СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины этика и психология профессиональной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа учебной дисциплины

 

Этика и психология

 профессиональной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины этика и психология профессиональной деятельности»















Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


« Этика и психология

профессиональной деятельности»


наименование учебной дисциплины




















2011 г.




Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 071901 Библиотековедение

код наименование специальности

Организация: Обоянский филиал ОГОУ СПО «Курский колледж культуры»


Составитель: Орлова Лилиана Анатольевна, преподаватель

________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность


Рекомендована ………………………………………………………………………….

Заключение №____________ от «____»__________201 _ г.
























© Обоянский филиал ОГОУ СПО «Курский колледж культуры». 2011

© Л.А. Орлова, составитель. 2011





СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4


  1. условия реализации учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Этика и психология профессиональной деятельности»

наименование дисциплины


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности «071901 Библиотековедение»

Рабочая программа учебной дисциплины «Этика и психология профессиональной деятельности» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышения квалификации и переподготовки, профессиональной подготовке.


Программа дисциплины «Этика и психология профессиональной деятельности» направлена на теоретические основы профессиональной этики библиотекаря, ее специфику, формулирование понятия «профессиональной этики библиотекаря».

Главная цель дисциплины – выяснить сущность и специфику профессиональной морали, дать определение нравственных установок, принципов, категорий, выяснить границу между дозволенным и недозволенным в библиотечной профессии. Данная дисциплина связана тесно с «Библиотековедением», «Экономикой и управлением библиотечным делом», «Психологией», «Этикой и культурой общения». Значительное место отводится нормативному аспекту профессиональной этики библиотекаря. Рассматриваются вопросы этических норм общения, искусству речи библиотекаря, даются рекомендации умения слушать. В изучении данной дисциплины показана взаимосвязь между этикой и этикетом, включены образцы профессиональных кодексов.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Этика и психология профессиональной деятельности» относится к циклу «Организационно-управленческой деятельности»


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен иметь практический опыт:

- ведение деловых бесед;

- анализ кадрового потенциала;

- оценки эффективности управления персоналом.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять законы и нормативы по библиотечному делу в своей практической деятельности;

- использовать разные стили управления;

- анализировать методическую деятельность библиотеки;

- использовать законы в практике работы библиотеки;

- общаться и работать с людьми;

- правильно разрешать конфликтные ситуации и способствовать их предотвращению;

- подбирать персонал;

- создавать благоприятный климат в коллективе;

- использовать в своей деятельности приемы делового и управленческого общения;

- планировать деловую карьеру.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основы научной организации труда (НОТ) в библиотеке;

- законодательную базу современной библиотеки;

- нормы библиотечной этики и этикета;

- психологические аспекты управления;

- социально-психологические основы деятельности руководителя;

- принципы управления персоналом;

- виды конфликтов в коллективе.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 час,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часов;

самостоятельной работы обучающегося 17 часов.




2. СТРУКТУРА

И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

-

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

17




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Этика и психология профессиональной деятельности»

наименование разделов и тем

содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

объем часов

уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Теоретические основы профессиональной этики




8


Тема 1.1.

Предмет и назначение этики как науки


Содержание учебного материала



1

Предмет и назначение этики как науки. Этика – философская наука. Назначение, сущность, отличие от морали, познавательные функции морали. Категории этики, добро и зло, долг, совесть, честь, достоинство. Основы понятийного аппарата этики.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

По данной теме студентам предлагается составление рефератов, докладов.

1

3

Тема 1.2.

Профессиональная этика: предмет и специфика.

Содержание учебного материала



1

Определение профессиональной этики. Специфические формы профессиональной морали, правила поведения. Определение профессиональной этики – как совокупности нравственных норм, регулирующих поведение представителей определенных социальных групп общества, принадлежащих к данной профессии. Задачи профессиональной этики: границы между дозволенным и недозволенным. Моральные требования к преподавателям каждой профессиональной группы: и их влияние на профессиональный уровень того или иного коллектива.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Деловая игра на базах учебной практики: «Конфликтные ситуации».

1

2

Тема 1.3.

Сущность профессиональной этики библиотекаря.


Содержание учебного материала



1

Сущность профессиональной этики библиотекаря. Гуманистические аспекты профессиональной этики библиотекаря: нравственная оценка профессии библиотекаря; система моральных отношений. Законодательная база профессий, отношение к читателю, отношение специалиста к коллегам, отношение специалиста к обществу. Определение профессиональной этики библиотекаря.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подбор статей из профессиональной периодики по общению в библиотеке:

Составить конфликтную ситуацию и дать мотивированный выход из данной ситуации.

1

3

Тема 1.4.

Профессиональная идеология библиотекаря.


Содержание учебного материала



1

Профессиональная идеология библиотекаря. Сущность профессиональной идеологии: ценности, идеалы, нормы убеждения и представления, принципы и правила – идеология или философия специалиста. Система специальных ценностей библиотекаря: человек, информация, книга. Возрождение профессионального сознания.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составить схему профессиональных ценностей библиотекаря.

1

3

Раздел 2.

Законодательные основы профессиональной этики библиотекаря.




4


Тема 2.1.

Исторические закономерности создания профессиональных кодексов.

Содержание учебного материала



1

Историческая закономерность создания моральных кодексов. Кодексы профессиональной этики библиотекаря. Профессиональная мораль как элемент общественного сознания. Первые признаки разделения труда в эпоху феодализма. Кодексы для привилегии заниматься умственным трудом и управлять государством. Вопросы профессиональной этики для библиотечной профессии.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить реферат на тему: «Кодекс профессиональной этики различных государств» и выявить наиболее оптимальный.

1

3

Тема 2.2.

Кодексы профессиональной этики библиотекаря.

Содержание учебного материала



1

Кодексы профессиональной этики библиотекаря. 1903 год формирования первых этических установок в библиотечной профессии. (Мери Плуммер). 1938г. Американская библиотечная ассоциация, утверждение первого кодекса этики библиотекаря. 1984г. в Европе создание объединенной рабочей группы по подготовке профессионального кодекса. Предназначение и основные функции профессионального кодекса библиотекаря. Ценности и нравственные идеалы профессии.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить реферат на тему: «Кодекс профессиональной этики библиотекаря.

1

3

Раздел 3.

Этические аспекты профессионализма библиотекаря.



10


Тема 3.1.

Этика общения в библиотеке.

Содержание учебного материала



1

Этика общения в библиотеке. Характеристика общения в библиотеке как социально-психологической проблеме. Сущность общения в библиотеке: цели, средства, нормы, правила. Предмет общения, средства общения (вербальные и невербальные). Профессиональные качества библиотекаря по обслуживанию читателей. Личность и общение: нравственные качества библиотекаря в общении. Виды общения: деловое, стремление воздействовать на человека, общение ради общения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составить схему общения: профессиональные и личностные качества.

1

3

Тема 3.2.

Конфликты и конфликтные ситуации в библиотеке


Содержание учебного материала



1

Конфликты и конфликтные ситуации в библиотеке. Определение «Конфликт». Виды конфликтов в библиотеке. Правила поведения в конфликтных ситуациях. Анализ конкретных ситуаций и выход из них. Черты характера, влияющие на библиотечное дело. Американские библиотековеды и их взгляд на общие черты характера библиотечного работника.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составить примеры конфликтных ситуаций, дать анализ, определить методы выхода из них.

1

3

Тема 3.3.

Риторика библиотекаря


Содержание учебного материала



1

Значение знания риторики в профессиональной деятельности библиотекаря.

Понятие риторики, её цель, сущность, специфика речевого общения в библиотеке. Использование риторики в различных формах индивидуальной и массовой работе библиотеки. Элементы ведения диалога с пользователями библиотеки. Методика подготовки к выступлению перед аудиторий. Психология воздействия речи. Эмоциональность речи – важный эталон риторики библиотекаря. Роль внешнего облика библиотекаря, жестов, мимики, дикции и темпа речи.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составить: план подготовки выступления.

1

3

Тема 3.4.

Этика слушания.


Содержание учебного материала



1

Роль речи в общении людей. Умение слушать собеседника – важный элемент общения. Слушание – волевой акт, включающий внешние умственные процессы. Процесс слушания, виды: нерефлексивное и рефлексивное. Виды ответов: выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование. Необходимость высокого уровня межличностных отношений – главный элемент профессиональной компетентности. Умение понимать личность, чувствовать эмоциональное состояние, знание правил поведения, умение выбирать правильный тон в разговоре.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить схему речевого этикета.

Познакомиться с трудами Карнеги (выдающегося психолога) и выписать правила поведения в конспект.

1

3

Тема 3.5.

Библиотечный этикет


Содержание учебного материала



1

Определение этикета. Совокупность правил поведения, характеризующих внешнее проявление отношения к людям. Формы обращений. Приветствие, обхождение с пользователями библиотеки.

Правила этикета в библиотеке: уважительное отношение ко всем посетителям библиотеки, независимо от социального статуса, должности, внешнего вида.

2

2

2

Связь и различие между этикой и этикетом. Профессиональная этика библиотекаря: свод правил профессионального поведения работников библиотеки: благожелательное отношение в библиотечной среде, вежливое отношение к посетителям, коллегам, тактичность, точность, исполнительность и обязательность.Формы этикета: приветствие, обращение к читателям. Соблюдение этикета во внешнем облике, роль дизайна в библиотеке, форма деловой переписки. Влияние этикета на авторитет библиотекаря.

Самостоятельная работа обучающихся

Составить свод правил этикета (в библиотеке).

1

2

Раздел 4

Нормы библиотечной этики.

12


Тема 4.1.

Свободный доступ к информации


Содержание учебного материала



1

Роль информации в обслуживании пользователя. Задачи библиотек в области информационного обеспечения. Оперативное представление информации, справочная работа (совет, помощь в поиске информации, организация, печать, работа в системе ИРИ, ДОР и т.д.). Использование компьютерной техники в информационном обслуживании пользователей. Свобода предоставления информации, связь с этическими нормами.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составить примеры обращения пользователя за информацией в библиотеку.

Дать анализ примеров обращения за информацией по вопросам для анализа.

1

3

Тема 4.2.

Роль библиотекаря в удовлетворении тематических запросов


Содержание учебного материала



1

Роль библиотекаря в удовлетворении тематических запросов. Многообразие взаимоотношений библиотекаря и читателя. Ведущая роль тематических запросов в библиотечном споре. Влияние личности библиотекаря на выбор литературы по различным отраслям знания. Виды воздействия библиотекаря на выбор литературы: позитивный и отрицательный. Роль значения психологии читателей в удовлетворении тематических запросов.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составить примеры позитивного и отрицательного влияния библиотекаря на выбор книги.

1

3

Тема 4.3.

Недопустимость цензуры в библиотеке


Содержание учебного материала



1

История возникновения цензуры. Формы проявления цензуры в библиотеках. Использование новых носителей информации. Изменение книгопечатной культуры.

Компьютерные игры, телевизионные передачи, видеофильмы, аудиокассеты. Свободное приобретение и предоставление читателю «запрещенной» литературы. Вред цензуры. Элемент цензуры в отборе литературы. Закон «О библиотечном деле» ст. 12. «О цензуре», о её недопустимости.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составить: примеры контрольных ситуаций и вопросы для анализа.

Дать анализ, примерами используя вопросы для анализа.

1

2

Тема 4.4.

Конфиденциаль

ность чтения


Содержание учебного материала



1

Конфиденциальность чтения. Коммерциализация библиотечных услуг. Доступность информации. Сохранение государственной, коммерческой и личной тайны чтения – важная этическая проблема. Закон «О библиотечном деле» о конфиденциальности чтения в России и других зарубежных странах.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Дать анализ примерами из контрольной ситуации по вопросам.

1

3

Тема 4.5.

Приоритетное обслуживание


Содержание учебного материала



1

Приоритетное обслуживание. Этика привилегированного обслуживания в библиотеках различного типа и вида. Профессиональная обязанность – представления информации любому читателю. Новые формы услуг для читателя. Закон «О библиотечном деле» о приоритетном обслуживании социально незащищенных групп населения. Формы организации досуга инвалидам, слабовидящим и инвалидам др. категорий.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Разработать одну из форм обслуживания инвалидов на основе базы учебной практики.

1

3

Тема 4.6.

Этика руководителя библиотеки


Содержание учебного материала



1

Понятие «Управленческая этика». Уважение к своим сотрудникам, требовательность к себе, умение разговаривать с подчиненными, искусство постижения этических глубин профессии.

Этика руководителя библиотеки: знание личностных особенностей сотрудников и умение создать коллектив, способный выполнить задачи библиотеки.

2

2

2

Методы, стиль руководства: пассивный стиль, агрессивный стиль. Позитивный стиль: четкое распределение обязанностей, ответственность за все, что входит в должностные обязанности.

Этические приемы руководителя: умение слушать, четко формулировать задание. Выделять реальную проблему, объяснить особенности ситуации идти на переговоры и компромисс.

Самостоятельная работа обучающихся

Составить свод правил общения в коллективе библиотеки.

1

3

Зачет:

3


Всего:

34



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия:

учебного кабинета «Организационно-управленческой деятельности»

лаборатории…………………………………………………..…...


Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения: компьютер

Раздаточный материал, карточки, тесты.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:


3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Алтухова, Г.А. Профессиональная этика библиотекаря [Текст] / Г.А. Алтухова. – М.: МГУКИ ИПО Профиздат., 2001. – 107с.


  1. Антонова, Л.Е. Этика и психология профессиональной деятельности [Текст]: учебно-методич.пособие для училищ культуры и искусств / Л.Е. Антонова. – М.: 2005. – 206с.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Библиотекарь и читатель: проблемы общения. [Текст]: Метод.пособие / Рос.нац.б-ка. – СПб, 1993. – 130с.


  1. Власов, Л.В. Деловое общение [Текст] / Л.В. Власов, В.К. Сементовская. – Л.: Ленинздат, 1980. – 79с.


  1. Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст]: учебно-метод. пособие / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор и др. – 2-е изд., перераб. – М.: Школьная б-ка, 2003. – 296с.


  1. Зайцева, Т.А. Современные методики делопроизводства в библиотеке [Текст]: учебно-методич. пособие / Т.А. Зайцева. – М.: Либерея, 2004. – 126 с.


  1. Корнеги, Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей [Текст] / Д. Крнеги. – М.: Прогресс, 1990. – 660с.


  1. Полонский, В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник [Текст] / В.М. Полонский. – М.: Новая школа, 1995. – 256с.


  1. Суслова, И. М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности [Текст]: уебник для вузов культуры и искусств / И. М. Суслова, В. К. Клюев ; под общ. ред. И. М. Сусловой; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб.: Профессия, 2009. - 600с.


  1. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения [Текст]: учебник для нач. проф. образования / Г. М. Шеламова. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 160 с.



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


Использование разных стилей управления;

Устный опрос.

Использование в своей деятельности приемов делового и управленческого общения; подбор персонала.

Создание благоприятного климата в коллективе;

Защита проектов на основе индивидуальных заданий.

Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучаемого в ходе занятия.

Разрешение конфликтных ситуаций и их предотвращение; Общение и работа с людьми.

практическая работа;

индивидуальная работа;

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.

Проведение деловых игр на базе учебной практики по общению с пользователями и анализ производственных ситуаций.

Формулирование законов и нормативов по библиотечному делу в своей практической деятельности.

Практическая работа;

индивидуальная работа;

тестирование.

Знания:


Нормы библиотечной этики и этикета.

Устный опрос;

Социально-психологические основы деятельности руководителя.

практическая работа;

индивидуальная работа.

Виды конфликтов в коллективе.

Дискуссия, круглый стол.

Принципы управления персоналом.

Контрольный опрос.


Завершается изучение данного курса зачетом. Студенты должны показать умение общаться с пользователями, иметь знание психологии, этические нормы поведения в рабочем коллективе.

Зачет можно проводить в различной форме:

устный опрос; практическая работа; индивидуальная работа; тестирование; контрольная работа.

4