Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
« Этика и психология
профессиональной деятельности»
наименование учебной дисциплины
2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 071901 Библиотековедение
код наименование специальности
Организация: Обоянский филиал ОГОУ СПО «Курский колледж культуры»
Составитель: Орлова Лилиана Анатольевна, преподаватель
________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована ………………………………………………………………………….
Заключение №____________ от «____»__________201 _ г.
© Обоянский филиал ОГОУ СПО «Курский колледж культуры». 2011
© Л.А. Орлова, составитель. 2011
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 3 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 10 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 11 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Этика и психология профессиональной деятельности»
наименование дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности «071901 Библиотековедение»
Рабочая программа учебной дисциплины «Этика и психология профессиональной деятельности» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышения квалификации и переподготовки, профессиональной подготовке.
Программа дисциплины «Этика и психология профессиональной деятельности» направлена на теоретические основы профессиональной этики библиотекаря, ее специфику, формулирование понятия «профессиональной этики библиотекаря».
Главная цель дисциплины – выяснить сущность и специфику профессиональной морали, дать определение нравственных установок, принципов, категорий, выяснить границу между дозволенным и недозволенным в библиотечной профессии. Данная дисциплина связана тесно с «Библиотековедением», «Экономикой и управлением библиотечным делом», «Психологией», «Этикой и культурой общения». Значительное место отводится нормативному аспекту профессиональной этики библиотекаря. Рассматриваются вопросы этических норм общения, искусству речи библиотекаря, даются рекомендации умения слушать. В изучении данной дисциплины показана взаимосвязь между этикой и этикетом, включены образцы профессиональных кодексов.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Этика и психология профессиональной деятельности» относится к циклу «Организационно-управленческой деятельности»
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен иметь практический опыт:
- ведение деловых бесед;
- анализ кадрового потенциала;
- оценки эффективности управления персоналом.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять законы и нормативы по библиотечному делу в своей практической деятельности;
- использовать разные стили управления;
- анализировать методическую деятельность библиотеки;
- использовать законы в практике работы библиотеки;
- общаться и работать с людьми;
- правильно разрешать конфликтные ситуации и способствовать их предотвращению;
- подбирать персонал;
- создавать благоприятный климат в коллективе;
- использовать в своей деятельности приемы делового и управленческого общения;
- планировать деловую карьеру.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основы научной организации труда (НОТ) в библиотеке;
- законодательную базу современной библиотеки;
- нормы библиотечной этики и этикета;
- психологические аспекты управления;
- социально-психологические основы деятельности руководителя;
- принципы управления персоналом;
- виды конфликтов в коллективе.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 час,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часов;
самостоятельной работы обучающегося 17 часов.
2. СТРУКТУРА
И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | 17 |
| |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Этика и психология профессиональной деятельности» наименование разделов и тем | содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | объем часов | уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Теоретические основы профессиональной этики | | 8 | |
Тема 1.1. Предмет и назначение этики как науки | Содержание учебного материала | | |
1 | Предмет и назначение этики как науки. Этика – философская наука. Назначение, сущность, отличие от морали, познавательные функции морали. Категории этики, добро и зло, долг, совесть, честь, достоинство. Основы понятийного аппарата этики. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся По данной теме студентам предлагается составление рефератов, докладов. | 1 | 3 |
Тема 1.2. Профессиональная этика: предмет и специфика. | Содержание учебного материала | | |
1 | Определение профессиональной этики. Специфические формы профессиональной морали, правила поведения. Определение профессиональной этики – как совокупности нравственных норм, регулирующих поведение представителей определенных социальных групп общества, принадлежащих к данной профессии. Задачи профессиональной этики: границы между дозволенным и недозволенным. Моральные требования к преподавателям каждой профессиональной группы: и их влияние на профессиональный уровень того или иного коллектива. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Деловая игра на базах учебной практики: «Конфликтные ситуации». | 1 | 2 |
Тема 1.3. Сущность профессиональной этики библиотекаря. | Содержание учебного материала | | |
1 | Сущность профессиональной этики библиотекаря. Гуманистические аспекты профессиональной этики библиотекаря: нравственная оценка профессии библиотекаря; система моральных отношений. Законодательная база профессий, отношение к читателю, отношение специалиста к коллегам, отношение специалиста к обществу. Определение профессиональной этики библиотекаря. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подбор статей из профессиональной периодики по общению в библиотеке: Составить конфликтную ситуацию и дать мотивированный выход из данной ситуации. | 1 | 3 |
Тема 1.4. Профессиональная идеология библиотекаря. | Содержание учебного материала | | |
1 | Профессиональная идеология библиотекаря. Сущность профессиональной идеологии: ценности, идеалы, нормы убеждения и представления, принципы и правила – идеология или философия специалиста. Система специальных ценностей библиотекаря: человек, информация, книга. Возрождение профессионального сознания. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить схему профессиональных ценностей библиотекаря. | 1 | 3 |
Раздел 2. Законодательные основы профессиональной этики библиотекаря. | | 4 | |
Тема 2.1. Исторические закономерности создания профессиональных кодексов. | Содержание учебного материала | | |
1 | Историческая закономерность создания моральных кодексов. Кодексы профессиональной этики библиотекаря. Профессиональная мораль как элемент общественного сознания. Первые признаки разделения труда в эпоху феодализма. Кодексы для привилегии заниматься умственным трудом и управлять государством. Вопросы профессиональной этики для библиотечной профессии. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат на тему: «Кодекс профессиональной этики различных государств» и выявить наиболее оптимальный. | 1 | 3 |
Тема 2.2. Кодексы профессиональной этики библиотекаря. | Содержание учебного материала | | |
1 | Кодексы профессиональной этики библиотекаря. 1903 год формирования первых этических установок в библиотечной профессии. (Мери Плуммер). 1938г. Американская библиотечная ассоциация, утверждение первого кодекса этики библиотекаря. 1984г. в Европе создание объединенной рабочей группы по подготовке профессионального кодекса. Предназначение и основные функции профессионального кодекса библиотекаря. Ценности и нравственные идеалы профессии. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат на тему: «Кодекс профессиональной этики библиотекаря. | 1 | 3 |
Раздел 3. Этические аспекты профессионализма библиотекаря. | | 10 | |
Тема 3.1. Этика общения в библиотеке. | Содержание учебного материала | | |
1 | Этика общения в библиотеке. Характеристика общения в библиотеке как социально-психологической проблеме. Сущность общения в библиотеке: цели, средства, нормы, правила. Предмет общения, средства общения (вербальные и невербальные). Профессиональные качества библиотекаря по обслуживанию читателей. Личность и общение: нравственные качества библиотекаря в общении. Виды общения: деловое, стремление воздействовать на человека, общение ради общения. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить схему общения: профессиональные и личностные качества. | 1 | 3 |
Тема 3.2. Конфликты и конфликтные ситуации в библиотеке | Содержание учебного материала | | |
1 | Конфликты и конфликтные ситуации в библиотеке. Определение «Конфликт». Виды конфликтов в библиотеке. Правила поведения в конфликтных ситуациях. Анализ конкретных ситуаций и выход из них. Черты характера, влияющие на библиотечное дело. Американские библиотековеды и их взгляд на общие черты характера библиотечного работника. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить примеры конфликтных ситуаций, дать анализ, определить методы выхода из них. | 1 | 3 |
Тема 3.3. Риторика библиотекаря | Содержание учебного материала | | |
1 | Значение знания риторики в профессиональной деятельности библиотекаря. Понятие риторики, её цель, сущность, специфика речевого общения в библиотеке. Использование риторики в различных формах индивидуальной и массовой работе библиотеки. Элементы ведения диалога с пользователями библиотеки. Методика подготовки к выступлению перед аудиторий. Психология воздействия речи. Эмоциональность речи – важный эталон риторики библиотекаря. Роль внешнего облика библиотекаря, жестов, мимики, дикции и темпа речи. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить: план подготовки выступления. | 1 | 3 |
Тема 3.4. Этика слушания. | Содержание учебного материала | | |
1 | Роль речи в общении людей. Умение слушать собеседника – важный элемент общения. Слушание – волевой акт, включающий внешние умственные процессы. Процесс слушания, виды: нерефлексивное и рефлексивное. Виды ответов: выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование. Необходимость высокого уровня межличностных отношений – главный элемент профессиональной компетентности. Умение понимать личность, чувствовать эмоциональное состояние, знание правил поведения, умение выбирать правильный тон в разговоре. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить схему речевого этикета. Познакомиться с трудами Карнеги (выдающегося психолога) и выписать правила поведения в конспект. | 1 | 3 |
Тема 3.5. Библиотечный этикет | Содержание учебного материала | | |
1 | Определение этикета. Совокупность правил поведения, характеризующих внешнее проявление отношения к людям. Формы обращений. Приветствие, обхождение с пользователями библиотеки. Правила этикета в библиотеке: уважительное отношение ко всем посетителям библиотеки, независимо от социального статуса, должности, внешнего вида. | 2 | 2 |
2 | Связь и различие между этикой и этикетом. Профессиональная этика библиотекаря: свод правил профессионального поведения работников библиотеки: благожелательное отношение в библиотечной среде, вежливое отношение к посетителям, коллегам, тактичность, точность, исполнительность и обязательность.Формы этикета: приветствие, обращение к читателям. Соблюдение этикета во внешнем облике, роль дизайна в библиотеке, форма деловой переписки. Влияние этикета на авторитет библиотекаря. |
Самостоятельная работа обучающихся Составить свод правил этикета (в библиотеке). | 1 | 2 |
Раздел 4 | Нормы библиотечной этики. | 12 | |
Тема 4.1. Свободный доступ к информации | Содержание учебного материала | | |
1 | Роль информации в обслуживании пользователя. Задачи библиотек в области информационного обеспечения. Оперативное представление информации, справочная работа (совет, помощь в поиске информации, организация, печать, работа в системе ИРИ, ДОР и т.д.). Использование компьютерной техники в информационном обслуживании пользователей. Свобода предоставления информации, связь с этическими нормами. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить примеры обращения пользователя за информацией в библиотеку. Дать анализ примеров обращения за информацией по вопросам для анализа. | 1 | 3 |
Тема 4.2. Роль библиотекаря в удовлетворении тематических запросов | Содержание учебного материала | | |
1 | Роль библиотекаря в удовлетворении тематических запросов. Многообразие взаимоотношений библиотекаря и читателя. Ведущая роль тематических запросов в библиотечном споре. Влияние личности библиотекаря на выбор литературы по различным отраслям знания. Виды воздействия библиотекаря на выбор литературы: позитивный и отрицательный. Роль значения психологии читателей в удовлетворении тематических запросов. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить примеры позитивного и отрицательного влияния библиотекаря на выбор книги. | 1 | 3 |
Тема 4.3. Недопустимость цензуры в библиотеке | Содержание учебного материала | | |
1 | История возникновения цензуры. Формы проявления цензуры в библиотеках. Использование новых носителей информации. Изменение книгопечатной культуры. Компьютерные игры, телевизионные передачи, видеофильмы, аудиокассеты. Свободное приобретение и предоставление читателю «запрещенной» литературы. Вред цензуры. Элемент цензуры в отборе литературы. Закон «О библиотечном деле» ст. 12. «О цензуре», о её недопустимости. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить: примеры контрольных ситуаций и вопросы для анализа. Дать анализ, примерами используя вопросы для анализа. | 1 | 2 |
Тема 4.4. Конфиденциаль ность чтения | Содержание учебного материала | | |
1 | Конфиденциальность чтения. Коммерциализация библиотечных услуг. Доступность информации. Сохранение государственной, коммерческой и личной тайны чтения – важная этическая проблема. Закон «О библиотечном деле» о конфиденциальности чтения в России и других зарубежных странах. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Дать анализ примерами из контрольной ситуации по вопросам. | 1 | 3 |
Тема 4.5. Приоритетное обслуживание | Содержание учебного материала | | |
1 | Приоритетное обслуживание. Этика привилегированного обслуживания в библиотеках различного типа и вида. Профессиональная обязанность – представления информации любому читателю. Новые формы услуг для читателя. Закон «О библиотечном деле» о приоритетном обслуживании социально незащищенных групп населения. Формы организации досуга инвалидам, слабовидящим и инвалидам др. категорий. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Разработать одну из форм обслуживания инвалидов на основе базы учебной практики. | 1 | 3 |
Тема 4.6. Этика руководителя библиотеки | Содержание учебного материала | | |
1 | Понятие «Управленческая этика». Уважение к своим сотрудникам, требовательность к себе, умение разговаривать с подчиненными, искусство постижения этических глубин профессии. Этика руководителя библиотеки: знание личностных особенностей сотрудников и умение создать коллектив, способный выполнить задачи библиотеки. | 2 | 2 |
2 | Методы, стиль руководства: пассивный стиль, агрессивный стиль. Позитивный стиль: четкое распределение обязанностей, ответственность за все, что входит в должностные обязанности. Этические приемы руководителя: умение слушать, четко формулировать задание. Выделять реальную проблему, объяснить особенности ситуации идти на переговоры и компромисс. |
Самостоятельная работа обучающихся Составить свод правил общения в коллективе библиотеки. | 1 | 3 |
Зачет: | 3 | |
Всего: | 34 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия:
учебного кабинета «Организационно-управленческой деятельности»
лаборатории…………………………………………………..…...
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: компьютер
Раздаточный материал, карточки, тесты.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Алтухова, Г.А. Профессиональная этика библиотекаря [Текст] / Г.А. Алтухова. – М.: МГУКИ ИПО Профиздат., 2001. – 107с.
Антонова, Л.Е. Этика и психология профессиональной деятельности [Текст]: учебно-методич.пособие для училищ культуры и искусств / Л.Е. Антонова. – М.: 2005. – 206с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Библиотекарь и читатель: проблемы общения. [Текст]: Метод.пособие / Рос.нац.б-ка. – СПб, 1993. – 130с.
Власов, Л.В. Деловое общение [Текст] / Л.В. Власов, В.К. Сементовская. – Л.: Ленинздат, 1980. – 79с.
Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст]: учебно-метод. пособие / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор и др. – 2-е изд., перераб. – М.: Школьная б-ка, 2003. – 296с.
Зайцева, Т.А. Современные методики делопроизводства в библиотеке [Текст]: учебно-методич. пособие / Т.А. Зайцева. – М.: Либерея, 2004. – 126 с.
Корнеги, Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей [Текст] / Д. Крнеги. – М.: Прогресс, 1990. – 660с.
Полонский, В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник [Текст] / В.М. Полонский. – М.: Новая школа, 1995. – 256с.
Суслова, И. М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности [Текст]: уебник для вузов культуры и искусств / И. М. Суслова, В. К. Клюев ; под общ. ред. И. М. Сусловой; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб.: Профессия, 2009. - 600с.
Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения [Текст]: учебник для нач. проф. образования / Г. М. Шеламова. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 160 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
Использование разных стилей управления; | Устный опрос. |
Использование в своей деятельности приемов делового и управленческого общения; подбор персонала. Создание благоприятного климата в коллективе; | Защита проектов на основе индивидуальных заданий. Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучаемого в ходе занятия. |
Разрешение конфликтных ситуаций и их предотвращение; Общение и работа с людьми. | практическая работа; индивидуальная работа; |
Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса. | Проведение деловых игр на базе учебной практики по общению с пользователями и анализ производственных ситуаций. |
Формулирование законов и нормативов по библиотечному делу в своей практической деятельности. | Практическая работа; индивидуальная работа; тестирование. |
Знания: | |
Нормы библиотечной этики и этикета. | Устный опрос; |
Социально-психологические основы деятельности руководителя. | практическая работа; индивидуальная работа. |
Виды конфликтов в коллективе. | Дискуссия, круглый стол. |
Принципы управления персоналом. | Контрольный опрос. |
Завершается изучение данного курса зачетом. Студенты должны показать умение общаться с пользователями, иметь знание психологии, этические нормы поведения в рабочем коллективе.
Зачет можно проводить в различной форме:
устный опрос; практическая работа; индивидуальная работа; тестирование; контрольная работа.
4