Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей им. Г.Ф.Атякшева»
Рабочая программа, рассмотрена на заседании предметного объединения Протокол № 5 от «15» мая 2018 г. | «Согласовано» _________________________ ( роспись курирующего заместителя директора) «24» мая 2018 г. | «Утверждено» приказом директора Лицея от № 515 от 31.08.2018 г.
|
Рабочая программа учебного предмета
«ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД»
(наименование учебного предмета)
Базовый, основное общее, VI класс
(уровень образования)
70 часов
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
Фролов Денис Сергеевич, учитель технологии
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
Югорск, 2018 г.
Паспорт Рабочей программы
№ | Наименование пункта | Содержание пункта |
-
| Название программы | Рабочая программа по предмету « Технология. Технический труд» 6 класс |
-
| Авторы учебника, учебно-методического комплекса, название учебника, год издания | Учебник Технология. Технический труд. 6 класс.В. М. Казакевич, Г. А. Молевой, Москва ДРОФА, 2014 год; |
-
| Реализует требований ФГОС НОО/или ФГОС ООО/или федерального компонента государственного образовательного стандарта для 6х классов (указать нужное) | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями в приказе Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1577); |
-
| Общие цели рабочей программы с учётом специфики учебного предмета, курса | Цель школьного трудового воспитания разностороннее развитие учащихся: воспитывать устойчивый интерес к техническому труду, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; развивать творческий потенциал ребёнка путем активизации у него воображения и фантазии; формировать эмоционально-чувственное отношение к труду; формировать навыки работы в разных видах труда: формировать умение пользоваться языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире; развивать опыт технического восприятия. формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира; активизацию самостоятельной творческой деятельности; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны. |
-
| Описание места учебного предмета, курса в учебном плане (в том числе обоснование часов лицейского компонента (на расширение каких тем направлены часы вариативной части учебного плана) | Курс « Технология» изучается с 5 по 8 класс из расчета 2 часа в неделю: в 6 классе – 70 часов. |
-
| Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа | 2 часа в неделю, 70 часов в год, из них 1 – контрольный урок |
-
| Указание того, за счет каких форм организации учебного процесса, в каком соотношении реализуется Рабочая программа | Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, расчетных и проектных операций. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по теме «Машины и механизмы». - тесты - составление картосхем - сообщения учащихся - практические работы - вычерчивание схем - заполнение таблиц - зачеты |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 6 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по технологии.
Личностные результаты
Воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способностиобучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
Знание истории трудовой культуры своего народа, своего края как части наследия самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологической культуры, соответствую щей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах.
В области познавательной культуры:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
В области нравственной культуры:
В области трудовой культуры:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ре сур сов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок, отдыха;
Умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
В области коммуникативной культуры:
Метапредметные результаты
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
В области познавательной культуры:
выбор для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
В области нравственной культуры:
Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченную возможность и нарушения в состоянии здоровья;
Проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам;
Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
Ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
В области эстетической культуры:
В области коммуникативной культуры:
Предметные результаты
В основной школе в соответствии с ФГОС основного общего образования результаты изучения предмета «Технологии» должны отражать:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися, основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе под-готовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
В области познавательной культуры:
В области нравственной культуры:
способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время трудовой и соревновательной деятельности, соблюдать правила
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
В области трудовой культуры:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ре сур сов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
Способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке.
В области эстетической культуры:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
В области коммуникативной культуры:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстника ми и учи те ля ми;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств,для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; по строение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
Способность интересно и доступно излагать знания о трудовой культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины.
В физиолого-психологической области:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Технология» учащиеся 6 класса должны:
иметь представление: о соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
об осознании роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формировании целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;
классификации видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентации в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
уметь: планировать технологический процесс и процесса труда; подбирать материалы с учётом характера объекта труда и технологии; осуществлять подбор инструментов, приспособлений, оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдать трудовую и технологическую дисциплину; соблюдать нормы и правила безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
контролировать промежуточныеи конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявлять допущенные ошибки в процессе труда, и обосновывать способы их исправления;
Выполнять умения и навыки
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках;
применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого из де лия или продукта;
находить и устранять допущенные дефекты;
проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера; применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
Содержание учебного предмета
Технология обработки древесины с элементами машиноведения.
Виды пиломатериалов, технология их производстваобласть применения. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Технологические пороки древесины: механические повреждения, заплесневелость, деформация. Профессии, связанные с обработкой древесины и древесных материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Представления о способах изготовления деталей различных геометрических форм. Графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: шипы, проушины, отверстия, уступы, канавки. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже. Правила чтения чертежей деталей призматической и цилиндрической форм.
Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей призматической формы. Устройство и назначение рейсмуса, строгальных инструментов (рубанка, шерхебеля), стусла, стамески. Инструменты для сборочных работ. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, долблении, сверление отверстий; сборка деталей изделия, контроль качества; столярная и декоративная отделка изделий. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами и на сверлильном станке.
Организация рабочего места токаря. Устройство токарного станка, его назначение.Соблюдение правил безопасности труда при работе на токарном станке. Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей цилиндрической формы на токарном станке. Назначение плоских и полукруглых резцов. Устройство штангенциркуля и способы выполнения измерений.
Подготовка и рациональное размещение инструментов; подготовка и закрепление заготовки, установка подручника, проверка станка на холостом ходу. Соблюдение рациональных приемов работы при изготовлении изделий на токарном станке по обработке древесины.
Изготовление деталей цилиндрической формы на токарном станке: определение припусков на обработку, черновое точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов (канавок, уступов, буртиков, фасок); чистовое точение, подрезание торцов детали, обработка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда при отделочных работах.Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.
Игрушки и игры, ручки, изделие для украшения интерьера, кормушки, готовальни, кухонные и бытовые принадлежности.
Художественная обработка материалов (древесины).
Столярная подготовка поверхности древесины к отделке
Обработка поверхностей деталей ручными инструментами Подготовка древесины под следующую отделку.
Материалы, применяемые для резьбы по дереву. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву. Безопасность труда при резьбе по дереву.
Геометрическая резьба. Региональный компонент Традиции и виды народной резьбы по дереву у ханты и манси. Понятие об орнаменте и узоре.Виды существующих орнаментов у малочисленных народов севера. Геометрический орнамент.
Построение и нанесение узора на поверхность древесины.
Элементы геометрической резьбы.
Выполнение простейшего орнамента.
Плоскорельефная и рельефная резьба
Инструменты и приспособления для рельефной резьбы. Особенности рельефной резьбы
Выполнение растительного орнамента.
Перенос рисунка на заготовку с изменением масштаба.
Выполнение плоскорельефной резьбы с природными мотивами.
Мозаика по дереву
Понятие о видах мозаики по дереву. Маркетри, материалы и инструменты, применяемые для его выполнения.
Техника выполнения мозаичных наборов.
Технология обработки металлов. Элементы машиноведения
Металлы и сплавы, основные технологические свойства металлов и сплавов. Основные способы обработки металлов: резание, пластическая деформация, литье. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Профессии, связанные с обработкой металлов.Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Сталь как основной конструкционный сплав. Инструментальные и конструкционные стали. Виды сортового проката.
Представления о геометрической форме детали и способах ее получения. Графическое изображение объемных деталей. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, пазы фаски. Основные сведения о видах проекций деталей на чертежах. Правила чтения чертежей деталей и изделий.
Сверлильный станок: устройство, назначение, приемы работы.
Назначение ручных инструментов и приспособлений для изготовления деталей и изделий: штангенциркуль, кернер, слесарная ножовка, зубило. Назначение инструментов и приспособлений для изготовления заклепочных соединений: поддержка, натяжка, обжимка. Виды заклепок. Основные технологические операции изготовление деталей из сортового проката и особенности их выполнения: правка, разметка, резание ножовкой, опиливание кромок, сверление отверстий, рубка зубилом, гибка, отделка. Соединение деталей в изделии на заклепках.
Определение видов сортового проката. Подбор заготовок для изготовления изделия с учетом формы деталей и минимизации отходов.
Чтение чертежа детали: определение материала, геометрической формы, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте.
Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами и на сверлильном станке.
Изготовление изделий из сортового проката по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базовой поверхности заготовки; разметка заготовок с использованием штангенциркуля; резание заготовок слесарной ножовкой; сверление отверстий на сверлильном станке, опиливание прямолинейных и криволинейных кромок напильниками, гибка заготовок с использованием приспособлений; отделка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда.
Соединение деталей изделия на заклепках: выбор заклепок в зависимости от материала и толщины соединяемых деталей, разметка центров сборочных отверстий, сверление и зенковка отверстий, формирование замыкающей головки.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.
Садово-огородный инструмент, подсвечники, элементы декоративного оформления интерьера, слесарный инструмент, предметы бытового назначения.
Культура дома
Эстетикаиэкологияжилища
Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.
Рациональное размещение мебели и оборудования в помещении. Разделение помещений на функциональные зоны. Свет в интерьере. Создание интерьера с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Подбор средств оформления интерьера жилого помещения. Декоративное украшение помещения изделиями собственного изготовления.
Использование декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений, школьных и приусадебных участков.
Выполнение эскиза интерьера жилого помещения. Выполнение эскизов элементов интерьера. Оформление класса (пришкольного участка) с использованием декоративных растений.
Эскизы интерьера, предметы декоративно-прикладного назначения, декоративные растения.
Творческая, проектная деятельность
Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Методы поиска информации об изделии и материалах.
Экономическая оценка стоимости выполнения проекта. Виды проектной документации.
Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов. Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися. Выбор видов изделий. Разработка конструкции и определение деталей. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление учебной инструкционной карты.
Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия. Оформление проектных материалов. Презентация проекта
Календарный график выполнения учебных программ по предмету 6 класс.
№ п/п | Вид программного материала | Кол-во в год | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
| | недель | Количество недель в четверть |
1. | Учебные недели | 35 | 9 | 7 | 10 | 9 |
2. | Количество часов | 70 | 18 | 14 | 20 | 18 |
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Тема урока | Дата | Виды контроля |
план | факт |
I четверть – 18 часов Технология обработки древесины с элементами машиноведения-18 часов. |
1 | Технология жизни человека и общества | 05.09 | | Фронтальный опрос |
2 | Лесная и деревообрабатывающая промышленность. | 05.09 | | Практическая работа |
3 | Свойства древесины. Организация рабочего места. | 12.09 | | Фронтальный опрос |
4 | Пороки древесины. Виды пороков. | 12.09 | | Фронтальный опрос |
5 | Распознание пороков древесины Входная контрольная работа | 19.09 | | Тест |
6 | Особенности обработки древесины с пороками. | 19.09 | | Практическая работа |
7 | Обработка древесины с пороками. | 26.09 | | Практическая работа |
8 | Требования к изделию: прочность, качество, экономичность. | 26.09 | | Практическая работа |
9 | Устройство токарного станка по дереву. | 03.10 | | Практическая работа |
10 | ТБ. Приспособления для крепления заготовок в токарном станке | 03.10 | | Практическая работа |
11 | Приемы точения на токарном станке. Стамески для токарных работ. | 10.10 | | Практическая работа |
12 | Точение конических деталей | 10.10 | | Тест |
13 | Изготовление скалки. Художественная отделка скалки. | 17.10 | | Практическая работа |
14 | Фасонное точение. Внутреннее точение. | 17.10 | | Практическая работа |
15 | Заточка инструмента. Виды абразивных брусков | 24.10 | | Практическая работа |
16 | Приемы заточки инструмента. | 24.10 | | Практическая работа |
17 | Правила безопасной заточки инструмента. | 31.10 | | Практическая работа |
18 | Заточка лезвия стамески. | 31.10 | | Практическая работа |
II четверть – 14 часов Художественная обработка материалов-12 часов;Технология обработки металлов.Элементы машиноведения - 2 часа. | | | | Практическая работа |
19 | История возникновения и развития резьбы по дереву.Региональный компонент. | 14.11 | | Фронтальный опрос |
20 | Традиции народной резьбы по дереву у ханты и манси. Региональный компонент. | 14.11 | | Фронтальный опрос |
21 | ТБ. Организация рабочего места резчика. Региональный компонент. | 21.11 | | Практическая работа |
22 | Материалы и инструменты для резьбы.Региональный компонент. | 21.11 | | Практическая работа |
23 | Выбор породы древесины. Региональный компонент. | 28.11 | | Практическая работа |
24 | Понятие об орнаменте. | 28.11 | | Практическая работа |
25 | Способы построения хантыйских и мансийских орнаментов. Региональный компонент. | 05.12 | | Практическая работа |
26 | Понятие о композиции | 05.12 | | Практическая работа |
27 | Композиция в резьбе по дереву | 12.12 | | Практическая работа |
28 | Трехгранно-выемчатая резьба по дереву. | 12.12 | | Практическая работа |
29 | Плоскорельефная резьба по дереву.Региональный компонент. | 19.12 | | Практическая работа |
30 | Отделка резной поверхности изделия | 19.12 | | Практическая работа |
31 | Свойства металлов и сплавов. | 26.12 | | Составление таблиц |
32 | Применение цветных и черных металлов. Промежуточная контрольная работа | 26.12 | | Тест |
IIIчетверть – 20 часов Технология обработки металлов. Элементы машиноведения - 14 часов.Культура дома– 6 часов | | | | Практическая работа |
33 | Устройство штангенциркуля. | 16.01 | | Практическая работа |
34 | Измерение штангенциркулем. | 16.01 | | Практическая работа |
35 | Установка ножовочного полотна. | 23.01 | | Практическая работа |
36 | ТБ. Резание металла слесарной ножовкой. | 23.01 | | Практическая работа |
37 | ТБ. Рубка металла зубилом. | 30.01 | | Практическая работа |
38 | Приемы рубки на плите и в тисках. | 30.01 | | Практическая работа |
39 | ТБ. Правила и приемы работы с напильником. | 06.02 | | Практическая работа |
40 | Опиливание сортового металла. | 06.02 | | Практическая работа |
41 | Отделка изделий. | 13.02 | | Практическая работа |
42 | ТБ. Соединение деталей заклепками. | 13.02 | | Практическая работа |
43 | Изготовление изделий из листового металла | 20.02 | | Практическая работа |
44 | Плетение из проволоки. | 20.02 | | Практическая работа |
45 | Отделка изделий из металлов. | 27.02 | | Практическая работа |
46 | Профессии, связанные с обработкой металла. | 27.02 | | Фронтальный опрос |
47 | Закрепление настенных предметов. | 06.03 | | Практическая работа |
48 | Установка форточек. | 06.03 | | Практическая работа |
49 | Устройство дверных замков | 13.03 | | Фронтальный опрос |
50 | Установка дверных замков | 13.03 | | Практическая работа |
51 | Сантехническое оборудование | 20.03 | | Практическая работа |
52 | Простейший ремонт сантехники | 20.03 | | Практическая работа |
IV четверть – 18 часов Культура дома – 4 часа;Творческая, проектная деятельность 14- часов | | | | Практическая работа |
53 | Основы штукатурных работ | 03.04 | | Фронтальный опрос |
54 | Технология штукатурных работ | 03.04 | | Практическая работа |
55 | Техническая эстетика. | 10.04 | | Фронтальный опрос |
56 | Требования к технической эстетике изделий | 10.04 | | Фронтальный опрос |
57 | Учебный проект. | 10.04 | | Фронтальный опрос |
58 | Основные компоненты учебного проекта. | 10.04 | | Практическая работа |
59 | Выбор и утверждение тем проектов | 17.04 | | Практическая работа |
60 | Техническая задача, возможные пути ее решения | 17.04 | | Практическая работа |
61 | Планирование изготовления изделия. | 24.04 | | Практическая работа |
62 | Разработка простейшей технологической карты. | 24.04 | | Практическая работа |
63 | Выполнение проектного изделия. | 8.05 | | Практическая работа |
64 | Выполнение проектного изделия. | 8.05 | | Практическая работа |
65 | Изготовление изделия | 15.05 | | Практическая работа |
66 | Защита проекта. | 15.05 | | Практическая работа |
67 | Защита проекта | 22.05 | | Практическая работа |
68 | Экскурсия на предприятие | 22.05 | | Фронтальный опрос |
69 | Годовая контрольная работа | 25.05 | | Тест |
70 | Подведение итогов за год | 25.05 | | Фронтальный опрос |