СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению. 1-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л. Ф. Климановой, М.В. Бойкиной Литературное чтение. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы - М.: «Просвещение», 2019 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению. 1-4 классы»

Уровень: НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Предметная область: РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Предмет: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Классы: 1-4

Программа разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями);

  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, http://edu.crowdexpert.ru/results-noo).

  • авторская программа: Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина Литературное чтение. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы - М.: «Просвещение», 2019.

  • в соответствии с ООП НОО МБУ «Школа № 4».


Данная рабочая программа, ориентирована на работу с учебниками

  • 1 класс. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. 1 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение.

  • 2 класс. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. 2 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение.

  • 3 класс. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. 3 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение.

  • 4 класс. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Литературное чтение. 4 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение.


I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностные результаты


Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Формирование эстетических чувств.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей.

Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты

Овладение навыком смыслового чтения текстов различных видов и жанров , умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество: книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата.



Предметные результаты

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Формирование отношения к книге как к важнейшей культурной ценности.

Формирование отношения к художественным произведениям как к искусству слова.

Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов России.

Осознание значимости систематического чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении.

Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев.

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.





II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование.

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по услышанным учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Чтение вслух.

Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, предполагающее связь звучащего слова (словосочетание и предложение) и его значения. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, при этом замедлять его или ускорять в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей раз­ных по виду и типу текстов.

Чтение про себя.

Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объему и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художествен­ном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе­ние целей этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с раз­ными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст, справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, ти­тульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодические издания (журналы, газеты), справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятель­ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру­гой справочной литературой.

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-познавательного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением

Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображенных картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.


Понимание нравственно-эстетического содержания прочи­танного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованием специфической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов произведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия Родина, формирование представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношения литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей (не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека, как самого себя) и умение применить их в повседневном общении. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои общения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-познавательными и другими видами текстов

Понимание заглавия произведения, адекватное соотноше­ние с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-познавательного текстов (передача информации). Понимание отдельных наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знаком­ство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые (опорные) слова. Построение алгорит­ма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями.. Особенности диалогиче­ского общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, вы­слушивать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме вы­сказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов.

Самостоятельное построение плана собственного высказыва­ния (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи)

Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголо­вку, отражение в нём темы (места действия, характеров героя). Ис­пользование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения..


Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных наро­дов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, до­ступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-познавательные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; детях, семье и школе; братьях наших мень­ших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.


Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте и средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочине­ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож­ников, по серии иллюстраций или на основе личного опыта.




III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

Обучение чтению


1. Подготовительный этап

20

2. Букварный период

64

3. Послебукварный период

8

Итого

92

Литературное чтение


1. Вводный урок

1

2. Книги – мои друзья

3

3. Радуга-дуга

5

4. Здравствуй, сказка!

6

5. Люблю всё живое

6

6. Хорошие соседи, счастливые друзья

7

7. Край родной, навек любимый

10

8. Сто фантазий

2

Итого

40

Итого за год

132




2 класс

п/п

Разделы

Кол-во часов

Из них

Уроки развития речи

Контрольные и проверочные работы, тесты

1

Вводный урок

1



2

Любите книгу

9



3

Краски осени

13


1

4

Мир народной сказки

17

1

1

5

Весёлый хоровод

10

1


6

Мы - друзья

10

1

1

7

Здравствуй, матушка-зима!

10


1

8

Чудеса случаются

16


1

9

Весна, весна! И всё ей радо!

11

1

1

10

Мои самые близкие и дорогие

8



11

Люблю всё живое

16

2

1

12

Жизнь дана на добрые дела

15

1

1


Итого за год

136

7

8





3 класс

п/п

Разделы

Кол-во часов

Из них

Уроки развития речи

Контрольные и проверочные работы, тесты

1

Вводный урок

1



2

Книги – мои друзья

4



3

Жизнь дана на добрые дела

17

1

1

4

Волшебная сказка

15


1

5

Люби всё живое

20

2

1

6

Картины русской природы

12


1

7

Великие русские писатели

30

1

1

8

Литературная сказка

19

1

1

9

Картины родной природы

18

1

1


Итого за год

136

6

7


4 класс

п/п

Разделы

Кол-во часов

Из них

Уроки развития речи

Контрольные и проверочные работы, тесты

1

Вводный урок

1



2

Книга в мировой культуре

8

1

1

3

Истоки литературного творчества

21

2

1

4

О Родине, о подвигах, о славе

15

1

1

5

Жить по совести, любя друг друга

15


1

6

Литературная сказка

27

3

1

7

Великие русские писатели

36

2

2

8

Литература как искусство слова, Обобщение по курсу литературного чтения

7



9

Резерв учебного времени

6




Итого за год

136

6

7