СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программ по технологии 5 класс - Технический труд

Нажмите, чтобы узнать подробности

По учебнику технологии. Технический труд. 5 класс. Под ред. Казакевича В.М. Молевой Г.А. ДРОФА 2016 год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программ по технологии 5 класс - Технический труд»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им. Г.Ф.Атякшева»

Рабочая программа, рассмотрена на заседании предметного объединения


Протокол № 5 от

«15» мая 2018 г.


«Согласовано»

_________________________

( роспись курирующего заместителя директора)

«24» мая 2018 г.



«Утверждено»


приказом

директора Лицея от



№ 515 от 31.08.2018 г.







Рабочая программа учебного предмета

«ТЕХНОЛОГИЯ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД»

(наименование учебного предмета)

Базовый, основное общее, V класс

(уровень образования)

70 часов

(количество часов, отводимых на реализацию программы)

Фролов Денис Сергеевич, учитель технологии

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)

















Югорск, 2018 г.

  1. Паспорт Рабочей программы

Наименование пункта

Содержание пункта

Название программы

Рабочая программа по предмету « Технология. Технический труд» 5 класс

Авторы учебника, учебно-методического комплекса, название учебника, год издания

Учебник Технология. Технический труд. 5 класс.Под ред. Казакевича В.М, Молевой Г.А. ДРОФА, 2016 год;


Реализует требований ФГОС НОО/или

ФГОС ООО/или федерального компонента государственного образовательного стандарта для 6х классов (указать нужное)

Перечислить нормативные документы:


1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями в приказе Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1577);



Общие цели рабочей программы с учётом специфики учебного предмета, курса

Цель школьного трудового воспитания разностороннее развитие учащихся:

воспитывать устойчивый интерес к техническому труду, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей;

развивать творческий потенциал ребёнка путем активизации у него воображения и фантазии; формировать эмоционально-чувственное отношение к труду;
формировать навыки работы в разных видах труда:

формировать умение пользоваться языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;

развивать опыт технического восприятия.

формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;

активизацию самостоятельной творческой деятельности;

формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане (в том числе обоснование часов лицейского компонента (на расширение каких тем направлены часы вариативной части учебного плана)

Курс « Технология» изучается с 5 по 8 класс из расчета 2 часа в неделю: в 5 классе – 70 часов, в 8 классе -35 часов.

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

2 часа в неделю, 70 часов в год, из них 1 – контрольный урок

Указание того, за счет каких форм организации учебного процесса, в каком соотношении реализуется Рабочая программа

  • Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, расчетных и проектных операций. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по теме «Машины и механизмы».

  • - тесты

  • - составление картосхем

  • - сообщения учащихся

  • - практические работы

  • - вычерчивание схем

  • - заполнение таблиц

  • - зачеты










  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по технологии.


Личностные результаты

  • Интегрируетзнания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

  • способствует включению в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

  • воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способностиобучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

  • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

  • формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

  • формирование основ экологической культуры, соответ­ствую щей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ре сур сам;

  • развитие эстетического сознания через освоение художе­ственного наследия народов России и мира, творческой дея­тельности эстетического характера; формирование индиви­дуально-личностных позиций учащихся.


  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

  • Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах.


В области познавательной культуры:

  • осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

  • уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

  • овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

  • Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;


В области нравственной культуры:

  • способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий на трудовом обучении, во время конкурсов, выставок.

  • формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

  • проекты, направленные на повышение общего уровня культуры обучающихся (например, про-ведение «открытых кафедр», тематических встреч с приглашением деятелей науки (например, педагогов, психологов, социологов, философов и др.).


В области трудовой культуры:

  • планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ре сур сов;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

  • документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

  • Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок, отдыха;


В области эстетической культуры:

  • овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

  • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

  • умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

  • участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;


В области коммуникативной культуры:

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

  • установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстника ми и учителями;

  • сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

  • адекватное использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; по строение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

  • Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнерами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.

Метапредметные результаты

Развивать мотивы и интересы своей познавательной активности;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

  • алгоритмизированное планирование процесса познава­тельно-трудовой деятельности;

  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

  • проявление инновационного подхода к решению учеб­ных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

поиск новых решений возникшей технической или ор­ганизационной проблемы;

самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

  • виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;

  • приведение примеров, подбор аргументов, формулиро­вание выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письмен­ной форме результатов своей деятельности;

  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

  • объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

  • диагностика результатов познавательно-трудовой дея­тельности по принятым критериям и показателям;

  • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответ­ствии с технологической культурой производства;

соблюдение норм и правил безопасности познаватель­но-трудовой деятельности и созидательного труда.



В области познавательной культуры:


  • использование дополнительной информации при про­ектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

согласование и координация совместной познаватель­но-трудовой деятельности с другими ее участниками;


  • самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;


  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • владение сведениями о роли и значении технологии в формировании целостной личности человека;

  • понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека.

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;


В области нравственной культуры:

  • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченную возможность и нарушения в состоянии здоровья;

  • проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам;

Оценивание своей трудовой деятельности с точки зрения правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.


В области трудовой культуры:

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологическойкультурой производства;

оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

  • Добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий.


В области эстетической культуры:

  • Понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно

важными двигательными умениями и навыками.

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;


В области коммуникативной культуры:

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

  • установление рабочих отношений в группе для выполне­ния практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстника ми и учителями;






Предметные результаты

В основной школе в соответствии с ФГОС основного общего образования результаты изучения предмета «Технологии» должны отражать:

  • осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

  • практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

  • уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

  • овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;


В области познавательной культуры:

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе под-готовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;


В области нравственной культуры:

  • способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время трудовой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

  • уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;




В области трудовой культуры:

  • планирование технологического процесса и процесса тру­да; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и обо­рудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ре сур сов;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проект­ной деятельности, решения творческих задач, моделирова­ния, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, пра­вил санитарии и гигиены;

  • выбор средств и видов представления технической и тех­нологической информации в соответствии с коммуникатив­ной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

  • документирование результатов труда и проектной дея­тельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сло­жившейся ситуации на рынке товаров и услуг;


В области эстетической культуры:

  • овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

  • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

  • умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

  • участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;

В области коммуникативной культуры:

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

  • установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстника ми и учителями;

  • сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; по строение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

  • Способность интересно и доступно излагать знания о трудовой культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины.


В физиолого-психологической области:


  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

  • соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

  • сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.


  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Технология» учащиеся 5 класса должны:

иметь представление:о соблюдении норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

об основных технологических понятиях и характеристиках

о технологических свойствах и назначением материалов;

о назначение и устройстве, применяемых ручных инстру­ментов, приспособлений, машин и оборудования;

видах и назначение бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;

видах, приёмах и последовательностью выполнения технологических операций, под влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции их влияние на окружающую среду и здоровье человека;

профессиях и специальностях, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

уметь:планировать технологический процесс и процесс труда; подбирать материалы с учётом характера объекта труда и технологии; осуществлять подбор инструментов, приспособлений, оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдать трудовую и технологическую дисциплину; соблюдать нормы и правила безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

контролировать промежуточныеи конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявлять допущенные ошибки в процессе труда, и обосновывать способы их исправления;


Выполнять умения и навыки


рационально организовывать рабочее место;

находить необходимую информацию в различных источниках;

применять конструкторскую и технологическую докумен­тацию;

составлять последовательность выполнения технологи­ческих операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;

выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;

конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

выполнять по заданным критериям технологические опе­рации с использованием ручных инструментов, приспособ­лений, машин, оборудования, электроприборов;

соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользова­ния ручными инструментами, приспособлениями, машина­ми, электрооборудованием;

осуществлять визуально, а также доступными измеритель­ными средствами и приборами контроль качества изготовляемого из де лия или продукта;

находить и устранять допущенные дефекты;

проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и усло­вий;

распределять работу при коллективной деятельности;

оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;

изготовления изделий декоративно-прикладного искус­ства для оформления интерьера; применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.



  1. Содержание учебного предмета



Вводное занятие

Сведения по материаловедению

Древесина как природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве. Строение древесины. Породы древесины. Текстура древесины и ее использование. Виды пиломатериалов.

Технология обработки древесины

Содержание и задачи раздела « Технология обработки конструкционных материалов». Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины. Рациональное размещение инструмента на столярном верстаке. Правила безопасности труда.

Разметка, строгание и пиление

Столярный верстак и его назначение и устройство. Приемы и последовательность разметки. Инструменты, приспособления для строгания и пиления. Устройство и назначение рубанка.

Поперечные и продольные пилы. Формы зубьев пил для различного назначения.

Приемы строгания, поперечного и продольного пиления.

Правила безопасности труда при выполнении этих операций.

Соединения столярных изделий

Способы соединения столярных изделий. Соединения на гвоздях и шурупах. Общие и основные правила соединений гвоздями и шурупами. Склеивание столярных изделий. Природные и синтетические клеи.Сверление отверстий

Обозначение формы и размеров отверстий на чертеже. Виды сверл, устройство и область их применения. Назначение и устройство коловорота и ручной дрели. Закрепление сверл. Приемы сверления. Контроль размеров отверстий. Изготовление деталей из древесины, имеющих отверстия.

Выпиливание лобзиком. Виды хантыйских и мансийских орнаментов,изготовление.

Устройство лобзика. Приемы выпиливания с поворотами.

Региональный компонент.Выпиливание лобзиком острых углов и внутренних линий. Особенности работы с фанерой.

Сборка и отделка изделий

Сборочный чертеж и последовательность соединения деталей из древесины. Сборка изделия. Контроль точности.

Подготовка поверхностей под окраску. Окраска изделия. Правила безопасности труда при работе с лакокрасочными материалами.

Технология обработки металла

Технология изготовления изделия из металла, разметка заготовки.

Рабочее место слесаря его организация и уход за ним. Бережное отношение к оборудованию. Правила и приемы разметки металлической заготовки. Правила охраны труда в слесарной мастерской.

Резка, правка и гибка тонкой листовой стали

Понятие о стали. Виды тонколистового металла. Его получение. Белая и черная жесть. Механические и технологические свойства стали. Применение тонколистовой стали в конструкциях.

Назначение слесарных инструментов.

Правила безопасной работы при резке и гибке металла.

Сверление, клепка и окраска изделий.

Последовательность сверления отверстий на сверлильном станке и соединения деталей на заклепках. Инструменты, применяемые для клепки. Устройство и применение натяжки, поддержки и обжимки, приемы клепки.Подготовка поверхностей к окраске. Назначение и способы окраски. Контроль качества изделий.

Изготовление изделий из проволоки. Проволока и ее промышленное получение. Виды проволоки, ее применение. Конструктивные элементы деталей из проволоки и их назначение. Пиление металла ножовкой. Анализ геометрических форм деталей.

Опиливание металла.Виды напильников, виды насечек на напильниках. Наименование инструментов для опиливания металла. Правила опиливания различными напильниками в т.ч. надфилями. Приспособления для опиливания тонколистового металла и проволоки. Изготовление деталей из тонколистового металла.Изготовление изделий из тонколистового металла Содержание чертежей изделий из тонколистового металла. Правила выполнения надписей на чертежах. Способы соединения деталей из тонколистовой стали. Понятие о фальцевом шве, соединения заклепками. Варианты конструкции изготавливаемого изделия. Ознакомление с содержанием труда слесаря, жестянщика. Сборка и отделка изделий Способы и приемы сборки. Зачистка металлических поверхностей, способы и приемы зачистки. Изготовление деталей для ремонтных работ дома.Назначение и способы окраски, художественное оформление изделий. Контроль качества деталей и изделия в целом.

Проект. Основы проектирования. Понятие о проекте. Виды проектов. Тема проектов: разработка и изготовление одного из приспособлений, применяемых в домашнем хозяйстве.

Основные этапы проектирования:

выявление потребности семьи;

выбор объекта проектирования;

оценка своих материальных и профессиональных возможностей в разработке и реализации проекта;

разработка эскизного варианта изделия;

изготовление образца, изготовление чертежей или эскизов изделия в целом и его деталей;

Понятие о технологической карте. Перенос линий чертежа на заготовки.

Сборка изделия проекта, отделка изделия. Самооценка выполненного проекта.



Технология ведения домашнего хозяйства

Характеристика основных функциональных зон в жилых по­мещениях.Интерьер жилых помещений. Разработка проекта интерьер дома. Мелкий ремонт и уход за одеждой, обувью, мебелью, напольными покрытиями. Правила поведения за столом.


Календарный график выполнения учебных программ по предмету 5 класс.


п/п

Вид программного материала

Кол-во в год

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть



недель

Количество недель в четверть

1.

Учебные недели

35

9

7

10

9

2.

Количество часов

70

18

14

20

18



4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Тема урока

Дата

Виды контроля

план

факт

I четверть – 18 часов

Введение-1час; Технология обработки древесины с элементами машиноведения-17 часов.

1

Технология жизни человека и общества

02.09


Фронтальный опрос

2

Техника безопасности правила поведения в учебных мастерских.

02.09


Фронтальный опрос

3

Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины.

09.09


Практическая работа

4

Строение древесины. Основные разрезы ствола. Породы древесины их физические свойства

09.09


Фронтальный опрос

5

Разметка заготовок из древесины. Элементы графической грамоты.

16.09


Практическая работа

6

ТБ при сверлении древесины.Сверление отверстий.

16.09


Практическая работа

7

ТБ при строгании древесины. Строгание. Входная контрольная работа

23.09


Тест

8

Изготовление изделий из древесины.

23.09


Практическая работа

9

Этапы создания изделий из древесины(швабра, указка).

30.09


Практическая работа

10

ТБ. Правила забивания гвоздей, закручивание шурупов.

30.09


Фронтальный опрос

11

Соединение деталей гвоздями. Виды гвоздей.

07.10


Практическая работа

12

Соединение деталей шурупами. Виды шурупов.

07.10


Тест

13

Подготовка изделия для склеивания.

14.10


Практическая работа

14

Склеивание изделий из древесины.

14.10


Практическая работа

15

Зачистка поверхности детали шкуркой.

21.10


Практическая работа

16

ТБ при выжигании. Приемы выжигания.


21.10


Практическая работа

17

Выжигание по древесине.

28.10


Практическая работа

18

Перевод рисунка с эскиза

28.10


Практическая работа

II четверть – 14 часов

Технология обработки древесины с элементами машиноведения-11 часов;Технология обработки металлов.-3 часа



11.11


Практическая работа

19

Виды хантыйских и мансийских орнаментов. Изготовление. Региональный компонент.

11.11



Фронтальный опрос

20

Выбор, распределение орнаментов на изделии. Региональный компонент.

11.11



Практическая работа

21

Материалы. Перевод рисунка на деталь. Региональный компонент.


18.11



Практическая работа

22

ТБ при выпиливании. Выпиливание орнаментовручным лобзиком. Региональный компонент.


18.11



Фронтальный опрос

23

Техника выпиливания. Региональный компонент.


25.11



Фронтальный опрос

24

Зачистка поверхностей изделия напильником, надфилями. Региональный компонент.

25.11



Практическая работа

25

Отделка древесины. Региональный компонент.


02.12


Практическая работа

26

Отделка изделий. Региональный компонент.


02.12


Практическая работа

27

ТБ при лакокрасочных работах. Инструменты для лакирования.

09.12



Фронтальный опрос


28

Лакирование изделий.


09.12



Практическая работа


29

Понятие о механизме и машине.

16.12



Фронтальный опрос

30

Рабочее место для ручной обработки металла. Устройство слесарного верстака.

16.12


Фронтальный опрос

31

Устройство слесарных тисков. Правила работы.

23.12



Практическая работа


32

Тонколистовой металл и проволока. Виды листового металла. Промежуточная контрольная работа.

23.12


Тест

IIIчетверть – 20 часов

Технология обработки металлов. -20 часов




Практическая рабо­та

33

Изображения изделий из металла и проволоки

13.01



Практическая работа

34

Приспособления и инструменты для правки.

13.01



Практическая работа

35

Разметка. Разметка по шаблону. Разметка по чертежу.

20.01



Практическая работа

36

ТБ при работе с металлом. Основные приемы резания металла и проволоки.

20.01


Фронтальный опрос

37

Гибка металла и проволоки. Сгибание в тисках. Гибка с помощью оправок.

27.01



Практическая работа

38

Гибка в штампе. Инструменты для гибки проволоки.

27.01



Практическая работа

39

Изготовление изделия из проволоки


03.02


Практическая работа

40

Проволока. Изделия из проволоки.


03.02



Практическая работа

41

Изготовление изделий из проволоки.

10.02


Практическая работа

42

ТБ при сверлении, пробивании отверстий в металле. Пробивание и сверление отверстий.

10.02


Фронтальный опрос Практическая работа

43

ТБ при работе на сверлильном станке. Правила безопасной работы на сверлильном станке

17.02


Фронтальный опрос

44

Устройство и управление сверлильным станком

17.02


Практическая работа

45

Операции, выполняемые на сверлильном станке.

24.02



Практическая работа

46

Фальцевый шов. Виды фальцевых швов.

24.02



Фронтальный опрос

47

Выполнение фальцевых швов.

03.03


Практическая работа

48

ТБ.Этапы заклепочного соединения. Инструменты для выполнения соединений

03.03



Практическая работа

49

Соединение изделий из тонколистового металла заклепками

10.03



Практическая работа

50

Изготовление совка.

10.03


Практическая работа

51

Отделка готовых изделий из тонколистого металла.

17.03


Практическая работа

52

Отделка готовых изделий из проволоки.

17.03



Практическая работа



IV четверть – 18 часов

Технология обработки металлов. -1 час; Основы проектирования -10 часов; Технология ведения домашнего хозяйства- 7 часов




Практическая работа

53

Правила защиты металла от влияния окружающей среды.

24.03



Практическая работа

54

Учебный проект.

24.03




Фронтальный опрос

55

Основные компоненты учебного проекта.

07.04


Фронтальный опрос

56

Выбор и утверждение тем проектов

07.04



Фронтальный опрос

57

Техническая задача, возможные пути ее решения

14.04


Фронтальный опрос

58

Планирование изготовле­ния изделия.

14.04


Практическая работа


59

Разработка простейшей технологической карты.

21.04


Практическая работа

60

Выполнение проектного изделия.

21.04


Практическая работа

61

Выполнение проектного изделия.

28.04


Практическая работа

62

Изготовление изделия

28.04



Практическая работа

63

Сборка и отделка изделия.

05.05


Практическая работа

64

Характеристика основных функциональных зон в жилых помещениях.

05.05


Фронтальный опрос

65

Интерьер жилых помещений.


12.05


Практическая работа

66

Разработка проекта интерьер дома.


12.05


Практическая работа

67

Правила поведения за столом

19.05


Практическая работа

68

Экскурсия на предприятие


19.05


Фронтальный опрос

69

Итоговая контрольная работа за год

25.05


Тестирование


70

Подведение итогов за год

25.05


Фронтальный опрос