____________ Мягдеева Н.Н.
Зам. директора по УР________________ Л.Р.Мартынова
Учитывая специфику работы общеобразовательной школы - интернат, т.е. разницу в сроках обучения и в часовой учебной нагрузке на этапе основного общего образования, планирование учебного материала предусматривает изучение курса информатики в полном объеме, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
Реализация программы по информатике основывается на базисный учебный план 2002 года, который не предусматривает изучение курса информатики с 8 класса , поэтому на изучение данного предмета 1 час взят из курса обязательных занятий по выбору(школьный компонент).
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
Весь учебный материал программы сгруппирован по разделам. Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.
Согласно примерной программе основного общего образования по информатике и ИКТ (Авторы: И.Г. Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова). на изучение курса отводится 35 часов;
Научно-практические журналы, поурочные разработки разных авторов, разноуровневые тесты, ТСО
www.uroki.net - Сайт «Uroki.net». Для учителя информатики: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков.
А.Х.Шелепаева. Поурочные разработки по информатике. Универсальное пособие. 8-9 класса. М.: «ВАКО», 2005.
2. Самостоятельные работы, тесты и контрольные по информатике. Серия «Информатика в школе» - М.: Информатика и образование, 2004.
И.Г. Семакин, Л.А.Залогова «Информатика и ИКТ 8 класс». М. БИНОМ 2009
И.Г. Семакин, Л.А.Залогова «Информатика и ИКТ 9 класс». М. БИНОМ 2009
№ | Тема урока | Кол час | Тип урока | Элементы содержания | Требования к Уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, Вид сам. работы | словарь | дата |
план | факт |
Информационное моделирование (3 часа) |
1 | Моделирование, формализация, визуализация. Графические информационные модели. | 1 | УОНМ | Модель, моделирование, формализация, Визуализация. Понятие графические модели. | Знать правила поведения в компьютерном классе. Понятия модель, формализация, визуализация. Уметь работать с одним из браузеров, приводить примеры моделирования. Уметь приводить примеры моделирования, определять необходимое программное обеспечение для создания графических информационных моделей. | | Моделиро вание, формализа ция, визуализация графические модели | 7.09 | |
2 | Табличные модели. Словесные (образные, вербальные) модели | 1 | УОНМ УЗИМ | Понятие табличные модели | Знать , что представляют собой таблицы» объект-свойство» ,объект-объект, двоичная матрица. Уметь определять вид таблиц, заполнять таблицы данными. Уметь пользоваться возможностями текстового редактора для создания вербальных моделей. | ФО | двоичная матрица | 14.09 | |
3 | Информационное моделирование на компьютере. | 1 | УОНМ | Определение возможности моделирования на компьютере. | Уметь составлять по условию задачи математическую модель. | | | 21.09 | |
Хранение, поиск и сортировка информации (3 часа) |
4 | Базы данных и системы управления базами данных. Создание и заполнение баз данных. | 1 | УОНМ | Ознакомление с системами управления базы данных и принципами работы с ними, с просмотром и редактированием базы данных. Проектирование и создание однотабличной базы данных. | Знать: что такое база данных, система управления базами данных, типы и форматы полей. Уметь приводить информацию к табличному виду, определять имя таблицы, ширину полей,типы данных. Уметь проектировать и создавать однотабличную базу данных, а также работать с готовой базой данных. | | Базы данных | 28.09 | |
5 | Условия выбора. Логические выражения. | 1 | УОНМ | Составление условия для поиска информации и простые логические выражения. | Уметь составлять условия для поиска информации и простые логические выражения. | ИРК | | 5.10 | |
6 | Сортировка, удаление и добавление записей. | 1 | УОНМ УЗИМ | Сортировка данных в таблице по одному или нескольким ключам, редактирование данных в таблице. | Уметь сортировать данные таблицы по одному или нескольким ключам, редактировать данные таблицы. | ФО | | 12.10 | |
Передача информации в компьютерных сетях (5 часов) |
7 | Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. | 1 | УОНМ | Компьютерные сети и их виды, подключение к локальной сети. Навыки работы в сети Интернет. | Знать понятия «компьютерная сеть», «локальная сеть». Уметь подключаться к локальной сети, устанавливать и настраивать сетевую карту. Знать понятия «глобальная сеть», протоколы сетей, сервисы Интернета, адресацию интернета. Уметь проверять параметры сетевых протоколов, проверять параметры настройки обозревателя Интернета. | ФО | компьютерная сеть», «локальная сеть. глобальная сеть | 19.10 | |
8 | Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в интернете. | 1 | УОНМ | Сервисы, представляющие интернет. Поисковая система интернета | Знать понятие «глобальная сеть», основные сервисы интернета и их назначение, принцип работы и типы почтовых программ, формат почтового сообщения. Уметь отправлять и получать почту при помощи настроенной учетной записи, выполнять при помощи браузера перемещение по гиперссылкам, открывать и загружать файлы, работать с ftp сервером. Знать, что такое WWW, что такое браузер, что такое поисковая система, основные поисковые системы и их характеристики. Уметь составлять простые и сложные запросы по поиску информации в Интернете. | ПР | | 26.10 | |
9 | Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML, вставка рисунков, гиперссылок | 1 | УОНМ | Простые текстовые блоки на вебстраницах. Вставка рисунков, гиперссылок. | Знать понятия «WEB страница, Web сайт», средства разработки, основные теги HTML. Уметь создавать текстовые блоки с различными атрибутами редактирования (шрифт,начертание, цвет, выравнивание,размер) Знать как вставить рисунок, основные теги для редактирования рисунков, теги для настройки гиперссылок. Уметь вставлять рисунок, задавать границы, выравнивание, ширину, высоту рисунка, настраивать простые гиперссылки, настраивать электронную почту. | ФО | WEB страница, Web сайт | 9.11 | |
10 | Разработка Web-сайтов. Создание нумерованных списков. Вставка интерактивных форм с помощью языка HTML | 1 | УЗИМ | Нумерованные списки. Вставка интерактивных форм с помощью языка HTML. | Знать теги для вставки нумерованных ,маркированных списков. Уметь создавать нумерованный, маркированный список, список определений.Знать теги для вставки текстовых полей, переключателей, флажков, раскрывающихся списков, текстовой области. Уметь создавать формы в виде текстовых полей, переключателей, флажков, раскрывающихся списков, текстовых областей, создавать кнопки для отправки данных из формы | ПР | язык HTML | 16.11 | |
11 | Контрольная работа по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | 1 | УПКЗУ | | Контроль ЗУН | КР | | 23.11 | |
Основы алгоритмизации и программирования (9 часов) |
12 | Алгоритм и его формальное исполнение. Алгоритмы работы с величинами. | 1 | УОНМ | Понятие Кибернетика, свойства алгоритма. Понятие величина, ее назначение в программировании. | Знать ,что такое кибернетика, алгоритм управления, свойства алгоритма, способы записи алгоритмов. Уметь пользоваться языком блок схем, выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя.Знать осн. Виды величин, назначение языков программирования, назначение систем программирования, основные команды с величинами. Уметь отличать типы величин, составлять алгоритмы, используя команды присваивания, ввода,вывода | | алгоритм управления кибернетика, | 30.11 | |
13 | Знакомство с языком Паскаль. Линейные вычислительные алгоритмы. | 1 | УОНМ | Структура программы, операторы, правила оформления. Линейные программы | Знать назначение Паскаль, структуру программы, операторы ввода, вывода, присваивания. Уметь анализировать готовую программу, составлять арифметические выражения, использовать операторы ввода, вывода, присваивания. Знать правила составления линейных программ, Уметь пользоваться языком блок схем, составлять линейные программы, использовать операторы Паскаля. | ИРК | Язык Паскаль. Линейные программы | 7.12 | |
14 | Алгоритмы с ветвящейся структурой. Составление программ с ветвящейся структурой. | 1 | УПЗУ | Программы с ветвящейся структурой. | Знать конструкции ветвления, полную и неполную,Уметь составлять программы с разветвляющимися алгоритмами, использовать операторы ввода,……. | | | 14.12 | |
15 | Алгоритм со структурой «Выбор» | 1 | УОНМ | Оператор ветвления-структура выбор. | Знать конструкции ветвления, конструкцию «выбор» Уметь пользоваться языком блок схем, составлять программы с операторами «Выбор» | ПР | | 21.12 | |
16 | Программирование циклов с предусловием и с постусловием. | 1 | УОНМ | Программирование циклов с предусловием. Программирование циклов с постусловием | Знать конструкции цикла с предусловием. Уметь составлять программы с циклами с предусловием и с постусловием, использовать операторы. | | Программирование | 11.01 | |
17 | Программирование циклов со счетчиком. | 1 | УПЗУ | Программирование циклов со счетчиком | Знать конструкции со счетчиком. Уметь составлять программы с циклами со счетчиком. | | | 18.01 | |
18 | Массивы в Паскале. | 1 | УОНМ | Массивы в Паскале | Знать, что такое массив, правила описания и ввода в массив, циклические конструкции. Уметь составлять программы с циклами со счетчиком, описывать и заполнять массив данными. | ФО | Массивы в Паскале | 25.01 | |
19 | Решение задач с использованием массивов.(Метод пузырька) | 1 | УПЗУ | Метод пузырька. | Знать, что такое массив, правила описания и ввода в массив, циклические конструкции. Уметь составлять программы с циклами со счетчиком, описывать и заполнять массив данными, сортировать данный массив. | | Массивы в Паскале | 1.02 | |
20 | Контрольная работа по теме «Основы алгоритмизации и программирования» | 1 | УПКЗУ | | Знать, что такое массив, правила описания и ввода в массив, циклические конструкции. Уметь составлять программы с циклами со счетчиком, описывать и заполнять массив данными, сортировать данный массив. | КР | Массивы в Паскале | 8.02 | |
Табличные вычисления на компьютере (5 часов) |
21 | Двоичная система счисления. Числа в памяти компьютера. | 1 | УОНМ | Понятие двоичная система счисления, основы арифметических вычислений в двоичной системе. Представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера. | Знать десятичную и двоичную систему счисления, развернутую форму числа, правила перевода из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот. Уметь переводить двоичные числа в десятичную систему и наоборот. представление целых чисел со знаком и без знака, прямой и обратный код, мантиссу числа. Уметь записывать целые числа с порядком, прямой, обратный, дополнительные коды числа | | Двоичная система счисления. | 15.02 | |
22 | Электронные таблицы. Правила заполнения таблицы. | 1 | УОНМ | Возможности и способы применения Правила заполнения таблицы.электронных таблиц. | Знать , что такое электронная таблица, назначение, интерфейс программы MS EXCEL/ Уметь создавать, оформлять, сохранять электронные таблицы. Знать правила выделения информации. Уметь перемещаться по ячейкам таблицы, выделять объекты, вводить числа, текст, даты, формулы. | ПР | Электронные таблицы. | 22.02 | |
23 | Работа с диапазонами. Относительная адресация. | 1 | УОНМ УЗИМ | Понятие диапазон данных, управление диапазонами. | Знать ,что диапазон данных, статистическая функция, автозаполнение ячеек таблицы. Уметь составлять, заполнять, управлять электронными таблицами. | ПР | Относительная адресация | 1.03 | |
24 | Деловая графика. Условная функция. Логические функции и абсолютные адреса. | 1 | УОНМ | Понятие деловая графика, создание программируемого бланка. Составление сложной условной функции | Знать суть диаграмм. Уметь строить диаграммы, решать задачи в ЭТ, используя условную функцию. Знать ,что такое логическое выражение, операции отношения,логические операции. Уметь составлять сложную условную функцию, используя логические операции. | | Деловая графика | 8.03 | |
25 | Электронные таблицы и математическое моделирование. | 1 | УОНМ УПЗУ | Использование электронной таблицы для создания математической модели. | Знать ,что такое математическая модель, объект моделирования, вычислительный эксперимент. Уметь использовать инструментарий электронных таблиц с целью создания математической модели. | | | 15.03 | |
Информатизация общества (1 час) |
26 | Информационное общество. Информационная культура. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. | 1 | УОНМ | Понятие информационное общество, его признаки. Информационная культура, компьютерная грамотность Информационный этикет, проблема информационной безопасности. | Знать понятия информационная революция, информатизация, , задачи информатизации, признаки информационного общества. Уметь объяснять причины информационных революций, выполнять классификацию информационных ресурсов, использовать Excel для отображения статистики роста серверов в Интернете. Знать все составляющие информационной культуры. Уметь пользоваться информационными ресурсами, находить и использовать иные нормативные документы, применяя поиск в сети Интернет. Знать информационную этику, право владения, вредоносные программы, антивирусные программы, этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Уметь Уметь пользоваться информационными ресурсами, находить и использовать иные нормативные документы, применяя поиск в сети Интернет. | | Информационное общество Информационная культура, компьютерная грамотнос тьИнформационный этикет | 22.03 | |
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (9 часов) |
27 | Кодирование графической информации. Графический режим монитора. Видеопамять. Палитры цветов в системах цветопередачи. | 1 | УОНМ | Обозначить области применения компьютерной грамотности. Представление о графическом режиме монитора. Представление о палитрах цветов в системах цветопередачи. | Знать способы представления изображений в памяти компьютера, области применения компьютерной графики. Уметь определять количество цветов в палитре, определять глубину цвета, информационный объем изображения. Знать о пространственном разрешении, глубине цвета, формулу подсчета объема видеопамяти. Уметь определять объем видеопамяти, разрешающую способность монитора. Знать как формируется палитра цветов в RGB, CMYK, HSB. Уметь определять цвет, если известны интенсивности базовых цветов, определять цвет если известны смещения базовых цветов. | ФО | Пиксель Растр Глубина цвета видеопамять Палитра цветов | 5.04 | |
28 | Растровая графика. Векторная графика. | 1 | УОНМ | Иметь представление о растровой графике. Представление о векторной графике. | Знать понятия: пиксель, дюйм, растровая графика. Уметь вычислять объем растровых изображений. Вычислять разрешение экранного изображения. Знать понятия: пиксель, дюйм, векторная графика, достоинства и недостатки векторной графики. Уметь вычислять объем векторных изображений, вычислять разрешение экранного изображения. | | пиксель, дюйм, растровая графика. пиксель, дюйм, растровая графика | 12.04 | |
29 | Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Рисование примитивов. Инструменты рисования. | 1 | УОНМ | Создание растрового изображения с помощью графических примитивов. Создание растрового изображения с помощью инструментов рисования. | Знать понятия: область рисования, примитив, панель рисования, линия, кривая, окружность, палитра, пипетка. Уметь создавать область рисования в растровом графическом редакторе Gimp, создавать изображения, используя графические примитивы. Знать , что такое область рисования, примитив, панель рисования, понятия: карандаш, кисть, ластик, распылитель, заливка, лупа, надпись. Уметь создавать изображения, используя инструменты рисования. | ПР | графическом редакторе Gimp карандаш, кисть, ластик, распылитель, заливка, лупа, надпись. | 19.04 | |
30 | Интерфейс и основные возможности растровых графических редакторов. Редактирование изображений и рисунков. | 1 | УПЗУ | Освоить инструменты редактирования растрового редактора Gimp. | Знать инструменты выделения областей, инструменты копирования, вырезания, перемещения, удаления. Уметь создавать изображения, редактируя имеющиеся. | ПР | | 26.04 | |
31 | Интерфейс и основные возможности векторных графических редакторов. Рисование примитивов. | 1 | УПЗУ | Освоить инструменты рисования примитивов векторного редактора OpenOffice.orgDraw. | Знать панель инструментов, графические примитивы, ключевые точки у различных примитивов. Уметь строить основные графические примитивы, строить правильные фигуры. | ПР | векторного редактора OpenOffice.orgDraw | 3.05 | |
32 | Интерфейс и основные возможности векторных графических редакторов. Работа с объектами. Цветовое оформление объектов. Редактирование изображений и рисунков. | 1 | УПЗУ | Изменение расположения нескольких объектов по отношению друг к другу. Приемы цветового оформления в векторном редакторе OpenOffice.orgDraw. Приемы изменений основных объектов и настройки. | Знать панель инструментов, графические примитивы, ключевые точки у различных примитивов, типы объектов. Уметь группировать и разгруппировывать объекты, объединять объекты, позиционировать и выравнивать объекты. Приемы цветового оформления в векторном редакторе OpenOffice.orgDraw. Приемы изменений основных объектов и настройки. | ПР | Интерфейс | 10.05 | |
33 | Растровая анимация. Векторная анимация. | 1 | УОНМ | Создание GIF-анимацию. Создание векторной анимации. | Знать термин анимация, технологию создания компьютерной анимации. Уметь создавать анимацию из нескольких растровых изображений. Знать термин анимация, технологию создания компьютерной анимации, типы анимации в презентациях. Уметь создавать флеш анимацию из нескольких растровых изображений. | ПР | GIF-анимация | 17.05 | |
34 | Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео. | 1 | УПЗУ | Звуковая информация, ее характеристики. Понятие цифровое фото и видео | Знать что такое звуковая информация, громкость, тон, частота. Уметь оцифровывать звуковую информацию, редактировать запись, применять звуковые эффекты, сохранять звуковые файлы в различных форматах Знать что такое цифровое фото, методы сжатия изображений, цифровое видео. Уметь захватывать, печатать, редактировать цифровое фото и видео. | ПР | Цифровое фото, видео. | 24.05 | |
35 | Итоговая контрольная работа. | 1 | УПКЗУ | | Проверка знаний за 9 класс | КР | | 31.05 | |
Оценка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Оценка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Оценка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1»: отсутствие ответа.
Оценка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Оценка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок, исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Оценка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Оценка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка «1»: работа не выполнена.
УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.
УЗИМ — урок закрепления изученного материала.
УПЗУ — урок применения знаний и умений.
УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.
УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.
КУ — комбинированный урок.
ФО — фронтальный опрос.
ИРД — индивидуальная работа у доски.
ИРК — индивидуальная работа по карточкам.
СР — самостоятельная работа.
ПР — проверочная работа.
МД — математический диктант.