СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система наставничества в подготовке педагогов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Неверова Ирина Юрьевна

Методист

ГАПОУ СО «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж»

 

Система наставничества в подготовке педагогов

Наставничество является важным и успешным методом, который способствует развитию профессионализма начинающих свою деятельность работников.

Наставник профессиональной образовательной организации – это высоко квалифицированный педагог, владеющий современными технологиями, способный к организации и проведению индивидуального практического обучения новых сотрудников.

Деятельность наставника заключается в партнерском взаимодействии, нацеленном на повышение квалификации педагогического работника и обеспечение его конкурентоспобности.

Задачи деятельности наставника: адаптация молодых работников к педагогической деятельности, корпоративной культуре, закреплению в коллективе на рабочем месте и последующему профессиональному росту.

Метод наставничества отличается от других методов обучения тем, что обучение происходит не где-то в образовательном учреждении с отрывом от работы, а на рабочем месте в рабочее время с постоянной поддержкой нового сотрудника более опытным и высококвалифицированным.

Целью данного метода является минимизация периода адаптации вновь принятых сотрудников и периода освоения новых технологий с помощью чего решаются следующие задачи:

- повышение качества подготовки и квалификации персонала;

- экономия времени на обучение новых работников;

- развитие у новых сотрудников позитивного отношения к работе;

- предоставление новым сотрудникам возможности быстрее достичь хороших показателей в работе;

- предоставление наставникам возможности карьерного роста, поощрение их за хорошую работу, признание их заслуг;

- снижение текучести кадров.

Как правило, наставник опирается при обучении молодого специалиста на конкретные рабочие ситуации и реальные проблемы. При этом исходный профессиональный уровень обучаемого может быть самым разным - от полного отсутствия нужных навыков до «солидного багажа», тогда наставник своими советами помогает влиться в коллектив, освоить правила работы и корпоративную культуру образовательной организации.

Рассматривая систему наставничества в нашем образовательном учреждении для вновь пришедших педагогических работников, можно отметить высокое внимание в этом направлении со стороны администрации колледжа.

Новых сотрудников можно разделить на следующие входные группы:

  1. Молодые педагогические работники после окончания учебного заведения;
  2. Педагоги из других образовательных учреждений: ВУЗа, школы, колледжа или техникума;
  3. Педагоги, имеющие перерыв в педагогической деятельности;
  4. Специалисты с производства.

При определении форм наставничества руководством нашего колледжа определяется ряд мероприятий для новых сотрудников, которые направленны на решение следующих задач:

- адаптация в новом образовательном учреждении и коллективе;

- помощь по оформлению учебной и отчетной документации;

- использование педагогических приемов и технологий для повышения образовательных достижений обучаемых;

- профессиональное становление и подготовка к аттестации.

При формировании системы наставничества определяются основные цели, задачи и этапы работы с молодыми специалистами.

На первом этапе издается Приказ по колледжу о закреплении наставников к новым педагогическим работникам. При этом учитываются: результаты педагогической деятельности и профессиональный опыт, развитие личностных и профессиональных качеств наставников, умение планировать свою деятельность и ставить задачи обучаемому специалисту, корректировать его работу, а также авторитет наставников среди коллег и желание передавать свой опыт.

На втором этапе выполняется разработка наставником плана мероприятий, составляется алгоритм взаимодействия наставника и нового сотрудника.

На третьем этапе выполняется ряд запланированных мероприятий. При этом используются этический кодекс наставника и способы развития личностных качеств: доброжелательности, ответственности, требовательности, терпения и тактичности. Используется полный комплекс компетенций наставника, достаточный для эффективного обучения и помощи новым сотрудникам на рабочем месте.

В нашем колледже помимо закрепления индивидуального наставника, прикрепленного к новому сотруднику, организованы занятия «Школы начинающего преподавателя». Занятия проводятся один раз в месяц. На занятиях рассматриваются следующие темы:

На 1-м занятии рассказывается история и традиции колледжа; единые требования к работе преподавателя; Кодекс профессиональной этики педагога; советы начинающим преподавателям по подготовке и проведению занятий; о правилах заполнения журнала учебных занятий.

2 занятие посвящено целям в области качества образования; УМК преподавателя, что в него входит; требования к методическим разработкам; рекомендации по оформлению Технического паспорта и Плана работы кабинета / лаборатории; положение о планировании, организации и проведении лабораторных работ; индивидуальный план профессионального развития педагога.

3 занятии разбираются дидактические задачи обучения; типы и структура учебных занятий; план учебного занятия и технологическая карта; анализ и самоанализ учебного занятия.

На 4 занятии рассматриваются методика составления учебных и домашних заданий, их виды; дифференцированный и индивидуальный подход в обучении/воспитании; формирование рефлексии в учебной деятельности.

На 5 занятии дается методика разработки фондов оценочных средств ПМ и УД; подготовка оценочных материалов для итоговой аттестации и ГИА; разработка листов оценочного и рефлексии; рейтинговая система контроля и оценки знаний.

6 занятие посвящено тестовым технологиям, где рассматривается алгоритм разработки теста по уровням деятельности; правила оформления тестовых заданий.

7 занятие ведется педагогом психологом на тему «Психологический микроклимат и проблемы дисциплины на занятиях» в форме практикума по решению конфликтных ситуаций.

8 занятие направлено на применение современных педагогических технологий и ИКТ в учебном процессе.

На 9 занятии рассматривается методика организации самостоятельной работы студентов; характеристика видов внеаудиторной работы.

10 занятие посвящено рассмотрению системы мониторинга образовательных достижений по междисциплинарным курсам и учебным дисциплинам.

В связи с тем, что новые педагоги не всегда являются молодыми специалистами, название школы было в последствии было изменено на «Школа педагогического мастерства», занятия которой могут посещать любые категории педагогических работников.

На последнем этапе наставнической деятельности составляется отчет и анализ достигнутых результатов. По оценке профессиональных действий новых сотрудников, определяется уровень их подготовки к аттестации на соответствие занимаемой должности или квалификационную категорию.

Хочется отметить и существующие в проблемы по мотивации наставников. Оплата работы наставника в этом процессе один из стимулирующих показателей. В нашем колледже за наставническую работу Приказом директора устанавливается поощрительная надбавка к заработной плате и это положительный опыт нашего колледжа.

В заключении хочется отметить, что в системе наставнической деятельности по подготовке новых педагогов возникает ряд вопросов:

- Чем отличаются обязанности, права и цели работы наставника преподавателя и мастера производственного обучения в образовательной организации?

- Как влияет наставник на качество профессионального образования?

- Должен ли быть локальный акт ОО или нормативный документ, закрепляющий требования к наставнику на федеральном уровне?

- Какова мотивация работника быть наставником?

- Какие меры по его мотивации могут быть не только со стороны предприятия, но и государства?

- Должна ли быть специальная подготовка наставников и в чем ее особенности?

- Нужны ли специальные программы для обучения наставников?

- Необходима ли процедура аттестации (сертификации, квалификации) наставника?

Просмотр содержимого документа
«Система наставничества в подготовке педагогов»

Методист Неверова Ирина Юрьевна Система наставничества в подготовке педагогов ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» ГАПОУ СО «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж» 24 ноября 2017г.

Методист Неверова Ирина Юрьевна

Система наставничества в подготовке педагогов

ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования»

ГАПОУ СО «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж»

24 ноября 2017г.

Наставничество  является важным и успешным методом, который способствует развитию профессионализма начинающих свою деятельность работников. Наставник профессиональной образовательной организации – это высоко квалифицированный педагог, владеющий современными технологиями, способный к организации и проведению индивидуального практического обучения новых сотрудников. Деятельность наставника заключается в партнерском взаимодействии, нацеленном на повышение квалификации педагогического работника и обеспечение его конкурентоспобности. Задачи деятельности наставника : адаптация молодых работников к педагогической деятельности, корпоративной культуре, закреплению в коллективе на рабочем месте и последующему профессиональному росту.
  • Наставничество является важным и успешным методом, который способствует развитию профессионализма начинающих свою деятельность работников.
  • Наставник профессиональной образовательной организации – это высоко квалифицированный педагог, владеющий современными технологиями, способный к организации и проведению индивидуального практического обучения новых сотрудников.
  • Деятельность наставника заключается в партнерском взаимодействии, нацеленном на повышение квалификации педагогического работника и обеспечение его конкурентоспобности.
  • Задачи деятельности наставника : адаптация молодых работников к педагогической деятельности, корпоративной культуре, закреплению в коллективе на рабочем месте и последующему профессиональному росту.
Метод наставничества Решение следующих задач: повышение качества подготовки и квалификации персонала; экономия времени на обучение новых работников; развитие у новых сотрудников позитивного отношения к работе; предоставление новым сотрудникам возможности быстрее достичь хороших показателей в работе; предоставление наставникам возможности карьерного роста, поощрение их за хорошую работу, признание их заслуг; снижение текучести кадров.

Метод наставничества

Решение следующих задач:

  • повышение качества подготовки и квалификации персонала;
  • экономия времени на обучение новых работников;
  • развитие у новых сотрудников позитивного отношения к работе;
  • предоставление новым сотрудникам возможности быстрее достичь хороших показателей в работе;
  • предоставление наставникам возможности карьерного роста, поощрение их за хорошую работу, признание их заслуг;
  • снижение текучести кадров.
Категории педагогических работников 1.  Молодые специалисты после окончания учебного заведения; 2.  Педагоги из других образовательных учреждений   ВУЗа   школы   колледжа или техникума; 3.  Педагоги, имеющие перерыв в педагогической деятельности; 4.  Специалисты с производства.

Категории педагогических работников

  • 1. Молодые специалисты после окончания учебного заведения;
  • 2. Педагоги из других образовательных учреждений

 ВУЗа

 школы

 колледжа или техникума;

  • 3. Педагоги, имеющие перерыв в педагогической деятельности;
  • 4. Специалисты с производства.
Решение задач системой наставничества ЕАДК Адаптация в новом образовательном учреждении и коллективе; Помощь по оформлению учебной и отчетной документации; Использование педагогических приемов и технологий для повышения образовательных достижений обучаемых; Профессиональное становление и подготовка к аттестации.

Решение задач системой наставничества ЕАДК

  • Адаптация в новом образовательном учреждении и коллективе;
  • Помощь по оформлению учебной и отчетной документации;
  • Использование педагогических приемов и технологий для повышения образовательных достижений обучаемых;
  • Профессиональное становление и подготовка к аттестации.
Этапы системы наставничества Приказ по колледжу о закреплении наставников к новым педагогическим работникам Разработка наставником плана мероприятий, составление алгоритма взаимодействия наставника и нового сотрудника Выполнение ряда запланированных мероприятий в помощь новым педагогическим работникам Составление отчета наставником и анализ достигнутых результатов Аттестация нового сотрудника

Этапы системы наставничества

  • Приказ по колледжу о закреплении наставников к новым педагогическим работникам
  • Разработка наставником плана мероприятий, составление алгоритма взаимодействия наставника и нового сотрудника
  • Выполнение ряда запланированных мероприятий в помощь новым педагогическим работникам
  • Составление отчета наставником и анализ достигнутых результатов
  • Аттестация нового сотрудника
Школа педагогического мастерства   Основные направления занятий: единые требования к работе преподавателя, требования в области качества СМК требования разработки программ в соответствии с ФГОС СПО и профстандартами, формирование УМК и фонда оценочных средств, заполнение учебной документации (журналы, планы, отчеты…) использование современных педагогических технологий и дидактических средств обучения анализ и самоанализ учебных занятий рефлексия и система оценки достижений обучаемых проблемы дисциплины обучаемых на занятиях

Школа педагогического мастерства

Основные направления занятий:

  • единые требования к работе преподавателя,
  • требования в области качества СМК
  • требования разработки программ в соответствии с ФГОС СПО и профстандартами,
  • формирование УМК и фонда оценочных средств,
  • заполнение учебной документации (журналы, планы, отчеты…)
  • использование современных педагогических технологий и дидактических средств обучения
  • анализ и самоанализ учебных занятий
  • рефлексия и система оценки достижений обучаемых
  • проблемы дисциплины обучаемых на занятиях
Занятия в школе педагогического мастерства

Занятия в школе педагогического мастерства


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!