СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по этике для обучающихся 7 класса адаптивной школы для детей с нарушениями интеллектуального развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по этике для обучающихся 7 класса адаптивной школы для детей с нарушениями интеллектуального развития.

разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида; 5-9 классы. под редакцией И.М.Бгажноковой, Москва, "Просвещение" -, 2013 год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по этике для обучающихся 7 класса адаптивной школы для детей с нарушениями интеллектуального развития.»

Пояснительная записка

к рабочей программе по предмету «Этика»

7класс

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273 и предназначена для обучения детей с нарушениями интеллектуального развития.

В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в образовательном компоненте 7 класса имеется предмет «Этика». Рабочая программа по этике в 7 классе разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; 5 – 9 классы. Под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, «Просвещение», 2013.

Цель: целенаправленное обучение и усвоение определенных нравственных знаний, норм, навыков культуры поведения и речи.

Задачи:

  • формирование представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими;

  • формирование сознательной оценке своих поступков и себя в целом,

  • формирование элементарных сведений о правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе;

  • формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельно моральный выбор в житейских ситуациях,

  • изучение причин возникновения социальных норм поведения человека, понимание законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях.

  • формирование стремления к достижениям в учебе, поиску друзей, стремления задуматься о будущем веры в свои силы, в возможность стать лучше;

Предмет «Этика» изучается в 7 классе 1 ч в неделю.

7 класс

I четверть - ч.

II четверть - ч.

III четверть - ч.

IV четверть - ч.


тематическое планирование


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Словарь

Наглядность

а

б

Введение (2 ч)


1

Общее представление о предмете «Этика»

(системе знаний о правилах взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом, о правилах, регулирующих поступки людей)

1



Этика

Презентация, словарь

2

Этические представления людей в разные эпохи

(знакомство с историей происхождения этических правил)

1



Этика

Презентация, словарь,

энциклопедия

Понять самого себя (13 ч)

3

Человек как биологический вид

(строение тела, особенности психической деятельности)

1



Биологический вид


Презентация, иллюстрации, словарь, энциклопедия

4

Единство всех людей как социальная общность

(сходство, близость условий жизнедеятельности людей, ценности, интересы, нормы)

1



Ценности

Словарь, карточки

5

Индивидуальные особенности каждого человека

(индивидуальность, индивид)

1



Индивидуальность,индивид

Словарь, презентация, иллюстрации

6

Биологические характеристики человека

(цвет глаз, кожи, форма лица, особенности строения тела)

1



Раса

Словарь, презентация, иллюстрации, энциклопедия

7

Особенности психической деятельности

(восприятие, ощущения, память, речь, мышление, эмоции, чувства, задатки, темперамент)

1



Восприятие ощущения, память, речь, мышление, эмоции, чувства, задатки, темперамент

Презентация, словарь,

энциклопедия, схема

8

Социальные факторы в формировании личности

(в ходе роста и развития разнообразных видов деятельности: развитие мышления, речи, индивидуальных способностей человека)

1



Социальный фактор

Презентация, словарь,

энциклопедия, схема

9

Условия для формирования интересов, привычек, взглядов

1



Привычка, взгляд

Презентация, словарь

10

Формирование человека как личности

1



Личность

Презентация, словарь,

энциклопедия

11

Ведущие виды деятельности личности на разных этапах развития (игра, учение, труд)

1



Ведущая деятельность

Презентация, словарь,

энциклопедия

12

Влияние видов деятельности на развитие человека

1



Деятельность

Презентация, словарь

13

Активность личности

(желания, потребности, мотивы, интересы)

1



Активность личности

Словарь, Презентация, словарь

14

Поведение, поступки человека

1



Поступок


15

Недостатки и достоинства человека

1



Недостаток, достоинство

Презентация, словарь,


Отношения товарищества (16 ч)

16

Дружба – чувство, присущее человеку

1



Дружба

Презентация, словарь,

энциклопедия

17

Дружеские связи и взаимоотношения в коллективе

1



Коллектив

Презентация, словарь,

энциклопедия

18

Для чего человеку дружба

1




Презентация, тест

19

Выработка навыков коллективного взаимодействия

(формирование прав личности, самоуважение, умение соотносить свои интересы с общественными)

1



Взаимодействие

Презентация, словарь,

энциклопедия

20

Эмоциональная и деловая привязанность

(избирательность, устойчивость, психологическая глубина)

1



Эмоциональная привязанность

Словарь

энциклопедия

21

Реализация потребностей в самоанализе

(возможность узнавать себя в другом человеке)

1



Самоанализ

Словарь

22

«Скажи мне, кто твой друг…»

1




Презентация, тест

23

Основа дружеских отношений

(согласие интересов, убеждений, воли, уважение, доверие, преданность)

1



Убеждение, преданность

Презентация, словарь,

схема


24

Сотрудничество и партнёрство

1



Сотрудничество, партнёрство

Презентация, словарь,

энциклопедия

25

Узы товарищества

(честность, правдивость, взаимопомощь)

1



Узы

Презентация, словарь,

энциклопедия

26

Помощь настоящая и ложная

1



Помощь настоящая,

помощь ложная

Словарь, тест

27

Типы дружеских отношений: истинная дружба

(единство взглядов, интересов)

1



Истинная дружба

Презентация, словарь

28

Типы дружеских отношений: дружба – соперничество

(нет равенства в отношениях, один хочет подчинить себе другого, нет уважения)

1



Соперничество

Презентация, словарь

29

Типы дружеских отношений: дружба – компанейство

(отсутствие прочных связей, избирательность в отношениях)

1



Компанейство


Презентация, словарь

30

Возникновение конфликтов в отношениях друзей

1



Конфликт

Презентация, словарь

31

Причины возникновения конфликтов

1



Конфликт

Презентация, словарь

32-33

Способы преодоления конфликтов

2



Конфликт

Презентация, словарь

34-35

Этические правила в отношениях друзей

(друзья-мальчики, друзья мальчик и девочка, друзья-девочки, друг-взрослый)

2



Этические правила

Презентация, словарь













Содержание программы

Введение

      Раздел «Введение» предполагает знакомство учащихся с новым предметом «Этика» — с взаимоотношениями между людьми, отдельным человеком и обществом, правилами, регулирующими поступки людей. В этой части следует раскрыть цели и задачи изучения этого предмета. Особенно важно донести до учеников сведения о том, что нравственные правила в обществе возникли давно, они имеют исторические корни, помогают устанавливать и регулировать отношения в человеческом сообществе.

Темы для изучения и обсуждения

      1. Общее представление о предмете «Этика» как системе знаний о правилах взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом, о правилах, регулирующих поступки людей.
      2. Этические представления людей в разные эпохи, краткое знакомство с историей происхождения этических правил (см. социокультурные разделы по программе истории).

Понять самого себя

      В процессе работы по данному разделу формируются следующие простейшие представления:
      человек как особый биологический вид, обладающий определенными биологическими и психическими характеристиками, отличающими его от всех других видов живых существ. Единство человеческого сообщества на Земле;
      представление об индивидуальных особенностях каждого человека как индивида с его физической и психической уникальностью (неповторимостью);
      представление о формировании человека как личности в процессе роста, развития, деятельности, общения с другими людьми;
      представление о единственности, ценности и неповторимости каждого человека.
      Раздел «Понять самого себя» обращен к самому учащемуся, предполагает осознание себя как личности, что дает возможность учителю обращаться к примерам и анализу разнообразных чувств, поступков людей, а также стимулировать учащихся к оценке собственных достоинств и недостатков применительно к эталонным образцам личности. Обращение к анализу особенностей собственной личности развивает самосознание ребенка, дает возможность формировать навыки самоанализа, самооценки и понимание самобытности и неповторимости себя как человеческой личности, что в дальнейшем служит основанием для воспитания доброго, уважительного отношения к другим людям. (Материал этого раздела является базовым для понимания следующих разделов.)

Темы для изучения и обсуждения

      1. Человек как биологический вид (строение тела, особенности психической деятельности). Единство всех людей как социальная общность.
      2. Индивидуальные особенности каждого человека. Биологические характеристики: цвет глаз, кожи, форма лица, особенности строения тела и др. Особенности психической деятельности: восприятие, ощущения, память, речь, мышление, эмоции, чувства, задатки, темперамент.
      3. Социальные факторы в формировании личности в ходе роста и развития разнообразных видов деятельности:
      развитие мышления, речи, индивидуальных способностей человека;
      условия для формирования интересов, привычек, взглядов, убеждений, мировоззрения.
      4. Основные виды деятельности личности на разных возрастных этапах: игра, учение, труд. Их роль и влияние на развитие личности человека.
      5. Направленность личности: желания, потребности, мотивы, интересы.
      6. Поведение, поступки как проявление личности, индивидуальных качеств человека, возможности для их познания другим человеком.

Отношение товарищества

      В ходе работы по изучению данного раздела учителю необходимо помнить о том, что подростковый возраст характеризуется ослаблением связи с родителями, поиском новых, равноправных отношений со сверстниками и что это период активного становления личности, ее самопознания и самоутверждения. Для умственно отсталого ребенка данный период опасен возможностью неверного понимания отношений товарищества, что является одной из причин их вхождения в отношения (группы) с антисоциальной направленностью. Основными смысловыми направлениями в работе по этому разделу должны стать следующие:
      формирование представлений о дружбе, ее основах, правилах взаимоотношений между товарищами;
      формирование представлений о способах различения истинной дружбы от отношений подчинения, потребительства и др.;
      формирование представлений о причинах конфликтов, возникающих в дружбе, товарищеских связях, возможностях и способах их преодоления.

Темы для изучения и обсуждения

      1. Дружба — чувство, присущее человеку. Когда и как возникают дружеские связи. Для чего человеку нужна дружба.
      2. Дружеские связи и взаимоотношения в коллективе людей:
      коллектив объединяет общая деятельность, человек учится строить межличностные отношения, помогает выработке навыков коллективного взаимодействия и дисциплины, в коллективе формируются права личности, самоуважение, умение соотносить свои интересы с общественными;
      дружба основана на эмоциональной и деловой привязанности к конкретному человеку, она характеризуется избирательностью, устойчивостью, психологической глубиной. В дружбе человек имеет возможность узнавать себя в другом человеке, он реализует потребность в самоанализе, самовыражении.
      3. Почему говорят: «Скажи мне, кто твой друг...»? Основа дружеских отношений — согласие интересов, убеждений, воли, уважение, доверие, преданность, сотрудничество и партнерство.
      4. «Какой ты друг?» Узы товарищества: честность, правдивость, взаимопомощь. Помощь настоящая и ложная.
      5. Типы дружеских отношений:
      истинная дружба (единство взглядов, интересов и т. д.);
      дружба-соперничество (нет равенства в отношениях, один хочет подчинить себе другого, нет уважения);
      дружба-компанейство (отсутствуют прочные связи, избирательность в отношениях, которые имеют поверхностный характер).
      6. Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения, способы преодоления конфликтов.
      7. Этические правила в отношениях друзей (друзья-мальчики, друзья мальчик и девочка, друзья-девочки, друг-взрослый).



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

1 уровень:

Учащиеся должны знать

  • знать понятия этика,

  • индивидуальные особенности человека

  • объяснять понятия: дружба, порядочность, доверие, честность, трудолюбие,

  • правила взаимоотношений между друзьями

  • причины возникновения конфликтов и способы их преодоления

Учащиеся должны уметь:

  • устанавливать взаимосвязь человека и природы

  • давать оценку собственным действиям и действиям других людей

  • анализировать чувства, поступки людей

  • проявлять стремление к добрым делам и поступкам

  • соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе;

  • проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу;

  • избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций,

  • объяснять смысл пословиц и поговорок





2 уровень:

Учащиеся должны знать:

  • понимать значение понятия этика,

  • понимать значение понятия: дружба,

  • правила между друзьями

Учащиеся должны уметь

  • проявлять стремление к добрым делам и поступкам

  • дружески общаться в коллективе;

  • избегать конфликтов


Учебно – методическое обеспечение

  1. Е.Андреева «Времена и нравы»

  2. В.Пекелис «Как найти себя»

  3. Я.В.Соколов. Граждановедение: учебное пособие для учащихся 5 классов, их родителей и учителей – 9 издание. Научно-внедренческий Центр «Гражданин» 2003г

  4. Я.В.Соколов. Граждановедение: учебное пособие для учащихся 6 классов, их родителей и учителей – 9 издание. Научно-внедренческий Центр «Гражданин» 2003г

  5. Этика и психология семейной жизни. Типовая программа курса для учащихся старших классов средней школы. – М.: “Просвещение”, 1986.

  6. Колбовская С. Г. Уроки этики. Яр; 1994г.


Ресурсы Интернета:

  1. http://wiki.ciit.zp.ua/index.php/_

  2. http://pedsovet.su/load/183-1-0-15334

  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/urok-po-opk-0

  4. http://www.proshkolu.ru/club/classru/file2/743840

  5. http://astersoft.net/konspekt-vneklassnogo-meroprijatija-na-temu-s-detstva-druzhboj-dorozhi

  6. http://www.maaam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-urok-semi-i-semeinyh-cenostei.html

  7. http://www.myshared.ru/slide/174005/



Материально-техническое обеспечение


Экранно-звуковые пособия

2.Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

3.Презентации, соответствующие содержанию обучения.

Технические средства обучения

  1. Мультимедийный проектор.

  2. Моноблок intel Pentium