РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Мой город»
(внеурочная деятельность)
Автор: Якунина Марина Борисовна
Содержание
1.Пояснительная записка .....................................................................................3
2.Содержание программы......................................................................................6
3.Содержание тематического планирования ……………………………………...7
4.Календарно-тематический план .........................................................................12
5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение......................13
6. Список литературы............................................................................................14
Приложение ……………………………………………………………………..........16
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Мой город» по внеурочной деятельности составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);
Письмо Министерства образования Российской Федерации от «12» мая 2011 года № 30-296 «Об организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»;
Требования к оснащённости (письмо МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 24.11.2011 №МД-1552/03)
План внеурочной деятельности МБОУ СОШ №108
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-7 классов (10- 13 лет)общеинтеллектуального направления в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Программа «Мой город» направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Программа кружка «Мой город» направлена на изучение истории образования, достопримечательностях, символов, известных людях родного города. Программа способствует реализации регионального компонента географического образования и направлен на реализацию социального заказа общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем действительными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважение к традициям своего народа, патриотизма. Структура и содержание курса учитывают возрастные особенности учащихся, реализует межпредметные связи с географическим, биологическим и историческим краеведением.
Цель курса: Создание условий для формирования у школьников интереса к родному краю, своей малой родине.
Задачи курса:
Приобщение школьников к природному, историческому и культурному наследию Новосибирска.
Развитие учебно-исследовательских навыков и творческих способностей в процессе работы.
Воспитание патриотического отношения к своему городу средствами краеведения.
Программа рассчитана на 1 год обучения,70 часов, 2 часа в неделю в течение учебного года. Наполняемость группы- 10-15 человек.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1)теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2)практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Основные принципы реализации программы:научность, доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
2. Содержание программы.
Раздел 1. Введение.
Что такое краеведение. С чего начинается Родина. Затулинскийжилмассив.
Раздел 2. Новосибирск на карте.
Определение географического положения города. Площадь территории города, конфигурация, границы, протяженность с севера на юг, с запада на восток. Планировка, районы, главные улицы Новосибирска.
Раздел 3. Новосибирск - в прошлом.
История и причины возникновения города: основные этапы формирования Новосибирска, первые поселенцы, первые поселения. Основатели Новосибирска. Топонимика Новосибирских названий.Внешний вид города в начале своей жизни.
Раздел 4. Символы города (герб, флаг).
Раздел 5. Знаменитые Новосибирцы.
История заселения территории города. Численность населения, национальный состав. Знаменитые земляки: основатели города, архитекторы, учёные, врачи, артисты театра и кино.
Раздел 6. Достопримечательности нашего города.
Интересные природные объекты: месторождения гранита, сосновые боры, долина реки Обь. Историко-культурные достопримечательности города: площади города, парки, театры,музеи, зоопарк, ботанический сад и др.
Раздел 7.Наша школа.
История нашей школы. Символика школы. Школьные традиции. Знаменитые выпускники школы.
Раздел 8.Я и моя семья.
Происхождение фамилий. Родословная семьи. Семейные традиции.
Раздел 9. Знатоки Новосибирска.
Что я узнал о Новосибирске. Я в судьбе своего города. Новосибирск в будущем.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | № занятия |
1 | Введение. Что такое краеведение. С чего начинается Родина. Затулинский жилмассив. | 1-8 |
2 | Новосибирск на карте. Географическое положение Новосибирска на карте мира, России, НСО. | 9-14 |
3 | Новосибирск - в прошлом. История и причины возникновения города. Внешний вид города в начале своего возникновения.Основатели Новосибирска. | 15-24 |
4 | Символика Новосибирска: флаг, герб. | 25-26 |
5 | Знаменитые Новосибирцы. | 27-36 |
6 | Достопримечательности Новосибирска. Природные объекты: Новосибирский зоопарк, парковая зона Ботанического сада. Историко – культурные достопримечательности: Собор Александра Невского; театр оперы и балета; ГПНТБ и др. | 37-50 |
7 | Наша школа. | 51-58 |
8 | Я и моя семья. | 59-66 |
9 | Знатоки Новосибирска. | 67-70 |
ИТОГО: | 70 часов |
Результаты изучения курса.
Во время занятий в кружке учащиеся получат возможность
узнать:
суть понятия краеведение, методы краеведческих исследований;
особенности географического положения и границы города;
год рождения и исторические этапы развития города Новосибирска;
численность населения и национальный состав Новосибирска;
известных людей города;
историко-культурные достопримечательности Новосибирска;
роль города в жизни страны;
уникальные черты Новосибирска.
научиться:
находить свой город на карте России, Новосибирской области;
описывать географическое положение города;
объяснять причины образования города;
объяснять значение символов города (герб, флаг города);
работать с первоисточниками, самостоятельно добывать информацию;
составлять доклады, рефераты;
применять полученные знания и умения в практической деятельности:
ориентироваться в городе;
читать карту города;
находить необходимую для повседневной жизни информацию о городе в различных источниках, включая интернет;
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Межпредметные связи на занятиях:
с уроками географии: умение работать с картой;
с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ.
Личностные и метапредметные результаты.
Результаты | Формируемые умения | Средства формирования |
Личностные | развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. | организация на занятиях парно-групповой работы |
Метапредметные результаты |
Регулятивные | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
Познавательные | умение учиться: навык решения творческих задач, навык поиска, анализа и интерпретации информации; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - выделять существенную информацию из текстов разных видов (смысловое чтение художественных и познавательных текстов); - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
Коммуникативные | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика): умение координировать свои усилия с усилиями других: - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности: -рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); -целеполагать (ставить и удерживать цели); -планировать (составлять план своей деятельности); -моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); -проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; -вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Раздел | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Введение. | Что такое краеведение. Затулинский жилмассив. | 2 |
С чего начинается Родина. | 2 |
Экскурсия по Затулинскому жилмассиву. | 2 |
Защита проекта « Моя Затулинка». | 2 |
2 | Новосибирск на карте. | Географическое положение Новосибирска на карте мира, России, НСО. | 2 |
Площадь территории города, конфигурация, границы, протяженность с севера на юг, с запада на восток. Районы города. Планировка, главные улицы. | 2 |
Районы города. Планировка, главные улицы. | 2 |
3 | Новосибирск - в прошлом. | История и причины возникновения города. | 2 |
Внешний вид города в начале своего возникновения. Топонимика Новосибирских названий.Этапы развития города. | 2 |
Основатели Новосибирска. Н. Г. Гарин- Михайловский. | 2 |
Основатели Новосибирска. Г.М.Будагов. | 2 |
Основатели Новосибирска. Н. М. Тихомиров. | 2 |
4 | Символика Новосибирска. | Флаг, герб, гимн Новосибирска. | 2 |
5 | Знаменитые Новосибирцы. | Знаменитые земляки: учёные, художники, музыканты, врачи. | 4 |
Андрей Дмитриевич Крячков – сибирский архитектор. | 2 |
Александр ИвановичПокрышкин. | 2 |
Защита проекта «Знаменитые Новосибирцы». | 2 |
6 | Достопримечательности нашего города. | Новосибирский зоопарк. | 2 |
Парковая зона Ботанического сада. | 2 |
Храмы Новосибирска. | 2 |
Театры Новосибирска. | 2 |
Новосибирский Государственный Академический Театр оперы и балета. | 2 |
Музеи Новосибирска. | 2 |
Защита проекта «Достопримечательности нашего города». | 2 |
7 | Наша школа. | История нашей школы. | 2 |
Символика школы. Школьные традиции. | 2 |
Знаменитые выпускники школы. | 2 |
Зашита проекта «Наша школа». | 2 |
8 | Я и моя семья. | Происхождение фамилий. | 2 |
Родословная семьи. | 2 |
Семейные традиции. | 2 |
Защита проекта «Моя родословная». | 2 |
9 | Знатоки Новосибирска. | Знатоки Новосибирска. | 4 |
ИТОГО: | 70 занятий |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение.
Настенная карта России.
Настенная карта НСО.
Атлас Новосибирской области.
Компьютер.
Экран.
Проектор.
6.Список литературы:
Борисов Б.Л. «История Новосибирской области. Учебное пособие для 9 -10 классов» Новосибирск. 1977г. Западно–Сибирское книжное издательство.
Брат А. Звёзды светят из прошлого: документальная повесть о Н. М. Тихомирове.- Новосибирск: Издательский дом «Сибирская горница», 2006.-66с. – (Издательский проект» Будаговская библиотека»).
Город Новосибирск:[герб и краткая историческая справка о городе]//гербы городов России: альбом – справочник.- М., 1998. С 340.
Земли моей прекрасное лицо. Новосибирская государственная областная научная библиотека.- Новосибирск, 2007. – 74с.
Кисельников А. А. Население города Новосибирска / А. А. Кисельников, Г.А. Бессонова, Л.П. Харченко. – Н.: Новосибирскстат, 2007. – 414 с.
Кравцов В.М., Донукалова Р.П. «География Новосибирской области. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений» Новосибирск. «Студия Дизайн и Инфолио» 1996г.
Красная книга Новосибирской области/Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. – 2-е изд. – Новосибирск: Арта, 2008. – 528с.
Магистраль. 1896-2006.–Новосибирск: Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2006.
Созидатели. Т.1.-Новосибирск: Клуб меценатов, 2003.- с.420.
Справочник переименованных улиц, переулков, площадей города Новосибирска.- Н., 2000.- 15с.
Цыплаков И. Краткая историческая энциклопедия Новосибирска/ И. Цыплаков.- Н.: «Горница», 1997.-284с.
20