Пояснительная записка
Рабочая программа по Мир природы и человека для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе: специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под редакцией Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова - (Москва, "Просвещение", 2018 года).
Цель программы обучения:
углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи программы обучения:
уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
сформировать знания обучающихся о природе своего края;
сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе;
Основные направления коррекционной работы:
• развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
• развитие пространственной ориентации,
• развитие основных мыслительных операций, 3
• коррекция речи и мышления,
• коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,
• обогащение словаря,
• коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА) Живой мир
Минимальный уровень:
-узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
-иметь представления о назначении объектов изучения;
-относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);
-называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
-знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения; -знать основные правила личной гигиены;
-иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
-выполнять здания под контролем учителя, адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога;
-знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на приглашение (давать согласие или отказываться);
-владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.); 4
-владеть навыками самообслуживания (чистить одежду щеткой, хранить ее на вешалке, чистить кожаную обувь, мыть посуду после еды и т. п.);
-ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц, живущих около школы;
-составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
-адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. Достаточный уровень:
-узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
-иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире
-относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);
-знать отличительные существенные признаки групп объектов;
-знать правила гигиены органов чувств;
-знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
-проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми;
адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
-совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм;
-выполнять доступные природоохранительные действия;
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучающиеся должны уметь:
I уровень
правильно называть изученные объекты и явления;
сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений; названия наиболее распространенных деревьев и кустарников своей местности;
сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц;
описывать их повадки и образ жизни, определять их значение в жизни человека;
соблюдать правила питания; знать о правилах приготовления пищи и хранения продуктов питания, профилактике пищевых отравлений;
соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;
определять по сезонным изменениям времена года, описывать егоосновные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека;
определять направления ветра.
II уровень
правильно называть изученные объекты и явления;
сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2-3 растения, наиболее распространенных в данной местности; рассказывать об их использовании человеком; различать ягоды, орехи, грибы;
различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, определять их значение в жизни человека;
бережно относиться к природе и людям;
соблюдать правила использования в пище грибов и ягод;
соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;
соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;
соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека.
Содержание образовательной программы.
Сезонные изменения:
Цель: формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины - деятельности Солнца, определять следствия - признаки времён года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе.
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времён года. Чередование времён года, закрепление знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года.
Дикие и домашние животные в разное время года.
Труд людей города и села в разное время года завершается формирование понятий о сезонных изменениях в природе зимой, весной, летом, осенью. Фиксируется представление о Солнце как источнике света и тепла на планете, в связи с деятельностью Солнца устанавливаются все признаки того или иного времени года. Картина дополняется сопровождающими времена года природными явлениями. Расширяется круг знакомых растений и животных, учитель может дополнить его изучением характерных для данной местности представителей флоры и фауны. Устанавливается взаимосвязь природных изменений и изменений в жизни растений, животных, деятельности человека.
Неживая природа:
Цель: знакомство учащихся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человека. Формирование элементарных представлений о свойствах элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя. Формирование первичных представлений о формах поверхности земли.
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений.
Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.
Формы поверхности 3емли: равнины, низменности, холмы, горы.
Для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т. д.). Дети должны видеть, осязать. Если возможно, желательно провести простейшие опыты: показать, как вода проникает через песок, глину, и сравнить результаты наблюдений, посмотреть, как сыплется песок, ощутить вязкость глины.
Исходя из свойств элементов почвы, можно предположить, как растения будут расти в той или иной почве. Способы обработки земли возможно закрепить во время работы на пришкольном участке. Даже городские школы имеют хотя бы маленький участок, где можно создать экспериментальную грядку. Важно, чтобы учащиеся проделали работу сами. Формы поверхности земли также можно смоделировать на участке или в песочнице.
Живая природа:
Растения
Цель: закрепление представлений о жизни растений. Расширить представления о растениях, выделяя такие группы растений, как культурные и дикорастущие, лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. Познакомить учащихся со строением, жизнью, выращиванием и значением для человека растений поля.
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространённых). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овёс и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метёлка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Организуя сравнение растений сада, леса, огорода, по мере возможности обратить внимание на их сходство и различия, показать роль человека в окультуривании растений, выведении новых полезных сортов растений. При изучении особенностей ухода за цветами, растениями поля актуализировать знания, полученные при изучении почвы и способов её обработки, закрепляя таким образом полученные ранее знания. В ходе изучения растений поля сконцентрировать внимание на значении этих растений для человека, а также на связи жизни этих растений с сезонными изменениями в природе.
Животные
Цель: показать роль и значение домашних животных в жизни человека. Познакомить с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных. Познакомить учащихся с новой группой: водоплавающие птицы (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания.
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних, животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека.
Насекомые-вредители.
При изучении домашних животных отметить работу человека по созданию новых пород животных, показать, как человек использует свои знания о природе, особенностях животных в организации ухода и разведения того или иного животного. Сравнение диких и домашних птиц позволит учителю показать взаимосвязь дикой природы и деятельности человека. При изучении насекомых учителю необходимо обратить внимание на те виды, которые наиболее распространены в их местности и знакомы детям. На примере пчёл показать, как знания человека о природе, о жизни данных насекомых помогают ему использовать их для своей пользы.
Человек.
Цель: формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни. Показать взаимосвязь человека и окружающей природы. Рассказать о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека, её охране.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и её влияние на здоровье человека. 3абота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих, животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
При изучении мозга человека невозможно показать учащимся особенности его строения и работы, поэтому внимание следует направить на практические меры: предупреждение травм и организацию правильного распорядка дня с целью предупреждения перегрузок и усталости. Следует прямо связать состояние природы и здоровье человека. Показать важность этого направления деятельности людей. Обратить внимание на то, что сами дети могут сделать для сохранения чистоты природы.
IV. Повторение.
Учащиеся должны усвоить следующие представления:
О земле, её составе, свойствах, значении для жизни растений;
о растениях поля, сада, их строении, использовании человеком;
о домашних животных и птицах их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;
о насекомых, их роли в жизни природы;
о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для жизнедеятельности человека;
о взаимосвязях сезонных изменений в неживой и живой природе.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце учебного года в форме итогового теста. Отметки за итоговый тест учитываются в ходе итогового оценивания выпускника начальной школы.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Методическое обеспечение |
1 | Сезонные изменения в природе. Времена года. Осень. Растения осенью. | 1 | Иллюстрации. Интерактивная доска. Компьютер. Карточки. Дидактический материал. |
2 | Животные осенью. Труд людей осенью | 1 |
3 | Зима. Растения зимой. | 1 |
4 | Животные зимой. Труд людей. | 1 |
5 | Весна. Растения весной. | 1 |
6 | Животные весной. Труд людей весной. | 1 |
7 | Лето. | 1 | Интерактивная доска. Компьютер. Карточки. |
8 | Растения летом. | 1 | Иллюстрации. Интерактивная доска. Компьютер. Карточки. Дидактический материал. |
9 | Животные летом. | 1 |
10 | Труд людей летом. | 1 |
11 | Обобщение по разделу «Сезонные изменения в природе». Проверочная работа. | 1 |
12 | Неживая природа. Почва | 1 |
13 | Состав почвы. | 1 |
14 | Рельеф. | 1 |
15 | Для любознательных. | 1 |
16 | Обобщение по разделу «Неживая природа». Проверочная работа. | 1 |
17 | Живая природа. Огород. Сад. | 1 |
18 | Лес. | 1 | Иллюстрации. Интерактивная доска. Компьютер. Карточки. Дидактический материал. |
19 | Растения культурные и дикорастущие. | 1 |
20 | Лекарственные растения. | 1 |
21 | Парки. | 1 |
22 | Растения поля. | 1 |
23 | Тест «Растения». Домашние животные. | 1 |
24 | Птицы. | 1 | Интерактивная доска. Компьютер. Карточки. |
25 | Дикие птицы. | 1 | Иллюстрации. Интерактивная доска. Компьютер. Карточки. Дидактический материал. |
26 | Домашние птицы. | 1 |
27 | Насекомые. Пчёлы. | 1 |
28 | Обобщение по разделу «Живая природа». Проверочная работа. | 1 |
29 | Человек. Мозг человека. | 1 |
30 | Режим дня. Практическая работа. | 1 |
31 | Охрана природы. | 1 |
32 | Тест «Человек». Безопасное поведение. Правила поведения дома и в школе. | 1 |
33 | .Промежуточная аттестация. | 1 |
34 | Обобщающий урок. Дорога. Правила дорожного движения. Пешеходный переход | 1 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова «Живой мир», учебник 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2018 г.
2. Методические рекомендации. Живой мир. 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н. Б., Попова М. А.
3.Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Живой мир. 4 класс. Матвеевой Н.Б., Поповой М.А., Куртовой Т.О.
4. Мир вокруг нас. С.А. Кузнецов, М.: АСТ, 1999.
16