Департамент образования ивановской области
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТЕЙКОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
методической комиссиейЗам.директора по УМР
Протокол №____________ ___________ О.С.Шишкина
«____ » __________ 20__г. «____ » __________ 20__г.
Председатель ___________
Лысечко Н.Г
.
Методические рекомендациипо выполнению
внеаудиторной
самостоятельной работы обучающихся
Учебная дисциплинаБиология
Профессия/специальность29.02.04 _ Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Преподаватель _Хворостухина Оксана Николаевна___
Пояснительная записка
Программа внеаудиторной самостоятельной работы обучающихсясоставлена на основе рабочей программы по дисциплине «Биология», Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии/ специальности «29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»
Самостоятельная работа проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;
развитию исследовательских умений.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Курс, семестр | Учебная нагрузка обучающихся (час.) |
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа обучающегося | Обязательная аудиторная нагрузка |
Всего часов | в т.ч. |
теоретические занятия | лабораторные работы | практические занятия | курсовая работа (проект) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 курс, 1 семестр | 26 | 9 | 17 | 9 | | 8 | |
1 курс, 2 семестр | 28 | 9 | 19 | 8 | | 11 | |
Всего: | 54 | 18 | 36 | 17 | | 19 | |
Переченьвидов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Таблица 2
№ п/п | Наименование раздела | Вид самостоятельной работы | Количество часов |
1 | Учение о клетки | Самостоятельная работа обучающегося №1 рефераты: Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние. Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение. Драматические страницы в истории развития генетики. презентация: Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении | 3 |
2 | Организм.Размножение и индивидуальное развитие организмов | Самостоятельная работа обучающегося№2 рефераты: Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах. Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени. презентация: Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах. Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах | 2 |
3 | Основы генетики и селекции | Самостоятельная работа обучающегося№3 рефераты: Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка. составление таблицы: Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке. работа с учебником, составление конспекта по вопросу « Хромосомная теория наследственности» | 2 |
4 | Происхождение и развития жизни на земле. Эволюционное учение | Самостоятельная работа обучающегося№4 рефераты: История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина. «Система природы» К.Линнея и её значение для развития биологии. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма составление сравнительной тестовой таблицы «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора» оформление опорного конспекта: Эволюция растений от папоротникообразных до покрытосеменных; Эволюция животных от земноводных до современных млекопитающих.( работа с дополнительной литературой) | 2 |
5 | Происхождение человека | Самостоятельная работа обучающегося №5 Рефераты: Современные представления о зарождении жизни. Ранние этапы развития жизни. | 3 |
6 | Основы экологии | Самостоятельная работа обучающегося№6 рефераты: Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах. Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени. Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах. Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах. Рациональное использование и охрана не возобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах). Работа с учебником составление конспекта: Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение. Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения | 3 |
7 | Бионика | Самостоятельная работа обучающегося№7 рефераты: Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей. Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере. | 3 |
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Вид задания: написание реферата
Общие указания к работе
Определите тему, обоснуйте ее (покажите актуальность).
Изучите состояние проблемы по данной теме.
Подберите литературу, составьте список используемой литературы.
Составьте план.
Определите цель и задачи работы.
Проанализируйте изученные материалы, делая краткие записи.
Распределите материалы в определенной логической последовательности, согласно плану.
Покажите разные точки зрения на проблему.
Подготовьте опорные таблицы, схемы, графики.
Сформулируйте выводы, свое отношение к проблеме, сделайте заключение.
Произведите записи текста реферата с учетом единых требований.
Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада, содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме.
Это самостоятельная научно-исследовательская работа обучающегося, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Объем реферата 10-15 печатных страниц.
Структура реферата:
Титульный лист.
Оглавление.
Введение.
Основная часть, разделенная на 3-5 глав.
Заключение.
Список литературы.
Технические требования по оформлению реферата:
компьютерный текст не менее 15 страниц;
14 кегель в редакторе WORD;
интервал – полуторный;
шрифт – TimesNewRoman;
выравнивание – по ширине;
абзацный отступ – 1,25 см;
поля: верхнее – 2 см; левое – 3 см; нижнее – 2 см; правое – 1,5 см.
Выступление обучающегося в начале занятия, перед группой; выступление должно быть рассчитано не более 10 минут.
Тема№1 Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
Цель задания :
- углубление и расширение знаний по предложенной теме и необходимости ее изучения для будущей профессии;
- формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
- развитие познавательных способностей, ответственности.
Содержание задания :
- чтение указанной литературы;
- написание сообщений;
- подготовка устного сообщения на данную тему.
Срок выполнения:
- подготовить к следующему теоретическому занятию
Образец оформления титульного листа к реферату
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЕЙКОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
РЕФЕРАТ (доклад, эссе) по ______________________ (наименование учебной дисциплины)
Тема: _________________________
Выполнил: Ф.И.О. обучающегося, группа, курс, профессия/специальность Проверил: Ф.И.О. преподавателя
20 г.
|
Тема №2Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
Цель задания - углубление и расширение знаний по предложенной теме и необходимости ее изучения для будущей профессии;
- формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
- развитие познавательных способностей, ответственности.
Тема №3 Драматические страницы в истории развития генетики.
Цель задания - углубление и расширение знаний по предложенной теме и необходимости ее изучения для будущей профессии;
- формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
- развитие познавательных способностей, ответственности.
Тема №4. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
Цель задания - углубление и расширение знаний по предложенной теме и необходимости ее изучения для будущей профессии;
- формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
- развитие познавательных способностей, ответственности.
Тема №5Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
Цель задания - углубление и расширение знаний по предложенной теме и необходимости ее изучения для будущей профессии;
- формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
- развитие познавательных способностей, ответственности.
Тема №. 6 Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
Цель задания - углубление и расширение знаний по предложенной теме и необходимости ее изучения для будущей профессии;
- формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
- развитие познавательных способностей, ответственности.
Тема №7 Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
Цель задания - углубление и расширение знаний по предложенной теме и необходимости ее изучения для будущей профессии;
- формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
- развитие познавательных способностей, ответственности.
Тема №8История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
Цель задания - углубление и расширение знаний по предложенной теме и необходимости ее изучения для будущей профессии;
- формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
- развитие познавательных способностей, ответственности.
Тема №9. «Система природы» К.Линнея и её значение для развития биологии.
Цель задания - углубление и расширение знаний по предложенной теме и необходимости ее изучения для будущей профессии;
- формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
- развитие познавательных способностей, ответственности.
Тема №10 Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
Цель задания - углубление и расширение знаний по предложенной теме и необходимости ее изучения для будущей профессии;
- формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
- развитие познавательных способностей, ответственности.
Тема №11
Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения
Цель задания - углубление и расширение знаний по предложенной теме и необходимости ее изучения для будущей профессии;
- формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
- развитие познавательных способностей, ответственности.
Тема №12 Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма
Цель задания - углубление и расширение знаний по предложенной теме и необходимости ее изучения для будущей профессии;
- формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
- развитие познавательных способностей, ответственности.
Тема №13Современные представления о зарождении жизни.
Цель задания - углубление и расширение знаний по предложенной теме и необходимости ее изучения для будущей профессии;
- формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
- развитие познавательных способностей, ответственности.
Тема № 14 Ранние этапы развития жизни.
Цель задания - углубление и расширение знаний по предложенной теме и необходимости ее изучения для будущей профессии;
- формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
- развитие познавательных способностей, ответственности.
Тема №15Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
Цель задания - углубление и расширение знаний по предложенной теме и необходимости ее изучения для будущей профессии;
- формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
- развитие познавательных способностей, ответственности.
Тема №16 Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.
Цель задания - углубление и расширение знаний по предложенной теме и необходимости ее изучения для будущей профессии;
- формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
- развитие познавательных способностей, ответственности.
Критерии оценки сообщения, доклада, реферата
№ п/п | Критерии оценки | Метод оценки | Работа выполнена | Работа выполнена не полностью | Работа не выполнена |
Высокий уровень 3 балла | Средний уровень 2 балла | Низкий уровень 1 балл |
1 | Соответствие представленной информации заданной теме | Наблюдение преподавателя | Содержание сообщения полностью соответствует заданной теме, тема раскрыта полностью | Содержание сообщения соответствует заданной теме, но в тексте есть отклонения от темы или тема раскрыта не полностью. Слишком краткий либо слишком пространный текст сообщения. | Обучающийся работу не выполнил вовсе. Содержание сообщения не соответствует заданной теме, тема не раскрыта. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований. Объем текста сообщения значительно превышает регламент. |
2 | Характер и стиль изложения материала сообщения | Наблюдение преподавателя | Материал в сообщении излагается логично, по плану; В содержании используются термины по изучаемой теме; Произношение и объяснение терминов сообщения не вызывает у обучающегося затруднений | Материал в сообщении не имеет четкой логики изложения (не по плану). В содержании не используются термины по изучаемой теме, либо их недостаточно для раскрытия темы. Произношение и объяснение терминов вызывает у обучающегося затруднения. |
3 | Правильность оформления | Проверка работы | Текст сообщения оформлен аккуратно и точно в соответствии с правилами оформления. Объем текста сообщения соответствует регламенту. | Текст сообщения оформлен недостаточно аккуратно. Присутствуют неточности в оформлении. Объем текста сообщения не соответствует регламенту. |
Оценка | 4-5 баллов «удовлетворительно» | 6-7 баллов «хорошо» | 8-9 баллов «отлично» |
работы: Научить студентов делать сравнительный анализ текста и вести диалог.
Оборудование: учебники различных авторов, тетрадь, ручка.
Ход работы: Прочитайте материал по заданной тематики. Запишите основные моменты каждой гипотезы.
Оформление:
Цель работы: Научить студентов делать сравнительный анализ текста и вести диалог.
Оборудование: учебники различных авторов, тетрадь, ручка.
Ход работы: Прочитайте материал по заданной тематики. Запишите основные моменты каждой гипотезы.
Оформление:
Вид работы: работа с таблицей
Тема Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
Цель работы:
-научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме в форме таблицы и оформлять отчет.
Время выполнения: 1 час
Тема « Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»
Цель работы:
-научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме в форме таблицы и оформлять отчет.
Время выполнения: 1 час.
Методические рекомендации по составлению таблиц:
-запишите название таблицы
-подготовьте необходимую литературу
-внимательно прочитайте текст
-заполните таблицу
Отчет:
- оформить учебный материал в виде таблицы в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов».
Форма отчета для работы с таблицей:
-найденный материал оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Объем отчета – 2-3 страницы печатного текста. Содержание материала оформляется в виде таблицы.
Отчет должен иметь следующую структуру:
1.Титульный лист.
2.Лист (листы) с таблицей
Срок выполнения:
- подготовить к следующему теоретическому занятию.
Форма контроля:
- проверка наличия выполненного задания у каждого студента, собеседование
Таблицы, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1 балл.
Критерии оценки работы с таблицами
№ п/п | Критерии оценки | Метод оценки | Работа выполнена | Работа выполнена не полностью | Работа не выполнена |
Высокий уровень 3 балла | Средний уровень 2 балла | Низкий уровень 1 балл |
1 | Соответствие представленной в таблице информации заданной теме | Наблюдение преподавателя | Содержание таблицы полностью соответствует заданной теме | Содержание материала в таблице соответствует заданной теме, но есть недочеты и незначительные ошибки. | Обучающийся работу не выполнил вовсе. Содержание ячеек таблицы не соответствует заданной теме. Имеются не заполненные ячейки или серьезные множественные ошибки. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований. |
2 | Лаконичность и четкость изложения материала в таблице | Наблюдение преподавателя | Материал в таблице излагается четко и лаконично, без лишнего текста и пояснений. | Ячейки таблицы заполнены материалом, подходящим по смыслу, но представляет собой пространные пояснения и многословный текст |
3 | Правильность оформления | Проверка работы | Оформление таблицы полностью соответствует требованиям. | В оформлении таблицы имеются незначительные недочеты и небольшая небрежность. |
Методические рекомендации по написанию и проработке конспекта
Внимательно прочти текст.
Выдели главную идею и озаглавь текст.
Раздели материал на части, выдели главную мысль каждой части.
Запиши названия смысловых частей в форме плана в левом рабочем поле конспекта.
Прочти текст во второй раз.
Сформулируй тезисы конспекта и запиши их в центральном поле конспекта. Помни, что тезисы - это мысли, содержащие главную информацию о содержании смысловых частей. Они не должны быть многословными.
Определи ключевые понятия, которые необходимо включить в конспект.
Визуализируй конспект:
Напиши источник конспектирования (название, автор);
раздели страницу на три части в соотношении . Левая часть - это рабочее поле плана, центральная- поле тезисов, правая- поле конспекта.
главные идеи помечай специальными знаками на рабочем поле (например, !, ?, *, проч.) или выделяй шрифтом либо подчёркиванием;
каждый пункт плана с отделяй от последующего горизонтальной линией в 1-2 см от окончания текста (возможно тебе надо будет внести еще информацию);
в конце конспекта сделай вывод, к которому ты пришёл, проработав текст.
Критерии оценки работы
№ п/п | Критерии оценки | Метод оценки | Работа выполнена | Работа выполнена не полностью | Работа не выполнена |
Высокий уровень 3 балла | Средний уровень 2 балла | Низкий уровень 1 балл |
1 | Соответствие материала конспекта заданной теме | Наблюдение преподавателя | Содержание конспекта полностью соответствует заданной теме | Содержание материала в конспекте соответствует заданной теме, но конспект не полный, нет выделения основных терминов и формул. | Работа обучающимся не сдана вовсе. Отсутствует конспект по заданной теме. Ответы на вопросы не верны, или вовсе не найдены в материалах конспекта. В ответах не используются термины и определения по изучаемой теме. Объяснение терминов, используемых в законспектированном материале, вызывает затруднения. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований. |
2 | Четко организованный конспект. Правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы | Наблюдение преподавателя | Представлен правильно организованный конспект. Ответы правильные, и в отчете излагаются четко и лаконично, без лишнего текста и пояснений. | Представлен конспект без следов организации и проработки. Ответы правильные, но имеются незначительные недочеты. |
3 | Правильность оформления | Проверка работы | Оформление отчета полностью соответствует требованиям. | В оформлении отчета имеются незначительные недочеты и небольшая небрежность. |
Оценка | 4-5 баллов «удовлетворительно» | 6-7 баллов «хорошо» | 8-9 баллов «отлично» |
Методические рекомендациипо составлению мультимедийных презентаций
Логическая последовательность создания презентации:
структуризация учебного материала
составление сценария презентации
разработка дизайна мультимедийного пособия
подготовка медиафрагментов(аудио, видео, анимация, текст)
проверка на работоспособность всех элементов презентации.
Критерии оценивания презентаций:
(по каждому пункту отмечается 1 – присутствует, 0 – отсутствует)
1. Содержание презентации
1.1. соответствует представляемому материалу
1.2. Количество слайдов адекватно содержанию
1.3. Оформлен титульный слайд
2. Текст на слайде
2.1. Текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта)
2.2. Текст на слайде представляет собой опорный конспект (не перегружен словами)
2.3. Ошибки и опечатки отсутствуют
3. Анимация
3.1. Не используются эффекты с резкой сменой позиции (прыгающие, крутящиеся по экрану), которые мешают восприятию информации
3.2. Презентация не перегружена эффектами
3.3. Анимация применена целенаправленно
4. Иллюстрационный материал
4.1. Материал не скучен, есть иллюстрации
4.2. помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления
4.3. средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствует содержанию
5. Цветовое решение презентации
5.1. Выдержан единый стиль презентации
5.2. Цвет презентации не отвлекает внимание от содержания
5.3. Цвета фона и шрифта контрастны
ОЦЕНКА: «5»- 12-11 баллов
«4» - 9 баллов
«3» - 7 баллов
Список литературы для студентов
Основная литература
1.Тупикин Е.В. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учеб. пособие для нач. проф. образования. -. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Дополнительная литература
1. Захаров В,Б. и др. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учеб. Заведений.- М.: Дрофа , 2000.
2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М., 2000.
Интернет – ресурсы
http:// www. skeletos.zharko.ru
http:// bio. 1september.ru
http:// www. websib.ru/noos/biologi/index.html
http:// nrc.edu.ru/est/r4/
http:// www.floranimal.ru
http:// www. filin.vn/index.html
http:// www. websib.ru/noos/biologi/index.html