Муниципальное образовательное учреждение
«Ратчинская средняя общеобразовательная школа»
Утверждена
Приказом по МОУ «Ратчинская СОШ»
№ __ от ___ августа 2017 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Наш дом - природа»
для 1 класса
Составитель
Назарова Е.В., учитель географии и биологии
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2017
Вступительная часть
Программа по внеурочной деятельности «Наш дом – природа» разработана для занятий с учащимися 1 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования, а также в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357, от 31 декабря 2015 г № 1576);
Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189, приложение 6.
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Ратчинская СОШ»;
Учебный план МОУ «Ратчинская СОШ» на 2016-2017 учебный год;
Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области, утвержденные решением коллегии МУ «Управление образования» протокол № 1 от 08.04.2016 года.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена на основе курса «Наш дом - природа», составленная Ю.В. Александровой, Л.Д. Ласкиной и рекомендована Управлением развития общего среднего образования Министерства Образования Российской Федерации.
Цель программы – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Программа «Наш дом - природа» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся общеобразовательной школы 1 класса.
В соответствии с учебном планом образовательной организации на изучение в 1 классе отводится 34 часа, количество часов в неделю – 1 час (34 учебные недели) , продолжительность занятий – 35 минут.
В программу включены темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля:
экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, знакомство с определителями, составление памяток.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Календарно тематическое планирование по внеурочной деятельности для 5 класса
№ раз- дела | № за- нятия | Тема | Планируемые сроки | Скорректированные сроки |
| | Рождение планеты – 2 часа | | |
1 | 1 | Инструктаж по охране труда. «Что такое окаменелости?» Возникновение жизни на Земле. | 01.09-07.09 | |
2 | 2 | Растительный и животный мир в разные эпохи развития Земли. | 08.09-14.09 | |
| | Живая и неживая природа – 9 часов. | | |
3 | 1 | Объекты живой и неживой природы. | 15.09-21.09 | |
4 | 2 | Определение среды обитания. | 22.09-28.09 | |
5 | 3 | Разнообразие живых организмов. | 29.09-05.10 | |
6 | 4 | Взаимосвязь растительности, потребителей и ее хищников. | 06.10-11.10 | |
7 | 5 | Изменение природы после вмешательства человека. | 16.10-20.10 | |
8 | 6 | Сезонные признаки времен года. | 23.10-27.10 | |
9 | 7 | Составление пищевой цепочки. | 30.10-03.11 | |
10 | 8 | Размножение животных. Игра «Назови детенышей» | 06.11-10.11 | |
11 | 9 | Красная книга Московской области. | 13.11-17.11 | |
| | Мировой океан – 7 часов. | | |
12 | 1 | Понятие «океан и море» | 27.11-01.12 | |
13 | 2 | Понятие «река и пруд» | 04.12-08.12 | |
14 | 3 | История возникновения прудов нашей деревни. | 11.12-15.12 | |
15 | 4 | Реки нашего района. | 18.12-22.12 | |
16 | 5 | Соленые и пресные воды Мирового океана. | 25.12-29.12 | |
17 | 6 | Приспособленность растений и животных к жизни в океане. | 09.01-15.01 | |
18 | 7 | Обитатели пресных водоемов. | 16.01-22.01 | |
| | Суша – 16 часов. | | |
19 | 1 | Понятие «остров». Острова на карте. | 23.01-29.01 | |
20 | 2 | Понятие «равнина» | 30.01-05.02 | |
21 | 3 | Луга и пастбища. | 06.02-12.02 | |
22 | 4 | Естественные пастбища Африки. | 13.02-21.02 | |
23 | 5 | Жизнь стадами, семейными группами | 26.02-02.03 | |
24 | 6 | 1.7 всей части суши –пустыни. | 05.03-09.03 | |
25 | 7 | Жаркие и холодные пустыни. | 12.03-16.03 | |
26 | 8 | Оазис. | 19.03-23.03 | |
27 | 9 | Жители жаркой пустыни. | 26.03-30.03 | |
28 | 10 | Верблюд – корабль пустыни. Растения сухих районов. | 02.04-06.04 | |
29 | 11 | Леса на Земле (вечнозеленые, хвойные) | 16.04-20.04 | |
30 | 12 | Леса на Земле(лиственные, горные) | 23.04-27.04 | |
31 | 13 | Четыре времени года. Полярные времена года. | 30.04-04.05 | |
32 | 14 | Сравнение животного мира Арктики и Антарктики. | 07.05-11.05 | |
33 | 15 | Горы на Земле. | 14.05-18.05 | |
34 | 16 | Экскурсия в лес. | 21.05-25.05 | |
Итого |
По программе | | | | |
Выполнено | | | | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР на заседании ШМО,рекомендовано к утверждению
________Кочергина И.Н. Протокол №__от «___»августа 2017г.
«____» августа 2017 г. Руководитель ШМО_________Лендова О.П.
16