Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей им. Г.Ф.Атякшева»
Рабочая программа, рассмотрена на заседании предметного объединения Протокол № 5 от «15» мая 2018 г. | «Согласовано»  _________________________ ( роспись курирующего заместителя директора) «24» мая 2018 г. | «Утверждено» приказом директора Лицея от № 515 от 31.08.2018 г. |
Рабочая программа учебного предмета
«ТЕХНОЛОГИЯ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД»
(наименование учебного предмета)
Базовый, основное общее, V класс
(уровень образования)
70 часов
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
Фролов Денис Сергеевич, учитель технологии
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
Югорск, 2018 г.
Паспорт Рабочей программы
№ | Наименование пункта | Содержание пункта |
-
| Название программы | Рабочая программа по предмету « Технология. Технический труд» 5 класс |
-
| Авторы учебника, учебно-методического комплекса, название учебника, год издания | Учебник Технология. Технический труд. 5 класс.Под ред. Казакевича В.М, Молевой Г.А. ДРОФА, 2016 год; |
-
| Реализует требований ФГОС НОО/или ФГОС ООО/или федерального компонента государственного образовательного стандарта для 6х классов (указать нужное) | Перечислить нормативные документы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями в приказе Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1577); |
-
| Общие цели рабочей программы с учётом специфики учебного предмета, курса | Цель школьного трудового воспитания разностороннее развитие учащихся: воспитывать устойчивый интерес к техническому труду, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; развивать творческий потенциал ребёнка путем активизации у него воображения и фантазии; формировать эмоционально-чувственное отношение к труду; формировать навыки работы в разных видах труда: формировать умение пользоваться языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире; развивать опыт технического восприятия. формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира; активизацию самостоятельной творческой деятельности; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны. |
-
| Описание места учебного предмета, курса в учебном плане (в том числе обоснование часов лицейского компонента (на расширение каких тем направлены часы вариативной части учебного плана) | Курс « Технология» изучается с 5 по 8 класс из расчета 2 часа в неделю: в 5 классе – 70 часов, в 8 классе -35 часов. |
-
| Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа | 2 часа в неделю, 70 часов в год, из них 1 – контрольный урок |
-
| Указание того, за счет каких форм организации учебного процесса, в каком соотношении реализуется Рабочая программа | Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, расчетных и проектных операций. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по теме «Машины и механизмы». - тесты - составление картосхем - сообщения учащихся - практические работы - вычерчивание схем - заполнение таблиц - зачеты |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по технологии.
Личностные результаты
Интегрируетзнания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
способствует включению в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способностиобучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
формирование основ экологической культуры, соответствую щей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ре сур сам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах.
В области познавательной культуры:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий на трудовом обучении, во время конкурсов, выставок.
формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
проекты, направленные на повышение общего уровня культуры обучающихся (например, про-ведение «открытых кафедр», тематических встреч с приглашением деятелей науки (например, педагогов, психологов, социологов, философов и др.).
В области трудовой культуры:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ре сур сов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок, отдыха;
В области эстетической культуры:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
В области коммуникативной культуры:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстника ми и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; по строение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнерами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.
Метапредметные результаты
Развивать мотивы и интересы своей познавательной активности;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
В области познавательной культуры:
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
владение сведениями о роли и значении технологии в формировании целостной личности человека;
понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченную возможность и нарушения в состоянии здоровья;
проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам;
Оценивание своей трудовой деятельности с точки зрения правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
В области трудовой культуры:
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологическойкультурой производства;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
В области эстетической культуры:
важными двигательными умениями и навыками.
В области коммуникативной культуры:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстника ми и учителями;
Предметные результаты
В основной школе в соответствии с ФГОС основного общего образования результаты изучения предмета «Технологии» должны отражать:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
В области познавательной культуры:
В области нравственной культуры:
способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время трудовой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
В области трудовой культуры:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ре сур сов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
В области эстетической культуры:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
В области коммуникативной культуры:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстника ми и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; по строение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
Способность интересно и доступно излагать знания о трудовой культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины.
В физиолого-психологической области:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Технология» учащиеся 5 класса должны:
иметь представление:о соблюдении норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
об основных технологических понятиях и характеристиках
о технологических свойствах и назначением материалов;
о назначение и устройстве, применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
видах и назначение бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
видах, приёмах и последовательностью выполнения технологических операций, под влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции их влияние на окружающую среду и здоровье человека;
профессиях и специальностях, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
уметь:планировать технологический процесс и процесс труда; подбирать материалы с учётом характера объекта труда и технологии; осуществлять подбор инструментов, приспособлений, оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдать трудовую и технологическую дисциплину; соблюдать нормы и правила безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
контролировать промежуточныеи конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявлять допущенные ошибки в процессе труда, и обосновывать способы их исправления;
Выполнять умения и навыки
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках;
применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого из де лия или продукта;
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера; применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
Содержание учебного предмета
Вводное занятие
Сведения по материаловедению
Древесина как природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве. Строение древесины. Породы древесины. Текстура древесины и ее использование. Виды пиломатериалов.
Технология обработки древесины
Содержание и задачи раздела « Технология обработки конструкционных материалов». Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины. Рациональное размещение инструмента на столярном верстаке. Правила безопасности труда.
Разметка, строгание и пиление
Столярный верстак и его назначение и устройство. Приемы и последовательность разметки. Инструменты, приспособления для строгания и пиления. Устройство и назначение рубанка.
Поперечные и продольные пилы. Формы зубьев пил для различного назначения.
Приемы строгания, поперечного и продольного пиления.
Правила безопасности труда при выполнении этих операций.
Соединения столярных изделий
Способы соединения столярных изделий. Соединения на гвоздях и шурупах. Общие и основные правила соединений гвоздями и шурупами. Склеивание столярных изделий. Природные и синтетические клеи.Сверление отверстий
Обозначение формы и размеров отверстий на чертеже. Виды сверл, устройство и область их применения. Назначение и устройство коловорота и ручной дрели. Закрепление сверл. Приемы сверления. Контроль размеров отверстий. Изготовление деталей из древесины, имеющих отверстия.
Выпиливание лобзиком. Виды хантыйских и мансийских орнаментов,изготовление.
Устройство лобзика. Приемы выпиливания с поворотами.
Региональный компонент.Выпиливание лобзиком острых углов и внутренних линий. Особенности работы с фанерой.
Сборка и отделка изделий
Сборочный чертеж и последовательность соединения деталей из древесины. Сборка изделия. Контроль точности.
Подготовка поверхностей под окраску. Окраска изделия. Правила безопасности труда при работе с лакокрасочными материалами.
Технология обработки металла
Технология изготовления изделия из металла, разметка заготовки.
Рабочее место слесаря его организация и уход за ним. Бережное отношение к оборудованию. Правила и приемы разметки металлической заготовки. Правила охраны труда в слесарной мастерской.
Резка, правка и гибка тонкой листовой стали
Понятие о стали. Виды тонколистового металла. Его получение. Белая и черная жесть. Механические и технологические свойства стали. Применение тонколистовой стали в конструкциях.
Назначение слесарных инструментов.
Правила безопасной работы при резке и гибке металла.
Сверление, клепка и окраска изделий.
Последовательность сверления отверстий на сверлильном станке и соединения деталей на заклепках. Инструменты, применяемые для клепки. Устройство и применение натяжки, поддержки и обжимки, приемы клепки.Подготовка поверхностей к окраске. Назначение и способы окраски. Контроль качества изделий.
Изготовление изделий из проволоки. Проволока и ее промышленное получение. Виды проволоки, ее применение. Конструктивные элементы деталей из проволоки и их назначение. Пиление металла ножовкой. Анализ геометрических форм деталей.
Опиливание металла.Виды напильников, виды насечек на напильниках. Наименование инструментов для опиливания металла. Правила опиливания различными напильниками в т.ч. надфилями. Приспособления для опиливания тонколистового металла и проволоки. Изготовление деталей из тонколистового металла.Изготовление изделий из тонколистового металла Содержание чертежей изделий из тонколистового металла. Правила выполнения надписей на чертежах. Способы соединения деталей из тонколистовой стали. Понятие о фальцевом шве, соединения заклепками. Варианты конструкции изготавливаемого изделия. Ознакомление с содержанием труда слесаря, жестянщика. Сборка и отделка изделий Способы и приемы сборки. Зачистка металлических поверхностей, способы и приемы зачистки. Изготовление деталей для ремонтных работ дома.Назначение и способы окраски, художественное оформление изделий. Контроль качества деталей и изделия в целом.
Проект. Основы проектирования. Понятие о проекте. Виды проектов. Тема проектов: разработка и изготовление одного из приспособлений, применяемых в домашнем хозяйстве.
Основные этапы проектирования:
выявление потребности семьи;
выбор объекта проектирования;
оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта;
разработка эскизного варианта изделия;
изготовление образца, изготовление чертежей или эскизов изделия в целом и его деталей;
Понятие о технологической карте. Перенос линий чертежа на заготовки.
Сборка изделия проекта, отделка изделия. Самооценка выполненного проекта.
Технология ведения домашнего хозяйства
Характеристика основных функциональных зон в жилых помещениях.Интерьер жилых помещений. Разработка проекта интерьер дома. Мелкий ремонт и уход за одеждой, обувью, мебелью, напольными покрытиями. Правила поведения за столом.
Календарный график выполнения учебных программ по предмету 5 класс.
№ п/п | Вид программного материала | Кол-во в год | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
| | недель | Количество недель в четверть |
1. | Учебные недели | 35 | 9 | 7 | 10 | 9 |
2. | Количество часов | 70 | 18 | 14 | 20 | 18 |
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Тема урока | Дата | Виды контроля |
план | факт |
I четверть – 18 часов Введение-1час; Технология обработки древесины с элементами машиноведения-17 часов. |
1 | Технология жизни человека и общества | 02.09 | | Фронтальный опрос |
2 | Техника безопасности правила поведения в учебных мастерских. | 02.09 | | Фронтальный опрос |
3 | Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины. | 09.09 | | Практическая работа |
4 | Строение древесины. Основные разрезы ствола. Породы древесины их физические свойства | 09.09 | | Фронтальный опрос |
5 | Разметка заготовок из древесины. Элементы графической грамоты. | 16.09 | | Практическая работа |
6 | ТБ при сверлении древесины.Сверление отверстий. | 16.09 | | Практическая работа |
7 | ТБ при строгании древесины. Строгание. Входная контрольная работа | 23.09 | | Тест |
8 | Изготовление изделий из древесины. | 23.09 | | Практическая работа |
9 | Этапы создания изделий из древесины(швабра, указка). | 30.09 | | Практическая работа |
10 | ТБ. Правила забивания гвоздей, закручивание шурупов. | 30.09 | | Фронтальный опрос |
11 | Соединение деталей гвоздями. Виды гвоздей. | 07.10 | | Практическая работа |
12 | Соединение деталей шурупами. Виды шурупов. | 07.10 | | Тест |
13 | Подготовка изделия для склеивания. | 14.10 | | Практическая работа |
14 | Склеивание изделий из древесины. | 14.10 | | Практическая работа |
15 | Зачистка поверхности детали шкуркой. | 21.10 | | Практическая работа |
16 | ТБ при выжигании. Приемы выжигания. | 21.10 | | Практическая работа |
17 | Выжигание по древесине. | 28.10 | | Практическая работа |
18 | Перевод рисунка с эскиза | 28.10 | | Практическая работа |
II четверть – 14 часов Технология обработки древесины с элементами машиноведения-11 часов;Технология обработки металлов.-3 часа | | 11.11 | | Практическая работа |
19 | Виды хантыйских и мансийских орнаментов. Изготовление. Региональный компонент. | 11.11 | | Фронтальный опрос |
20 | Выбор, распределение орнаментов на изделии. Региональный компонент. | 11.11 | | Практическая работа |
21 | Материалы. Перевод рисунка на деталь. Региональный компонент. | 18.11 | | Практическая работа |
22 | ТБ при выпиливании. Выпиливание орнаментовручным лобзиком. Региональный компонент. | 18.11 | | Фронтальный опрос |
23 | Техника выпиливания. Региональный компонент. | 25.11 | | Фронтальный опрос |
24 | Зачистка поверхностей изделия напильником, надфилями. Региональный компонент. | 25.11 | | Практическая работа |
25 | Отделка древесины. Региональный компонент. | 02.12 | | Практическая работа |
26 | Отделка изделий. Региональный компонент. | 02.12 | | Практическая работа |
27 | ТБ при лакокрасочных работах. Инструменты для лакирования. | 09.12 | | Фронтальный опрос |
28 | Лакирование изделий. | 09.12 | | Практическая работа |
29 | Понятие о механизме и машине. | 16.12 | | Фронтальный опрос |
30 | Рабочее место для ручной обработки металла. Устройство слесарного верстака. | 16.12 | | Фронтальный опрос |
31 | Устройство слесарных тисков. Правила работы. | 23.12 | | Практическая работа |
32 | Тонколистовой металл и проволока. Виды листового металла. Промежуточная контрольная работа. | 23.12 | | Тест |
IIIчетверть – 20 часов Технология обработки металлов. -20 часов | | | | Практическая работа |
33 | Изображения изделий из металла и проволоки | 13.01 | | Практическая работа |
34 | Приспособления и инструменты для правки. | 13.01 | | Практическая работа |
35 | Разметка. Разметка по шаблону. Разметка по чертежу. | 20.01 | | Практическая работа |
36 | ТБ при работе с металлом. Основные приемы резания металла и проволоки. | 20.01 | | Фронтальный опрос |
37 | Гибка металла и проволоки. Сгибание в тисках. Гибка с помощью оправок. | 27.01 | | Практическая работа |
38 | Гибка в штампе. Инструменты для гибки проволоки. | 27.01 | | Практическая работа |
39 | Изготовление изделия из проволоки | 03.02 | | Практическая работа |
40 | Проволока. Изделия из проволоки. | 03.02 | | Практическая работа |
41 | Изготовление изделий из проволоки. | 10.02 | | Практическая работа |
42 | ТБ при сверлении, пробивании отверстий в металле. Пробивание и сверление отверстий. | 10.02 | | Фронтальный опрос Практическая работа |
43 | ТБ при работе на сверлильном станке. Правила безопасной работы на сверлильном станке | 17.02 | | Фронтальный опрос |
44 | Устройство и управление сверлильным станком | 17.02 | | Практическая работа |
45 | Операции, выполняемые на сверлильном станке. | 24.02 | | Практическая работа |
46 | Фальцевый шов. Виды фальцевых швов. | 24.02 | | Фронтальный опрос |
47 | Выполнение фальцевых швов. | 03.03 | | Практическая работа |
48 | ТБ.Этапы заклепочного соединения. Инструменты для выполнения соединений | 03.03 | | Практическая работа |
49 | Соединение изделий из тонколистового металла заклепками | 10.03 | | Практическая работа |
50 | Изготовление совка. | 10.03 | | Практическая работа |
51 | Отделка готовых изделий из тонколистого металла. | 17.03 | | Практическая работа |
52 | Отделка готовых изделий из проволоки. | 17.03 | | Практическая работа |
IV четверть – 18 часов Технология обработки металлов. -1 час; Основы проектирования -10 часов; Технология ведения домашнего хозяйства- 7 часов | | | | Практическая работа |
53 | Правила защиты металла от влияния окружающей среды. | 24.03 | | Практическая работа |
54 | Учебный проект. | 24.03 | | Фронтальный опрос |
55 | Основные компоненты учебного проекта. | 07.04 | | Фронтальный опрос |
56 | Выбор и утверждение тем проектов | 07.04 | | Фронтальный опрос |
57 | Техническая задача, возможные пути ее решения | 14.04 | | Фронтальный опрос |
58 | Планирование изготовления изделия. | 14.04 | | Практическая работа |
59 | Разработка простейшей технологической карты. | 21.04 | | Практическая работа |
60 | Выполнение проектного изделия. | 21.04 | | Практическая работа |
61 | Выполнение проектного изделия. | 28.04 | | Практическая работа |
62 | Изготовление изделия | 28.04 | | Практическая работа |
63 | Сборка и отделка изделия. | 05.05 | | Практическая работа |
64 | Характеристика основных функциональных зон в жилых помещениях. | 05.05 | | Фронтальный опрос |
65 | Интерьер жилых помещений. | 12.05 | | Практическая работа |
66 | Разработка проекта интерьер дома. | 12.05 | | Практическая работа |
67 | Правила поведения за столом | 19.05 | | Практическая работа |
68 | Экскурсия на предприятие | 19.05 | | Фронтальный опрос |
69 | Итоговая контрольная работа за год | 25.05 | | Тестирование |
70 | Подведение итогов за год | 25.05 | | Фронтальный опрос |