
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
1. ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273 ФЗ,
2. ФГОС ООО, зарегистрированном Минюстом России 01.02.11 №19644, утвержденным 17.12.10 №1897;
3. Примерной ООП ООО, одобренной 08.04.15.№1/15 с учетом ООП ООО МБОУ ВУСОШ, утвержденной 31.08.2015 с учетом авторской программы В.В. Пасечника.
4. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Цели и задачи изучения предмета:
Цель: формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции.
Задачи:
- формирование у обучающихся представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;
- систематизация знаний обучающихся об объектах живой природы, которые они получили при изучении основ естественно-научных знаний в начальной школе;
- освоение обучающимися знаний о живой природе, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов разных царств;
- владение обучающимися умением применять полученные на уроках биологии знания в практической деятельности;
- развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии в 5 классе опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курса «Окружающий мир» на начальной ступени образования.
Материал курса биологии в 5 классе разделен на четыре раздела, которым предшествует введение.
Во введении обучающиеся знакомятся с биологией как наукой о живой природе, с биологическими науками и объектами их изучения. Школьники получают представление о методах научного познания и приобретают навыки их использования. Материал введения позволяет углубить и расширить представления о свойствах живых организмов и их приспособленности к жизни в различных средах обитания. Знакомство с экологическими факторами акцентирует внимание на взаимосвязи и взаимозависимости всех компонентов природы.
Раздел 1 знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности растительной клетки как единицы живого. Школьники узнают также о тканях растительного организма и научатся их различать на микропрепаратах. Особое внимание в каждом параграфе этой главы уделяется формированию у обучающихся навыков работы с увеличительными приборами и самостоятельного выполнения лабораторных работ.
Раздел 2 посвящена изучению особенностей строения и жизнедеятельности бактерий как представителей самостоятельного царства живой природы. Обучающиеся знакомятся с многообразием и распространением бактерий, а также узнают об их положительном и отрицательном значении в природе и жизни человека, учатся избегать заражения болезнетворными бактериями.
При изучении раздела 3 обучающиеся узнают об особенностях строения и жизнедеятельности представителей царства Грибы, получают представление об их многообразии. Особое внимание в главе уделяется значению грибов в природе и жизни человека. Школьники учатся отличать ядовитые и съедобные грибы, а также оказывать первую доврачебную помощь при отравлении грибами.
Раздел 4 посвящена царству Растения. Обучающиеся знакомятся с многообразием растений и расширяют свои знания об их значении в природе и жизни человека. Школьники учатся распознавать растения разных отделов и устанавливать связь между особенностями строения растений и средой их обитания. Основные отделы царства Растения изучаются последовательно от водорослей к покрытосеменным, что дает возможность проследить усложнение растительных организмов в процессе эволюции. Последний параграф данной главы «Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира» позволяет обобщить и систематизировать знания обучающихся по пройденной теме.
Содержание курса биологии в 5 классе строится на основе деятельностного подхода. Резерв учебного времени целесообразно использовать на увеличение в преподавании доли развивающих, исследовательских, личностно-ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий, проведение экскурсий.
Место курса «БИОЛОГИЯ. 5 класс» в учебном плане.
Продолжительность учебного года 34 недели. На предмет «Биология» в учебном плане МБОУ ВУСОШ в 5 классе отведен 1 час в неделю. Итого 34 часа. Из них: резерв – 1 час, повторение – 5 часов, контрольные работы – 4 часа. Лабораторные работы – 11 часов, экскурсии – 1 час.
Особенности школы и класса.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа расположена в районном центре. Учредителем является муниципальный район «Тунгокоченский район». Школа находится в селе Верх –Усугли. Осуществляется подвоз учащихся из соседнего села. Школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учётом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путём создания в ней адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для учащихся.
Учитель будет работать с данным классом первый год. Исходя из специфики класса, учитель будет осуществлять дифференцированный подход в обучении, использовать исследовательские, проектные методы, ИКТ-технологии, технологию развития критического мышления, применять на уроках системно-деятельностный подход.
В течение учебного года в рабочей программе по содержательным линиям возможна корректировка с учетом субъективных и объективных причин.
Содержание учебного предмета.
Живые организмы.
Биология – наука о живых организмах.
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Клеточное строение организмов.
Клетка–основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.
Среды жизни.
Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный мир родного края.
Царство Растения.
Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.
Микроскопическое строение растений.
Разнообразие растительных клеток. Ткани растений.
Многообразие растений.
Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности.
Царство Бактерии.
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
Царство Грибы.
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.
Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 5 классе.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
3. Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Тематическое планирование
5 класс. Бактерии. Грибы. Растения (34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Тема | Содержание | Вид деятельности ученика | Оборудование |
Введение (7 часов) |
1. | Биология — наука о живой природе | Биология как наука. Значение биологии | Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества | |
2. | Методы исследования в биологии | Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии. | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии | Демонстрация Приборы и оборудование |
3. | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение | Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа | |
4. | Среды обитания живых организмов. | Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | |
5. | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | |
6. | Обобщающий урок | Экскурсия Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. | Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений | Экскурсия Многообразие живых организмов |
7. | Контрольная работа «Многообразие живых организмов» | | | |
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов) |
8. | Устройство увеличительных приборов | Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | Лабораторная работа 1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними» Лабораторная работа 2 «Рассматривание строения растения с помощью лупы» |
9. | Строение клетки | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | |
10. | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | Лабораторная работа Строение клеток кожицы чешуи лука | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их | Лабораторная работа 3 Строение клеток кожицы чешуи лука |
11. | Пластиды | Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | Лабораторная работа4 Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника |
12. | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | |
13. | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) | Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание). | Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | Лабораторная работа5 Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи |
14. | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие | Рост и развитие клеток. | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты | Демонстрация Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений |
15. | Деление клетки | Генетический аппарат, ядро, хромосомы. | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки | Демонстрация Схемы и видеоматериалы о делении клетки |
16. | Понятие «ткань» | Ткань. | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторная работа6 Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей |
17. | Контрольная работа «Клеточное строение организмов» | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | |
Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа) |
18. | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение | Выделяют существенные признаки бактерий | |
19. | Роль бактерий в природе и жизни человека | Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека | Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | |
РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы (5 часов) |
20. | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | |
21. | Шляпочные грибы | Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | |
22. | Плесневые грибы и дрожжи | Плесневые грибы и дрожжи. | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением | Лабораторная работа 7 Особенности строения мукора и дрожжей |
23. | Грибы-паразиты | Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | Демонстрация Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.) |
24. | Контрольная работа «Царство Бактерии. Царство Грибы» | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) | |
РАЗДЕЛ 4. Царство Растения (9 часов) |
25. | Ботаника — наука о растениях | Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений. | Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы |
26. | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания | Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей. | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом | Лабораторная работа 8 Строение зеленых водорослей |
27. | Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей | Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей | |
28. | Лишайники | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека | Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | |
29. | Мхи, папоротники, хвощи, плауны | Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | Лабораторные работы9 Строение мха (на местных видах) Строение спороносящего хвоща Строение спороносящего папоротника (на усмотрение учителя) |
30. | Голосеменные растения | Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | Лабораторная работа10 Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов) |
31. | Покрытосеменные растения | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека | Лабораторная работа 11 Строение цветкового растения |
32 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира | Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира | |
33. | Контрольная работа «Царство Растения» | Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую | |
Итого 33 + 1(резерв) |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
1. Федеральный закон « Об образовании РФ» от 29 декабря 2012года №273-ФЗ.
2. ФК ГОС (основного или среднего образования) 2004 года разработан в соответствии с законом «Об образовании РФ» №273 и концепции модернизации Российского образования до 2020 года
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).
Основная литература для учителя:
В.В.Пасечник .Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2012.- 141, (3) с.
2. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение.
3. Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения.
Дополнительная литература для учителя:
1. Биология 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий.
2. Биология 6 класс. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Образовательный комплекс предназначен для изучения , повторения, и закрепления учебного материала школьного курса по биологии для 6 класса. Содержит -материалы учебника под редакцией профессора И.Н.Пономаревой. Издательский центр «Вентана-Граф».
3. Биология в школе. Функции и среда обитания живых организмов. Электронные уроки и тесты.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.
5. Кузнецов А.А. О стандарте второго поколения // Биология в школе. - 2009. - №2.
6. Петрова О.Г. Проектирование уроков биологии в информационно-коммуникативной среде //Биология в школе. - 2011. - № 6.
7. Фросин В.Н., Сивоглазов В,И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. – 112с.;
8.http://www.lift.net.Электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа».
9.http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животных
10.http://www.plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растений
12