СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по Истории Древнего мира с пояснительной запиской для 5 классов
Пояснительная записка
Данная рабочая программа курса «Всеобщая история. История Древнего мира» предназначена для учащихся 5 «Г» и 5 «Д» классов приступивших к изучению истории в первом концентре исторического образования. Программа составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г.( утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 - http://standart.edu.ru/ ), авторской программой А.А. Вигасина , Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира», Примерной программой по истории. 5-9 классы. ( Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М : Просвещение, 2010.- Стандарты второго поколения).
Общая характеристика учебного предмета
Актуальность изучения курса истории:
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.
В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.
Для этого учителю необходимо помочь учащимся:
- научиться пользоваться информацией;
- научиться общаться;
- научиться создавать завершённый продукт деятельности.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.
Цели и задачи учебного предмета:
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Цель изучения курса «История Древнего мира»:
освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Общие задачи изучения предмета «История Древнего мира» следующие:
- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур
Методы и формы решения поставленных задач
Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. Программа нацелена на использование в учебниках по всеобщей истории цивилизационно-гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития.
Цивилизационный подход также предполагается реализовать в курсах всеобщей истории для 5—9 классов основной школы, подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития.
Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;
проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Содержание курса по всеобщей истории конструируется на следующих принципах:
- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
- принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;
принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметных связей (обществознание, МХК).
Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
Логические связи предмета «История» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана:
На ступени основного общего образования использование межпредметных связей основывается прежде всего на интегративном взаимодействии курсов истории и обществознания. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. В рамках исторического образования учащиеся используют понятийный аппарат, усвоенный при изучении Обществоведения. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Сроки реализации данной программы: 2016-2017 учебный год.
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, сочинения, контрольные работы, тематический учет знаний, самостоятельные работы, картографические диктанты, исторические диктанты по терминам и датам, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля.
Содержание курса
История Древнего мира
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
Требования к результатам обучения учащихся 5 класса по истории
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в 5 классе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в 5 классе выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5 класса включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
Планируемые результаты изучения учебного курса за 5 класс, предполагают возможность учащихся научиться следующим знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории Древнего мира;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Древнего мира.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.).
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Показатели освоения курса
Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая, коммуникативная
Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей
способность осуществлять поиск нужной темы в учебнике;
способность выделять главное в тексте и второстепенное;
способность анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр. информацию;
способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с сообщением, защитой презентации;
способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде.
Учебно-методический комплект
Рабочая программа по всеобщей истории 5-9 классы. – Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина – А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2011.
Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М: Просвещение, 2014.
Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира.5кл.: В 2 вып. — М.: Просвещение, 2014.
Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2013.
Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2010.
Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. — М., 2008».
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:
Методические пособия:
Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2009.
Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2010.
Арасланова О.В. История древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой и Ф.А.Михайловского. – М. : ВАКО, 2005
Зверева Л.Н., Тувельман А.Е. Древний мир: 5 кл.: Краткие конспекты уроков для учителя истории. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно – методическое пособие. – М.: Дрофа, 2002
Г.А.Цветкова Дидактические материалы по истории Древнего мира. - М., «Владос –пресс» 2004
Список литературы для учителя
Основная литература
Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь / М. В. Агбунов. — М., 1994.
Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. -СПб., 1994.
Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. —М., 2005.
Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, Г. А. Стратановский. — М., 2008.
История Востока. В 6т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.
История Древней Греции: учеб. / под ред. В. И. Авдиева, А. Г. Бокщанина, Н. Н. Пикуса. — М., 1972.
Никольский В. К. Детство человечества / В. К. Никольский. — Ленинград, 1939.
Немировский А. И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский. — М., 2000. — Ч. 1—2.
Мерри X. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта/ Пер. с англ. /X. Мерри. — М., 1998.
10. Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер. с венг. — М., 1990.
Тематическая литература
Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. - М., 1998.
Геродот. История/Геродот. — М., 1993.
Древняя Греция: кн. для чтения / под ред. С. Л. Утченко. — М., 1974.
Знаменитые греки и римляне. — СПб., 1993.
История женщин на Западе. В 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / Под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро. — СПб., 2005.
Карсавин Л. П. История европейской культуры: Римская империя, христианство и варвары/Л. П. Карсавин. — СПб.-, 2003.
Колобова К. М. Как жили древние греки / К. М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. — М., 1959.
Микель П. Древняя Греция / П. Микель. — М., 1999.
9. Мифы Древней Греции. — М., 2001.
Дидактический материал:
Памятки – алгоритмы для изучения материала о войнах, восстаниях, оценки исторических деятелей
Отрывки из источников
Обучающие тестовые задания
Индивидуальные карточки
Познавательные задания
Тесты:
Тесты для проведения самостоятельных работ, зачета
Обучающие тесты на бумажных носителях
Обучающие тесты на электронных носителях (презентации)
Оборудование:
Альбом по истории культуры древнего мира
Таблицы и плакаты:
Одежда эпохи Древнего мира.
Орудия труда и транспорт .Древний мир.
Атласы:
Атлас. История древнего мира с комплектом контурных карт. – М. : Роскартография, 2006.
Контурные карты:
Контурные карты. История Древнего мира. 5кл
Настенные карты:
Древние государства мира.
Рост территории государств в древности.
Древний Восток. Египет и Передняя Азия.
Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. — III в.
н. э.).
Древняя Греция (до середины Ув. до н. э.).
Древняя Греция (Ув. до н. э.).
Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.
Древняя Италия.
Рост Римского государства в период республики и им
перии.
Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.
Римская республика в 111—1 вв. до н. э.
Римская империя в I— III вв. н. э.
Римская империя в IV— Увв. Падение Западной Римской
империи.
Или:
1. Древний Египет 1У-1тыс.до н.э. Древняя Италия 7-З в до н.э
2.Междуречье в древности. Индия и Китай в древности
3.Персидская держава в У1в. до н.э. (1)
4.Крито-микенская Греция. Греко-персидские войны. (500-478г до н.э.).
5.Древний Восток 1У-1тыс.до н.э. Завоевания Александра Македонского
6.Греция в 1Ув.до н.э / Образование державы Македонского.
7.Завоевания Рима в !1-1вв до н.э./ Рим. империя в 1-111 в.н.э (2)
8.Римская империя в 4-5в. Падение Западной Римской империи Арабы в 7-9в.
Электронные пособия:
Просвещение, история, 5 класс
Всеобщая история. История Древнего мира, 5 класс
История искусства, №1
История искусства, №2
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства
Эрмитаж. Искусство Западной Европы
Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир
Атлас Древнего мира. — М.: Новый ДИСК.
9. Шевченко Н. И. Интерактивный справочник. Всемирная история в датах. Древний мир и Средние века. — М.: Новый ДИСК.
Список дополнительной литературы для обучающихся:
Учебные пособия:
Вигасин А.А. История древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. Учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2010 – 2012 гг.
Литература для дополнительного чтения по истории Древнего мира. 5 класс:
Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира.5 класс
Энциклопедия для детей. Аванта+, Всеобщая история, часть 1
Первобытное общество
Рони Старший Ж. Борьба за огонь: Доисторический роман.
История Древнего Востока
Замаровский В. Путешествие к семи чудесам света.
Керрам К. Боги, гробницы, ученые.
Крамер С. Н. История начинается в Шумере.
Лившиц И.Г. Сказки и повести Древнего Египта.
Лурье С. «Заговорившие таблички». Серия «Ученые России – детям»
Матье М. Э. День египетского мальчика: Историческая повесть.
Матье М. Э. Кари, ученик художника: Историческая повесть.
Матье М.Э. Древнеегипетские мифы.
Моисеева К. М. Дочь Эхнатона.
Мора Ф. Золотой саркофаг.
Нейхардт А. А. и Шишова И. А. Семь чудес света.
Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока
Петровский Н. С., Белов А. М. Страна Большого Хапи. Л.
Рак «Мифы и легенды Древнего Египта»
Рубинштейн Р. И. Глиняный конверт: Историческая повесть.
Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии.
История Древней Греции
Аристофан "Лягушки".
Ботвинник, Рабинович, Стратановский "Жизнеописания знаменитых греков и римлян"
Бутромеев «Детский Плутарх»
Говоров А. А. Алкамен – театральный мальчик: Историческая повесть.
Гомер "Илиада", "Одиссея".
Грин П. Александр Македонский
Замаровский В. Путешествие к семи чудесам света.
Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции.
Лурье С. «Письмо греческого мальчика». Серия «Ученые России – детям»
Нейхардт А. А. и Шишова И. А. Семь чудес света.
Немировский А.И. Мифы Древней Эллады.
Озерецкая Е. Олимпийские игры. Знаменитые греки. Жизнеописания выдающихся деятелей древней Греции, составленные по Плутарху.
Рубинштейн Р. И. За что Ксеркс высек море: Рассказы из истории Греко-персидских войн.
Трухина Н.Н. «История древней Греции»
Тудоровская Е. А. Троянская война и ее герои: Приключения Одиссея.
Эсхил "Прикованный Прометей".
История Древнего Рима
Ботвинник, Рабинович, Стратановский "Жизнеописания знаменитых греков и римлян"
Кравчук А. Император Август.
Линдсей Дж. Ганнибал.
Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима.
Немировский А.И. Слоны Ганнибала: Исторический роман.
Немировский А.И. Три войны. Книга для чтения в 5 классе.
Остроменцкая Н. Ф. Ветеран Цезаря.
Трухина Н.Н. «История Древнего Рима»
Ян В. Г. Финикийский корабль. Спартак: Исторические повести.
Образовательные сайты:
Яndex-энциклопедии.- http://encycl.yandex.ru
Рубрикон. - http://www.rubricon.ru/
Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU.- http://www.megabook.ru/
http://www.lib.ru - Библиотека Максима Мошкова
Каталог археологических ресурсов -http://www.archaeology.ru/
Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki
Мифологическая энциклопедия - http://www.myfhology.narod.ru/
Всемирная история - http://historic.ru/
Древний мир - http://err.h18.ru/error500.shtml
http://www.rusedu.ru – презентации по истории Древнего мира
http://school-cjllection.edu.ru/ - презентации и материалы по истории Древнего мира
http://maat.org.ru/ , http://www.kemet.ru - история Древнего Египта
http://www.earth-history.com/ - электронная библиотека исторических источников «Древняя история мира»
http://www.mhk.spb.ru/ - МХК: Древний мир от первобытности до Рима
http://www.myfhology.sgu.ru/ - античная мифология
http://www.verigi.ru/ - античное христианство
Электронные пособия и DVD:
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (с видеоприложением)
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Электронная библиотека Максима Мошкова
Просвещение, история, 5 класс
1С:Образовательная коллекция. История Древнего мира, 5 класс
История искусства, №1
История искусства, №2
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства
Эрмитаж. Искусство Западной Европы
Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир
НГО: Египет: тайны фараонов. Загадки Великого Нила. Затерянное королевство майя. Святая земля. Мекка. Внутри Ватикана. (ДВД)
ВВС. Крестовые походы. Тайны ордена тамплиеров. Мифы и герои. Чингисхан. Черная борода. Нострадамус. Леонардо да Винчи. Ганнибал. Загадки Иеронима Босха. (ДВД)
ВВС: Нацизм. Секреты рейха: тайны нацизма. Загадки истории: кто убил Сталина? Загадки истории: кто убил Распутина? Загадки истории: кто убил Ивана Грозного? Изобретения древних: война и конфликты. Че Гевара. Величайшие книги: Дракула. Код да Винчи. 1914 г..: Николай Романов. !915 г.: Григорий Распутин. 1916 г.: Александра Федоровна. 1917 г.: Александр Керенский. (ДВД)
ВВС. Номо сапиенс – человек разумный. Одиссея первобытного человека. Через Анды к великой реке. Мечта об Африке. Коралловый рай. Генезис. (ДВД)
Лучшие познавательные фильмы. Ганнибал – легендарный полководец. Александр Македонский. Александр Великий. Древняя Греция. Мифы и герои. Чингисхан
Детская энциклопедия древних цивилизаций
Большая детская энциклопедия
|
|
|
| |||
|
| |||||
|
| |
| | ||
|
|
|
| | ||
|
|
|
| | ||
|
|
|
| |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
в 5 «Г» и 5 «Д» классах на 2016-2017 учебный год
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
| |||||||||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| | |
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
| |||||||||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
| |
| ||||||||||||
|
|
| |
|
| |
| ||||||||||||
|
|
| |
|
| |
| ||||||||||||
|
|
| |
|
| |
| ||||||||||||
|
|
| | |
| |
| ||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
| |||||||||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
| |||||||||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
| |||||||||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
| |||||||||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
| |||||||||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
| |||||||||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
| |||||||||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| |
|
|
|
| ||||||||||||
|
| | | | | | |
Приложение:
Темы творческих работ:
Рисунки «Первобытный человек»
Сообщения «Разливы Нила», «Земледелие в Египте»
Сообщение «Военные походы Тутмоса 3»
Сценарий спектакля по мифу об Осирисе и Исиде
Презентации о памятниках искусства Древнего Египта (совместно с родителями)
Сообщения о египетских иероглифах и процессе изготовления папируса с помощью сети Интернет
Шарады, кроссворды по теме «Древний Египет»
Кроссворд по теме урока «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Сообщение о достижениях финикийских ремесленников
Сообщения «Легенды о персидских царях»
Сообщение о Будде
Кроссворды по теме урока « Первый властелин единого Китая»
Сообщение «Миф о Дедале и Икаре»
Сообщение о Гомере
Сообщения «Миф об основании олимпийских игр», «Знаменитые атлеты»
Инсценировка событий одного из сражений греко – персидских войн
Презентация об одном из храмов Акрополя (совместно с родителями или старшеклассниками)
Кроссворд по теме урока «В городе богини Афины»
Сообщения о друзьях и соратниках Перикла с использованием сети Интернет
Сообщение «Легенда об основании Рима»
Сообщения «Одежда римлян», «Гадания в Риме»
Краткосрочный проект на темы «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака»
Кроссворд по одному из пунктов параграфа 53 «Установление империи» (на выбор),
Сообщения о Меценате, Горации, Цицероне, Вергилии
Сообщение и жизни Рима в 1 в. н.э.
Виртуальная экскурсия по Риму( с использованием презентации, Интернет-ресурсов, электронных изданий).
Рассказ от имени простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме.
Темы проектов:
Изобретения древних людей
Семь чудес древнего мира
Основатели мировых религий: Будда, Конфуций, Иисус Христос
Великие полководцы древности: Александр Македонский, Ганнибал, Гай Юлий Цезарь
Поход Спартака в Альпы
Красс против Спартака
13