МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 г.НОВОЗЫБКОВА»
|
Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №4 г.Новозыбкова» ______________________Подошва Н.И. Приказ № 115/2 от 31.08.2017 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
основы безопасности жизнедеятельности
6класс
Срок реализации 2017-2018 учебный год
Разработана Подошва Сергеем Николаевичем
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОБЖ для 5-6 класса составлена в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ №4 г.Новозыбкова»
Примерной программой основного общего образования по ОБЖ
Программой по ОБЖ для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5- 6 классов под редакцией Н.Ф.Виноградовой, Москва, Вентана-
Граф, 2013 г.
Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта ООО
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Предмет «ОБЖ.» включён в обязательную часть основного общего образования.
Цель изучения дисциплины
Изучение «ОБЖ» направлено на достижение следующих целей:
формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом их возможностей;
формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе и наркотиков.
Основная цель курса: расширение знаний и формирование умений младших подростков по организации здорового образа жизни, правильного поведения в различных неординарных и ЧС.
Программно-методическое обеспечение
В процессе изучения дисциплины используется "Основы безопасности жизнедеятельности 5-6 класс", под редакцией Виноградовой Н.Ф., «Вентана - Граф», 2016
Общая трудоёмкость дисциплины
На изучение предмета «ОБЖ» отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю.
О.5 часа из обязательной части учебного плана, 0.5 часа из части, формируемой участниками образовательных отношений.
Форма контроля
Тестирование, творческие проекты
Внесенные изменения
В тематическом планировании по ОБЖ в 6 классе внесены изменения. В соответствии с учебным графиком МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Новозыбкова» произведено уплотнение материала за счёт объединения тем:
1. Урок №7 по теме: «Ориентирование» и урок №8 по теме: «Ориентирование» объединены в один урок на 19.10.2017
Таким образом, по плану 35 уроков, будет проведено 34. Программа будет выполнена за счет уплотнения материала
Требования к уровню подготовки обучающихся
Выпускник научится:
классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
безопасно использовать бытовые приборы;
безопасно использовать средства бытовой химии;
безопасно использовать средства коммуникации;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
безопасно применять первичные средства пожаротушения;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном);
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;
готовиться к туристическим походам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
добывать и очищать воду в автономных условиях;
добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
безопасно использовать ресурсы интернета;
анализировать состояние своего здоровья;
определять состояния оказания неотложной помощи;
использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
классифицировать средства оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
оказывать первую помощь при ушибах;
оказывать первую помощь при растяжениях;
оказывать первую помощь при вывихах;
оказывать первую помощь при переломах;
оказывать первую помощь при ожогах;
оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
оказывать первую помощь при отравлениях;
оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;
готовиться к туристическим поездкам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
безопасно вести и применять права покупателя;
анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
оказывать первую помощь при коме;
оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
Содержание учебного предмета.
Введение.(1 час)
Необходимость изучения предмета ОБЖ. Символическое изображение правил ОБЖ.
Раздел I. На игровой площадке (5 часов)
Подготовка к прогулке. Выбор одежды и обуви с учётом сезона, состояния погоды и степени подвижности игр.
На игровой площадке.
Меры безопасности при пользовании качелями, игровым оборудованием и сооружениями на площадке, езде на велосипеде. Зимние игры, безопасность при езде на санках - ледянках
Учимся оказывать помощь.
Первая помощь при переломах и вывихах.
Встреча с животными. Животные на игровой площадке. Правила поведения при встрече с собакой. Первая помощь при укусе собаки.
Опасные игры
Раздел II. На природе(11 часов)
Ориентирование на местности. Что такое ориентир. Ориентирование по компасу; солнцу и часам; полярной звезде; местным признакам. Измерение расстояния на местности.
Характеристика опасностей которые могут встретиться во время прогулок на природе.
Общие правила поведения при экскурсиях на природу.
Правила поведения в экстремальных ситуациях. Опасные встречи( звери, насекомые, змеи). Первая помощь при укусе насекомого, змеи, других животных.
Правила поведения на водоёмах. Выбор и оценка места для купания. Первая помощь при судорогах, солнечном ударе, утоплении. Оценка состояния льда для передвижения по нему в осеннее, зимнее и весеннее время. Переправа через водные преграды.
Раздел. III Туристический поход: радость без неприятностей.(9 часов)
Наше отношение к туристическому походу. Какие походы нам известны и какие мы предпочитаем. Правила организации безопасного туристского похода. Подготовка к походу: подбор личного и группового снаряжения, продуктов. Одежа и обувь для похода, требования к ним. Правила упаковки рюкзака. Индивидуальная подготовка (регулировка рюкзака) Спальный мешок. Подготовка аптечки для похода. Подбор лекарственных средств, инструментов и материалов для оказания первой помощи. Лесная аптека.
Режим дня в туристском походе. Правила организации сна, отдыха, передвижения.
Организация питания в походе. Походная еда. Правила обеспечивающие безопасность питания в условиях похода.
Первая помощь при потёртостях кожи, пищевых отравлениях, ожогах.
Раздел IV Когда человек сам себе враг
Человек сам создаёт проблемы для своего здоровья. При каких обстоятельствах человек сам себе враг. Вред алкоголя для растущего организма. Курение наносит значительный вред организму. Вредные и опасные привычки.
Раздел V Повторение и обобщение
О чём мы узнали за два года? Чему научились?
Учебно-тематический план
Наименование разделов, тем | Количество часов |
Всего | В рабочей программе |
Теоретическая часть | Практическая часть | Теоретическая часть | Практическая часть |
Введение | 1 | | 1 | |
На игровой площадке | 5 | | 5 | |
На природе | 9 | 2 | 9 | 2 |
Туристический поход: радость без неприятностей | 9 | | 9 | |
Когда человек сам себе враг | 4 | 1 | 4 | 1 |
Повторение и обобщение | 4 | | 4 | |
Итого: | 32 | 3 | 32 | 3 |
Тематическое планирование
№ | Дата | Содержание (раздел, тема) | Количество часов | Тип урока |
По плану | Фактически |
1 | 07.09 | | Введение. | 1 | Изучение нового материала |
| На игровой площадке |
2 | 14.09 | | Подготовка к прогулке | 1 | Комбинированный |
3 4 | 21.09 28.10 | | На игровой площадке | 2 | Комбинированный |
5 | 05.10 | | Учимся оказывать помощь | 1 | Комбинированный |
6 | 12.10 | | Встреча с животным | 1 | Комбинированный |
7 8 9 10 | 19.10 19.10 26.10 09.11 | | Ориентирование | 4 | Комбинированный Комбинированный |
11 | 16.11 | | Правила поведения на экскурсии или прогулке | 1 | Комбинированный |
12 | 23.11 | | Если встретилась опасность | 1 | Комбинированный |
13 14 | 30.11 07.12 | | На водоёме | 2 | Комбинированный |
15 16 | 14.12 21.12. | | Проектная деятельность . Экскурсия на природу | 2 | Практическая работа |
17 | 11.01 | | Урок резерв( правила поведения на железной дороге) | 1 | Комбинированный |
| Туристический поход: радость без неприятностей |
18 19 | 18.01 25.01 | | Любим ли мы туристические походы | 2 | Комбинированный |
20 21 | 01.02 08.02 | | Правила организации безопасного похода | 2 | Комбинированный |
22 23 | 15.02 22.02 | | Походная аптечка | 2 | Комбинированный |
24 | 01.03 | | Режим дня в туристическом походе | 1 | Комбинированный |
25 | 15.03 | | Походная еда | 1 | Комбинированный |
26 | 22.03 | | Первая помощь пострадавшему в походе | 1 | Комбинированный |
| Когда человек сам себе враг |
27 | 05.04 | | Когда человек сам себе враг | 1 | Комбинированный |
28 29 | 12.04 19.04 | | Вред алкоголя | 2 | Комбинированный |
30 | 26.04 | | Вред курения | 1 | Комбинированный |
31 | 03.05 | | Проектная деятельность ( вредные и опасные привычки осуждения сообщений и презентаций подг.уч-ся) | 1 | Практическая работа |
| Повторение и обобщение пройденного |
32 | 10.05 | | Обобщение пройденного. | 1 | Обобщения и систематизации |
33 | 17.05 | | Итоговая контрольная работа | 1 | |
34 | 24.05 | | Анализ контрольной работы. Повторение и обобщение пройденного. | 1 | Обобщения и систематизации |
35 | 31.05 | | Урок резерв( Безопасное лето) | 1 | Комбинированный |
График контрольных (практических, лабораторных работ)
№ | Дата | Содержание (раздел, тема) | Тема к/р, л/р, пр/р | Количество часов |
По плану | Фактически |
1. | 17.05 | | Повторение и обобщение | Итоговая контрольная работа | 1 |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
25