СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программма по химии 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии 9 класс.

Общее количество часов: 68

Количество часов в неделю: 2

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программма по химии 9 класс»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 города Дюртюли

муниципального района Дюртюлинский район

Республики Башкортостан





Рассмотрено Согласовано Утверждаю

Руководитель МО Заместитель директора по УР Директор школы

____________ В.Ф. Хамидулин ____________ Р.Ш. Гилева ____________ В.Р. Файзиева

Протокол №__ от_________ ______________ Приказ №__ от___________



Рабочая программа

на 2016-2017 учебный год



Предмет: химия

Класс: 9а, 9б, 9в

Общее количество часов: 68

Количество часов в неделю: 2

Программа: Примерная программа основного общего образования по химии, с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе авторской программы

О.С.Габриеляна.

Учебник: Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян.- М.: Дрофа, 2013

Учитель: Мустаева Лейсан Миннимухаматовна



Дюртюли 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая рабочая программа разработана на основании документов:

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования» (с изменениями на 31.01.2012г. №169);

Положение о рабочей программе, утвержденное приказом МБОУ СОШ №5 г.Дюртюли от 31.08.2015г. №116 «Положение о рабочей программе»;

Приказ МБОУ СОШ №5 г.Дюртюли от 31.08.2016г. № 121 «Об утверждении учебного плана на 2016-2017 учебный год».

В содержании курса 9 класса более подробно изучается химия элементов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народно-хозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров.

Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых понятий и максимального использования знаний из других учебных дисциплин. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для учащихся уровне современные представления о химической стороне явлений окружающего мира.

При проведении уроков химии значительное место отводиться химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Практические работы проводятся в процессе изучения темы, как средство наглядного подтверждения свойств изучаемых веществ.

Цели:

  • освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями наблюдать химические явления;  проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии  современных технологий;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачами изучения учебного предмета «Химия» в 9 классе являются:

учебные: формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;

развивающие: развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;

воспитательные: формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности.

Согласно учебному плану школы данная рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).


В 9 классе имеются обучающиеся 7 вида, которым в ходе проведения занятий организуется индивидуальная работа.



Требования к уровню подготовки обучающихся



В результате изучения химии ученик должен:

знать/понимать:

- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

- называть: химические элементы, соединения изученных классов;

- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и материалами;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

- приготовления растворов заданной концентрации.





Содержание учебного предмета


Введение. Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6ч.)

Вводный инструктаж. Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д.И.Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете ТЭД. Генетические ряды металлов и неметаллов. Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, их значение.

Металлы (20ч.)

Положение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлы в природе, общие способы получения металлов. Электролиз. Общие понятия о коррозии металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Щелочные металлы. Металлы в природе. Строение атомов. Соединения щелочных металлов. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Щелочно-земельные металлы. Строение атомов. Важнейшие соединения щелочно-земельных металлов. Важнейшие соединения щелочно-земельных металлов – оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, фосфаты,сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо, его строение, физические и химические свойства. Оксиды, гидроксиды и соли железа. Генетические ряды железа (II) и железа(III). Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.


Неметаллы (26ч.)

Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Водородные соединения неметаллов. Вода.

Галогены. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды) их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Соединения галогенов. Галогеноводородные кислоты и их соли. Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений.

Кислород. Сера. Оксиды серы. Соединения серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Окислительные свойства серной кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Аммиак. Соли аммония. Кислородные соединения азота. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты. Применение азотной кислоты. Нитраты, селитры. Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод. Алмаз, графит. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион. Кислородные соединения углерода. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли. Карбонаты. Жесткость воды.

Кремний. Оксид кремния. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Кремниевая кислота. Силикаты. Силикатная промышленность.


Первоначальные представления об органических соединениях. Химия и жизнь (10ч.)

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Предмет органической химии, Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Предельные углеводороды. Углеводороды: метан, этан. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Непредельные углеводороды: этилен, ацетилен. Ароматические углеводороды. Бензол. Спирты (метанол, этанол, глицерин) как представители кислородсодержащих органических соединений. Карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений. Сложные эфиры. Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов. Представления о полимерах на примере полиэтилена. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность. Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).


Химическая реакция (6 ч.)

ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Химическая связь и кристаллические решётки. Взаимосвязь строение и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления. Решение задач по уравнению реакций. Решение заданий ОГЭ.


Календарно – тематическое планирование

уро-СО, ИКТ ейсан Миннимухаматовна

ка


Тема

Количество часов

Дата проведения


ТСО, ИКТ,

наглядность


Виды деятельности обучающихся

По

календарю

Фактически

Введение. Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6ч.)

1

Вводный инструктаж. Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д.И.Менделеева.



1






ПСХЭ

Характеризуют химический элемент по составу, строению и свойствам, исходя из его положения в ПСХЭ

2

Свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете ТЭД.


1






ПСХЭ, опыт

Знают химические свойства основных классов неорганических веществ; возможность протекания реакций ионного обмена. Записывают уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде.

3

Генетические ряды металлов



1






ПСХЭ

Знают положение металлов в ПСХЭ, составляют генетические ряды металлов и уравнения реакций химических свойств металлов.

4

Генетические ряды неметаллов

1







ПСХЭ

Знают положение неметаллов в ПСХЭ, составляют генетические ряды неметаллов и уравнения реакций химических свойств неметаллов.

5

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Лабораторная работа №1: Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

1



ПСХЭ. Опыт

Описывают свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.

6

Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.








ПСХЭ

Описывают и характеризуют структуру таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»



Металлы (20ч.)

7

Положение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева. Общие физические свойства металлов.


1





ПСХЭ

Знают положение элементов металлов в ПСХЭ, физические свойства металлов. Характеризуют металлы на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов.

8

Химические свойства металлов.


1





ПСХЭ

Знают общие химические свойства металлов. Составляют уравнения реакции взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения металлов.

9

Электрохимический ряд напряжений металлов.

1



ПСХЭ

Знают общие химические свойства металлов. Составляют уравнения реакции взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения металлов.

10

Металлы в природе, общие способы получения металлов.


1






Знакомство с образцами металлов.

Характеризуют основные способы получения металлов в промышленности. Умеют характеризовать реакции восстановления металлов из их оксидов

11

Электролиз

1



Схема электролиза.

Умеют составлять схему электролиза растворов и расплавов.

12

Общие понятия о коррозии металлов.

1




Характеризуют причины и виды коррозии. Умеют объяснять и применять доступные способы защиты металлов от коррозии

13

Щелочные металлы. Лабораторная работа №2: Распознавание натрия и калия, лития по окраске пламени.


1



Образцы щелочных металлов.

ПСХЭ, опыт

Умеют давать характеристику щелочного металла по плану. Записывают уравнение (ОВР) химических свойств в сравнении (в группе) с другими металлами

14

Соединения щелочных металлов. Лабораторная работа №3: Взаимодействие раствора гидроксида натрия с растворами солей, и кислот

1



ПСХЭ, опыт

Определяют важнейших представителей соединений щелочных Ме, на основании знаний их химических свойств осуществляют цепочки превращений.

15

Щелочно-земельные металлы. Лабораторная работа №4 «Распознавание катионов кальция и бария».




1






ПСХЭ, опыт

Умеют характеризовать щелочно-земельные металлы по плану, умеют записывать уравнение реакции. Химические свойства кальция, магния.

16

Важнейшие соединения щелочно-земельных металлов.

1







ПСХЭ

Делают умозаключение о важнейших представителях соединений щелочноземельных Ме, умеет, на основании знаний их химических свойств осуществлять цепочки превращений.

17

Решение расчетных задач по теме: «Теоретический, практический выход продукта».


1



Карточки с заданиями

Производят расчеты по химическим уравнениям с использованием понятия «массовая доля выхода продукта»

18

Практическая работа №1. «Осуществление цепочки химических превращений».


1



Инструкция

Умеют: -обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; - Прогнозируют, аргументируют и экспериментально осуществляют цепочки хим. превращений.

19

Алюминий

1



Коллекция: «Алюминий»

Умеют давать характеристику элемента алюминии по положению в ПСХЭ и строению атома. Знают его химические свойства.

20

Соединения алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида.

Лабораторная работа №5. «Сравнение отношения к растворам кислот и щелочей гидроксида натрия и гидроксида алюминия».

1






ПСХЭ, опыт

Умеют записывать уравнение реакции алюминия, оксида и гидроксида с кислотой и щелочью.

Знают природные соединения алюминия. Знают применение Al и его соединений.

21

Практическая работа №2. «Получение и свойства соединений металлов»


1






Инструкция

Умеют экспериментально доказывать свойства соединений металлов.

22

Железо, его строение, физические и химические свойства. Оксиды, гидроксиды и соли железа.


1



ПСХЭ


Умеют: объяснять строение атома железа, записывать уравнения реакции хим. свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления железа.

23

Генетические ряды железа (II) и железа(III). Лабораторная работа №6: «Качественные реакции на ионы железа(II), железа(III)».


1







ПСХЭ, опыт

Описывают химические свойства соединений железа (II) и (III). Умеют определять соединения, содержащие ионы Fe2+, Fe3+   с помощью качественных реакций. Умеют осуществлять цепочки превращений.

24

Практическая работа №3. «Решение экспериментальных задач по распознаванию веществ. Качественные реакции на ионы металлов».


1



Набор реактивов и оборудования

Объясняют на практике способы получения и распознавания веществ. Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с веществами и материалами

25

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Металлы».


1







ПСХЭ, ряд активности металлов.

Моделируют строение атомов металлических элементов. Химические свойства и применение алюминия, железа, кальция и их важнейших соединений.

26

Контрольная работа №1 по разделу «Металлы».


1









Карточки с заданиями

Определяют строение атомов металлов, физические и химические свойства. Применение металлов и их соединений. Умеют составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной форме, объясняет ОВР металлов и их соединений.

Неметаллы (26ч.)

27

Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон.


1







Образцы неметаллов.

Умеют давать характеристику элементам неметаллам на основании их положения в ПСХЭ. Знают основные соединения, физические свойства. Умеют сравнивать неметаллы с металлами

28

Водород. Водородные соединения неметаллов. Вода.


1



ПСХЭ, опыт

Умеют характеризовать химический элемент водород по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атомов. Умеют составлять уравнения реакций (ОВР) химических свойств водорода. Объясняют кислотно-основных характер водородных соединений.

29

Галогены.


1







ПСХЭ, опыт

Умеют составлять схему строения атомов галогенов с указанием числа электронов в электронных слоях. На основании строения атомов объясняет изменения свойств галогенов в группе, записывать уравнения реакций галогенов с Ме; солями.

30

Соединения галогенов. Галогеноводородные кислоты и их соли. Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений. Лабораторная работа №7. «Взаимодействие соляной кислоты с магнием, оксидом магния, карбонатом магния».



1







Образцы зубных паст фторсодержащих.

Умеют характеризовать свойства важнейших соединений галогенов. Знают способы получения галогенов. Умеют вычислять количество вещества, объем, массу по количеству, объему или массе реагентов или продуктов реакции. Имеют навыки осуществления цепочек превращений, составления уравнений реакций.

31

Кислород


1







ПСХЭ, опыт

Делают умозаключения о значении кислорода в атмосфере, при дыхании и фотосинтезе. Умеют записывать уравнения реакций кислорода с простыми и сложными веществами. Знают способы получения.

32

Сера. Оксиды серы. Соединения серы. Лабораторная работа №8: «Качественная реакция на сульфид – ион».


1







ПСХЭ, опыт


Умеют характеризовать химический элемент серу по положению в ПСХЭ. Д.И. Менделеева и строению атома. Умеют записывать уравнения реакций с Ме и кислородом, другими неМе, знают физические и химические свойства сероводорода качественные реакции на сульфиды.

33

Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Окислительные свойства серной кислоты. Лабораторная работа №9. «Взаимодействие серной кислоты с магнием, оксидом магния, карбонатом магния. Качественная реакция на сульфат –ион».


1







ПСХЭ, опыт


Умеют записывать уравнения реакций химических свойств серной кислоты разбавленной и концентрированной, получение в промышленности, качественные реакции на SO42-Умеют записывать уравнения реакций в ионном виде и с точки зрения ОВР

34

Практическая работа №4. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».


1








Набор реактивов и оборудования

Умеют доказывать качественный состав серной кислоты, практически доказывать химические свойства, проводить качественные реакции на ионы Cl-, J-, SO42-,S2-, осуществляет превращения

35

Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Неметаллы».


1






ПСХЭ. Ряд активности металлов.

Умеют вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции. Умеют писать уравнения реакций.

36

Контрольная работа №2


1






Карточки

Определяют строение атомов неметаллов, физические и химические свойства. Применение неметаллов и их соединений. Умеют составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной форме, объясняет ОВР неметаллов и их соединений.

37

Азот.

1



Таблица «Круговорот азота в природе».

Умеют составлять схему строения атома азота с указанием числа электронов в электронных слоя. Знают значение азота в природе.

38

Аммиак. Соли аммония. Лабораторная работа №10: «Распознавание солей аммония».

1



ПСХЭ, опыт


Определяют строение молекулы, донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония; основные химические свойства аммиака, гидроксида аммония, качественную реакцию на катион аммония. Умеют описывать свойства с точки зрения ОВР и физиологическое воздействие на организм.

39

Кислородные соединения азота. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.

1



ПСХЭ

Знают состав, строение и свойства оксидов азота (I),(II),(IV). Составляют уравнения реакций, доказывающие их свойства с точки зрения ОВР.

40

Окислительные свойства азотной кислоты. Применение азотной кислоты. Нитраты, селитры.



1



ПСХЭ

Определяют основные химические свойства азотной кислоты (взаимодействие с металлами и неметаллами) — умеют приводить примеры азотных удобрений. Умеют писать ионные уравнения и ОВР.

41

Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.


1



ПСХЭ

Моделируют электронное строение атома фосфора, аллотропные видоизменения фосфора, химические свойства кислотных оксидов и фосфорной кислоты. Умеют записывать окислительно-восстановительные реакции и реакции ионного обмена (П).

42

Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа азота».


1







ПСХЭ. Ряд активности металлов, задачники.


Умеют вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции, взятых в избытке.

43

Углерод. Алмаз, графит.

1



Модели кристаллических решеток алмаза и графита.

Характеризуют аллотропные видоизменения углерода, химические свойства. Умеют записывать ОВР углерода с O2, Me, H2, оксидами металлов

44

Кислородные соединения углерода. Угарный и углекислый газы. Лабораторная работа №11. «Получение, собирание и распознавание углекислого газа».


1



Опыт

Умеют записывать уравнения реакции СО с О2, оксидами металлов, СО2 с Н2О и щелочами, получение.

45

Угольная кислота и ее соли.. Карбонаты. Жесткость воды. Лабораторная работа №12: «Качественная реакция на карбонат-ион».

1



Опыт

Определяют важнейшие свойства угольной кислоты и карбонатов, качественную реакцию на соли угольной кислоты. Умеют распознавать карбонаты с помощью качественных реакций

46

Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.

1




Сообщения учащихся

Умеют составлять схему строения атома кремния с указанием числа электронов в электронных слоях. Характеризуют свойства, применение кремния и оксида кремния.

47

Силикатная промышленность. Лабораторная работа №13: «Ознакомление с природными силикатами продукцией силикатной промышленности».

1





Сообщения учащихся

Характеризуют виды стекла, свойства фарфора и фаянса, строительных вяжущих материалов.

48

Практическая работа №5: Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода».

1






Набор реактивов и оборудования

Умеют обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Знают устройство прибора для получения газов, уметь им пользоваться, умеет определять карбонат – ион.

49

Решение задач по теме «Неметаллы»

1



Задачники.

Умеют вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции


50

Практическая работа № 6: «Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества».

1



Набор реактивов и оборудования

Умеют обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, получают и собирают газы.

51

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»


1



Карточки с групповыми заданиями

Моделируют электронное строение атомов серы, азота, фосфора, углерода. Химические свойства и применение серы, оксида серы (IV), серной кислоты, азота, аммиака, азотной кислоты, фосфора, оксида фосфора (V), фосфорной кислоты, углерода, оксида углерода (IV), угольной кислоты, кремния, оксида кремния(1У), кремниевой кислоты( П ).

52

Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы».


1





Карточки

Выполняют задания, находят соответствие, решают задачи, осуществляют цепочку превращений.

Первоначальные представления об органических соединениях. Химия и жизнь (10ч.)

53

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Предмет органической химии, Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.


1



Модели молекул органических веществ. Портреты Бутлерова.

Определяют особенности органических соединений, классификацию и химическое строение. Знают основные положения теории химического строения A.M. Бутлерова

54

Предельные углеводороды. Углеводороды: метан, этан. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

1



Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки, горение.

Дают определения понятий «предельные углеводороды», «гомологический ряд», «изомерия». Умеют записывать структурные формулы изомеров и гомологов, давать названия.

55

Непредельные углеводороды: этилен, ацетилен. Ароматические углеводороды. Бензол.


1



Образцы изделий из полиэтилена.

Умеют называть представителей разных классов углеводородов, записывают структурные формулы важнейших представителей, изомеров, гомологов. Умеют называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре. Умеют характеризовать химические свойства органических соединений.


56

Спирты (метанол, этанол, глицерин) как представители кислородсодержащих органических соединений. Лабораторная работа №14: «Свойства глицерина».

1




Модели молекул спиртов

Называют представителей кислородсодержащих органических соединений. Моделируют образование водородной связи. Имеют представление о ядовитости спиртов

57

Карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений. Сложные эфиры.


1



Модели молекул карбоновых кислот

Умеют характеризовать типичные свойства уксусной и стеариновой кислоты. Знают реакцию этерификации и формулы сложных эфиров.


58

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов. Лабораторная работа №15: «Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании, реакция на крахмал».

1



Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза (вата). Таблица «Структура белка».


Дают классификацию углеводов. Определяют значение жиров, белков и углеводов в жизни человека. Характеризуют основные функции белков в живом организме, их значения и условия разрушения или денатурации.

59

Представления о полимерах на примере полиэтилена. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

1



Коллекция «Пластмассы»

Презентация

Представляют результаты своей проектной деятельности.

60

Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.

1




Презентация

Представляют результаты своей проектной деятельности.

61

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.




1



Презентация

Представляют результаты своей проектной деятельности.

62

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

1



Презентация

Представляют результаты своей проектной деятельности.

Химическая реакция (6 ч.)

63

ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Значение ПЗ. Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций.

1



ПСХЭ, портрет Д,И Менделеева.

Дают определение химических понятий «химический элемент», «атом»., «молекула», «относительные атомная и молекулярная массы», «ион», «изотоп»;

-периодический закон; качественные реакции.

Характеризуют химический элемент на основе положения в ПСХЭ и особенности строения атомов.

64

Химическая связь и кристаллические решётки. Взаимосвязь строение и свойств веществ.

1



Модели кристаллических решеток.

Дают определение понятий «Химическая связь», типы химической связи.

65

Классификация химических реакций по различным признакам. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

1




Классифицируют химические реакции по тепловому эффекту, изменению степени окисления, количеству исходных веществ и продуктов.

66.

Контрольная работа №4: «Итоговый контроль по курсу 9 класса»

1



Задания

Умеют определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений и неорганических соединений; умеют характеризовать химические свойства изученных соединений.

67

Анализ контрольной работы. Простые и сложные вещества.

1



Задания

Умеют оценивать себя.

Составляют формулы неорганических соединений изученных классов, пишут уравнения ОВР и в ионом виде

68

Решение задач по уравнению реакций. Решение заданий ОГЭ.

1



Задачники. Задания ОГЭ прошлых лет

Вычисляют массу и объем веществ по избытку и недостатку, выход продукта, наличие примесей. Обобщают знания по составу, строению и свойствам неорганических веществ.







Учебно-методическое обеспечение:



Учебник О.С. Габриелян, «Химия» 9 класс. - М. «Дрофа», 2013 года;

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

Таблица растворимости кислот, оснований солей;

Электрохимический ряд напряжений металлов.























10