«___»_______________20____г.
Рабочая программа дополнительного образования
Кружок «Информатика»
2011 г.
Содержание
1.Пояснительная записка 3
2.Содержание тем учебного курса 3-5
3.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной
программе 5-7
4.Перечень учебно – методического обеспечения 7
5.Список литературы 7
6.Учебно – тематический план 8-10
7. Календарно – тематический план 11-12
Пояснительная записка
Современному школьнику необходимо умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. В школе над развитием таких умений занимаются на уроках информатики.
В возрасте 11-12 лет ребёнок как правило увлекается рисованием и поэтому освоение приемов работы с графическим редактором Paint дается ему легко и просто. Обучающиеся шестого класса уже должны уметь формулировать свои мысли, высказывать их в этом им помогут текстовые редакторы. К обучающимся седьмого класса предъявляются более высокие требования. Они должны уметь готовить доклады, участвовать в конференциях, грамотно оформлять свои работы и уметь кратко излагать свои мысли.
Исходя из выше сказанного выбрана следующая структура кружка, которая состоит из трех разделов:
«Основы компьютерной графики» (34 часа).
«Изучаем текстовые редакторы» (34 часа).
«Создаем презентацию в среде PowerPoint» (34 часа).
Программа кружка предусматривает проведение занятий в виде традиционных уроков, практических занятий, обучающих уроков, интегрированных уроков и др.
Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе – создание проектов – как подведение итогов.
Обязательным условием допуска ученика к выполнению итогового проекта является прохождение контрольных тестов по каждому разделу.
Программа кружка «Мы информатики» общим объёмом 102 часа изучается в течение 3 лет (для учащихся 5-7 классов).
Содержание тем учебного курса.
«Основы компьютерной графики»
(34 часа – 1 час в неделю)
Тема 1. Обучение работе на компьютере.
Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером. Назначение объектов компьютерного рабочего стола. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.
Тема 2. Освоение среды графического редактора Paint.
Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.
Тема 3. Редактирование рисунков.
Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагментов рисунка. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком.
Тема 4. Точные построения графических объектов.
Геометрические инструменты. Использование клавиши shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Редактирование графических объектов по пикселям. Понятие пиктограммы.
Тема 5. Преобразование рисунка.
Отражение и повороты. Наклоны. Сжатия и растяжения рисунка.
Тема 6. Конструирование из мозаики.
Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм – плоских и объёмных. Конструирование с помощью меню готовых форм.
«Создание презентаций в среде PowerPoint»
(34 часа – 1 час в неделю)
Тема 1. Назначение приложения PowerPoint. Типовые объекты презентации. Группы инструментов среды PowerPoint. Запуск и настройка приложения PowerPoint. Назначение панелей инструментов.
Тема 2. Базовая технология создания презентаций.
Выделение этапов создания презентаций. Создание анимации текста, настройка анимации рисунка, запуск и отладка презентации.
Тема 3. Создание презентации
Постановка задач на конкретном примере. Выделение объектов. Создание слайдов согласно сценарию. Работа с сортировщиком слайдов.
Тема 4. Компьютерный практикум.
Выполнение практических работ по изученному материалу. Выполнение творческого итогового проекта.
«Изучаем текстовые редакторы»
(34 часа – 1 час в неделю)
Тема 1. Общая характеристика текстового редактора.
История обработки текстовых документов. Назначение текстового редактора. Назначание Основного меню. Команды Основного меню текстового редактора. Технология ввода текста.
Тема 2. Текстовый редактор Блокнот.
Набор и редактирование текста. Вставка, удаление и замена символов. Вставка и удаление пустых строк. Действие с фрагментами текста: выделение, копирование, удаление, перемещение.
Тема 3. Текстовый редактор WordPad
Оформление абзаца и заголовка. Изменение размера и начертание шрифта. Метод выравнивания. Панель Форматирования. Форматирование абзацев. Ввод и загрузка текста. Нумерованные и маркированные списки.
Тема 4. Текстовый редактор Microsoft Word.
Объекты текстового документа и их параметры. Способы выделения объектов текстового документа. Форматирования текста. Оформление текста в виде таблицы и печать документа. Включение в текстовый документ графических объектов.
Тема 5. Компьютерный практикум
Выполнение практических работ по изученному материалу.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
В результате изучения первого раздела «Основы компьютерной графики»
Обучающиеся должны знать:
правила работы за компьютером;
назначение главного меню;
назначение и возможности графического редактора;
понятие фрагмента рисунка;
понятие файла;
точные способы построения геометрических фигур;
понятие пиксель и пиктограммы;
технологию конструирования из меню готовых форм.
Обучающиеся должны уметь:
работать с мышью;
выбирать пункты меню;
запускать программу и завершать работу с ней;
настраивать панель Инструменты графического редактора Paint;
создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;
выделять и перемещать фрагмент рисунка;
сохранять и открывать графические файлы;
использовать при построении геометрических фигур клавишу Shift;
редактировать графический объект по пикселям;
создавать меню типовых элементов мозаики;
создавать и конструировать разнообразные графические объекты средствами графического редактора.
В результате изучения второго раздела «Изучаем текстовые редакторы»
обучающиеся должны знать:
основные объекты текстовых документов и их параметры;
этапы создания и редактирования текстового документа;
этапы форматирования текста;
этапы копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена.
обучающиеся должны уметь:
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
работать с конкретным текстовым редактором;
уметь создавать текстовые документы с включением таблиц, рисунков.
В результате изучения третьего раздела «Создаём презентацию в среде PowerPoint:
обучающиеся должны знать:
назначение и функциональные возможности PowerPoint;
объекты и инструменты PowerPoint;
технологии настройки PowerPoint;
объекты, из которых состоит презентация;
этапы создания презентации;
технологию работы с каждым объектом презентации.
обучающиеся должны уметь:
создавать слайд;
изменять настройки слайда;
создавать анимацию текста, изображения;
представить творческий материал в виде презентации.
Перечень учебно – методического обеспечения
Операционная система Windows XP
Пакет офисных приложений MS Office
Лобзин Ю.А., Рожавский В.Г. «Графический дизайн», Москва, «Русское слово», 2008 г. + CD приложение.
Подосенина Т.А. «Искусство компьютерной графики для школьников», Санкт-Петербург, «БХВ-Петербург», 2004 г. + CD приложение.
Стрелкова Л.М. «Photoshop. Практикум», Москва, «Интеллект-Центр», 2006 г. + CD приложение.
Список литературы
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Дувонов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.. СПб.: БХВ-Петербург,2005-352с.:ил.
Учебно – тематический план
«Основы компьютерной графики» (34 часа)
1 год занятий
№ п/п | Наименование темы | Всего часов |
Раздел 1 | Обучение на компьютере | 4 |
1.1 | Информация. Информатика. Компьютер. | |
1.2 | Как устроен компьютер. | |
1.3 | Рабочий стол. Управление мышью. Запуск программ. | |
1.4 | Практическая работа. По теме: «Обучение работе на компьютере». | |
Раздел 2 | Освоение среды графического редактора Paint. | 6 |
2.1 | Назначение графического редактора Paint. Компьютерная графика. | |
2.2 | Инструменты рисования. Настройка инструментов. | |
2.3 | Панель Палитра. Изменение палитры. | |
2.4 | Свободное рисование. | |
2.5 | Редактирование компьютерного рисунка. | |
2.6 | Практическая работа по теме: «Освоение среды графического редактора Paint. | |
Раздел 3 | Редактирование рисунков. | 6 |
3.1 | Понятие фрагмента рисунка. | |
3.2 | Выделение, перенос, копирование. | |
3.3 | Понятие файла. Сохранение созданного рисунка. | |
3.4 | Открытие сохранённого рисунка. | |
3.5 | Сборка рисунка из деталей. | |
3.6 | Практическая работа по теме: «Редактирование рисунка». | |
Раздел 4 | Точные построения графических объектов | 8 |
4.1 | Геометрические инструменты. | |
4.2 | Инструменты рисования линий. Построение линий. | |
4.3 | Построение фигур. | |
4.4 | Что такое пиксель и пиктограмма. | |
4.5 | Изменение масштаба просмотра рисунков. | |
4.6 | Редактирование рисунков по пикселям. | |
4.7 | Создание пиктограммы. | |
4.8 | Практическая работа по теме: «Точные построения графических объектов». | |
Раздел 5 | Преобразование рисунка | 4 |
5.1 | Выполнение команд наклона, отражения и поворота. | |
5.2 | Растяжение и сжатие. | |
5.3 | Исполнение надписи. | |
5.4 | Практическая работа по теме: « Преобразование рисунка». | |
Раздел 6 | Конструирование из мозаики | 6 |
6.1 | Меню готовых форм. | |
6.2 | Конструирование из кубиков. | |
6.3 | Композиция из кубиков. | |
6.4 | Практическая работа по теме: «Конструирование из мозаики». | |
6.5 | Обобщающее занятие. | |
6.6 | Итого: | 34 |
| | |
Учебно – тематический план
«Создание презентаций с среде PowerPoint» (34 часа)
2 год обучения
№ п/п | Наименование темы | Всего часов |
Раздел 1 | Назначение приложения PowerPoint | 5 |
1.1 | Возможности и область использования приложения PowerPoint. | |
1.2 | Объекты презентации. | |
1.3 | Группы инструментов среды PowerPoint. | |
1.4 | Запуск и настройка приложения PowerPoint. | |
1.5 | Назначение панели инструментов. | |
Раздел 2 | Базовые технологии создания презентации | 10 |
2.1 | Выделение этапов создания презентации. | |
2.2 | Создание фона. | |
2.3 | Создание рисунка. | |
2.4 | Вставка рисунков в презентацию. | |
2.5 | Создание анимации текста. | |
2.6 | Создание анимации рисунка. | |
2.7 | Создание анимации рисунка. | |
2.8 | Запуск и отладка презентации. | |
2.9 | Создание презентации «Часы» | |
2.10 | Создание презентации «Часы» | |
Раздел 3 | Создание презентации, состоящей из нескольких слайдов | 10 |
3.1 | Выделение объектов. | |
3.2 | Создание нескольких слайдов согласно сценарию. | |
3.3 | Работа с сортировщиком слайдов. | |
3.4 | Создание презентации «Времена года». | |
3.5 | Создание презентации «Времена года». | |
3.6 | Создание презентации «Скакалочка». | |
3.7 | Создание презентации «Скакалочка». | |
3.8 | Создание презентации на свободную тему. | |
3.9 | Создание презентации на свободную тему. | |
3.10 | Создание презентации на свободную тему. | |
Раздел 4 | Компьютерный практикум | 9 |
4.1 | Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» | |
4.2 | Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» | |
4.3 | Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» | |
4.4 | Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» | |
4.5 | Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» | |
4.6 | Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» | |
4.7 | Защита проектов. | |
4.8 | Защита проектов. | |
4.9 | Обобщающее занятие. | |
| Итого: | 34 |
Учебно – тематический план
«Изучаем текстовые редакторы» (34 часа)
3 год обучения.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов |
Раздел 1 | Общая характеристика текстового редактора | 3 |
1.1 | История обработки текстовых документов. | |
1.2 | Характеристики текстовых документов. | |
1.3 | Объекты текстового документа и их параметры. | |
Раздел 2 | Текстовый редактор Блокнот | 6 |
2.1 | Ввод текста в редакторе Блокнот. | |
2.2 | Редактирование текста. | |
2.3 | Что скрывается в строке меню. | |
2.4 | Действия с фрагментами текста. | |
2.5 | Сохранение данных на компьютере. | |
2.6 | Практическая работа по теме: «Текстовый редактор Блокнот» | |
Раздел 3 | Текстовый редактор WordPad | 7 |
3.1 | Оформление абзаца и заголовка. | |
3.2 | Изменение размера и начертание шрифта. Метод выравнивания. | |
3.3 | Панель форматирования Форматирование абзаца. | |
3.4 | Ввод и загрузка текста. | |
3.5 | Нумерованные и маркированные списки. | |
3.6 | Работа с клавиатурным тренажёром. | |
3.7 | Практическая работа по теме: «Текстовый редактор WordPad» | |
Раздел 4 | Текстовый редактор Microsoft Word | 10 |
4.1 | Знакомимся с текстовым процессором Microsoft Word. | |
4.2 | Способы выделения объектов текстового документа. | |
4.3 | Создание и редактирование текстового документа. | |
4.4 | Форматирование текста. | |
4.5 | Оформление текста в виде таблицы. | |
4.6 | Печать документа. | |
4.7 | Вставка в текст рисунка. | |
4.8 | Оформление художественных заголовков. | |
4.9 | Практическая работа по теме: «Текстовый редактор Microsoft Word . | |
4.10 | Итоговое тестирование. | |
Раздел 5 | Компьютерный практикум | 8 |
5.1 | Редактируем и форматируем текст. Создаём надписи. | |
5.2 | Размещаем текст и графику в таблицы. | |
5.3 | Создание поздравительных открыток. | |
5.4 | Создание поздравительных открыток. | |
5.5 | Творческая работа «Чему я научился». | |
5.6 | Творческая работа «Чему я научился». | |
5.7 | Творческая работа «Чему я научился». | |
5.8 | Обобщающее занятие. | |
| Итого: | 34 |
Календарно – тематический план
(2011-2012 учебный год)
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Дата проведения |
План | Факт |
Раздел 1 | Назначение приложения PowerPoint | 5 | | |
1.1 | Возможности и область использования приложения PowerPoint. | | | 05.09 |
1.2 | Объекты презентации. | | | 12.09 |
1.3 | Группы инструментов среды PowerPoint. | | | 19.09 |
1.4 | Запуск и настройка приложения PowerPoint. | | | 26.09 |
1.5 | Назначение панели инструментов. | | | 03.10 |
Раздел 2 | Базовые технологии создания презентации | 10 | | |
2.1 | Выделение этапов создания презентации. | | | 10.10 |
2.2 | Создание фона. | | | 17.10 |
2.3 | Создание рисунка. | | | 24.10 |
2.4 | Вставка рисунков в презентацию. | | | 07.11 |
2.5 | Создание анимации текста. | | | 14.11 |
2.6 | Создание анимации рисунка. | | | 21.11 |
2.7 | Создание анимации рисунка. | | | 30.11 |
2.8 | Запуск и отладка презентации. | | | 05.12 |
2.9 | Создание презентации «Часы» | | | 12.12 |
2.10 | Создание презентации «Часы» | | | 19.12 |
Раздел 3 | Создание презентации, состоящей из нескольких слайдов | 10 | | |
3.1 | Выделение объектов. | | | 26.12 |
3.2 | Создание нескольких слайдов согласно сценарию. | | | |
3.3 | Работа с сортировщиком слайдов. | | | |
3.4 | Создание презентации «Времена года». | | | |
3.5 | Создание презентации «Времена года». | | | |
3.6 | Создание презентации «Скакалочка». | | | |
3.7 | Создание презентации «Скакалочка». | | | |
3.8 | Создание презентации на свободную тему. | | | |
3.9 | Создание презентации на свободную тему. | | | |
3.10 | Создание презентации на свободную тему. | | | |
Раздел 4 | Компьютерный практикум | 9 | | |
4.1 | Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» | | | |
4.2 | Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» | | | |
4.3 | Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» | | | |
4.4 | Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» | | | |
4.5 | Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» | | | |
4.6 | Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» | | | |
4.7 | Защита проектов. | | | |
4.8 | Защита проектов. | | | |
4.9 | Обобщающее занятие. | | | |
| Итого: | 34 | | |