СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ» 8 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  «ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ» 8 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха

"Средняя общеобразовательная школа № 12"


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №12»

Старикова И.В. _______________

«__»_________________2018г.








Рабочая программа

«ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ»


8 «К» класс

(базовый уровень)








Подготовил:

Егоров И.А.


















2018-2019 уч. год.


Учебно-методическое пояснение

учителя МБОУ СОШ №12 Егорова И.А.

к разработке Рабочей программы по предмету

«ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ»

на 2018-2019 учебный год.


В пункте 2.7 статьи 32 "Компетенции и ответственность образовательного учреждения" Закона РФ "Об образовании" сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится "разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин".

Основными документами, содержащими требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, являются:

  • государственный образовательный стандарт (федеральный и национально-региональный компонент),

  • базисный учебный план школ РФ, который содержит:

  • распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям,

  • по каждой учебной дисциплине базисного учебного плана разрабатываются типовые (примерные) учебные программы,

  • на основе этих документов образовательное учреждение составляет свою образовательную программу, учебный план, каждый учитель, опираясь на вышеперечисленные источники, на основе типовой учебной программы составляет рабочую программу.

Рабочая программа является локальным (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом образовательного учреждения. Она показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ГОСа.

Рабочая программа - это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех учителей, работающих в данной школе и обязательной для административного контроля за полнотой и качеством ее реализации.












Пояснительная записка.


Программа курса «Духовное краеведение Подмосковья в образовательных учреждениях»


СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ

«ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ»

АВТОР: Л.Л. ШЕВЧЕНКО


Рабочая программа составлена на основе программы «Духовное краеведение Подмосковья» и «Православная культура» автора, Директора Духовно-просветительского

культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия МГОУ д.п.н., проф. Шевченко Л.Л для 8-ого класса. На изучение отводиться 1 час в неделю, 34 часа в год.


Задачи изучения предмета.


Актуальность изучения предмета «Духовное краеведение Подмосковья» (История христианской православной культуры) обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе полного среднего образования. В современной России во всех слоях общества растет интерес к ее культурно- историческому наследию. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.


В настоящее время в разных регионах России сформированы условия для изучения истории христианской православной культуры в системе государственного образования. Формы и способы их реализации определяются законодательством РФ об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений: принципами государственной политики в сфере образования и требованиями к содержанию образования (Закон РФ «Об образовании» ст. 2, 14, 14.5).


В процессе обучения предмету «духовное краеведение» ставятся следующие задачи:

- дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;

-дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;

- способствовать решению задач нравственного воспитания школьников: -формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному,

уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.


Основные понятия предмета.


«Духовное краеведение Подмосковья» изучает историю христианской православной культуры на землях Московского края, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозного искусства. Духовным краеведение названо потому, что объектом

его изучения является не экономическое и политическое развитие Отечества, но история его духовной культуры. На территории Подмосковья всегда в добрососедстве проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Христианская православная религия традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного сознания и среды обитания людей, в которой сохранялись самые главные этические нормы и ценности жизни, представленные, в том числе, в творческих формах жизнедеятельности человека. Словари указанное содержание определяют термином «культура». Христианская культура называла среди самых главных ценностей жизни христиан — веру в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству . Культурологическое содержание предмета «духовное краеведение Подмосковья» позволяет раскрыть школьникам смысл понятий «духовность», «культура», «культурный человек», «историческая память» , «религиозная культура», «ответственность», «свобода», «творчество», которые рассматриваются в контексте русской культуры и истории.


Тематические образовательные блоки предмета :


Отбор содержания предмета «Духовное краеведение Подмосковья» был произведен на основе «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», представленному Министерством образования Российской Федерации /М., 2002/. С учетом специфики регионального компонента были определены семь образовательных линий содержания:

1 .Религиозное мировоззрение. (Историко-культурное содержание Библии . Основы религиозно- философской мысли.)

2. Нравственно-этическая культура христианства.

3.История религиозной культурной традиции России (образ жизни).

  1. Письменные источники христианской православной культуры.

  2. Религиозное искусство. 6.Традиционные религии мира.


Региональный компонент образования (объекты христианской православной культуры на землях Подмосковья).

Базовыми параметрами для определения содержания является специфика предмета «Духовное краеведение Подмосковья», относящегося к новой предметной области «Религиозная культура», структура общего образования (наличие образовательных ступеней), а также ценностные ориентации школьников с учетом возрастных особенностей.

Место учебного предмета «Духовное краеведение Подмосковья» в базисном учебном образовательном плане. Предмет «Духовное краеведение Подмосковья» изучается на ступени основного общего образования в качестве компонента образовательного учреждения в 8 классе в общем объеме 34 часа, 1 час в неделю.

Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Однако понимание этой культуры невозможно без знания того, что являлось ее смысловым и ценностным источником и содержанием. Культура России является видимым отражением духовной жизни ее народа. Стержнем этой духовности на протяжении десяти веков являлось православное христианство. Именно оно всегда играло ведущую роль в истории русской культуры и государственности. Христианство учило людей уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию. Содержание учебного пособия «Духовное краеведение» дает определение человека культурного как знающего и с уважением относящегося к культуре своего Отечества и проявляющего уважительное отношение к культуре других народов. Широкое содержание предмета позволяет школьникам узнать о системе нравственных ценностей, размышлять над самыми важными проблемами жизни человека: о

благочестии, любви к Родине, ответственности. Предмет позволяет дать школьникам знания о православной культуре на землях Московского края и о центрах духовной культуры — русских монастырях, о произведениях религиозного искусства (иконе, живописи на религиозные темы, поэзии, музыке, памятниках церковного зодчества), о понимании христианами смысла жизни, о воплощении христианского благочестия в традициях жизни народа.

Преподавание предмета позволяет расширить информационное поле учебного знания и ввести в содержание школьного образования материалы, раскрывающие духовную основу русской истории. Маршруты духовного краеведения показывают школьникам примеры святых и героев отечественной истории как образцы нравственного поведения. В историко-культурном контексте школьникам представлен нравственный идеал жизни человека — любовь к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения.

Восприятие феноменов христианской культуры, отражающих идеал святости, было доступно в дореволюционной России ребенку любой социальной среды. Жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и в школе. Предмет «Духовное краеведение» дает школьникам знания о духовной основе жизни известных людей России, воплотивших в своей жизни идеал святости, и деятелей русской культуры, христианское мировоззрение которых отражено в их творчестве.

Изучение истории христианской православной культуры на землях Подмосковья обеспечивает преемственность культурных традиций, связь поколений, сохраняет историческую память. Историческая память — это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества культуре, вере (религии), родословии семьи и их отражении в традициях и правилах жизни народа. Христианская православная культура раскрывается в творчестве многих* выдающихся деятелей русской культуры, живших в Подмосковье: например, поэтов А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Ф.И. Тютчева, ВА. Жуковского, писателей Ф.М.Достоевского, Н.В. Гоголя, ИС. Тургенева, Н.С. Лескова, композиторов М.И.Глинки, П.И. Чайковского, СИ. Танеева, художников И.И. Шишкина. И.И. Левитана, А.А. Иванова В.М. и A.M. Васнецовых и многих других. Многие православные христиане были прославлены и почитались на Руси как святые. Это иконописец преподобный Андрей Рублев, святые русские князья — страстотерпцы Борис и Глеб, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский и многие другие. Их жизнь была связана с историей Московского края.


Учебно-методический комплект

Шевченко, Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Учебное пособие под ред. Л.Н. Антоновой.-2-е изд. М, 2007. - 256 с.

Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие. 7 год обучения. Книга 1,2. -М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. 192 с.

Шевченко, Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Методическое пособие для учителя.-2-е изд. - М., 2007.-74с.

Шевченко, Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 6-7 годы 'учения. - М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. -112 с.

Шевченко, Л.Л. наглядное пособие «Иллюстрации» 7 год обучения. -М., 2008. Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (аудиокассета , CD- диск).

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА:


Раздел 1. О чем рассказывает православная культура? (16 час)

1.Введение в предмет. Основные понятия православного христианства.

Название предмета. Понятия: краеведение, духовность, духовное краеведение, историческая память, религия, религиозная культура. Когда возникла христианская религия. Определение «наша эра». Ее определение от Рождества Христова. Основные понятия православного христианства. Содержание православной религии. Содержание православной религии. Счастье жизни христиан. Основные положения христианства: догмат о Троице, о Боговоплощении . Примеры благочестивой веры святых. Лествица духовного восхождения человека к Богу.

Тема 1 Библия как источник религиозного знания и культуры. Ветхий Завет. Новый Завет. Изложение учения Иисуса Христа в Евангелиях. Евангелисты. Источники христианской духовной культуры. Отражение христианского мировоззрения в феноменах культуры. Христианская антропология — о природе человека. Положения христианской - : пологий в работах русских педагогов, мыслителей, поэтов. Отражение христианского учения о человеке в русском фольклоре. Духовная культура. Ее характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Определение понятия -духовное» в рамках религиозного мировоззрения. Этические нормы христианства. Определение добра и зла. Любовь к Родине. Отечество. Отчий дом. Великие русские святые.

Тема 2. Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры

Как создавалась Библия. Книги, входящие в состав Библии. Священное Писание как основная богослужебная книга. О Боге, о мире, о человеке. Понятия добра и зла в жизни людей. Первые правила данные в раю Адаму и Еве. Грехопадение. Как Бог спасал людей: десять заповедей. Чему Христос учил людей: заповеди Блаженства. Христос рассказывает о Царствии Небесном. Притча о зерне горчичном. Чудеса Спасителя, их смысл. Как человек мог возвратиться к Богу. Забота об украшении души добродетелями. Крестная жертва - Искупление человека. Воскресение Христово. Создание Церкви. Как люди узнали о христианстве.

Тема 3. Евангелие - о христианском понимании будущего людей и мира.
Страшный Суд. Ответственность человека. Четыре основные темы Священной истории
Ветхого и Нового Завета: сотворение мира; Рождество Христово (Боговоплощение);
Крестная жертва; Воскресение Христово и создание Церкви.

Тема 4. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе, храмовом зодчестве, христианских праздниках.

Тема 5. Язык христианской православной культуры.

Какие виды искусства объединяет в себе православная культура? Церковный характер искусства древней Руси. Взаимосвязанность разных видов христианского искусства. Спасение человека Богом — основное содержание православной культуры. Творец и Его творения. Как христианская культура объясняет возможность творчества? Креационная теория сотворения мира. Ее представители — ученые, писатели, поэты, композиторы, художники, два корня христианской православной культуры. Святая Земля. Евангелия рассказывают о событиях, произошедших на Святой Земле. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Византийская христианская культура и православная культура Руси. Символы христианской православной культуры -крест, голубь, рыба, нимб и др. В чем заключается смысл красоты православного искусства.

Тема 6. Древнерусский монастырь — центр христианской православной культуры. Как была устроена жизнь древних монастырей? Лавры, скиты. Духовный руководитель - авва (отец). Духовное родство святых. Братья во Христе. Почему монашество называют ангельским чином? Монашеские обеты послушания, нестяжания, целомудрия. Примеры христианских добродетелей в жизни святых подвижников. Священное Писание о добродетелях, о воздаянии Божием к праведным и грешникам, о преподобных.

Тема 7. История русского монашества. Пути к добродетельной жизни. Монашеский путь. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры. Святые Антоний и Феодосии Печерские, святой воин — богатырь Илья Муромец, преподобный Нестор Летописец. Скульптурное просвещение христианской Руси. Как возводились русские монастыри? Красота рукотворная и нерукотворная. Красота внешняя и внутренняя. В чем заключается красота православного монастыря? Название монастыря.

Тема 8. Монастыри Подмосковья и имена святых, с ними связанные. Великие подвижники. Монашество. Пути к спасению. Великие подвижники пустыни преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский. Смысл монашества. Подвиги духовные. Их смысл - спасение души. Разные пути к спасению. Монашество - путь совершенных. Основоположник монашества - Антоний Велики. Житие. О чем святой размышлял с детских лет?

Лужецкий Можайский монастырь и преподобный Ферапонт Белозерский.

Te.ua 9. Русские поэты разных веков размышляют о смысле красоты и ее отражении в объектах православной культуры: К. Бальмонт, Н. Рубцов, Ф. Соллогуб. Подмосковная усадьба Лукино Ф. Соллогуба. Ее история и обычаи христианского благочестия, о которых она рассказывает. Отражение христианского мировоззрения в творчестве Ф. Соллогуба. А.С. Пушкин о значении монастырской культуры для русской истории и просвещения.

Тема 10. Православный храм в жизни христиан. Для чего построен и как устроен православный храм. Храм - дом посвященный Богу. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Словарик зодчего: основные части храма; священнослужителя и их одежда (облачения); богослужебные предметы. Символический смысл храма. Богослужение. Таинства Церкви. Как было установлено таинство Причащения. Тайная Вечеря. Иконостас, четверик, алтарь, Престол. Горнее место.

Тема 11. История создания храмов. Их архитектурные стили. Священная топография мира - православные храмы, названные в честь событий Священной истории. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости. Правила поведения в храме.

Тема 12. Религиозная живопись. О чем разговаривает икона. Как человек воспринимает красоту окружающего мира? Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы? Что означает почитание иконы? Почему икона является священным изображением? История создания первой иконы. Спас Нерукотворный.

Тема 13. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Словарик иконописца. Иконография Христа и Богородицы. Духовная красота иконы. Из источников христианской духовной культуры о сохранении икон во времена иконоборчества. Представление иконы «Спас Нерукотворный» в иконописи и поэзии. Картина и икона. Их отличия. Изучаем иконографию икон.

Тема 14. Письменные источники христианской православной культуры. Красивый мир церковнославянской азбуки. Буквы на иконах и предметах древнерусского прикладного искусства. Церковнославянская азбука. Ее создатели — святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Труды святых братьев Кирилла и Мефодия. Детские годы святых. Христианские добродетели. Проявленные ими в детстве. Перевод на славянский язык богослужебных книг. Азбука глаголица и кириллица. Важнейшие тексты православной Церкви на церковнославянском языке. Непрерывность(преемственность) апостольского подвига в утверждение христианской веры в мире: апостолы Христа -вселенские учители веры (символ веры) - просветители славянские Кирилл и Мефодий. Кого называют просветителями? Значение слова «просвещение». О чем рассказывают буквы церковнославянской азбуки? Красота буквиц заглавных, духовный смысл буквиц. Как книжная грамотность пришла на Русь. Псалтирь, Евангелие — первые книги на Руси. Летописи. Жития святых. Монастыри — центры просвещения и книжности.

надежда на Бога, любовь к Богу и к ближнему, умеренность, целомудрие. Христиане о таланте — даре любви, данном человеку. Притча о талантах.

Тема 15. Литературные памятники древней Руси. Произведения духовной литературы и их авторы. Первые русские христианские писатели. О чем рассказывают произведения древнерусской литературы? Остромирово Евангелие. «Слово о законе и благодати». По каким книгам обучались дети в древней Руси? Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей. Места Подмосковья, где они создавали свои произведения. Какие из написанных ими произведений относятся к произведениям духовной литературы?


Раздел 2. История христианской Церкви в житиях ее святых. (7 час)


Тема 16. Распространение христиантсва в мире. Начало христианской эры. Век апостольский. Как христианство стало распространяться в мире. Избрание Иисусом Христом апостолов. Образование Церкви. Схождение Святого Духа на апостолов. Первая проповедь апостола Петра. Образование первых христианских общин. Жизнь первых христиан. Труды апостолов. Призвание апостола Павла.

Тема 17. Христианские праздники: День Святой Троицы, праздник святых апостолов Петра и Павла, Собор двенадцати апостолов. Северное Подмосковье. К игумену Русской земли — преподобному Сергию Радонежскому. Учение Иисуса Христа раскрывается в феноменах православной культуры: Евангелие на церковнославянском языке, духовная поэзия, памятники зодчества.

Тема 18. Святые - мученики за веру.Святые дети - мученики за веру Причины преследования христиан иудейскими и римскими властями. Первые пострадавшие за Христа - Вифлиемские младенцы. Первомученик Стефан. Смысл слова «благословение». Смысл евангельского эпизода «Благословение детей». Святой Игнатий Богоносец. Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит. Смысл мученичества. Почему дети-христиане проявляли мужество? Молитва. Жития юных мучеников. Произведения духовной поэзии рассказывают о детской молитве. Священное Писание об основаниях почитания христианами жертвы мучеников (Псалом 115). Церковные песнопения. Ектений - молитвы прошения

Тема 19. Христианские добродетели вера, надежда, любовь. Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. О святых мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. О святой деве Татиане. Христианские добродетели. Размышление о духовной красоте. Евангельский текст о понимании христианами красоты как совершенного подобия Отцу Небесному (Евангелие от Матфея, гл.5, стихи 44-48). В чем проявлялась любовь христиан к врагам.

Тема 20. Святые великомученики. Мудрость жизни христиан. Святые великомученицы Екатерина, Варвара. Чем отличалась жизнь христиан от других людей? Главные ценности жизни христиан. Притчи Христа о Царствии Небесном: о драгоценной жемчужине, о закваске, о зерне горчичном. Как христиане старались обрести сокровища небесные. Размышления о драгоценных качествах души человека. Путешествия по Святым местам - монастыри и храмы в честь святых Екатерины и Варвары.

Тема 21. Христианская мудрость. Какого человека христиане называли мудрым? Житейская мудрость. Священное писание о премудрости мира (1 послание апостола Павла коринфянам). Христианская радость.

Тема 22. Духовная поэзия и церковные песнопения Духовная поэзия размышляет о человеческой мудрости. Церковные песнопения - тропари великомученицам. Почему Крест назван в них оружием.


Раздел 3. Утверждение христианской веры. (11 час)


Тема 23. Святые воины. Великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Стратилат. Святой мученик Севастиан. Подвиги исповедания веры и

защиты Отечества. Кого называли воинами Христовыми? Воинская доблесть. Что христиане называли духовной смертью. Какими подвигами прославились святые воины-великомученики. Какие добродетели проявили(в детстве, в воинском служении, в христианском подвиге). О почитании святых воинов. Как на Руси почитали память святых Георгия Победоносца, Димитрия Солунского. Размышления над евангельскими текстами о любви к врагам, христианской радости, воинском подвиге. Ответ императора Константина Великого об отношении христиан к врагам личным и врагам Отечества. Апостол разъясняет христианам о воинских доспехах христианина: броне любви к Богу, вере в Его помощь, шлем надежды на спасение.

Тема 24. Духовная красота человека. Борьба христианина с внутренними врагами: грехами - страстями своей души. Грех, откуда он появился. Грехопадение. Враги человека - грехи гордости, зависти, ненависти, злости, обжорства, гнева. Воинская рать христианина - христианские добродетели и добрые дела: смирение, милосердие (милостыня), чистота (целомудрие), любовь, пост (умеренность), кротость. Борьба христианина за красоту своей души. Что искажает красоту души? Откуда в человеке зло? Евангелие учит: сердце - поле сражения за красоту человека. Почему христиане ведут это сражение постоянно? Кто может помочь в этом сражении? Святитель Иоасаф Белгородский учит христиан тактике сражения с грехами. Феномены православной культуры (иконы, памятники зодчества), посвященные святым христианским воинам.

Тема 25. Святые врачеватели Косьма и Дамиан. Всемилостивый целитель Пантелеймон. Бескорыстие святых врачей. Евангелие о дарах: «Даром получили - даром давайте». Притча о талантах - дарах Бога человеку. Сражение бескорыстия и корыстолюбия. Какие добродетели проявляли святые в детстве ; какими христианскими добродетелями и подвигами прославились? Размышления о Божиих дарах святым при чтении церковнославянских текстов Священного Писания.

Тема 26. Вселенские Соборы. Святые отцы Церкви. Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Святые отцы Церкви. Прекращение гонений на христиан в царствование Константина Великого. Обретение и Воздвижение Креста Господня святыми Константином и Еленой. Сохранение языческих привычек новообращенными христианами. Защита христианского вероучения от ересей. 7 Вселенских Соборов. Утверждение христианского учения. Учителя веры - святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Почему потребовалось защищать учение Церкви? Какими трудами на благо Церкви Христовой прославились святителями труда на благо Церкви Христовой прославились святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст? Какие добродетели святые проявляли в детстве? Кого называют православными христианами?

Тема 27. Основные догматы христианской веры. Символ Веры Христиан .Утверждение Вселенскими Соборами основных догматов христианской веры: о Троице, Боговоплощении, почитание Богородицы. Утверждение «Символа веры». Труды святых Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, папы Римского Льва Великого, Василия Великого, Григория Богослова. Период иконоборчества. Почитание христианами икон.

Тема 28.. О богослужении Православной Церкви. О богослужении Православной Церкви. Божественная Литургия. Всенощная. Вклад святителей в составление песнопений богослужения. В какие христианские праздники поют песнопения, составленные святителями? Иоанн Златоуст учит христианскому благодарению. За что христиане благодарили Бога? Смысл слов «благодарение» и «благословение». Таинства Церкви.

Тема 29. Путешествие по святым местам - древним монастырям Святой Земли.

Путешествие по святым местам - древним монастырям Святой Земли: лавра святого Саввы Освященного, монастырь святого Герасима Иорданского, монастырь святого Георгия Хозевита.

Тема 30. Святые преподобные Мария Египетская, Ефрем Сирин.Пути к спасению. Святые преподобные Мария Египетская, Ефрем Сирин. Прославление Бога верой и добрыми делами. Промысел Божий в деле спасения человека. Пути: монашеский, семейная жизнь, иные. Борьба со страстями души - путь к спасению. В чем святой Ефрем Сирин увидел действие промысла Божьего о человеке? Действие Промысла Божия в жизни святой Марии Египетской. Христианские добродетели, проявленные святыми на пути спасения. Покаяние. Покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Какие добродетели христиане старались взрастить в своей душе?

Тема 31 . Великий Пост в жизни христиан. Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Пост телесный как помощник в духовном совершенствовании. Отражение тем покаяния в русской классической литературе. Церковнославянские тексты Священного Писания - о преодолении страстей. Искажения в понимании поста.

Тема 32. Гонения на христиан в 20 веке. Святые Новомученики и Исповедники Российские. Святые Балашихинской земли. Подлинные герои ХХ века, великаны духа, величие их подвига. Святые царственные страстотерпцы император Николай, императрица Александра и их дети Алексий, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Святые Балашихинской земли

Тема 33 . Роль Христианства в истории России Православие — традиционная религия России. Христианство в жизни русских людей, смысл жизни христиан. Грех и добродетель. Христианские добродетели: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к ближнему, умеренность, целомудрие. Русь Святая. Сила духа русских православных воинов. Христиане о таланте — даре любви, данном человеку. Притча о талантах.


Контроль знаний

Религиозная культура как предметная область обнимает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности: общекультурологических, мировоззренческих, социокультурных, этических, эстетических, социологических, этнокультурных и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде суммы знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастом уровне. Поэтому для проверки знаний должен использоваться комплекс заданий ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности учащихся.

Для проверки выполнения требований минимума могут использоваться следующие виды контрольных заданий: тесты, творческие работы в виде докладов, рефератов презентаций.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету». Религиозная культура как предметная область включает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности: общекультурологических, мировоззренческих, социокультурных, этических, эстетических, социологических, этнокультурных и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде суммы знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне.

В результате изучения предмета ученик должен:

1) Знать части православного храма, главные христианские добродетели, имена христианских святых и т.д.

  1. Уметь давать определение понятиям «вера», «религия», «милосердие», «добро» и «зло», «грех» и др.

  2. Рассказывать о христианской символики и ее назначении, выделять православные праздники и расставлять их в последовательности событий библейской истории.

  3. Приводить примеры храмового зодчества в Подмосковье и родного края.

  4. Называть ступени духовного возрастания человека в христианском понимании.

  5. Составлять лестницу основных христианских добродетелей.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Учеб.пособие./Под ред. Л.Н.Антоновой - 2е изд. - М, 2007.

  2. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Метод, пособие для учителя - 2е изд - М, 2007.

  3. Азбука православного воспитания - М, 1997.

  4. Жизнеописания достопамятных людей земли русской Х-ХХвв./ Сост. С.С.Бычков -М., 1992.

  5. Костомаров Н.А. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей, (в 4х

томах) -М, 2001.











Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов. Тема урока

К-во часов

Дата проведения по

д/з.

плану

факту


Первая четверть Раздел № 1. О чем рассказывает православная культура ( 16 ч.)

1

Введение в предмет. Основные понятия православного христианства.

1

4.09



2

Тема 1. Библия как источник религиозного знания культуры.

1

11.09


Рассказать о библии, как источнике религиозного знания культуры.

3

Тема 2. Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.

1

18.09


Привести пример библейского сюжета. Рассказать о нем

4

Тема 3. Евангелие - о христианском понимании будущего людей и мира.

1

25.09


Рассказать о Евангелие.

5

Тема 4. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры

1


2.10


Привести пример Библейской истории в произведении православной культуры. Рассказать о нем

6

Тема 5. Язык христианской православной культуры.

1

9.10


Рассказать, что является языком христианской культуры

7

Тема 6. Древнерусский монастырь

1

16.10


Подготовить доклад о

древнерусском

монастыре.

8

Тема 7. История русского монашества.

1

23.10


Рассказать о русском монашестве.

Вторая четверть


9

Тема 8. Монастыри Подмосковья и имена святых, с ними связанные.

1

6.11


Привести пример монастыря в

Подмосковье .рассказать о нем.


10

Тема 9. Русские поэты разных веков размышляют о смысле красоты и ее отражении в объектах православной культуры.

1



13.11


Привести пример воспевания красоты русских поэтов разных веков, размышляющих с её смысле и отражения в объектах православной культуры

11

Тема 10.Православный храм в жизни христиан

1

20.11


Рассказать какова роль православного храма в жизни христиан.


12

Тема 11. История создания храмов. Их архитектурные стили.

1



27.11


Привести пример из истории православного храма (нашего города) архитектурного стиля ,в котором он построен.


13

Тема 12. Религиозная живопись.

1

4.12


Привести пример произведения религиозной живописи.


14

Тема 13. Иконописные изображения.

1


11.12


Рассказать об одной и: икон. Уметь объяснить чем икона отличается от картины.



15

Тема 14. Письменные источники христианской православной культуры. Кирилл и Мефодий. Церковнославянская азбука, буквица

1



18.12


Рассказать о

письменных

источниках

православной

культуры. Доклад по одной из тем на выбор: 1. О святых Кирилле и Мефодии. 2. О церковнославянской азбуке и буковице.

16

Тема 15. Литературные памятники древней Руси.


1


25. 12.



Привести пример литературного памятника Древней Руси

Третья четверть

Раздел 2. История христианской Церкви в житиях ее святых. (7 час)

17

Тема 16. Распространение христианства в мире.

1

15.01.19


Рассказать о распространении христианства в мире.



18.

Тема 17. Христианские праздники:

1



22.01


Уметь перечислить основные праздники годового цикла, и рассказать к какому событию христианской истории они относятся.


19

Тема 18. Святые - мученики за веру.

1



29.01


Привести пример святых мучеников. Рассказать о них

20

Тема 19. Христианские добродетели вера, надежда, любовь

1

05.02


Рассказать о христианских добродетелях: вере надежде, любви

21

Тема 20.Святые великомученики.

1


12.02


Привести пример Святых

великомучеников, рассказать о них.

22

Тема 21.Христианская мудрость.

1

19.02


Рассказать, как вы понимаете, что такое христианская мудрость.

23

Тема 22. Духовная поэзия и церковные песнопения.

1

26.02


Привести примеры духовной поэзии и церковных песнопений.

Раздел 3. Утверждение христианской веры. (11 час)

24

Тема 23. Святые воины. Великомученики.

1

05.03


Рассказать о великомучениках и святых воинах.

25

2. Тема 24. Духовная красота человека.

1

12.03


Написать небольшое сочинение «Духовная красота человека»


26

Тема 25 Святые врачеватели Косьма и Дамиан.

1

19.03


Рассказать о святых врачевателях Косьме и Дамиане

Четвертая четверть


27

Тема 26 .Вселенские Соборы. Утверждение христианского учения. Святые отцы Церкви.

1



02.04


Рассказать о Вселенских соборах и святых отцах церкви. Знать содержание Символа Веры христиан


28

Тема 27. Основные догматы христианской веры . Символ Веры христиан.

1


09.04


Рассказать, о догматах христианской веры. Знать содержание Символа Веры христиан


29

Тема 28. О богослужении Православной Церкви. Таинства Церкви

1


16.04


Рассказать о богослужении Православной церкви


30

Тема 29. Путешествие по святым местам - древним монастырям Святой Земли

1


23.04


Подготовить доклад по теме : Экскурсия по святым местам»


31

Тема 30. Святые преподобные, Ефрем Сирин Мария Египетская. Промысел Божий о человеке.

1



30.04


Рассказать о святом преподобном, Ефреме Сирине. Как проявилось действие Промысла Божия в жизни святой Марии Египетской.

32

Тема 31 . Великий Пост в жизни христиан

1



07.05


Рассказать о постах, Какие бывают посты, и в чем их духовный смысл


33

Тема 32 Гонения на христиан в 20 веке. Святые Новомученики и Исповедники Российские. Святые Балашихинской земли


1



14.05


Рассказать о гонениях на христиан в 20 веке. Подготовить доклад о мучениках Балашихинской земли (про одного на выбор)

34

Тема 33. Роль Христианства в истории России

1

21.05


Сочинение на тему Роль христианства в истории России.

35

Резерв. Экскурсия в храм

1

28.05








«Согласовано» «Согласовано»

Заместитель директора школы на заседании школьного

по УВР МБОУ «СОШ №12» методического совета

____________________________ Протокол №__________

«__»____________2018 г. от «___»_______________2018 г



0