СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 4 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»


РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей русского языка и литературы

МКОУ «Гимназия № 4

г. Усть-Джегуты»

Протокол № _____

от ___________________

_____________Дохтова Э.Д.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

МКОУ «Гимназия № 4

г. Усть-Джегуты»

________________

Борлакова Р.Т.


УТВЕРЖДАЮ

Директор

МКОУ «Гимназия № 4

г. Усть-Джегуты»

_______________

Байкулова А.М.


Приказ от -- -- -- №

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Литература»

для 5 г класса


на 2019- 2020 учебный год.


Ступень вторая


102 часа за учебный год




Составитель:

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Шхамузова Альбина Тахировна








г. Усть-Джегута

2019 г.

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897)

  2. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Гимназия №4 г.Усть - Джегуты» (ООП ООО) (утверждена приказом от 31.08.2017 пр. № 439.

  3. «О внесении изменений в ООП ООО» (утверждена приказом от 30.08.2019г. приказ № 496.)

  4. Годовой календарный учебный график ОУ (утверждён приказом от 29.08.2019 №379).

5.Примерные программы по учебным предметам. Литература. – 5 -9 классы. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников на 2019 – 2020 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ Приказом Минобрнауки от 31.03.2014г. №253.


Состав УМК


1.

Автор учебника

Название учебника

Издательство

Год издания

1.

В.Я.Коровина,

В.П. Журавлёв,

В.И. Коровин

Литература.

5 класс.

Просвещение

2017г



































Цели и задачи обучения литературы в 5г классе соответствует планируемым результатам, сформулированным в рабочей программе.

Целями обучения предмета «Литература» в 5г классе является:

1.Приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений


Основными задачами обучения являются:

1.Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

2.Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

3.Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

4.Поэтапное  формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.


Содержание учебного предмета «Литература» способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся ОУ через предметное содержание:

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя.ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «На Волге»

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права.духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения "Чудная картина", "Задрожали листы облетая" - стихотворения о природе. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима».выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века .

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение "Я покинул дом родной", "Низкий дом с голубыми ставнями" -тема родного дома . Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок.художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы (7ч)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.


Содержание учебного предмета «Литература» способствует реализации программы развития универсальных учебных действий (или междисциплинарных программ) обучающихся образовательной программы ОУ. Учебный предмет «Литература» является приоритетным для формирования УУД.


В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся.


Содержание учебного предмета «Литература» способствует дальнейшему формированию ИКТ- компетентности обучающихся (отражено в календарно-тематическом планировании) и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом. Реализуемые приоритетные элементы программы развития смыслового чтения:

1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).

2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов.

3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.

4.Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).

5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.

6. Приобретение, систематизация и использование сведений по теории и истории текста


В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются:

1. Урок – беседа.

2. Урок-исследование,

3. Урок развития речи,

4. Урок внеклассного чтения

5. Уроки с использованием ИКТ

6. Уроки обучения чтению.


Формы контроля

Методы контроля

1.Наблюдение

Посещение уроков, внеклассных мероприятий с последующим анализом

2.Проверка документации

Работа с классными журналами, индивидуальными дневниками обучающихся, планами урока

3.Опрос

- устный



- письменный

*контрольная работа (срез)

*анкетирование открытое



*анкетирование закрытое

Произвольная беседа или целенаправленное собеседование по специально подготовленной программе



Проверка уровня ЗУНов обучающихся


Варианты ответов на запрограммированные вопросы не ограничены


Варианты ответов ограничены

4.Тестирование

Метод психологической диагностики для измерения индивидуальных различий

5.Оперативный разбор

Анализ деятельности обучающихся на уроке

6.Ретроспективный разбор

Оценка деятельно выпускников за предыдущие года обучения


2. Общая характеристика учебного предмета

Главная идея программы по литературе — изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее — к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Содержание курса включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе — художественное произведение и автор. В программе соблюдена системная направленность — курс 6 класса представлен разделами:

1. Устное народное творчество.

2. Древнерусская литература.

3. Русская литература XVIII.

4. Русская литература XIX века.

5. Русская литература XX века.

6. Литература народов России.

7. Зарубежная литература.

8. Обзоры.

9. Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1—8 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета „Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.



3. Описание места учебного предмета в учебном плане в 5г классе

На изучение данного предмета отводится 3 часа в неделю, что при 34 учебных неделях составит 102 часа в год.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература» на ступени обучения.

(Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя но вые задачи в учебе и познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Предметные результаты:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского языка, его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных литературных произведений.




Тематическое планирование


Раздел учебного курса

Кол-во часов

Контроль

Проекты

Текущий и промежуточный контроль

Сочинение

Экскурсии

Раздел 1. Введение.Книга в жизни человека

1




1

Раздел 2. Устное народное творчество

10




3

Раздел 3. Древнерусская литература

2



2

1

Раздел 4. Литература XVIII века


2




1

Раздел 5. Литература XIX века


43

3

3


11

Раздел 6. Из русской литературы XX века

35

2

2

2

13

Раздел 7. Из зарубежной литературы

7




1

Раздел 8. Итоги года


2

1





102ч

6 ч

5 ч

4 ч

31 ч
































Календарно-тематический планирование по литературе в 5 г классе


урока

Дата


Тема урока

Домашнее задание

План


Факт


Раздел 1. Введение. Книга в жизни человека.(1 ч)

1



Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.

Найти в сборниках пословицы и поговорки об учении,

Раздел 2.Устное народное творчество (10 ч)


2.



Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

Подобрать пословицы и поговорки

3



Сказка как особый жанр фольклора.«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой.

Подготовить пересказ сказки «Царевна-лягушка».

4



Народная мораль в характере и поступках героев сказе «Царевна-лягушка»

Иллюстрация к сказке.

5.



Иван-Царевич – победитель житейских невзгод.

Подготовить ответы на 2-3-й вопросы учебника

6.



Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок.

Подготовить ответы на 5 – 6-й вопросы

7



«Иван -крестьянский сын и Чудо-юдо». Волшебная сказка героического содержания.

Подготовить пересказ сказки

8



Тема мирного труда и защиты родной земли.

Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке.

9



Изобразительный характер формул волшебной сказки.


Прочитать сказку «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

10



Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Подготовить выразительное чтение сказок: о животных «Журавль и цапля» бытовой «Солдатская шинель»

11



Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»

Подготовить сообщение о сказочниках, собирателях сказок


Раздел 3. Из древнерусской литературы. (2 ч)


12



Возникновение древнерусской литературы.

Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет»

Подготовить пересказ из «Повести временных лет»

13



«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претичи» Отзвуки фольклора в летописи. Нравственная основа

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» пересказ


Раздел 4. Литература XVIII века (2 ч)


14



М.В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

Подготовить рассказ о М.В.Ломоносове (с. 54 - 55)

15



Юмор стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру» и его нравоучительный характер

Выразительное чтение стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру…» (с.55)


Раздел 5. Литература XIX века (43ч)


16



Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр

Подготовить рассказ об И.А.Крылове( с.58 - 59)

17



И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

наизусть басни «Волк на псарне».

18



И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» Осмеяние человеческих пороков. Выражение народной мудрости в баснях и их поучительный характер.

Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен.

19



Внеклассное чтение.

Жанр басни в мировой литературе

Написать сочинение

«Мои любимые басни И.А. Крылова»

20



РР. Написание сочинения «Мои любимые басни И.А. Крылова»


21



В.А. Жуковский – сказочник. «Спящая царевна». Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки

Выразительное чтение сказки «Спящая царевна»( с. 71-81).

22



Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Сюжет и герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

Подготовить выразительное чтение баллады В.А.Жуковского

23



Русская литературная сказка. Фантастическое и реальное в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или подземные жители».

Пересказ сказки

24



Русская литературная сказка. Фантастическое и реальное в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или подземные жители».

Иллюстрация.

25



А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне»


Наизусть отрывка «У лукоморья..» или стихотворение «Няня»

26



А.С.Пушкин. «У лукоморья…» как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

Проект.

27



А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сюжет сказки.

Прочитать сказку (с. 95 - 112),ответить на вопросы учебника с 3-го по 5-й (с. 112)

28



А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил, утверждение мысли о превосходстве внутренней красоты над красотою внешней.

Выучить отрывок наизусть.

29



Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа

Написать сочинение



30



РР .Написание сочинения «Мои любимые сказки А.С. Пушкина»



31



Анализ сочинения. Обучение устному сочинению-сравнительной характеристике «Царевна и царица: красота истинная и ложная»

Написать сравнительную характеристику героев

32



Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского.



33






Анализ к\р.Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий.


Прочитать «Заколдованное место»

34



Сочетание комического и трагического, реального и фантастического в повести «Заколдованное место».


Ответить на вопросы.


35






Внеклассное чтение. Картины народной жизни в повестях Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Подготовить конспект о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

36



М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Проблематика и поэтика.

Выразительно читать стихотворение.

37



М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Проблематика и поэтика.

Выучить отрывок стихотворения.

38



Внеклассное чтение. М.Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» как литературная сказка.

Прочитать сказку




39



Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова




40



Анализ к\р.Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге»

Выразительное чтение

41



Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэ- мы «Мороз, Красный нос».

42



Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Изображение мира детства в стихотворении.

Прочитать рассказ (с.189 - 206)

43



Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Картины природы и жизнь народа.

Подготовить конспект о жизни и творчестве И.С.Тургенева.



44



И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве и протест против рабства. Система образов..

Прочитать рассказ до конца (с. 206 - 223)

45



Повесть «Муму».Система образов в повести.

Написать характеристику героя.

46



Герасим и его окружение Духовные и нравственные качества Герасима. Смысл названия рассказа

Выписать из текста эпитеты, сравнения

47



РР Подготовка к устному сочинению -индивидуальной характеристике «Почему Герасима называют самым замечательным лицом среди дворни?»

Конспект про А.А. Фета




48



А.А. Фет «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облета…».

Выучить наизусть стихотворение «Весенний дождь» (с. 227 )

49



А.А. Фет «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облета…». Изображение природы в стихотворениях поэта.

Анализ стихотворения по выбору.

50



Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

Дочитать рассказ до конца. Подготовить устную характеристику Дины

51



Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды.

Ответить на вопросы.

52



Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Составить сравнительную характеристику героев.

53



Жилин и Дина. Утверждение гуманистических идеалов.

Выписать редкие, устаревшие слова и выражения



54



А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» Осмеяние глупости и невежества героев.

Выразительное чтение рассказа «Хирургия» (с. 263 - 268)

55



Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова

Подготовиться к контрольной работе

56



Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.


57






Анализ к\р.Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о природе


58



Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков.

Наизусть одного из стихотворений



Раздел 6. Из русской литературы XX века (34ч)


59



И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине


Прочитать повесть в Дурном обществе» (с.13 - 31);

60



Внеклассное чтение. Тема исторического прошлого в рассказе И.А. Бунина «Подснежник»




61



В.Г. Короленко «В дурном обществе».

Дочитать повесть

«В дурном обществе» до конца. (с. 31 - 48).

62



В.Г. Короленко «В дурном обществе». Судья и его дети.

Ответить на вопросы.

63



В.Г. Короленко «В дурном обществе». Семья Тыбурция. Взаимопонимание – основа отношений в семье

Написать сочинение «Моя семья»

64



Глава «Кукла» - кульминация повести.

Выполнить письменно задание 11 (с. 49 учебника);

65



Образ родного дома в стихотворениях С.Есенина.

Выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…»


66



Р.Р.Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»




67



Сказ П.П. Бажова «Медной горы хозяйка». Нравственные качества мастеровых людей. Особенности сказа как жанра литературы.

Подготовить выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка»



68



Сказ П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»: реальность и фантастика. Язык сказа.

Подготовить рассказ о Степане

69



К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки

Подготовить выразительное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой»

70



Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки

Выписать сравнения и эпитеты



71



К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»


Прочитать рассказ

72



Внеклассное чтение. Природа и человек в произведениях К.Г. Паустовского.

Прочитать сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

73



С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Пьеса-сказка и ее народная основа.

Прочитать Х.-К. Андерсена «Снежная королева».

74



С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Проблемы и герои.

Проект.

75



Х.-К. Андерсен:слово о писателе. «Снежная королева».


Подготовить рассказ о жизни писателя

76



Х.-К. Андерсен «Снежная королева». Реальность и фантастика.

Написать характеристику героев.

77



Х.-К. Андерсен «Снежная королева». Сказка о великой любви и настоящей красоте.


Иллюстрация.Синквейн.

78



А.П.Платонов. Слово о писателе.

Прочитать рассказ «Никита» (с.113 - 121);

79



А.П.Платонов. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»

Ответить на вопросы.

80



Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» (с. 124 - 133);

81



В.П.Астафьев: детство писателя.

Подготовить ответы на 1 - 6-й вопросы (с. 152)

82



В.П.Астафьев. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои

Подготовить пересказ

83



Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Написать о становлении характера Васютки



84



Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста».

«Рассказ танкиста» выучить наизусть

85



Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста».

Анализ произведения.

86



Подвиг бойцов крепости-героя Бреста.

К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».

«Майор привез мальчишку на лафете» выучить

87



Поэма-баллада «Сын артиллериста».


Анализ произведения.

88



Р.Р. Написание сочинения «Великая Отечественная война в жизни моей семьи»


89



Анализ сочинений.Поэты ХХ века о родине и родной природе. Стихотворения И.А. Бунина, С.А. Есенина, Д.Б. Кедрина.

Выучить одно из стихотворений

90



Поэты ХХ века о родине и родной природе. Стихотворения И.А. Бунина, С.А. Есенина, Д.Б. Кедрина.

Анализ стихотворений

91



Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев«Аленушка» .Д.Б.Кедрин «Аленушка»

Выучить одно из стихотворений

92



Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы»

Выучить одно из стихотворений


Раздел 7. Из зарубежной литературы (9ч)


93



Д.Дефо «Робинзон Крузо»: удивительная книга об удивительных приключениях.

Прочитать сказку «Робинзон Крузо»


94



Д.Дефо «Робинзон Крузо».Характер главного героя и его поступки.


Характеристика героя. Иллюстрация

95



Д.Дефо «Робинзон Крузо».Книга о силе человеческого духа.


Подготовиться к итоговому тесту


96



Итоговая контрольная работа



97



Анализ к\р. Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон». Образы детей в рассказах.

Сравнить образы

98



Саша Черный. Юмористическое переосмысление сюжетов литературной классики

Прочитать «Рыба-кит»

99



Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит» как юмористическое произведение

Прочитать «Вересковый мед»

100



Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед»: верность традициям предков

Прочитать «Сказание о Кише»

101






Д. Лондон «Сказание о Кише»: сказание о взрослении подростка.

Ответить на вопросы.


102



Подведение итогов года. Рекомендации на лето.


Критерии и нормы оценки оценивания обучающихся

по литературе

Приложение 4.2. Оценивание результатов обучения по литературе


Оценка сочинений и изложений

Основными формами проверки речевого развития обучающихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:

  • коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму.

  • языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка.

  • навыки правописания – орфографические и пунктуационные.


Требования к объему сочинений и изложений


Примерный объем текста

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10-11 классы

Подробное изложение (количество слов)

100-130

130-170

170-220

220-300

300-350

-

Классное сочинение (количество страниц)

0,5 - 1

1 – 1,5

1,5 - 2

2 - 3

3 - 4

4-6


Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками:

  • первая ставится за содержание и речевое оформление;

  • вторая – за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Обе отметки считаются отметками по русскому языку.


Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений:


Речевые ошибки


К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  • употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

  • неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

  • нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

  • употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

  • пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

  • стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе.

Стилистические ошибки

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кати было два парня: Левин и Вронский;

  • неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи (например, рядом сидит папа (вместоотец) одного из малышей);

  • смешение лексики разных исторических эпох;

  • употребление штампов;

  • речевые ошибки в построении текста.

Речевые ошибки в построении текста:

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;

  • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм (например, когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);

  • стилистически неоправданное построение слов;

  • неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи (например, Иванов закинул удочку и она клюнула);

  • неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок:

  • словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические;

  • морфологические, связанные с ненормативным образованием форм, слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичаны; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок, ложит и т.д.).

  • синтаксические

а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении (например, браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны)

- нарушение границы предложения (например, Собаки напали на след зайца.И стали гонять его по вырубке);

- разрушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов.Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн);

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами (например, причалившая лодка к берегу.На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени);

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего ( например, Кусты, они покрывали берег реки);

- пропуски необходимых слов, (например, Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) Ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной связи (например, Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами);

- отрыв придаточного от определяемого слова (например, Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе);

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки (например, терпеть не могу сидеть, сложив руки; хохотала как резаная).

Орфографическая ошибка

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании «браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании «умчался в синею даль» ошибка орфографическая, так как вместо –«юю» по правилу написано другое




Нормы оценивания сочинений и изложений


Отметка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

1

2

3

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют, в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Содержание работы излагается последовательно.

4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.

5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

6. Допускается 1 недочет в содержании.

Допускается

1 негрубая орфографическая

1 пунктуационная

1 грамматическая


«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.

2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические + 3 пунктуационные + 3 грамматические


1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические


0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические

«3»

1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.

2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.

3. Допущено нарушение последовательности изложения.

4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.

5. Встречается неправильное употребление слов.

6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

0 орфографических + 5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых)

6 орфографических + 7 пунктуационных + 4 грамматических

«2»

1. Работа не соответствует заявленной теме.

2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частых работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.

4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.

5. Нарушено стилевое единство текста.

6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных.

8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.

Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 7 грамматических.


Примечание:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинений и изложений распространяются положения однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (см. раздел «Оценка диктантов»).


Оценивание устных ответов учащихся (учитывается знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев; понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения; знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно; речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения).


«5»

за ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлечение текста для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.

«4»

за ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерные поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному, двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.

«3»

за ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерные поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения, ограниченность навыка разбора и недостаточное умение привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряд недостатков в его композиции и языке.

«2»

за ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.


















Контрольно-измерительный материал


«Царевна-лягушка»

Задания с кратким ответом

1-й вариант

  1. Как называется вид словесного искусства, к которому относится сказка?

  2. Как называют  исполнителя сказок?

  3. Как называется изобразительное средство?   тугие луки

  4. Как называется сказочная формула, которая используется в начале сказки? В некотором царстве, в некотором государстве

  5. Как называется краткое меткое устойчивое образное народное выражение: ни в сказке сказать, ни пером написать?

2-й вариант

  1. К какой разновидности сказки относится «Царевна-лягушка»?

  2. Как называют ученого, записывающего и изучающего сказки?

  3. Как называется изобразительное средство? у красного крыльца

  4. Как называется сказочная формула, которая используется в начале сказки? …жил да был царь с царицею,  у него было три сына…

  5. Выпишите из приведенного фрагмента число, часто повторяющееся в сказках.

Задания с развернутым ответом

  1. Назовите помощников Ивана-царевича. Почему они помогали ему в поисках Василисы Премудрой?

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

Задания

1-й вариант

  1. Кто вместе с Иваном - крестьянским сыном отправился на бой с  чудом-юдом?

  2. На какой реке происходит сражение?

  3. Как называется изобразительное средство?   доброго молодца

  4. Так он еще не родился, а если и родился - так на бой не сгодился! Это ритмизованная фраза называется «сказочная…»

  5. Выпишите из приведенного фрагмента число, часто повторяющееся в сказках.

2-й вариант

  1. Где герои (с подсказки старика) нашли оружие?

  2. На каком мосту происходит сражение?

  3. Как называется изобразительное средство?  черный  ворон

  4. Как называется краткое изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт? Не подстрелив ясного сокола-рано перья щипать!

  5. Как называется художественное преувеличение? …да так ударились, что кругом земля загудела.

«Подвиг отрока -  киевлянина и хитрость воеводы Претича»

     Задания с кратким ответом

1-й вариант

  1. Укажите название произведения древнерусской литературы, частью которого является данный текст.

  2. Укажите имя его автора.

  3. Что означает слово  тужить?  

  4. Как называется прием? И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было… пробраться в Киев…

  5. И сказал один отрок: Я проберусь, и ответили ему: Иди. Как называется обмен репликами героев литературного произведения?

2-й вариант

  1. Укажите жанр произведения.

  2. Назовите имя Киевского князя?

  3. Что означает слово  княжичи?

  4. Как называется прием? …и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать…

…и нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из города к ним…

  1. Как называется художественное преувеличение в литературном произведении? И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города…

М.В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру...»

Задания с кратким ответом

1-й вариант

Когда было написано стихотворение? Укажите век.

Назовите род литературы, которому принадлежит это произведение.

Что в данном тексте означает словосочетание   случились вместе?  

Как называется обмен репликами героев литературного произведения?

Хозяин спрашивал: "Ты звезд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?"

Он дал такой ответ: "Что в том Коперник прав,

Я правду докажу, на Солнце не бывав…»

  1. Выпишите слово, употребленное поэтом в переносном значении: Один твердил: Земля, вертясь, круг Солнца ходит…»

2-й вариант

  1. В каком веке родился Коперник?

  2. Как называется вопрос, не требующий ответа, использующийся для привлечения внимания собеседника?

Кто видел простака из поваров такова,

Который бы вертел очаг кругом жаркова?"

  1. Что в данном тексте означает слово  в жару (спорили)?

  2. Как называется вид комического, заключающийся в добродушной насмешке?

  3. Выпишите слово, употребленное поэтом в переносном значении: Другой, что Солнце все с собой планеты водит.

И.А. Крылов «Волк и ягненок»

Задания с кратким ответом

1-й вариант

  1. Как называется элемент басни, в котором открыто выражена позиция автора?

У сильного всегда бессильный виноват…

  1. Укажите название изобразительного средства:

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.

  1. Как называется обмен репликами героев литературного произведения?

  2. Как называется прием? 

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем…

  1. Как называется устойчивое словосочетание?

Я голову с тебя сорву…

2-й вариант

  1. Как называется прием, используемый в баснях, когда под видом животных подразумеваются человеческие пороки (например, Волк – жестокость власти, неограниченность права сильного)?

  2. Укажите название изобразительного средства:

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

  1. Как называется прием?

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите.

  1. Как называется художественное преувеличение?

Тому в Истории мы тьму примеров слышим…

  1. Элементы какого стиля представлены в речи ягненка?

«Когда светлейший Волк позволит,//Осмелюсь я донесть…»

        



Мониторинг успешности усвоения учебного материала

Дата

к.р.

Тема контроль-ной работы

Класс

Кол-во уч-ся в классе

Кол-во учащихся, выполнявших работу

Справились

Получили 4 и 5


























































































































































Анализ выполнения программы

Параметры

Учебный период

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

Кол-во часов

%

Кол-во часов по программе







Проведено фактически








Разница в часах










Причины





































Выполнение программы








Дата выполнения








Подпись учителя











ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ


Дата внесения изменений, дополнений

Тема урока

Причина

изменений в программе

Способ корректировки

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись