённости и настойчивости
Метапредметные
Формирование коммуникативных УУД:
Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения
Формирование регулятивных УУД:
Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
Формирование познавательных УУД:
В предметном направлении:
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание учебного курса
№ п. | Тема | Количество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности |
1 | Что такое проектно-исследовательская деятельность? | 1 | Знать виды различных исследовательских работ; структуру проектно-исследовательской работы; методы исследования; |
2 | Обсуждение и выбор тем исследования. Определение состава исследовательских групп | 1 | Уметь обосновывать актуальность выбранной темы; составлять индивидуальный рабочий план; библиографический список, тезисы к работе и т.д.; |
3 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Анализ прочитанной литературы. | 1 | Уметь работать с различными источниками информации; искать, отбирать, анализировать информацию |
4 | Поиск информации в сети Интернет | 5 | Уметь работать с различными источниками информации; искать, отбирать, анализировать информацию |
5 | Подготовка к представлению результатов | 6 | Уметь вести устный диалог на заданную тему; работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала; |
6 | Защита проекта | 2 | Уметь выступать с докладом (презентацией) |
Тематическое планирование
№ урока | Содержание материала | Кол-во часов | Дата | Корректировка |
1 | Что такое проектно-исследовательская деятельность? | 1 | 07 .09 | |
2 | Обсуждение и выбор тем исследования. Определение состава исследовательских групп | 1 | 14.09 | |
3 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 1 | 21.09 | |
4 | Инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе. Знакомство с основными программами, необходимыми для проведения проектно-исследовательской деятельности. | 1 | 28.09 | |
5 | Практикум по работе с программой Microsoft Word | 1 | 5.10 | |
6 | Поиск информации в сети Интернет | 1 | 12.10 | |
7 | Сбор информации по выбранной теме. Составление альбома иллюстраций. | 1 | 19.10 | |
8 | Анализ собранной информации, отбор необходимой. | 1 | 26.10 | |
9 | Выполнение презентации , доклада по выбранной теме | 3 | 09.11 16.11 23.11 | |
10 | Подготовка к представлению результатов | 3 | 30.11 07.12 14.12 | |
11 | Защита проекта | 2 | 21.12 28.12 | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2011.
2.Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/collection/matematika/Образовательный математический сайт Exponenta.ru http://www. exponenta.ru
Общероссийский математический портал Math-Net.Ruhttp://www.mathnet.ru
Портал Allmath.ru - вся математика в одном месте
3.классная доска с набором магнитов для крепления таблиц;
4.интерактивная доска;
5.персональный компьютер;
6.мультимедийный проектор;
7. Депман И. Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл
М:Просвещение 1989г