Пояснительная записка
к рабочей программе по предмету «Этика»
7класс
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273 и предназначена для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития.
В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в образовательном компоненте 7 класса имеется предмет «Этика». Рабочая программа по этике в 7 классе разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; 5 – 9 классы. Под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, «Просвещение», 2013.
Цель: целенаправленное обучение и усвоение определенных нравственных знаний, норм, навыков культуры поведения и речи.
Задачи:
формирование представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими;
формирование сознательной оценке своих поступков и себя в целом,
формирование элементарных сведений о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе;
формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельно моральный выбор в житейских ситуациях,
изучение причин возникновения социальных норм поведения человека, понимание законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях.
формирование стремления к достижениям в учебе, поиску друзей, стремления задуматься о будущем веры в свои силы, в возможность стать лучше;
Предмет «Этика» изучается в 7 классе 1 ч в неделю.
7 класс
I четверть - ч.
II четверть - ч.
III четверть - ч.
IV четверть - ч.
тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Словарь | Наглядность |
а | б |
Введение (2 ч) | |
1 | Общее представление о предмете «Этика» (системе знаний о правилах взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом, о правилах, регулирующих поступки людей) | 1 | | | Этика | Презентация, словарь |
2 | Этические представления людей в разные эпохи (знакомство с историей происхождения этических правил) | 1 | | | Этика | Презентация, словарь, энциклопедия |
Понять самого себя (13 ч) |
3 | Человек как биологический вид (строение тела, особенности психической деятельности) | 1 | | | Биологический вид | Презентация, иллюстрации, словарь, энциклопедия |
4 | Единство всех людей как социальная общность (сходство, близость условий жизнедеятельности людей, ценности, интересы, нормы) | 1 | | | Ценности | Словарь, карточки |
5 | Индивидуальные особенности каждого человека (индивидуальность, индивид) | 1 | | | Индивидуальность,индивид | Словарь, презентация, иллюстрации |
6 | Биологические характеристики человека (цвет глаз, кожи, форма лица, особенности строения тела) | 1 | | | Раса | Словарь, презентация, иллюстрации, энциклопедия |
7 | Особенности психической деятельности (восприятие, ощущения, память, речь, мышление, эмоции, чувства, задатки, темперамент) | 1 | | | Восприятие ощущения, память, речь, мышление, эмоции, чувства, задатки, темперамент | Презентация, словарь, энциклопедия, схема |
8 | Социальные факторы в формировании личности (в ходе роста и развития разнообразных видов деятельности: развитие мышления, речи, индивидуальных способностей человека) | 1 | | | Социальный фактор | Презентация, словарь, энциклопедия, схема |
9 | Условия для формирования интересов, привычек, взглядов | 1 | | | Привычка, взгляд | Презентация, словарь |
10 | Формирование человека как личности | 1 | | | Личность | Презентация, словарь, энциклопедия |
11 | Ведущие виды деятельности личности на разных этапах развития (игра, учение, труд) | 1 | | | Ведущая деятельность | Презентация, словарь, энциклопедия |
12 | Влияние видов деятельности на развитие человека | 1 | | | Деятельность | Презентация, словарь |
13 | Активность личности (желания, потребности, мотивы, интересы) | 1 | | | Активность личности | Словарь, Презентация, словарь |
14 | Поведение, поступки человека | 1 | | | Поступок | |
15 | Недостатки и достоинства человека | 1 | | | Недостаток, достоинство | Презентация, словарь, |
Отношения товарищества (16 ч) |
16 | Дружба – чувство, присущее человеку | 1 | | | Дружба | Презентация, словарь, энциклопедия |
17 | Дружеские связи и взаимоотношения в коллективе | 1 | | | Коллектив | Презентация, словарь, энциклопедия |
18 | Для чего человеку дружба | 1 | | | | Презентация, тест |
19 | Выработка навыков коллективного взаимодействия (формирование прав личности, самоуважение, умение соотносить свои интересы с общественными) | 1 | | | Взаимодействие | Презентация, словарь, энциклопедия |
20 | Эмоциональная и деловая привязанность (избирательность, устойчивость, психологическая глубина) | 1 | | | Эмоциональная привязанность | Словарь энциклопедия |
21 | Реализация потребностей в самоанализе (возможность узнавать себя в другом человеке) | 1 | | | Самоанализ | Словарь |
22 | «Скажи мне, кто твой друг…» | 1 | | | | Презентация, тест |
23 | Основа дружеских отношений (согласие интересов, убеждений, воли, уважение, доверие, преданность) | 1 | | | Убеждение, преданность | Презентация, словарь, схема |
24 | Сотрудничество и партнёрство | 1 | | | Сотрудничество, партнёрство | Презентация, словарь, энциклопедия |
25 | Узы товарищества (честность, правдивость, взаимопомощь) | 1 | | | Узы | Презентация, словарь, энциклопедия |
26 | Помощь настоящая и ложная | 1 | | | Помощь настоящая, помощь ложная | Словарь, тест |
27 | Типы дружеских отношений: истинная дружба (единство взглядов, интересов) | 1 | | | Истинная дружба | Презентация, словарь |
28 | Типы дружеских отношений: дружба – соперничество (нет равенства в отношениях, один хочет подчинить себе другого, нет уважения) | 1 | | | Соперничество | Презентация, словарь |
29 | Типы дружеских отношений: дружба – компанейство (отсутствие прочных связей, избирательность в отношениях) | 1 | | | Компанейство | Презентация, словарь |
30 | Возникновение конфликтов в отношениях друзей | 1 | | | Конфликт | Презентация, словарь |
31 | Причины возникновения конфликтов | 1 | | | Конфликт | Презентация, словарь |
32-33 | Способы преодоления конфликтов | 2 | | | Конфликт | Презентация, словарь |
34-35 | Этические правила в отношениях друзей (друзья-мальчики, друзья мальчик и девочка, друзья-девочки, друг-взрослый) | 2 | | | Этические правила | Презентация, словарь |
| | | | | | |
Содержание программы
Введение
Раздел «Введение» предполагает знакомство учащихся с новым предметом «Этика» — с взаимоотношениями между людьми, отдельным человеком и обществом, правилами, регулирующими поступки людей. В этой части следует раскрыть цели и задачи изучения этого предмета. Особенно важно донести до учеников сведения о том, что нравственные правила в обществе возникли давно, они имеют исторические корни, помогают устанавливать и регулировать отношения в человеческом сообществе.
Темы для изучения и обсуждения
1. Общее представление о предмете «Этика» как системе знаний о правилах взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом, о правилах, регулирующих поступки людей.
2. Этические представления людей в разные эпохи, краткое знакомство с историей происхождения этических правил (см. социокультурные разделы по программе истории).
Понять самого себя
В процессе работы по данному разделу формируются следующие простейшие представления:
человек как особый биологический вид, обладающий определенными биологическими и психическими характеристиками, отличающими его от всех других видов живых существ. Единство человеческого сообщества на Земле;
представление об индивидуальных особенностях каждого человека как индивида с его физической и психической уникальностью (неповторимостью);
представление о формировании человека как личности в процессе роста, развития, деятельности, общения с другими людьми;
представление о единственности, ценности и неповторимости каждого человека.
Раздел «Понять самого себя» обращен к самому учащемуся, предполагает осознание себя как личности, что дает возможность учителю обращаться к примерам и анализу разнообразных чувств, поступков людей, а также стимулировать учащихся к оценке собственных достоинств и недостатков применительно к эталонным образцам личности. Обращение к анализу особенностей собственной личности развивает самосознание ребенка, дает возможность формировать навыки самоанализа, самооценки и понимание самобытности и неповторимости себя как человеческой личности, что в дальнейшем служит основанием для воспитания доброго, уважительного отношения к другим людям. (Материал этого раздела является базовым для понимания следующих разделов.)
Темы для изучения и обсуждения
1. Человек как биологический вид (строение тела, особенности психической деятельности). Единство всех людей как социальная общность.
2. Индивидуальные особенности каждого человека. Биологические характеристики: цвет глаз, кожи, форма лица, особенности строения тела и др. Особенности психической деятельности: восприятие, ощущения, память, речь, мышление, эмоции, чувства, задатки, темперамент.
3. Социальные факторы в формировании личности в ходе роста и развития разнообразных видов деятельности:
развитие мышления, речи, индивидуальных способностей человека;
условия для формирования интересов, привычек, взглядов, убеждений, мировоззрения.
4. Основные виды деятельности личности на разных возрастных этапах: игра, учение, труд. Их роль и влияние на развитие личности человека.
5. Направленность личности: желания, потребности, мотивы, интересы.
6. Поведение, поступки как проявление личности, индивидуальных качеств человека, возможности для их познания другим человеком.
Отношение товарищества
В ходе работы по изучению данного раздела учителю необходимо помнить о том, что подростковый возраст характеризуется ослаблением связи с родителями, поиском новых, равноправных отношений со сверстниками и что это период активного становления личности, ее самопознания и самоутверждения. Для умственно отсталого ребенка данный период опасен возможностью неверного понимания отношений товарищества, что является одной из причин их вхождения в отношения (группы) с антисоциальной направленностью. Основными смысловыми направлениями в работе по этому разделу должны стать следующие:
формирование представлений о дружбе, ее основах, правилах взаимоотношений между товарищами;
формирование представлений о способах различения истинной дружбы от отношений подчинения, потребительства и др.;
формирование представлений о причинах конфликтов, возникающих в дружбе, товарищеских связях, возможностях и способах их преодоления.
Темы для изучения и обсуждения
1. Дружба — чувство, присущее человеку. Когда и как возникают дружеские связи. Для чего человеку нужна дружба.
2. Дружеские связи и взаимоотношения в коллективе людей:
коллектив объединяет общая деятельность, человек учится строить межличностные отношения, помогает выработке навыков коллективного взаимодействия и дисциплины, в коллективе формируются права личности, самоуважение, умение соотносить свои интересы с общественными;
дружба основана на эмоциональной и деловой привязанности к конкретному человеку, она характеризуется избирательностью, устойчивостью, психологической глубиной. В дружбе человек имеет возможность узнавать себя в другом человеке, он реализует потребность в самоанализе, самовыражении.
3. Почему говорят: «Скажи мне, кто твой друг...»? Основа дружеских отношений — согласие интересов, убеждений, воли, уважение, доверие, преданность, сотрудничество и партнерство.
4. «Какой ты друг?» Узы товарищества: честность, правдивость, взаимопомощь. Помощь настоящая и ложная.
5. Типы дружеских отношений:
истинная дружба (единство взглядов, интересов и т. д.);
дружба-соперничество (нет равенства в отношениях, один хочет подчинить себе другого, нет уважения);
дружба-компанейство (отсутствуют прочные связи, избирательность в отношениях, которые имеют поверхностный характер).
6. Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения, способы преодоления конфликтов.
7. Этические правила в отношениях друзей (друзья-мальчики, друзья мальчик и девочка, друзья-девочки, друг-взрослый).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1 уровень:
Учащиеся должны знать
знать понятия этика,
индивидуальные особенности человека
объяснять понятия: дружба, порядочность, доверие, честность, трудолюбие,
правила взаимоотношений между друзьями
причины возникновения конфликтов и способы их преодоления
Учащиеся должны уметь:
давать оценку собственным действиям и действиям других людей
анализировать чувства, поступки людей
проявлять стремление к добрым делам и поступкам
соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе;
проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу;
избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций,
объяснять смысл пословиц и поговорок
2 уровень:
Учащиеся должны знать:
понимать значение понятия этика,
понимать значение понятия: дружба,
правила между друзьями
Учащиеся должны уметь
проявлять стремление к добрым делам и поступкам
дружески общаться в коллективе;
избегать конфликтов
Учебно – методическое обеспечение
Е.Андреева «Времена и нравы»
В.Пекелис «Как найти себя»
Я.В.Соколов. Граждановедение: учебное пособие для учащихся 5 классов, их родителей и учителей – 9 издание. Научно-внедренческий Центр «Гражданин» 2003г
Я.В.Соколов. Граждановедение: учебное пособие для учащихся 6 классов, их родителей и учителей – 9 издание. Научно-внедренческий Центр «Гражданин» 2003г
Этика и психология семейной жизни. Типовая программа курса для учащихся старших классов средней школы. – М.: “Просвещение”, 1986.
Колбовская С. Г. Уроки этики. Яр; 1994г.
Ресурсы Интернета:
http://wiki.ciit.zp.ua/index.php/_
http://pedsovet.su/load/183-1-0-15334
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/urok-po-opk-0
http://www.proshkolu.ru/club/classru/file2/743840
http://astersoft.net/konspekt-vneklassnogo-meroprijatija-na-temu-s-detstva-druzhboj-dorozhi
http://www.maaam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-urok-semi-i-semeinyh-cenostei.html
http://www.myshared.ru/slide/174005/
Материально-техническое обеспечение
Экранно-звуковые пособия
2.Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения
3.Презентации, соответствующие содержанию обучения.
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор.
Моноблок intel Pentium