«Рассмотрено» Руководитель МО _______/ ./ Протокол № ____ от_______ «____»____________2021 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МКОУ СОШ №22» _______/Т.Ю.Ганноченко/ «____»____________2021 г. | «Утверждено» Директор МКОУ СОШ №22 ________/М.В.Ермилова/ Приказ № _____ от «____»___________2021 г. |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»
Рабочая программа по физической культуре
5 класс
Учитель: Арзулумова Зайнап Салахбековна
2021
Физкультура 5класс
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Физическая культура»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС данная рабочая программ для 5 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
В области познавательной культуры: владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам; владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма.
В области нравственной культуры: способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, игровой и соревновательной деятельности; способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении.
В области трудовой культуры: умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха; умение проводить туристические пешие походы, соблюдать правила безопасности; умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры: красивая (правильная) осанка, формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями; культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры: анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой; находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры: владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности; умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей, проявляющихся в активном применении знаний, умений обучающихся в познавательной и предметно-практической деятельности. Метапредметные результаты проявляются в следующих областях культуры.
В области познавательной культуры: понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека; понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек.
В области нравственной культуры: бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости; уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры: добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений; умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры: понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью; восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры: владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений.
В области физической культуры: владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения; владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Предметные результаты проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры: знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации; знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры: способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; умение оказывать помощь занимающимся, при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры: способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме; способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды.
В области эстетической культуры: способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития; способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры: способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом; способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения.
В области физической культуры: способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки; способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Содержание учебного предмета «Физическая культура»
№ п/п | Вид программного материала материала | Количество часов (уроков) |
1 | Базовая часть | |
1.1. | Основы знаний о физической культуре | в ходе уроков |
1.2. | Гимнастика с элементами акробатики | 14 |
1.3. | Спортивные игры (баскетбол) Спортивные игры (волейбол) | 16 10 |
1.4. | Легкая атлетика | 18 |
2. | Вариативная часть. (Региональный компонент). По выбору учителя По выбору учителя | |
2.1. 2.2 | Туризм Оздоровительная физкультура. | 10 37 |
| Итого часов в год: | 105 |
Знания о физической культуре
История физической культуры. Олимпийские игры древности.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Физическая культура человека.
Режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкульт - пауз (подвижных перемен).
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.
Акробатические упражнения и комбинации.
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Легкая атлетика.
Беговые упражнения.
Прыжковые упражнения.
Метание малого мяча.
Спортивные игры.
Баскетбол. Игра по правилам.
Волейбол. Игра по правилам.
Прикладно-ориентированная подготовка
Упражнения общеразвивающей направленности.
Гимнастика с основами акробатики.
Развитие гибкости, координация движений, силы, выносливости.
Легкая атлетика.
Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Баскетбол.
Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ Урока | Содержание, раздел, темы | Кол-во ч | Дата проведения |
План | Факт |
Легкая атлетика (16 часов) | |
| Спринтерский бег | 9 | | |
1 | Первичный инструктаж по технике безопасности. Специальные беговые упражнения. | 1 | 02.09.21 | |
2 | Бег с ускорением (30 – 40 м) с максимальной скоростью. | 1 | 03.09.21 | |
3 | Высокий старт от 10 до 15 м. | 1 | 06.09.21 | |
4 | Высокий старт и скоростной бег до 40 метров. | 1 | 09.09.21 | |
5 | Высокий старт и скоростной бег до 50 метров ( 2 серии). | 1 | 10.09.21 | |
6 | Челночный бег 3*10 | 1 | 13.09.21 | |
7 | Бег с ускорением. | 1 | 16.09.21 | |
8 | Эстафеты, встречная эстафета. | 1 | 17.09.21 | |
9 | Старты из различных исходных положений | 1 | 20.09.21 | |
| Техника длительного бега. | 2 | | |
10 | Кросс до 15 минут | 1 | 23.09.21 | |
11 | Минутный бег | 1 | 24.09.21 | |
| Прыжки в длину | 2 | 27.09.21 | |
12 | Прыжки в длину с 5-7 шагов разбега | 1 | 30.09.21 | |
13 | Прыжки в длину с разбега – на результат. | 1 | 01.10.21 | |
| Метание малого мяча | 3 | | |
14 | Метание на заданное расстояние | 1 | 04.10.21 | |
15 | Метание в горизонтальную и вертикальную цели ( 1x1) с расстояния 6 – 8 метров | 1 | 07.10.21 | |
16 | Метание теннисного мяча с 4 – 5 шагов разбега на дальность. | 1 | 08.10.21 | |
| Кроссовая подготовка | 6 | | |
17 | Кросс до 15 минут | 1 | 11.10.21 | |
18 | Бег с препятствиями | 1 | 14.10.21 | |
19 | Бег на местности | 1 | 15.10.21 | |
20 | Круговая тренировка | 1 | 18.10.21 | |
21 | Бег в равномерном темпе от 10 до 12 минут. | 1 | 21.10.21 | |
22 | Бег на 1000 метров | 1 | 22.10.21 | |
Волейбол (18 часов) |
| Передвижения, прием и передача. | 9 | | |
23 | Правила техники безопасности. Основные правила игры в волейбол. | 1 | 25.10.21 | |
24 | Стойки игрока перемещения в стойке. | 1 | 28.10.21 | |
25 | Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. | 1 | 29.10.21 | |
26 | Передача мяча над собой. | 1 | 08.11.21 | |
27 | Передача мяча через сетку. | 1 | 11.11.21 | |
28 | Игра по упрощенным правилам мини-волейбол. | 1 | 12.11.21 | |
29 | Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков | 1 | 15.11.21 | |
30 | Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий. | 1 | 18.11.21 | |
31 | Упражнения по овладению и соревнованию в технике перемещений и владения мячом. | 1 | 19.11.21 | |
| Нападающий удар, подача мяча, учебная игра | 9 | | |
32 | Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. | 1 | 22.11.21 | |
33 | Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар. | 1 | 25.11.21 | |
34 | Позиционное нападения без изменения позиций игроков | 1 | 26.11.21 | |
35 | Тактика свободного нападения. | 1 | 29.11.21 | |
36 | Тактика нападений. | 1 | 02.12.21 | |
37 | Тактика защиты | 1 | 03.12.21 | |
38 | Нижняя прямая подача с расстояния 3 – 6 метров от сетки. | 1 | 06.12.21 | |
39 | Помощь в судействе. | 1 | 09.12.21 | |
40 | Двусторонние игры длительностью до 12 мин. | 1 | 10.12.21 | |
Баскетбол (18 часов) | |
| Стойки, перемещения, передачи. | 9 | | |
41 | Стойки игрока, перемещения в стойке. | 1 | 13.12.21 | |
42 | Комбинация из освоенных элементов техники передвижений. | 1 | 16.12.21 | |
43 | Варианты ловли и передачи мяча. | 1 | 17.12.21 | |
44 | Остановка двумя шагами и прыжком. | 1 | 20.12.21 | |
45 | Повороты без мяча и с мячом. | 1 | 23.12.21 | |
46 | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. | 1 | 24.12.21 | |
47 | Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении. | 1 | 27.12.21 | |
48 | Ловля и передача мяча одной рукой от груди на месте и в движении. | 1 | 30.12.21 | |
49 | Ловля и передача мяча в парах, тройках, квадратах, круге. | 1 | 10.01.22 | |
| Ведение мяча, броски, учебная игра | 9 | | |
50 | ОРУ с мячом. Ведения мяча. | 1 | 13.01.22 | |
51 | Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке,на месте. | 1 | 14.01.22 | |
52 | Ведение мяча с изменением направления и скорости. | 1 | 17.01.22 | |
53 | Ведение мяча без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой. | 1 | 20.01.22 | |
54 | Броски одной и двумя руками с места. | 1 | 21.01.22 | |
55 | Броски одной и двумя руками в движении. | 1 | 24.01.22 | |
56 | Вырывание и выбивание мяча. | 1 | 27.01.22 | |
57 | Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. | 1 | 28.01.22 | |
58 | Игра по упрощенным правилам мини – баскетбола. | 1 | 31.01.22 | |
Гимнастика с элементами акробатики (18 часов) |
| Гимнастика. | 9 | | | |
59 | Инструктаж по ТБ. Упражнения на гибкость. | 1 | 03.02.22 | | |
60 | Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением. | 1 | 04.02.22 | | |
61 | Вис согнувшись, вис прогнувшись (м), смешанные висы (д). | 1 | 07.02.22 | | |
62 | Поднимание прямых ног в висе(м),подтягивание из положения лежа(д).Развитие силовых способностей. | 1 | 17.02.22 | | |
63 | Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении. | 1 | 18.02.22 | | |
64 | Простые связки. | 1 | 21.02.22 | | |
65 | Общеразвивающие упражнения в парах. | 1 | 24.02.22 | | |
66 | Общеразвивающие упражнения с предметами. | 1 | 25.02.22 | | |
67 | Составление с помощью учитель простейших комбинаций упражнений. | 1 | 28.02.22 | | |
| Акробатика. | 9 | | | |
68 | Кувырок вперед и назад. | 1 | 03.02.22 | | |
69 | Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря. | 1 | 04.03.22 | | |
70 | Стойка на лопатках – комбинация элементов. | 1 | 07.03.22 | | |
71 | Акробатические упражнения. | 1 | 10.03.22 | | |
72 | Вскок в упор присев. | 1 | 11.03.22 | | |
73 | Прыжки со скакалкой | 1 | 14.03.22 | | |
74 | Вскок в упор присев. Соскок прогнувшись. | 1 | 17.03.22 | | |
75 | Броски набивного мяча. | 1 | 18.03.22 | | |
76 | Помощь и страховка. | 1 | 21.03.22 | | |
| Легкая атлетика. | 8 | | | |
| Прыжки | 2 | | | |
77 | Т.Б при занятиях легкой атлетикой. Прыжки в высоту с 3 – 5 шагов разбега. | 1 | 24.03.22 | | |
78 | Прыжки в длину с 7-9 шагов разбега. | 1 | 01.04.22 | | |
| Метание мяча | 6 | | | |
79 | Метание на заданное расстояние. | 1 | 04.04.22 | | |
80 | Метание в горизонтальную и вертикальную цели (1х1) с расстояния 6 – 8 м. | 1 | 07.04.22 | | |
81 | Метание теннисного мяча с 4 – 5 шагов разбега на дальность. | 1 | 08.04.22 | | |
82 | Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, от груди. | 1 | 11.04.22 | | |
83 | Ловля набивного мяча двумя руками после броска партнера. | 1 | 14.04.22 | | |
84 | Ловля набивного мяча двумя руками после броска в верх: с хлопками ладонями, после приседания. | 1 | 15.04.22 | | |
| Кроссовая подготовка. | 9 | | | |
85 | Бег с преодолением горизонтальных и вертикальных препятствий | 1 | 18.04.22 | | |
86 | Смешанное передвижение (бег в чередовании с ходьбой) до 3000 метров – мальчики, до 2500 метров – девочки. | 1 | 21.04.22 | | |
87 | Бег с низкого старта в гору. Разнообразные прыжки и многоскоки. | 1 | 22.04.22 | | |
88 | Переменный бег – 10 минут | 1 | 25.04.22 | | |
89 | Кросс до 15 мин. | 1 | 28.04.22 | | |
90 | Старт из различных исходных положений. | 1 | 29.04.22 | | |
91 | Бег с ускорением. | 1 | 05.05.22 | | |
92 | Бег с максимальной скоростью. | 1 | 06.05.22 | | |
93 | Упражнения и простейшие программы выносливости. | 1 | 12.05.22 | | |
| Спортивные игры. | | | | |
| Футбол. | 9 | | | |
94 | Стойки игрока перемещение в стойки. | 1 | 13.05.22 | | |
95 | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. | 1 | 16.05.22 | | |
96 | Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения. | 1 | 19.05.22 | | |
97 | Удары по воротам. | 1 | 20.05.22 | | |
98 | Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар, прием мяча, остановка. | 1 | 23.05.22 | | |
99 | Комбинации из освоенных элементов: техники перемещения и ведения мячом. | 1 | 26.05.22 | | |
100 | Тактика свободного нападения. | 1 | 27.05.22 | | |
101 | Позиционное нападение без изменения позиций игроков. | 1 | 30.05.22 | | |
102 | Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. | 1 | | | |
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5-9 классов составлена на основе:
1) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
2) Примерной программы основного общего образования по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Физическая культура. 5-9 класс» - М.: Просвещение, 2010г.; ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
3) Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха.5-9 классы/В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2012 г.
4) Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ СОШ №22