СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для кружка "Юный эколог"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для кружка "Юный эколог" 1-4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для кружка "Юный эколог"»

Департамент образования администрации Тульской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Центр образования №41 г.Тулы





Принята на заседании

Утверждаю:

педагогического совета

Директор МБОУ ЦО №41

От 2021 г.

Шульгина Г.В.

Протокол №

2021 г.





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа общеинтеллектуальной направленности

«Юный эколог»



Возраст обучающихся: 6, 6-11 лет

Срок реализации: 4 года

Авторы –составители: учителя начальных классов :

Антонова М.М.

Бровкина Е.Ю.,

Кузовкова В.Г.,

Прозукина Э.В.



г.Тула, 2021 г.

Учебный план 1 класса

п/п

Название раздела,

темы

Всего часов

Теория (часов)

Практика

(часов)

Формы аттестации/контроля


Введение






Что такое экология?





1.

Мой дом за окном

10

6

4


2.

Я и моё окружение

11

7

4


3.

Гигиена моего дома

12

8

4



Итого

33

21

12




Учебный план 2 класса

п/п

Название раздела,

темы

Всего часов

Теория (часов)

Практика

(часов)

Формы аттестации/контроля

1.

Вода – источник жизни .


11

7

4


2.

Солнце и свет в нашей жизни

10

7

3


3.

Воздух и здоровье

2

1

1


4.

Мой край

5

3

2


5.

Весенние работы

6

1

5



Итого

34

19

15






Учебный план 3 класса

п/п

Название раздела,

темы

Всего часов

Теория (часов)

Практика

(часов)

Формы аттестации/контроля

1.

Введение.

Тульская область на карте России

1




2.

Растительность Тульской области

17

6

11


3.

Насекомые нашей области

8

4

4


4.

Рыбы, обитающие в Тульской области

8

5

3



Итого

34

15

18














Учебный план 4 класса

п/п

Название раздела,

темы

Всего часов

Теория (часов)

Практика

(часов)

Формы аттестации/контроля

1.

Птицы Тульской области.

15

12

3


2.

Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области.

19

15

4



Итого

34

27

7
















Содержание учебного плана

1 класс (33 ч)

Введение

Что такое экология?

Теория: Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.

Практика: « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»

Раздел 1. Мой дом за окном (10ч)

Теория : Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте.

Практика: Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Уборка школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Изготовление кормушек. Изготовление маршрутных листов.

Раздел 2. Я и моё окружение (12 ч)

Теория: Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.

Моя семья. Происхождение слова  «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.

Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.

Практика: Создание уюта в классной и игровой ком­натах. Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе. Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение  обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе

Раздел 3. Гигиена моего дома. (10 ч.)

Теория: Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и газовой трубой. Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? История русского костюма. Моделирование и демонстрация одежды.

Практика: Экскурсия в школьную кухню .Знакомство с бытовыми приборами. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации. Уход за комнатными растениями. Изготовление одежды из природного материала.

2 класс (34 ч)

Раздел 1.     Вода – источник жизни (11 ч)

Теория: Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека?  Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Практика: Составление экознаков, памяток о бережном отношении к воде.

Раздел 2. Солнце и свет в нашей жизни (10 ч)

Теория: Солнце, Луна, звёзды – источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего места. Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла в русской избе.

Практика: Практическое занятие по размеще­нию комнат­ных растений с учетом по­требности те­пла и света.Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых ком­натных растений. Распределить обя­занности. Отчет о выполненной ра­боте. Наблюдение после произведён­ной работы.Разучивание зарядки для глаз. Составление правил просмотра телевизора.

Раздел 3. Воздух и здоровье (3 ч)Теория: Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.

Практика: Составление памяток. Разучивание комплекса дыхательной гимнастики. Мини- сочинение «Защити себя».

Раздел 4. Мой край (6 ч)

Теория: Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области.

Практика: Выявление особенностей жизни животных области, установление причин их исчезновения. Изучение Красной книги области. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов).

Раздел 5. Весенние работы (4 ч)

Теория: Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке.

Практика: Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдении за всходами. Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений.

3 класс (34ч)

Вводное занятие (1 ч)

Тульская область на карте России

Раздел 1. Растительный мир Тульской области (17 ч) 

Теория: Растительный мир (общее понятие). Характерные признаки растений. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения Тульской области. Лекарственные растения края, посёлка. Раннецветущие растения. Охрана растений. Красная книга Тульской области.

Практика: Определение характерных признаков растений. Распознавание комнатных растений по атласу-определителю. Сбор лекарственных растений края. Изучение Красной книги области. Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев». Работа с гербариями.

Раздел 2. Насекомые нашей области (8 ч)Теория: Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Насекомые нашей области. Красная книга области.

Практика: Определение видов, мест обитания насекомых. Составление экознаков.

Раздел 3. Рыбы, обитающие в нашей области (8 ч)

Теория: Рыбы, обитающие в реках и прудах области. Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Охрана рыбных хозяйств.

Практика: Освоение навыков работы по определению видов рыб. Составление памяток, экознаков. Составление цепи питания.4      класс (34 ч)

Раздел 1. Птицы Тульской области (15 ч)

Терия: Птицы. Птицы нашей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Охрана птиц. Красная книга.

Практика: Освоение навыков работы по определению видов птиц. Составление памяток, экознаков.

Раздел 2. Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области (19 ч)

Теория: Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории нашей области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Красная книга области.

Практика: Освоение навыков работы по определению видов животных, составление памяток по охране животных. Составление цепи питания.









































Календарный учебный график

1 класс



№ п/п

месяц

Чис

ло

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

09



Презента ция

1

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.

МБОУ ЦО №41

Беседа

2

09



Заочное путешест вие

1

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе.

МБОУ ЦО №41

Конкурс рисунков

3

09



Сюжетно-ролевая игра

1

Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности.

МБОУ ЦО №41

Беседа с игровыми элементами

4

09



Наблюде ние

1

Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания.

МБОУ ЦО №41

Отчет

5




Урок-наблюде

ние

1

Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор.

МБОУ ЦО №41

Беседа

6




Наблюде ние

1

Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой?

МБОУ ЦО №41

Выставка рисунков

7




Экскурсия

1

Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года.

МБОУ ЦО №41

Конкурс стихотворений

8




Экскурсия

1

Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев?

МБОУ ЦО №41

Конкурс рисунков

9




Заочное путешест вие

1

Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора.

МБОУ ЦО №41

Конкурс рисунков

10




Практическая работа

1

Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек.

МБОУ ЦО №41

Изготовление кормушек

11




Сюжетно-ролевая игра

1

Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.

МБОУ ЦО №41

Изготовление светофора

12




Сюжетно-ролевая игра

1

Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.

МБОУ ЦО №41

Кроссворд

13




Сюжетно-ролевая игра

1

Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства.

МБОУ ЦО №41

Конкурс рисунков «Моя семья»

14




Ролевые игры

1

Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

МБОУ ЦО №41

Рассказ о своей семье

15




Ролевые игры

1

Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.

МБОУ ЦО №41

Рассказ «Мои соседи»

16




Сюжетно-ролевая игра

1

Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате?

МБОУ ЦО №41

Конкурс загадок

17




Сюжетно-ролевая игра

1

Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе.

МБОУ ЦО №41

Рассказ «Мое любимое занятие»

18




Беседа с игровыми элементами

1

Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.

МБОУ ЦО №41

Конкурс стихотворений о дружбе, труде

19





1

Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса.

МБОУ ЦО №41

Конкурс рисунков

20




Практическая работа

1

Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями.

МБОУ ЦО №41

Конкурс загадок

21




Практическая работа

1

Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей ухода за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ.

МБОУ ЦО №41

Составление книжек-малышек о комнатных растениях

22




Практическая работа

1

Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе.

МБОУ ЦО №41

Отчет

23




Игра-путешествие

1

Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.

МБОУ ЦО №41

Конкурс рисунков

24




Социально-моделирующая игра

1

Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища.

МБОУ ЦО №41

Отчет

25




Социально-моделирующая игра

1

Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и газовой трубой.

МБОУ ЦО №41

Конкурсы

26




Социально-моделирующая игра

1

Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации.

МБОУ ЦО №41

Конкурс рисунков

27




Социально-моделирующая игра

1

Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка.

МБОУ ЦО №41

Устный опрос

28




Практическая работа

1

Дежурство. Уход за комнатными растениями.

МБОУ ЦО №41

Устный опрос

29




Презентация

1

Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход.

МБОУ ЦО №41

Конкурс «Самый стильный(ая).

30




Презентация

1

История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой.

МБОУ ЦО №41

Устный опрос

31




Практическая работа

1

Изготовление одежды из природного материала.

МБОУ ЦО №41

Выставка

32




Практическая работа

1

Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду?

МБОУ ЦО №41

Устный опрос

33




Презентация

1

История русского костюма. Моделирование и демонстрация одежды

МБОУ ЦО №41

Конкурс модельеров



Календарный учебный график

2 класс



№ п/п

Ме

сяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

09



Презентация

1

Вода в моём доме и в природе.

МБОУ ЦО №41

Беседа

2

09



Круглый стол

1

Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется.

МБОУ ЦО №41

Составление модели

3

09



Экскурсия

1

Куда удаляется вода.

МБОУ ЦО №41

Беседа

4

09



Дидактические игры

1

Сколько стоит вода? Почему её надо экономить?

МБОУ ЦО №41

Мини-сочинение

5

10



Игра-сказка

1

Как можно экономить воду?

МБОУ ЦО №41

Проект

6

10



Экскурсия

1

Как вода влияет на жизнь растений?

МБОУ ЦО №41

Беседа с игровыми элементами

7

10



Игра-путешествие

1

Как вода влияет на жизнь животного мира?

МБОУ ЦО №41

Тестирование

8

10



Презентация

1

Как животные заботятся о чистоте?

МБОУ ЦО №41

Выставка рисунков

9

11




Презентация

1

Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека? Как расходуется, как выделяется из организма?

МБОУ ЦО №41

Устный опрос

10

11



Деловые игры

1

Водные процедуры, закаливание водой.

МБОУ ЦО №41

Составление памятки

11

12



Сюжетно-ролевая игра

1

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

МБОУ ЦО №41

Мини-сочинение

12

12



Презентация

1

Солнце, Луна, звёзды – источники света.

МБОУ ЦО №41

Устный опрос

13

12



Презентация

1

Влияние тепла и света на комнатные растения.

МБОУ ЦО №41

Устный опрос

14

12



Наблюдение

1

Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений.

МБОУ ЦО №41

Кроссворд

15

12



Заочное путешествие

1

Как животные относятся к свету и теплу.

МБОУ ЦО №41

Викторина

16

01



Презентация

1

Роль света в жизни человека.

МБОУ ЦО №41

Проект

17

01



Наблюдение

1

Освещённость рабочего места

МБОУ ЦО №41

Конкурс рисунков

18

02



Презентация

1

Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз.

МБОУ ЦО №41

Составление памятки

19

02



Презентация

1

Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла.

МБОУ ЦО №41

Устный опрос

20

02



Игра-сказка

1

Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра.

МБОУ ЦО №41

Составление памятки

21

02



Презентация

1

Источники света и тепла в русской избе.

МБОУ ЦО №41

Конкурс рисунков

22

03



Круглый стол

1

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым?

МБОУ ЦО №41

экопроект

23

03



Круглый стол

1

Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма.

МБОУ ЦО №41

Тестирование

24

03



Презентация

1

Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.

МБОУ ЦО №41

Составление памятки

25

04



Игра-путешествие

1

Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области.

МБОУ ЦО №41

Конкурс загадок

26

04



Презентация

1

Основные экогруппы растений.

МБОУ ЦО №41

экопроект

27

04



Заочное путешествие

1

Особенности жизни животных области.

МБОУ ЦО №41

Кроссворд

28

04



Игра-путешествие

1

Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края.

МБОУ ЦО №41

Викторина

29




Презентация

1

Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком

МБОУ ЦО №41

Беседа

30




Круглый стол

1

Красная книга области.

МБОУ ЦО №41

Выставка рисунков

31

05



Практическая работа

1

Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке.

МБОУ ЦО №41

Устный опрос

32

05



Практическая работа

1

Разбивка грядок.

МБОУ ЦО №41

Беседа

33

05



Практическая работа

1

Посадка растений.

МБОУ ЦО №41

Тестирование

34

05



Наблюдение

1

Уход и наблюдении за всходами.

МБОУ ЦО №41

Конкурс











Календарный учебный график

3 класс

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Количество

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма

контроля

1.




беседа

1

Введение.

Тульская область на карте России.

МБОУ ЦО №41

наблюдение

2




викторина

1

Травы, кустарники, деревья.

МБОУ ЦО №41

Фронтальный опрос

3




соревнование

1

Травы, кустарники, деревья.

МБОУ ЦО №41

Самостоятельная работа

4




экскурсия

1

Экскурсия «Где растут деревья».

МБОУ ЦО №41

Устный опрос

5




прогулка

1

Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария.

МБОУ ЦО №41

Домашнее задание

6




прогулка

1

Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария.

МБОУ ЦО №41

выставка

7




Беседа с игровыми элементами

1

Кустарники. Их роль в жизни человека.

МБОУ ЦО №41

беседа

8




конкурс

1

Кустарники. Их роль в жизни человека.

МБОУ ЦО №41

Фото-диктант

9




Устный журнал

1

Зелёная аптека Тульского края. Сбор и оформление гербариев лекарственных трав посёлка

МБОУ ЦО №41

викторина

10




прогулка

1

Зелёная аптека Тульского края. Сбор и оформление гербариев лекарственных трав посёлка

МБОУ ЦО №41

блицтурнир

11




Занятие-сюрприз

1

Зелёная аптека Тульского края. Сбор и оформление гербариев лекарственных трав посёлка

МБОУ ЦО №41

выставка

12




беседа

1

Растения – сорняки и вредители здоровья человека.

МБОУ ЦО №41

Устный опрос

13





1

Комнатные растения. Разведение и уход за ними.

МБОУ ЦО №41

Выставка

14




викторина

1

Викторина «Зелёный мир вокруг нас».

МБОУ ЦО №41

викторина

15




Состязания

1

Защита проектов «Редкие растения края».

МБОУ ЦО №41

Защита проектов

16




Состязания

1

Защита проектов «Редкие растения края».

МБОУ ЦО №41

Защита проектов

17




Заочная экскурсия

1

Заповедники и заказники Тульской области. Создание экознаков.

МБОУ ЦО №41

Устный опрос

18




репортаж

1

Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга области.

МБОУ ЦО №41

Самостоятельная работа

19




Занятие-сюрприз

1

«Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых).

МБОУ ЦО №41

Фото-диктант

20




Устный журнал

1

Насекомые – вредители.

МБОУ ЦО №41

Самостоятельная работа

21




Игра -имитация

1

Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми.

МБОУ ЦО №41

Устный опрос

22




викторина

1

Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми.

МБОУ ЦО №41

тестирование

23




экскурсия

1

Насекомые области. Экскурсия в краеведческий музей.

Тульский краеведческий музей

экскурсия

24




экскурсия

1

Насекомые области. Экскурсия в краеведческий музей.

Тульский краеведческий музей

экскурсия

25




беседа

1

Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков.

МБОУ ЦО №41

выставка

26




Игра-викторина

1

«Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых»).

МБОУ ЦО №41

викторина

27




сказка

1

Промысловые рыбы. Рациональное их использование.

МБОУ ЦО №41

презентация

28




Игра-путешествие

1

Рыбы, обитающие в реках Тульской области.

МБОУ ЦО №41

ребус

29




викторина

1

Прудовые хозяйства Тульской области.

МБОУ ЦО №41

Домашнее задание

30




Занятие-сюрприз

1

Аквариумные рыбы.

МБОУ ЦО №41

презентация

31




Устный журнал

1

Охрана рыбных богатств. Красная книга области.

МБОУ ЦО №41

тестирование

32




Конкурс-игра

1

Конкурс-игра «Золотая рыбка».

МБОУ ЦО №41

игра

33




Презентация

1

Защита экологических  проектов.

МБОУ ЦО №41

Защита проектов

34




Презентация

1

Защита экологических  проектов.

МБОУ ЦО №41

Защита проектов



Календарный учебный график

4 класс

п/п

Месяц

Число

Время

Проведения

занятия

Форма

занятия

Коли

чество

часов

Тема занятия

Место проведения

Форма

контроля

1




беседа

1

Воробей – самая распространённая птица на Земле.

МБОУ ЦО №41

Самостоятельная работа

2




конкурс

1

Ворона – «интеллектуальная» птица.

МБОУ ЦО №41

наблюдение

3




игра

1

Ворон – красивая и умная птица.

МБОУ ЦО №41

соревнования

4




Сюжетно-ролевая игра

1

Сорока-белобока – «лесная сплетница».

МБОУ ЦО №41

Устный опрос

5




Сказка

1

«Лесной доктор» - дятел.

МБОУ ЦО №41

выставка

6




Беседа с игровыми элементами

1

Галка – городская птица

МБОУ ЦО №41

Самостоятельная работа

7




Беседа

1

Загадочная птица – кукушка

МБОУ ЦО №41

ребус

8




Сказка

1

«Пернатая кошка» - сова

МБОУ ЦО №41

Фото-диктант

9




викторина

1

Любимая птица – снегирь

МБОУ ЦО №41

викторина

10




прогулка

1

«Сестрички-синички» - самые полезные птички России

МБОУ ЦО №41

Устный опрос

11




Заочная экскурсия

1

Наш добрый сосед – скворец

МБОУ ЦО №41

тестирование

12




беседа

1

Изготовление скворечников, кормушек

МБОУ ЦО №41

Самостоятельная работа

13




состязания

1

Красная книга области. Заповедники, заказники. Создание экознаков.

МБОУ ЦО №41

Самостоятельная работа

14




презентация

1

Защита экологических проектов

МБОУ ЦО №41

Защита проектов

15




презентация

1

Защита экологических проектов

МБОУ ЦО №41

Защита проектов

16




беседа

1

Заяц – «Длинное ухо»

МБОУ ЦО №41

Самостоятельная работа

17




Сказка

1

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

МБОУ ЦО №41

наблюдение

18




презентация

1

Серый хищник – волк

МБОУ ЦО №41

выставка

19




конкурс

1

Хозяин леса – медведь

МБОУ ЦО №41

Устный опрос

20




состязание

1

Любознательный зверёк – белка

МБОУ ЦО №41

Фото-диктант

21




турнир

1

Лесной красавец – лось

МБОУ ЦО №41

Самостоятельная работа

22




Устный журнал

1

Сердитый недотрога – ёж

МБОУ ЦО №41

Домашнее задание

23




беседа

1

Всеядное животное – барсук

МБОУ ЦО №41

наблюдение

24




Заочная экскурсия

1

Бобр – строитель

МБОУ ЦО №41

ребус

25




Игра-путешествие

1

Запасливый бурундук

МБОУ ЦО №41

Самостоятельная работа

26




Беседа с игровыми элементами

1

Кабан – родственник свиньи

МБОУ ЦО №41

Устный опрос

27




турнир

1

Мышь – царица полей.

МБОУ ЦО №41

викторина

28




беседа

1

Косуля - самый маленький европейский олень

МБОУ ЦО №41

Фото-диктант

29




Заочное путешествие

1

Красная книга области. Заповедники и заказники Тульской области. Создание экознаков.

МБОУ ЦО №41

выставка

30




Экскурсия

1

Экскурсия в краеведческий музей

Тульский краеведческий музей

Экскурсия

31




Экскурсия

1

Экскурсия в краеведческий музей

Тульский краеведческий музей

Экскурсия

32




Презентация

1

Защита экологических проектов

МБОУ ЦО №41

Защита проектов

33




Презентация

1

Защита экологических проектов

МБОУ ЦО №41

Защита проектов

34




КВН

1

Подведение итогов

МБОУ ЦО №41

ребус



























Пояснительная записка

При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с

Рабочая программа кружка в 1-4 классах “Юный эколог”  составлена  в соответствии с ФГОС НОО и формирует у ребёнка основы экологического воспитания, понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.

В целях реализации данной программы работа по направлениям:

- гражданско-патриотическое;

- научно-познавательное;

- проектное;

- спортивно-оздоровительное;

- социальное;

- художественно-эстетическое.

Цель и задачи курса «Юный эколог»

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Задачи:1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Особенности программы.

Программа «Юный эколог», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Представленная целостная программа разработана для уча­щихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения -«Экология моего дома» . (33 часа):

2-й год обучен и я – «Знакомые незнакомцы» (34 часа)

3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь расте­ний и животных» (34часа)

4-й год обучения - «Птицы и животные Тульской области» (34 часа).

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

1.Предметные результаты:

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

2.Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.

3.Метапредметные результаты:

  • Регулятивные:

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

  • Познавательные:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

  • Коммуникативные:

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.

Ожидаемые результаты к концу 1-го класса

Предметные: интерес к познанию мира природы, потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; осознание места и роли человека в биосфере; преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные: принятие обучающимися правил здорового образа жизни; развитие морально-этического сознания; получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные: овладение начальными формами исследовательской деятельности; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; опыт социальной и межкультурной коммуникации; формирование коммуникативных навыков.

Обучающиеся должны знать:

  • Первоначальные представления об экологии.

  • Простейшие экологические связи.

  • Сезонные изменения в природе.

  • Многообразие птиц и значение их в жизни человека.

  • Роль семьи в жизни человека.

Обучающиеся должны уметь:

  • Наблюдать, различать и сравнивать явления в живой и неживой природе.

  • Узнавать комнатные растения в классной комнате.

  • Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными

  • Изготавливать простейшие кормушки для птиц.

  • Выполнять правила экологически сообразного поведения в природе.

Результаты обучения к концу 2-го класса:

Личностные: оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»; интерес к познанию мира природы; потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Метапредметные: отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; оформлять свою мысль в устной речи;

Предметные: знать что такое «Экология», ее задачи и принципы; осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального; наиболее типичных представителей животного мира России, какую пользу приносят представители животного мира; некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных; планета Земля — наш большой дом; Солнце — источник жизни на Земле; неживое и живое в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

  • ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие).

Результаты обучения к концу 3-го класса:

Личностные: оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»; развитие морально- этического сознания.

Метапредметные: отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; оформлять свою мысль в устной речи;

овладение начальными формами исследовательской деятельности.

Предметные: знать что такое «Экология», ее задачи и принципы; основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры); влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

самоценность любого организма; значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.); организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними; человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой; условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; различия съедобных и несъедобных грибов; позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; способы сохранения окружающей природы; что такое наблюдение и опыт.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять экологические модели, трофические цепи;

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

Результаты обучения к концу 4-го класса:

Личностные: оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»; развитие морально- этического сознания.

Метапредметные: отличать новое от уже известного с помощью учителя; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; оформлять свою мысль в устной речи;

овладение начальными формами исследовательской деятельности.

Предметные: знать что такое «Экология», ее задачи и принципы; основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры); влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

самоценность любого организма; значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.); организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними; человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой; условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; различия съедобных и несъедобных грибов; позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; способы сохранения окружающей природы; что такое наблюдение и опыт.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять экологические модели, трофические цепи;

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • заботиться о здоровом образе жизни;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе(конкретные примеры);

  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.



Оборудование и кадровое обеспечение программы

  • набор рабочих инструментов для практических занятий;

  • микроскоп, лупа;

  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор