ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
2. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Учебного плана образовательного учреждения.
4. Устава КОУ ВО «ВШ №31»
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Формы и методы организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения:
1.Педагогические технологии ориентированы:
- на формирование положительной мотивации к учебному труду.
- интенсификацию коммуникативной среды
- развитие личности, способной к учебной деятельности
2.Классно-урочная технология обучения
- обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и навыков
3.Интерактивные технологии (ИКТ) или групповые технологии обучения (работа в парах, группах, фронтальная работа в кругу)
- формирование личности коммуникабельной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала
4.Игровая технология (дидактическая игра)
- освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве.
5.Личностно-ориентированная технология обучения
- развитие личности ученика, выявление его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. При реализации данного подхода процесс обучения согласовывается с учетом мыслительных и поведенческих особенностей учащихся.
Основные подходы личностно-ориентированного образования
- разноуровневый - ориентация на разный уровень сложности программного материала
Сроки реализации программы - на ступень ( 11-4 классы).
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Зрительное восприятие.
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).
Слуховое восприятие.
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие.
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха.
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)
Восприятие вкуса.
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Рабочая программа предназначена для 4 класса и рассчитана на 102 часов по 3 часа в неделю.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Учебно- тематическое планирование «Сенсорное развитие»
№п/п | Содержание программного материала |
1. | Фиксация взгляда на лице человека, выше и ниже уровня глаз |
2. | Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). |
3. | Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз |
4. | Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка |
5. | Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа, слева от ребенка. |
6. | Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали). |
7. | Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по кругу, вперед/назад). |
8. | Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. |
9. | Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. |
10. | Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.). |
11. | Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.). |
12. | Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха |
13. | Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне плеча |
14. | Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне талии |
15. | Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука |
16. | Локализация неподвижного удаленного источника звука. |
17 | Соотнесение звука с его источником. |
18 | Нахождение одинаковых по звучанию объектов. |
19 | Нахождение одинаковых по звучанию объектов. |
20 | Реакция на прикосновения человека. |
21 | Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл) |
22 | Реакция на соприкосновение различными по температуре (холодный, теплый) |
23 | Реакция на соприкосновение различными по фактуре (гладкий, шероховатый) |
24 | Реакция на соприкосновение различными по вязкости (жидкий, густой, сыпучий) |
25 | Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. |
26 | Реакция на вибрацию, исходящую от объектов |
27 | Реакция на давление на поверхность тела. |
28 | Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. |
29 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). |
30 | Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. |
31 | Совершенствование точности мелких движений рук. |
32 | Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник). |
33 | Дорисовывание симметричной половины изображения. |
34 | Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей |
35 | Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий) |
36 | Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по фактуре (гладкий, шероховатый) |
37 | Различение материалов по вязкости (жидкий, густой). |
38 | Различение материалов по влажности (мокрый, сухой) |
39 | Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко). |
40 | Точная дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий). |
41 | Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами). |
42 | Игры с мелкой мозаикой. |
43 | Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам. |
44 | Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам. |
45 | Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. |
46 | Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. |
47 | Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое-влажное-мокрое и т.д.), их словесное обозначение. |
48 | Тренировка зрительной памяти. |
49 | Профилактика зрения. Гимнастика для глаз. |
50 | Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (горький, сладкий, кислый, соленый) |
51 | Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (горький, сладкий, кислый, соленый) |
52 | Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий-слаще, кислый – кислее и т.д.), словесное обозначение. |
53 | Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). |
54 | Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый). |
55 | Дифференцированное восприятие ароматов. |
56 | Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе) |
57 | Упражнения в измерении веса предметов на весах. |
58 | Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный - полезный). |
59 | Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный - полезный). |
60 | Определение противоположных действий, совершаемых с предметами |
61 | Определение противоположных действий, совершаемых с предметами |
62 | Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале |
63 | Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале |
64 | Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных). |
65 | Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий: - открывание и закрывание коробок, флаконов и завинчивающими крышками. |
66 | Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий: - открывание и закрывание коробок, флаконов и завинчивающими крышками. |
67 | Действия с предметами разной формы. Форма геометрических тел: куб, цилиндр, параллелепипед, призма, шар, конус. |
68 | Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одной формы из 4-х предметов |
69 | Группировка предметов по форме. |
70 | Выбор по образцу и группировка объемных предметов: шар, куб, параллелепипед, призма, конус, цилиндр. |
71 | Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одной формы из 4-х предметов |
72 | Развитие слухомоторной координации. |
73 | Определение на слух звучание различных музыкальных инструментов. |
74 | Формирование чувства ритма. Игровые упражнения. |
75 | Дидактическая игра «Угадай по голосу». |
76 | Плоскостные формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. |
77 | Выбор по образцу и группировка плоскостных форм. |
78 | Самостоятельно выбрать объемные и плоскостные формы: кубик, шарик, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. |
79 | Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно заданию «Разложи, какие куда подходят». |
80 | Величина. Большой, маленький, побольше, поменьше, самый маленький, самый большой. |
81 | Толстый – тонкий. Толще – тоньше. Самый толстый, самый тонкий. |
82 | Длинный – короткий. Длиннее, короче, самый длинный, самый короткий. |
83 | Широкий – узкий. Шире, уже, самый широкий, самый узкий. |
84 | Высокий – низкий. Выше, ниже, самый высокий, самый низкий. |
85 | Подбор и группировка одинаковых по величине предметов. |
86 | Практические упражнения на различение цвета, формы, величины предметов. |
87 | «Подбери по цвету» (подбор однородных предметов: кубики к кубикам, карандаши к карандашам) |
88 | Подбор разнородных предметов (кукле платье, носочки, шапочку одного цвета; чашку, блюдце, тарелку. |
89 | Разложи в ряд»: чередование предметов по цвету, форме, величине через 2 элемента кр.-с.-с.; кр.-с.-с. |
90 | Квадрат –круг-круг-квадрат; большой –маленький-маленький-большой. |
91 | «Что лишнее»: исключение «лишней» картинки, предмета, из нескольких |
92 | Ориентировка в помещение и на улице по словесной инструкции |
93 | Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. |
94 | Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений. |
95 | Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате). |
96 | Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по – разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) |
97 | Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по – разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) |
98 | Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по – разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) |
99 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). |
100 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). |
101 | Закрепление пройденного. |
102 | Закрепление пройденного. |