СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8-9 класс по Габриеляну

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа написана для 8-9 классов по химии из расчета 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8-9 класс по Габриеляну»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ

Класс: 8-9

Рабочую программу составила Терехова Оксана Сергеевна

учитель химии и биологии

МБОУ Школа № 36 с углубленным изучением отдельных предметов г.о.Самара.


Пояснительная записка.

Рабочая программа для основной школы составлена на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта общего образования,

-Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,

-Фундаментального ядра содержания общего образования,

-Примерной программы основного общего образования по химии, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, авторской программы О.С. Габриеляна

«программа курса химии для 8-9 классов».


Количество часов

на изучение программы по учебному предмету (курсу)


8 класс

9 класс

Всего часов

68

68

136


Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять.

Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности.

На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).

Основными целями курсов 8-9 классов являются:


- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Химия в основной школе изучается с 8 по 9 классы. Общее число учебных часов за два года обучения - 136, из них на курс «Химия» в 8 классе по 68 часа (из расчета 2 часа в неделю), на курс «Химия» 9-й класс 68 часов (из расчета 2 часа в неделю).


Задачи:

В 8 и 9 классах:

- Изучить важнейшие факты, понятия, законы и теории, химический язык, доступные обобщения и понятия о принципах химического производства;

- Развить умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;

- Раскрыть роли химии в решении глобальных проблем человечества;

- Развивать личность обучающихся, формировать у них гуманистические отношения и экологически целесообразное поведение в быту и в трудовой деятельности.


Режим занятий.

Химия в основной школе изучается с 8 по 9 класс. В учебном плане школы на изучение химии отводится в 8 и 9 классах по 68 ч (2 ч в неделю).

В свою очередь, содержание курса химии в основной школе является базой для изучения общих химических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного химического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

в 8 классе – 9 практических работ;

в 9 классе – 6 практическая работа



Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Личностными результатами изучения предмета «Химия» являются сформированность следующих умений:

- овладение на уровне общего образования законченной системой химических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности химических знаний, как одного из важнейших компонентов научной картины мира:



Метапредметными результатами изучения курса «Химия» являются сформированность следующих умений:

Метапредметные результаты курса «Химия» основаны на формировании универсальных учебных действий.


Личностные УУД:

Личностными результатами освоения учащимися основной школы программы по химии являются: формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.




Важнейшие личностные результаты обучения химии в 8 классе:

- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Важнейшие личностные результаты обучения химии в 9 классе:

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

– с учётом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

– учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения.

- учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

- осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

- использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

- приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

- учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих.

- учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

- выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.

- учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.

- использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Средством развития личностных результатов служат учебный материал и продуктивные задания учебника, нацеленные на 6-ю линию развития – умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе.

Регулятивные УУД:

8-й класс

- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства

достижения цели.

- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

9-й класс

- Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства

достижения цели.

- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

- Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

- Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства

(справочная литература, сложные приборы, компьютер).

- Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

- Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

- Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

- Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

- Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

- Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).



Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).



Познавательные УУД:

8-й класс

- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических

операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в

текст и пр.).

- Вычитывать все уровни текстовой информации.

- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её

достоверность.

9-й класс

- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов,

определяющих данную предметную область.

- Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

- Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

- Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы

слушания.

- Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила

информационной безопасности.

- Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать

адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.



Коммуникативные УУД:

8-й класс

- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

9-й класс

- Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

- В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и

корректировать его.

- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.



Предметными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:

8-й класс

осознание роли веществ:

- определять роль различных веществ в природе и технике;

- объяснять роль веществ в их круговороте.

рассмотрение химических процессов:

- приводить примеры химических процессов в природе;

- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.

использование химических знаний в быту:

– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.

объяснять мир с точки зрения химии:

– перечислять отличительные свойства химических веществ;

– различать основные химические процессы;

- определять основные классы неорганических веществ;

- понимать смысл химических терминов.

овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:

- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:

- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

– различать опасные и безопасные вещества.

9-й класс

- описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

- раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

- изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

- вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

- сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

- классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;

- пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

- проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

- различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

- раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

- описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

- характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

- различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

- изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

- выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;

- характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

- характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; 

- объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

- называть признаки и условия протекания химических реакций;

- устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно- восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

- составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;

- прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

- составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

- выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

- приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

- определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

- проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов

- определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

- составлять формулы веществ по их названиям;

- определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

- составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

- объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

- называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, оснóвных;

- называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот, оснований, солей;

- приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

- определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;

- составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;

- проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ.





Содержание курса химии в 8 классе (68ч.)

раздела

Наименование разделов

Всего часов

1.

Введение.

6

2.

Атомы химических элементов

7

3.

Простые вещества

5

4.

Соединения химических элементов

16

5.

Изменения, происходящие с веществами

12

6.

Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР

22


ИТОГО

68



Содержание курса химии в 9 классе (68ч.)


раздела

Наименование разделов

Всего часов

1

Введение. Общая характеристика химических элементов

10

2

Металлы

14

3

Неметаллы

25

4

Органические вещества

13

5

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка

к государственной итоговой аттестации (ГИА)

6


ИТОГО

68

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

8 КЛАСС


Тема 1. Введение в химию (6 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных вещества

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Тема 2. Атомы химических элементов (7 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.

Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Тема 3. Простые вещества (5ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Тема 4. Соединения химических элементов (16 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.

Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (12ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Тема 6. Теория электролитической диссоциации и свойства классов неорганических соединений (22 ч)

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

9 КЛАСС

Тема 1. Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций.  Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева  (10 ч)

Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы. Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

Тема 2. Металлы  (14 ч)

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.

Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий.

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо.

Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe+2   и Fe+3 .

 Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации.

Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Тема 3. Неметаллы  (25 ч)

Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева,особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) какмера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».

Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Вода.

Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.

Общая характеристика галогенов.

Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства.

Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера.

Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот.

Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV).

Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор.

Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод.

Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний.

Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Тема 4. Органические соединения (13 ч)

Первоначальные представления об органических веществах. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные

положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических

соединений.

Предельные углеводороды. Метан, этан. Состав, строение, физические и химические свойства. Применение. Понятие о гомологах

и гомологических рядах.

Непредельные углеводороды. Состав, строение, физические и химические свойства. Применение.

Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

Кислородсодержащие органические вещества: спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы (общие сведения).

Общие понятия об аминокислотах и белка

Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА)  (6 ч)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов.

Значение периодического закона. Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие

границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксидыи гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.






















































График

контрольных (тематических) работ в 8 классах




Количество работ

Месяц

Тема

Контр. работа

Лаб. работа

Промежаттестация

Сентябрь

Символы химических элементов

Ознакомление с лабораторным оборудованием.

Физические свойства веществ

1

2


Октябрь

Характеристика эемента по положению в ПС.

Химические формулы.


2



Ноябрь





Декабрь





Январь

Классификация веществ.

Признаки протекания химических реакций

1

1


Февраль

Уравнения химических реакций

1



Март

Очистка загрязненной поваренной соли.

Приготовление раствора


2


Апрель

Уравнения электролитической диссоциации.

Определение рН среды

1

1


Май

Свойства веществ различных классов .

Кислотно-основные свойства гидроксидов элементов третьего периода.

Свойства гидроксидов элементов главной подгруппы II группы

1

2

1

всего


7

8

1


График

контрольных (тематических) работ в 9 классах





Количество работ

Месяц

Тема

Контр. работа

Лаб. работа

Промежаттестация

Сентябрь

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений





Октябрь

Металлы и их соединения

1

1


Ноябрь

Водород и его важнейшие соединения. Галогены

1

1


Декабрь

Скорость химических реакций

1

1


Январь

Подгруппа кислорода

1

1


Февраль

Подгруппа азота. Подгруппа углерода

1

1


Март

Неметаллы и их соединения

1



Апрель

Органические соединения

1

1


Май




1

всего


7

6

1











п/п

Название темы урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Примечание

«а»

«б»

Тема 1. Введение

(6ч)


1

Вводный инструктаж по ТБ при работе в кабинете химии. Предмет химии. Вещества.




2

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека.




3

Практическая работа №1. «Приёмы

обращения с лабораторным оборудованием» Инструктаж ТБ




4

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов.




5

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса.




6

Практическая работа №2. «Наблюдение за горящей свечой» Инструктаж ТБ




Тема 2. Атомы химических элементов.

(7ч)


7


Основные сведения о строении атомов. Состав атомов. Изотопы.




8

Строение электронных оболочек атомов.




9

Ионы. Ионная химическая связь.




10

Ковалентная связь.




11

Металлическая химическая связь.




12

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Атомы химических элементов»




13

Контрольная работа №1 по теме: «Атомы химических элементов»




Тема 3. Простые вещества.

(5ч)


14

Простые вещества-металлы.




15

Простые вещества -неметаллы. Аллотропия.




16

Количество вещества. Моль. Молярная масса.




17

Молярный объём газов.




18

Решение задач по темам: «Молярный объем газов, количество вещества».





п/п

Название темы урока

Кол-во часов

Дата проведения


Примечание

«а»

«б»

Тема 4. Соединение химических элементов.

(16ч)


19

Степень окисления.




20

Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.




21

Основания.




22

Кислоты.




23

Соли.




24

Составление формул солей.




25

Обобщение и систематизация знаний по теме «Важнейшие классы бинарных соединений»




26

Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки.




27

Чистые вещества и смеси.




28

Практическая работа №3. «Анализ почвы и воды» Инструктаж ТБ




29

Массовая доля компонентов в смеси.




30

Решение задач на нахождение массовой доли компонентов смеси.




31

Решение задач на нахождение массовой доли компонентов раствора.




32

Практическая работа №4. «Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества» Инструктаж ТБ




33

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Соединения химических элементов».




34

Контрольная работа №2. по теме: «Соединения химических элементов».





Тема 5. Изменения, происходящие с веществами.

(12ч)


35

Физические явления в химии.




36


Химические явления. Химические реакции.




37

Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения.




38


Расчёты по химическим уравнениям.





39


Решение расчетных задач по уравнению реакции.




40

Решение расчетных задач на вычисление массы продукта реакции.




41

Типы химических реакций.




42

Типы химических реакций на примере свойств воды.




43

Скорость химических реакций. Катализаторы.




44

Практическая работа №5.

« Признаки химических реакций» Инструктаж ТБ




45

Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами».





46

Контрольная работа №3. по теме «Изменения, происходящие с веществами».






п/п



Название темы урока


Кол-во часов


Дата проведения


Примечание

«а»

«б»

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

Окислительно – восстановительные реакции

(22ч)


47


Растворение как физико – химический процесс. Типы растворов. Повторный инструктаж по Т.Б.




48


Электролитическая диссоциация (ЭД)




49

Основные положения Теории ЭД. (ТЭД)




50


Ионные уравнения реакций




51


Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца




52

Кислоты, их классификация.




53

Свойства кислот.




54

Основания, их классификация.




55

Свойства оснований.




56

Оксиды, их классификация и свойства.




57

Соли, их свойства.




58

Генетическая связь между классами неорганических соединений.




59


Практическая работа №6. «Свойства кислот оснований, оксидов и солей». Инструктаж ТБ




60

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Растворение и растворы».






61


Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).




62


Составление электронного баланса в ОВР.




63

Свойства простых и сложных веществ в свете ТЭД и ОВР




64

Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме: «ОВР» Инструктаж ТБ




65


Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов, ионные уравнения, ОВР».




66

Итоговая контрольная работа №4 за курс химии 8 класса




67

Анализ итоговой контрольной работы.





68

Портретная галерея великих химиков






















п/п

Название темы урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Примечание

«а»

«б»

Тема 1. Введение

(10ч)


1

Характеристикахимического элемента на основании его положения в Периодической системе

Д. И. Менделеева




2

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления




3

Амфотерные оксиды и гидроксиды




4

Периодический закон и Периодическая система

Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома




5

Химическая организация живой и неживой природы




6

Классификация химических реакций по различным основаниям




7


Понятие о скорости химической реакции




8

Катализаторы




9

Обобщение и систематизация знаний по теме «Введение»




10

Контрольная работа№1по теме  «Введение»




Тема 2. Металлы

(14ч)




11

Положение

элементов-металлов в Периодической системе

Д. И. Менделеева и особенности строения их

атомов. Физические свойства металлов. Сплавы




12

Химические свойства металлов




13

Металлы в природе. Общие способы их получения.

Решение расчетных задач с понятием массовая доля выхода продукта




14

Понятие о коррозии металлов




15

Щелочные металлы: общая характеристика.

Соединения щелочных металлов




16

Щелочноземельные металлы: общая характеристика. Соединения щелочноземельных металлов




17

Алюминий – переходный элемент. Физические и химические свойства алюминия. Получение и применение алюминия




18

Соединения алюминия —

оксид и гидроксид, их амфотерный характер.




19

Практическая работа №1

Осуществление цепочки химических превращений




20

Железо – элемент VIIIгруппы побочной подгруппы. Физические и химические свойства железа. Нахождение в природе.




21

Соединения железа +2,+3 их качественное определение. Генетические ряды   Fe +2 и  Fe +3.




22

Практическая работа №2

Получение и свойства соединений металлов. Практическая работа №3

Решение экспериментальных

задач на распознавание и получение соединений металлов




23

Обобщение знаний по теме «Металлы»




24

Контрольная работа №2

по теме «Металлы»




Тема 3. Неметаллы

(25ч)




25

Общая характеристика неметаллов. Общие химические свойства

неметаллов.

Неметаллы в природе и способы их получения




26

Водород. Вода




27

Галогены: общая характеристика




28

Соединения галогенов.

Практическая работа №4

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов»




29

Кислород




30

Сера, ее физичекие и химические свойства




31

Соединения серы




32

Серная кислота  как электролит и ее соли




33

Серная кислота  как окислитель.  Получение и

применение серной кислоты





34

Практическая работа №5

Решение экспериментальных задач по  теме «Подгруппа кислорода»




35

Азот и его свойства




36


Аммиак и его соединения. Соли аммония




37

Оксиды азота




38


Азотная кислота как электролит, её применение





39


Азотная кислота как окислитель, её получение




40

Фосфор. Соединения фосфора. Понятие о фосфорных удобрениях




41

Углерод




42

Оксиды углерода




43

Угольная кислота и её соли.

Жесткость воды и способы её устранения




44

Кремний




45

Соединения кремния.
Силикатная промышленность




46

Практическая работа №6

Получение, собирание и распознавание газов





47


Обобщение по теме «Неметаллы»




48


Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы»




Тема 4. Органические вещества

(13ч)




49

Первоначальные сведения о строении органических веществ.




50


Углеводороды: метан, этан.





51


Углеводороды: этилен





52

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.




53

Спирты (метанол, этанол, глицерин).




54

Карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений.




55

Биологически важные вещества: жиры.




56

К. р. № 4 «Итоговая контрольная работа»




57

Биологически важные вещества: белки.




58

Биологически важные вещества: углеводы.

Представления о полимерах на примере полиэтилена




59


Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота). Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.




Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ОГЭ)  

(6 ч)




60

Подготовка к итоговой контрольной работе за курс химии 9 класс






61


Итоговая контрольная работа




62


Работа над ошибками




63

Тренинг тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет