СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Я - Лидер!"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта программа предназначена тем, кто хочет стать успешным в жизни, и в дальнейшем, в профессиональной деятельности. Основная задача – формирование у обучающихся навыков, не привязанных к жестким предметным рамкам. Эти универсальные навыки нужны всем и каждому, кто считает, что  способен  взять на себя лидерство, и хочет добиваться заметных результатов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Я - Лидер!"»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Кижингинский отдел образования

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Кижингинский центр детского творчества













Рабочая программа


Социально-педагогического направления

«Я – лидер!»













Возраст детей: 13 – 17 лет

Сроки реализации: 2 года

Составитель: Батоцыренова М.Ц

педагог дополнительного

образования.











Кижинга

2020 год





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



1.

Введение


2.

Пояснительная записка


3.

Учебный план


4.

Учебно-тематический план


5.

Содержание программы обучения


6.

Методическое обеспечение

7.

Список литературы































"Очень важно, чтобы дело, которому вы будете служить, было по призванию и по душе. Только тогда полностью реализуются ваши лучшие качества, дарования и способности, вы сможете принимать серьёзные решения, вносить свой вклад в развитие России, стать настоящими гражданами своей страны, ответственными за её будущее. Гордитесь нашей великой Родиной, и она обязательно будет гордиться вами, вашими достижениями, передовыми знаниями, смелыми открытиями, той молодой энергией, которая, убеждён, позволит вашему поколению вывести Россию на новые победные рубежи" В.В.Путин.



Пояснительная записка

Образовательная программа «Я лидер!» разработана с учетом Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г.№273 «Об образовании»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Эта программа предназначена тем, кто хочет стать успешным в жизни, и в дальнейшем, в профессиональной деятельности. Основная задача – формирование у обучающихся навыков, не привязанных к жестким предметным рамкам. Эти универсальные навыки нужны всем и каждому, кто считает, что способен взять на себя лидерство, и хочет добиваться заметных результатов.

Большинство людей думает, что успех зависит от уровня профессионализма в профессии. От того, насколько хорошо человек разбирается в своей непосредственной работе, будь он инженер, программист или швея. Если человек профессионал, но никто об этом не знает и никто с ним не работает - какой в этом толк? Если отличный специалист, но не может убедить в этом окружающих, заявить о себе на рынке, публично доносить свои идеи до других, то почему другие должны воспринимать его успешным? Часто людям, которые хотят реализовать себя в обществе, не хватает не профессионализма, а умения быть эффективным лидером как по отношению к другим - вести за собой, так и по отношения к себе - вести себя и управлять своей эффективностью.В настоящее время известно, что вместо высокого уровня IQ настоящие лидеры обладают высоким уровнем EQ - эмоциональным интеллектом. Эти люди могут не уметь выполнять работу исполнителя, но умеют делегировать, брать ответственность за результат и принимать решения. Разумеется, человек должен быть профессионалом в своей области, но без должных навыков это не приведет к развитию его успеха. В любом случае, каждый человек всегда хотел бы настолько хорошо говорить, выступать, убеждать, планировать и зарабатывать, чтобы результативно конкурировать с другими. Во время учебы в школах дети не всегда приобретают навыки самообразования, а делают то, что им говорят делать.

Задача программы - дать человеку самому думать, учить не бояться учиться, не бояться ошибаться, не бояться сделать что-то не так, иначе, чем другие, уметь отстаивать свою позицию и права, принимать четкие и взвешенные решения, анализировать ситуацию (перед тем, как что-то делать), делать, а не размышлять о том, что стоило бы изменить в своей жизни.

Эта программа учит тому, как понять, как достигать результатов и своих целей быстрее с помощью непрерывного персонального и личностного роста.






Актуальность программы

«…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

В.В.Путин


 Актуальность программы видится в происходящей в России реформе системы образования, включения дополнительного образования в категорию образования, получаемого в течение всей жизни, что соответствует принципу государственной политики в сфере образования.

Программа базируется на нормах Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Концепции развития дополнительного образования детей, как ключевых нормативно-правовых актов в сфере дополнительного образования.

В Концепции развития дополнительного образования детей обозначено, что Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы.

Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя, проектирование персонального образования как информационно насыщенного социокультурного пространства конструирования идентичности. Такое образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Оно направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний

В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности. Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.



ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ


Цель:

1. формирование лидерских навыков, развитие личностных качеств, воспитание человека с активной жизненной позицией, стремящейся к саморазвитию, становление современного человека.

2. создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни, сознательно относящейся к своему здоровью, имеющей потребность вести здоровый образ жизни.


Задачи:

Задачи программы:

Обучающие

- развитие познавательного интереса к работе в детском объединении и самоуправлению

-включение в познавательную деятельность обучающихся, совершенствование лидерского мастерства

- приобретение коммуникативных знаний умений навыков

- развитие мотивации к понимаю самого себя и окружающих


Воспитывающие

- формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков лидерства.

- раскрытие организаторских способностей обучающихся в детском коллективе

- формирование личностных качеств, ориентированных на нравственное воспитание и здоровый образ жизни.

Развивающие

- развитие личностных качеств, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности

- формирование потребности в самореализации, саморазвитии.

- развитие интеллектуальных способностей. Развитие творческих способностей. Развитие коммуникативных способностей.


Программа «Я – лидер!» является модифицированной и адаптированной для дополнительного образования детей.

Возраст детей 13 – 17 лет. Срок реализации программы – 2 года.

Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников:

  • Деловые и ролевые игры.

  • Упражнения на взаимодействия в группе.

  • Тренинги.

  • Творческие задания.

  • Конкурсы (участие в районных, республиканских и всероссийских).

  • Проигрывание ситуаций.

  • Дискуссии.

  • Моделирование.

  • Проектирование.

  • Встречи со специалистами и интересными людьми.

  • Экспресс тесты и опросы.

  • КТД.

  • Беседы.

Программа направлена на обучение детей среднего и старшего школьного возраста, необходимо отметить следующие принципы организации обучения:

    • Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающим в себя любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка, сотрудничество, мастерство общения.

    • Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. Такое многоканальное восприятие дает возможность лучше узнать себя самого, что с одной стороны порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти способы решения ранее выявленных проблем, открывая тем самым путь к собственному развитию.

    • Принцип открытого общения. Педагог сообщает учащимся о чувствах, мыслях, ощущениях, которые вызывает у него тот или иной процесс или явление. Такая открытость способствует формированию доверительных отношений, располагает к высказыванию собственных чувств, позволяет вовлечь ребят в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.

    • Принцип природосообразности – необходимо учитывать природные задатки ребенка, и, опираясь на них, создавать максимально благоприятные условия для выявления способностей.

    • Принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья ребенка.

    • Принцип систематичности, т.е. наличие единых линий развития и воспитания.

Программа «Я- Лидер!» предполагает подготовку воспитанников к социально значимой роли: граждан России, лидеров школы и района, руководителей своей жизни. Обучение по образовательной программе «Я- Лидер!» представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, в ходе которых воспитанники будут анализировать и моделировать различные ситуации, высказывать и защищать свою и коллективную точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях. В ходе занятий дети самостоятельно или при помощи педагога могут выявить свои слабые и сильные стороны, склонности и возможности.

Принимать активное участие в жизни своего района: способствовать улучшению качества жизни населения, повышению социальной активности населения, способствовать развитию здорового образа жизни в районе.

Основные направления программы «Я- лидер!»:

  • Я – лидер

  • Детские объединения, РДШ

  • Сценическое искусство (театральные постановки)

  • Правовое воспитание

  • Здоровый образ жизни

  • Информационный блок (журналистика)

  • Волонтерское движение


В ходе реализации программы ожидается:

  1. Освоение основных правил поведения в группе;

  2. Развитие коммуникабельности, формирование организаторских навыков;

  3. Умение находить новую, необходимую информацию.

  4. Формирование устойчивых творческих групп

  5. Самоопределение по отношению к социально-этическим ценностям объединения, определение своего статуса участника объединения

  6. Формирование организаторских навыков;

  7. Понятие о социально-позитивной модели поведения.

  8. Проектирование и организация самостоятельной групповой и индивидуальной творческой деятельности, способность к анализу результатов;

  9. Освоение способами эффективного взаимодействия с социальными структурами при ведении творческой деятельности в культурном, социально-правовом пространстве;

  10. Освоение способов самообразования и самоподготовки.

Овладеть ключевыми компетенциями:

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-владеть монологической и диалогической формой речи;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

-познавать универсальные учебные действия

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.



Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-высказываться в устной и письменной форме;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте.

Социальное партнерство

(варианты сотрудничества)


Для реализации программы «Я-Лидер!» привлекаются:

Школа волонтерства, организаторы молодежных и детских организаций и объединений, специалист отдела образования Комитета по социальной политике Администрации Кижингинского района, библиотека КСОШ, районная модельная библиотека, Совет ветеранов, районная газета «Долина Кижинги», Центр занятости, ГУАЗ Центральная районная больница, сельское поселение Кижингинский район.


Формы подведения итогов

Для проверки прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения по программе организуются три вида контроля:

  • вводный – в начале года (тест, педагогическое наблюдение практических умений по ТБ, беседа, тренинг, тест);

  • промежуточный – в середине года (тест, творческая работа, деловая (ролевая) игра);

  • итоговый – апрель – май текущего учебного года (КТД, беседа, проект).


Учебный план

п/п

Модули

Год обучения

1 год обучения

2 год обучения


Введение в программу

Вводное занятие

6

6

I.

МОДУЛЬ «Лидерство»

39

39

II

МОДУЛЬ «Детское общественное объединение РДШ»

9

9

III

МОДУЛЬ «Школа здорового образа жизни»

33

33

IV

МОДУЛЬ«Сценическая культура»

39

39

V

МОДУЛЬ « ЮНКОР»

33

33

VI

МОДУЛЬ «Правовое воспитание»

30

30

VII

МОДУЛЬ «Волонтер

24

24


Итоговое занятие

3

3


Всего

216

216



Критерии эффективности реализации программы

  • освоение обучающих программ: посредством игровой групповой деятельности (применение знаний на практике – турниры, фестивали, конкурсы, отчетные концерты и т.д.),

  • роста организаторских умений: по результатам участия команды в организации мероприятий, проектов и программ – на основе самооценки, оценки участников объединения, педагогов, психолога.

  • Личностного роста: на основе творческой самооценки, оценки участников объединения, педагогов, психолога, родителей, общественности.



Учебно - тематический план занятий кружка
“Я- лидер!

Название занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Кто такой лидер?(45 часов)

1.

Введение в программу. Вводное занятие

Инструктаж по ТБ

6

6

2

“Школа лидера”:

Вводное занятие. Понятия “лидер”, “организатор”, “руководитель”. Современное понимание лидерства.

6

6


3.

Самооценка лидерских качеств. Организаторская техника лидера. Типы лидеров.

Тестирование “Я – лидер”.

9

6

3

4.

КТД. Методики организаций. Команда и командообразование. Основные приемы формирования команды. Лидер и его команда

12

6

6

5.

Подготовка и проведение мероприятий

Методы взаимодействия в группе

Искусство общения

Коллектив

Игра

12

6

6

 

Итого:

45

30

15

 

Раздел 2. РДШ (9 часов)

6

История детских организаций. Знакомство со структурой детской организации. РДШ

9

6

3

 

Итого:

9

6

3

 

Раздел 3. ЗОЖ (33 часа)

7

ЗОЖ. Вводное занятие

Я- индивидуальность

Что такое здоровье? Почему с возрастом изнашивается организм?


9

6

3

8

Мой режим дня. Правильное питание

Двигательная активность, закаливание


9


6


3

9

Твои поступки, твои чувства Умение управлять своими эмоциями

6

3

3

10

Значение осанки в жизни человека

Отказ от вредных привычек

6

4

2

11

Первая доврачебная помощь

тестирование

3

1

2

 

Итого:

33

20

13

 

Раздел 4. Сценическое искусство (39 часов)

12.

Основы театральной культуры

Техника речи, Основы голосоведения

Актерское мастерство. Развитие речи. Грамотная речь

9

6

3

13.

Сценическая речь

Сценическое движение

Звучание и дикция

9

6

3

14.

Умение владеть грамотной речью в жизненных ситуациях

Логический анализ текста

культура речевого общения

9

6

3

15

Ораторское искусство

Секреты ораторского искусства

Дейл Карнеги Основы ораторского искусства

Как выработать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично

12

6

6

 

Итого:

39

24

15


Раздел 5. Информационно - аналитический (журналистика – 33 часов)

16

Введение в историю детской журналистики

Журналистика-как профессия

Стенгазета. Школьная газета, СМИ

9

6

3

17

Всемирная паутина. Информация

Гражданственность и патриотизм

Редакционно-издательская деятельность

9

3

6

18

Защита личных макетов

Проекты публикаций в СМИ

6

-

6

19

Совершенствование навыков журналистского письма

Работа в выбранной программе ПК

Защита презентаций

9

3

6


Итого

33

12

21


Раздел 6. Правовое воспитание (30 часов)

20

Что такое хорошо? Что такое плохо?

Знакомство с Декларацией. Конвенцией о правах человека

Что такое право и правоведение?

Что в имени тебе моем? Гражданин России

12

8

4

21

Работа КДН и ПДН

Что такое -Закон?

Преступление и правонарушение


9

6

3

22

Мы- будущие избиратели. Равенство. Толерантность

6

4

2

23

Правило дорожного движения

3

2

1


Итого

30

20

10

 

Раздел 7. Волонтерское движение (24 часа)

24.

Социальная работа и социальное служение. История добровольчества

Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи

Мотивация волонтерской деятельности Роль волонтерства в личностном развитии


9

9

25.

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

Специальная подготовка волонтеров

6

4

2

26.

Основы социального проектирования и проведения социальных дел

Лидерство в волонтерском объединении

Школа социальных технологий

9

6

3

 

Итого:

24

19

5

27.

Итоговое занятие

3

3

-

 

Итого:

216

134

82



Содержание программы:

Раздел 1 – Кто такой лидер?



Школа юного лидера”: вводное занятие. Понятия “лидер”, “организатор”, “руководитель”. Определение понятийного аппарата лидера. Представление о себе, как о лидере. Тест “Я – лидер”. Самооценка лидерских качеств. Лидер – ориентир.

Практикум по итогам теста. Работа с результатами теста, Определение индивидуального маршрута развития каждого лидера по результатам теста. Советы английских учёных М.Вудсона, Д. Френсиса.

Кто такой лидер? Их роли. Общие и специфические качества лидера.Лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.

Я и команда. Готовность стать лидером. Правила работы с командой. Элементы организационной работы. Хочу стать лидером. Могу стать лидером. Не могу стать лидером. Буду лидером. С чего начну свою деятельность в качестве лидера. Что не буду делать в качестве лидера. Как буду удерживать престиж лидера. На кого буду опираться. С кем буду советоваться. Будут ли у меня секреты? Чем буду обогащать и подпитывать мой опыт лидера. Как буду готовить других лидеров.

Правила руководства. Правила наименьшего действия, заинтересованности исполнителя, двойного контроля, необходимой квалификации, реальных возможностей, руководства с отклонениями, использования автономии.

Принципы организаторской деятельности. Составляющие мастерства лидера. Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Организаторские знания, умение владеть собой, управлять своим эмоциональным состоянием, техника речи, умение сотрудничать с коллективом и каждым его членом.

Понятие “стиль работы лидера”, его виды. Типы лидеров – регламинтатор, коллегиал, объективист, волокитчик, максималист, хлопотун, спринтер. Сильные и слабые стороны типов лидеров. Определение эффективного стиля.

Практикум “Чемодан лидера”. Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, техники речи, зрительной памяти, наблюдательности – “На что похоже”, “Что нового?”, “Биография по взглядам”, “Живые вещи”, “Зондирование души объекта” (К.С.Станиславский).

Раздел 2 –Знакомство с РДШ.

Вводное занятие: РДШ- Что это? Дать понятие аббревиатуре – РДШ. Цели, задачи.

Значения для личностного роста Лидера.

Раздел 3 ЗОЖ.

Профилактика и пропаганда ЗОЖ среди школьников и населения. Устраивать акции, лекции, флэшмобы и т.д. для пропаганды ЗОЖ.

Раздел 4. Сценическое искусство

Правила поведения на сцене. Сценическая культура.

Литература и Интернет-ресурсы. Выбор произведения. Распределение ролей.. Сценарии. Как построить свое выступление. Сочиняем сами. Сценарные планы конкурсов. Написания сценария для выступления, его порядок, актерская игра и музыкальное сопровождение выступления. Организация тематических мероприятий в учреждениях.

Раздел 5. Информационно - аналитический (журналистика)

Вводное занятие: Обзор современных средств массовой информации; Что такие СМИ, различие современное СМИ.

Знакомство с нормами профессиональной этики журна­листа; обучение азам журналистики, интервьюированию, профессиональной этике.

Изучение основных журналистских жанров (информа­ция, заметка, статья, репортаж, интервью и т. д.); изучение жанров журналистики, их особенности и различия, создание Газеты на базе Кижингиского Центра детского творчества. Сотрудничество с редакцией «Долина Кижинги».

Раздел 6. Волонтерское движение

Вводное занятие. Кто такой волонтер? Знакомство с планом работы. Дать определение слову «Волонтер». Создания Кодекса и плана работы. Работа с планом Волонтерского движение.

Проектная деятельность в работе волонтерского движения. Осознания важности проектной деятельности для Волонтерского движения, создание проектов, и их осуществление.


Содержание программы


п/п

Тема

занятия

Содержание

Теоретическая деятельность

Практическая деятельность

1.

Вводное занятие.

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

Знакомство с коллективом, представление каждого ребенка. Проведение социологического опроса. Анкетирование

Выявления интересов и запросов детей

Техника безопасности

Беседа, рассказ, социологический опрос, анкета, выявление интересов и запросов


Тренинг знакомства, анкетирование

«Знакомство»


2.

«Добро пожаловать! Или посторонним вход запрещен»

(игровая программа)

Вопросы знания молодежной политики. Игры и конкурсы на знакомство, умение представить себя, свое «я» в незнакомом коллективе.

Беседа

Вопросы по теме

Игры: «Выбор»

«Таблички с именами»

«Снежный ком»

«Снежный ком – 2»

3

Лидер, основные качества лидера

Организатор. Руководитель

Общие и отличительные признаки лидера, организатора, руководителя. Руководитель и формальный лидер. Основные качества и способности лидера. Лидер-создатель. Лидер-разрушитель. Лидер инициатор. Деловой лидер.

деловая игра «Портрет лидера», игра «Перестройка»


4

Современное понимание лидерства. «Я – лидер?»


Умение ориентироваться в потоке информации, навыки употребления терминов. Понятийный аппарат. Умение проанализировать свое состояние, настроение, работоспособность

Тест, карточки с вопросами, составление эссе

«Свеча»

«Лед и пламень»

«Пузырь»

«Бумажная гармонь»

«Разнобой»

«Назовись!»

5

Самооценка лидерских качеств. Почерк лидера

Навыки самодиагностики и самооценки.

Умение выделять различные стили работы лидера, знание основных особенностей каждого стиля.

Стиль поведения

Особенности стилей

«Молекулы»

«Три мушкетера»

«Гордиев узел»

«Газета»

«Построиться по росту»

«Поворот»

«Встаньте в круг»


6

Организаторская техника лидера

Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Готовность стать лидером. Правила руководства. Понятие «стиль работы лидера», его виды. Принципы организаторской деятельности.


Практикум «Я и мы, Кто я?»- тренинговое занятие.


Деловая игра «Выборы», Тест по выявлению организаторских способностей. Комплекс ролевых упражнений, игры на взаимодействие и сплочение.



Я – участник, я - исполнитель

Умение руководить группой, принимать коллективные решения, достигать соглашения, уважать чужое мнение и чужие ценности, завоевывать авторитет через практику в роли ведущего группы или программы.

Умение руководить группой, принятие коллективного решения, достижение соглашения

Тренинг «Лидер группы», «Кто, если не я»


Типы лидеров

Формула успеха

Формальный и неформальный лидер. Целостность личности и комплексность свойств лидера. Структура личности лидера. Типы лидеров: лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.


Тест на выявление лидерских качеств. Работа с результатами теста.


Практикумы «Чемодан лидера», «Кто я?», «Голосуй за меня»



Основные идеи методики коллективно- творческой деятельности

Коллективно-творческое дело. Виды КТД. Стратегия, тактика и технология КТД. Методика организации и проведения КТД: предварительная работа, коллективное планирование, коллективная подготовка дела, проведение дела, коллективное подведение итогов, важнейшее последствие. Формы коллективной рефлексивной деятельности.


Работа над ролью-заданием, проведение коллективно- творческого дела, разработка своего КТД по стадиям.


Упражнение «Пикассо», «IT-тренинг»



Методика КТД.

КТД «Мозаика»

Принципы и правила КТД, умение придумывать КТД различных видов. Навыки проведения КТД

Что такое КТД?алгоритм создания КТД, виды КТД

Составление КТД


Команда и командообразование

Основные приемы формирования команды. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов. Формальная и неформальная структуры коллектива, их взаимодействие.


Игры на сплочение. Игры и упражнения на командообразование и доверие: «Без командира», «Смысл моего имени», «Веселый счет», «Вавилонская башня», «Кто быстрее». Лидерство в детской организации. 

Упражнения «Говорящие руки». «Если команда, это..»



Основные приемы формирования команды


Основные приемы формирования команды. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов. Формальная и неформальная структуры коллектива, их взаимодействие.


Игры на сплочение. Игры и упражнения на командообразование и доверие: «Без командира», «Смысл моего имени», «Веселый счет», «Вавилонская башня», «Кто быстрее». Лидерство в детской организации. 

Упражнения «Говорящие руки». «Если команда, это..»



Подготовка и проведение мероприятий

Навыки работы с коллективом, умение решать психологические трудности и проблемы.

Работа в группе

Практикум работа в группах. Решение задач


Методы взаимодействия в группе

Теория и практика проведения собрания. Виды встреч. Работа с разным количеством участников собраний, встреч, вечеров.

Алгоритм проведения собрания, алгоритм проведения вечера

Составление алгоритма проведения собрания, встречи, вечера


Искусство общения. Давай с тобой поговорим. Диалог? – Спор!

Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции общения. Вербальное и невербальное общение. Овладение способами эффективного общения. Общение в группе. Коммуникативные умения и навыки


беседа, практическая работа в группах. Игры на взаимодействие сплочение команды

Упражнение «Коллаж»


Работаем вместе. Коллектив. Жизнь коллектива

Стадии развития коллектива. Навыки коллективной деятельности группы.

Стадии развития коллектива. Навыки коллективной деятельности группы.

Коллективное дело


Упражнения и групповые тренинги

Навыки коллективной деятельности. Умение работать в группе. Умение работать в неблагоприятной обстановке. Моделирование стрессовой ситуации и варианты выхода из нее.

Теория «работа в группах». Педагогические ситуации

«Лидер» «Хлопки»

«Математика»

«Все Оли»



Игра

Игровое моделирование действительности

Виды, типы игр и их значение. Методика проведения различных видов игр. Этапы организации игры. Игровые методики. Отработка социальных навыков в игре. Классификация игр: командные игры, игры без разделения на команды, шуточные игры, музыкальные игры, зимние игры. Интеллектуальные игры. Сюжетно-ролевые игры, роль игр в развитие деловых и лидерских качеств у молодежи.


Игра как прием сплочения коллектива, умение проводить игры, способствующие развитию, собранности, внимания; навыки коллективной слаженности ребят.

Практикум «Игры, в которые мы играем».

Классификация игр;

умение объяснить условие игры


Игры на сплочение коллектива:паровозик дружбы, веревочный курс,построение

Игры на выявление лидера: раз два три, все вместе, сделай шаг


2 МОДУЛЬ РДШ


Знакомство со структурой детской организации

знания символов и ритуалов, девиза, песни ДОО


На примерах различных детских организаций.

Знакомство с символами ДОО, знакомство со структурой ДОО

Разучивание песен, разучивание приветствий


Символика детской организации

Символы и ритуалы ДО

Принципы, законы, права, обязанности, символы, ритуалы, девиз, торжественное обещание, песня, герб, эмблема, флаг, галстук, значек, футболка

Оформление символики, работа над символами и ритуалами


Планирование работы РДШ

Планирование мероприятий, акций

Планирование

Работа в группах. Составление плана работы



МОДУЛЬ ЗОЖ


Составляющие ЗОЖ. Общее понимание здоровья. Резервы организма. Нравственный аспект здоровья.


Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье человека – это огромное богатство. Образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называется здоровым образом жизни (ЗОЖ). Основными элементами ЗОЖ являются:двигательная активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек, умение управлять своим здоровьем.

беседа


проведение мониторинга «Ценность здоровья и здорового образа жизни в представлениях учащихся», обработка результатов.


Я -индивидуальность

Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни, выявление его преимуществ для личности  и общества; воспитание сдержанности, самообладания, сильной воли и характера, стремление к самосовершенствованию  и  борьбе  против негативных явлений.


Составляющие ЗОЖ

Здоровье и здоровый образ жизни

Резервы организма.

Правила личной гигиены

Как познать себя



Что такое здоровье?

Почему с возрастом изнашивается организм





Режим дня





Рациональное питание. Культура питания. Теория аппетита.

Рациональное питание. Культура питания. Теория аппетита. Составление меню.

Основные правила рационального питания – это полноценная, сбалансированная пища, принимаемая с соблюдением режима питания. Основные питательные вещества, содержащиеся в пище, являются строительным материалом и источником энергии.

Основные правила рационального питания

Правила питания и вред переедания.


беседа, конкурс пословиц и загадок

составление меню на неделю



Значение осанки в жизни человека

Влияние неправильной осанки на здоровье. «Определение правильности осанки, наличия плоскостопия.» Действие нагрузки на работу сердца». Беседа о гигиене ССС. Физкультминутки, зарядка, тренировка. Их роль в жизни человека


беседа

проведение мониторинга «Ценность здоровья и здорового образа жизни в представлениях учащихся», обработка результатов. Посещение спортзала, бассейна и т.д.


Двигательная активность, закаливание

«Движение - это жизнь, а жизнь - это есть движение»

Движение и спорт – это жизнь. Физическая активность и здоровье. Здоровье в порядке – спасибо зарядке. Гиподинамия и как ее избежать. Влияние неправильной осанки на здоровье. «Определение правильности осанки, наличия плоскостопия.» Действие нагрузки на работу сердца». Беседа о гигиене ССС. Физкультминутки, зарядка, тренировка. Их роль в жизни человека


беседа

проведение мониторинга «Ценность здоровья и здорового образа жизни в представлениях учащихся», обработка результатов. Посещение спортзала, бассейна и т.д.


Отказ от вредных привычек

Как избежать зависимость от компьютерных игр?

Алкоголь и организм. История виноделия. Воздействие алкоголя на организм. Стадии алкоголизма. Миф или реальность.


Сколько времени можно проводить у компьютера или телевизора?

Как уберечь зрение с молоду, на каком расстоянии должен находится монитор или телевизор. Компьютерные игры, их вред и польза.


беседа

тестирование, с последующим обсуждением, составление презентаций.


6.

Умение управлять своими эмоциями Поступки чувства




7.

Первая доврачебная помощь




8.

МОДУЛЬ Сценическое искусство

9.

Основы театральной культуры

Дать представление о театре. Возникновение и значение театра. Театр как искусство коллективное, объединяющее ряд искусств. Спектакль как объединение, синтез творческой деятельности многих работников искусства. Актер. Его роль в театре.




11

Техника речи. Свойства голоса

Ораторское искусство.

Язык жестов

История ораторского искусства. Основные навыки выступления: внешний облик оратора, голос, интонация. Невербальное общение. Значение жестов, мимики, интонации. Упражнения на дыхание, дикцию, темп речи, паузы, логическое ударение. Умение манипулировать своим голосом. Основы дыхательной гимнастики.

История ораторского искусства

Тренировочный курс:

Жесты

Мимика

Интонация

Невербальное общение

Упражнения на дыхание

Дикцию

Темп речи

Паузы

Ударение

Голосовые упражнения

12

Актерское мастерство. Развитие речи. Грамотная речь. Сценическое движение, сценическая речь

Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания.

Общие двигательные навыки. Вводные упражнения. Вводная композиция. Упражнения на внимание, память, силу, выносливость, скорость, ловкость и др.


Понятие о внимании, объекте внимания. Особенности сценического внимания.

Значение дыхания в актерской работе.


Тренинги и упражнения с приемами релаксации. Практические упражнения

Упражнения: «Сосулька», «Снежинки», «Холодно жарко», «Тряпичная кукла – солдат», «Шалтай-болтай», «Штанга», «Муравей»,.


13

Звучание, дикция. Умение владеть грамотной речью в жизненных ситуациях


Понятие мышечно-двигательный аппарат.


Комплексные упражнения для развития мышечных групп спины, живота и ног: упражнения одиночные в статике; упражнения одиночные в динамике; парные упражнения

15

Ораторское искусство

Культура речевого общения

Введение в предмет «Сценическое движение». Объяснение темы.  Комплексные упражнения для развития мышечных групп спины, живота и ног: упражнения одиночные в статике; упражнения одиночные в динамике; парные упражнения.


Понятие мышечно-двигательный аппарат. Объяснение темы.


Общие двигательные навыки. Вводные упражнения. Вводная композиция. Упражнения на внимание, память, силу, выносливость, скорость, ловкость и др.


17

Секреты ораторского мастерства

Дейл Карнеги




19

Промежуточный контроль

Вопросы для опроса

Собеседование

Мини-зкзамен

20

Введение в историю детской журналистики




21

Работа с прессой

Как подать информацию в газету

Учимся писать статью, работать с прессой

Алгоритм написание статьи в газету, эссе

Написание статьи, эссе

22

Как создать свою газету

Создание газеты

Умение оформлять информационный уголок; навыки выпуска агитационной продукции.

Составление листовки, оформление газеты

23

Защита презентаций




28

Работа пресс-центра

Навыки работы пресс-центра. Умение оформлять информационный уголок; навыки выпуска агитационной продукции.

Умение оформлять информационный уголок; навыки выпуска агитационной продукции.

Составление листовки, оформление газеты


Что такое хорошо?

Что такое плохо?

Дать первоначальные понятия о правилах поведения в обществе, об ответственности за их нарушение.

«Путешествие в страну правоведию»

«Поверь в себя! с элементами тренинга)


Знакомство с Деларацией

Что такое Право и правоведение

Что в имени тебе моем

понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации  и Конвенции; развивать навыки участия в дискуссии, умение  излагать  собственную позицию, умение выслушать и принять во внимание  позицию  других.

Ознакомить с содержанием статей Всеобщей Декларации прав  человека и Конвенции о правах ребёнка; формировать у  учащихся  понимание прав

«Хочу спросить!» ролевая игра


Мы-будущие избиратели


Показать смысл политических выборов, особенности предвыборной кампании, процедуры  голосования

ролевая игра «Мы будущие избиратели»


Равенство.Толерантность

Развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоение стандартных приёмов этических форм общения и творческого их использования  с учётом обстановки. Эмоционального состояния партнёров по общению; раскрытие причин  отсутствия взаимопонимания; воспитание толерантности среди подростков.

«Где работать мне тогда, чем заниматься?» (информационно – познавательное занятие)

Нравственно – правовой вечер «Услышим друг друга»


Работа КДН и ПДН

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; формирование у учащихся правовых знаний, законопослушного поведения   и  основ  толерантности; развитие правового самосознания; аптимизация познавательной деятельности подростков; воспитание чувства ответственности за свои  поступки, взаимовыручки  и  уважения  к  окружающим людям; развитие памяти, внимания, мышления.


«Правовая Ассамблея сказочных героев»


Основы социального проектирования. Что такое социальный проект?

Учимся составлять социальный проект

Тематика социальных проектов. Выбор темы, работа в группах

Защита социального проекта. Презентация

Знакомство с социальным проектом

Работа над проектом

Работа над проектом

Презентация

Алгоритм составления проекта


Работа по составлению социального проекта







29

Итоговое занятие

Подведение итогов за год.

Подведение итогов за год. "Копилка лидера": игры, конкурсы, песни, тренинги.

Оформление партфолио лидера. Экзаменационные испытания




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

На занятиях учебных групп могут использоваться различные методы и приемы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог.

Формы организации деятельности: лекции, беседы, практические занятия (упражнения, тренинги, игры), тестирование, диспуты, круглые столы, мозговой штурм, дискуссия, «круглый стол», мастер-классы, изучение тематических ресурсов Интернет, самостоятельная работа.

Для успешной реализации программы «Лидер» должен быть накоплен методический и раздаточный материал, необходимый для успешного освоения программы.

Должны иметься в наличии видеоматериалы, фонотека, разработки игр, тренингов упражнений, конкурсов, диагностические тесты, раздаточный материал для проведения различных занятий по программе (рекомендации, памятки, советы), материалы из сети Интернет и методическая литература.

Информационное обеспечение:

  1. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы.– М., 2003.

  2. Иванов.И.П. Энциклопедия коллективно– творческих дел. – М., 1989.

  3. Игротека “Лидер 21 века”. – Н.Новгород, 2006.

  4. Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание школьников. – Минск, 2004.

  5. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного воспитательного процесса. – М., 1993.

  6. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

  7. Колузаева Н.Г. Организация занятий со школьным активом. – ж-л. “Классный руководитель” №4, 2006.

  8. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.1986.

  9. Лутошкин А.Н.Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М., 1979.

  10. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей/ авт.– сост. А.Н.Вырщиков , М.Б.Кусмарцев, А.П.Пашкович.– М.: Глобус, 2007.

  11. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива.– М., 1978.

  12. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора.– М., 1996.

  13. Сухомлинский А.В. Методика воспитания коллектива. – М., 1980.

  14. Филлипова Н. Оргсбор как школа самоорганизации. – Уфа, 2003.

  15. Школа интересных каникул / авт.-сост. С.Г.Огнева и др.– Волгоград: Учитель, 2007.

  16. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры, – М., 1994.

  17. Шмаков С.А. Каникулы. Прикладная энциклопедия. – М., 1994.

  18. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998.

  19. Щуркова Н.Е. За гранью урока.– М., 2004.

  20. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.

  21. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

  22. 5. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.

  23. 6. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.

  24. 7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.

  25. «Правовое воспитание школьников  5 – 9 классы  конспекты занятий» составитель О.В. Летнёва

  26. Л.Г. Ивлиева  «Внеклассные мероприятия по гражданско – правовому воспитанию школьников» под редакцией Паршиной В.Г. – М: АРКТИ, 2006г

  27. Е.А. Гальцова  «Изучаем свои права 1 – 4  внеклассные мероприятия в  картинках, театрализациях, инсценировках» . – Волгоград 2007г.

  28. В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М. Кумицкая «Классные часы по гражданскому  и  правовому воспитанию  5 – 11 классы». – М., «Вако» 2006г.

  29. «Правовое  образование  в  школе» - сборник   методических  материалов (Из опыта работы Московской городской экспериментальной  площадки «Научно  - методические  основы  преподавания   курса «Право»  в основной  школе»). – М.: Центр «Школьная  книга», 2008г.





«Личностью надо выделяться» эти слова Ф.М. Достоевского могут стать эпиграфом, рельефно передающим смысл миссии дополнительного образования в развитии человека.