Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Верхнеиткулово
муниципального района Ишимбайский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО учителей Руководитель ШМО __________/Абдрахманова Н.А./ Протокол №_3 от 29.08.2019_г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ села Верхнеиткулово _________/Абдрахманова Н.А../ « _31_ » 08.2019 г. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ села Верхнеиткулово _________/Багаутдинов Д.С/ Приказ № _250_ от 31.08.2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет___экономика______________
Класс_____11_________
Уровень образования____основное___общее___________
Срок реализации ____2019-2020_____________________
Составлена на основе __ Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего общего образования по экономике, авторской программы по экономике И.В. Липсица. - М: ВИТА-ПРЕСС, 2014 г.__
Ф.И.О учителя___Поляков Руслан Гаффарович_____________________________
Год______2019________________________
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования, с изменениями, в редакции Приказа МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 07.06.2017 №506);
Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ с. Верхнеиткулово, Ишимбайского района;
Примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) с учетом авторской программы: И. В. Липсиц. Экономика. Программа для 10,11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень): М.,2014;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г № 253, с изменениями, в ред. Приказа МО и Н РФ от 05.07.2017г. № 629).
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, приказ 208 от 26.08.2016 года.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
Общая характеристика учебного предмета.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
- Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Результаты обучения:
Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно – правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
- Уметь приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.
- Описывать действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики.
- Объяснять взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получение и оценка экономической информации;
- составление семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Описание места учебного предмета
Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубления изучения, прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа по экономике для 11 класса предусматривает обучение экономики в объёме 1 часа в неделю, 34 ч. за год. Срок реализации программы – 1 год.
Содержания учебного курса по предмету
Экономика
Содержание рабочей программы по экономике (34 ч.)
Тема10. Что такое фирма и как она действует на рынке(7ч.).
Что такое фирма и как она действует на рынке. Фирма, предприниматель и предпринимательство. Организационно-правовые формы фирм. Достоинства и недостатки
мелких и крупных фирм.
Экономические основы деятельности фирмы. Издержки, выручка, прибыль. Максимизация прибыли. Постоянные и переменные затраты, средние и предельные издержки.
Влияние конкуренции на деятельность фирм.
Типы конкурентных рынков, влияние монополизации на положение продавцов и покупателей, роль государства в ограничении монополизации рынка.
Предприниматель и условия создания успешного бизнеса. Основные источники финансирования бизнеса, бухгалтерский учет, баланс фирмы, активы и пассивы фирмы, закон убывающей эффективности, амортизация, основной капитал. Менеджмент, уровни менеджмента, маркетинг, маркетинговые исследования, понятие планирования.
Деловая среда бизнеса. Бизнес-план, цена безразличия, фьючерс.
Тема11.Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов его последствия.(6ч.)
Доходы и расходы семей. Семейные доходы, виды факторных доходов, закон Энгеля, семейные расходы.
Потребности и полезность. Полезность благ. Закон убывающей предельной полезности. Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Роль информации в процессе потребительского выбора. Реклама. Права потребителя и их защита.
Влияние инфляции на семейную экономику. Номинальный доход, реальный доход, переменные и фиксированные доходы, номинальная и реальная ставка процента. Роль семейных сбережений для обеспечения экономического развития страны. Страхование.
Неравенство доходов и его последствия. Неравенство доходов, богатство, абсолютное равенство, кривая Лоренца, социальные трансферты. Механизм регулирования доходов в экономике смешанного типа, экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод ее смягчения.
Тема12. Экономические задачи государства(8ч.).
Причины и формы участия государства в регулировании экономики. Экономические свободы, слабые стороны рынка, монополизация рынка, антимонопольное законодательство. Внешние эффекты, положительные и отрицательные. Общественные блага.
Макроэкономические процессы в экономике страны. ВВП, ВНП. Номинальные и реальные показатели. Измерение результатов экономической деятельности страны. Совокупный спрос и совокупное предложение, макроэкономическое равновесие. Фискальная политика Монетарная политика. Экономические циклы.
Контрольная работа
Тема13. Государственные финансы(3ч.).
Налоги как источник доходов государства. Принципы и методы налогообложения, виды налогов, кривая Лаффера.
Как формируется и расходуется государственный бюджет. Бюджет, виды доходов, виды расходов, бюджетное тождество и дефицит, профицит. Причины возникновения госдолга и способы его сокращения, госдолг.
Тема14. Экономический рост(3ч.).
Что такое экономический рост и как можно его ускорить. Экономический рост, интенсивный, экстенсивный. Механизмы экономического роста. Мультипликатор, Акселератор, норма накопления, темпы роста, устойчивое развитие.
Экономические проблемы человечества в 21 веке. Геоэкономика. Опасность «ножниц неравенства», проблема «север-юг», способы разрешения.
Тема15. Организация международной торговли(3ч.).
Международная торговля и ее влияние на экономику страны. Экспорт, импорт, принципы относительного и абсолютного преимуществ, международное разделение труда и мировой торговли, протекционизм и фритредерство, демпинг, сальдо торг. баланса. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран.
Международная финансовая система. Валютный курс, обмен валютами, конвертируемость валют, организация денежных расчетов, виды валют и валютные системы
Тема16. Экономическое устройство России на рубеже 20-21 веков(2ч.).
Современная экономика России. Особенности экономики современной России, основные проблемы. Уровень жизни в России в сравнении с другими странами.
Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации. Либерализация экономики, структура собственности в России.
Повторение курса (1ч.).
Итоговый урок (1ч.).
Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа обеспечивает уровень подготовки, соответствующий Стандарту среднего (полного) общего образования то экономике для средних школ на базовом уровне. В соответствии с ним ученик должен:
• знать/понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;
• уметь приводить примеры: факторов производства и факторных до ходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
• описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
• объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения и оценки экономической информации; составления семейного бюджета; оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Учебно-методический комплект
1. Экономика: учебник для 10-11 класса: базовый уровень /под. ред.И.В. Липсиц М.: Просвещение. 2014 год./ 2. Рабочая тетрадь к учебнику «Экономика. 10-11 класс» под редакцией И.В. Липсиц. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. 3. Поурочные разработки "Уроки -экономики. 10-11 класс.» под. ред. И.В.Липсиц, С.И.Серегина "Просвещение". Москва.2012год. 4. Преподавание истории и обществознания в школе 2009-2011 ( журналы). 5. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. - М.: Вита-пресс, 2010. 6.Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2011 г.
Электронно-образовательные ресурсы:
1. http://www.edu.ru –каталог образовательных интернет - ресурсов; 2. http://www.km-school.ru - КМ-школа 3. http://it-n.ru – Сеть творческих учителей 4. http://www.lib.ru - Электронная библиотека 5. www.virlib.ru – Виртуальная библиотека 6. http://humanitar.ru - Единый портал обществознания 7. http://www.lib.ru - Электронная библиотека
8. www.virlib.ru – Виртуальная библиотека 9. http://www.zavuch.info - Сайт для учителя 10. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. 11. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 12. http://www.history.inc.ru/http://lichm.narod.ru/
Технические средства обучения.
Классная магнитная доска Интерактивная доска. Компьютер. Мультимедийный проектор.
Календарно - тематическое планирование уроков
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит __35__ часа (из расчёта __1_ учебный час в неделю) Согласно календарно-графическому учебному графику МБОУ СОШ села Верхнеиткулово в _11_ классе отводится _35__ недель, соответственно _35__ часа, а по календарно-тематическому плану _34__ часа
По приказу директора школы № _250__от 31.08.2019 года разрешается уплотнение учебного материала с целью выполнения программного материала.
№ урока | Наименование разделов и тем урока | Планируемые сроки проведения урока | Фактические сроки проведения урока | Примечания |
1 | Что такое фирма и как она действует на рынке. | 04.09.19 | | |
2 | Организационно-правовые формы фирм. | 11.09.19 | | |
3 | Экономические основы деятельности фирмы | 18.09.19 | | |
4 | Входная контрольная работа | 25.09.19 | | |
5 | Предприниматель и условия создания успешного бизнеса. | 02.10.19 | | |
6 | Ведение бизнеса | 09.10.19 | | |
7 | Деловая среда бизнеса | 16.10.19 | | |
8 | Доходы и расходы семей. | 23.10.19 | | |
9 | Потребности и полезность. | 06.11.19 | | |
10 | Потребительский выбор. | 13.11.19 | | |
11 | Влияние инфляции на семейную экономику. | 20.11.19 | | |
12 | Влияние инфляции на семейную экономику. | 27.11.19 | | |
13 | Неравенство доходов и его последствия. | 04.12.19 | | |
14 | Причины и формы участия государства в регулировании экономики. | 11.12.19 | | |
15 | Контрольная работа № 1 | 18.12.19 | | |
16 | Макроэкономические процессы в экономике страны. | 25.12.19 | | |
17 | Макроэкономические процессы в экономике страны. | 15.01.20 | | |
18 | Измерение результатов экономической деятельности страны | 22.01.20 | | |
19 | Цикличность развития рыночной экономики. | 29.01.20 | | |
20 | Фискальная политика. | 05.02.20 | | |
21 | Монетарная политика. | 12.02.20 | | |
22 | Контрольная работа № 2 | 19.02.20 | | |
23 | Налоги как источник доходов государства | 26.02.20 | | |
24 | Как формируется и расходуется государственный бюджет. | 04.03.20 | | |
25 | Что такое экономический рост и как можно его ускорить. | 11.03.20 | | |
26 | Что такое экономический рост и как можно его ускорить. | 18.03.20 | | |
27 | Экономические проблемы человечества в 21 веке. | 01.04.20 | | |
28 | Международная торговля и ее влияние на экономику страны. | 08.04.20 | | |
29 | Международная торговля и ее влияние на экономику страны. | 15.04.20 | | |
30 | Международная финансовая система. | 22.04.20 | | |
31 | Современная экономика России. | 29.04.20 | | |
32 | Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации. | 06.05.20 | | |
33 | Итоговая контрольная работа | 13.05.20 | | |
34 | Итоговый урок | 20.05.20 | | |