Неверова Ирина Юрьевна
Методист
ГАПОУ СО «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж»
Система наставничества в подготовке педагогов
Наставничество является важным и успешным методом, который способствует развитию профессионализма начинающих свою деятельность работников.
Наставник профессиональной образовательной организации – это высоко квалифицированный педагог, владеющий современными технологиями, способный к организации и проведению индивидуального практического обучения новых сотрудников.
Деятельность наставника заключается в партнерском взаимодействии, нацеленном на повышение квалификации педагогического работника и обеспечение его конкурентоспобности.
Задачи деятельности наставника: адаптация молодых работников к педагогической деятельности, корпоративной культуре, закреплению в коллективе на рабочем месте и последующему профессиональному росту.
Метод наставничества отличается от других методов обучения тем, что обучение происходит не где-то в образовательном учреждении с отрывом от работы, а на рабочем месте в рабочее время с постоянной поддержкой нового сотрудника более опытным и высококвалифицированным.
Целью данного метода является минимизация периода адаптации вновь принятых сотрудников и периода освоения новых технологий с помощью чего решаются следующие задачи:
- повышение качества подготовки и квалификации персонала;
- экономия времени на обучение новых работников;
- развитие у новых сотрудников позитивного отношения к работе;
- предоставление новым сотрудникам возможности быстрее достичь хороших показателей в работе;
- предоставление наставникам возможности карьерного роста, поощрение их за хорошую работу, признание их заслуг;
- снижение текучести кадров.
Как правило, наставник опирается при обучении молодого специалиста на конкретные рабочие ситуации и реальные проблемы. При этом исходный профессиональный уровень обучаемого может быть самым разным - от полного отсутствия нужных навыков до «солидного багажа», тогда наставник своими советами помогает влиться в коллектив, освоить правила работы и корпоративную культуру образовательной организации.
Рассматривая систему наставничества в нашем образовательном учреждении для вновь пришедших педагогических работников, можно отметить высокое внимание в этом направлении со стороны администрации колледжа.
Новых сотрудников можно разделить на следующие входные группы:
- Молодые педагогические работники после окончания учебного заведения;
- Педагоги из других образовательных учреждений: ВУЗа, школы, колледжа или техникума;
- Педагоги, имеющие перерыв в педагогической деятельности;
- Специалисты с производства.
При определении форм наставничества руководством нашего колледжа определяется ряд мероприятий для новых сотрудников, которые направленны на решение следующих задач:
- адаптация в новом образовательном учреждении и коллективе;
- помощь по оформлению учебной и отчетной документации;
- использование педагогических приемов и технологий для повышения образовательных достижений обучаемых;
- профессиональное становление и подготовка к аттестации.
При формировании системы наставничества определяются основные цели, задачи и этапы работы с молодыми специалистами.
На первом этапе издается Приказ по колледжу о закреплении наставников к новым педагогическим работникам. При этом учитываются: результаты педагогической деятельности и профессиональный опыт, развитие личностных и профессиональных качеств наставников, умение планировать свою деятельность и ставить задачи обучаемому специалисту, корректировать его работу, а также авторитет наставников среди коллег и желание передавать свой опыт.
На втором этапе выполняется разработка наставником плана мероприятий, составляется алгоритм взаимодействия наставника и нового сотрудника.
На третьем этапе выполняется ряд запланированных мероприятий. При этом используются этический кодекс наставника и способы развития личностных качеств: доброжелательности, ответственности, требовательности, терпения и тактичности. Используется полный комплекс компетенций наставника, достаточный для эффективного обучения и помощи новым сотрудникам на рабочем месте.
В нашем колледже помимо закрепления индивидуального наставника, прикрепленного к новому сотруднику, организованы занятия «Школы начинающего преподавателя». Занятия проводятся один раз в месяц. На занятиях рассматриваются следующие темы:
На 1-м занятии рассказывается история и традиции колледжа; единые требования к работе преподавателя; Кодекс профессиональной этики педагога; советы начинающим преподавателям по подготовке и проведению занятий; о правилах заполнения журнала учебных занятий.
2 занятие посвящено целям в области качества образования; УМК преподавателя, что в него входит; требования к методическим разработкам; рекомендации по оформлению Технического паспорта и Плана работы кабинета / лаборатории; положение о планировании, организации и проведении лабораторных работ; индивидуальный план профессионального развития педагога.
3 занятии разбираются дидактические задачи обучения; типы и структура учебных занятий; план учебного занятия и технологическая карта; анализ и самоанализ учебного занятия.
На 4 занятии рассматриваются методика составления учебных и домашних заданий, их виды; дифференцированный и индивидуальный подход в обучении/воспитании; формирование рефлексии в учебной деятельности.
На 5 занятии дается методика разработки фондов оценочных средств ПМ и УД; подготовка оценочных материалов для итоговой аттестации и ГИА; разработка листов оценочного и рефлексии; рейтинговая система контроля и оценки знаний.
6 занятие посвящено тестовым технологиям, где рассматривается алгоритм разработки теста по уровням деятельности; правила оформления тестовых заданий.
7 занятие ведется педагогом психологом на тему «Психологический микроклимат и проблемы дисциплины на занятиях» в форме практикума по решению конфликтных ситуаций.
8 занятие направлено на применение современных педагогических технологий и ИКТ в учебном процессе.
На 9 занятии рассматривается методика организации самостоятельной работы студентов; характеристика видов внеаудиторной работы.
10 занятие посвящено рассмотрению системы мониторинга образовательных достижений по междисциплинарным курсам и учебным дисциплинам.
В связи с тем, что новые педагоги не всегда являются молодыми специалистами, название школы было в последствии было изменено на «Школа педагогического мастерства», занятия которой могут посещать любые категории педагогических работников.
На последнем этапе наставнической деятельности составляется отчет и анализ достигнутых результатов. По оценке профессиональных действий новых сотрудников, определяется уровень их подготовки к аттестации на соответствие занимаемой должности или квалификационную категорию.
Хочется отметить и существующие в проблемы по мотивации наставников. Оплата работы наставника в этом процессе один из стимулирующих показателей. В нашем колледже за наставническую работу Приказом директора устанавливается поощрительная надбавка к заработной плате и это положительный опыт нашего колледжа.
В заключении хочется отметить, что в системе наставнической деятельности по подготовке новых педагогов возникает ряд вопросов:
- Чем отличаются обязанности, права и цели работы наставника преподавателя и мастера производственного обучения в образовательной организации?
- Как влияет наставник на качество профессионального образования?
- Должен ли быть локальный акт ОО или нормативный документ, закрепляющий требования к наставнику на федеральном уровне?
- Какова мотивация работника быть наставником?
- Какие меры по его мотивации могут быть не только со стороны предприятия, но и государства?
- Должна ли быть специальная подготовка наставников и в чем ее особенности?
- Нужны ли специальные программы для обучения наставников?
- Необходима ли процедура аттестации (сертификации, квалификации) наставника?
Просмотр содержимого документа
«Система наставничества в подготовке педагогов»